Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 Условия реализации программы _______________________________ 37 стр. 2.2 Формы и методы контроля ____________________________________41 стр. 2.3 Оценочные материалы _______________________________________ 42 стр. 2.4 Методические материалы _____________________________________43 стр. 2.5 Список литературы и источников ______________________________46 стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ I . КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика» А. Шнабель. «Таланты есть всюду и всегда, где есть условия для их развития» В. А. Сухомлинский. «Творчество - норма детского развития. К любому ребенку нужно относиться с надеждой и ожиданием». Л. С. Выготский. В Концепции модернизации Российского Образования одной из первостепенных выдвинута задача достижения нового, современного качества образования, выражающегося в необходимости развития творческих и созидательных способностей личности. Соответственно, знания и умения являются не конечной целью обучения, а инструментом, средством, полем для творческой деятельности, для самореализации каждого человека.
Актуальность Работая в МКОУ «Далматовская начальная общеобразовательная школа» (далее МКОУ «ДНОШ») учителем музыки мне приходится много заниматься с детьми: готовиться к смотрам, конкурсам и фестивалям, организовывать различные тематические и музыкальные вечера, проводить школьные и календарные праздники. Проблема развития и воспитания детей в искусстве стоит сегодня очень остро, т.к. время предъявляет к детскому творчеству очень высокие требования. На уроке музыки, который проводится один раз в неделю, невозможно всё успеть. Учителю стало не до пения, не до музыкальной грамоты. Отсюда падает уровень исполнения и подготовки учащихся. Как запеть детям, если в наших школах один час музыки в неделю, а в Японии – 12 часов? Как замечал В.А.Сухомлинский, ученик без творческой фантазии, без музыки – это засушенный цветок. А сколько у нас таких «засушенных цветков», кто-нибудь их посчитал? До каких пор уроки по художественным предметам будут рассматриваться как второстепенные? Размышляя над этим вопросом, я пришла к выводу о необходимости создания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (далее программы) «Комплексное развитие музыкальных и творческих способностей младших школьников» через систему дополнительного образования. Актуальность заключается в оригинальном сочетании психологических, художественных, физических и социальных условий для развития творческой деятельности учащихся. Современные жизненные условия выдвигают свои требования: быть инициативными; нестандартно мыслящими; быть ориентированными на лучшие результаты. Оригинальность и новизна идеи программы заключается в комплексном подходе к развитию творческой личности ребенка, в использовании инновационных педагогических технологий, форм и методов, введении синтеза искусств: ритмопластики, музицирования, вокала, актерского мастерства, направленных на формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры. Уроки музыки и занятия по предметам дополнительного музыкального образования должны быть взаимосвязаны и подчинены одной цели. Для меня важно, чтобы личностный рост ребенка происходил через развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы средствами музыкального искусства. Путь такого развития я вижу только во включении детей в любую форму активной музыкальной деятельности. Направленность Программа имеет четкую художественно - эстетическую направленность, которая дает полное представление о хранении, отборе и систематизации ценностей музыкальной культуры. В ее основе систематизирован опыт создания детских творческих коллективов. В процессе многосторонней работы по обучению ритмике, игре на музыкальных инструментах, вокальному искусству, основам актерского мастерства и сценической речи, развитию творческой личности, способной адаптироваться в современных условиях, идет воспитание высоких эстетических критериев, необходимых для достижения гармоничного социального, интеллектуального и нравственного развития личности ребенка. Отличительные особенности Данная образовательная общеразвивающая программа была написана на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ; «Учите детей петь» М, «Просвещение» 1988 г.; программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Народное пение» И. А. Ильина; «Хоровое пение» Е.В. Жарова; «Сольное пение» Р.А. Жданова и другие. Все перечисленные программы имеют свою ценность: в одних предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, другие слишком углубленные и взаимодействуют с другими видами музыкального искусства. Содержание программ носит или краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением простейшими приёмами работы, или же более углубленное и расширенное изучение, применяемое только в детских музыкальных школа, школах искусств. В сборниках авторских программ для начальных общеобразовательных школ или учреждений дополнительного образования детей, подобные программы не встречались. Представленная программа «Комплексное развитие музыкальных и творческих способностей младших школьников» является авторской и подобных программ в системе дополнительного образования детей мне не известно. Так же представленная программа не имеет аналогов в системе дополнительного образования по уровням и способам освоения содержания образования. Интерес младших школьников к музыкально – творческой деятельности позволяет привлекать детей девиантного поведения, заполнить активным содержанием их свободное время, развивает творческие способности и самодисциплину, чувство коллективизма, ответственности, формирует гражданскую позицию и собственную значимость. Отличительная особенность данной образовательной программы заключается в том, что она ориентирована на формирование вокально - технических навыков, навыков сценического актёрского мастерства, обучение музыкальной грамоте, исполнительских навыков игры на музыкальных инструментах, готовит детей к самореализации в процессе жизнедеятельности. Доминирующей особенностью является равноправие всех участников учебно - воспитательного процесса, а также изменение роли педагога, который выступает не как «фильтр» пропускающий через себя информацию и выдающего истину в последней инстанции, а предстает в роли помощника или старшего, но более опытного товарища.
Структура образовательного процесса В качестве совершенствования организационно - педагогических условий в дополнительном образовании и музыкальном воспитании учащихся, я обратилась к модели музыкальной студии, основной отличительной характеристикой которой является дружеское неформальное общение, основанное на взаимном интересе в реализации творческих проектов. Уникальность программы в том, что она разработана в виде МОДУЛЕЙ по различным направлениям: 1. «Ритмика» 2. «Инструментальное музицирование» 3. «Школьный хор» 4. «Детская эстрадная песня», что позволяет каждому участнику музыкальной студии «ЮНИОР» включаться в творческий процесс постепенно, по мере его психологической готовности к восприятию того или иного вида деятельности. Каждый модуль программы «Комплексное развитие музыкальных и творческих способностей младших школьников» разработан в форме отдельной дополнительной общеобразовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС, где процесс обучения базируется на основных видах универсальных учебных действий. В структуру программ входят образовательные блоки: теория, практика. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей. Данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся. Репертуар подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, а также его вокальных данных.
Ценностные ориентиры Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. В результате у школьников формируются духовно - нравственные основания. Программа обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально - учебной, художественно - творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач. Адресат Программа «Комплексное развитие музыкальных и творческих способностей младших школьников» разработана для учащихся начальной школы и адресована детям 7 – 11 лет. Особенности этого возраста определяются тем, что детский организм еще окончательно не сформирован и находится в определенной стадии своего анатомо - физиологического развития. Для младшего домутационного возраста характерны легкость в голосе, высокое резонирование и головное звучание. Голосовые связки при пении колеблются только крайними частями, смыкание связок происходит не полностью, в результате чего остается щель между связками в момент образования звука. В голосе нет яркой динамики, и заставлять петь детей громче, как иногда бывает, нельзя. Диапазон этого возраста – «до» первой – «ре» второй октавы, звук неровный, гласные звучат пестро. Набор в музыкальную студию «ЮНИОР» производится на добровольной основе. Условиями отбора детей являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. Группы формируются в зависимости от набора данной параллели учащихся на общих основаниях и в соответствии с правилами приёма в МКОУ «ДНОШ». При комплектовании допускается совместная работа в одной группе учащихся без ограничения по возрастному признаку, учитывая начальную подготовку. С этой целью проводится анкетирование детей и предварительный контроль в форме собеседования. Состав группы постоянный, но в процессе занятий возможен естественный отбор детей, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных обстоятельств.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы