Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Библейский взгляд на новую землю



Неземной рай. Большинство людей представляют себе новый мир в виде духовного центра отдыха где-то на небесах, где прославленные души будут проводить вечность в созерцании и размышлениях. Эти ошибочные воззрения нашли отражение в строках популярных христианских гимнов, таких, как эти: «Небесная вечная родина — там ждет меня Отец. Небесная вечная родина — где сияет Божий свет».

Мысль о том, что вечность нужно будет проводить в духовном мире, где-то в глубоком космосе, нося белые одежды, играя на арфах, распевая хвалебные песни, в размышлении и созерцании, едва ли придется по вкусу христианам двадцать первого века, влюбленным в пейзажи и шум современных мегаполисов. В своем эссе, которое называется «Рай», поэт Лаури Ли отмечает, насколько далеки современному уму традиционные представления о рае: «Слишком целомудренный, слишком стерильный, слишком зацикленный на хорошем поведении, у верующего он не вызывал ничего, кроме почтительного кивка. А вот ад всегда привлекал массу внимания, ведь все самое любопытное происходит именно там — яркие краски, высокие температуры, ловкие проказы и неизменно самая интересная компания»41.

Подобные представления о рае как о чем-то смутном и эфемерном уходят корнями в греческую философию, а не в библейское учение. Для древних греков материальная составляющая этого мира была порочной, а следовательно и не заслуживающей существования. Цель жизни виделась в достижении духовного царства, где души, освобожденные от узилища плоти наслаждаются вечным блаженством.

В ходе нашего исследования мы увидели, что христианская Церковь усвоила греческий дуалистический взгляд на человеческую природу и участь. Влияние дуализма на христианскую философию и практику просто огромно. Оно привело не только к уничижению физического аспекта жизни (vita activa) в пользу ее духовного аспекта (vita comtemplativa), но также и к обесцениванию этого материального мира за счет завышенной оценки духовных сфер где-то там, на «небесах».

Большинство современных христиан желают провести вечность «на небесах», а не здесь, на обновленной земле. Эта истина со всей очевидностью открылась мне, когда я проводил исследования, готовясь к написанию этой главы. Когда я ввел фразу «новая земля» в электронную поисковую систему библиотеки Университета Андрюса, на мониторе появилась только одна запись: «Ресторан “Новая земля”» где-то в Иллинойсе. Когда же я ввел слово «небеса», то в моем распоряжении оказалось более 200 названий. Совершенно очевидно, что грядущий мир ассоциируется у христиан с «небесами», а не с «новой землей».

Библейский реализм. Представление об эфемерном, духовном рае где-то «на небесах» возникло под влиянием греческого дуализма, но никак не библейского реализма. И Ветхий, и Новый Заветы говорят о «новом небе и новой земле» (Ис. 65:17; Откр. 21:1) как о нынешнем небе и нынешней земле, обновленных и восстановленных в первозданном совершенстве, а не как об ином мироздании где-то в далеком космосе.

В одной из своих книг я показал, как представления о мире, гармонии, материальном процветании и отраде первой субботы — Первого Дня Адама после его сотворения — действовали в ветхозаветные времена как парадигма Последних Дней (общепринятое обозначение нового мира)42. Мир и гармония, существовавшие между Адамом и животными, будут восстановлены на новой земле, когда «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис. 11:6).

Подобным же образом на новой земле будут восстановлены и процветание и изобилие: «Пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград — сеятеля; и горы источать будут виноградный сок, и все холмы потекут» (Ам. 9:13; ср. Ис. 4:2; 30:23—25; Иоил. 3:18; Соф. 3:13). Эти описания передают картину реальной и изобильной «земной» жизни в новом мире.

Городская жизнь. В Новом Завете к тому же подчеркивается связь и преемственность между жизнью в нынешнем мире и бытием в мире грядущем. Вероятно, самым ярким образом, использованным для передачи ощущения преемственности и реальности нового мира, можно считать образ Города. В Послании к Евреям, например, говорится, что Авраам «ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель — Бог» (Евр. 11:10). Переживания Авраама служат прообразом переживаний всех верующих, потому что автор послания говорит: «Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13:14).

Новый Завет завершается весьма впечатляющим описанием Святого Града, Иерусалима, в который войдут «только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр. 21:27). Едва ли все детали этого описания следует воспринимать буквально. Например, зачем Святому Граду такие высокие стены, которые будут мешать его жителям наслаждаться удивительной панорамой окружающего мира? Очевидно, это видение о высоких стенах было дано Иоанну и его современникам как заверение в полной безопасности. В те дни чем выше были городские стены, тем спокойнее спали обитатели города.

Подобным же образом и имена двенадцати колен сынов Израилевых, написанные на городских воротах (Откр. 21:12), а также имена двенадцати апостолов, написанные на двенадцати основаниях (ст. 14), говорят о том, что население Святого Града будет состоять как из ветхозаветных, так и из новозаветных верующих. Каким бы ни было значение всех описанных в видении подробностей, Святой Град служит образом весьма активной городской жизни на обновленной земле, а не мистического, монашеского существования где-то в небесном убежище.

Активная, увлекательная жизнь. Библейская концепция Святого Града указывает на то, что жизнь на новой земле будет проходить не в изоляции и уединении, а в общении и в увлекательной и активной деятельности. Новая земля будет сложным и многонациональным организмом, где люли всех рас, культур и языков будут мирно сосуществовать и трудиться. Жизнь будет динамичной и творческой, далекой от бездействия и скуки.

«В Новом Иерусалиме», пишет Ширли Ч. Гатри, «будет общность без единообразия, индивидуальность без безответственности. Проблема столкновения прав личности с интересами общества будет решена таким образом, что общество будет служить личности, а личность будет служить обществу как содружеству свободных ответственных существ, объединенных в любви»43.

Образ спасенных, живущих совместно и взаимозависимо в Божьем Граде, отражает исполнение Божественного замысла, которым Он руководствовался при творении и искуплении. При творении Бог выразил желание, чтобы люди развивались не по одиночке, но в совместном труде, покоряя и владычествуя над землей. Посредством искупления Христос примиряет нас с Богом и ближними, так что мы обретаем способность жить в мире даже с теми, кого мы некогда считали врагами.

Городская организация жизни отражает Божью волю. Библейская концепция Святого Града на новой земле показывает нам, что городская организация жизни соответствует Божьей воле. Многим подобный взгляд претит, поскольку современные города едва ли можно назвать отражением Божьего Града. Напротив, они поражены преступностью, ненавистью, враждебностью и безразличием к Богу и ближним.

Современная городская жизнь не должна служить основанием для отвержения городской организации жизни в принципе. Тот факт, что на новой земле люди будут жить в городских условиях, говорит о том, что они смогут проживать совместно в сложной городской системе, причем им удастся избежать социальных, экономических, экологических, политических и расовых проблем, которые мы испытываем сегодня. Более того, эта концепция совместного проживания в будущем Божьем Граде должна побуждать нас, как христиан, трудиться в городских условиях, распространяя наше христианское влияние и помогая в решении многочисленных сложных проблем, а не вливаться в массовый исход из городов в сельские районы.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь