Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20
§ 68. Общая характеристика Язык художественной литературы представляет собой наиболее полное выражение литературного языка и во многих случаях выходит за его пределы в область языка национального, общенародного. Если функциональные стили являютя разновидностями литературного языка, его частными подсистемами, то язык художественной литературы способен включить все богатство литературного языка: все пласты русской лексики во всем разнообразии ее семантики, экспрессивных и функционально- стилистических оттенков, со всеми ее значениями- прямыми и переносными, всю русскую фразеологию, горомное разнообразие синтаксических конструкций, типов предлоржений. 208 Язык художественной литературы может включать также языковые черты и даже целые фрагменты функциональных стилей. Художественная речь в зависимости от объекта изображения может включать и внелитературные языковые средства- диалектизмы, жагронизмы. В зависимости от жанра язык художественной литературы может использовать устаревшие слова- рхаизмы. Наряду с возможностью и допустимостью выхода за нормы и пределы литературного языка (в основном в сфере лексики и словообразования), язык художественой л и тературыотличя е тся нормативностъю._которая .заключается в требовании высокой точности, четкости, безукоризненной" "грамотности и соверашнства., авторский _речи.Роль языка Художественной литературы, и особенно русской классической лнтературы и ее великих творцов, в формировании национального литературного языка огромна, недаром его развитие связывают с именами выдающихся писателей, и прежде всего с именем А. Пушкина. Однако нормативность художественной речи складывается из Других высших критериев и норм, которые обусловлены особым положением и ролью художественной речи по отношению к литературному языку и его стилям. Язык художественной литературы- это язык искус'ства слова, основной функцией которого является функция эстетическая, хотя и коммуникативная функция проявляется здесь в полной~мере. И высшей нормой языка художествственной литературы является, как справедливо отвечает Л. Ю. Максимов, «эстетическая мотивированность того или 209 иного языкового средства, обеспечивающая индивидуальность выражения» '. Только этой высшей нормой — Эстетической мотивированностью — объясняется употребление перечисленных выше и всех других непецечисленпых языковых средств во имя художественного отражения человеческого бытия, а также личности и самобытности Художественного мышления писателя.Эстетической функцией и эстетической мотивированностью языка Художественной литературы объясняется и другая норма художественной речи, ставящая в особое положение по отношению к функциональным стилям. Это недопустимость стандарта, стереотипа, шаблона__в_ языке ". § 69. Отношение языка художественной . литературы к системе функциональных стилей современного русского литературного языка. Содержание понятия «стиль» в художественной литературе Иное дело в"языке" художественно литературы. Эететичеекая 213 Функция, эстетика слова здесь выступает на первый план, оттеняя на второй план функцию коммуникатнвную. Понятие эстетичеекой"'-функции и эстетики слова по отношению к произведениям словесного искусства, будь то художественная проза, драматургия, тем более — поэ.чни, наполняется в Данном случае качественно иным специфическим содержанием. Эстетическая функция слова, языка в художественной литературе. Как это видно иа вышеизложенного, это прежде всего образно-художественная функция. Чтобы понять особенность эстетической функции языка худо-жественой литературе, необходимо..хотя бы кратко остановиться на специфике художественной литературы как рода искусства и как формы ""обществе иного "сознания. Художественная литература отражает мир, человеческое бытие "и чувственно-конкретной форме через систему^ образов произведения, 'которую" называют еще художественной моделью мира. центром художественного" отражения мира в произведедии является, человек, и не только с социальной стороны, как, например, в социологии, но как личностъ. Отражение мира здесь не фотографично, то есть не полностью адекватно самой действительности, так как сопряжено с Художественным вымыслом, а также отражает и личность автора .Отсюда двойная информативность художественного текста — и об объекте изображения, и об авторе, особенностях его Мироощущения, мировозЗрения, которые выражаются в стиле нроизведений, в его подтекстах, в самой подаче материала. Художественное произведение — это всегда система взаимообусловленных и взаимосвязанных образов разных масштабов и типов, начиная от микрообраза, то есть словообраза, и кончая МакрообразоМ-характером, образом-Картиной (пейзажем) и т. п. Словообраз далеко не всегда является тропом, метафорой, а просто конкретно названной деталью — предметом, качеством, состоянием, действием,— создающей конкретный зрительный или слуховой, даже обонятельный микрообраз — представление, чувственно воспринимаемое читателем. Образы в произведении ооставляют систему динамическую, 214 в которой каждый элемент эстетически значим и обусловлен этой целостной системой и не динамикой. Эстетическая Фу нкция языка в произведениях искусства слова заключается в том, что языковой знак является Составным элементом_образа. С этим'связана и информативность самой формы в художественном произведении, когда «форма сообщения выступает не только как знак того или иного смысла, но и сама по себе оказывается значимой» , Так, в 6ольшинстве стихотворений образ возникает не только из значения слов, но и из их ритмической организации. Сами писатели прекрасно чувствуют системный характер подлинно художественного произведения. Вне контекста произведения большинство микрообразов, не являющихся сравнением, местоимением, то есть тропом, не имеют эстетической функции, тем более это относится к отдельному слову. Именно поэтому и -возникло по'нятие общей образности произведени я, следствием которой является «неизбежная образность каждого слова в произведении. Так следует понимать эстетику слово и эстетическую, то есть образно-художественную, функцию языка. Говоря о системе образов произведения мы по преимуществу, о стиле произведения. Такое понятие существует, и вполне правомерно, наряду^с понятием стиля направлении, литературной школы, а также с понятием жанра, объективных требований жанра с его структурными и образными закономерностями (иногда говорят и о стиле жанра). Стиль х у д о жественного произ ве дения представл яет собой как бы производное по крайней мере двух составляющих : с одной стороны, жанровых закономерностей, с _его нормативами, а с другой - индивидуального„стиля писателя'. Но из этих составляющих доминирующей (особенно в литературе реалиама) является все-таки стилъ инди_видуальный. Даже разножанровые произведения оДного а в тора обладают рядом идентичных характе- 275 Ристик. Представленные в системном плане, но языковым уровням, они образуют, языковую индивидуальность автора. Итак, эстетический, или образно-художест'вённа я,---функция того или иного языкового элемента определяется местом и ролью его в системе образов произведения, а также в системе индивидуального стиля автора. То~есть эстетическая функции языка в художественной—литературе основана на принципиально ином характере системности — системности стиля как эстетической категории с присущими ему иными параметрами и измерениями (стиля индивидуального, стиля произведения; на еще более высокой степени абстрагирования — стиля направления, литературной школы). Понятие же функционального стиля основано на качественно иной системности-системности внутриязыковой, условленной структурой современного состояния языка, связанной с его социальной дифференциацией.~Позтому выделение, унифици рованного функционального художественного стиля .наряду_с другими языковыми стилями лишено принципиально теоретического оснований,''Системы языковых признаков, охватывающей все уровни языка на основе всей художественной литературы, не получается. Слишком многопланова, многожанрова, Художественно многостильна (в смысле стилей отдельных произведений, их жанров, литературных школ и индивидуальных стилей) общая «панорама» художественной литературы на современном Этапе (имеется в виду литература ХТХ—XX .нв.). Если учесть еще разные роды художественной литературы (эпос, лирика, драма), то унифицированная система языковых признаков становится еще менее реальной (системность, как уже отмечалось, идесь строится по другим параметрам — параметрам эстетическим, параметрам искусства слова). Все вышеизложенное не говорило о том, что невозможно обобщение и абстрагирование каких-то языковых закономерностей, свойственных художественной речи, что нельая научать способы употребления языка в художественной литературе. Все это является объектом изучения стилистики художественной речи — - дисциплины, как уже отмечалось, филологической. Она изучает Набор особых языковых средств, не складывающихся в системы, то есть структурные особенности художественной речи, Художественная речь действительно обладает рядом специфических структурных и других особенностей, в большей или меньшей степени присущих разным жанрам и стилям художественной литературы- Это, с одной стороны, повышенная эмоциональность, иногда экспрессивность речи. Однако ЭТИ же качества в несколько иных языковых проявлениях свойственны и таким стилям, как публицистический и_ разговорный. С редства экспрессивности, то есть выразительности, как и в прозе, так и в поэзии многообразны; К НИМ. безусловно, относятся метафоры, способы переносного употребления, а также , метонимии, синекдохи, сравнения. (Художественная публицистика тоже прибегает к этим приемам.) Сугубо художественным лексическим средством являются поэтизмы, хотя они встречаются не так уж часто, особенно в современной поэзии. В поэзии к средствам выразительности относят ея ритмомелодика, а также средства рифмовки и звукописи. В прозе огромную экспрессивную роль играют конструкции так называемого поэтического синтаксиса (период, градация, апафора, эпифора и др.), но те же самые конструкции берет на вооружение и художественная публицистика- Безусловна экспрессивная выразительность и художественная функция, несобственно-прямой речи. Но даже и более простые конструкции: присоединительные с союзом и (благодаря своей ритмомелодической основе), а также безличные, номинативные и другие односоставные предложения — могут нести в себе большой потенциал авторской эмоциональности и подтекстноГО ли-риама, Диалог С элементами разговорной экспрессии в лексике, синтаксисе также служит э моциона ль но-об раз ной выразительности. Образная художественная конкретизация совершенно правомерно выделяется многими исследователями как наиболее широкое свойство художественной речи. Совершенно верно, что перевод «понятийного плана языка в образный происходит при участии единиц всех языковых уровней: от фонетического до синтаксического» -. Художественно-образная конкретизация, являясь комплексной, выражается в целой системе разноуровневых языковых средств, способствующих созданию и воплощению 217 системы микро- и макрообразов, что воздействует на вообра жение читателя и активизирует его. М. Н. Кожина выделяет целый ряд лексических и морфологических средств, которые способствуют образной Конкретизации и определяют тенденцию использования их в художественном тексте. Прежде всего это конкретная лексика-(особенно в прозаическом описании и попеСтвовании) и Целый ряд морфологических средств. Особенно значима здесь роль глагола, причем нагнетание глагольных форм при описании и повествовании, которое носит название глагольного речеведенля (или сюжетоиедення), заключается в том, что поэтапно называется каждое физическое и психическое движение н состояние и их последовательное изменение. Это способствует активизация воображения читателя, который зримо и наглядно (то есть образно) представляет себе картциу развивающихся событий. Безусловно и преобладание в таких случаях определенных временных форм глагола, прошедшего — прежде всего, а также настоящего в значения прошедшего, и крайне редкое употребление настоящего вневременного в силу его отвлеченности (оно используется в основном в научном стиле). Необходимо отметить и то свойство художественного слова, на которое впервые обратил внимание Б, А. Ларин н которое было определено им как «комбинаторное приращение смысла» '. Это формирование значения слова широким контекстом, иногда — всем художественным произведением Для выражении сквозной тюты ческой мысли — идеи. Именно таким является, например, употребление слов тонкий и толстый н известном рассказе А. Чехова, где эти слова приобретают, благодаря всему контексту и системе образов в нем, расширенное социальное значение. Подводя итоги, следует подчеркнуть еще раз главные общие черты художественной речи, то есть языка художественной литературы. Эти черты обусловлены высшей эстетической функ-идей — образно-художественной — и особым положением языка художественной литературы в системе литературного языка. Это и смысловая дйуплановость художественной речи, ее обращенность, с одной стороны, к системе литературного языка с его ЗНа 21 8 чениями слов и грамматических форм, с другой — к системе обрядов художественного произведения, сообщающей его языковым компонентам другую, контекстуальную, образ но-эстетическую значимость. Отсюда присутствие помимо словообразов (метафор, сравнении и др.) еще и «общей образности», обусловленной системой и структурой художественного целого Из этого вытекает наиболее общая черта художественной речи — образная конкретизация и обусловленная ею эмоциональность (в некоторых стилях — и экспрессивность) изложения, которые свойственны художественной речи, хотя и в разной степени: в значительно большей — лирике и поэтической прозе И наконец, характерной отличительной особенностью языка художественной литературу в _п.слощ_ являетсяНмнодости.тгытость, причем двойная: во-первых, в плане функционально-СТИЛИСТиЧеском, то есть допустимость включении элементов и фрагментов" всех функциональных стилей, и, во-вторых, в плане художественно-эстетическом, то есть игршиннс многообразие стилей (как эстетических категорий) — индивидуальных, стилей про наведений, стилей литературных школ и направлений, характеризующих художественную литературу в целом. Постоянно развивающаяся область словесного искусства, по существу, не имеет ограничений в нзыке, кроме рамок художественности, так как служит отражению бесконечного разнообразия мира, богатства человеческого духа и бытия — как мира внешнего, вещного, мирз природы, так и огромного и сложного мира человеческих переживаний, мыслей и чувств. 219 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы