Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Дуализм и отвержение надежды на Пришествие



Вера в непосредственный переход души сразу после смерти в состояние совершенного блаженства (небеса), либо в состояние непрерывных мучений (ад), либо в промежуточное состояние очищения (чистилище), весьма ослабила напряженность ожидания пришествия Христа. И в этом нет ничего удивительного. Если в момент смерти душа верующего незамедлительно отправляется на небеса навстречу Господу, где наслаждается совершенным блаженством и общением с Богом, то какой смысл ждать пришествия Христа, которое приведет к воскрешению спящих святых? В лучшем случае Парусия может восприниматься как усиление небесного блаженства для спасенных и ужесточение адских мучений для погибших посредством придания материального тела развоплощенным душам, чья окончательная участь уже определена.

Встреча со Христом в момент смерти. В своей книге Христос среди нас, популярном изложении католического вероучения, Энтони Вильхельм не посвятил ни одной главы Второму пришествию. Почему? Да потому что, согласно католическому вероучению, души спасенных встречаются со Христом в момент смерти. Он пишет: «Именно со Христом мы встречаемся сразу после смерти — явно, лицом к лицу, как с самым близким другом. Тот, к Кому мы обращались в молитвах, Кого мы встречали в таинствах, теперь перед нами во всепоглощающей полноте Своего света, любви и силы»1. Это означает, что для верующего кульминацией служит смерть, а не Второе пришествие. Об этом недвусмысленно заявляет сам Вильхельм: «Смерть есть кульминационное переживание нашей жизни. Это не просто момент времени; это реальный опыт. Мы пробуждаемся к совершенной свободе и встречаем Самого Бога. Вся наша жизнь была прожита только ради этой встречи»2.

Эта доктрина явным образом противоречит библейскому учению, согласно которому христианская надежда находит свое осуществление во встрече со Христом при Его славном пришествии, а не в момент смерти. Библия нигде не провозглашает смерть «кульминационным переживанием нашей жизни». Неудивительно, что для католиков и многих протестантов Второе пришествие более не является насущной необходимостью, поскольку они верят, что встретят Христа сразу после смерти, будучи развоплощенными душами. Оскар Кульман видит один из примеров такой тенденции в «решении Конгрегации Священной канцелярии [от 29 июля 1944 г.], согласно которому вера в видимое возвращение Христа впредь не рассматривается как обязательная (о нем нельзя “учить со всей определенностью“)»3.

Рассматриваемое нами учение не только чуждо Священному Писанию, оно побуждает христиан надеяться на личное и незамедлительное блаженство после смерти и, соответственно, отодвигает на задний план надежду на всеобщее, космическое и коллективное избавление, которое должно осуществиться при Втором пришествии Господа. В конечном итоге эта вера привела к тому, что, по словам Эйбрахама Кайпера, «большинство христиан не заглядывают дальше собственной смерти»4.

Верящие в существование души после смерти озабочены прежде всего тем, чтобы достичь рая незамедлительно, пусть даже в бесплотном виде. Эта озабоченность оставляет мало места для размышлений о пришествии Господа и воскресении тела.

Бессмертие или воскресение? Индивидуалистическая надежда на бессмертие попирает библейскую коллективную надежду на окончательное возрождение всего Божьего творения (Рим. 8:19—23; 1 Кор. 15:24—28). Если единственное будущее, которое принимается в расчет, — это индивидуальное выживание после смерти, то страдания человечества могут представлять лишь побочный интерес, а ценность Божьего искупления для всего мира остается в небрежении.

Концепция посмертного существования развоплощенной души уходит корнями в греческую философию. Мы увидели, что для греков воскресение тела было немыслимым, поскольку тело, как они считали, представляет меньшую ценность и не заслуживает продолжения жизни. Однако, согласно библейскому учению, тело — это не темница души, но храм Духа Божьего, и потому оно достойно творения и воскресения.

«Если опираться на греческую концепцию смерти, — пишет Оскар Кульман, — можно прийти лишь к доктрине “бессмертия души”. Вера в воскресение, напротив, возможна только на библейском основании… где смерть и продолжение жизни составляют не органический, естественный процесс, а скорее столкновение могущественных сил. В Библии, когда жизнь возникает из смерти, требуется чудо… Надежда на воскресение предполагает веру в сотворение. Поскольку Бог сотворил в том числе и тело, библейское “воскресение”, вопреки эллинизму, должно быть и воскресением тела»5.

Верить в бессмертие души значит верить в то, что по крайней мере одна из составляющих человеческой личности бессмертна, то есть для нее невозможно прекратить существование. Такая вера порождает самонадеянность и уверенность в возможности своей души вознестись к Господу. Как выразился Стивен Трэвис: «Люди склонны считать бессмертие своим естественным свойством, неотъемлемой частью своей природы, а вовсе не даром Божьей благодати»6.

С другой стороны, верить в воскресение тела значит полагаться не на себя и не на способность развоплощенных душ возноситься к Господу, но на Христа, Который придет воскресить мертвых и преобразить живых. Парусия станет осуществлением общей надежды, осознаваемой как нисхождение Христа к человечеству, а не как восхождение отдельных душ ко Христу.

Христианская надежда — это не «журавль в небе» и не «воздушный замок». Это реальная встреча на этой земле между облеченными в плоть верующими и воплотившимся Христом в славный день Его Парусии. Итогом этой реальной встречи будет преобразование, которое затронет и человечество, и природу. Дуалистический взгляд на человеческую сущность затмевает и нивелирует это великое ожидание своим учением о том, что душа встречается со Христом в раю сразу после смерти. Единственная защита от этого популярного лжеучения — это ясное понимание библейского учения о природе и участи человека. В данный момент мы будем исследовать библейское описание способа, цели и последствий Второго пришествия Христа.

 

Как придет Христос

Пришествие Христа будет личным. Согласно Новому Завету возвращение Христа будет личным, видимым, внезапным, славным и триумфальным. Возвращение Христа будет, несомненно, личным. Два ангела заверили учеников, наблюдавших за вознесением Господа: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11).

Этот текст не оставляет никаких сомнений в том, что воскресший Господь, вознесшийся на небеса как видимая и осязаемая личность, таким же точно образом и вернется на землю. Это ясное учение отвергается многими либеральными богословами, которые придают духовный смысл и вознесению, и Второму пришествию. По их мнению, вознесение было лишь неким иллюзорным представлением, символизировавшим высший уровень Христова бытия. Подобным же образом и тексты о возвращении Христа истолковываются как более мощное проявление Его духовной силы в этом мире. Они считают, что Христос не вернется на эту землю лично, но будет оказывать все большее духовное влияние на человечество.

Толкование Второго пришествия в метафорическом смысле противоречит многочисленным недвусмысленным описаниям Его личного возвращения. В Флп. 3:20, 21 Павел говорит: «Мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его». Далее, в 1 Фес. 4:16 тот же апостол заявляет: «Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба» (ср. Кол. 3:4; 1 Кор. 15:22; Тит. 2:13). Отрывки подобного рода вступают в явное противоречие с метафорической интерпретацией возвращения Христа. Именно «Сам Господь… сойдет с неба», а вовсе не Его сила.

Пришествие Христа будет видимым. С личностным и физическим аспектом пришествия Христа тесно связан его видимый характер. Он заложен в двух терминах, которые в основном используются для описания Пришествия, а именно: parousia — пришествие и epiphaneia — явление. Эти термины служат для описания не внутренних, скрытых от чужих взоров духовных переживаний, но реальной встречи с видимой личностью.

Послание к Евреям разъясняет, что как Христос «однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею…», так Он и «во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9:26, 28). Данное сравнение предполагает, что второе явление будет таким же видимым, как и первое.

Иисус Сам развеял все сомнения относительно видимости Своего возвращения. Он предостерег учеников против лжеучения о Его тайном пришествии, сравнив его с молнией, которая «исходит от востока и видна бывает даже до запада» (Мф. 24:27). Далее Он добавил: «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:30).

Та же истина подчеркнуто выражена и в величественном языке Откр. 1:7: «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные». Представление о невидимом пришествии Христа, воспринимаемом только глазами веры, которое проповедуется Свидетелями Иеговы, так же как и концепция тайного Пришествия для восхищения Церкви, которой придерживаются многие диспенсационалисты, не находят основания в Библии. Иоанн указывает на зримое возвращение Христа как на гарантию того, что мы в конечном итоге будем преображены: «Знаем только, что… будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть» (1 Ин. 3:2).

Пришествие Христа будет внезапным. Возвращение Христа будет еще и неожиданным, оно застанет людей врасплох. Чтобы проиллюстрировать внезапность Своего пришествия, Христос сравнил его с гибелью мира в потопных водах: «Как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег,… так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:38, 39).

Еще одна метафора, использованная Христом для иллюстрации неожиданности и внезапности Его возвращения, — это проникновение вора в дом: «Если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего» (Мф. 24:43). Поскольку возвращение Христа будет внезапным и неожиданным, Он увещевает верующих пребывать в постоянной готовности: «Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын Человеческий» (Мф. 24:44; ср. 1 Фес. 5:6).

Внезапность возвращения Христа не противоречит исполнению знамений последнего времени, ибо, как мы уже говорили выше7, их задача — побуждать к постоянной готовности, а не провоцировать на будоражащие кровь предсказания. Знамения конца, данные Христом и разъясненные новозаветными авторами, носят общий характер, поскольку им надлежало питать веру и укреплять надежду последователей Христа на протяжении всей истории человечества.

Пришествие Христа будет славным и триумфальным. В отличие от Своего первого пришествия, когда Христос вошел в этот мир беспомощным младенцем в скромном селении, второй раз Он придет как Завоеватель, в силе и славе Бога. Сам Иисус описывает Свое возвращение как зримое и повсеместное явление Его силы и славы. «Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф. 16:27). Павел отчасти перекликается с Христом в своем описании Второго пришествия: «Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба» (1 Фес. 4:16; ср. Кол. 3:4; Тит. 2:13).

Иоанн Богослов ярким и драматическим образом описывает славу, которой будет сопровождаться возвращение Христа, представив Его в виде Всадника на белом коне, сияющего славой, за Которым следуют воинства небесные, «облеченные в виссон белый и чистый». «На одежде и на бедре Его написано имя: “Царь царей и Господь господствующих”» (Откр. 19:11—16).

Возможно, самым впечатляющим образом, использованным в Библии для описания славы и величия возвращения Христа, является Его «пришествие на облаках». Сам Иисус пользовался этим образом, когда говорил о Своем возвращении. На вопрос учеников о том, каким будет Его пришествие, Иисус ответил: «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:30). Во время допроса у первосвященника, Иисус заявил: «Сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных» (Мф. 26:64). Та же лексика использована и в Книге Откровение: «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око» (Откр. 1:7).

Данное описание восходит к ветхозаветным пророкам, особенно к Даниилу, который пишет: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий… Ему дана власть, слава и царство» (Дан. 7:13, 14; ср. Иоил. 2:2; Соф. 1:14—18). Почему возвращение Христа увязывается с облаками? Многозначность «облаков» в библейской истории позволяет вывести, по крайней мере, три возможных причины.

Пришествие Христа на облаках предполагает, прежде всего, что это будет беспрецедентное, видимое проявление Божественной силы и славы. Поскольку облака названы колесницами Божьей славы (Пс. 103:3) и используются Богом для распространения Его славного присутствия (Исх. 24:14, 15), они достойным образом выражают величие и славу, которые будут сопровождать возвращение Христа.

Пришествие Христа на облаках предполагает также исполнение Божьего завета вознаградить верных и наказать неверных. Завет, который Бог заключил с Ноем после потопа, положив радугу «в облаке» (Быт. 9:13), и водительство посредством облака, которое Бог обещал Своему народу, странствовавшему в пустыне, найдут свое окончательное исполнение, когда явятся облака Пришествия и верующие достигнут цели своего странствования — Земли Обетованной.

Облака Пришествия служат также и предзнаменованием наказания и смерти для неверующих. Пророки описывают великий день Господень как «день облака и мглы» (Соф. 1:15; Иоил. 2:2). От первого исхода до последнего облакá в Библии заключают в себе как обетование о защите для верных, так и предостережение о наказании для неверных.

Пришествие Господа на облаках указывает и на радостное воссоединение со Христом и с верующими всех веков. Павел разъясняет, что и воскрешенные, и преображенные святые будут восхищены вместе «на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4:16, 17). Здесь облака рассматриваются как место встречи с Господом и с верующими всех времен. Подобно тому как израильтяне ощущали Божественное присутствие и силу, живя «под облаком» и крестившись «в облаке» (1 Кор. 10:1—5), так и искупленные испытают Христово присутствие и силу во время великого собрания, которое состоится на облаках при славном возвращении Христа. В данном случае облака Пришествия представляют собой место преображения для всех верующих, место, где будет положено начало вечному братству искупленных.

Данное описание пришествия Христа как личного, видимого, внезапного, славного и триумфального нужно рассматривать как слабую попытку обрисовать самое захватывающее событие, которое когда-либо происходило и произойдет в этом мире.

 

Зачем придет Христос

Заключительный этап спасения. Зачем Христу возвращаться? Главным образом ради завершения искупительного служения, начатого при Его воплощении. Божья победа над силами зла достигается в процессе двух великих событий: Воплощения и Второго пришествия. Оскар Кульман иллюстрирует эту двухэтапную победу посредством аналогии с победой союзнических войск над фашистской Германией8. Та победа тоже была достигнута в два этапа. Первый этап — от начала войны до дня успешной высадки войск союзников в Нормандии. И хотя борьба после этого только усилилась, этот день стал переломным в войне. Второй этап — от дня высадки до дня полного разгрома немецких войск. День победы был ознаменован окончательной капитуляцией немецкой армии и сопутствующими ей торжествами.

Своей победоносной жизнью, смертью и воскресением Христос нанес решающий удар по царству сатаны (аналогия с Днем высадки). Как пишет Павел: «Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол. 2:15). Со времен Пятидесятницы Евангелие Божьего Царства проповедуется по всему миру, и все больше людей освобождаются от сатанинского рабства и становятся подданными Царства Христа. И хотя сатана потерпел сокрушительное поражение, он еще не уничтожен. Его держава еще не разрушена. Ненависть, насилие, преступления, преследования и войны остаются мучительной реальностью и по сей день. Таким образом, Христу необходимо вернуться, чтобы низложить «всех врагов под ноги Свои [аналогия с Днем победы]. Последний же враг истребится — смерть» (1 Кор. 15:25, 26).

Враги Царства Божьего — это духовные враги, которые влияют на человеческие мысли и поступки. Окончательная победа над этими демоническими силами может быть одержана только прямым Божественным вмешательством. Цель возвращения Христа — явить Его скрытую силу, уничтожив все формы зла и делателей оного и установив Его вечное Царство мира и праведности.

Собрание искупленных. Во время Своего земного служения Христос неоднократно заявлял, что основная цель Его возвращения — собрать всех Своих искупленных детей и забрать их к Себе (Мф. 24:31; 25:32—34), чтобы, как сказал Христос, «и вы были, где Я» (Ин. 14:3). Христос настолько небезразличен к нам, что пожелал вернуться за нами. Эта мысль должна наполнять наше сердце радостью — ведь однажды мы будем вместе с Ним. Возвращение Христа так тесно связано с собранием искупленных, что Павел мог на одном дыхании сказать и «о пришествии Господа нашего Иисуса Христа», и о «нашем собрании к Нему» (2 Фес. 2:1).

Невозможно представить себе, насколько величественным будет это собрание, когда искупленные всех веков будут радостно приветствовать Спасителя. Как Христос послал Своих последователей свидетельствовать о Нем «даже до края земли» (Деян. 1:8), так пошлет Он и Своих ангелов собирать «избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба» (Мк. 13:27). Ни один верующий не будет забыт. Во время визита главы государства лишь немногие удостаиваются чести войти в группу встречающих. Во время пришествия Христа каждый верующий, когда-либо живший на земле, пожилой или юный, образованный или неграмотный, богатый или бедный, чернокожий или белый, будет участвовать в великом празднестве, посвященном возвращению Господа.

 

Часть 2: Воскресение

Воскресение верующих

Всеобщее собрание всех верующих станет возможным при возвращении Христа благодаря двум основным событиям: воскресению усопших и преображению живых праведников. И те, и другие будут вознесены с земли на небо. Библия определенным образом относит воскресение и вознесение всех верующих к тому времени, когда придет Христос, которое в некоторых случаях названо «последним днем» (Ин. 6:39, 40, 44, 54). Павел объясняет, что «как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Кор. 15:22, 23; ср. Флп. 3:20, 21; 1 Фес. 4:16).

Апостол однозначно заявляет, что воскресение усопших святых и вознесение всех верующих будет происходить одновременно с пришествием Христа: «Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4:16, 17).

Одно воскресение верующих. Некоторые диспенсационалисты истолковывают выражение «мертвые во Христе воскреснут прежде» в том смысле, что прежде произойдет воскресение новозаветных верующих, которые будут тайно восхищены до времени великой скорби, а затем уже, после великой скорби, будет воскресение ветхозаветных верующих, а также тех, кто обратился во время скорби; тогда же якобы произойдет и воскресение неверующих9. Данное толкование идет вразрез с тем, что говорит Павел. Даже беглое прочтение этого отрывка показывает, что Павел не противопоставляет воскресение новозаветных верующих воскресению ветхозаветных верующих. Скорее он разводит по времени воскресение мертвых во Христе и вознесение оставшихся в живых праведников. «Прежде» в данном случае означает лишь то, что усопшие святые воскреснут до того, как будут восхищены к Господу живые праведники10.

Та же последовательность предложена Павлом в 1 Кор. 15:52: «Ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся». Оба отрывка продиктованы желанием Павла уверить своих читателей в том, что верующие, оставшиеся в живых до времени Пришествия, не будут иметь никаких преимуществ перед усопшими, поскольку преображенные живые верующие «вместе с ними [воскрешенными святыми] восхищены [будут] на облаках в сретение Господу на воздухе» (1 Фес. 4:17). Другими словами, в великом собрании, которое состоится при возращении Господа, будут участвовать все верующие — и воскресшие святые всех веков, и преображенные святые, оставшиеся в живых вплоть до самого Пришествия.

 

Воскресение неверующих

А что же неверующие? Будут ли и они воскрешены? Если да, то когда? Павел в своих посланиях не упоминает о воскресении неверующих, хотя в Деян. 24:15 приводятся его слова о том, что «будет воскресение мертвых, праведных и неправедных». Молчание Павла по этому поводу можно связать с тем, что у него не возникало необходимости рассматривать воскресение неверующих в своей переписке. Однако Библия не замалчивает этот вопрос. Самое определенное ветхозаветное высказывание о воскресении верующих и неверующих содержится в Дан. 12:2: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2).

В Новом Завете воскресение верующих и неверующих подразумевается в некоторых притчах царства, где говорится об окончательном отделении нечестивых от праведных (Мф. 13:41—43, 49, 50; 25:31—46). Самым недвусмысленным образом о нем говорится в Евангелии от Иоанна, где приводятся слова Христа: «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин. 5:28, 29).

Все три означенных текста (Деян. 24:15; Дан. 12:2; Ин. 5:28, 29) как будто бы указывают на то, что воскресение праведных и неправедных будет происходить одновременно. Однако, Откр. 20 свидетельствует, что будет два разнесенных во времени воскресения. Воскресение верующих произойдет раньше, при Втором пришествии Христа, и будет к вечной жизни: «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр. 20:6). Второе воскресение, уже неверующих, произойдет в конце тысячелетия и будет к осуждению и второй смерти: «И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное… Это — смерть вторая» (Откр. 20:15, 14)11.

Сам факт более важен, чем фазы. Для критически настроенного современного читателя между отрывками, говорящими об одном общем воскресении верующих и неверующих, и упоминанием в Откровении о двух воскресениях, разделенных тысячелетием, содержится явное противоречие. Однако на самом деле это мнимое противоречие, и оно нисколько не смущало библейских авторов, поскольку для них реальность воскресения была важнее методики его осуществления. Вот почему в большинстве ссылок на воскресение говорится о его факте, а не о его фазах.

Тот же принцип применим и к судному дню, ведь большинство библейских ссылок подчеркивает его реальность и окончательность, а не его стадии. Впрочем, есть библейские отрывки, которые однозначно указывают на две фазы последнего суда — до Пришествия и после него.

В свете этих фактов Церковь адвентистов седьмого дня признает реальным различие, проводимое в Откр. 20 между воскресением верующих в начале Тысячелетнего царства и воскресением неверующих в его конце. Однако же следует отметить, что разграничение между двумя воскресениями основывается только на одном библейском отрывке. Один обособленный текст едва ли может служить достаточным основанием для библейской доктрины. Адвентисты осознают тот факт, что Писание умалчивает о сущности воскресения нечестивых и о том, какова будет их жизнь до окончательного истребления. Таким образом, едва ли стоит пытаться домысливать то, о чем умалчивает Писание.

Два разных воскресения. Вера в два разных воскресения, которой придерживаются адвентисты седьмого дня, достаточно уникальна для премилленаризма. Адвентисты верят, что воскресение всех усопших праведников и преображение всех живых праведников произойдет одновременно в начале Тысячелетнего царства, когда Христос зримым образом вернется на землю во славе Отца. Грешники, дожившие до этого момента, будут уничтожены, а мертвые грешники останутся в своих могилах вплоть до второго воскресения в конце тысячелетия.

В течение тысячи лет искупленные будут находиться на небесах, а сатана будет скован на земле, лишившейся населения. В конце тысячелетия нечестивые будут воскрешены. Это событие позволит сатане предпринять последнюю попытку овладеть этим миром, когда искупленные сойдут на землю. Однако Бог произведет Свой суд над нечестивыми, навечно их уничтожив (вторая смерть — Откр. 20:13—15). После чего Бог сотворит землю заново, и искупленные будут спокойно жить на ней во веки веков.

По сравнению со взглядами других христиан адвентистское толкование менее путанное и более сообразное с Писанием. Будет не три и не четыре воскресения, как утверждают некоторые диспенсационалисты, а всего лишь два: одно для праведных, другое для неправедных. Это значит, что все искупленные будут воскрешены и получат награду одновременно; подобным же образом и нечестивые воскреснут и будут наказаны все сразу11. Нет никакой путаницы относительного того, кто во время Тысячелетнего царства будет жить на небе, а кто на земле. Нет никакого разграничения между тысячелетним иудейским царством на земле и христианским царством на небесах. Есть только одно Царство Божье, состоящее из верующих всех веков.

 

Воскресение тела

Какого рода тело получат верующие при воскресении или преображении? Будет ли воскрешенное тело воссоединено с душой умершего? Каким оно будет — материальным или духовным? Будет ли оно похожим на нынешнее или же между ними не будет ничего общего? Каким образом будут сохранены наши отличительные черты? Останется ли мой отец 83-летним стариком? Прежде чем попытаться ответить на эти вопросы о сущности воскрешенного тела, мы должны вкратце упомянуть о двух основных возражениях, выдвигаемых против доктрины о воскресении тела. Одно из них зиждется на философском дуализме, другое — на «научном» материализме.

Возражения против воскресения тела. Греческий философский дуализм рассматривал материальное существование как зло, от которого следует избавиться. Спасение виделось в высвобождении души из темницы тела. По всей видимости, этот дуалистический взгляд на человеческую природу повлиял на некоторых коринфских христиан, которые отвергали веру в воскресение тела. На это указывает вопрос, заданный Павлом: «Как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?» (1 Кор. 15:12).

«Мы можем лишь предположить», пишет Энтони Хоекема, «что это произошло под влиянием греческой философии, которая учит бессмертию души и отрицает воскресение тела. Отвечая на это заблуждение, Павел заявляет, что, если человек верит в воскресение Христа, то он не может отрицать и воскресение верующих»12.

Философский дуализм оказал большое влияние на христианскую мысль. В начале христианской эры гностики отвергали воскресение тела, поскольку «материя, согласно их убеждениям, в существе своем порочна, а значит, плоть не может участвовать в спасении, которое, следовательно, должно быть прерогативой души; таким образом, если воскресение — это факт, оно должно быть исключительно духовным, заключающимся в просвещении разума истиной»13.

В наше время дуализм приводит многих христиан к отвержению физического воскресения тела, поскольку оно продлит нынешнее материальное бытие, рассматриваемое как зло. Поэтому многие считают, что при воскресении верующие получат нефизическое, духовное тело.

Ошибочность этого воззрения заключается в том, оно основывается на ложной предпосылке, согласно которой материя — это зло, подлежащее уничтожению. Этот взгляд вступает в явное противоречие с библейскими текстами, в которых говорится, что материя, включая и человеческое тело, есть Божье благое творение (Быт. 1:4; 10, 12, 18, 21, 25, 31). Псалмопевец провозглашает: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен» (Пс. 138:13, 14). Заметим вкратце, что воскрешенное тело Павел называл «духовным» не из-за его нематериальной сущности, а по той причине, что оно водимо Святым Духом.

«Научный» материализм. «Научный» материализм рассматривает материю как единственную и высшую реальность. Поскольку мы существуем в материальном теле, которое воспринимается как результат случайного стечения обстоятельств, то смерть тела означает конец для человека. Христиане, находящиеся под влиянием этой точки зрения, отвергают всякое понятие о воскресении тела. Они считают, что бессмертие заключается единственно в том влиянии, которое мы оказали на людей, и в наследственных чертах, переданных нами своим потомкам.

Этот взгляд отрицает не только библейское учение, но и основное устремление человеческого сердца. В наш век ядерной физики мы приходим к пониманию, что Бог, сотворивший наш мир, властвует даже над его мельчайшими частицами. Верить в воскресение тела значит верить во всемогущество Бога, которому подвластно все, в том числе и наше бытие в мире сем и в мире грядущем.

Факт воскресения. Христианская вера в воскресение тела возникла не из философских выкладок и не из стремления выдать желаемое за действительное, как это произошло с концепцией бессмертия души. Она выросла из убеждения, что подобное событие уже имело место — речь идет о воскресении из мертвых Иисуса Христа. Поскольку Сын Человеческий является представителем всего человечества, произошедшее с Ним служит ключом к тому, что должно произойти с каждым верующим. Христос восстал из могилы облеченным в тело, значит, у нас есть все основания считать, что и мы при воскресении будем наделены телесной оболочкой.

Иисус справедливо назван «начатком, первенцем из мертвых» (Кол. 1:18), ибо, как выразился Джордж Элдон Лэдд, «Он стоит во главе нового бытийного порядка — воскрешенной жизни»14. Факт воскресения Христа гарантирует воскресение верующих, поскольку Христос одержал победу над смертью. Эсхатологический характер воскресения Христа очевиден и в словах Павла о том, что воскресение Спасителя было «первым плодом из усопших» (1 Кор. 15:20 — др. пер.).

Выражение «первый плод» не вызывает почти никаких ассоциаций у современного человека. В библейские же времена оно было весьма многозначительным, поскольку относилось к начаткам жатвы, которые приносились в жертву Господу в знак благодарности за новый урожай. Таким образом, первые плоды, приносимые в Храм, рассматривались не просто как надежда на новый урожай, но и как действительное начало жатвы. Поэтому воскресение Христа есть «первый плод» в том смысле, что оно не просто сделало возможным воскресение верующих, но и гарантировало его.

15я глава 1го Послания к Коринфянам дает наиболее полную трактовку воскресения тела в Библии. В ней Павел особым образом подчеркивает, насколько наше воскресение зависит от воскресения Христа. «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге… А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли» (1 Кор. 15:14, 15, 17, 18). Удивительные слова. Отрицать воскресение Христа значит уничтожать нашу веру в Бога и в Его обетование воскресить нас при возвращении Спасителя. Ведь все дело в том, что посредством Своего воскресения Христос доказал, что Он одолел смерть ради всех Своих последователей.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь