Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПРОРОЧЕСТВА О ПАДЕНИИ ЕПИСКОПОВ И О БЕДСТВИИ ЦЕРКВИ
В этой главе «старообрядец» пытается собрать древние пророчества, свидетельствующие об отпадении от церкви иерархов XVII века. Получается очень неубедительно: пророчества, которые приводит «старообрядец», допускают множество толкований и даже если в некоторых отношениях их можно истолковать так, как желает «старообрядец», в других отношениях они явно неприменимы к указанным событиям. Вот несколько примеров:
//Старообрядец: ...В книге «Апокалипсис», в которой пророчественно изложена вся судьба церкви под разными знамениями и образами, в главе 6-й говорится: И видех, егда (Агнец) отверзе шестую печать, и се бысть трус велий, и солнце мрачно бысть яко вретище власяно, и луна бысть яко кровь: и звезды небесныя падоша на землю, якоже смоковница отметает пупы своя от ветра велика движима (Апок. гл. 6, ст. 12-13). В трехтолковом «Апокалипсисе» в толковании иного объясняется, что «звезды падоша на землю» - означает, что учители церкви Божией отпадут от правого учения, а луна, аки кровь, означает, что церковь Божия ложным учением еретическим на время затмится; а солнце мрачно бысть, означает Христа, о котором будут мрачные ложные учения (древлеписьмен. апок. гл. 18). В книге «О вере» в главе 21 утверждается, что под звездами, падшими с неба, разумеются, по истолкованию святых, знаменитии духовнии в церкви, иже есть земное небо[5, л. 187]. Подобно сему и в книге «Кирилла Иерусалимскаго» под звездами, спадшими с неба, необходимо разумеются иерархи, уклоняющиеся в заблуждение[гл. 15, 4-е послан. Мелетия, л. 451-452].// В истории Церкви некоторые иерархи не раз уклонялись в заблуждения и ереси, и нет никаких оснований связывать это место именно с событиями XVII века. Впрочем, никто из отцов ранней Церкви и Церкви Византийского периода не рассматривал падение звезд – как символ отпадения епископов от Церкви. Рассмотрим их толкования. Св. Андрей Кесарийский пишет об отпадении не иерархов церкви, а тех, кто считает себя светилами мира и относит это ко временам, непосредственно предшествующим второму пришествию Христа:
«Пали звезды — это, как то было писано и про обольщенных Антиохом, означает, что падут и считающие себя светилами мира, пораженные и сокрушенные событиями того времени, когда, по слову Господа, ж” причине множества скорби прельстятся, насколько возможно, и избранные (Мф. 24,24). … Сбудется ли это видимым образом при втором пришествии Христа — Судии во славе, это известно лишь Ему, имеющему тайные сокровища премудрости и ведения.» (св. Андрей Критский. Комментарий на Откровение)
Экумений же понимает падение звезд вполне буквально:
«Падение же звезд с небес, возможно, будет иметь естественные причины; если же нет, то изречение означает, что прекратится свет небес и наступит полная тьма» (Экумений, Комментарий на Откровение.)
Рассмотрим также толкования отцов на, по-видимому, параллельное место в Евангелии от Матфея:
Мф 24:29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;
«Лжепророки и лжехристы, явившись, произведут возмущение, и тотчас придет сам Христос. Немалое смятение будет тогда обладать вселенною. Как же придет Он? Так, что преобразится уже эта тварь. Солнце померкнет, будучи не уничтожаемо, но побеждаемо светом пришествия Его; и звезды спадут, потому что какая в них будет уже нужда, когда не будет ночи?» (Св. Иоанн Златоуст)
«Вслед за пришествием антихриста, власть которого скоро будет упразднена (это выражено словом "вдруг"), "солнце померкнет", то есть помрачится, не будет заметно в сравнении с более превосходным светом Христова пришествия; равно и луна, и звезды. Действительно, какая нужда в чувственных светилах, когда не будет ночи, когда явится Солнце правды?» (бл. Феофилакт) «Стих 29: Тотчас же после мучения дней тех помрачится солнце, и луна не даст света своего, и звезды падут с неба, и силы небесные придут в движение. - Солнце и луна помрачатся и не дадут света своего, и прочие светила упадут с неба, и силы небесные придут в движение не вследствие уменьшения света (в другом месте мы читаем, что солнце будет иметь свет в семь раз больший [Там же? 30]), а вследствие того, что по сравнению с истинным светом все будет тенисто, темно по виду. Если же это солнце, ныне блистающее во вселенной, и если луна, занимающая после него второе место, и если звезды, воз-женные для сияния ночью, - если все эти силы (а в этих силах мы видим множество ангелов) во время пришествия Христова обратятся во тьму; то [конечно] поколеблется и самоуверенность тех, которые, считая себя святыми, не страшатся присутствия на суде [или: Судии]». (бл. Иероним) Таким образом, толкование цитаты из Откровения о падении звезд, как отпадения епископов от Церкви, которое дал в своем послании св. Мелетий Александрийский более ни у кого из Отцов, оставивших толкование на это и параллельное места, не встречается.
Далее «старообрядец» цитирует толкование бл. Иеронима на книгу пророка Иеремии:
//Старообрядец: ...Знаменитый учитель церковный блаженный Иероним толкует книгу святого пророка Иеремии сице: (Сущее гл. 4, ст. 5-6): Возвестите во Иуде, и в Иерусалиме распустите слух, говорите, трубите трубою на земле, кричите сильно и говорите: «соберитесь и пойдем в города укрепленные». Выставьте знамя к Сиону, бегите, не останавливайтесь; ибо я приведу от севера бедствие и великую гибель. (Толкование): Пусть это слышит Иуда, пусть слышит это Иерусалим, в котором есть исповедание веры, в котором обитает мир Христов и которому чрез Исайю сказано: на гору высоку взыди благовествуяй Сиону, возвыси крепостию глас твой благовествуяй Иерусалиму (Ис. 40, 9 ); пусть он кричит сильно и повелевает: пойдем в города укрепленные. Поднимаются войны еретиков: пусть ограждают нас твердыни Христовы! Поднимите знамение креста на возвышенном месте, на высоте церкви; ободритесь боязливые, не стойте, но прибегайте к помощи Христа. Бедствие, говорит, навожу Я от севера и великое сокрушение, истинного Навуходоносора (то есть диавола), которому я попускаю в этом мире, чтобы испытана была сила и победа ваша… Прочитанные пророчества с толкованием на них знаменитого толкователя и великого учителя церкви, блаженного Иеронима, ясно говорят, что от севера, где именно находится Россия и Москва, произойдет бедствие и великое сокрушение для церкви.// Вообще-то к северу от Иерусалима располагаются совсем другие страны… Впрочем, если следовать словам бл. Иеронима, то, хотя ересь придет с севера, но Иерусалимская Церковь – останется православной, Поскольку в XVII в. русская Церковь не отделялась от Иерусалимской, применить это пророчество к событиям русского раскола невозможно.
Кроме того «старообрядец» приводит пророчества и толкования из текстов, которые не принадлежат к священному преданию и не могут быть авторитетны для кого-либо кроме самих старообрядцев (напр. некая книга «Книга о вере единой истинной православной»). Приведу только один пример.
//Старообрядец: ... В книге «О вере» в главе 30-й пишется сице: Святый Иоанн евангелист назнаменовал, и в послании своем не замолчал, но и утверждает глаголя: Дети, последняя година есть, и якоже слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихриста мнози (1 посл. гл. 2). О, правде! яко много предотечев, но и сам уже близ есть по числу еже о нем, 666 (Апокал. гл. 13); число бо человеческо есть антихристово. Кто весть, аще в сих летех, 1666-х, явственных предстечев его, или того самого не укажет //
Число 666 (а не 1666) в Апокалипсисе относится к приходу самого антихриста, власть которого, как известно, будет продолжаться всего три года, т.е., если принять такое толкование, придется признать, что в 1669 г. произошло второе пришествие Христа. Никакого учения об особом предтече антихриста в священном предании нет (или, говоря иначе, предтечей антихриста является любой противящийся Христу). |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы