Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Правило №1: Читайте со здравым смыслом. Понимайте прочитанное буквально, если только написанное сознательно не излагается в виде символов или иносказаний.



Писание, как и любая другая литература, полно различных метафор, гипербол и антропоморфизмов.

Метафора – это сравнение похожих черт двух непохожих вещей или явлений. Писание содержит много метафор. Одну из них мы находим в словах Иисуса во время тайной вечери:

„И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов” (Мат. 26:26-28).

Имел ли ввиду Иисус, что хлеб, который Он раздал ученикам, был действительно Его телом, а вино было действительно его кровью? Здравый смысл говорит „нет”. Писание ясно говорит, что Он дал им хлеб и вино и ничего не говорит об их буквальном превращении в плоть и кровь в какой-либо момент. Ни Петр ни Иоанн, присутствовавшие на тайной вечере, ни разу не упоминают о чем-либо подобном в своих писаниях и вообще маловероятно, что ученики подошли бы на роль каннибалов!

Некоторые спорят: „Но Иисус сказал, что хлеб и вино были Его телом и кровью, и поэтому я верю в то, что сказал Иисус!”

Однажды Иисус сказал, что Он – дверь (см. Иоан. 10:9). Неужели Он действительно имел ввиду дверь с петлями и ручкой? Затем Иисус сказал, что Он – виноградная лоза, а мы – ветви (см. Иоан. 15:5). Что ж, Иисус действительно стал виноградной лозой? А мы действительно стали ее ветвями? Еще Он говорил о Себе, что Он – свет и хлеб, сошедший с небес (см. Иоан. 9:5; 6:41). Видимо Иисус превратился еще в луч света, а потом и в буханку хлеба?

Совершенно очевидно, что все эти иносказательные выражения (метафоры) являются сравнением двух непохожих явлений с целью найти в них какие-то соответствия. В переносном смысле Иисус был и дверью, и виноградной лозой. Сказанное Им на тайной вечере несомненно тоже является прообразом. Вино было подобно Его крови (в некотором смысле).



Притчи Христа

Притчи Христа являются аллегориями, то есть метафорами, содержащими слова „как” и „так”. Они позволяют объяснить духовные истины, сравнивая непохожие вещи. При истолковании притч очень важно помнить об этом, иначе мы совершим ошибку, придавая значение слишком мелким деталям. Метафоры и аллегории всегда достигают момента, где заканчивается схожесть и начинаются различия. Например, если я скажу своей жене „твои глаза – как озеро”, то буду иметь ввиду что ее глаза голубые и глубокие. Я не имею ввиду, что в них плавает рыба, а птицы садятся на воду и иногда примерзают зимой.

Давайте рассмотрим три притчи-аллегории Иисуса. Первая – притча о неводе:

„Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов” (Мат. 13:47-50).

Являются ли Царство Небесное и невод одним и тем же? Конечно, нет! Они очень отличаются. Но есть некоторые  сходства. Так же как после вытягивания невода рыбу сортируют на хорошую и плохую, так будет и в Царстве Божьем. Однажды злые и добрые, живущие вместе, будут отделены друг от друга. Но на этом сходства заканчиваются. Рыбы плавают, люди ходят. Рыбак отделят злых от праведных. Ангелы отделят злых от праведных. Рыба оценивается по ее вкусу после приготовления. Люди оцениваются по их послушанию или непослушанию Богу. Хорошую рыбу отправляют на переработку, а плохую выбрасывают. Праведники наследуют Божье Царство, а злые идут в ад.


Эта притча является хорошим примером того, что метафора или аллегория являются достаточно несовершенным примером сравнения, потому что сравниваются трудносравнимые вещи. И мы не должны пытаться найти в них больше смысла, чем тот, который в них вкладывает рассказчик. Например, мы все знаем, что хорошую рыбу в конце концов готовят на огне, а плохую выпускают обратно в море. Но Иисус об этом не говорил, это исказило бы смысл всей притчи!

Что бы там кто ни говорил, но эта притча не имеет отношения к евангелизации „с помощью невода”, когда мы пытаемся затащить в церковь всех, и плохих и хороших, хотят они того или нет! Эта притча не говорит о том, что пляж – лучшее место для проповеди. Эта притча не говорит о том, что вознесение церкви произойдет после великой скорби. Эта притча не говорит о том, что наше спасение – суверенный выбор Бога, так как рыбу выбрали независимо от каких-либо причин! (Я слышал, как один молодой пастор учил на эту тему). Не вносите в притчи Иисуса чуждого смысла!



Постоянная готовность

Вот еще одна известная притча Иисуса, притча о десяти девах:

„Тогда подобно будет(как) Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий” (Мат. 25:1-13).

Каков самый главный урок этой проповеди? Он содержится в последнем предложении: Будь готов к пришествию Господа, потому что он может придти раньше, чем ты думаешь. Вот о чем идет речь.

Как я уже упомянул в предыдущей главе, Иисус рассказал эту притчу Своим ближайшим ученикам (см. Мат. 24:3; Марк 13:3), которые в то время послушно следовали за ним. Из данного места писания мы ясно видим, что для Петра, Иоанна, Иакова и Андрея существовала возможность оказаться неготовыми к пришествию Иисуса. Поэтому Иисус предупреждал их. Таким образом, эта притча учит о том, что для тех, кто в данный момент готов к пришествию Иисуса, существует возможность потери этой готовности. Все десять дев были сначала готовы, но пять из них в конце концов оказались неготовыми. Если бы жених пришел раньше, то все десять смоги бы войти.

Но каково же значение того факта, что пять дев мудры, а другие пять глупы? Значит ли это, что только половина исповедующих Христа будет готова к Его пришествию? Нет.

Что символизирует масло? Дух Святой? Нет. Означает ли это, что только крещенные Духом Святым пойдут на небеса? Нет.

Означает ли приход жениха в полночь, что Иисус тоже придет в полночь? Нет.

Почему жених не попросил мудрых дев выявить из среды себя глупых? Если бы он это сделал, что все значение притчи было бы искажено, потому что в конце концов глупые тоже приобрели бы право на вход.

Может быть, смысл заключается в том, что так же, как светильники глупых дев погасли, точно так же глупые верующие ходят в духовной тьме и спят духовно, что, в конце концов, приведет их к осуждению. Может быть, можно увидеть схожесть между свадьбой и браком Агнца. Но это уже зависит от индивидуальной способности каждого истолковывать значение притчи, не придавая ей иного значения и „не перегибая палку” в мелких деталях.



Плоды

Думаю, что наихудшее из всех истолкований притч Иисуса, которое я когда-либо слышал, касается притчи Иисуса о пшенице и сорняках. Сначала давайте прочитаем эту притчу:

„Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою” (Мат. 13:24-30).

А теперь уверенное истолкование притчи проповедником:
Хорошо известно, что когда пшеница и сорняки всходят, они выглядят одинаково. Никто не может различить их. Это относится к церкви и к миру. Невозможно сказать, кто настоящий христианин, а кто – неверующий. Их нельзя различить по их жизни, потому что многие христиане послушны Христу не больше, чем неверующие. Только Бог знает их сердца и поэтому он отделит их друг от друга в конце.

Но смысл проповеди о пшенице и сорняках состоит не в этом! На самом деле здесь говорится о том, что верующих очень легко отличить от неверующих. Заметьте, что рабы заметили, что между пшеницей насаждены и сорняки, когда пшеница начала приносить плод (см. стих 26). Сорняки не приносят плода и именно так их определяют. Я думаю, что примечателен тот факт, что Иисус избрал бесплодные сорняки в качестве прообраза злых людей, которые в конце будут собраны и брошены в ад.

Самые главные моменты этой притчи ясны: истинно спасенные приносят плод. Неспасенные – не приносят плода. Хотя сегодня, когда злые живут на земле, Бог их не судит, придет день, когда они будут отделены от праведных и выброшены в ад.

Иисус Сам объяснил значение этой притчи, поэтому не надо искать какого-то другого значения за пределами объяснений, данных Иисусом:

„Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле. Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя – это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему, как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!” (Мат. 13:36-43).




Гипербола

Другой вид иносказания, часто встречающийся в Библии – это гипербола. Гипербола – это сознательное преувеличение с целью привлечения внимания. Когда мать говорит своему ребенку „я уже тысячу раз звала тебя к столу” – это гипербола. Пример гиперболы в Библии – это слова Иисуса об отрубании руки:

„И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну” (Мат. 5:30).

Если бы Иисус имел ввиду, что все согрешившие с использованием правой руки должны ее отрубить, то все мы давно уже ходили бы только с одной рукой! Проблема с грехом не заключается в наших руках. Вероятнее всего, Иисус имел ввиду то, что грех приведет нас в ад и единственный способ избежать этого – избавиться от причины падения.



Антропоморфизм

Третий вид иносказаний, который мы встречаем в Писании – это антропоморфизм. Антропоморфизм – это метафоричное высказывание, где человеческие свойства приписываются Богу с целью помочь нам понять Его. Например, Бытие 11:5

„И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие” (Быт. 11:5).

Это очень похоже на антропоморфизм, потому что вряд ли Всемогущему Богу надо спускаться с небес в Вавилон, чтобы исследовать, что делают люди!

Многие исследователи Библии считают антропоморфизмами описания частей тела Бога, таких как Его руки, ладони, нос, глаза и волосы. Они говорят, что Бог не может иметь тех же частей тела, что и люди.

Но позвольте не согласиться с этим по ряду причин. Во-первых, Писание ясно говорит, что мы были сотворены по Божьему образу и подобию:

„И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему” (Быт. 1:26).

Некоторые говорят, что мы сотворены по Божьему образу и подобию в том смысле, что имеем сознание, моральную ответственность, способность мыслить и т.д. Однако давайте прочитаем место писания, похожее на Быт 1:26, находящееся несколькими главами ниже:

„Адам жил сто тридцать лет и родилсына по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф” (Быт. 5:3).

Что еще это может значить, как не то, что Сиф был подобен Адаму по своему виду? Поэтому если в Быт. 5:3 это выражение имеет такое значение, то почему в Быт. 1:26 это не может значить того же самого? Здравый смысл и здравое истолкование говорят сами за себя.

Более того, мы читаем об описаниях Бога, данных людьми, видевшими Его. Например, Моисей и другие семьдесят три израильтянина видели Бога:

„Потом взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и видели Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное. И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых: они видели Бога, и ели и пили” (Исх. 24:9-11).

Если бы у Моисея спросили, есть ли у Бога руки и ноги, то что бы он сказал?[2]

Пророк Даниил тоже видел в видении Бога-Отца и Бога-Сына:

„Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями (Бог-Отец); одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги… Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий (Бог-Сын), дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится” (Дан. 7:9-10, 13-14).

Если бы вы спросили Даниила, какие у Бога волосы, какую форму Он имеет, и может ли Он сидеть на троне, то что бы он ответил?

Принимая во внимание прочитанное, я убежден, что Бог Отец имеет прославленную форму, подобную форме человеческого существа, хотя Он не имеет плоти и крови, а является Духом (см. Иоан. 4:24).

Как определить какие места писания должны истолковываться буквально, а какие иносказательно? Если человек способен рассуждать логически, то это не сложно. Истолковывайте буквально, но если ничего другого, кроме символического объяснения не подходит, тогда истолковывайте иносказательно. Например, писания пророков Ветхого Завета и книга Откровения полны символов, одни из которых объяснены, а другие нет. Но определить, где символы, нетрудно.



Правило №2: Принимайте во внимание контекст. Каждое место писания должно истолковываться в свете изложенного до и после него и в контексте всей Библии. Если возможно, надо учитывать исторический и культурный контекст.

Вероятно, главная причина неправильного истолкования писаний заключается в пренебрежении непосредственным и библейским контекстом.

Совсем нетрудно „заставить” Библию говорить то, что вам хочется, если исключить места писания из контекста. Например, знаете ли вы, что Библия говорит о том, что Бога нет? В псалме 13 говорится: „Нет Бога” (Пс. 13:1). Но если мы хотим правильно понять то, что там написано, то должны принимать во внимание всю фразу: „Сказал безумец в сердце своем: „нет Бога”. Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро” (Пс. 13:1). Теперь этот стих принимает совсем иное значение!

Другой пример: однажды я слышал, как один проповедник проповедовал о необходимости для христианина быть „крещенным в огне”. Он начал проповедь со слов Иоанна Крестителя из Мат. 3:11: „Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем”.

Основываясь на этом стихе, он построил проповедь. Помню, как он сказал: „Одного крещения Духом Святым недостаточно! Иисус также хочет крестить тебя огнем, как сказал Иоанн Креститель!” Дальше он объяснил, что после крещения огнем мы наполняемся ревностью служить Господу. Затем он попросил выйти вперед всех, кто хочет быть „крещен огнем”.

К сожалению, этот проповедник совершил распространенную ошибку – вырвал место писания из контекста.

Что имел ввиду Иоанн Креститель, говоря о том, что Иисус будет крестить огнем? Чтобы найти ответ на этот вопрос, все что надо сделать – это прочитать два стиха до и один после. Давайте начнем с двух предыдущих стихов. Иоанн говорит:

„И не думайте говорить в себе: „Отец у нас Авраам”, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь”(Мат. 3:9-10).

Во-первых мы узнаем, что по крайней мере часть людей, слушавших в тот день Иоанна, состояла из тех, кто думал, что их спасение зависит от их генеалогического дерева. Поэтому Иоанн евангелизировал их.

Также мы видим, что Иоанн предупреждал этих неспасенных людей об опасности быть брошенными в огонь. Поэтому разумно допустить, что в 10-м и 11-м стихах Иоанн говорит о том же самом огне.

Это становится еще яснее из 12-го стиха:

„Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым” (Мат. 3:12).

В 10-м и 12-м стихах Иоанн говорит об адском огне. В 12-м стихе он метафорично разделяет людей на две категории – „пшеница”, которую Он соберет „в житницу” и „солома”, которую Он сожжет „огнем неугасимым”.

Из предыдущих и последующих стихов следует, что в 11-м стихе Иисус будет крестить людей либо Духом Святым, если это верующие, либо огнем, если это неверующие. А если так, то не надо проповедовать верующим, что им необходимо креститься в огне!

Учитывая непосредственный контекст этих стихов, мы должны также учитывать контекст всего Нового Завета. Видим ли мы где-нибудь в Деяниях Апостолов, чтобы верующие были „крещены огнем”? Нет. Самое близкое по смыслу – описанный Лукой День Пятидесятницы, когда сошел Дух Святой и языки пламени временно появились на головах учеников. Но Лука не говорит, что это – „крещение огнем”. Более того, можем ли мы найти в посланиях какое-либо учение о крещении христиан огнем? Нет. Следовательно, можно с известной долей безопасности заключить, что христианину не надо искать крещения огнем.



Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь