Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Дизайн среды внутренних пространств



 

а) Типология пространств.

Деление пространства на внешнее и внутреннее иногда очень условно, есть достаточно много объектов, в структуре которых эти пространства объединены, но, тем не менее, в основном жизнь человека проходит во внутренних помещениях. По функциональному назначению их можно разделить на производственные, обслуживающие и жилые. Внешний облик архитектурных сооружений различного назначения далеко не всегда отражает их внутреннюю структуру, которая в бóльшей степени зависит от специфики помещения. Поэтому интерьер помещений напрямую связан с их назначением.

Самая разнообразная группа – промышленные помещения – различаются по степени участия человека в производственном процессе, по степени опасности для человека и окружающей среды, по уровню механизации и автоматизации труда. От этого зависит организация рабочих мест, их освещения, меры безопасности и мн. др. К этой же группе (производственной) относятся помещения для научно-исследовательской и проектной деятельности, которые оборудуются специфической мебелью, коммуникациями, специальными приспособлениями и т.д. В эту же группу входят и помещения административного назначения, которые также имеют специфические требования по организации их интерьеров.

Обслуживающие помещения предназначены для общественного потребления продукта, материального или духовного. Поэтому пространство общественных объектов обычно разделяется на служебную зону и зону потребления. Именно вторая зона и формирует структуру интерьера и является главным формообразующим фактором. Все общественные процессы группируются по видам потребления: зрелищные, учебные, торговые, экспозиционные, пункты питания, рекреационные. У всех этих видов помещений имеется главный компонент (ядро, доминанта) – пространство потребления, которое несёт основную смысловую нагрузку в дизайн-проектировании данных объектов.

Жилая среда тоже имеет функциональные различия (рис. 25). Каждая из этих зон требует своего проектирования, причем, как правило, на достаточно ограниченном пространстве, поэтому зоны часто совмещаются, или «перетекают» одна в другую. К этой же, жилой, группе относятся и здания общественного проживания, в интерьерах которых решаются те же задачи (общежития, больницы, санатории).

 

 

 


Рис. 25. Зонирование жилых помещений.

 

На структуру жилого пространства влияет очень много факторов, не всегда имеющих значение при проектировании первых двух групп помещений. Это, во-первых, личностные факторы: состав семьи, возраст, социальный статус, требования по степени изолированности членов семьи друг от друга, характер общественной жизни членов семьи, личные вкусы, хобби и т.д. Во-вторых, это общественные факторы: климатические условия, национальные традиции, характеристика населенного пункта и мн. др. Поэтому проектирование индивидуальных жилых интерьеров часто оказывается более сложным делом, чем проектирование фабричного цеха.

б) Композиционные особенности интерьерных пространств.

Если наружный вид архитектурных объектов – экстерьер – воспринимается зрителем цельно, зачастую сразу охватывается взглядом, ощущается как часть ландшафта и позволяет оценить себя одной визуальной панорамой, то внутренний вид – интерьер – имеет ряд существенных отличий. Интерьер, как правило, не воспринимается весь целиком с одного взгляда, он поддается визуальной оценке, являя последовательную смену кадров, сюжетов, композиций, поэтому в своей структуре интерьер значительно сложнее, чем экстерьер (рис. 26, 27).

Особенности интерьерного пространства:

- имеет физическое ограничение;

- при наличии связи с внешней средой включает ее в себя как визуальную часть, что необходимо учитывать в композиционном построении проекта;

- имеет активную связь с человеком, гораздо более утилитарен, чем экстерьер;

- предметное наполнение интерьера намного выше по сравнению с экстерьером;

- имеет интенсивные связи предметного наполнения с архитектурой;

- масштабность интерьерной среды ориентирована на непосредственное использование человеком (для жилых интерьеров);

- очень важна роль декора как средства формирования объемно-пространственной среды;

- материалы интерьерной среды имеют свою специфику;

- активна роль световых объектов, предназначенных в большей степени, чем в экстерьере, создавать комфортные условия для человека;

- цветовое наполнение жилого интерьера более разнообразно по сравнению с интерьерами других групп помещений и экстерьерами.

 

 

Рис. 26. Эскиз решения интерьерного пространства. Ле Корбюзье.

Рис. 27. Суммарное восприятие пространства.

 

в) Предметное наполнение интерьерных пространств.

Главное свойство предметного наполнения внутренней среды – это функциональное назначение. Именно оно диктует состав, количество, свойства предметов. В соответствии с назначением предметная среда интерьера делится на группы:

1. Технологическое оборудование производства. Размещается в промышленной внутренней среде и, в силу требований производства, почти не связано с эргономикой. Масштабность этого вида оборудования очень разнообразна. Проектированием подобной среды занимаются, не дизайнеры, а конструкторы-проектировщики.

2. Оборудование производства, связанное с непосредственной деятельностью человека. Оно завязано на антропометрию и эргономические показатели, имеет строгий ряд требований по размещению, освещенности, наличию коммуникаций и т.д. Относится к промышленному дизайну, разрабатывается в конструкторском бюро, поэтому участие дизайнера-средовика сводится к обеспечению наибольшей комфортности рабочих мест и созданию комфортной цветовой гаммы помещений.

3. Мебельное оборудование. Это очень широкое понятие, которое охватывает огромный пласт свойств и функций, имеет самую разную классификацию, основанную на различных характеристиках:

- по назначению: бытовая и специальная;

- по характеру размещения в интерьере: мобильная, стационарная и встроенная;

- по материалам, по стилевым понятиям, по классу потребления и т.д.

Мебель, наряду с цветом и освещением, является наиболее активной составляющей любого интерьера, поэтому ее проектированием для конкретного интерьера или для массового производства занимались многие архитекторы (Ч.Р. Макинтош, Ф.-Л. Райт, Ле Корбюзье, А. Аалто, М. Грейвз, Ф. Старк и др.).

Важной вехой в поисках соразмерности предметной среды человеку явился «Модулор» французского архитектора Ле Корбюзье, приведший пропорции человеческого тела к «золотому сечению». «В предложенной Ле Корбюзье системе сделана попытка связать строительные размеры с размерами человеческой фигуры и ее частей и установить, таким образом, соразмерность величины здания, его частей, деталей и оборудования человеку. Создавая «Модулор», Ле Корбюзье исходил из идеи необходимости коренной перестройки всей архитектурной и предметной среды» [19, с. 87]. «Модулор», как считал Ле Корбюзье, может стать полезным лишь в том случае, если он будет применяться в широком масштабе, во всех сферах материального творчества.

Самая распространенная группа мебели та, которая непосредственно контактирует с человеком, задается его антропометрическими характеристиками и предназначена для поддерживания наиболее комфортной позы во время выполнения различных действий: работы, сна, приема пищи, отдыха и т.д. Устоявшиеся за тысячелетия основные формы мебели для сидения и сна в ХХ веке были значительно расширены за счет новых материалов, использующихся в ее производстве. Кроме того, только ХХ век четко разграничил мебель по профессиональному или иному назначению: офисная, лабораторная, больничная, детская, кухонная и т.п. Большую роль в развитии функциональности и многообразия мебели сыграла наука эргономика, занимающаяся исследованием рациональной композиции в дизайне.

Кроме мебели для сидения и сна, есть мебель так называемых рабочих поверхностей (в основном это столы) и корпусная мебель. Ограниченность интерьерных пространств привела к распространению трансформирующейся мебели, совмещающей несколько различных функций, а также складной, имеющей ограниченное время пользования и потому не предназначенной для постоянного «обитания» в интерьере.

г) Оборудование интерьера.

К оборудованию интерьера относятся предметы самого разного назначения, предназначенные для выполнения четко определенных функций. Например, кухонное оборудование – это набор агрегатов для хранения и обработки продуктов, приготовления пищи, сантехнические приборы. Все это вместе с мебелью должно компоноваться в единый интерьер, максимально удобный для выполнения функции кухни – приготовление пищи.

Сантехническое оборудование гигиенического назначения также компонуется в отдельных помещениях. Важную роль в проектировании ванных комнат играет материал, форма, текстура поверхностей, что позволяет, вместе с отделкой архитектурной оболочки и светом, создавать яркие интерьерные композиции.

Светотехническое оборудование в настоящее время играет очень важную роль в создании объемно-пространственной композиции внутренней среды. Разнообразие источников света (как по техническому устройству, так и по физическим характеристикам) дает возможность использовать свет, охватывая все пространство, или отдельные зоны, или локально. Роль световых эффектов в современном интерьере не менее важна, чем роль мебели и цветовой гаммы.

Аудиовизуальное оборудование представляют собой сейчас законченные, контрастные к интерьеру объёмы, имеющие значение как самостоятельные детали общей композиции и способные стать важным акцентом или даже доминантой интерьера.

д) Тенденции развития внутренних средовых пространств.

Интерьерные пространства являются развивающейся под воздействием технологий средой, изменяющейся, иногда радикально, на глазах одного поколения.

В развитии промышленных интерьеров характерны две тенденции: уменьшение доли труда человека в процессе производства (с выделением отдельных операторских помещений с комфортными условиями пребывания человека) и разбивание производства на локальные зоны, которые вполне сомасштабны с человеком и, следовательно, более психологически комфортны.

Интерьеры общественно-обслуживающего назначения становятся все более цвето- и светонасыщенными. Цвет и свет обыгрывают различные поверхности и фактуры, заставляя плоскости и объемы визуально выделяться, подчеркивают их структурность и делают самодостаточными.

Наиболее разнообразны тенденции развития жилых пространств. Здесь свою роль играет развитие строительных технологий, позволяющих проектировать систему внутренних трансформируемых перегородок – по желанию заказчиков. Это характерно для многоквартирных домов. Для индивидуального жилья на передний план выходит стремление полной автономности жилого модуля – вплоть до его мобильности. Эксперименты в этой области начались еще в 60-е годы и привели к развитию «домов на колесах» и «домов на воде», путешествующих вместе с хозяевами. На мобильных основах конструируются жилые ячейки в структуралистическом направлении архитектуры. Во всех случаях жилая среда становится все более удобной и дружественной по отношению к человеку.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 950; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь