Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Русский изразец и лепка декоративных пластин
Декоративные пластины, созданные керамическим производством, ведут свое начало от русского изразца. Детям 6—7 лет можно рассказать о том, что в старину изразцами украшали печи в комнатах и стены домов. Изразцы делали из глины, окрашивали ангобами и глазурью, они ярко блестели на солнце, отчего все становилось нарядным, праздничным. В настоящее время изразцы не делают, но изготавливают красивую керамическую плитку. Детям можно показать набор слайдов, на которых изображены старинные печи, красиво выложенные изразцами. Особо следует выделить их декоративность. Воспитатель отмечает красоту сочетания в орнаментах листьев, цветов, плодов и птиц. Для показа хороши удивительные по красоте изразцы XVII— XVIII вв., с лепным орнаментом и расписные без лепнины. Таким образом, дети узнают разную технику выполнения изразцов. Следующее занятие — рассматривание современных декоративных пластин. Удобнее всего рассматривать пластину, когда она нашла свое место на стене. Двух-трех пластин вполне достаточно, чтобы провести беседу. Заведующий детским садом вносит пластины в группу и говорит, что их можно повесить на стену для украшения комнаты. Детям напоминают, что в прошлом году они уже рассматривали пластины, только с другим рисунком. Дети сами рассказывают о том, что они видят, а воспитатель дополняет их рассказ. Все вместе вспоминают, как можно сделать эти пластины из глины, и договариваются о проведении лепки на следующем занятии. Воспитатель напоминает, что пластинка может быть с изображением одного предмета, с орнаментом или небольшим сюжетом, т.е. дети получают задание придумать пластинку с интересным украшением. На занятии декоративным рисованием дети по заданию воспитателя создают предварительный эскиз пластинки. Так как ребенок 6 лет может более тщательно работать над глиняным изделием, это задание можно разделить на два занятия. На первом — дети изготавливают пластину, а на втором — работают над рельефом и росписью. За день до лепки дети вместе с воспитателем готовят глину и ангоб. Размоченную, мягкую глину тщательно перебирают руками, очищая ее от примесей и делая более эластичной. Затем делают ангоб, разводя водой глину в стеклянных банках и размешивая ее палочками до густоты сметаны. Подготовленная глина складывается в полиэтиленовые мешочки или бак, а банки с ангобом плотно закрываются крышками. На другой день дети приступают к работе над пластинками. На первом занятии воспитатель предлагает вспомнить, что они говорили о пластинках, просит еще раз посмотреть на свои эскизы и объясняет, что по форме и размеру пластина должна соответствовать эскизу, и говорит, что на данном занятии они выполнят лишь часть работы: делают пластинку, а рисунок на ней и рельеф будут выполнять в следующий раз. Далее воспитатель берет ком глины, кладет его на доску и ладонью или кулаком ударяет по глине так, чтобы получился пласт толщиной в 1—1,5 см (ударять по глине рекомендуется не только для придания формы, но и для того, чтобы из нее вышел воздух, так как в противном случае во время обжига пластина будет раскалываться). Затем воспитатель выравнивает пластину стекой. После этого дети начинают изготавливать свои пластинки, сравнивая их с предварительными эскизами. Выполненные пластинки помещают в полиэтиленовые мешочки, чтобы они не высохли до следующего занятия. На втором занятии перед каждым ребенком на столе лежат эскиз и пластинка. Воспитатель показывает, как нужно аккуратно нарисовать узор на пластинке палочкой, сравнивает получившийся узор со своим рисунком на бумаге и объясняет, как работать с рельефом. Для этого берет кусок глины и в зависимости от рисунка придает ему нужную форму. Например, если узор состоит из цветов и листьев, то выполняется форма листа или лепестка цветка, затем вылепленная форма накладывается на рисунок пластинки. Воспитатель показывает, как можно примазать края рельефа к пластинке пальцами или стекой, учит детей пользоваться эскизом, неоднократно обращается к нему, сравнивая с тем, что получилось на пластине (рис. 10). Если дети затрудняются в выполнении рельефа, воспитатель показывает им способы лепки (индивидуально).
Рис. 10. Лепка пластины путем наложения формы на основу
Создать рельеф на пластине можно и другим способом: на гладкую поверхность наносится узор, а лишняя глина вокруг него осторожно удаляется стекой, как бы выскабливается. В результате фон опускается, а рельеф остается приподнятым над плоскостью. Такой рельеф более прочно держится на пластине, но для детей 6—7 лет этот способ еще сложен, особенно если узор состоит из мелких элементов. Обработка рельефа подобной техникой требует точных движений стекой. Обычно дети снимают глины больше, чем нужно, из-за чего пластины получаются тонкими, рисунок узора сбивается и требует исправлений, а фон приходится дополнительно обрабатывать, заглаживать пальцем или стекой. Но, несмотря на трудности, этот способ можно показать детям, когда изображение на пластине состоит из крупных элементов, а фон составляет меньшую часть (например, если пластина квадратная и на ней большой декоративный цветок, или пластина прямоугольной формы и на ней изображен крупный предмет: гриб мухомор, бабочка, цыпленок и т.п.). Этим же приемом может пользоваться воспитатель, когда делает декоративные пластины для оформления группы (рис. 11).
Рис. 11. Лепка пластины путём выбирания глины с основной формы.
Не менее интересной частью работы является окраска изделия ангобом. Мягкими кисточками разной толщины дети наносят густые пятна ангоба на пластину, которая еще не просохла. Для того чтобы краситель лег ровно, кисть с ангобом прижимают к поверхности изделия и тут же поднимают. Процесс повторяют несколько раз до тех пор, пока ангоб не заполнит всю закрашиваемую поверхность. В конце занятия пластины кладут на общий стол, и дети с воспитателем рассматривают их. На углы каждой пластины надо положить по комочку глины, чтобы, высыхая, пластины оставались ровными. Воспитатель предлагает сделать это дежурным. Занятия декоративной лепкой могут проходить по замыслу и по представлению детей. Задания для них подбирают по декоративной направленности (например, сюжет «Сказочная птица», при изображении которого дети проявляют свое умение решать форму необычно и сказочно, украшать ее рельефом или росписью). Как правило, дети заимствуют способы лепки и оформления у народной игрушки, но в то же время дополняют их собственной выдумкой. Можно предложить им вылепить Василису Прекрасную, где украшается рельефом и росписью сарафан, рукава, головной убор. Интересна лепка на тему сказки А. Ершова «Конек-Горбунок». По этой сказке хорошо вылепить Жар-птицу, Рыбу-кит. Занятия декоративной лепкой учат детей вносить декоративность в любую свою работу. Так, во время лепки девочки можно украсить ее платье, красиво расположить волосы, а в руки фигурке дать корзину, цветок или зонтик. При изображении зверей, птиц, рыб дети также могут использовать опыт, полученный на занятиях по декоративной лепке. Это проявляется в общем подходе к изображению и к оформлению своей поделки. Если ребенок лепит животных по памяти, он исходит из того, что видел в действительности, но мелкие детали, отдельные части и фактуру он может расположить в определенном ритме, т.е. учитывая наблюдения предметов народного творчества и занятия по декоративной лепке. Так, познакомившись с богородской игрушкой, ребенок перенесет свои знания об оформлении поверхности игрушки на другие предметы. В результате этого изделия детей приобретают законченный вид и некоторую условность. Не менее интересным занятием может быть изготовление бус, подвесок и брошей для кукол и взрослым в качестве подарка к праздникам. Эти занятия проводятся по замыслу детей, причем если с ними ведется систематическая работа по декоративной лепке, они с успехом выполняют подобное задание. Желательно сначала показать украшения из керамики. Среди них можно найти много таких, которые по форме и декору будут вполне доступны для выполнения детьми. Лучше всего подобрать круглые и фигурные бусы, подвески с налепами и расписные, а броши — круглые, овальные и прямоугольные. Эти украшения вынимают из красивой шкатулки, раскладывают на столе, и дети вместе с воспитателем думают о том, как их вылепить. Занятия можно провести по-другому. Воспитатель говорит, что скоро 8 Марта — женский праздник и дети могут приготовить подарки мамам, бабушкам и сотрудникам детского сада. Дети лепят украшения теми способами, которые они усвоили на занятиях по декоративной лепке. Предварительно они рисуют эскизы будущих украшений, а затем думают над тем, какими деталями (цветок, лепесток и т.п.) можно украсить, например, брошь. При помощи стеки они придают форму куску глины, обрабатывают ее, лепят и прикрепляют к ней украшения. Брошь можно расписать ангобом. С обратной стороны броши делают углубление для булавки. В бусах или подвесках делают отверстия для шнурка. После соответствующей обработки (сушки, обжига, росписи) каждый берет свою работу, продергивает шнурок или вместе с воспитателем приклеивает булавку. Затем все изделия складывают в шкатулку и оставляют до торжественного дня.
Примерное перспективное планирование занятий По декоративной лепке Квартал Лепка с натуры (2 занятия): «Горшочек», «Конь с наездником» (по дымковской игрушке) или «Мужичок поит коня» (по каргопольской игрушке). Лепка по представлению (2 занятия): «Солонка», «Подставка для кисточки» или «Конь-огонь». Квартал Лепка с натуры (2 занятия): «Чайник», или «Молочник», или «Квасник» (по скопинской, гжельской посуде); «Дымковская кукла «Птичница». Лепка по представлению (3 занятия): «Декоративная пластина»; «Василиса Прекрасная»; «Посуда для кукол» или «Кулон, брошь» (в подарок маме к дню 8 Марта). Квартал Лепка с натуры (1 занятие): «Старичок с лукошком» (по каргопольской игрушке). Лепка по представлению (2 занятия): «Декоративные птицы» (по тверской игрушке), «Мишка» (по богородской игрушке).
Примерные занятия по декоративной лепке Горшочек Программное содержание. Учить лепить горшочек, передавая его характерную форму и строение. Уметь пользоваться стекой-петлей, тщательно заглаживать поверхность мокрой тряпкой и расписывать изделие ангобом (или гуашью после обжига). В процессе лепки сравнивать свою работу с натурой, стараться передавать пластику формы. Материалы и оборудование. Глина, ангоб, станки, стеки, кисти, мокрые тряпочки, горшочек. Предварительная работа. Показать тверскую игрушку, рассказать об особенностях ее оформления. Методические приемы. Рассмотреть горшочек. Уточнить форму: верхняя часть — округлая, нижняя — удлиненная. Обратить внимание на то, как вылеплено горлышко и как расположены элементы росписи. Сказать, что полосы, листья и цветы располагаются ритмично. Спросить, как лепить горшочек. Вопросами подвести детей к тому, что сначала нужно вылепить круглую форму, оттянуть нижнюю часть, взять стеку-петлю (или стеку-ланцет) и выбрать глину так, чтобы получилась полая форма. Подсказать, как можно аккуратно и красиво заделать горловину сосуда. Для этого берут глиняный валик и укрепляют его по краю отверстия. Напомнить, что, прежде чем переходить к росписи, надо сделать поверхность изделия гладкой.
Конь с наездником (по дымковской игрушке) Программное содержание. Лепить народную игрушку, пользуясь натурой, передавать ее выразительные особенности: у коня удлиненное туловище, высокая шея с маленькой головкой, грива (из скрученного валика), высокие ноги и хвост. Учить лепить фигурку наездника. Самостоятельно отбирать способы лепки. Материалы и оборудование. Глина, станки, стеки, мокрые тряпочки, глиняная игрушка «Конь с наездником». Предварительная работа. Рассматривание дымковских игрушек. Игра в магазин народной игрушки. Методические приемы. Рассмотреть игрушку, отметить ее детали, предложить обдумать способы лепки и приступить к работе. В процессе работы дети могут подходить к натуре и рассматривать ее со всех сторон.
Мужичок поит коня (по каргопольской игрушке) Программное содержание. Лепить, пользуясь натурой. Передавать выразительные особенности игрушки: туловище коня удлиненной формы, плавно изогнутая шея, голова опущена, ноги короткие; у старичка вытянуты вперед руки, бородка клинышком. Учить детей устанавливать фигурки на подставку, применять знакомые способы лепки. Материалы и оборудование. Глина, станки, стеки, мокрые тряпочки, каргопольская игрушка. Предварительная работа. Беседа о каргопольской игрушке. Методические приемы. Рассмотреть игрушку. Предложить отметить ее выразительные особенности и подумать о возможных способах изображения. Сказать, что сначала лучше вылепить подставку, а потом остальные предметы. Напомнить, что гриву коня лепят, оттягивая глину от общего объема шеи.
Солонка Программное содержание. Учить на основе полученных знаний самостоятельно придумывать форму солонки, лепить и декоративно решать ее (солонка может быть в виде маленькой мисочки с крышкой, в форме цветка с поднятыми лепестками-ручками, солонку можно расписать ангобом и украсить налепами). Материалы и оборудование. Глина, ангоб, станки, стеки, кисти, мокрые тряпочки. Предварительная работа. Показать различные варианты декоративной посуды. Методические приемы. Предложить детям вспомнить и рассказать, какая солонка у них дома и какие солонки они видели. Сказать, что каждый должен придумать и вылепить красивую солонку, самостоятельно найти способы лепки и приемы украшения солонки.
Подставка для кисточек Программное содержание. Учить самостоятельно придумывать форму подставки для кисточек так, чтобы ею было удобно пользоваться. Придумать узор и украсить им подставку. Материалы и оборудование. Глина, ангоб, станки, стеки, кисти, мокрые тряпочки. Предварительная работа. Беседа о гжельской посуде. Методические приемы. Напомнить, что подставка должна быть устойчивой, тогда ею будет удобно пользоваться. Предложить украсить подставку налепами и расписать ангобом. Дети работают самостоятельно. Воспитатель помогает тем, кто затрудняется, напоминает (индивидуально), с чего начать лепку.
Конь-огонь Программное содержание. Учить, пользуясь знакомыми способами лепки, создавать образ по представлению и передавать его выразительные особенности (форму, пропорции, динамику). Материалы и оборудование. Глина, станки, стеки, мокрые тряпочки. Предварительная работа. Показать различные народные игрушки, предложить составить о них рассказ. Методические приемы. Предложить подумать, каким и в каком положении может быть Конь-огонь (в спокойном, во время бега, скачек и т.д.). Напомнить, что в зависимости от положения всей фигурки надо лепить голову, гриву и хвост. Все фигурки обжигаются в муфельной печи и по желанию детей расписываются.
Чайник (по гжельской посуде) Программное содержание. Учить лепить чайник (дисковидный), передавая его характерную форму и лепные детали, красиво и пластично выполнить носик, ручку, крышку. Аккуратно примазывать части, готовить изделие для росписи. (Роспись предполагается провести после обжига на занятии декоративным рисованием.) Материалы и оборудование. Глина, станки, стеки разной формы, мокрые тряпочки, чайник. Предварительная работа. Беседа о посуде гжельского производства. Методические приемы. Рассмотреть чайник, полюбоваться его формой, лепными деталями и росписью. Отметить, как красиво изогнут носик, как выгнута ручка, какой удивительный цветок на крышке чайника. Сказать, что форма у чайника — дисковид-ная. Спросить, как нужно лепить диск. Предложить внимательно рассмотреть чайник, подумать над способами лепки и приступить к работе. Сказать, что все работы будут обожжены и расписаны.
Молочник (по гжельской посуде) Программное содержание. Учить лепить молочник, передавая его характерные особенности: дисковидную форму, узкое горлышко, широкий, плавно изогнутый носик, с лепным украшением ручку и маленькие ножки. Самостоятельно находить способы лепки и сравнивать свою работу с натурой. Материалы и оборудование. Глина, станки, стеки, мокрые тряпочки, дисковидный молочник. Предварительная работа. Беседа о посуде гжельского производства. Методические приемы. Рассмотреть молочник и отметить его форму и роспись. Попросить рассказать, какими способами можно вылепить молочник. Объяснить, почему молочник называется дисковидным. Сказать, что все изделия будут обожжены в печи и расписаны на занятии декоративным рисованием. Предложить еще раз внимательно рассмотреть молочник. Обратить внимание на все его выразительные стороны и приступить к работе.
Квасник (по скопинской посуде) Программное содержание. Учить, пользуясь натурой, лепить декоративный сосуд — квасник. Уметь анализировать форму, вычленять ее основные части и детали. Самостоятельно отбирать способы изображения, передавая выразительные стороны предмета. Материалы и оборудование. Глина, станки, стеки, мокрые тряпочки, квасник. Предварительная работа. Беседа о скопинской посуде. Методические приемы. Рассмотреть квасник. Обратить внимание на его изобразительные особенности: форма в виде кольца, высокое горлышко с крышкой, красиво изогнутые ручка и носик, налепы в виде птиц и шариков. Предложить обдумать способы лепки и приступить к изображению.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 996; Нарушение авторского права страницы