Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


О ВЕРОВАНИИ В ЦЕРКОВЬ И ЕЕ СУЩНОСТИ



Не буду комментировать явные глупостей, которые говорит «новообрядец» в начале главы и которые не имеют никакого отношения к верованию Церкви Христовой. Остановлюсь на важнейшем. Рассматривая 9-й член Символа веры «старообрядец» проповедует странное, схоластическое (в худшем смысле этого слова) понятие о Церкви: Он утверждает, что слова Символа веры о Церкви относятся не е людям, ее составляющих - а чему-то иному. Приведу соответствующее место книги с краткими комментариями.

//Старообрядец. А в символе веры вы, какую церковь исповедуете: вселенскую, или еще какую?

Новообрядец. В символе веры мы читаем: во едину святую соборную и апостольскую церковь. Вот, как мы веруем в церковь, как в самого Бога//

 

В Символе Церковь никак не отождествляется с Богом и конечно, никто из православных не верует в Церковь как в Бога. Единственная причина, по которой автор приписывает «новообрядцу» столь очевидную глупость, может состоять в том, что так ему проще скрыть от читателя недостаток аргументации «старообрядца»:

//Старообрядец. Вот как! Вы и составляете собою церковь и веруете в нее, да еще, как в Бога; значит, вы веруете в себя, как в Бога. Вот в какое нечестие заводит вас ваше превратное понятие и учение о символьной церкви. Вы становитесь, как бы, какими-то идолопоклонниками, верующими в тварь, как в Творца. Даже хуже: вы делаетесь прямо самообожателями, верующими в себя, как в Бога. Что может быть хуже и нечестивее этого? Если позорно и нечестиво сделать идола и веровать в него, как в Бога, то еще нечестивее веровать так в самих себя.

Новообрядец. Но ведь люди верующие называются же церковью…

Старообрядец. Если так рассуждать, то можно пойти еще дальше. В писании человек называется не только церковью, но даже богом. Аз рех бози будете И: творяи милость христу своему Давыду. Отсюда, по-вашему, можно вывести такое заключение, что должно веровать в людей, вместо Бога и Христа. Так, действительно, и поступают хлысты, или шалопуты, злоупотребляя словом «Бог» и не разумея того, что иное дело бог по естеству и иное по уподоблению. И вы, злоупотребляя словом «церковь», заставляете веровать в людей, как в Бога, и таким образом исповедуете и проповедуете, своего рода, хлыстовство. Церковью называется не только целое общество верующих, но и каждый член этого общества, каждый человек верующий, и даже храм - здание, где собираются верующие на молитву и много других предметов, или «вещей», что указано в том же большом «Катихисисе» (гл. 25, л. 120 и об.). По-вашему, должно веровать как в Бога и в каждого верующего человека и даже в молитвенные здания: ведь и они называются церковью.

В предотвращение подобных лжетолкований и злоупотреблений митрополит вашей же церкви Григорий, после перечисления различных понятий, выражаемых словом «церковь», дает такое наставление…//

 

Не буду приводить полную цитату митр. Григория. Вкратце его наставление сводится к тому, что следует различать два значения слова «Церковь». В первом значении Церковь - это храм (здание), во втором – люди. Действительно, русское слово «церковь» является переводом двух разных греческих слов: Κυριακή (дом Господень) и έκκλησία (собрание). В Символе веры, разумеется, под Церковью понимается не здание, а собрание, люди. Никаких других значений это слово не имеет и митр. Григорий никаких других значений не приводит. Т.е. цитата из митр Григория никак не подтверждает, а опровергает «старообрядца». Но «новообрядец», конечно, не замечает этого и вопрошает:

 

//Новообрядец. Но, как же, по-вашему, правильно понимать о веровании в символьную церковь, и как в нее должно веровать?

Старообрядец. Прочитаем об этом в книгах. Вот что написано в большом «Катихисисе»: Вопрос: Сие же како имамы разумети, еже глаголем: верую во едину святую соборную и апостольскую церковь, в человеки ли мы то веруем, или во ино что? Ответ: Не в человеки, но в проповедания и догматы их божественныя, сиречь полагаем(ся) на уставах церковных и предания соборная и апостольская (гл. 4, лис. 17 об.). И еще: веруем во едину святую соборную и апостольскую церковь, сиречь, уповаем на учения и догматы святых апостолов, и святых вселенских седми соборов а не в люди верим (Кат. б. гл. 25, л. 119)//

 

Автор «Большого катехизиса» не канонизирован и следовательно его текст самостоятельного авторитета не имеет. Никаких других «книг» «старообрядец» не называет. Вместо этого он разражается многословной (на 4 страницы) тирадой с множеством цитат из Писания и Отцов о вере в Евангелие, вере в Бога, важности заповедей Божиих и т.п. Только вот НИ СЛОВА О ЦЕРКВИ И ВЕРЕ В ЦЕРКОВЬ В ЭТИХ ЦИТАТАХ НЕТ. Не помогает ссылка «старообрядца» на митр. Макария Булгакова, который пишет о нераздельности веры и Церкви вообще, но тут же уточняет, что церковь - это «общество нравственных существ, содержащих одну и ту же веру». Не помогает и ссылка на апостола Павла. Называя Церковь – Телом Христовым - Апостол также не знает никакой другой Церкви, кроме людей, ее составляющих.

 

Вот, что пишет Апостол Павел:

 

1Кор.12:27 И вы - тело Христово, а порознь - члены.

 

1Кор.12:12 Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос.

 

1 Кор 12:27 И вы - тело Христово, а порознь - члены. Кол.1:24 Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь,

 

Еф 1:22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,

Еф 1:23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.

 

Еф.4:12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,

Еф.5:23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.

 

Еф.5:30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.

 

Рим.12:5 так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.

 

Приведу некоторые толкования святых Отцов на эти места:

 

«Писал ты: что значит сказанное: вы есте тело Христово и уди отчасти? Посему думаю, что так как ЛЮДИ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПОВСЮДНУЮ ПОД СОЛНЦЕМ ЦЕРКОВЬ, СУТЬ ТЕЛО ХРИСТОВО, а Коринфяне были части сего тела, Апостол и сказал: отчасти. То есть Церковь, которая у вас, есть член повсюдной Церкви. А потому справедливость требует, чтобы вы были не только единомысленными между собою (у них же были разногласия), но и единоверными со всеми в целой вселенной и искореняли всякое разномыслие» (Св. Исидор Пелусиот).

«И примером тела утешает скорбящего о меньшем даровании, доказывая ему, что он не обделен. Ибо как тело есть и единое, и многое, потому что имеет члены, так и члены суть многие, и едино, потому все вместе составляют едино тело. Где же различие? где большее? Где меньшее? ибо все едино. Так, говорит, и Христос, то есть Церковь Христова. Поскольку Христос есть глава Церкви, то именем главы назвал Церковь. Ибо как тело и голова есть один человек, так, зная, что и Церковь и Христос, как тело и глава, суть едино, вместо Церкви поставил имя Христа. Итак, говорит, что в Церкви, ХОТЯ ОНА СЛАГАЕТСЯ ИЗ РАЗНЫХ ЧЛЕНОВ, ВСЕ МЫ СОСТАВЛЯЕМ НЕЧТО ЕДИНОЕ» (Бл. Феофилакт Болгарский).

 

 «Христом назвал здесь Апостол общее тело Церкви, потому что глава сего тела есть Владыка Христос. Посему Апостол повелевает обратить взор на тело и познать, что хотя слагается оно из разных членов, однако же одно есть тело и называется одним, а из сего дознать и то, что и Церковь хотя называется телом Владыки Христа, однако же имеет многие и различные члены, и из них одни важнее, другие менее важны, одни превосходнее честию, другие ниже, впрочем, все необходимы и полезны. Но научает также, почему ВСЕ МЫ, ВЕРУЮЩИЕ, НАЗЫВАЕМСЯ ОДНИМ ТЕЛОМ.» (Бл. Феодорит Киррский на Кор.12:27).

 

«Владыка Христос есть глава, а ВЕРУЮЩИЕ В НЕГО СУТЬ ТЕЛО ЕГО.» (Он же на Еф. 1:22)

 

«…как глава пополняется телом, потому что тело составляется из всех (своих) членов, и каждый член необходим для другого. Видишь, как (апостол) представляет, что (для Христа, как главы) нужны все вообще члены, потому что если бы многие из нас не были – один рукой, другой ногой, третий иным каким-либо членом, то тело Его было бы не полно. Итак, тело Его составляется из всех (членов). И значить: тогда только исполнится глава, тогда устроится совершенное тело, когда мы все вместе будем соединены и скреплены самым прочным образом» (Св. Иоанн Златоуст на Еф. 1:22).

 

«И я нисколько не огорчаюсь теми страданиями, которые претерпел я и терплю. ТЕПЕРЬ ДАЖЕ РАДУЮСЬ В СТРАДАНИЯХ ЗА ВАС, ПОСКОЛЬ­КУ СТАРАЮСЬ ВОСПОЛНИТЬ В ПЛОТИ МОЕЙ, то есть чтобы за жизнь мира но­сить мне в себе самом все страдания Христовы. Ведь если отлученным (анафема) от Христа желал бы сделаться он за жизнь распинателей, то внешнюю жизнь тела своего тем паче предал бы он за язычников, имен­но ЗА ТЕЛО ЕГО, КОТОРОЕ ЕСТЬ ЦЕРКОВЬ, то есть за Тело Христово желаю страданиями тела моего восполнить недостаток Церкви Его (Св. Ефрем Сирин).

 

А вот еще один фрагмент толкования св. Кирилла Иерусалимского на слова о вере в Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь в крещальном Символе Иерусалимской Церкви:

24. Церковию же (т. е. СОЗВАНИЕМ ИЛИ СОБРАНИЕМ) называется соответственно самой вещи, поелику всех созывает и вместе собирает, как в книге Левитской говорит Господь: «и весь сонм собери пред двери скинии, свидения» (Лев.8:3). Замечательно, что слово «собери» в первый раз в Писании употреблено тогда, когда Бог поставил Аарона Первосвященником. И в книге Второзакония говорит Бог Моисею: «собери ко Мне люди, и да слышат словеса Моя, да научатся боятися Мене» (Втор.4:10). Наименование Церкви употребляется также тогда, как говорится о скрижалях: «и на них бяху написана вся словеса, яже глагола Господь к вам в горе из среды огня в день СОБРАНИЯ» (Втор.9:10). Яснее как бы так говорит Моисей: в тот день, в который, быв созваны Богом, вы собрались. И Псалмопевец говорит: «исповемся Тебе», Господи, «в церкви мнозе: в людех тяжцех восхвалю Тя» (Пс.34:18). (Св. Кирилл Иерусалимский. Огласительное поучение восемнадцатое).

 

Итак Церковь в которую христиане верят по Символу веры – это САМИ ХРИСТИАНЕ, ИХ СОБРАНИЕ И НИЧТО ИНОЕ. Никакого другого понятия о Церкви (как чем-то отдельном от ее членов) у Отцов нет.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь