Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ДО ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ ИМЕЛИ ЛИ АПОСТОЛЫ ДУХА СВЯТАГО?



В следующей главе разбирается первое возражение «новообрядца»:

//Новообрядец. Апостолы хотя действительно все впали в заблуждение, или даже неверие относительно Христова воскресения, но ЭТО БЫЛО ДО ДНЯ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ, КОГДА ОНИ ЕЩЕ ВОВСЕ НЕ ИМЕЛИ ДУХА СВЯТАГО. Когда же они получили Его, то уже не могли впасть ни в какое заблуждение, не только все вместе, но и каждый порознь.

Старообрядец. Вы тут наговорили много неправды. Во-первых, неправда, будто апостолы до дня пятидесятницы вовсе не имели Духа Святаго. Сам Господь наш Исус Христос прямо и решительно свидетельствует, что апостолы и до пятидесятницы имели Духа Святаго. В Своей прощальной речи пред страданием, Он сказал им: Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами во веки Дух истинный, Его же мир не может прияти, яко не видит Его, ниже знает Его, вы же знаете Его, яко в вас пребывает и в вас будет (Иоан. зач. 48). В толковании на это в «Благовестнике» говорится. Утешает же апостолы, глаголя, яко мир убо не может прияти Его (Святаго Духа), вам же дается дар изрядный, и пребывает у вас; таже большее, яко и в вас есть. Еже бо у вас, внешнюю помощь являет; а еже в вас, внутрь вселение и возмогание, еже и Богу быти явленнее, еже бо вселюся и похожду, и буду вам Бог. Глаголет же мир убо не может прияти Духа, яко не знает Его, вы же знаете И. Почто? Зане несте от мира, и сего ради приятницы есте Ему; и пребывает с вами ныне, но и будет присно в вас (Благовестн. Иоан. зач. 48, л. 234 и обор.). Из сего ясно, что еще до страдания Христова, а не только до дня пятидесятницы, апостолы имели Духа Святаго.//

 

К сожалению, «старообрядец» не пояснил, какие именно слова в цитированном им Евангельском тексте и его толковании, по его мнению, опровергают возражение «новообрядца». По всей видимости, он имеет ввиду следующее место:

 

«вы же ЗНАЕТЕ Его, яко В ВАС ПРЕБЫВАЕТ и в вас будет»

 

В то же время, перед этим (и еще в нескольких местах Евангелия от Иоанна, а также в Деян. 1:8) о Святом Духе сказано В БУДУЩЕМ ВРЕМЕНИ, что Он будет ниспослан на учеников. Т.е. налицо – противоречие, которое «старообрядец» игнорирует. Однако это противоречие связано с невозможностью точного перевода греческого оригинала на церковнославянский и русский языки. Вот комментарий к этому месту проф. А.П. Лопухина:

 

«Таким образом, по этому чтению Господь говорит с особой силой (для этого и употреблены два синонимические глагола: "пребывать" и "существовать") о том, что Дух этот уже находится в учениках. Но при таком чтении выходит как бы излишним послание Духа апостолам в будущее время, после удаления от них Христа. Притом в употребленных здесь в греч. тексте союзах также заключается основание к тому, чтобы полагать разницу между употребленными здесь глаголами. Именно при глаголе "пребывает" (menei) стоит местоимение с предлогом para = при, а при глаголе "будет" - местоимение с предлогом en = в.… Господь, очевидно, хотел сказать, что тот Дух, Который БУДЕТ ПОСЛАН АПОСТОЛАМ, отчасти и теперь уже НЕСКОЛЬКО БЛИЗОК ИМ, благодаря тому, конечно, что они близко стоят ко Христу, в котором в изобилии пребывают дары Духа (3:34). Но Дух пребывает теперь только С УЧЕНИКАМИ, а со временем Он будет пребывать уже В НИХ, как животворящая и обновляющая сила.»

 

О том же (но уже без грамматических пояснений, не нужных тем, кто читает Евангелие на греческом) пишет в своем толковании бл. Феофилакт Болгарский:

 

 «Он говорит: Я умолю Отца и даст вам Утешителя, то есть Я умилостивлю за вас Отца и примирю Его с вами, враждебными Ему по причине греха, и Он, умилостивленный Моей смертью за вас и примиренный с вами, ПОШЛЕТ ВАМ Духа. "Да пребудет с вами вовек". … "Дух истины", говорит, то есть Дух не Ветхого Завета, ибо он - образ и тень, а Нового, который есть истина. ИМЕЛИ ДУХА И ТЕ, КОИ ЖИЛИ ПОД ЗАКОНОМ, НО ИМЕЛИ В ОБРАЗЕ И ТЕНЯХ…Он утешает апостолов, когда говорит, что мир не может принять Его, а вам подастся этот превосходный дар и ПРЕБУДЕТ "С ВАМИ" и, что еще более, ПРЕБУДЕТ "В ВАС". Ибо словом "С ВАМИ" УКАЗЫВАЕТ НА ВНЕШНЮЮ ПОМОЩЬ ОТ БЛИЗОСТИ, А "В ВАС" - НА ВНУТРЕННЕЕ ОБИТАНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ.»

 

А вот фрагмент из толкования на это же место св. Иоанна Златоуста:

 

«Когда Он очистил их жертвою, тогда и снизошел Дух Святой. А почему Он не пришел в то время, года (Христос) был с ними? ПОТОМУ ЧТО НЕ БЫЛА ЕЩЕ ПРИНЕСЕНА ЖЕРТВА. Когда уже и грех был истреблен, и апостолы, получив повеление идти на опасности, готовились к борьбе, ТОГДА НАДЛЕЖАЛО ПРИДТИ ТОМУ, КТО УКРЕПЛЯЕТ НА ПОДВИГИ. Для чего же Дух приходит не тотчас по воскресении? Для того, чтобы апостолы сильнее возжелали Его и приняли с большею любовью. Доколе был с ними Христос, они не были в скорби; когда же Он отошел, они, лишившись Его, находились в великом страхе и, естественно, должны были принять Духа Святого с великим усердием».

 

А вот толкование Евфимия Зигабена:

 

«Подобно тому как узнавший Меня узнал Отца, так – с другой стороны – узнавший Меня узнал уже и Духа Святого, потому что все Мы имеем одно существо, природу, силу и достоинство.… Как Отец со Мной находится, так и Дух Святой, потому что блаженная Троица нераздельна».

 

Стоит рассмотреть также слова Христа, сказанные Им ученикам уже после воскресения:

 

Ин 20:21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, {так} и Я посылаю вас.

 

Ин 20:22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.

 

Вот толкования на это место:

 

«Как же Он прежде сказал: аще не иду Аз, Утешитель не приидет (16, 7), а теперь дает Духа? Некоторые говорят, что ХРИСТОС НЕ СООБЩИЛ УЧЕНИКАМ ДУХА, А ТОЛЬКО ПОСРЕДСТВОМ ДУНОВЕНИЯ СДЕЛАЛ ИХ СПОСОБНЫМИ К ЕГО ПРИНЯТИЮ. Ведь если Даниил, при виде ангела, пришел в ужас (Дан. 8, 17), то чего не испытали бы и ученики, если бы приняли эту неизреченную благодать, не будучи наперед к тому приготовлены? Потому-то, говорят, Христос НЕ СКАЗАЛ: ВЫ ПРИЯЛИ ДУХА СВЯТОГО, НО – ПРИИМИТЕ ДУХ СВЯТ. Но не погрешит тот, кто скажет, что И ТОГДА УЧЕНИКИ ПОЛУЧИЛИ НЕКОТОРУЮ ДУХОВНУЮ ВЛАСТЬ И БЛАГОДАТЬ, ТОЛЬКО – НЕ ВОСКРЕШАТЬ МЕРТВЫХ И СОВЕРШАТЬ ЧУДЕСА, А ОТПУСКАТЬ ГРЕХИ, так как различны дарования Духа» (Св. Иоанн Златоуст).

 

«Дует и дает им Святаго Духа. Теперь Он уделяет им не совершенный дар Святаго Духа, ибо таковой Он даст им в Пятидесятницу, но ДЕЛАЕТ ИХ СПОСОБНЫМИ К ПРИНЯТИЮ ДУХА. Ибо слова: "примите Духа Святаго" - то же, что БУДЬТЕ ГОТОВЫ ПРИНЯТЬ ДУХА. Можно сказать и то, что Он дал им некоторую власть и духовную благодать, только - не воскрешать мертвых и творить силы, но - прощать грехи. Посему и прибавил: "кому простите грехи, тому простятся", показывая, что ОН ДАЛ ИМ ЭТОТ ИМЕННО ВИД ДУХОВНЫХ ДАРОВАНИЙ - ПРОЩЕНИЕ ГРЕХОВ. По вознесении же Его, Сам Дух нисшел и преизобильно подал им силы творить чудеса и всякое иное дарование» (бл. Феофилакт).

 

Таким образом, какое бы из толкований мы не взяли, апостолы в момент крестной смерти Спасителя еще вовсе не имели ПОЛНОТЫ Духа Святаго В СЕБЕ. Отмечу также, что Сам Спаситель позднее говорит о будущем сошествии на Апостолов Святого Духа как о ЛУЧШЕМ для них состоянии:

 

Ин 16:7 Но Я истину говорю вам: ЛУЧШЕ ДЛЯ ВАС, ЧТОБЫ Я ПОШЕЛ; ИБО, ЕСЛИ Я НЕ ПОЙДУ, УТЕШИТЕЛЬ НЕ ПРИИДЕТ К ВАМ; а если пойду, то пошлю Его к вам,

 

Т.е. для человека лучше иметь Святого Духа В СЕБЕ так, как Он ныне дается христианам, чем ПРИ СЕБЕ, как апостолы.

 

Далее «старообрядец» пытается опровергнуть второе утверждение «новообрядца» //Когда же они получили Его [Святого Духа], то уже не могли впасть ни в какое заблуждение, не только все вместе, но и каждый порознь.// Чтобы показать, правомерность аналогии между апостолами до Пятидесятницы и епископами во времена патр. Никона – он указывает на достоинства и дары, которые имели апостолы:

 

//Староробрядец: К этому нужно обратить внимание на то еще, кто были апостолы до распятия Христова, и кто были епископы, отпавшие при Никоне. Апостолы были такие лица, которых избрал сам Исус Христос, как самых высоконравственных и достойных из всех людей (Лук. зач. 23), которым дана была сила и власть творить чудеса и целити всяк недуг и всяку болезнь (Матф. зач. 34; Лук. зач. 40), которым дана была власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию и ничесоже их вредило (Лук. зач. 51), дана была власть на дусех нечистых яко да изгонять их (Матф. зач. 34), и которым дано было ведати тайны царствия Божия (Марк. зач. 16) и имена их были написаны на небесах (Лук. зач. 51), так что Христос назвал их Своими друзьями (Иоан. зач. 51) и совершенно чистыми в нравственном отношении (Иоан. зач. 50), ибо в них пребывал Дух Святый (Иоан. зач. 48). Вот кто были апостолы.//

 

Однако, характеристики, которые здесь привел «старообрядец» - не имеют прямого отношения к обсуждаемому вопросу. Да, в личном плане апостолы изначально были достаточно высоконравственными людьми, но хорошо известно, что без Божественной помощи никто не может избежать греха. Еще меньшее отношение к делу имеют те дары (чудотворений, исцелений и т.п.), которые апостолам дал Господь (впрочем, по толкованиям Отцов некоторые из этих даров апостолы фактически получили также в Пятидесятницу). В то же время св. Отцы согласно пишут, что апостолы до Пятидесятницы еще не были совершенны:

 

«… Он говорил им: уне есть вам, да Аз иду: ще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам (Ин. 16:7) Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам,); и еще: Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам (Ин. 14:16) И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек). От чего же не при Нем и не тотчас по отшествии пришел Утешитель, но спустя восемь или девять дней, то есть, в то время, когда настал день пятьдесятницы? Притом каким образом, когда еще не сошел Дух Святый, Он говорил: приимите Дух Свят (Ин. 20:22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.)? На это нужно сказать, что Он говорил так, с целию подготовить в них желание, готовность и способность к принятию Св. Духа; а ПРИНЯЛИ ОНИ ЕГО, КОГДА ОН СОШЕЛ; - или о том, что имело быть, ГОВОРИЛ, КАК УЖЕ О СУЩЕСТВУЮЩЕМ И НАСТОЯЩЕМ, ПОДОБНО ТОМУ, КОГДА ОН ГОВОРИЛ О ВОЗМОЖНОСТИ НАСТУПАТЬ НА ЗМИЮ И СКОРПИЮ И НА ВСЯКУЮ СИЛУ ВРАЖИЮ. Впрочем следует сказать и то, что дарования Духа различны и многообразны: есть дар очищения и совершенствования, дар освящения и силы освящающей, дар языков и пророчества, дар чудес и толкования и множество иных даров. Итак, при различии и многообразии дарований Духа ничто уже не препятствовало апостолам принять благодать Духа различным образом. Но полное, соделавшее апостолов СОВЕРШЕННЫМИ и способными совершенствовать других, сообщение им Духа было во время пятьдесятницы,» (бл. Феофилакт. Толкование на Деяния святых апостолов).

 

«ОНИ БЫЛИ ЕЩЕ НЕМОЩНЫ, и, чтобы внушить им дерзно­вение, Он ободрил их души и прикрыл трудности» (Св. Иоанн Златоуст – Толкование на книгу Деяний (1:8)).

 

Об этом же пишет св. Симеон Фессалоникский:

 

«Ибо ученики вначале избраны были и посланы ко овцам погибшим, и получили дар, и повелено нм было раздавать дар; но ЕЩЕ НЕ БЫЛИ ОНИ СОВЕРШЕ­НЫ» (св. Симеон Фессалоникский. Разговор о святых священнодействиях и таинствах церковных. // Писания св. отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. II, Санкт-Петербург, 1856, стр.303-304)

 

Наконец, бл. Иероним прямо указывает, что именно несовершенство апостолов, которое было устранено в Пятидесятнице – было причиной их неверия в воскресение Христа:

 

«Каким образом Спаситель, по Иоанну, – вдунул Святаго Духа в святых апостолов, а по Луке, – обещал, что пошлет Его по вознесении (Иоан. 20:22; ср. Лук. 24:49)? Решение этого вопроса весьма легко, как скоро нам из­вестно из учения апостола Павла, что есть различные дарования Духа Святого…. в первый день воскресения апостолы получили благодать Духа Святаго, которою оставляли грехи, крестили, делали сынами Божиими и раздавали верующим права усыновления, как говорит сам Спаситель: «имже отпустите грехи отпустятся им; и имже держите, держатся». В день же пятидесят­ницы им обещано было более, именно: что приимут они крещение от Духа Святого; облекутся силою свыше, кото­рою будут проповедовать Евангелие Христово всем на­родам, соответственно тому, что читаем в шестьдесят седьмом псалме: «Господь даст глагол благовествующим силою многою» (Пс. 67:12); будут иметь действия сил и дарования исцелений, и когда пойдут на проповедь ко многим народам, получат роди языков, так что в то время уже будет известно, кто из апостолов должен благовестить каким народам…

БЛАГОДАТЬ ДУХА СВЯТОГО ЕСТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОБЛЕЧЕНИЕ В СИЛУ: ВЛАДЕЯ ЕЮ, ОНИ <АПОСТОЛЫ> НЕ БОЯЛИСЬ НИ ТРИБУНАЛОВ СУДЕЙ, НИ ПОРФИР ЦАРЕЙ. Ибо еще пред страданиями обетовал им Господь, говоря: «егда же предают вы, не пецытеся, како или что возглаголете: не вы бо будете глаголющии. но Дух Отца вашего глаголяй в вас» (Матф. 10:19-20). Я же, со своей стороны, говорю смело и с полною свободою, что с тех пор, как апостолы уверовали в Господа, они всегда имели Духа Святого: без благодати Духа Свя­того они не могли творить знамений; НО ИМЕЛИ ЕГО В ОПРЕ­ДЕЛЕННОЙ МЕРЕ. Поэтому и Спаситель взывал во храме, говоря: «аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Веруяй в Мя, якоже рече nuca ни e реки от чрева его истекут воды живы. Сие же рече о Дусе, Егоже хотяху приимати верующии»  в Него (Иоан. 7:37-39). В том же месте прибавляется: «не у бо бе дан Дух Святой, яко Исус не у бе прославлен»: но это не в том смысла, чтобы Духа Святого не было, так как Господь Спаситель говорит: «аще ли же Аз о Дусе Святомъ изгоню бесы» (Матф. 12:28), а в том, что, пребывая в Господе, ОН НЕ ПОЧИЛ ЕЩЕ ВСЕЦЕЛО НА АПОСТОЛАХ. ПОЭТОМУ-ТО ОНИ ПРИХОДЯТ В УЖАС ВО ВРЕМЯ СТРАДАНИЙ ЕГО, УВЕРЯЮТ И КЛЯНУТСЯ, ЧТО НЕ ЗНАЮТ ХРИСТА. А ПОСЛЕ ТОГО, КАК КРЕСТИЛИСЬ ДУХОМ СВЯТЫМ И БЛАГОДАТЬ ДУХА СВЯТОГО ИЗЛИЛАСЬ НА НИХ, они уже свободно говорят первосвященникам иудейским: «повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком» (Деян. 5:29); воскрешают тогда мертвых; радуются под бичами; проливают кровь за Христа, и в муках находят венец для себя. Итак, «не у бе Дух» на апостолах, НЕ ИСТЕКАЛИ ОТ ЧРЕВА ИХ ДУХОВНЫЕ ДАРОВАНИЯ, ибо Господь еще не был прославлен.» (Бл. Иероним. Письмо 96 (к Гебидие)// Творения блаженного Иеронима Стридонского. Часть 3. Кiевъ, 1880. стр. 150-154)

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь