Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Подстили и жанры публицистики
Отличительной особенностью публицистики является ее много-жанровость и связанное с ней большое разнообразие стилевого Оформления текстов. Газетные жанры настолько разнообразны, что стилевые и стилистические категории в них часто противоречат друг другу и ведущее значение приобретает явление поляризации жанров. Газетные жанры противопоставлены прежде всего по степени выраженности в них индивидуально-авторского стиля. Так, Жанр хроникальных информации требует полной устраненности авторского «я». Эти информации предельно объективны и обычно строятся по определенному шаблону. Например: Сегодня... по приглашению ... с официальным (дружеским) визитом прибыл ... На аэродраме, украшенном государственными флагами, ... главу ... государства встречали- товарищи ... и другие официальные лица. Менее стандартна неофициальная информация, но и она лишена индивидуал'ьно-авторского стиля, поскольку все «творчество» пишущего обычно направлено на конструирование текста из готовых блоков-стереотипов. Когда говорят о специфичной газетной лексике, стандартах газетного стиля, то в большей степени это относится именно к жанру информации. Прямую противоположность информативному жанру по степени отраженности" авторского «я» представляет собой очерк. 1 Шаедава Н. К Очерки по синтаксису русской разговорной речи. М., 1980, с. 281. 181 самый «субъективный»_публицистическии жанр. Любое слово в очерке воспринимается от автора, все языковые средства отражают его индивидуальную манеру, авторскими эмоциями окрашенности "повествования. Поэтому так отличаются друг'от- друга очерки, написанные"О. Берггольц, М. Шагинян, А. Аграновским, В, Песковым и другими крупнейшими советскими журналистами. По характеру использования языковых -средств очерк, как фельетон, относится к художественно-публицистическим жанрам, В очерке, как и в литературно-художественном произведении, действительность отражаетси в образах. Однако образность и публицистике гораздо лаконичнее и не образует системы, Микро-Образы обычно СОздаются. .путем использования метафоры; "эпитета или иного тропа. Приведем, например, начало очерка «Русский берег» В. Летова: Ее надо увидеть самому эту речку Улью. Часами смотрю, как ее (жетлые воды стучится в свинцовый накат Охотского моря, рождают в нем кипень. Смотрю и- не могу насмотреться. Ах, Улья, Улья, шаловливая и упорная (Из газеты). В нем воды стучатся, шаловливая и упорная речка, — тропы, основанные на приеме олицетворения, создают конкретный микрообраз речкя Ульи. Повышенная эмоциональность текста имеет субъективно-оценочное значение — восторг, удивление самого автора. Все это, а также использование риторического обращения (Ах. Улья, Улья...) сближает этот отрывок из очерка с отрывком из литературно-художественного произведения. Рассмотрим другой отрывок из того же очерка, заключительную часть: Помимо сельди в мире студеном числится еще 275 видов рыб, но для лова и обработки освоено едва ли с десяток... Впереди много предстоит сделать, но этот город населяют оптимисты. Стиль этого отрывка — информативно- публицистический^ точно указано количество видов рыб сколько из них «освоено», что предстоит сделать. Только сочетание в Море студеном по своей стилистической окраске не соответствует этому тексту и сближается с началом очерка. Такая рачностильностъ^ перебивы стиля — характерная, черта очеркового жанра. Поэтому лексика Очерка Представляет собой сплав разговорных и книжных,высоких и просторечных, слов; грамматические формы и синтаксические "конструкции очеркист выбирает из разных стилистических пластов. на язык публицистики активное воздействие оказывает разговорная речь. Особенно "сильное влияние разговорная речь оказывает на устную форму публицистики в жанрах радио-, теле- и киножурнал ист ики. Специфика устной публицистики изучена не так основательно, как язык прессы. 182 Видим», поэтому в большинстве научных исследований и в учебных пособиях по стилистике русского языка рассмотрение публицистического стиля ограничено языком газеты. Специфику стиля речи на радио и телевидении прежде всего определяет характер передач. Есть передачи подготовленные, то есть передачи с заранее написанным текстом, который воспроизводится диктором (например, официальная информации в программе «Время», «Новости»). Есть передачи неподготовленные, то есть текст заранее не готовится или служит опорой для импровизации, например выступления журналистов перед телекамерой. Первый тип передач ориентирован на книжную письменную речь, второй представляет книжно-разговорный вариант литературного языка. Например отрывок из телепередачи в жанре интервью: — А что вас здесь привлекает? — Ну, как вам сказать что... Здесь очень природа красивая, воздух чистый... Романтика (хотя я уже старая для романтики). — Значит, романтика нас привлекает?.. А условия здесь хорошие жилищные? — Жилищные хорошие. — А другие? — Ну, а другие пе очень. — Не очень... Скучно? — Да нет, не очень. По сравнению с городами, конечно, скучно. Вопросо-ответное построение диалога, переспросы, паузы, порядок слов, эллиптические конструкции — все ЭТИ приметы устно-разговорного стиля порождены ситуацией непосредственного общения журналиста с девушкой-строителем. Жанры теле публицистики разграничены и формой речи — одни тяготеют к монологу (выступления телекомментаторов), другие — к диалогу (беседа, интервью)- Но в отличие от газеты монологическое построение текста телепередач всегда ориентировано на невидимого собеседника. В телевизионное выступление ВВОДЯТСЯ формы непосредственного обращения к зрителю: Здравствуйте, товарищи! Посмотрите на эти лица. Вдумайтесь в эти цифры и т. п. Отбор языковых средств, их организация для текстов телепередач производится с учетом законов восприятия устной речи при двухканальном способе передачи информации, то есть при помощи слова и изображения. В сфере телевидения имеются свои закономерности функционирования языковых единиц, свои стилистические возможности их использования. Рассмотрим некоторые из этих особенностей. В телевизионной речи возрастает нагрузка на слово, в словесный текст, сопро- 183 вождающнй изображение, отбирается только такая информация, которая не дублирует экранную. Все, что может быть показало, из текста исключается. Поэтому, по мнению тележурналистов, газетную информацию для телевидения можно сократить на 75%. Только 15% словесной информации совпадает со зрительной: слово и изображение выступают в роли своеобразных синонимов, если совпадают по смыслу, или становятся антонимами при смысловом контрасте- Используя Эти возможности, тележурналисты добиваются лучшего восприятия; информация становится легче усвояемой и тверже запечатлеваемоЙ. Так, например, в телефильме о Вьетнаме в закадровом тексте перечисля. лись названия Храмов, деревень, а В это время на экране шли кадры: старинный храм уже не храм и деревпя не деревня, «Вот что осталось от района, опустошенного Б-52 и напалмом»,— сказал в заключение тележурналист. Особое положение в публицистических жанрах и подстилях зднимает ораторская речь. Ораторская речь — это речь публичная, то есть обращенная к многочисленной аудитории, В ней особенно усилена такая чертя публицистического стиля, как направленность на убеждение, воздействие не только на ум, но и на чувства слушателей, побуждение их К активным действиям. Ораторская речь отличается особой композицией, использованием определенных выразительных и изобразительных средств. Ораторское искусство (красноречие) имеет многовековую историю. Оно возникло еще в V в. до н. я. в Древней Греции и связано с такими именами, как Демосфен, Демокрит, Аристотель. Древнегреческие философы были не только практиками, но и теоретиками искусства красноречия — риторики, как его тогда назы вали. Особенно большой вклад в теорию риторики внес Аристотель. Он создал специальный труд — «Риторику*, где изложил основные требования к ораторской речи. Аристотель считал главным достоинством речи ее ясность и понятность. Дальнейшее развитие ораторского искусства связано с Римом (II—I вв. до н.э.), с именем Марка Туллия Цицерона, Главной силой красноречия Цицерон считал содержание, которое облеКается в яркую и доходчивую форму. В средние века на территории Груиин, Армении, стран мусульманского Востока большое развитие получило религиозное ; красноречие. Одновременно существовала и светская философская риторика. Так, на территории нынешних Узбекистана и Таджикистана прогрессивные мыслители и поэты были замечательными ораторами — Йби Сина, ГОерози, Аллшер Навои. В эпоху Возрождения выросло два направлении в ораторском искусстве: связанное с крестьянским движением: (Ян Гус) и буржуазное (Жан Поль Марат, МаксимнлЬен Робеспьер) ', Развитие риторики в России связано С именем М. В. Ломоносова и замечательной плеядой профессоров Московского и Петербургского университетов — А. Ф. Мер-зляковым, Т. Н. Грановским, И. М. Сеченовым, В. О. Ключевским и др. 184 Социально-политическое красноречие в России достигало высокого развития в наиболее острые периоды общественной борьбы, когда необходимо было организовать массы, повести их за собой. Непревзойденным образцом революционной пропаганды являются речи В. И. Ленина. Речь Ленина-оратора отличалась исключительным воздействием на слушателей своей неизменной содержательностью, внутренней убежденностью, ясностью и простотой изложения. А. М. Горький вспоминал о Ленине: «Первый раз слышал я, что о сложнейших вопросах политики можно говорить так просто. Этот не пытался сочинять красивые фразы, а подавал каждое слово на ладони, изумительно легко обнажая его точный смысл... Слитность, законченность, прямота и сила его речи, весь он на кафедре,— точно произведение классического искусства: все есть и ничего лишнего, никаких украшений, а если они были — их не видно, они так же естественно необходимы, как два глаза на лице, пять пальцев иа руке. По счету времени он говорил меньше ораторов, которые выступали до него, а по впечатлению — значительно больше; не один я чувствовал это, следи меня восторженно шептали: - - Густо говорит...» В основу своих выступлений В. И. Ленин положил принцип: «Максимум марксизма = максимум популярности и простоты». В. И. Ленин хорошо знал состав той аудитории, перед которой ему предстояло выступать, и с первых же фраз находил с ней контакт. Этому в немалой степени способствовал и правильно выбранный стиль. Оратор постоянно помнил об аудитории, обращался к ней, вовлекал в совместные размышления. Это доверительное отношение к аудитории повышало интерес к содержанию речи, наставляя думать. Монологические но форме, выступления В. И. Ленина оказывались по существу диалогами. Ленин-оратор часто использовал в вопросе-ответную манеру изложения. Так, в своей «Речи об обмане народа лозунгами свободы и равенства», произнесенной 19 мая 1919 г. на Первом Всероссийском съезде работников внешкольного образования, В. И. Ленин 35 раз ставил перед аудиторией вопросы: «Спрашивается...?». «Я вас спрашиваю...?», «Можно ли предположить...?» и др. Как отмечают исследователи"', в выступлениях В. И. Ленина 185 широко использовались ораторские приемы украшения речи, но никогда они не были самоцелью. Только стремлением точнее, эмоциональнее и доходчивее выразить содержание продиктовано использование фигур красноречия. Вот некоторые примеры: 1. Повтор и антитеза (резкое противопоставление): *Мы прекрасно знаем, что должны бороться со всемирным капиталом, мы прекрасно знаем, что всемирный капитал в свое время имел перед собой задачу создания свободы, что он сбросил феодальное рабство, что он буржуазную свободу создал, мы прекрасно знаем, что это всемирно-исторический прогресс. И мы Заявляем, что мы против капитализма вообще идем, против капитализма республиканского, против капитализма демократичен СКОРО, против капитализма свободного. ..». 2. Градация .(каждая последующая_часть высказывания сильнее предыдущей): «Друзья народа так захватали, истаскали и испачкали эти теории, Что русским социалистам, державшимся этих теорий, неминуемо предстоит дилемма — либо пересмотреть заново эти теории, либо откинуть ИХ совершенно...»" 3. Сегментация предложения (членение предложения на смысловые части). Отвечая на вопрос Каутского, В. И. Ленин подтвердил, что гражданская война людей в плен не берет, а убивает: «Совершенно верно- Это факт. Правильность этого наблюдения мы подтверждаем. Тут говорить нечего. Гражданская война — более серьезная и жестокая, чем всякая другая». 4, Период (сильно распространенное простое или сложное предложение, характеризующееся полнотой и законченностью выражения мысли, единством темы и интонационно распадающееся на две части — повышение и понижение): «Когда люди видели, как их отцы и матери жили под гнетом помещиков и капиталистов, когда они сами участвовали в тех муках, которые обрушивались на тех, кто начинал борьбу против эксплуататоров, когда ОНИ видели, каких жертв стоило продолжить эту борьбу, чтобы отстоять завоеванное, каким бешеным врагом являются помещики и капиталисты,— тогда эти люди воспитываются в этой обстановке коммунистами». Исключительно богат словарный и фразиологическии состав ленинских речей. Народные слова и выражения, разговорная лексика, Возвышенная, книжная, архаическая — все это усиливало образность ленинской речи, оживляло ее, подчеркивало ее демократический характер. 186 §62 Фонетические, лексико-фраэеологнческие и морфологические черты публицистического стиля. Обращенная к многомиллионной аудитории, рассчитанная на массового читателя, слушателя и зрителя, публицистическая речь должна быть общепринятой и общепонятной. Эта особенность диктует требования строить речь в соответствии с общепринятыми канонами, в соответствии с нормами литературного русского языка, избегать языковых средств, имеющих узкую сферу распространения (узкоспециальных терминов, профессионалистов, ииойзычных слов и т. п.). В публицистике функционирует литературный язык, целенаправленно организованный на выполнение двух функций — информативной и воздействующей. Эти функции реализуются в интеллектуальных и эмоциональных языковых средствах. Их контрастность, по мнению В. Г. Костомарова, и создает функционально-стилевое единство публицистического стиля. ФонетиЧеские особенности публицистического стиля связаны с устной формой его реализации. В устной публицистике используется все богатство и разнообразие интонации: от высокой, торжественной, митинговой до разго ворно -бытовой, от приподнятой до сниженной. Каждому жанру устной публицистики свойственно свое произношение. Например, книжное нейтральное произношение у Диктора, читающего официальную хронику (программа «Время», «Новости») книжное торжественное — у диктора, читающего важное правительственное сообщение. В современной устной публицистике, по сравнению с предыдущими периодами ее развития, существенно изменился стиль произношения. Известный советский киножурналист Роман Кармен писал: «Сейчас кажется архаической крикливая, назойливая, излишне патетическая, граничащая с напыщенностью тональность дикторского текста. Зритель предпочитает сейчас, лишенный профессионализма актерской дикции, человечный, задушевный разговор». Итак, основой произношения в устной публицистике является нейтральный и книжный стили. Как отклонение, имеющее стилистическую значимость, воспринимаются возвышенный (митинговый) и разговорный стили. Интонация н публичной речи, в отличие от разговорной, является осознанным, преднамеренным средством воздействия на слушателя с целью вызвать у него определенную эмоциональную и волевую реакцию. 187 Лексики-фразеологический состав публицистического стиля разнообразен так же, как разнообразен сам круг тем, получивший отражение в публицистике: область идеологии, политики, производства, общественной жизни, культуры, спорта и т. п. Но наибольшую активность и частотность имеет общественно-политическая терминология, связанная с самой важной для публицистики областью — областью идеологии. Концентрация в тексте общественно-политической лексики — стилевая черта публицистического стиля. Характерной чертой публицистического стиля является частотность в нем оценочных слов. Так, например, в телеочерках часто можно встретить слона и словосочетания: чистоган, толстосумы, держимирНы, мракобес, шулер, ловчила, выжига, выжиматель, высокомерный сноб, ретроград, закулисная возня и др. Разряд оценочных слов в публицистическом стиле пополняется за счет переосмысления нейтральных. Так, например, в публицистике положительная окраска свойственна словам эстафета, заветы, правофланговый, инициатива, почин; отрицательная — словам клика, хунта, марионетки, вояж, откровения, визитер, потуги, верхушка. Приобретение оценочности связано с расширением значения этих слов и увеличением сферы их сочетаемости. Например: высокие рубежи, рубежи пятилетки, рубежи соревнования, намечать новые рубежи и др. Публицистический стиль изобилует устойчивыми Сочетаниями, словесными блоками. Они могут быть как нейтральными (уровень жизни, положить конец, брать обязательство, вести борьбу, вести переговоры), так и эмоционально окрашенными (грязная война, бандитское нападение, черная тень). В создании таких устойчивых сочетаний большую роль играет присущая публицистическому стилю метафоризация определенной группы слов: атмосфера (разрядки), пульс (эпохи), диалог (глав правительств), рубежи (пятилетки), курс (на разоружение) и др. Публицистический стиль имеет свой набор синонимов — экспрессивно окрашенных слов и описательных оборотов. Например, наименования профессий: пилоты — командиры воздушных кораблей — хозяева пятого океана — покорители, голубых трасс, милиционеры — часовые нашего покоя — люди доброго мужества, геологи.— колумбы подземных богатств — разведчики черного золота, хоккеисты — золотые ребята — герои ледяных баталий. Многие на подобных сочетаний и результате многократного повторения утратили свою образность и превратились в газетные штампы. Например, сочетания со слоном золото: белое полото (хлопок), черное золото (уголь), жидкое золото (нефть), зеленое золото (лес), желтое золото (пшеница) и др. Морфология публицистического стиля не дает ярких образцов стилевой закрепленности. Некоторые особенности публицистического стиля отражаются в области словообразования. Исследователи (М. Н. Кожина, А. Н. Васильева и др.) отмечают активность суффиксов иноязычного происхождения -ци(я), 188 - аци(я), изаци(я) /продукция, организация, механизация), суффиксов -изм (коллективизм), -щин(а) /штурмовщина), -ни-ча(ть) (хозяйничать) и др. Частной особенностью публицистического стиля является употребление несчитаемых существительных в форме множественного числа: разговоры, поиски, власти, свободы, инициативы, настроения, круги, нужды и др. К числу особенностей публицистического стиля можно отнести и частотность императивных форм глагола. Они являются стиле-образующей чертой в воззваниях, призывах. Например: Советские профсоюзы! Боритесь за высокую организацию груда, улучшение условий жизни людей! Утверждайте социальную справедливость, отстаивайте законные права трудящихся! (Призывы ЦК КПСС к 1 Мая 1989 г.). Повелительное наклонение глагола используется и как средство активизации внимания собеседника: посмотрите, давайте подумаем, давайте совершим путешествие и др.: Приглядитесь, как бережно берут куриловцы ломтики хлеба... Обратите внимание, с какой важностью... надевают новый костюм в гости (Из газеты). Форма 1-го лица единственного числа глагола и местоимения частотна в тех публицистических жанрах, которым свойственно повествование От 1-го лица,-/очерк/ репортаж. Например: Знаю его давно, но при каждой встрече испытываю чувство радостного приобретения (Из газеты), Стилевую окраску получает субстантивация прилагательных и причастий со значением лица: правофланговые, пример лучших, работать без отстающих. Излюбленным приемом актуализации сообщения п публицистике является использование местоимений перед словом, на которое оно указывает. Например: Трое их без отца осталось, братьев Кулаковых. Вот куда целят они, дети военных лет (Из газеты). Местоимения в тексте телепередачи отсылают не к тому, что уже названо, а к синхронно идущему изображению. Так, например, в телеочерке Е. Зорина «Владыки без масок», показанному по центральному телевидению, три раза употреблено местоимение это: Это — Техас. И это — Техас. И это — тоже Техас. Синхронно с первым шло изображение спокойного, мирного ландшафта; со вторым — вышки, факел газового пламени; с третьим — машина президента Кеннеди, прицел винтовки, выстрелы, вдова над гробом. Синтаксис публицистического стиля представляет определенный синтез книжных и разговорных конструкций. По подсчетам исследователей, в довременной (послевоенной) публицистике на 100 предложений текста в среднем приходится 35,8 сложных предложений и -14,1 предложений с обособлением. Эти 189 черты книжного синтаксиса в большей степени присущи таким жанрам публицистического стиля, как передовая статья, международный обзор, лекции на общественно-политические темы. В этих жанрах большую роль играют стилистические фигуры украшения речи: анафора, параллелизм, антитеза, инверсия, градация и др. В таких газетных жанрах, как репортаж, очерк, фельетон, И В жанрах радио- и тележурналистики заметно влияние разговорного синтаксиса. В настоящее время расширяется сфера использования присоединительных конструкций. Например, двучленные сегментированные конструкции стали часто употребляться в последние годы в произведениях газетного жанра. Например: Спартакиадная лыжня. На этот раз на нее вышли женщины (Из газеты). Расчленение высказывании на части не только облегчает нос-приятие его смысла (что особенно неясно для устной формы публицистики), но и придает тексту напряженность, динамичность, экспрессивное подчеркивание той или иной части высказывания. Максимальная выразительность достигается цри использовании присоединения с повтором. Например, начало очерка О. Очаковской «Память обязывает»: Чем дальше по времени от нас война, тем пристальнее вглядываемся мы в ее лицо. Жестокое, суровое, горькое. Уже выросли и стали взрослыми дети, рожденные в военные годы. И юные вдовы состарились и сделались бабушками. И только мертвые остались молодыми. Мы много вспоминаем о прошлом. Мы разыскиваем без вести пропавших И семьи погибших. Мы ищем храбрецов, живых в Павших, чтобы воздать им по заслугам. Так появляются новые фильмы о войне, новые книги, новые песни. И новые имена героев, которые еще вчера считались безымянными. Итак, /социальные, культурные И пропагандистские Задачи •Публицистики в обществе обусловили ее многожанровую и многостилевую структуру. Единство публицистического стиля создает функциональное назначение языковых средств. В любом публицистическом жанре отбор лексических и грамматических единиц подчинен главной цели — наилучшим образом обеспечить выполнение информационной и воздействующей функции текста. Большую роль в усилении экспрессии текста играют и неязыковые средства: Графические — в письменной форме публицистики (знаки препинания, шрифтовое выделение ч т. п.), сочетание слова со звуком и изображением — в радио- и телепублицистике. 190 РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ § 63. Общая характеристика разговорного стиля Разговорный стиль связан с выполнением основной функции языка — функции общения. Он самый распространенный из всех функциональных стилей, так как обслуживает сферу непринужденного общения людей В быту, в семье, сферу неофициальных отношений на производстве и т. п. Непринужденность предполагает, что близкие или нейтральные отношения между говорящими не требуют специально направленного внимания к речевой форме, кроме тех немногих случаен, когда говорящий намеренно вводит элементы «оживления» речи. Выбор стиля — разговорного или книжного — в сфере деловых отношений во многом определяется конкретной ситуацией общения и принятыми правилами речевого этикета. Так, например, в разговоре с врачом, с продавцом, к незнакомым человеком используется как разговорный, так и книжный стиль, однако предпочтение обычно отлается последнему или используется смешанный, книжно-разговорный стиль. Разговорно- профессиональная речь связана С общением людей на производстве. В ситуациях профессионального общения нельзя обойтись без описании предметов, процессов, понятий, которые являются специфичными для данной профессиональной области. В книжной речи они имеют традиционное терминологическое обозначение, в разговорной используются профессионализчы. Вот примеры: Звери, как говорят охотники, «вышли на чистую» — оделись в зимние меха. И я стал здесь, как говорят журналисты, «копать». Свойственная разговорной речи экономия речевых средств порождена условиями непосредственно устного общения, когда часть словесной информации можно заменить жестами, особой интонацией: Вот такая трава. Ну и дела-а-а! Сокращению речи способствуют и условия, в которых происходит общение. Так, например, у кассы кинотеатра, где продаются билеты только на очередной сеанс, обычно говорят: Один пятый или Два билета, любой, ряд. При покупке газеты или журнала говорящие только называют: «Известия», «Смену*, » Неделю*. Противоположное качество разговорной речи — избыточность, то есть полное или частичное повторение сообщений, использование неэкономных средств передачи информации, возникает как следствие неподготовленности (спонтанности) речи. Например, из разговора о попугае: Ему в общем-то нужно... иногда и поч... (иститься). Чистятся онц, конечно, весь день, сидят в клетке, весь день они чистятся, моются. Но купание... особенно летом, конечно... доставляет им большую радость. 191 Условия общения порождают и такие противоречивые черты разговорной речи, как высокая степень стандартизации языка, с одной стороны, И проявление индивидуальных черт стиля речи говорящего — о другой. Типизированные, стандартные конструкции удобны в спонтанной речи. Говорящему не приходится подыскивать языковые средства: они уже отработаны общественной практикой использования языка в данной ситуации общении. Поэтому для каждой Типичной ситуации имеются свои стереотипы, то есть типические, устойчивые, повторяющиеся конструкции. Исследователи разговорной речи обычно выделяют два типа высокочастотных ситуаций и связанные с ними две разновидности стереотипов: 1) стереотипы этикета (Добрый, день, как дела? Что новенького?) и 2) городские стереотипы — «Транспорт» (На следующей выходите?!. «Магазин» (Выбейте рубль двадцать.) и др. Проявление в разговорной речи черт индивидуального стиля говорящего такие обусловлено обстановкой непринужденного, раскованного общения, вседозволенности в выборе языковых средств. Говорящий вправе употребить как привычные, типизированные, так и свободные и даже окказиональные языковые средства. В любой другой речевой сфере, связанной с официальной обстановкой общения, существуют жесткие требования: возможности выбора ограничены нормами стиля. Разговорная же речь в большей степени способствует самовыражению: каков человек, такова и его речь. Этим разговорная речь сближается с художественной, где требование индивидуализации стиля обусловлено самой ее спецификой. Разговорная речь служит не только целям сообщения, но и целям Бездействия. Этой дву направленностью порождены такие качества разговорной речи, как: 1) экспрессивность и эмоциональность, 2) наглядность и образность, 3) синонимическое богатство, 4) использование изобразительных средств (гиперболы, литоты, сравнения и т, п.). Эти черты также сближают разготюрную и художественную речь. Например; Плакать хочется -- плачь. Не экономь. Слезы — это вода. А человек — он яедъ на девяносто процентов и,ч воды состоит, ц.я слез. иначе говоря (Б. Рахманин). Изобразительные средства, используемые в разговорной речи, могут стать и своеобразным штампом, когда выходят за рамки индивидуального употребления, например образные просторечные слова, появившиеся в современной разговорной речи: отфутболить (избавиться от чего-нибудь, передай его другим, в другие инстанции), голосовать (поднятием руки останавливать попутную автомашину), выбить (с трудом добиться, получить что-нибудь). Разговорный стиль находит отражение в публицистике и художественной литературе. Ориентация на разговорность свойственна всем устным жанрам публицистического стиля (публичное выступление, телеочерк и др.), а также определенным газетным жанрам (фельетон, очерк и др.). 192 Устно-разговорные средства широко используются русской художествбнной литературой. Разговорная речь, отраженная в художественном произведении, при всей своей близости к реальной речи остается обработанной, то есть лишенной одного из своих главных качеств — спонтанности. При этом не все типизированные устно-разговорные конструкции допускаются в текст художественного произведения. Автор отбирает только такие, которые могут служить сигналом разговорного стиля, способствуют стилизации под разговорность. Использование разговорного стиля за пределами обычных для него сфер функционирования придает общению раскованность, интимность, способствует более легкому установлению контакта между людьми. Поэтому разговорный стиль используется во всех случаях, когда необходимо создать обстановку доверительности. Например, включение в официальную беседу разговорных элементов снимает излишнюю официальность. Разговорный стиль оказывает воздействие на другие функциональные стили, особенно на их устные формы: доклад, лекцию, дискуссию. Сильное воздействие разговорный стиль оказывает на газетно-публицистический и научно-популярный подстили. В современном языковом общении отмечается и обратная тенденция — влияние всех функциональных стилей на разговорный. В разговорной речи встречаются научные и технические термины, канцелярские и Газетные штампы. Наличие и удельный вес таких элементов в разговорной речи зависят от условий общения, тематики речи, индивидуального стиля речи говорящего. Разговорный стиль, больше, чем книжные, связанный с экстра лингвистически ми факторами, имеет одинаковые черты в разных языках: спонтанность и порожденная ею неполнооформ-ленность структур, повторы, вставки; тенденция к сокращению речи и ее избыточность, высокая степень стандартизации и проявление индивидуальных черт стиля и др. Однако в каждом конкретном языке одинаковые тенденции находят разное языковое воплощение. Русская рааговорная речь имеет свои нормы, которые еще мало известны и полностью не описаны. Поэтому, вероятно, когда говорят о нормах русского языка, обычно имеют и виду нормы княжной речи. Однако во многих случаях книжные И разговорные нормы не совпадает. Так, например, с точки зрения норм книжной речи сочетание два молока невозможно; молоко — несочетаемый предмет- С Точки зрения разговорной речи в ситуации общения покупателя с продавцом такое сочетание обычно. Например: Дайте мне два молока и одну сметану. Сопоставляя три варианта вопроса: 1) будъте любезны, скаЖите, пожалуйста, вы на следующей остановке выходите? 2) Вы на следующей остановке выходите? 3) Наследующей сойдете., исследователь русской разговорной речи Е. А. Земская отмечает. «Первый представляет преувеличенно вежливую форму, реально 193 не употребляемую, второй — вежливо-нейтральную форму, третий — форму, типичную для разговорной речи» . Нормы разговорной речи, в отличие от книжной — кодифицированной, никем сознательно не поддерживаются, они установлены узусом (обычаем). Однако все носители русского языка чувствуют эти нормы и любое немотивированное отступление от них воспринимают как ошибку. Человек, который говорит как пишет, производит впечатление неискреннего, жеманного. Например: .. ,Ах, Павлик, зрелость наступает, чтобы исправлять ошибки молодости. Судьба дает эту возможность, судьба вознаградила вас, Павлик, и меня тоже, мы с вами наконец дождались. Раздражала ее выспренность и то, как она прижимала руки к груди. Кузьмин видел, что все это было искренне, и от этого становилось еще досаднее (Д. Гранин).
Итак, разговорный стиль, с одной стороны, и кодифицированные книжные стили, с другой, имеют свои, не совпадающие системы норм. Нормы книжных стилей устанавливаются и сознательно поддерживаются (они закреплены в словарях, справочниках, грамматиках), нормы разговорной речи определяются узусом, то есть они условны, имеют характер коллективной договоренности. Специфические черты разговорной речи в области фонетики, лексики, морфологии и синтаксиса являются приметами разговорного стиля. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы