Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Методы и приемы стидистжческого анализа



 

Анализ стилистически окрашенных и нейтральных единиц языка, а также их функционирования В речи, где экспрессивно-стилистическая окраска либо усиливается, либо ослабляется,  а не  редко и видоизменяется, в принципе может быть осуществлен описательным, сравнительным и другими универсальными методами языкознания. К анализу языка в стилистическом аспекте приложимы как  качественные, так и количественные методики ы приемы этих обще лингвистических методов. Разумеется, пред­метом рассмотрения в данном случае окажутся собственно стили­стические категории — как самые крупные (функциональные стили), так и тончайшие семантико-стилистические нюансы и окрас­ки. При стилистическом анализе учитывается не только качественная сторона тех или иных Языковых средств, но и их коли­чественная представленность. В статистической характеристике нуждается и такая, обычно улавливаемая читателем и слушате­лем, категория, как функциональный стиль, поскольку «его сла­гаемые интуицией обычно не вычленяются»'. Статистика — один из распространенных и Эффективных инструментов лингво-стилистики2.

Однако своеобразие анализируемого в стилистике материала и особый аспект его рассмотрения приводят к тому, что проис­ходит « известная специализация общелингвистических методов, их приспособление к обработке особо тонкой и изменчивой стилисти­ческой материи. Это обстоятельство привело к выработке своих, собственно стилистических методов и приемов и процедур исследо­вания. Ознакомимся с основными из них, чаще всего исполь­зуемыми н современных стилистических исследованиях, а также в работе по стилистике в вузе и в школе.

1.Анализ по стилистическим. пометам в словарях и справочной литературе.

Его сущность заключается в_наблюдении над стилистическими категориями в фонетике, лексике, фразеологии, словообраэовании,  морфологии, синтаксисе, которые имеют стабильный харак­тер и потому фиксируются нормативными пособиями — орфоэпи-ческими, лексикографическими, грамматическими. Допустим, нас интересует характер стилистической  окраски"слов и ее отражение в толковых словарях. Прочитав вводную статью о построении словаря и о принятых в нем стилистических пометах, мы избира­ем отрезок, например па буквы Д — Е, и выписываем слова, про­пуская нейтральные, с собственно стилистическими И Эмоционально-якспрессивными пометами- Выборка покажет, что есть слова «книжные», «разговорные», «просторечные», «народно-поэтиче­ские», а также с другими, более частными оттенками. Сгруппировав  слова со сходными характеристиками, мы полнее и лучше почувствует своеобразие каждой стилистической категории — разговорности, просторечности и т.д. (особенно при сравнении их друг с другом, а также с нейтральной лексикой).

Еще более тонкой будет работа по выявлению черт сходства и различия в стилистической окраске В Пределах того или иного пласта слов. Например, сопоставляются, в_ стилистическом плане, С ОДНОЙ стороны, слова с пометой  разговорное  (без дополнитель­ных помет): переиначить, перловка, побрякушка, ребятня, рядыш­ком— и, с другой стороны, слова с пометами: а) «раЗговорно-неодобрительное»: паникер, плакса, подвох, разнежиться, слу­шок; б) «разтогорно-пренебрежительное»: пигалица, пу­стослов, разиня; в) <разговорно-презрительное»: писака, .подпевала, рвач. Можно сравнить Между собой и слова С экспрессивнооценочными пометами (группы а, б, в).

Полезны, особенно В учебных целях, наблюдения над стилисти­ческими пометами в словарях синонимов. Например, в синоними­ческом ряду хорошо,  неплохо, недурно недурственно (разг., ). славно (разг.), ладно (разг.), здорово (разг.), важно (разг.), важнецки (прост.), мирово (прост.), хоть куда (прост., усилит.), что надо (прост., усилит.), на большой (палец) (прост., усилит.), на ять (прост., усилит.) находим слова нейтральные, разговор­ные, просторечные, нередко с дополнительными оттенками уси­лительности, шутливости'.

Примером применения статистики может служить стилисти­ческий анализ лексики словаря «Новые слова и значения» ПОД ред Н.З. Котеловой и Ю. С. Сорокина (М., 1971). В нем помещено 3500 слов. Из них помету «в разговорной речи» имеют около 250 слов, что составляет 7 процентов от общего фонда словаря, помету «в просторечии» —40 слов (1,1 процента) и т, д. Получен­ные данные можно сопоставить, например, с результатами ста­тистического анализа «Словаря русского языка» С. И. Ожегова и интерпретировать расхождения между стабильной и новой лекси­кой в доле стилистически окрашенных слов.

Большие возможности для наблюдений над стилистической дифференциацией (и ее отсутствием) в области синтаксиса, мор­фологии, словообразования содержит книга Л. К. Граудинои, В А. Ицковича, Л. П. Катлинской «Грамматическая прпвильностъ русской речи. Опыт частотно-стилистического словаря ва­риантов» (М-, 1976). Здесь в абсолютных числах и процентах приводятся данные о количественном соотношении вариантов синтаксических, например: после окончания —142 случая (в выборе из 100 тысяч употреблений), или 57,0%, по  окончании — 101 случай (40,56%), пп окончанию—6 случаев (2,44%); слово-изменителъных: сто граммов— 907 (79,70%), сто грамм—231  (20.30%); словообразовательных: туристский —314 (64,76%), ту­ристический— 171 (35,26%); нередко анализ материала завер­шается указанием на различие в стилистической окраске вариан­тов, на преимущественное использование одного из них в книж­ных стилях: официально-деловом, научно-техническом, публицистическом, а другого — в разговорно-обиходной речи.

 

2. Наблюдения над нейтральными  и  стилистически окрашенными средствами в речи.

 

Этот вид аналза сложнее. Важно не просто отыскать в тексте слова, формы слов, конструкции, которые в справочной литера­туре даны как нейтральные или окрашенные, а определить их стилистический оттенок в данном контексте.

3. Стилистическая интерпретация текста.

Это  более сложный, вид анализа. Опираясь  на знание разно­образия  стилистических качеств слов, словосочетаний и других единил, языка, исследователь стремится перейти к рассмотрению стилистических категорий, возникающих или полнее проявляю­щихся на уровне сочетания, комбинирования языковых средств в более крупных речевых единствах. Этими  новыми, собствен­но стилистическими категориями являются стилистическая то­нальность (окраска) отдельного высказывании, отрывка или це­лого Текста, стилевая черта (или ряд стилевых Черт), нормы дан­ного стиля, на конец, сам функциональный стиль, представлен­ный в анализируемом тексте.

Хотя речевой стиль, как уже отмечалось выше, в целом «улавливается, замечается читателем и слушателем»1 на интуи­тивном уровне, бывает непросто определить, какие элементы оказывают решающее влияние на стилистический облик текста, на его стилевую принадлежность. Еще сложнее-дается анализ текстов, которые как бы совмещают в себе признаки разных стилей или, говоря точнее, демонстрируют Собой взаимосвязан­ностъ стилей, их переходность, недискретность. А такие тексты встречаются чаще, чем «чистые», имеющие отчетливую стилевую «привязку».

При стилистической характеристике текста учитываются и содержание, и средства его выражения. Последние оцениваются с позиции их наибольшего соответствия содержанию и назначе­нию сообщения.

4; Стилистический эксперимент.

Желая лучше выразить свою  мысль, мы нередко.меняем один вариант  фазы  на другой, более предпочтительный. Это бывает обычно в письменной речи. Перед нами стилистический эксперимент в его простейшем виде. Как прием стилистического ис­следования стилистический эксперимент был разработан такими  выдающимися лингвистами, как А. М. Пешковский, Л,В, Щерба, А. Н. Гвоздев. Так, в статье «Как вести  Занятия  по синтаксису и стилистике в школе взрослых». А. М. Пешковскии писал: «От-носительно самого метода «наблюдений над языком» я должен отметить неточность названия этого метода. Эти «наблюдения» ни­когда не бывают, не могут быть и не должны быть чистыми наблюдениями: на 3\4,- они всегда эксперимент»1. Касаясь выработки

навыков стилистического анализа, он подчеркивал: «Стилевые навыки еще боле», чем общеречевые, должны покоиться на на­блюдении и эксперименте (стилевых, конечно). Таким образом, под стилистическим экспериментом этот ученый и методист пони­мал искусственное придумывание стилистических вариантов к тексту», а..также оценку их  стилистических достоинств.

Что дает стилистический эксперимент ученому-лингвисту и студенту-филологу, в частности будущему преподавателю рус­ского-языка в национальной школе? Он экономит.время, так как избавляет наблюдателя-исследователя от необходимости искать (или ждать в речи) нужного для анализа слов, оборота, порядка слов и др. Л. В. Щерба разъяснял: «Особенно плодотворен метод экспериментирования в синтаксисе и лексикографии и, конечно, в стилистике. Не ожидая того, что какой-либо писатель, употре­бит тот или иной оборот, то или иное сочетание, можно произ­вольно сочетать слова И, систематически заменяя одно другим, меняя их порядок, интонацию и т.н., наблюдать получившиеся при этом смысловые различия, ЧТО МЫ постоянно и делаем, когда что-либо пишем. Я бы сказал, что без эксперименту почти невоз­можно наниматься этими отраслями языкознания»'-

А. Н. Гвоздев, раскрывая сущность И приемы метода стилисти­ческого эксперимента, указывал: «Для эксперимента характерно: 1) намеренное привлечение материала при всех нужных для изучения условиях и во всех; вариантах; 2) регистрация всех случаев

Положительного  характера, когда данное явление оказывается употребительным , 3)  регистрация всех отрицательных случаев»1. Так, в качестве примера отрицательного характера А. И. Гвоздев приводит экспериментальную фразу, сконструированную им для определения заменяемости — незаменяемости синонимов: На гря­дущей неделе мы будем разглядывать вопрос об утилизации архаизмов да неологизмов (я параллель к основной: На будущей не­деле мы будем рассматривать вопрос об использовании архаиз­мов и неологизмов). Еще Л. Толстой обращал внимание на то, что для искусства слава характерны поиски «единственно нужного размещения единственно нужных слов»-

стилистический  эксперимент — это целая система приемов, включающая оценку языковых средств при замене одних элементов функционально сходными, при устранении отдельных  слов, словосочетаний, час­тей предложений, при развертывании отдельных компонентов текста  в более обширные и т.п. Он эффективен при стилисти­ческом анализе фонетико -интонационных вариантов предложе­ния, сложных синтаксических целых, а также более крупных речевых произведений. Сера его применения  — все без исклю­чения функциональные стили,не  говоря уже о языке художест­венной литературы'.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь