Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Фонетические признаки разговорного стиля
Разговорная речь характеризуется особым разговорным стилем произношения и исключительным богатством интонационного варьирования. Разговорный стиль произношения, в отличие от высокого и нейтрального, характеризуется ненапряженной (вялой) артикуляцией. Поэтому звуки в разговорном стиле подвергаются большим изменениям, появляется нечеткое произношение. Усиленной редукции подвергаются безударные гласные, особенно в заударных Слогах. Например: нового произносится как [новвъ]. Гласные под ударением также произносятся неотчетливо. Так, например, ударное а после мягких согласных может звучать как [а]. В результате сказанное тебя может быть услышано как теб[»]. Сильной редукции подвержены сочетания гласных. Например: вообще произносится как в[о]бще, пообедать как п[о]бе-дать. Для согласных также характерно ослабленное произношение и выпадение согласного в неудобных для быстрого произнесения сочетаниях. Например: спокойной ночи произносится без на- 194 чального [с]; столько — без [л), то есть Как — без [т']. В разговорном стиле, в отличие от книжного и нейтрального, усилена и ассимиляция согласных. Например, ассимиляция по мягкости: а|р']мия, [с']виду; ассимиляция по звонкости: во(д] гудит! Кроме редукции и выпадения отдельных звуков в разговорном стиле наблюдается выпадение слогов и целых частей слова. Например: человек про износится как [ч'эк, ч'ьк], здравствуйте —. как [зрс, дръс', зъс']. Наибольшей фонетической деформации подвержены словосочетания, слова и формы слов, наиболее частотные в разговорной речи: слова приветствия и прощания, имена и отчества, числительные, сочетания честное слово, может быть, так сказать и др. Например: «Она [грит], а нельзя ли как-нибудь билет продать? А я [грю] — на[э]ио нет». В одно фонетическое слово .слипаются несколько единиц. Например: холодно же было [холъднъжъбылт.]. Интонации разговорной речи, по сравнению с книжной, отличается богатством и разнообразием ритмомелодических вариантов: от спокойной, бесцветной, еле слышной речи до максимально экспрессивной, громкой. Такое разнообразие видов интонации обусловлено "раазнообрзяием той обстановки, в которой используется разговорная речь. Но при всех контрастах разговорная речь всегда эмоциональна, в отличие от книжной устной речи, которая или безэмоциональна, или сдержанна. К повышенной эмоциональности располагает камерная (непубличная) обстановка общения, непосредственный контакт с собеседниками В момент речи и отношения близкого знакомства. Все это допускает возможность всплеска эмоций. Поэтому ровная, спокойная интонация книжного стиля в рауговорпо-ибиходной речи покажется Неуместной, Искусственной, а следовательно, экспрессивной: она может свидетельствовать о крайне напряженном эмощюналт.пом состоянии человека, пытающегося скрыть это ,ча маской спокойствия. Богатство интонации восполняет в разговорной речи недостаточную словесную выраженность. Так, в вокативных предложениях с помощью интонации может выражаться призыв, просьба, запрет, удивление и т. п. Например; Ричард поразился: *Вы не хотите? Сергей Ильич!» Глаза, руки, брови, все тело его выражало удивление, даже выцветшая ковбойка удивленно уста-вилаеь беленькими пуговками (Д. Гранин). Поэтому интонация В разговорной речи, в отличие от устной книжной, часто является не дополнительным, а основным средством выразительности и организации речи. Организующую роль выполняет интонация в бессоюзных предложениях И В предложениях Со свободным соединением частей. Например: Мы шли, был дождь. Интонация членит предложения на отдельные части, усиливая значение каждой: Когда гы едешь? Завтра? Рано утром? 195 Большую роль В ритмической организации разговорной речи играет ее темп. В убыстрением темпе проговариваются части предложи ния, не несущие основной информативной нагрузки, обычные в разговорной речи стереотипы — формулы приветствия, прощания, имена и отчества и т, п. Именно поэтому такие единицы и подвергаются наибольшей деформации. Убыстренный темп используется при выражении побуждении, особенно в сочетании с эмоцией раздражении. Например: Да замолчи ты.' Значительно медленнее произносится основная информация а тексте. Выразительным приемом служит удлинение гласных: а) для подчеркивания убежденности — неубежденноети: Да-а. Разуме-е тся: б) для выражения удивления: вот это да-а!; в) как средство иронии; Уж он-то сде-елает/ Как же.': г) при переспросе, когда выражаются недоверие, несогласие, удивление: Он отличник.— Отли-ичник?! Одни тройки; д) для экспрессивной оценки количества, размера и т.п.: Да: колосса-альный клуб там, колоссальный. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 1068; Нарушение авторского права страницы