Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Значение воскресения тела
Что означает «воскресение тела»? Библейские авторы знали не хуже нашего, что оно никак не может означать восстановление нынешних физических тел. Во-первых, потому что многие тела поражены болезнью или увечьями, а во-вторых, потому что после смерти они распадаются и обращаются в прах: «Отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются» (Пс. 103:29; ср. Еккл. 3:20; Быт. 3:19). Несмотря на это библейское свидетельство, многие христиане на протяжении веков верили, что воскресшее тело будет состоять из тех же частиц, которые некогда составляли человеческий труп. Эта вера выражена в самых ранних формах апостольского символа веры, в котором говорилось: «Верую в… воскресение плоти», а не тела21. Тертуллиан (ок. 160 — после 220), считающийся отцом латинского христианства, в своем трактате О воскресении плоти заявляет, что Бог воскресит ту самую «плоть, которая была предана земле». Он приводит слова Иисуса: «У вас же и волосы на голове все сочтены» в подтверждение того, что все они будут восстановлены при воскресении. «Если им надлежит безвозвратно погибнуть», рассуждает Тертуллиан, «что проку вести их столь точный учет?»22 «Тело» означает «человек». Путаницы с пониманием выражения «воскресение тела» можно избежать, если признать простую истину: для библейских авторов термин «тело» — это ни что иное как синоним слова «человек». Например, когда Павел пишет: «Мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8:23), он имеет в виду искупление всего человека, нашей личности в целом. Данное значение этого термина становится очевидным далее в том же послании, где Павел обращается к верующим с призывом: «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим. 12:1). В этом тексте приношение тела в жертву определенным образом соотносится с осуществлением «разумного служения» посредством всего нашего существа. Когда Павел говорит о воскресении тела, он вне всяких сомнений имеет в виду всего человека. Как справедливо отмечает Майкл Перри: «В словоупотреблении Павла “тело” — это не “внешняя оболочка” человека, которую он имеет. Это он сам. Древнегреческий термин soma, означающий “тело”, безусловно представляет собой самый близкий эквивалент слова “личность”»23. Таким образом, верить в воскресение (преображение) тела значит верить, что к жизни будет возвращена моя человеческая сущность, мое “я”, все, что составляет мою личность. Это значит, что это будет не кто-то другой, а я сам, исключительный и неповторимый. Короче говоря, это значит, что Бог взял на Себя ответственность за сохранение моей индивидуальности, личности и характера. Следует отметить, что воскресению людей посвящена вся эта глава целиком. Павел нигде и словом не обмолвился о воссоединении воскресших тел с душами. Более того, он даже не упоминает «душу-psyche». Если бы воскресение подразумевало воссоединение тела и души, разве не странно, что Павел так ни разу о нем и не упомянул, рассуждая о природе воскресения? Ведь эта концепция играет ключевую роль в понимании того, что происходит с телом и душой в момент воскресения. Отсутствие каких-либо упоминаний о душе ясно указывает на то, что Павел верил в воскресение всего человека, тела и души. Нельзя не упомянуть, что в 1 Кор. 15:44 Павел все-таки использует прилагательное psychikon, которое происходит от существительного psyche [душа] и переводится обычно как «естественный» или «физический». Однако он использовал его для описания погребаемого «физического тела-soma psychikon», а не бесплотной души, которая якобы остается в живых после смерти тела. Из этого следует, что для Павла «душевный-psychikon» аспект человеческого тела предается по смерти земле, чтобы затем воскреснуть. Чтобы относиться серьезно к воскресению, мы должны принимать всерьез и смерть. Карл Барт был безусловно прав, когда сказал: «Человек, не знающий, что такое смерть, не знает и что такое воскресение»24. И смерть, и воскресение затрагивают всего человека, всю его личность. Хельмут Тилике говорит об этом, опираясь на собственные переживания: «Я бы не рискнул рассматривать смерть как нечто относительное, не затрагивающее мое бессмертное “я”, минующее мою душу. Нет, весь я сойду в могилу. У меня нет никаких оснований отвергать целостность человека, провозглашаемую Писанием, и рассекать его на тело и душу, на бренный и вечный сегменты. Но как христианин я сойду в могилу с полной уверенностью, что не останусь в ней, ибо я тот, кого Бог назвал по имени, и потому я восстану обновленным в день Божий. Я нахожусь под защитой Воскресшего. Я не бессмертен, но я ожидаю своего воскресения»25. Отличительные черты воскресших людей. Суть библейского обетования воскресения заключается в том, что воскресшие святые будут теми же самыми людьми, что некогда существовали на земле. Бог не собирается воскрешать абы кого. Он воскресит именно тех, кто умер. Отсюда вопрос: как объяснить сохранение личностных характеристик людей, переходящих из этой жизни в жизнь грядущую? Чем гарантирована сохранность индивидуальности человека, получающего вечную жизнь? Дуалисты заявляют, что для них не составляет труда объяснить преемственность личностных характеристик, поскольку «умерший человек не прерывает своего существования [как развоплощенная душа] и продолжает жить со Христом до воскресения тела»26. Сущность воскрешенных тел может быть иной, поскольку каждое тело претерпит радикальное преобразование, но индивидуальные черты останутся, поскольку душа, заключающая в себе важнейшие характеристики каждого человека, продолжает существование после смерти тела и в конце концов воссоединится с воскрешенным телом. Дуалисты утверждают, что у холистического взгляда на человеческую природу есть один «фатальный изъян» — он не способен гарантировать преемственность человеческой личности. Они говорят, что холистический взгляд «не может показать, что воскрешенные люди будут теми же самыми людьми, что жили на земле, а не просто их дубликатами; он не отвечает принципу личностной самобытности»27. Эта критика основывается на исходном положении, согласно которому холистический взгляд допускает разрыв в существовании тела или души между смертью и воскресением, а значит, воскрешенные тела должны быть «другими людьми, независимо от того, насколько похоже они выглядят или мыслят»28. Подобная критика холистического взгляда безосновательна по двум причинам. В Библии нет и намека на то, что личностная самобытность человека сохраняется после смерти посредством выживания души. Мы выяснили, что в Библии «душа» — это не бесплотный или рациональный компонент человеческой природы, продолжающий существование после смерти тела. Напротив, душа заключает в себе всю физическую и духовную жизнь человека, которая подвержена закону греха и смерти. Во-вторых, сохранение личностных характеристик зависит не от преемственности физической или духовной сущности, а от Бога, способного сохранить характер и индивидуальность каждого человека. Библия заверяет нас в сохранении нашей индивидуальности с помощью такого образа, как «имена, записанные в книге жизни» (см. Флп. 4:3; Откр. 3:5; 13:8; 17:8; 20:12). Имя в Библии обозначает характер или личность, о чем свидетельствуют многочисленные имена, используемые для описания характера Бога. Из этого следует, что Бог хранит точный портрет характера каждого человека, когда-либо жившего на нашей планете. Он ведет исчерпывающую летопись каждой жизни, ибо Сам Иисус сказал: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12:36, 37). Мы, как христиане, должны возрастать «в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Петр. 3:18), дабы воспитать в себе характер, пригодный для вечности. Именно тот характер или индивидуальность, которые мы обретем в этой жизни, Бог сохранит в Своей памяти и воссоединит с воскресшим телом. Этим объясняется необходимость развивать христианский характер уже в этом мире, поскольку именно он будет составлять нашу личностную самобытность в мире грядущем. Приобретение благочестивого характера — дело всей жизни. Оно требует ежедневного подчинения собственного «я» силе Святого Духа. Павел говорит нам, что «от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда» (Рим. 5:3, 4). Каждый верующий взращивает в себе свой собственный уникальный характер, проходя через искушения, борьбу, поражения, разочарования и победы. Каждый приобретает свой опыт, возрастая в благодати. Это значит, что вероятность «множественного копирования» людей при воскресении, выглядящих, поступающих и думающих одинаково, практически исключена. У каждого христианина свой характер. Каждый из нас обладает уникальной индивидуальностью, которую сохраняет Бог и которая будет воссоединена с воскресшим телом. Чарльз Хартшорн уверяет, что после смерти люди «живут в совершенной и непогрешимой памяти Бога… Смерть не приводит к уничтожению, или даже к порче книги жизни человека; она лишь перелистывает ее заключительную страницу. Смерть выводит “конец” на последней странице, и впредь в книгу уже не внести никаких изменений»29. Практическое значение. Практическое значение веры в воскресение (преображение) всего человека лежит на поверхности. Тот факт, что во время Своего пришествия Христос воскресит верующих, вернув каждому его неповторимую индивидуальность и характер, учит нас, по меткому выражению Елены Г. Уайт, что «характер, сформированный в этой жизни, будет определять нашу будущую судьбу»30. А это значит, как подчеркивает тот же автор, что «уже сейчас нужно развивать в себе те силы, которые дал нам Бог, чтобы нам сформировать характер для добродетельной жизни здесь и для вышней жизни на небесах»31. Верить в воскресение (преображение) тела значит относиться к своему телу с уважением, поскольку от нашего отношения к нему зависят наши личностные особенности по воскресении. Образ семени и плода, использованный Павлом, предполагает, что между нашим нынешним телом и телом будущим существует определенная преемственность. Эта преемственность осуждает излишний аскетизм тех, кто презирает свои тела как нечто земное, что нужно будет отбросить по достижении Небесного Ханаана. Осуждает она и распущенность тех, кто считает, что своему телу можно во всем угождать, ибо происходящее с ним никак не затрагивает душу. Верить в воскресение (преображение) тела значит верить, что мы сможем узнать своих родных и близких на небесах. Мы узнаем своих воскрешенных и преображенных родных, хотя вполне возможно, что они будут выглядеть не совсем так, как мы их запомнили с момента последней встречи. Моя бабушка знала меня маленьким мальчиком, приезжавшим к ней на ферму. Моя жена знает меня как зрелого лысеющего мужчину, у которого была густая копна волос, когда она 36 лет назад выходила за меня замуж. Мои внуки знают меня как дедушку, который рассказывает им про войну с фашистами. По воскресении (преображении) мы узнаем своих родных не потому, что они будут такими же молодыми или старыми, как при нашей последней встрече, а потому, что Бог сохранит их неповторимую индивидуальность и личность и воскресит их вместе с совершенно новым телом. Когда мы встречаем своих одноклассников 20 или 30 лет спустя, нам зачастую с трудом удается узнать их, потому что их внешний облик с течением лет сильно переменился. Однако, поговорив немного, мы вскоре осознаем, что характер их остался прежним. Они остались все теми же людьми, которых мы знали много лет назад. Тот же принцип применим и к нашей встрече с воскресшими родственниками. Мы узнаем их, несмотря на заметные перемены к лучшему в их физическом облике, потому что Бог воскресит их уникальную индивидуальность и все их личностные особенности будут сохранены. Подводя итог, мы можем сказать, что вера в воскресение тела побуждает нас серьезно относиться ко всему нашему существу со всеми его умственными, физическими и духовными составляющими, потому что мы «суть храм живущего в [нас] Святого Духа, Которого [имеем мы] от Бога» (1 Кор. 6:19), и Бог чудесным образом воскресит этот храм при возвращении Христа.
Часть 3: Судный день |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы