Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Дизайн среды открытых пространств



 

а) Понятие городской среды.

Главное отличие открытых пространств от закрытых в том, что они непосредственно подвержены природно-климатическим воздействиям. Кроме того, есть еще ряд отличий:

- большие размеры, другое ощущение масштаба;

- ландшафтные компоненты;

- комплексные функции составляющих элементов.

Все эти особенности позволяют выделить проектирование открытых пространств в отдельную разновидность средового дизайна.

Пространство может быть ландшафтным, городским и специальным. Больше всего в сфере проектирования задействовано городское пространство – «Это целостно и изнутри воспринимаемый конкретный фрагмент открытого архитектурного пространства, в котором часть реальных ограждений (плафон, стены) заменены условными (небосвод, панорама и т.д.). Развитием этого термина является понятие «городская среда» – как единство архитектурных свойств этих фрагментов с их характерным предметным наполнением и эмоциональной окраской» [6, с. 161]. Это территории, обладающие свойствами среды, обжитые, освоенные, обеспечивающие разновидности городской деятельности.

Постепенно появилось понятие «городской интерьер», которое развивается в тесной связи с комплексным предметным наполнением, оснащением, декором открытого пространства, повышая тем самым уровень его комфорта и дружелюбия по отношению к человеку и приближая его к интерьерному, закрытому пространству.

При формировании городской среды дизайнеру необходимо учитывать не только элементы, которые можно спроектировать, но и свободные, не подчиняющиеся воле человека – климат, небо, перепады ландшафта, панорамный вид и т.д. Эти внешние факторы создают определенные трудности в работе дизайнера городской среды и требуют особого, специфического внимания.

Формирование городского интерьера подчиняется законам визуального восприятия, однако его масштабы ближе к архитектурным, чем к интерьерным. То, что городской интерьер нельзя оценить одним взглядом, объединяет его с внутренним интерьером. Как в квартире отдельные помещения и зоны перетекают одни в другие, так и в городе имеются улицы и дворы, площади и парки.

Простейшая форма городского пространства – это относительно изолированный фрагмент города, который легко воспринимается визуально: площадь, перекресток, двор, сквер, отрезок улицы.

Второй по сложности структуры является форма системы объектов, которая воспринимается частями, но имеет общий образ.

И третья, наиболее сложная, форма – облик города в целом, формируемый мозаикой отдельных, не всегда связанных в систему городских объектов.

Городская среда обычно уже условно разделена на промышленную, общественную, жилую зону, зону отдыха и коммуникаций. Проектировщики должны уметь организовать непрерывность перехода одних зон в другие, где-то нивелируя «стыки», где-то, наоборот, выделяя доминанты, чтобы создать единую композицию из расположенных рядом фрагментов, совместив при этом функциональные и эстетические требования.

Так как городская среда в целом не сомасштабна человеку напрямую, то в русле одной зоны всегда вычленяются дополнительные – со своими функциями (на центральной магистрали – кинотеатр, торговый центр, площадь). Поэтому предметное наполнение близлежащих функциональных зон человеку гораздо важнее, чем их общее заграждение (застройка).

Исходя из всего изложенного, можно сказать, что образ городской среды складывается из непрерывно меняющихся картинок, состоящих из архитектурных, ландшафтных и предметных элементов вместе с темпом и стилем жизни горожан, чистотой и благоустройством улиц, завершенностью композиционных решений.

б) Классификация открытых архитектурных пространств.

Выстраивая все средовые объекты города по структуре (от простых к сложным), можно выделить три группы, определяемые организационно-геометрическим принципом композиции и уровнем сложности и значимости для города.

Самая простая для проектирования и самая многочисленная группа – это элементарные пространства, имеющие разнообразные формы и назначения: перекрёстки, площадки перед зданиями, дворы; на их основе формируются локальные объекты.

Вторая группа – это составные образования из 3 – 5 локальных объектов районного значения. Они имеют в своей структуре доминантные единицы, починяются одной композиционной теме: площади зданий и комплексов, пешеходно-транспортные зоны и т.д.

И первая по уровню сложности задач для проектирования группа – это площади общегородского значения. Они состоят из элементов второй и третьей групп, имеют сложное зонирование, разнообразную геометрию, но должны восприниматься цельно, поскольку визуально охватны с одного положения зрителя.

    На уровне города все эти категории сливаются в единую объемно-планировочную структуру, в пределах которой выделяются два геометрических сочетания – линейное и дискретное. Линейная структура образуется из локальных единиц – когда объекты воспринимаются последовательным сложением, как бы вдоль одной оси. Дискретная структура – территориальная, имеющая как бы круговой обзор – площадь, парк, сквер, спорткомплекс, жилые районы. Восприятие дискретной структуры как панорамы затруднено, но все равно должно подчиняться единому композиционному решению.

Городская среда постоянно развивается, и в один и тот же отрезок времени всегда имеет в своей структуре объекты разных этапов развития – формирующийся, обживаемый, стабильный, реконструируемый. Поэтому городское проектирование – дело комплексное, коллективное и подчиняется Генеральному плану города.

в) Компоненты городской среды.

Все компоненты Городского пространства рассматриваются и классифицируются с точки зрения их формообразующих характеристик:

- планшеты – горизонтальная основа пространства городского интерьера (пешеходные площади и дорожки, транспортные площадки, газоны, водные поверхности с прилегающими территориями и пр.);

- ограждения - вертикальные границы пространства; могут быть реальными (здания, сооружения, зелёный массив) и условно-символическими (панорамный и перспективный вид, ограды, колоннады);

- заполнение – элементы благоустройства, городского оборудования, монументально-декоративные произведения, малые архитектурные формы (МАФы), ландшафтные элементы, визуально-информационные устройства и т.д.

Из многообразия этих трёх компонентов строится композиция открытого средового объекта (рис. 28).

Эстетическое воздействие средового объекта на зрителя происходит посредством сочетания комплекса разнообразных свойств форм, составляющих объект.

Одна из составляющих – пространство – характеризуется габаритами, конфигурацией и соотношением реальных и условных заграждений,

 


Рис. 28. Структура городской среды.

 

определяющих степень связи или отстранённости от других объектов города.

Вторая составляющая – это соразмерность всех объёмно-планировочных компонентов. Она состоит из доминанты, акцентов, фонов и осей (пространственных и объёмных). Причём доминанта одного городского интерьера может быть акцентом или частью фона для другого и наоборот – всё зависит от осей восприятия, условных «полей» восприятия, функциональных зон и т.д.

Третья составляющая – сочетание архитектурно-дизайнерских тем – наполнена творчеством, целенаправленной трансформацией объёмов и пространств с целью создания художественного образа. Темы также достаточно разнообразны:

- дизайнерская тема (осмысленная комбинация функциональных и декоративных форм, создающих устойчивый визуальный образ данного интерьера);

- архитектурная тема (постройки, аркады, лестницы, стены и т.д.);

- инженерная тема (акведуки, водонапорные башни, антенны);

- ландшафтная тема (клумбы, куртины, живые изгороди, геопластика).

Получается, что предметное наполнение художественного образа городского мотива может быть очень разным, важно, чтобы выразительность каждой темы «работала» на общую задачу, не дробила композицию, но была в то же время достаточно эмоционально окрашенной, задерживающей внимание зрителя.

Все элементы, составляющие композиционное решение городского интерьера, должны подчёркивать его индивидуальность, т.к. во многих современных городах сложились «типовые» фрагменты структуры, которым очень важно придать неповторимость и своеобразие. При этом значение классических понятий композиции (равновесие, динамика, контраст, масса, ритм) так же велико для больших архитектурно-пространственных комплексов, как и для станковой живописи, предметного и интерьерного дизайна.

г) Особенности архитектурно-дизайнерских средств формирования открытых городских пространств.

Основными средствами формирования городского интерьера являются архитектурные объёмы и массы – здания и сооружения. Они зримо вычленяют отдельные пространства, а их формы, силуэты и ритм задают эмоциональный тон и размеры проектного пространства.

Затем следуют плоскостные сооружения: функциональные площадки, дороги, проезды, пешеходные зоны и пр. Эти элементы задают оси, габариты, конфигурацию – т.е. всю планировочную геометрию пространства.

Детали архитектурных масс – карнизы, членения, проёмы, арки, порталы – также являются средствами формирования образа городского пространства. Это те самые «декоративные накладки», про которые в своё время писал Роберт Вентури. « В своей архитектурной практике он (Вентури) поэтизирует обыденность, придавая ей многозначность, сколь скромным не был бы проектируемый объект» [10, с. 130]. Если архитектурный декор отвечает задаче создания задуманного дизайнером образа, то он может быть особо выделен и подчёркнут. Его задача не всегда только декоративная, он может нести часть функциональной нагрузки архитектурного сооружения.

Следующую категорию средств формирования городской композиции составляют произведения монументально-декоративного искусства (памятники, МАФы, стелы, фонтаны), визуально-информационные устройства (витрины, рекламные щиты, табло) и элементы городского оборудования (афишные тумбы, остановки, киоски, скамейки, урны, таксофоны). Эти средства очень универсальны в применении и наиболее широко используются дизайнерами среды.

Объекты благоустройства (тротуары, лестницы, ограды) и ландшафтные элементы (клумбы, газоны, водоёмы) составляют ещё одну группу композиционных средств.

Из арсенала дизайнера выпадают объекты, которые реально составляют часть городского пейзажа и называются условными ограждениями: перспективные виды, панорамы, вторые планы. Они почти не подвержены изменениям согласно композиционному замыслу, поэтому их надо учитывать в проекте изначально.

Далее следуют: средства освещения (фонари, реклама, подсветка), сезонные цветовые изменения (опавшая листва, снежный покров), а также наличие больших скоплений людей или средств транспорта (праздничные массовые городские мероприятия, Амстердамские или Пекинские велосипеды – эти факторы способны производить сильное эмоциональное впечатление). Эти три группы не относятся к собственно архитектурно-планировочным, хотя и способны активно влиять на создание атмосферы пространства.

Какие средства станут главными, композиционно-определяющими, а какие вспомогательными - решает автор проекта. В любом случае, как уже отмечалось, важно создать целостный художественный образ, в котором все элементы призваны решать именно эту задачу.

Не так давно в формирование образа города включилось понятие «комплексное оформление» - синтез всех работ, направленных на создание красивой и комфортной городской среды на каждом этапе её существования с активным применением различных декоративно-художественных средств предметного наполнения, которые раньше считались второстепенными. Например, единое стилистическое решение объёктов композиции городского сквера – ограждения, лавочек, фонарей, фонтана, МАФов – способно сделать сквер произведением средового искусства. Комплексное оформление помогает создавать тот конкретный образ средового объекта, который становится уникальным, индивидуальным. Ощущение уникальности формируется в сознании зрителя общим воздействием ландшафтных картин, пространственных построений, предметной среды, цветового решения, характерных деталей, усиленных историческими (или другими) ассоциациями. Наличие в городском пространстве подобных самобытных композиций способствует восприятию города в целом как яркого, интересного, непохожего на другие, воздействует позитивно на общий культурный уровень, формирует высокую степень эстетического воспитания населения города и, в конечном счёте, участвует в развитии художественной культуры эпохи.

д) Перспективы развития дизайна открытых пространств.

В городском дизайне все компоненты играют свою роль, составляя цельный облик интерьеров открытых пространств. Вся система мер по благоустройству, «отделке» и оборудованию городских объектов, по их предметному наполнению направлена на функционально-эстетическую организацию образа жизни и поведения городского населения. В этой работе нет второстепенных направлений, но есть такие, возможности развития которых далеко не исчерпаны.

Самые широкие перспективы в композиционном построении городских пространств открываются на настоящем этапе развития средового дизайна перед средствами визуальных коммуникаций, которые уже играют заметную и действенную роль в городской среде. Этим термином объединяется несколько различных по специфике, но сходных по функциям структур:

- устройства и средства информации (табло, часы, указатели, пиктограммы);

- бытовая и торговая реклама (афиши, стенды, плакаты, суперграфика, надписи, перетяжки);

- элементы периодического и временного оформления (праздничное убранство, гирлянды, объёмные установки).

Свойствами доступности и наглядности объясняется их частое использование в городской композиции на акцентно-доминантных ролях. Применяются средства визуальных коммуникаций комплексно, часто группируясь вокруг доминантного компонента. Совершенствование технологий их изготовления и повышения «заметности», а также широкие возможности использования в сочетаниях со многими городскими объектами позволяют этим элементам среды активно развиваться как численно, так и качественно. Конечно, некоторая навязчивость и недобор по эстетике и вкусу снижают уровень их восприятия, но в том и состоит задача дизайнера среды, чтобы постепенно уменьшать количество факторов, негативно влияющих на человека и качественно повышать уровень гуманизации городского пространства.

Следующим перспективным направлением в развитии средового дизайна является формообразование, предполагающее синтез в одном дизайнерском элементе различных функций. Многофункциональность объектов интерьерно-предметной среды давно уже стала обыденностью жизни человека, но в городском пространстве подобный синтез ещё не очень распространён. Привычно сочетание объёмной рекламной конструкции с часами, остановки - с киоском. Расширение постмодернистского обыгрывания образов, насыщение их несвойственными им ранее смыслами находит неожиданные, яркие и эмоционально-позитивные решения: скульптуры-фонари, цветомузыкальные фонтаны, часы-фонтан, подсвеченные указатели улиц и номеров домов, городская скульптура-стенд и мн.др. Технологии и материалы обеспечивают сегодня дизайнерам широкое поле деятельности в этом, очень перспективном, направлении.

Интересным направлением развития дизайна городской среды является цветовое оформление. Суперграфические композиции декора различных по стилю жилых и общественных зданий помогают визуально объединить их в целостную структуру, средовые объекты одного или близкого назначения декорируются в одном цветоматериальном ключе и т.д. Задачи суперграфики близко соотносятся с задачами средств визуальных коммуникаций, но вопросы цветового оформления больших плоскостей стен и фасадов решаются пока недостаточно активно. Решение этих задач способно значительно поднять уровень эмоционального восприятия городской среды.

И, наконец, направление, логически вытекающее из всех перечисленных, - это превращение обычных, традиционных средовых объектов в яркие, запоминающиеся пластические произведения. Их присутствие вовлекает зрителя в некую игру, «зрелищное мероприятие», заставляя оставить роль стороннего наблюдателя, стать «соучастником» дворовой или парковой мизансцены. Подобные средовые объекты способны воздействовать на мироощущение взрослого человека, изначально бывшее радостным, позитивным, но утратившее новизну чувств и эмоций. Эти пластические события способны также превращать городской интерьер в индивидуальный культурный символ города. Из этого ряда – скамейка в сквере с уже «сидящим» на ней гномом, наклонившимся с сосредоточенным видом к предполагаемому «собеседнику»; яркие – в цветочек и полоску - коровы, «пасущиеся» на газоне; статуя выходящего из машины клоуна, приветствующего прохожих и мн.др.

 

Контрольные вопросы и практические задания к Главе 4.

1. Объясните отличия регулярной и нерегулярной ландшафтной планировки, приведите примеры.

2. Повторите материал по общей истории, напишите доклад об одном из архитектурно-ландшафтных ансамблей - исторически сложившемся или специально спроектированном.

3. Начертите план своей квартиры, выявите коридоры движения, острова деятельности, группировки оборудования.

4. Преобразуйте (на плане) вашу квартиру в кафе или магазин. Как изменится планировка, где будет сосредоточение зоны потребления?

5. Разработайте проект какого-либо объекта комплексного оформления среды - киоска, фонаря, фонтана. Попробуйте «привязать» к этому объекту несвойственные ему функции, опишите результаты проектирования.

6. Сфотографируйте какое-либо известное место в своём городе, распечатайте в формате А4. С помощью красок и фломастеров преобразуйте знакомое пространство в неузнаваемое.

 


Заключение

 

Современный подход к решению средовых объектов значительно повышает требования к профессиональной подготовке дизайнеров. Комплексное, суммарное проектирование предполагает наличие знаний и навыков во многих, примыкающих к основному, видах проектного творчества. 

    Происходит постепенное превращение различных видов дизайнерского творчества – ландшафтного, архитектурного, интерьерного, графического – в единую проектную структуру, призванную максимально разнообразить, «очеловечить», гуманизировать окружающую техногенную среду. При этом стираются грани между внутренними и внешними интерьерами, между «парадными», музейными видами искусства и уличными, повседневными. Постиндустриальное развитие общества, современная модель жизнеустройства человека диктуют подобные изменения, поэтому постоянное обогащение и трансформация функционального назначения традиционных элементов среды рождает новые приёмы, средства и формы организации пространства. Постмодернистское начало присутствует здесь в полной мере: стремление к яркости, необычности образов, к перекрещиванию функций, придание развлекательного характера бывшим «серьёзным» объектам.

    Решение интерьеров и экстерьеров в современных условиях направлено на гармонизацию среды обитания человека. Гармоничность можно реализовать, используя принципы, простые на первый взгляд, выработанные человеком на протяжении тысячелетий - соподчинённость, соразмерность, уравновешенность частей и целого, - которые в конечном итоге и приводят к единству композиционной организации объекта. На практике этот простой ряд усложняется комплексом специфических для отдельно взятого объекта свойств, заданных существующими изначально обстоятельствами его развития. Вычленение и удаление от человека дискомфортных, отрицательных в физическом и эмоциональном смысле составляющих этих обстоятельств, наращивание эстетико-художественных качеств объектов и есть, в конечном счете, гармонизация среды.

    Адаптация к требованиям потребителя-человека всего имеющегося арсенала дизайнерских средств, развитие проектного, т.е. творческого, мышления, осознание своей значительной роли в социуме – решение всех этих важных задач приведёт дизайнера к преобразованию пространства в систему обратных связей «человек – среда», к личному вкладу в формирование нравственно-ценностных установок человека. Дизайнер способен – и должен! – участвовать в обновлении художественной и культурной ценности эпохи, вносить свой вклад в общемировой процесс гуманистического переустройства общества.

 

 Контрольное задание к зачету

Выберите тему для реферата (см. Приложение 1), подберите материал, раскройте тему реферата, используя примеры, подберите (нарисуйте) иллюстрации.

 

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

АБРИС (нем. - чертеж) - линейные очертания изображаемой фигуры или предмета. То же, что контур.

АКЦЕНТ (лат. - ударение) - в изобразительном искусстве и дизайне прием подчеркивания цветом, светом, линией или расположением в пространстве какой-нибудь формы, фигуры, предмета, детали изображения, на которую нужно обратить особое внимание зрителя.

ВАРИАНТ (лат. - изменяющийся) - авторское повторение произведения или каких-либо его частей (деталей) с некоторыми изменениями. В том числе: изменения, внесенные в композиционное или цветовое решение объекта, во взаиморасположение предметов, изменение точки зрения на тот или иной объект и т. д. При всех условиях вариант предполагает наличие сходства с оригиналом в какой-либо мере(варианты решения интерьера гостиной).

ГАММА ЦВЕТОВ (цветовая гамма) - основные отношения цветовых тонов, преобладающие в проекте данного объекта и определяющие характер его колористического решения (интерьер в холодной гамме).

ГАРМОНИЯ (греч. - стройность, единство, согласованность частей) - в изобразительном искусстве и дизайне: сочетания форм и цветов, или взаимосвязь частей изображения, обладающие наибольшей согласованностью и в связи с этим наиболее благоприятные для зрительного восприятия.

ГРАФИКА (греч. - начертательный) - вид изобразительного искусства. Для него характерно преобладание линий и штрихов, применение контрастов белого и черного и меньшее, чем в живописи, использование цвета. К графике относятся рисунок и различные виды его печатных воспроизведений: гравюра, литография и т. д., а также тональная подача вариантов решения интерьера.

В зависимости от содержания и назначения графика подразделяется на: станковую - рисунок, эстамп, лубок; подготовительную - эскиз, набросок, зарисовка; книжную и журнально-газетную иллюстрацию; прикладную - грамоты, марки, этикетки, реклама, упаковка; техническую - промышленная, инженерная.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО - вид изобразительного искусства. Художественные средства и ДПИ обычно подчинены практическому назначению предмета и обусловлены особенностями материала и техники. Этому искусству присуща условность, ДПИ тесно связано с бытом народа, поэтому для него характерно использование народных традиций. Используется в дизайне при работе с этно-стилями.

ДЕТАЛИЗАЦИЯ - тщательная проработка деталей изображения. В зависимости от задачи, которую перед собой ставит дизайнер, его творческой манеры, требований стилистики степень детализации может быть различной.

ДЕТАЛЬ (фр. - подробность): 1) элемент; 2) подробность, уточняющая характеристику образа; 3) менее значительная часть произведения; 4) фрагмент.

ДЕФОРМАЦИЯ (лат. - изменение видимой формы в изображении) - в искусстве, архитектуре и дизайне нередко используется как художественный прием, усиливающий выразительность образа.

ДИНАМИЧНОСТЬ (греч. - силовой) - движение, отсутствие покоя. Это не всегда изображение движения - физического действия, являющегося перемещением в пространстве, а скорее внутренняя динамика (динамичность) образа, как у живых существ, так и неодушевленных предметов. Динамичность достигается композиционным решением, трактовкой форм, манерой исполнения.

ЖАНР (фр. - род) - понятие, объединяющее произведения по признаку сходства тематики. Произведения одного жанра отражают определенную область жизни человека или природы. В изобразительном искусстве различают: натюрморт, интерьер, пейзаж, портрет, сюжетная картина (бытовая, историческая, батальная и т. д.).

ЖИВОПИСЬ - один из главных видов изобразительного искусства, произведения которого выполняются на плоскости холста, картона, па бумаге и т. д. различными красочными материалами. По применяемым красочным материалам подразделяется на: акварель, масляную, темперу, энкаустику, пастель, клеевую живопись, гуашь, фреску и т.д. Применяется в дизайне как вспомогательное композиционное средство (роспись стены, картины в интерьере и т.д.).

ИДЕЯ (греч. - понятие, представление) - основная мысль художественного произведения, определяющая его содержание, образный строй, стилистику, выраженные в соответствующей форме.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА - живопись, графика, скульптура. К ним относят также и декоративно-прикладное искусство. Все они отражают действительность в зрительных наглядных образах. Их иногда называют пространственными, так как они воссоздают видимые формы в реальном или условном пространстве. В отличие от искусств временных (музыки, театра, кино), в которых действие развивается во времени, в произведениях И. и. в каждом конкретном случае возможно изображение лишь одного определенного момента. При достаточном мастерстве художнику удается, даже передавая один момент, дать представление о том, что было раньше и что произойдет позже. В каждом из видов И. и. имеются присущие только ему одному художественные средства.

ИЛЛЮЗОРНОСТЬ (лат. - заблуждение) - сходство изображения с натурой, граничащее с обманом зрения. Используется в средовом дизайне как художественный прием. Например, в монументальных росписях потолков и стен для создания впечатления большей глубины пространства или более значительных размеров помещения. Нередко иллюзорность проявляется в необычайно точной передаче материальных качеств предметов.

КОЛОРИТ (лат. - цвет) - особенность цветового и тонального строя произведения, в котором находят отражение цветовые свойства реального мира, но при этом отбираются только те из них, которые отвечают определенному художественному образу. К. в произведении представляет собой обычно сочетание цветов, обладающее неким единством. Под К. понимают также гармонию и красоту цветовых сочетаний, а также богатство цветовых оттенков. В зависимости от преобладающей в нем цветовой гаммы, он может быть холодным, теплым, светлым, красноватым, зеленоватым и т. д. К. воздействует на чувства зрителя, создает настроение и служит важным средством образной и психологической характеристики дизайн-объекта.

КОМПОЗИЦИЯ (лат. - сочинение, соединение) - построение произведения, согласованность его частей, отвечающая его содержанию. Композиционное построение включает размещение изображения в пространстве. Работа над композицией продолжается от первоначального замысла до завершения произведения. Это поиски путей и средств создания художественного образа, поиски наилучшего воплощения замысла. Работа над К. заключается в выборе темы, разработке идеи, в построении перспективы, согласовании масштабов и пропорций, в тональном и цветовом решении произведения. Сюда также входят: выявление центра К. и подчинение ему других, более второстепенных частей произведения; объединение отдельных частей произведения в гармоническом единстве; соподчинение и группировка с целью достичь выразительности и пластической целостности произведения.

КОНСТРУКЦИЯ (лат.) - сущность, характерная особенность строения любой формы в натуре и в изображении, предполагающая взаимосвязь частей в целом и их соотношение.

КОНТРАСТ (фр. - резкое различие, противоположность) - широко распространенный художественный прием, представляющий собой сопоставление каких-либо противоположных качеств, способствующее их усилению. Наибольшее значение имеет цветовой и тональный К. Цветовой К. обычно состоит в сопоставлении дополнительных цветов или цветов, отличающихся друг от друга по светлоте. Тональный К. - сопоставление светлого и темного. В композиционном построении К. служит приемом, благодаря которому сильнее выделяется главное и достигается большая выразительность и острота характеристики образов.

ЛОКАЛЬНЫЙ ЦВЕТ (фр. - местный): 1) цвет, характерный для окраски данного предмета, который постоянно несколько изменяется под воздействием освещения, воздушной среды, окружающих цветов и т. д.; 2) цвет в дизайне, взятый в основных больших отношениях к соседним цветам, без детального выявления цветовых оттенков.

МОТИВ (фр.): 1) завязка, определяющий момент цветового, композиционного и пластического решения картины, интерьера, экстерьера; 2) в декоративно-прикладном искусстве - основной элемент орнаментальной композиции, который может многократно повторяться.

НЮАНС (фр.) - очень тонкий оттенок цвета или очень легки переход от света к тени и т. п., сходен по смыслу со значением Оттенок.

ОБРАЗ (художественный) - форма отражения явлений действительности в искусстве, форма художественного воспроизведения действительности. В изобразительном искусстве и дизайне О. является чувственно-конкретным, наглядным выражением идеи.

ОРНАМЕНТ (лат. - украшение) - узор, обычно отличающийся ритмическим расположением одних и тех же декоративных мотивов, который создается путем переработки и стилизации изображений всевозможных предметов реального мира или из сочетаний геометрических форм. Может быть выполнен в различной технике, всегда служит украшением предметов, интерьеров и т. д.

ОТНОШЕНИЯ - взаимосвязь элементов изображения, существующая в натуре и используемая при создании произведений. Например, О. цветов и оттенков (в живописи), тонов различной светлоты (тональные О. в рисунке), О. размеров и форм предметов (пропорции), пространственные О. в средовом дизайне и т. д. Тональные и цветовые О. могут быть контрастными, резкими или легкими, нюансными. Причем те или иные элементы, взятые в О., всегда в известной степени оказываются влияющими друг на друга, так как воспринимаются в зависимости один от другого. Например, практически особенности цвета и тона воспринимаются лишь тогда, когда рассматриваются в О. к другим цветам или тонам, а не изолированно от окружения. Соблюдая верные, пропорциональные соотношения в доступных пределах, удается достичь эмоционально-художественной выразительности объекта.

ОТТЕНОК - 1) изменение, иногда малозаметное, цвета объекта под воздействием окружающей его среды; 2) небольшое различие в красках по светосиле, насыщенности, цветовому тону; 3) различие в каком-либо цвете при его переходе от холодного к теплому и наоборот.

ПЛАНЫ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ - 1) при наблюдении натуры условно разделенные участки пространства, находящиеся на разном расстоянии от наблюдателя; 2) части картины, различные по степени удаленности в глубину изображаемого в ней пространства; 3) при моделировке формы планами называют части формы, по-разному расположенные в пространстве; 4) условное ограждение в экстерьерном дизайне.

ПЛАСТИЧНОСТЬ - в произведениях разных видов искусства: целостность, тонкость и выразительность моделировки и цветового решения форм, богатство цветовых и тональных переходов, а также гармоническая взаимосвязь и выразительность масс, форм, их линий и силуэтов в композиции.

ПРОПОРЦИЯ (лат.) - мера частей, соотношение размеров частей друг к другу и к целому. дизайнер имеет дело с различными видами П.: с формами фигур и предметов, с композиционным построением объектов, с соотношением масс, группировок, форм друг к другу и т. д.

РИТМ (греч.) - одна из особенностей композиционного построения произведений. Простейший вид Р. представляет собой равномерное чередование или повторение каких-либо частей (предметов, форм, элементов узора, цветов и т. д.); Р. чаще всего проявляется в монументальном, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре; имеет более сложные формы проявления в живописи, графике и скульптуре. Способствует созданию определенного настроения в, благодаря ему достигается большая целостность и согласованность частей композиции и усиливается ее воздействие на зрителя. Р. проявляется в повторах и вариантах световых и цветовых пятен, а также в чередовании при размещении в пространстве более крупных частей, являющихся значительными элементами композиции.

СИЛУЭТ (фр.) - общие очертания фигуры или предмета в натуре, такой вид фигур или предметов, при котором их форма воспринимается без деталей и резко выраженной объемности или даже выглядит совсем плоской (сплошным пятном на темном или светлом фоне). Так, силуэтность приобретает фигура, поставленная против света. С. называются также все профильные темные изображения в графике.

СИММЕТРИЯ (греч. - соразмерность) - такое строение предмета или композиции произведения, при котором однородные части (или предметы) располагаются параллельно друг другу, на одинаковом расстоянии от центральной оси любого объекта, занимающего центральное положение по отношению к ним. Подобная композиция часто встречается в декоративно-прикладном искусстве, в ансамблях и декоре классицизма. Нарушение симметрического строения называется асимметрией.

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА - в искусстве взаимно обусловленные категории. Из них С. указывает на то, что изображено и выражено в произведении искусства, а Ф. - какими средствами это может быть достигнуто. В произведении искусства С. не может быть выражено вне образной Ф.

СТАТИЧНОСТЬ (греч. - стоящий) - в противоположность динамичности - состояние покоя, неподвижность. С. может соответствовать замыслу образного решения произведения, она может быть придана объекту специальными приемами: затемнением, симметрией, фактурностью.

СТИЛЬ (фр.) - 1) общность идейно-художественных особенностей произведений разных видов искусства определенной эпохи. Возникновение и смена С. определяются ходом исторического развития человеческого общества, но в одно и то же время может существовать несколько разнородных или даже противоположных по своему характеру стилей (напр., классицизм и барокко); 2) национальная особенность искусства (китайский стиль, мавританский стиль и т. д.); 3) понятием С. иногда определяют отдельные специфически художественные признаки произведений искусства или памятников материальной культуры (напр., чернофигурный С. в греческой вазописи); 4) говорят также о С. группы художников или одного художника, если их творчество отличается яркими, индивидуальными чертами.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (творчество) - процесс создания художественного произведения, начиная от зарождения образного замысла до его воплощения, процесс претворения наблюдений действительности в художественный образ. В изобразительном искусстве творчество художника всегда заключается в создании произведения в непосредственно зримых формах. В работе каждого художника есть много индивидуального, свойственного только ему одному. Однако имеются и некоторые общие закономерности. Обычно работа начинается с композиционных поисков изобразительного решения и подбора материала. После этого подготовительного периода художник завершает работу над произведением. Бывает, что художник и на заключительном этапе работы вносит в произведение значительные изменения и поправки или даже снова начинает искать более удачное воплощение творческого замысла.

ТЕМА (греч.) - круг явлений, выбранных художником для изображения и раскрытия идеи его произведения.

ФАКТУРА (лат. - обработка) - 1) характерные особенности поверхности материала, поверхности предметов; 2) особенности обработки материала, в котором выполнено произведение, а также характерные качества этого материала;

ФОН (фр. - дно, глубинная часть) - в натуре и в произведении искусства - любая среда, находящаяся за объектом, расположенным ближе, задний план изображения. В произведениях изобразительного искусства фон может быть нейтральным, лишенным изображений, или включать изображения (изобразительным). В дизайне фон может объединять перспективно-пространственные планы, небо, городскую застройку.

ФОРМА (лат.) - 1) внешний вид, очертание. В этом смысле Ф. предполагает наличие объемности, четкой конструкции, пропорции; 2) в изобразительном искусстве Ф. называют объемно-пластические особенности предмета; 3) во всех видах искусства - художественные средства, служащие для создания образа, для раскрытия содержания произведения (см. Содержание и форма). В творческом процессе находят форму, наиболее соответствующую замыслу. В любом из видов искусства форма в значительной степени определяет художественные достоинства произведения. В изобразительном искусстве и дизайне художественная Ф. - это композиционная выстроенность, единство средств и приемов, реализованных в материале и воплощающих идейно-художественный замысел. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА - все изобразительные элементы и художественные приемы, которые использует художник для выражения содержания произведения. К ним относятся: композиция, перспектива, пропорции, светотень, цвет, штрих, фактура и т. д.

ХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА (греч.) - цвета, обладающие цветовым тоном, отличающим их один от другого. X. ц. - цвета солнечного спектра, создающегося при преломлении солнечного луча (красный, желтый и др.). Условно цвета спектра располагаются по “цветовому кругу”. Эта шкала цветов содержит большое количество переходов от холодных к теплым цветам. Ахроматические цвета - белый, серый, черный. Они лишены цветового тона и различаются только по светосиле (светлоте).

ЦВЕТ - одно из основных художественных средств в живописи. Изображение предметного мира, разнообразных свойств и особенностей натуры в живописи передаются посредством отношений Ц. и цветовых оттенков. К основным качествам Ц. относятся: цветовой тон - особенность Ц., отличающая его от других Ц. спектра (красный, синий, зеленый и др.); светосила Ц. - способность того или иного Ц. отражать световые лучи; насыщенность (интенсивность) Ц. - количество определенного цветового тона в данном Ц. В живописной практике всякий Ц. всегда рассматривается в отношении к окружающим его цветам, с которыми он находится во взаимодействии. В основе этой зависимости лежат отношения холодных и теплых Ц. и оттенков. Эти Ц. и оттенки, взятые в сопоставлении, взаимно усиливают друг друга. Ц. - одно из важнейших средств создания художественного образа.

ЭКСПРЕССИЯ (лат. - выражение) - повышенная выразительность произведения искусства. Э. достигается всей совокупностью художественных средств и зависит также от манеры исполнения, характера работы художника в том или ином материале. В более узком понимании - проявление темперамента художника в его творческом почерке, в фактуре, рисунке, цветовом решении произведения.

ЭСКИЗ (фр.) - подготовительный набросок к произведению, отражающий поиски наилучшего воплощения творческого замысла; он может быть выполнен в различной технике. В процессе работы обычно создается несколько Э. Наиболее удачные используются в дальнейшем, развиваясь и дополняясь. В Э. изображение может быть значительно разработано, или выражена какая-то идея (форэскиз в интерьерном дизайне).

ЭСТЕТИКА (греч.) - наука о прекрасном в жизни и в искусстве. Э. изучает основы и закономерности художественного творчества, отношение искусства к действительности, роль искусства в общественной жизни. В широком значении эстетическое - прекрасное, красивое.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 2741; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.077 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь