Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫСтр 1 из 12Следующая ⇒
Раздел I . КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1 Пояснительная записка ________________________________________6 стр. 1.2 Цель и задачи программы _____________________________________11 стр. 1.3 Планируемые результаты _____________________________________12 стр. 1.4 Сводный учебно – тематический план __________________________ 16 стр. 1.5 Учебно – тематический план обучения по программе «Ритмика» _____________________________________________________17 стр. Содержание программы первого года обучения _____________________ 18 стр. 1.6 Учебно – тематический план обучения по программе «Инструментальное музицирование» ______________________________ 22 стр. Содержание программы второго года обучения ____________________ 23 стр. 1.7 Учебно – тематический план обучения по программе «Школьный хор» _______________________________________________29 стр. Содержание программы третьего года обучения ____________________30 стр. 1.8 Учебно – тематический план обучения по программе «Детская эстрадная песня» _______________________________________31 стр. Содержание программы четвертого года обучения _________________ 33 стр. Раздел II . КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 Условия реализации программы _______________________________ 37 стр. 2.2 Формы и методы контроля ____________________________________41 стр. 2.3 Оценочные материалы _______________________________________ 42 стр. 2.4 Методические материалы _____________________________________43 стр. 2.5 Список литературы и источников ______________________________46 стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ I . КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика» А. Шнабель. «Таланты есть всюду и всегда, где есть условия для их развития» В. А. Сухомлинский. «Творчество - норма детского развития. К любому ребенку нужно относиться с надеждой и ожиданием». Л. С. Выготский. В Концепции модернизации Российского Образования одной из первостепенных выдвинута задача достижения нового, современного качества образования, выражающегося в необходимости развития творческих и созидательных способностей личности. Соответственно, знания и умения являются не конечной целью обучения, а инструментом, средством, полем для творческой деятельности, для самореализации каждого человека.
Актуальность Работая в МКОУ «Далматовская начальная общеобразовательная школа» (далее МКОУ «ДНОШ») учителем музыки мне приходится много заниматься с детьми: готовиться к смотрам, конкурсам и фестивалям, организовывать различные тематические и музыкальные вечера, проводить школьные и календарные праздники. Проблема развития и воспитания детей в искусстве стоит сегодня очень остро, т.к. время предъявляет к детскому творчеству очень высокие требования. На уроке музыки, который проводится один раз в неделю, невозможно всё успеть. Учителю стало не до пения, не до музыкальной грамоты. Отсюда падает уровень исполнения и подготовки учащихся. Как запеть детям, если в наших школах один час музыки в неделю, а в Японии – 12 часов? Как замечал В.А.Сухомлинский, ученик без творческой фантазии, без музыки – это засушенный цветок. А сколько у нас таких «засушенных цветков», кто-нибудь их посчитал? До каких пор уроки по художественным предметам будут рассматриваться как второстепенные? Размышляя над этим вопросом, я пришла к выводу о необходимости создания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (далее программы) «Комплексное развитие музыкальных и творческих способностей младших школьников» через систему дополнительного образования. Актуальность заключается в оригинальном сочетании психологических, художественных, физических и социальных условий для развития творческой деятельности учащихся. Современные жизненные условия выдвигают свои требования: быть инициативными; нестандартно мыслящими; быть ориентированными на лучшие результаты. Оригинальность и новизна идеи программы заключается в комплексном подходе к развитию творческой личности ребенка, в использовании инновационных педагогических технологий, форм и методов, введении синтеза искусств: ритмопластики, музицирования, вокала, актерского мастерства, направленных на формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры. Уроки музыки и занятия по предметам дополнительного музыкального образования должны быть взаимосвязаны и подчинены одной цели. Для меня важно, чтобы личностный рост ребенка происходил через развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы средствами музыкального искусства. Путь такого развития я вижу только во включении детей в любую форму активной музыкальной деятельности. Направленность Программа имеет четкую художественно - эстетическую направленность, которая дает полное представление о хранении, отборе и систематизации ценностей музыкальной культуры. В ее основе систематизирован опыт создания детских творческих коллективов. В процессе многосторонней работы по обучению ритмике, игре на музыкальных инструментах, вокальному искусству, основам актерского мастерства и сценической речи, развитию творческой личности, способной адаптироваться в современных условиях, идет воспитание высоких эстетических критериев, необходимых для достижения гармоничного социального, интеллектуального и нравственного развития личности ребенка. Отличительные особенности Данная образовательная общеразвивающая программа была написана на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ; «Учите детей петь» М, «Просвещение» 1988 г.; программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Народное пение» И. А. Ильина; «Хоровое пение» Е.В. Жарова; «Сольное пение» Р.А. Жданова и другие. Все перечисленные программы имеют свою ценность: в одних предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, другие слишком углубленные и взаимодействуют с другими видами музыкального искусства. Содержание программ носит или краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением простейшими приёмами работы, или же более углубленное и расширенное изучение, применяемое только в детских музыкальных школа, школах искусств. В сборниках авторских программ для начальных общеобразовательных школ или учреждений дополнительного образования детей, подобные программы не встречались. Представленная программа «Комплексное развитие музыкальных и творческих способностей младших школьников» является авторской и подобных программ в системе дополнительного образования детей мне не известно. Так же представленная программа не имеет аналогов в системе дополнительного образования по уровням и способам освоения содержания образования. Интерес младших школьников к музыкально – творческой деятельности позволяет привлекать детей девиантного поведения, заполнить активным содержанием их свободное время, развивает творческие способности и самодисциплину, чувство коллективизма, ответственности, формирует гражданскую позицию и собственную значимость. Отличительная особенность данной образовательной программы заключается в том, что она ориентирована на формирование вокально - технических навыков, навыков сценического актёрского мастерства, обучение музыкальной грамоте, исполнительских навыков игры на музыкальных инструментах, готовит детей к самореализации в процессе жизнедеятельности. Доминирующей особенностью является равноправие всех участников учебно - воспитательного процесса, а также изменение роли педагога, который выступает не как «фильтр» пропускающий через себя информацию и выдающего истину в последней инстанции, а предстает в роли помощника или старшего, но более опытного товарища.
Структура образовательного процесса В качестве совершенствования организационно - педагогических условий в дополнительном образовании и музыкальном воспитании учащихся, я обратилась к модели музыкальной студии, основной отличительной характеристикой которой является дружеское неформальное общение, основанное на взаимном интересе в реализации творческих проектов. Уникальность программы в том, что она разработана в виде МОДУЛЕЙ по различным направлениям: 1. «Ритмика» 2. «Инструментальное музицирование» 3. «Школьный хор» 4. «Детская эстрадная песня», что позволяет каждому участнику музыкальной студии «ЮНИОР» включаться в творческий процесс постепенно, по мере его психологической готовности к восприятию того или иного вида деятельности. Каждый модуль программы «Комплексное развитие музыкальных и творческих способностей младших школьников» разработан в форме отдельной дополнительной общеобразовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС, где процесс обучения базируется на основных видах универсальных учебных действий. В структуру программ входят образовательные блоки: теория, практика. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей. Данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся. Репертуар подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, а также его вокальных данных.
Ценностные ориентиры Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. В результате у школьников формируются духовно - нравственные основания. Программа обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально - учебной, художественно - творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач. Адресат Программа «Комплексное развитие музыкальных и творческих способностей младших школьников» разработана для учащихся начальной школы и адресована детям 7 – 11 лет. Особенности этого возраста определяются тем, что детский организм еще окончательно не сформирован и находится в определенной стадии своего анатомо - физиологического развития. Для младшего домутационного возраста характерны легкость в голосе, высокое резонирование и головное звучание. Голосовые связки при пении колеблются только крайними частями, смыкание связок происходит не полностью, в результате чего остается щель между связками в момент образования звука. В голосе нет яркой динамики, и заставлять петь детей громче, как иногда бывает, нельзя. Диапазон этого возраста – «до» первой – «ре» второй октавы, звук неровный, гласные звучат пестро. Набор в музыкальную студию «ЮНИОР» производится на добровольной основе. Условиями отбора детей являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. Группы формируются в зависимости от набора данной параллели учащихся на общих основаниях и в соответствии с правилами приёма в МКОУ «ДНОШ». При комплектовании допускается совместная работа в одной группе учащихся без ограничения по возрастному признаку, учитывая начальную подготовку. С этой целью проводится анкетирование детей и предварительный контроль в форме собеседования. Состав группы постоянный, но в процессе занятий возможен естественный отбор детей, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных обстоятельств.
Срок реализации программы Программа предназначена для освоения учебного материала в течение 4 лет детьми разных возрастных групп: 7 – 11 лет и разбита на самостоятельные модули (программы обучения). При разработке каждого модуля программы учитывались потребности современного российского общества и возрастные психолого – педагогические особенности младших школьников, что позволяет каждому участнику музыкальной студии «ЮНИОР» включаться в творческий процесс постепенно, по мере его психологической готовности к восприятию того или иного вида деятельности. Срок реализации каждого модуля программы составляет 1 год. Обучение организуется в течение учебного года – с сентября по май включительно. Первый год обучения – реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ритмика» (далее программы), адресованной учащимся первых классов (7 – 8 лет); Второй год обучения - реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Инструментальное музицирование» (далее программы), адресованной учащимся вторых классов (8 – 9 лет); Третий год обучения - реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школьный хор» (далее программы), разработанной для учащихся третьих классов (9 – 10 лет); Четвертый год обучения – реализация дополнительной общеобразовательной программы «Детская эстрадная песня» (далее программы), адресованной учащимся четвертых классов (10 – 11 лет). Направленность на формирование музыкальной культуры учащихся, как неотъемлемой части их духовного воспитания, определяет актуальность каждой программы (модуля). Объем учебного времени, предусмотренный и запланированный учебным планом МКОУ «ДНОШ» на реализацию программы «Комплексное развитие музыкальных и творческих способностей младших школьников» необходимый для освоения базовой программы обучения – 216 часов. По данной программе обучаются четыре группы детей. Режим занятий: - 36 рабочих недель в год, 6 часов в неделю. Программа «Ритмика» (первый год обучения, ознакомительный уровень) – 36 часов в год. Количество занятий в неделю – 1 раз по 35 минут. Группа численностью 8 -12 человек, возраст 7 - 8 лет; Программа «Инструментальное музицирование» (второй год обучения, ознакомительный уровень) – 72 часа в год. Количество занятий в неделю – 2 раза по 40 минут. Группа численностью 8 -12 человек, возраст 8 - 9 лет; Программа «Школьный хор» (третий год обучения, ознакомительный уровень) – 36 часов в год. Количество занятий в неделю - 1 раз по 40 минут. Группа численностью 15 - 30 человек, возраст 9 - 10 лет; Программа «Детская эстрадная песня » (четвертый год обучения, ознакомительный уровень) – 72 часа в год. Количество занятий в неделю - 2 раза по 40 минут. Группа численностью 8 -12 человек, возраст 10 - 11 лет.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ Комплексное развитие музыкальных способностей и творческой личности ребенка на основе приобретенного опыта музыкально – ритмической, коллективно – инструментальной, вокально - хоровой и вокально - эстрадной деятельности.
ЗАДАЧИ Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи. Обучающие: - познакомить детей с историей и развитием музыкального искусства, дать представление о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии; - обучить эмоциональному отношению к музыке и передаче ее содержания через различные виды музыкальной деятельности; - освоить навыки музыкальной деятельности (в ритмике, музицировании, хоровом и эстрадном исполнении) и реализовать творческий потенциал в процессе коллективного выступления. Развивающие: - развить художественный и музыкальный вкус, а так же интерес к различным видам музыкальной деятельности; - развить певческий голосовой аппарат, сценическую речь, образное мышление, способность к импровизации, эмоциональное раскрепощение и творческие способности; - развить навыки знаково – символических и речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач. Воспитывающие: - воспитать основы музыкальной культуры на материалах народной музыки; - применять полученные знания, умения и навыки при создании вокальных, музыкальных и ритмопластических композиций; - осуществлять музыкальную деятельность на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ Данная программа направлена не только на изучение основных теоретических аспектов, развитие музыкальных способностей и певческих навыков, но и на формирование универсальных учебных действий. К числу планируемых результатов освоения программы отнесены: Личностные результаты - обеспечивают развитие социально и личностно значимых качеств (доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания), индивидуально - личностных позиций, ценностных ориентиров, раскрывающих отношение к музыке, труду, межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности. В сфере личностых УУД будут сформированы: Регулятивные УУД · учащиеся научатся понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом; · осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности. Познавательные УУД · учащиеся научатся понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; · проявлять индивидуальные творческие способности. Коммуникативные УУД · учащиеся научатся работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; · обращаться за помощью; · формулировать собственное мнение и позицию; · слушать собеседника; · адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. В сфере метапредметных УУД будут сформированы: СВОДНЫЙ УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ По программе «РИТМИКА»
Развитие пластики тела | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.1 | Упражнения на формирование правильной осанки | 2 | 1 | 1 | Открытое занятие для родителей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.2 | Упражнения на растяжку | 2 | 1 | 1 | Контрольное занятие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.3 | Упражнения на пластику | 2 | - | 2 | Участие в КТД | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Диско-танцы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.1 | «Музыкальный» | 4 | 1 | 3 | Коллективный анализ работы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.2 | «Стирка» | 3 | 1 | 2 | Анализ работы педагогом | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.3 | «Вару-вару» | 4 | 1 | 3 | Участие в танцевальном фестивале | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Танец «Полька» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.1 | «Полька» | 4 | 1 | 3 | Взаимоанализ достижений | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итоговые занятия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.1 | Итоговые занятия | 3 | - | 3 | Репетиции к концерту | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.2 | Отчётный концерт | 1 | - | 1 | Отчетный концерт | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого: | 36 | 8 | 28 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «РИТМИКА»
(Первый год обучения)
Каждая тема состоит из теоретической и практической части.
Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, показ изучаемых элементов танца, объяснение принципа движения, беседу с учащимися, просмотр видеоматериалов. В данной программе не предусматривается проведение специальных теоретических занятий. Изучение теории вплетается в ткань каждого учебного занятия. Практическая часть включает разминку, отработку движений учащимися, составление вариаций из изученных движений и их исполнение. В конце каждого занятия учащиеся под руководством педагога анализируют свою работу, используя метод взаимооценки.
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
ТЕОРИЯ . Знакомство с учащимися. Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. Культура поведения на учебных занятиях.
ПРАКТИКА . Разучивание танцевального приветствия (поклон), построение по линиям, игра «Знакомство».
Развитие музыкальности.
ТЕОРИЯ . Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Различие танцев по характеру, темпу, размеру: вальс, полонез, польку. Беседа о жанре, характере и музыкально - выразительных средствах помогает развивать логическое мышление ребенка и поднимать уровень его общего культурного развития.
ПРАКТИКА . Игра «Найди свой путь», движение по залу со сменой направлений под музыку. Музыкально - пространственные упражнения: маршировка в темпе и ритме музыки; шаг на месте, вокруг себя, вправо, влево. Пространственные музыкальные упражнения: продвижения в различных рисунках по одному, в паре, перестроения из колонны в шеренгу и обратно, из одного круга в два и обратно, продвижения по кругу (внешнему и внутреннему), «звёздочка», «конверт». Музыкально - ритмические упражнения на практическое усвоение понятий: «Темп», «Ритм», «Динамика», «Музыкальная фраза», «Акцент». Оформление урока музыкой с ярко выраженным ритмическим рисунком. Детям предлагается вразброс танец, марш, песню, которые следуют друг за другом, внезапно обрываясь. Дети должны быстро перестроиться и исполнять заданные движения, меняя их в соответствии со сменой звучания музыкального жанра. Например, под марш они начинают маршировать, под песню берут микрофон и открывают рот, словно поют, под танец выполняют танцевальные движения. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой.
РАЗВИТИЕ ПЛАСТИКИ ТЕЛА.
ТЕОРИЯ . Терминология, основные понятия и принципы исполнения движений
ПРАКТИКА . Система специально разработанных упражнений на развитие основных навыков по данной теме. (Приложения 1, 2)
Упражнения на осанку.
ТЕОРИЯ. Терминология, основные понятия и принципы исполнения движений. Понятие о линиях корпуса. Применение навыков расслабления в танце.
ПРАКТИКА. Освоение системы упражнений, направленной на укрепление и развитие мышц верхнего плечевого пояса: наклоны головы, сжатие и расслабление пальцев рук, вращение кистей, локтей и плеч. Освоение системы упражнений, направленной на укрепление и развитие мышц брюшного пресса: наклоны в стороны и вперёд, потягивания в стороны и вверх, круговые вращения корпуса. Освоение системы упражнений, направленной на укрепление и развитие мышц спины: сжатие и растяжение мышц грудного отдела, «джазовый квадрат», растягивание и скручивание мышц поясничного отдела позвоночника. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой.
Упражнения на растяжку.
ТЕОРИЯ . Терминология, основные понятия и принципы исполнения движений. Основные принципы дыхания. Выделение различных групп мышц. Понятие о линиях корпуса. Применение навыков расслабления в танце. Понятие о мышечном тонусе. Разнонаправленное растяжение.
ПРАКТИКА . Основы гимнастики на полу, игровой стретчинг. Развитие навыков растяжения и расслабления. Освоение системы упражнений, которая направлена на развитие подвижности суставных сочленений:
- вращения в суставах (стопа, колено, бедро);
- укрепление и развитие мышц ног: работа стопы (пятка, носок, плоская стопа); - различные виды приседаний, прыжки.
Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой.
2.3 Упражнения на пластику.
ТЕОРИЯ . Терминология, основные понятия и принципы исполнения движений. Основные принципы дыхания. Выделение различных групп мышц.
ПРАКТИКА . Работа по классическому экзерсису на полу. Эта система помогает сделать тело подвижным, послушным, прекрасным. Здесь пол служит как бы инструментом, помогающим выпрямлять, вытягивать разворачивать, развивать в нужном направлении костно-мышечный скелет ребенка, исправлять физические недостатки. На занятиях дети пользуются специальными гимнастическими ковриками. Для обучения сознательному управлению своими мышцами применяются упражнения на напряжение и расслабление мышц тела. Эти упражнения также способствуют растягиванию ахилловых сухожилий, подколенных мышц и связок, укрепляют все группы мышц ног, приучают к ощущению вытянутости ноги, в том числе пальцев ног и всей стопы. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой.
Виды шага, бега, прыжков.
ТЕОРИЯ . Названия основных видов шагов, прыжков, понятие маленьких и больших прыжков; по разным длительностям.
ПРАКТИКА . Танцевальные шаги: с носка, с подъёмом ноги, согнутой в колене, на месте и в продвижении, на полу - пальцах с вытянутыми коленями, со сменой положения рук. Лёгкий бег с пальцев вытянутой стопы, бег с отбрасыванием назад ног, согнутых в коленях, на месте и в продвижении, бег с подниманием вперёд ног, согнутых в коленях, на месте и с продвижением. Прыжки: понятие маленьких и больших прыжков; по разным длительностям. Подскоки: на месте; с продвижением. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя.
ДИСКО-ТАНЦЫ.
ТЕОРИЯ . Беседа об основных понятиях и их разъяснение: диско-музыка, музыкальный размер.
ПРАКТИКА . Изучение ритмически простых линейных и парных диско-танцев. Описание диско-танцев дается в Приложении 3.
Диско-танец «Музыкальный».
ТЕОРИЯ. Понятия «музыкальная фраза», «пауза», «целый поворот».
ПРАКТИКА. Изучение и исполнение линейного диско-танца «Музыкальный».
Диско-танец «Стирка».
ТЕОРИЯ . Понятия «музыкальная фраза», «пауза».
ПРАКТИКА . Изучение и исполнение линейного диско - танца «Стирка».
Танец «Вару-вару».
ТЕОРИЯ . Понятия «музыкальная фраза», «пауза», «целый поворот», «поворот по четвертям». Ритмический рисунок «медленно – медленно – быстро – быстро - медленно».
ПРАКТИКА. Изучение и исполнение танца «Вару - вару».
ТАНЕЦ «ПОЛЬКА».
ТЕОРИЯ. История танца «Полька». Основные направления танцевального движения в зале: лицом и спиной по линии танца, лицом и спиной в центр. Движение вперёд и назад, вправо - влево.
ПРАКТИКА. Изучение и исполнение танца «Полька» в парах.
ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ.
6.1 Итоговые занятия.
ТЕОРИЯ. Обобщение и закрепление пройденного и изученного материала.
ПРАКТИКА. Исполнение концертных номеров. Репетиция.
Отчетный концерт.
ТЕОРИЯ. Стимулировать и поощрять творческие проявления детей в танцевальных заданиях, ритмических этюдах, музыкальных играх и танцах.
ПРАКТИКА . Показ всех изученных танцев для родителей, педагогов и гостей.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ»
(Второй год обучения)
Тема 1. Вводное занятие
1. Беседа - знакомство с предметом (пение и движение под музыку, речевая декламация и ритмические упражнения, из чего состоит музыка, игра в сказку, слушание музыки, игра на музыкальных шумовых инструментах).
2. Практические работы:
· хоровое пение «Песенка крокодила Гены» (В. Шаинский), театрализация песни. Проговаривание припева с хлопками, затем с притопами;
· игра на шумовых инструментах плясовой мелодии «Полянка»;
· игра «В зоопарке»: представление пантомимы зайца, волка, лисы, медведя под характерную музыку с последующей совместной сказочной пляской;
· вводное тестирование.
Тема 2. Что такое музыка?
1. Беседа – сказка о тишине.
2. Практические работы:
· игра со звуками с помощью подручных материалов - палочки, ладоши, ручки, стук в дверь, по парте, притопы, шумовые инструменты;
· деревянные, стеклянные, металлические, шуршащие;
· игра «Угадай-ка» - где «сидят» звуки (высокие и низкие).
Тема 8. «Характеры» музыки
Тема 10. «Музыкальные образы»
1. Музыкальные образы. Общие представления, передаваемые через музыку.
Слушание произведений композиторов Сен-Санса «Лебедь» и П.И.Чайковский «Марш оловянных солдатиков», представление, сравнение. Слияние музыкальных образов с балетом.
2. Практическая работа. Танец - импровизация на песню В. Шаинского «В траве сидел кузнечик» и «Звееробика». «Музыкальные портреты» – выставка рисунков.
Тема 12. Кто пишет музыку?
1. Пение знакомых песен, и предложение педагога сочинить музыку на четверостишие «Динь - дон, динь - дон, в переулке ходит слон». Ребята пробуют сочинить песню. Беседа об авторах, композиторах и поэтах.
П.И Чайковский и К.И.Чуковский – кто что пишет? Назови знакомых поэтов и композиторов. Связь искусства поэзии и музыки. Отрывки из музыкального спектакля М. Красева «Муха – Цокотуха».
2. Работа над разучиваемыми произведениями. Защита детских мини – проектов.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
По программе «ШКОЛЬНЫЙ ХОР»
№ п/п | Название раздела, темы | Всего часов | Количество часов | Форма контроля | |
Теория | Практика | ||||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - | Вводное тестирование |
2 | Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения | 2 | 1 | 1 | Индивидуальный опрос Самоанализ |
3 | Унисон | 2 | 1 | 1 | Открытое занятие для родителей |
4 | Дыхание | 3 | - | 3 | Контрольное занятие |
5 | Дикция и артикуляция | 1 | - | 1 | Участие в КТД |
6 | Ансамбль. Элементы двухголосия | 2 | - | 2 | Открытое занятие для педагогов |
7 | Музыкально – исполнительская работа | 4 | 1 | 3 | Анализ работы педагогом |
8 | Ритм | 2 | - | 2 | Выступление на Новогодних праздниках |
9 | Сценодвижение | 2 | - | 2 | Анализ работы педагогом |
10 | Работа над репертуаром | 6 | - | 6 | Коллективный анализ работы |
11 | Учебно –познавательная деятельность | 3 | 1 | 2 | Экскурсии, концерты |
12 | Концертная деятельность | 4 | - | 4 | Анализ работы педагогом |
13 | Итоговые занятия | 3 | - | 3 | Взаимоанализ достижений Репетиции |
14 | Отчетный концерт | 1 | - | 1 | Творческий отчет - концерт |
Итого: | 36 | 5 | 31 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ШКОЛЬНЫЙ ХОР»
(Третий год обучения)
1. Вводное занятие. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара. Вводное тестирование.
2. Знакомство с основными вокально – хоровыми навыками пения. Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями. Диагностика вокальных данных.
3. Унисон. Введение понятие унисон. Работать над точным звучанием унисона. Формировать вокальный звук.
4. Формирование правильных навыков дыхания. Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.
5. Дикция и артикуляция. Формировать правильное певческое произношение слов. Работать, над активизацией речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок. Упражнения по системе В.В.Емельянова. Контрольное занятие.
6. Ансамбль. Элементы двухголосия. Воспитывать навыки пения в ансамбле, работать над интонацией, единообразием манеры звука, ритмическим, темповым, динамическим единством звука. Одновременное начало и окончание песни. Использовать пение акапелла.
7. Музыкально – исполнительская работа. Просмотр и анализ концертных выступлений. Развивать навыки уверенного пения. Отрабатывать динамические оттенки и штрихи. Работать над снятием форсированного звука.
8. Ритм. Знакомить с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Уметь воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Промежуточная аттестация.
9. Сценодвижение. Воспитывать самовыражения через движение и слово. Уметь изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.
10. Репертуар. Соединение музыкального материала с простейшими танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
11. Учебно – познавательная деятельность. Через посещение концертов, экскурсии, обзорные занятия, слушание ярчайших образцов современной и классической вокальной и инструментальной музыки, формировать хороший музыкальный вкус, уметь давать характеристики певцам, музыкальным произведениям.
12. Концертная деятельность. Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.
13. Итоговые занятия - Отбор лучших номеров, репетиции.
14. Отчетный концерт – Творческий концерт. Анализ выступления.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ДЕТСКАЯ ЭСТРАДНАЯ ПЕСНЯ»
(Четвертый год обучения)
Темы занятий состоят из теоретической и практической части.
Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, показ изучаемых элементов вокала, объяснение принципа мелодического движения, беседу с учащимися, просмотр видеоматериалов. В данной программе не предусматривается проведение специальных теоретических занятий. Изучение теории вплетается в ткань каждого учебного занятия.
Практическая часть включает в себя вокальную разминку и упражнения, отработку навыков и умений, изучение песенного материала. В конце каждого занятия учащиеся под руководством педагога анализируют свою работу, используя метод взаимооценки.
1. Вводное занятие «Путешествие в мир театра»
Знакомство с основными видами деятельности и направлениями в работе в «Детской эстрадной песне».
Практика (1 ч)
Коммуникативные упражнения и игры на знакомство. Стартовая диагностика творческих способностей.
2. Пение как вид музыкальной деятельности (2 ч)
Теория. (1ч )
Природа человеческого голоса. Певческое дыхание. Атака звука.
Практика.(1ч)
Работа над певческим вдохом и выдохом. Речевые упражнения. Распевание. Освобождение и развитие подвижности певческого аппарата. Работа над чистотой интонирования. Артикуляционные упражнения.
3. Постановка вокального аппарата в вокальном ансамбле (2 ч)
Теория. ( 1 ч)
Строение голосового аппарата. Резонаторы. Артикуляционный аппарат. Техника речи. Певческая фонетика. Диапазон голоса.
Практика.(1ч)
Упражнения начального этапа обучения для развития вокальных навыков (в пределах терции-кварты, на небольшом участке диапазона, используются сонорные согласные). Формирование гласных и согласных звуков, формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедения legato при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата. Освоение средств выразительности в мелодии и гармонии: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения. Певческие приемы: легато, стаккато, вибрато, глиссандо.
4. Работа над певческим репертуаром (4ч)
Теория (1ч)
Музыкальные жанры, их особенности и своеобразие поэтического языка. Современная песня: раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, анализ музыкально - выразительных средств, которыми передан художественный образ песни. Выбор исполнительских средств. Аккомпанемент. Фонограмма «плюс» и «минус».
Практика (3ч)
Подбор репертуара различной стилистики в соответствии с вокальными возможностями учащихся. Разучивание и совершенствование песенного материала. Пение по фразам, пропевание интервалов, исполнение без сопровождения, группой и сольно. Исполнение репертуара а'капелла, в сопровождении инструмента, под фонограмму «плюс» и «минус».
Мини - сообщения «История песни» - об авторе песни, о концепции песни, смысловой нагрузки текстового и музыкального материала и т.п.
5. Расширение музыкального кругозора в области отечественной музыки (5ч)
Теория (1ч)
Шедевры музыкального искусства отечественной вокальной музыки. Их особенности. Культура сценического поведения.
Практика (4ч)
Просмотр и анализирование аудио- и видеозаписей известных отечественных вокалистов советского периода: М. Магомаева, А. Герман, А. Ведищевой, М. Кристаллинской, Н.Брегвадзе, Э. Хиля, М. Бернеса, А. Пугачевой, С. Ротару, И. Талькова, В. Трошина, Н. Гнатюка.
Отчетный концерт (1ч)
Практика (1ч) - Концертная деятельность.
РАЗДЕЛ II .
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий профессиональное музыкальное образование и необходимую квалификацию. Педагог должен быть способен к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни, должен знать возрастные особенности детей. Для реализации программы, необходим аранжировщик музыки, возможна консультативная помощь психолога для выявления скрытых способностей детей.
Дидактическое обеспечение
Дидактический материал подбирается педагогом на основе существующих
методических пособий по предметам «Ритмика», «Инструментальное музицирование», «Школьный хор», «Детская эстрадная песня», а также при необходимости разрабатывается педагогом самостоятельно с учётом уровня подготовки и возможностей учащихся и включает как традиционные, так и инновационные формы работы.
Методическое обеспечение
Библиотечный фонд имеет печатные издания основной и дополнительной
учебной и учебно - методической литературы по предметам, а также издания музыкальных произведений и специальной нотной литературы.
В процессе работы по программе «Комплексное развитие музыкальных творческих способностей младших школьников» используются информационно - методические материалы:
- методика музыкального воспитания детей;
- русская музыкальная литература;
- зарубежная музыкальная литература;
- хроника музыкальной жизни г. Далматово;
- творчество великих композиторов;
- развитие и воспитание голоса детей;
- методические разработки по темам программы,
- методические разработки по темам программы;
- методика проведения итоговой аттестации учащихся;
- игровые конкурсные программы;
- информационная и справочная литература;
- сценарии массовых мероприятий, разработанные для организации досуга учащихся;
- наглядные пособия по темам (карточки со средствами музыкальной выразительности, портреты композиторов, карточки с изображением нот, пауз, ритмических рисунков, творческих заданий);
- инструкция по технике безопасности и охране певческого голоса;
- диагностические методики для определения уровня ЗУН и творческих способностей учащихся;
- новые педагогические технологии в общеобразовательном процессе (сотрудничество педагога с учащимися, создание ситуации успешности, взаимопомощи в преодолении трудностей, активизация творческого самовыражения);
- видео и фото материалы.
5. Материальное обеспечение
Материально – технические (пространственные) условия организации познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности учащихся включают:
· светлое, просторное помещение, с хорошей акустикой, звукоизоляцией, вентиляцией и освещением;
· фортепиано (пианино);
· зеркала;
· учебную мебель (доска, скамейки);
· шкафы для хранения музыкального материала, учебников, дидактических и методических материалов, наглядных пособий и атрибутов;
· декорации, костюмы;
· сборники с нотным материалом;
· экспозиционный экран;
· наглядные пособия.
Техническое обеспечение
1. звуко - техническое оборудование (музыкальный центр, DVD - проигрыватель, видеомагнитофон, телевизор, микрофон);
2. компьютер (ноутбук);
3. проектор;
4. экран;
5. записи фонограмм в режиме «+» и «-» ;
6. записи аудио, видео, формат CD,MP3;
7. записи выступлений, концертов.
Программа предусматривает систематическое использование звукозаписывающей аппаратуры для видеозаписи промежуточной, итоговой аттестации учащихся, внеклассных мероприятий (смотры, конкурсы, концерты и др.).
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную,
воспитательную и корректирующую функции.
При проведении контроля учитывается: уровень ЗУН учащихся, индивидуальные особенности и физиологические возможности каждого ребёнка, особенности мышления, познавательные интересы.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Критерии оценки качества подготовки учащихся по программе «Комплексное развитие музыкальных и творческих способностей младших школьников» должны позволить:
· определить уровень освоения учащимися материала, предусмотренного каждой программой (модулем);
· оценить умения учащихся использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
· оценить уверенность и свободу выполнения заданий.
Уровень приобретенных знаний, умений и навыков должен соответствовать требованиям каждой отдельной программы. Задания должны выполняться в полном объеме и в рамках отведенного на них времени, что демонстрирует приобретенные учеником знания, умения и навыки.
При осуществлении итоговой аттестации, необходимо учитывать, что весь процесс приобретения знаний, умений, навыков предусматривает групповое исполнение (как основную форму учебной деятельности), а так же и индивидуальное исполнение. Итоговая аттестация проводится в конце учебного года в форме отчетного концерта. Необходимо участие в концерте всех детей, занимающихся в музыкальной студии «Юниор».
При оценивании учащихся применяется разно - уровневая система оценивания результатов:
Высокий уровень -
1. Артистичное и выразительное исполнение всех концертных номеров.
2. Высокий технический уровень владения вокально - эстрадными
навыками для воссоздания художественного образа и стиля исполнения
сочинений разных форм и жанров зарубежных и отечественных
композиторов.
При проведении итоговой аттестации по программе, также необходимо учитывать: отличное знание учащимися учебного материала, активное участие в концертах, посещение репетиционных занятий и концертных выступлений.
Средний уровень –
1. Недостаточно эмоциональное исполнение. Некоторые произведения исполняются невыразительно.
2. Владение основными вокальными и инструментальными навыками, но не во всех технически ровное звучание.
Низкий уровень –
1. Безразличное исполнение концертных номеров программы.
2. Недостаточное овладение ритмическими, инструментальными, и вокальными навыками.
При прохождении итоговой аттестации учащиеся должны продемонстрировать полученные знания, умения и навыки именно в процессе концертного выступления. Поэтому важно, чтобы в программе выступления присутствовали все виды деятельности (танцевальная, инструментальная, вокально – хоровая и эстрадная) а так же произведения различных музыкальных направлений.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Содержание программного материала предусматривает дифференцированный подход к обучению учащихся, различных по возрасту, вокальным данным, уровню подготовки, индивидуальным особенностям учащихся и физиологическим возможностям голоса ребёнка. В процессе реализации данной программы использовался инновационный подход к обучению и воспитанию.
В образовательном процессе применяются различные методы и приёмы обучения:
- Объяснительно – иллюстративный (аудио и видеоматериалы для зрительного восприятия, беседа о музыкальном произведении, его содержании, характере, о средствах художественной выразительности; рассказ о творчестве композитора, лекция, объяснение, показ иллюстраций сенсорных свойств музыки;
- Репродуктивный (показ вокально-технических приёмов; пение по нотам; исполнение по слуху мелодий на музыкальных инструментах,, пение по ладам, пение по слуху (мотив, фраза, песня), ладовые упражнения);
- Проблемно – поисковый (упражнения - задания: ритмические рисунки в размерах 2/4, 3/4, 4/4, дуоли, триоли, квартоли; пение по слуху (мотив, фраза, песня), ладовые упражнения, упражнения в последовательном чередовании – исполнение песен вслух и про себя и находить правильное решение).
- Фонетический метод (активизирует работу гортани и органов дыхания);
- Метод мысленного пения ( И.М.Сеченов) - активизация слухового внимания, восприятие и запоминание звукового эталона для подражания, внутренняя сосредоточенность в разучиваемом произведении, охрана голоса от переутомления;
- Метод эмоционального тренинга (П.И.Сикур)- произношение текста, упражнения (пение распевов на гласные, слоги, пение отдельных мелодических фраз из знакомых произведений с различным эмоциональным подтекстом);
- Метод Карла Орфа - развитие двигательных способностей, музыкальной памяти, чувства ритма, речевого интонирования, развития музыкального слуха;
- Метод образного сравнения на занятии помогает детям в сравнивании различных образов звучания голоса, развивает умение отличать правильное звукообразование от неправильного и оценивать собственное исполнение, формирует навык самоконтроля;
- Исследовательский метод - творческие проекты, самостоятельная работа, творческие отчёты.
Для определения результатов обучения и достижений учащихся применяются диагностические методики:
- выявление творческого потенциала;
- развитие самостоятельной деятельности;
- активизация аналитической деятельности;
- развитие познавательной деятельности учащихся;
- методика выявления уровня самооценки учащихся;
- личностное достижение учащихся;
- тесты о духовно – нравственной личности;
- методика отслеживания творческих достижений учащихся.
Используемые в работе методы, приемы и методики обучения опираются на процесс мышления и объединяют познавательные процессы с практическими умениями.
Образовательные технологии:
1. Индивидуально - дифференцированного обучения подразумевает индивидуальный подход к учащимся, соответствие объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала их индивидуальным возможностям и способностям.
2. Развивающего обучения обеспечивает активизацию музыкальной памяти, внимания, мышления учащихся.
3. Эффективности организации и управления образовательным процессом отслеживает качество освоения программного материала.
4. Интенсификации и активной познавательной деятельности обеспечивает создание ситуации успешности, поддержки, способствует творческому развитию личности.
5. Образовательные технологии направлены на развитие важнейших компетенций учащихся для современной жизни.
6. Здоровьесберегающие технологии:
- Дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стрельниковой формирует правильное певческое дыхание;
- Артикуляционная гимнастика В.Емельянова укрепление певческого дыхания, артикуляционного аппарата, снимает зажатость, эмоциональное напряжение, активизирует работу речевого аппарата.
7. Игровые технологии применяются в форме музыкально - дидактических игр, упражнений в игровой форме «Сочини песню», вокальных импровизаций, проговаривания и обыгрывания скороговорок. Активно используются упражнения на умение владеть своим лицом и телом, мимические этюды: «Радость», «Печаль», «Задумчивость», «Беспокойство», «Мечтательность». Развивается сценическое движение и сценическая речь, творческое воображение, фантазия, музыкальная память. Игровые динамические паузы способствуют снятию перегрузок и общей утомляемости.
8. Проектные технологии применяются в виде разработки творческих проектов, презентаций, что обеспечивает развитие системного мышления, активизацию познавательной деятельности, стимулирование творческой инициативы учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
1. Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в Курганской области.
2. Андреева М. Дождик песенку поет. М., 1981 г.
3. Андреева М., Шушкина З. Первые шаги в музыке. М., 1993 г.
4. Андреева. М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. М: Музыка, 2013 г.
5. Бырченко. Т. С песенкой по лесенке. М: Советский композитор, 1984 г.
6. Лифиц И. Ритмика. М. 1992 г., ч. 1 - 2.
7. Музыкально-двигательные упражнения. Сост. Е.Раевская, С. Руднева, М., 1991 г.
8. Мы танцуем и играем. Сост. С. Бекина, Ю. Комальков, Э.Соболева. М., 1994 г., Выпуск 1 -6.
9. Праздники и развлечения в детском саду. Сост. С. Бекина. М., 1986 г.
10. Руднева С., Фиш. Э., Ритмика. М., 1972 г.
11. Бекина С.И., Ломова Т.П. Музыка и движение, 2001 г.
12. Костровицкая В. 100 уроков классического танца. Л., 1981 г.
13. Лисицкая Т. Гимнастика и танец. М., 1988 г.
14. Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие. М., 1999 г.
15. Мошкова Е.И. Ритмика и бальные танцы для начальной и средней школы. М., 1997 г.
16. Пособие по ритмике для 1 класса музыкальной школы. М., 2005 г.
17. Примерные программы начального общего образования. Официальный сайт Министерства образования РФ.
18. Проекты примерных (базисных) учебных программ по предметам начальной школы. Официальный сайт Министерства образования РФ.
19. Рабочая программа учителя как проект для реализации в образовательном процессе. Материалы для слушателей семинаров и образовательных программ. /Сост. И. В. Анянова. – Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2008 г.
20. Ротерс Т. Музыкально - ритмическое воспитание и художественная гимнастика. М., 1986 г.
21. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего образования. Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г № 1089.
22. Фольклор – Музыка – Театр. Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования. Под ред. С.И. Мерзляковой. М., «Владос», 1999 г.
23. Заводина. И.В. Ритмика. Методическое пособие. Выпуск 1-3. М: Музыка, 2016 г.
24. Конорова Е. Методическое пособие по ритмике, М., 1976 г., ч 1-2.
25. Конорова Е. Ритмика. Методическое пособие. Выпуск 1-2, М: Музыка, 2012 г.
26. Коренева Т. В мире музыкальной драматургии. Методическое пособие по ритмике. М., 1996 г.
27. «Нам весело»: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. М., 1973 г.
28. Франио Г. Поурочный план по ритмике. М., 1993 г.
29. Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике для 1 класса музыкальной школы. М., 1987 г.
30. Сборник хоровых произведений. Просвещение, 1964 г.
31. «Дружба». Песни и хоры. Сов. композитор, 1976 г.
32. Глиэр. Р. Хоры. Музыка, 1983 г.
33. Репертуар школьных хоров. В 33, Советский композитор, 1973 г.
34. Хрестоматия р.н.п. Выпуск 2. Москва, 1962 г.
35. «Вместе весело шагать». Хоры. Сов. композитор, 1981 г.
36. Веселые уроки «Радио - няни». Выпуск 1. Москва, 1987 г.
37. «Ты откуда музыка?» Песни для детей. Л. Дубравин.
38. Л. Марченко Детские песни. Выпуск 1,2. Феникс, 1999 г.
39. «Пойте малыши!» Песни для детей. Москва, 1979 г.
40. Школа хорового пения. Выпуск 1. Москва, 1966 г.
41. Л. Лядова «Почемучка». Москва, 2000 г.
42. Б.Асафьев. О хоровом искусстве. Л., 1980 г.
43. В.Попов, Л.Тихеева. Школа хорового пения. Выпуск 1. М., 1986 г.
44. В.Соколов, В.Попов. Школа хорового пения. Выпуск 2. М., 1987 г.
45. Г. Струве. Хоровое сольфеджио. Москва, 1990 г.
46. «Хоры русских композиторов». Москва, 1958 г.
47. Арсениена Е.А. «Музыка» . Волгоград, 2010 г.
48. Арсенина Е.А. «Музыка», тематические беседы, В. 2009 г.
49. «Фольклор, музыка, театр», М, 2006 г.
50. Алиев, Ю.Б. «Методика музыкального воспитания детей», Воронеж, 1998 г.
51. Артобалевская «Первые шаги в музыке», М, 2007 г.
52. Буданков О., Вахутинский М., Петров В. «Практический курс игры на русских народных и ударных инструментах», М., 2007 г.
53. Волкова, Л. «Играйте вместе с нами», М, 1982 г.
54. Дополнительное образование детей. М, 2004 г.
55. Збруева, Н, П, «Ритмическое воспитание», М, 1935 г.
56. Ивановский Ю, А. «занимательная музыка», Ростов - на –Дону, 2005 г.
57. Кошмина И.В. «Музыкальный букварь». М. 2007 г.
58. Казарцева О.С. «Как стать хорошим педагогом».
59. Казачков С.А. «От урока к концерту» Казань, 1990 г.
60. Крюкова В.В. «Музыкальная педагогика» Ростов – на - Дону, 2002 г.
61. Лаптев И. Г. «Детский оркестр в начальной школе. М, 2001 г.
62. Лизинский В.М. «Приёмы и формы в воспитании», М, 2004 г.
63. Лифиц И. «Ритмика» - М. 1992 г.
64. Лук А.Н. «Психология творчества» М, 2008 г.
65. Методика Л.Г. «,Музыкального воспитания в школе», М, 2000 г.
66. Методика музыкального воспитания. М, 1989 г.
67. Руднева С., Э.Фиш «Ритмика» М, 1972 г.
68. Сугоняева Е.Г. «Музыкальные занятия с малышами», Ростов – на –Дону, 2008 г.
69. Л. Абидова «История джаза и современных музыкальных стилей»,
«Турон Икбол», 2007 г.
70. И.А.Агапова, М.А.Давыдова «Мир музыкальных праздников» (методические разработки и сценарии: Москва, 2008 г.
71. В.Бекетова «Композиторы – классики для детского хора» (выпуск 2): «Музыка», 2002 г.
72. Е. А. Гальцова «Детско-юношеский театр мюзикла»: «Учитель»,2009 г.
73. Г.Гладков «Обыкновенное чудо» (музыкальный сборник), М: Дрофа, 2010 г.
74. Г.Гладков «Проснись и пой!» ,М: Дрофа, 2008 г.
75. Н. Б. Гонтаренко «Сольное пение. Секреты вокального мастерства»:
«Музыка», 2006 г.
76. В. П. Кашалаба «Чудо из чудес» (нотный сборник): «Санкт-Петербург», 2011 г.
77. Королькова «Крохе - музыканту» (часть 1), Ростов- на - Дону: изд-во - «Феникс», 2007 г.
78. Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т. С. Шмагина «Музыка 1-4» (методическое пособие): Волгоград, 2009 г.
79. С. В. Крупа - Шушарина, И. А. Яворовская «Сборник песен для детей и юношества»: Ростов-на-Дону «Феникс», 2011 г.
80. А.Кудряшов «Песни для детей»: Ростов-на-Дону «Феникс», 2008 г.
81. Е. Крылатов «Всё сбывается на свете», М: Дрофа, 2006 г.
82. К. Линклэйтер «Освобождение голоса» ,М: « Музыка», 2012 г.
83. Т.С.Максимова «Музыка 3 класс» (поурочные планы по программе Д. Б. Кабалевского), Волгоград: «Учитель», 2008 г.
84. Н.В.Панова «Конспекты по элементарной теории музыки»: Москва, 2010 г.
85. Р. Паульс «Птичка на ветке» (песни для детей): Композитор «Санкт-Петербург», 2004 г.
86. И. Прохорова «Музыкальная литература зарубежных стран», М.: «Музыка», 2008 г.
87. Е.Н.Птичкин «Мы живём в гостях у лета», М.: Дрофа, 2007 г.
88. Л.В. Романова. «Школа эстрадного вокала», М.: « Музыка», 2012 г.
89. У.Сарджент «Джаз»,М.: « Музыка», 2012 г..
90. А. Суязова «Мир вокального искусства» (программа, разработки занятий, методические рекомендации), Волгоград: «Учитель», 2008 г.
91. И.Трифонова «Фонопедический метод развития голоса» (методическая разработка): «Санкт-Петербург», 2002 г.
92. В. Тур «Мюзиклы для детей»: издательство «Невская нота», 2016 г.
93. Д. Тухманов, Ю. Энтин «Весёлые нотки»: Челябинск, 2004 г.
94. О.Харламова, С. Самоленко «Живи, моя Россия!»: Тамбов, 2005 г.
95. Г. Г. Цыганова, И. С. Королькова «Юному музыканту - пианисту»:
Ростов-на-Дону «Феникс», 2012 г.
96. Тютюнникова Т.Э. «Уроки музыки» , система К. Орфа. М. 2001 г.
97. Франио Г., Лифиц И. «Методическое пособие по ритмике», М, 1987 г.
98. Аспелунд, Д. Л. Развитие певца и его голоса / Д. Л. Аспелунд. - М.-Л.: Музгиз, 1952 г.
99. Бойд, Д. Белые велосипеды. Как делали музыку в 60-е / Д. Бойд. - Екатеринбург: Гонзо, 2012 г.
100. Верменич, Ю. Т. Джаз. История. Стили. Мастера / Ю. Т. Верменич- Санкт-Петербург: Лань, 2010 г.
101. Вокальный букварь: учебное пособие / Е. М. Пекерская - М.: Музыка 1996 г.
102. Дейша-Сионицкая, М. А. Пение в ощущениях / М. А. Дейша-Сионицкая - М.: Музыкальный сектор, 1926 г.
103. Джазовый вокал. Практическое пособие для начинающих (+ CD ROM): учеб. пособие / А. В. Карягина - Санкт-Петербург: Планета музыки, 2011 г.
104. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. - М.: Музыка, 1986 г.
105. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В. В. Емельянов. – Санкт-Петербург: Лань, 1997 г.
106. Конен, В. Д. Пути американской музыки / В. Д. Конен. - М.: Советский композитор, 1978 г.
107. Коробка, В. И. Вокал в популярной музыке / В. И. Коробка. - М.: Рекорд, 1989 г.
108. Методика обучения сольному пению: Учебное пособие для студентов пед. институтов / А. Г. Менабени - М.: Просвещение, 1987 г.
109. Мошков, К. В. Блюз. Введение в историю / К. В. Мошков. - Санкт- Петербург: Лань, 2010 г.
110. Плужников, К. И. Механика пения. Принципы постановки голоса / К. И. Плужников - Санкт-Петербург: Композитор, 2004 г.
111. Пойте как звезды: учеб. пособие / C. Риггз - Санкт-Петербург: Питер 2007 г.
112. Распевки. Хрестоматия для вокалистов (+ CD): учеб. пособие / О. А. Сафронова - Санкт-Петербург: Лань, 2009 г.
113. Советы молодым педагогам-вокалистам: учеб. пособие / П. В. Голубев - М.: Музгиз, 1963 г.
114. Советы обучающемуся пению: учеб.пособие / И. П. Прянишников; под ред. И. Назаренко. - М.: Музгиз, 1958 г.
115. Цалер,И. В. 100 легенд рока / И. В. Цалер. - М.: Центрполиграф, 2014 г.
Для детей и родителей:
1. А.С. Адлер, В.Л. Соловьёва. «Нашим малышам», Москва: Просвещение 2000 г.
2. Г.Н. Абрамян «Солнечный круг», Москва: Музыка, 2008 г .
3. Г.В. Ивашева «Твой друг музыка», Санкт - Петербург: Просвещение, 2007 г.
4. И. В. Кошмина «Духовная музыка России и Запада», Т., 2008 г.
5. Р. Ж. Кузьгов «Основы эстрадного вокала», сборник упражнений.-
Павлодар, 2012 г.
6. Э.Г.Кузнецова « Игры, викторины, праздники», Москва: Просвещение, 2010 г.
7. Т.А. Москалёва «Музыка вокруг», Москва: Музыка, 2012 г.
8. Л.Б. Семена « Рождественские сюрпризы», Владимир: Просвещение, 2008 г
9. Е.В. Сокольский «Мой парус.- Иваново»: Просвещение, 2010 г.
10. Разрешите пригласить. Сборник популярных бальных танцев, выпуск шестой. М., 1981 г.
11. Ваганова А.Я. Основы классического танца. С.-Пб, 2002 г.
12. Детский фитнес. М., 2006 г.
13. Барышникова Т. Азбука хореографии. Москва, Рольф, 2001 г.
14. Беликова А.Н., Кветная О.В., Пуртова Т.В. Учите детей танцевать. Учебное пособие. – М.: Владос, 2003 г.
15. Люси Смит. Танцы. Начальный курс. – Москва, Астрель, 2001 г.
16. Шереметьевская Н. Танец на эстраде. – Москва, Искусство, 1985 г.
17. Комплекс коррекционно-музыкальных занятий «Дружная семейка» автор и составитель Полевая Н. В.и Пермякова Л.В. – 2010 г.
18. Игровая терапия: искусство отношений Лендрет Г.Л. – 1994 г.
19. Наигрыши на гармонике - хромке Черемисова П. В. составитель Лапин В.
20. «И в праздники и в будни» - народные песни и танцы в сопровождении баяна, аккордеона. Е. Левин – автор составитель.
21. Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению». – М. «Просвещение», 1987 г.
22. Садников В.И. «Орфоэпия в пении». – М. «Просвещение», 1958 г.
23. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». – М. 1968 г.
24. Луканин А., Перепелкина А. «Вокальные упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе» - М. 1964 г.
25. Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей» - М.-Л. 1967 г.
26. Струве Г.А. «Школьный хор» М. «Просвещение», 1981 г.
27. Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой» М. «Просвещение», 1991 г.
28. Далецкий О. Н. «Обучение эстрадных певцов», 2010 г.
29. Далецкий О. Н. «О пении», 2010 г.
30. Павлищева О.П. «Практическое овладение певческим дыханием», 2013 г.
31. Павлищева О.П. «Высокая позиция звука», 2013 г.
32. Усова И.М. «Старшая группа детского хора», 2000 г.
33. Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению», 2011 г.
34. Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006 г.
35. Аспелунд, Д. Л. Развитие певца и его голоса / Д. Л. Аспелунд. - М.-Л.: Музгиз, 1952 г.
36. Бойд, Д. Белые велосипеды. Как делали музыку в 60-е / Д. Бойд. - Екатеринбург: Гонзо, 2012г.
37. Верменич, Ю. Т. Джаз. История. Стили. Мастера / Ю. Т. Верменич- Санкт-Петербург: Лань, 2010 г.
38. Вокальный букварь: учебное пособие / Е. М. Пекерская - М.: Музыка 1996 г.
39. Дейша-Сионицкая, М. А. Пение в ощущениях / М. А. Дейша-Сионицкая
- М.: Музыкальный сектор, 1926 г.
40. Джазовый вокал. Практическое пособие для начинающих (+ CD ROM): учеб. пособие / А. В. Карягина - Санкт-Петербург: Планета музыки, 2011 г.
41. Мошков, К. В. Блюз. Введение в историю / К. В. Мошков. - Санкт- Петербург: Лань, 2010г.
42. Советы молодым педагогам-вокалистам: учеб. пособие / П. В. Голубев - М.: Музгиз, 1963г.
43. Советы обучающемуся пению: учеб.пособие / И. П. Прянишников; под ред. И. Назаренко. - М.: Музгиз, 1958г.
Раздел I .
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка ________________________________________6 стр.
1.2 Цель и задачи программы _____________________________________11 стр.
1.3 Планируемые результаты _____________________________________12 стр.
1.4 Сводный учебно – тематический план __________________________ 16 стр.
1.5 Учебно – тематический план обучения по программе
«Ритмика» _____________________________________________________17 стр.
Содержание программы первого года обучения _____________________ 18 стр.
1.6 Учебно – тематический план обучения по программе
«Инструментальное музицирование» ______________________________ 22 стр.
Содержание программы второго года обучения ____________________ 23 стр.
1.7 Учебно – тематический план обучения по программе
«Школьный хор» _______________________________________________29 стр.
Содержание программы третьего года обучения ____________________30 стр.
1.8 Учебно – тематический план обучения по программе
«Детская эстрадная песня» _______________________________________31 стр.
Содержание программы четвертого года обучения _________________ 33 стр.
Раздел II .
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы