Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


КОМУ УПОДОБЛЯЮТ ЕПИСКОПОВ УТВЕРЖДАЮЩИЕ, ЧТО ОНИ НЕ МОГУТ ПОГРЕШАТЬ? И О СВОБОДЕ ВОЛИ



// Новообрядец. …Теперь является вопрос: где написано, что все епископы могут погрешить и заблудиться?

Старообрядец. А где написано, что не могут?

 Новообрядец. Этого и доказывать нет надобности. В отдельности каждый епископ может погрешить, но все вместе - никогда. Такова природа епископского чина, что все епископы православной церкви не могут заблуждаться. Так учит наша православная церковь.

Старообрядец. Но, во-первых, этого нигде не написано. А, во-вторых, если епископы не могут заблуждаться и погрешать, то, значит, они не люди. Рассудите сами, кто не может погрешать и заблуждаться? - Только сам Бог, с одной стороны, а с другой - скот. Бог не может заблуждаться и погрешать потому, что Он - существо высочайшее, всесовершеннейшее, всеблагое, всесвятое; а скот, и вообще неразумные и бесчувстввенные твари, не могут заблуждаться и погрешать потому, что не имеют разума и свободной воли. Поэтому, если ваша церковь учит, что епископы не могут погрешать и заблуждаться, то этим ставит их или равными самому Богу, или равными скоту несмысленному.//

 

Если следовать сомнительной логике «старообрядца», то окажется, что, поскольку не только епископы, но и все остальные люди также могут погрешать и заблуждаться – значит ВСЕ могут отпасть от Церкви, т.е. Церковь (земная) перестанет существовать – врата ада ее таки одолеют.

 

Ошибка здесь в том, что «старообрядец» встает на позиции позитивизма и, справедливо указывая на свободу воли каждого отдельного человека, игнорирует промысел Божий и Его всеведение. Если Господь говорил, что врата адовы не одолеют Церковь, значит он а) провидел по Своему всеведению и б) предусмотрел по Своему всемогуществу, что ВСЕ от Церкви не отпадут. И если Отцы, движимые Духом Божиим, согласно писали, что Церковь не может существовать без епископов, значит Господь знал и предусмотрел, что не отпадут все епископы.

//Новообрядец. Своим учением, что епископы и апостолы и даже ангелы с небес, могут заблуждаться и погрешать, вы явно унижаете и оскорбляете их. Это дерзость непростительная, которая и отвергается нашею православною церковью. Она учит, что не только ангелы или апостолы, но и епископы не могут заблуждаться и погрешать.//

 

Здесь автор через «новообрядца» приписывает Церкви учение, которого она никогда не имела. Разумеется, каждый отдельный епископ может и заблуждаться и грешить и даже отпадать в ересь (иначе не было бы нужды в правилах Двукратного собора). Но, частные заблуждения и личные грехи (в которые могут впадать хоть все епископы) – по канонам не лишают епископа – епископства. А вот в ересь (по условиям 15 Двукр.) ВСЕ епископы отпасть не могут – иначе Церковь перестала бы существовать, что невозможно.  

КОГДА СОЗДАНА ЦЕРКОВЬ?

Поскольку ряд святых утверждали невозможность существования Церкви без епископа, чтобы доказать, что они не имели ввиду возможное (с точки зрения «старообрядца») отпадение от Церкви ВСЕХ епископов, «старообрядец» пытается найти в истории примеры такого отпадения. Пример, который видится ему наиболее убедительным – неверие апостолов в Воскресение Христа. Этот эпизод и выводы из него мы рассмотрим ниже. Здесь же разберем аргументацию, которую приводит «старообрядец», пытаясь доказать, что церковь уже существовала во времена Воскресения, а значит отпадение от нее всех апостолов означает, что в XVII веке от нее могли отпасть все епископы.

//Старообрядец. Церковь сотворена Богом прежде всего, прежде сотворения видимого мира, и состояла из одних святых бесплотных духов. Апостольскому мужу Ерму, которому в видении показана была церковь в виде престарелой женщины, на его вопрос: почему она стара? ангел отвечал: Так как сотворена она прежде всего, то и стара, и для нея сотворен мир [пастырь кн. 1, виден, втор., в памятн. древн. христ. письмен., т.2, Стр. 232]. Но когда от этой, сотворенной прежде всего, церкви, называющейся еще небесной и состоящей из ангелов, отпала некоторая часть и превратилась в демонов, тогда для восполнения этой отпадшей части Бог создал человека и поселил его в раю блаженствовать. Когда же и человек пал, по прельщению диавола, и не имел возможности сам восстать от этого падения, освободиться от власти диавола, у которого он находился, так сказать, в плену, - то Бог, по благости Своей, послал Сына Своего единосущного в мир для спасения и искупления его от власти диавола и ада. Ради этого Сын Божий родился от девы Марии, исполнил и усовершенствовал весь закон и пророки (Матф. зач. 11), учил народы, пострадал на кресте, пролив Свою честную кровь, воскрес, вознесся на небеса и опять придет судить живых и мертвых….

Новообрядец. По-вашему, значит, Христос церковь не создал из небытия, а лишь искупил или привел ее в лучшее состояние. Но, как же Он сказал: созижду церковь Мою?

Старообрядец. Но самое-то слово: созижду, здесь употреблено в смысле улучшения. Святый Василий Великий, в беседе «о том, что Бог не виновник зла», глаголет: Сердце чисто созижди во мне, Боже (Пс. 50, 21). Не вновь сотвори; но обнови обветшавшее от греха. И: да оба созиждет во единаго новаго человека (Еф. 2, 12). Да созиждет не в том смысле, чтоб произвести из небытия, но в том, чтоб преобразовать существующее. И: аще кто во Христе, нова тварь (2Кор. 5, 17). И еще Моисей говорит: не сам ли сей Отец твой стяжа тя, и сотвори тя, и созда тя (Втор. 32, 6)? Здесь слово: создание, поставленное после слова: сотворение, ясным образом дает нам разуметь о себе, что оно весьма часто употребляется в значении улучшения (твор. его, час. 4, бес. 9, стр. 148).

Ясно, что Христос создал церковь кровию Своею не в том смысле, что привел ее из небытия в бытие, а в том, что привел в лучшее состояние, обновил, искупив ее от клятвы законныя и от власти диавола.//

Итак, «старообрядец», ссылаясь на «Пастырь» Ерма, утверждает, что Церковь уже существовала до Христа, а слова //созижду церковь Мою// означают «приведение в лучшее состояние». На самом деле эти евангельские слова у Отцов толкуются по-разному. Некоторые толкования, по-видимому, согласуются с мнением «старообрядца»: новозаветная Церковь рассматривается как продолжение ветхозаветной. Св. Иоанн Златоуст, понимал эти слова иначе:

 

«… благодать Духа возделывает Церковь; поэтому последняя неразрушима. Однако не то удивительно, что она неразрушима, но то, что неразрушима, несмотря на множество нападающих на нее врагов. Сколь многие искони враждовали против Церкви? КОГДА ОНА БЫЛА ТОЛЬКО ЧТО НАСАЖДЕНА, многое было против нее приведено в движение. Теперь, конечно, по благодати Божией и силе Духа цари благочестивы, также и вожди, и вся вселенная исполнена веры; но вначале и В ПЕРВУЮ ПОРУ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЦЕРКВИ цари были преданы нечестию, полководцы также; в этом смысле издавались повеления правителей; горели жертвенники; всюду – дым и запах от сжигавшихся (языческих) жертвенных животных; воздух осквернялся, земля делалась нечистой, демоны неистовствовали, диавол ликовал, отец умерщвлял сына, сын бесчестил отца. (Св. Иоанн Златоуст. На Пятидесятницу. Слово первое)

 

Из контекста ясно, что указания «когда Церковь была только что насаждена» и «в первую пору существования церкви» относятся не к периоду после творения безплотных духов, а к первым векам новозаветной Церкви. Ниже св. Иоанн Златоуст пишет:

 

«Обратите внимание на точный смысл слов: "врата ада не одолеют ее". "Почему же, – говорят, – Он не препятствует искушением нападать на Церковь?" – "Да, не препятствую, но не для того ли, чтобы показать Свою силу?" Если б никто не обнаруживал в отношении к Церкви неприязненных действий, то могли бы сказать: "если бы она подвергалась вражеским нападением, то была бы побеждаема". Поэтому-то Он и дозволяет врагам делать на нее нападение, чтобы победа достигалась ею не при полном отсутствии ее неприятелей. И не сказал: "врата ада не нападут на нее", но: "не одолеют ее". ОНА БУДЕТ ПОДВЕРГАТЬСЯ ВРАЖЕСКИМ НАПАДЕНИЯМ, НО НЕ БУДЕТ ПОБЕЖДЕНА» (там же).

 

Здесь вражеские нападении на Церковь св. Иоанн Златоуст относит к БУДУЩЕМУ (по отношению к моменту, когда Спаситель сказал эти слова) времени.

 

Разумеется, мысль св. Иоанна Златоуста никак не противоречит мысли других Отцов. Была Церковь ветхозаветная и есть Церковь новозаветная. Можно говорить, что Спаситель вместо одной Церкви создал другую, а можно – и о том, что Он преобразовал одну – в другую – смысл от этого не изменится. Ясно, что между ними имеется некое преемство. Ясно и то, что они качественно отличаются друг от друга: у них разные пути ко спасению, разные формы управления, да и посмертная судьба их чад – разная. В посланиях ап. Павла Церковь не раз называется «телом Христовым» (в связи с таинством евхаристии): очевидно, что такое определение применимо к церкви новозаветной, а не к ветхозаветной. Но в данном контексте принципиально важно еще одно отличие: обетование "врата ада не одолеют ее" ОТНОСЯТСЯ ИМЕННО К ЦЕРКВИ, КОТОРАЯ БУДЕТ СОЗДАНА (или, если угодно – усовершенствована). Поэтому ссылки на отпадение от Церкви всех епископов (даже не важно кого по ними понимать – первосвященников или апостолов) до момента ее созидания, о котором говорил Спаситель – никак не могут свидетельствовать о возможности отпадения от Церкви всех ее епископов после пятидесятницы.

 

Отдельно остановимся на вопросе: к какому именно моменту относятся эти слова Спасителя. Вот как отвечает на этот вопрос бл. Феофилакт в своем толковании:

 

«И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.”  Как Бог, Христос со властью говорит: "дам тебе"; как Отец дал тебе откровение, так Я - ключи. Под ключами же разумей разрешающие или связывающие грехи прощения или запрещения, ибо те, которые, подобно Петру, удостоились епископской благодати, имеют власть прощать и вязать. Хотя к одному, ибо только Петру сказано: "дам тебе", но всем апостолам дано. Когда? Когда Господь сказал им: "кому отпустите грехи, отпустятся им", ибо и "дам" обозначает грядущее время, то есть ВРЕМЯ ПОСЛЕ ВОСКРЕСЕНИЯ» (бл.. Феофилакт. Толкование на Евангелие от Матфея)

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь