Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Общая характеристика публицистического стиля
Публицистический стиль обслуживает сферу общественных отношений: политико-идеологичоскую, общественно-экономическую, культурную и др. Он является наиболее популярным из всех книжных стилей, поскольку его распространению способствуют средства массовой информации и пропаганды — пресса, радио, кино, телевидение. Он используется также в речи выступающих на съездах, пленумах, собраниях и митингах, в лекциях пропагандистов и агитаторов. Публицистический стиль представлен на страницах газет и журналов, в оперативно издаваемых книгах и брошюрах, а материалах радио-, кино- и тележурналистики, в публичных лекциях. Тексты, относящиеся к этому стилю, отличаются разнообразием тем и языкового оформления. Один и тот же жатнр, например жанр репортажа, будет существенно различным в газете, на радио и на телевидении. Но газетный репортаж, в свою очередь, по реализации в нем языковых средств существенно отличается от других газетных жанров — информации, очерка, фельетона и др. При этом жанровые различия в тексте отражаются значительнее, чем индивидуальный стиль автора, работающего в разных жанрах. Однако все жанры публицистики, все тексты имеют много общих черт, позволяющих объединить их в одно сложное единство и рассматривать как проявление одного стиля Эти общие черты обусловлены главным экстралингвистическим фактором — назначением публицистики в обществе. Публицистика призвана информировать широкие круги читателей, слушателей и зрителей по наиболее актуальным вопросам современности. Она призвана воздействовать на сознание людей путем убеждения и формировать определенное общественное мнение. Эти функции публицистики взаимосвязаны и реализуются од нов реме нно. Содержание публицистических материалов, даже сам их отбор, всегда включает два элемента — информативный и оценочный, то есть сам факт и осмысление его в классовых, партийных позиций. .Воздействующее влияние оказывают оба элемента—событийная информация и ее политическая оценка. Основные функции публицистики в обществе определяют ее основные черты и способствуют выделению характерных особенностей публицистического стиля: императивности, повышенной эмоциональности, открыто выраженного оценочного отношения К сообщаемому факту, явлению, событию. Суметь убедить читателя или слушателя в важности н справедливости высказанного положения, увлечь может только тот, кто пишет" или говорит убежденно и убедительно, Функция воздействия отражается прежде всего в присущей публицистическому стилю особой экспрессии и оценочной эмоциональности. В создании этих черт публицистического стиля -участвуют все лексические и грамматические единицы языка^, а также графические в письменной и интонационные в устной речи. 177 Функциональная роль экспрессии в публицистическом стиле состоит в использовании ее для выделения главного в сообщении, Привлечения Внимания читателя непривычностью слово- или формоупотребления, особым синтаксическим строем. Экспрессия публицистического стиля подчинена задаче сделать речь нагляднее и легче запоминаемой. Потребность в выразительных и изобразительных средствах в публицистике особенно высока, но она вступает в противоречие с необходимостью оперативно откликаться на все события современности, с существованием каждодневного газетного производства. Поэтому для создания экспрессии в публицистике, особенно в газетной ее разновидности, используются главным образом типовые приемы. Например, в метафорические сочетания вступают определенные разряды слов, фразеологизмы обновляются стандартными приемами и т. д. Поэтому 'характерной особенностью публицистического стиля является наличие в нем речевых стандартов, стереотипов. Стандарты — нейтрально-стилистическая категория. Являясь готовыми речевыми формами, соотнесенными с определенной ситуацией, они значительно облегчают общение, поэтому особенно удобны для использования их в средствах массовой информации. Преобладающая часть общественно-политических ситуаций обладает повторяемостью, длительностью, что и вызывает необходимость непользования для стереотипных событий стереотипных описаний. Характер работы журналиста требует оперативности подачи информации, умения писать Быстро. Однако писать быстро и о сходных явлениях, не прибегая к стандартам, почти невозможно. Языковые стандарты облегчают и читателю получение нужной ему информации, поскольку текст, воспринимаемый в привычной форме, усваивается быстро, целыми смысловыми блоками. Речевые газетные стереотипы чаще всего используются в тех жанрах, которые требуют экономичной и сжатой фирмы и которые оперативно связаны с самим событием, например: официальное сообщение, информация, обзор печати, отчет о заседаниях,кон: ференцях.И т. П. в других жапрах ( фельетонах, памфлетах, эссе и т. п.) речевых стандартов значительно меньше, на первый план выдвигаются оригинальные выразительные приемы, речь индивидуализирована. Единство экспрессии и стандарта, как показали исследования В. Г. Костомарова '. составляют конструктивный принцип газетного языка. При этом только чередование этих контрастных явлений, их полное равновесие и создает, по мнению исследователя, идеальные образцы газетных жанров. 1 См.: Костомараа В. Г. Русский язык на газетной полосе. М., 1971. 179 Специфика газетно-публнцистическнх стандартов, отличающих их от стандартов деловой речи, заключается в их социально-оценочном "характере. Например: холодная война, разбойничье нападение. В противоположность стандартам штампы — отрицательное стилистическое явление публицистической речи. В штампах слова теряют свое лексическое .значение и присущую им образность. Например: небеспая (воздушная, огненная) стихия, белое (черное, зеленое, жидкое, ароматное) золото. Штампы придают речи сухость, безликость, они могут сделать даже самую важную И интересную мысль неубедительной. Преодоление многословия и казенщины непосредственно связано и с отказом от таких штампов в публицистической речи, в которых действительное содержание выветрено, информативная ценность равна нулю. Например: Вместе с тем оратор на ряде убедительных примеров показывает, как некоторые организации еще слабо используют свои возможности. Одной, из главных особенностей публицистики является «открытое»»_прямое, непосредственное выражение в ней авторского я. повествование во многих публицистических жанрах (репортаже, корреспондЕнции очерке и др.) нередко ведется от 1-го лица и новое принимается как рассказ об очевидном, увиденном конкретным лицом. Например: Февральским метельным днем пыл я в совхозе "имени Кирова, Или: Со Старой Ригой знаком я давно, поэтому, сойдя с подножки поезда, искал бросающиеся в глаза перемены (Из газеты). Но даже в тех публицистических текстах, где_повествовние ведется.от _3-го лица, слышен голос автора,. его оценка событий и фактов,'При этом автор публицистического текста — лицо собирательное (по терминологии А. Н. Васильевой '), представитель, определенной социальной группы людей, позицию которых он выражает. Поэтому оценочность в Публицистике носит Надличностный, надындивидуальный характер. Прямое «вмешательство» автора в материал, оценка и анализ увиденного усиливают воздействие публицистического текста, увлеченность автора передается читателю или слушателю. Этой же цели способствует введение в текст обращений, к читателю (слушателю), элементов спора с возможным аппонентом, использование императивных форм. Максимальная приближенность текста к собеседнику усиливает его воздействующей влияние. Поэтому в публицистическом стиле имеется большой выбор средств, помогающих сблизить : автора с собеседником, то есть способных создать «интимизацию» изложения: обращение,, повелительное наклонение глагола, местоимения «и и вы, модальные слова и частицы, жаргонно-просторечная лексика, монолог с элементами дналога. Например: Поглядите внимательно на лиЦо женщины. Кем она была в жизни? Вы Скажете: это учительница. Школа непостижимым путем отмечает лица своих служителей. Зинаида, Петровна Какорина почти тридцать лет была учителем и директором школы (В. Песков). Обращенность к собеседнику особенно характерна для телепередач, когда автор привлекает зрителя к совместному осмыслению событий: Вдумайтесь, товарищи, в это. Я хочу попросить вас вглядеться в лица. Обратите внимание на его жест и т. п. Включение собеседника в речь существенно изменяет тип монолога в публицистике. Монологическая речь своей обращенностью к собеседнику воспринимается как «односторонний» диалог. Такую форму речи Н, Ю. Шведова называет разговорным монологом. «Разговорный монолог есть форма непринужденного рассказа, непосредственно обращенного к слушателю или слушателям». |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы