Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Беседы о народной игрушке и ее лепка



В подготовительной группе, так же как и в старшей, народ­ная игрушка может быть представлена прежде всего дымковской игрушкой. Внимание детей направляется на пластику формы, плавность перехода одной формы в другую и на то, как своеоб­разно украшены фигуры налетами и росписью. Более тщатель­но дети рассматривают оборки у кукол, прически и головные уборы, думают над тем, как сделан хвост у петушка, грива и хвост у коня.

 Для того чтобы дети ярче восприняли игрушки, лучше за­помнили их выразительные особенности, можно сделать краси­вую выставку и сказать, что мастера из города Кирова прислали в подарок игрушки и просят ребят сочинить про каждую игруш­ку интересный рассказ. Способы преподнесения игрушек могут быть самыми разнообразными, и воспитатель, хорошо зная де­тей группы, должен творчески подойти к проведению такого занятия. Поощряя их к рассказам об игрушках, воспитатель мо­жет быть первым рассказчиком, т.е. он дает образец рассказа. Потом рассказывают дети, желательно записать их рассказы.

Для подобного занятия хорошо подобрать однофигурные иг­рушки и композиции из 2—3 предметов (например, «Емеля на печи», «Курица с цыплятами»). Но если таких игрушек в дет­ском саду не окажется, то в дополнение к выставке можно ис­пользовать иллюстрации из книг или открытки с изображением этих игрушек. Во второй половине дня хорошо рассмотреть слайды, и дети опять смогут выступать в роли рассказчиков.

Процесс лепки фигурки детьми 6—7 лет такой же, как и у дым­ковских мастериц, т.е. из лентообразной формы — пластины — лепят юбку в виде полого колокола, а верхнюю часть куклы (голо­ву, шею и кофту) — из одного куска глины. Руки и детали изобра­жают отдельно и прикрепляют к поверхности фигуры. Такую по­лую игрушку легче делать, она быстрее сохнет, а во время роспи­си ее удобно держать в руках. Детям нравится, что они лепят так же, как народные мастера. Они стараются сделать свою работу похожей на те образцы, которые им показывают. Когда работа обожжена или хорошо высушена, ее грунтуют эмульсионными белилами или белой гуашью с добавлением казеинового клея, чтобы белила в дальнейшем не осыпались (рис. 9).

Рис. 9. Проработка деталей после лепки основной формы

 

Следующий этап — роспись куклы. Расписывать можно не­посредственно по образцу тех кукол, которые есть в детском саду, или можно предложить окрасить фигурку по собственно­му замыслу. Лепка дымковской игрушки проводится с натуры, после ана­лиза формы, пропорций и дета­лей. Рассматривая игрушку, вос­питатель направляет внимание детей на раскрытие содержания образа, его выразительность. На­пример, предлагая вылепить кук­лу-водоноску, надо рассказать, что изображает фигурка, спросить детей, все ли видели, как носят воду на коромыслах. Обратить внимание на красоту и стройность всей фигурки, рассмотреть поло­жение рук, детали одежды, забав­но раскачивающиеся ведра на коромысле.

Анализ игрушки может быть проведен за несколько дней до занятия и в его начале. На занятии  натура (дымковская кукла) ставится перед каждым рядом столов на уровне глаз детей и время от времени поворачивается так, чтобы они могли вос­принимать ее со всех сторон. Каждый раз, показав другую сто­рону игрушки, воспитатель возвращает ее в прежнее положение и дети продолжают работу.

В качестве натуры всегда используются дымковские игруш­ки, т.е. подлинные произведения народных умельцев. Фигурки, созданные воспитателем или детьми, ни для анализа, ни в ка­честве натуры применять нельзя, так как подобные изделия яв­ляются лишь копией с произведений народных художников. Дети будут повторять ошибки и неточности, которые, как правило, имеют место в подобных изображениях. Самодельные фигурки можно предлагать для игр, так как дети всегда любят свои изде­лия и с удовольствием играют с ними.

Все дымковские игрушки однообразны по способу изобра­жения. Так, козлы, кони, бараны, олени, медведи изображают­ся одним способом: туловище и ноги лепятся из одного куска. Однотипно изображаются птицы. Поэтому показ приемов леп­ки демонстрируется лишь тогда, когда дети впервые лепят иг­рушку. Достаточно показать детям, как лепить козла, и затем объяснить им, что конь, медведь, барашек выполняются тем же способом. Однако частое использование однотипной народной игрушки может привести к тому, что и работы детей будут од­нотипны по форме и способу лепки. Например, после того как дети вылепили петуха по народной игрушке, все прочие птицы могут быть сделаны по этому же принципу. И если предложить детям вылепить сказочную птицу и не подкрепить их опыт зна­нием других объектов, не относящихся к дымковской игрушке, дети опять будут лепить петуха. Это говорит о том, что, знакомя детей с народной игрушкой, следует подбирать ее так, чтобы изображение, например птиц, было по возможности в несколь­ких вариантах: петухи с разными хвостами, индюки большие и маленькие, куры, утки. Подобный подбор предметов даст воз­можность показать детям многообразие форм, пропорций, рос­писей и способов лепки. Кроме того, использование народной игрушки возможно лишь на основе подкрепления опыта детей игрушками и скульптурой малой формы, не относящимися к народным промыслам, иллюстрациями из книг, картинками, а также наблюдением живых объектов.

  Знакомство детей с каргопольской игрушкой можно провести в тех же формах, что и в старшей группе, или объединить с музыкальными занятиями (как тематическое занятие по народ­ной игрушке), или организовать вечер развлечений. Каргопольская игрушка скромна по росписи, а музыкальное и литератур­ное сопровождение поможет ее воспринять более ярко. К по­добным вечерам воспитатели разучивают с детьми стихи, потешки, рассказы об игрушках. Соответствующим образом украшают зал. На центральной его стене укрепляют панно с изображением глиняных коньков, козлов и уточек. Рядом на столах помещают­ся народные игрушки. Для того чтобы создать впечатление лес­ного края, откуда «пришли» игрушки, в простенках между ок­нами вывешиваются нарисованные елки, березки, а под ними разные грибы.

В оформлении зала, в подготовке элементов костюмов при­нимают участие и сами дети. Они расписывают орнаментом не­большие полосы бумаги, которые прикрепляются к платьям и рубашкам. Красят картонные елки, грибы. Такое сотворчество взрослых и детей ведет к тому, что все увлекаются подготовкой к развлечению. Дети выполняют задание, ждут с нетерпением начала развлечения как большого события и запоминают его надолго.

Вечер начинается с того, что дети входят в зал под спокой­ную народную музыку, рассматривают выставку игрушек, где экскурсоводом может быть ребенок школьного возраста или сам воспитатель. Все садятся на стулья, а экскурсовод рассказывает о мастерах каргопольской игрушки. Детям говорят о том, что Архангельская область знаменита не только лепкой игрушек, но и тем, что там сочиняют песни, потешки, загадки. Следуя  сценарию, дети читают стихи, отгадывают загадки, водят хоро­воды и поют песни. В концерте принимают участие и взрослые. Воспитатель может прочитать сказку, а музыкальный руководи­тель — спеть народную песню. Заканчивается вечер общим хо­роводом или подвижной игрой, после чего все, взявшись за руки, выходят из зала.

Выставка игрушки переносится в групповую комнату, чтобы дети могли внимательно ее рассмотреть.

По прошествии некоторого времени для подкрепления зна­ний о каргопольской игрушке можно показать слайды, а дети самостоятельно расскажут об игрушках. На отдельных игрушках хорошо остановиться более подробно: уточнить их содержание, выделить выразительные стороны. Например, детям будет инте­ресно узнать, что изображает фигура «Сеятель». Сеятель идет по полю и одной рукой держит лукошко, а другой разбрасывает зерна ржи. Нужно обязательно объяснить, что так сеяли зерно очень давно, когда не было еще специальных машин сеялок.  Теперь такие машины быстро засевают огромные поля, а иг­рушка лишь напоминает людям о том, как это было раньше.

После подготовительной работы можно предложить лепку каргопольской игрушки. Это может быть лепка по представле­нию или с натуры. Лепка по представлению по мотивам народ­ного творчества дает возможность творческих проявлений детей. Нужно вспомнить игрушки, мысленно выбрать объект для изоб­ражения, отобрать способы лепки и вести работу так, чтобы она была в стиле каргопольской игрушки. Лепка по непосред­ственному восприятию требует более точного отношения к форме, пропорциям и способам изображения.

В начале занятия воспитатель ставит игрушки перед каждым рядом столов на подставку с поворотным кругом. Игрушки мо­гут быть разные, но одного уровня сложности изображения. Воспитатель, поворачивая круг, показывает игрушку со всех сторон и вместе с детьми выясняет ее особенности. Далее он говорит, что каждый может, если ему необходимо, подойти и рассмотреть изделие поближе. Путем вопросов воспитатель уточняет способы изображения предметов, и дети начинают работу.

Показывать способы изображения не следует, так как у де­тей уже есть определенный объем знаний и умений. Важно, что­бы они сами, глядя на игрушку, нашли нужный способ лепки. Воспитатель следит за ходом работы и помогает тем, кому она трудно дается.

Для лепки детям лучше всего предложить композиции: «Ста­рик поит коня», «Мужик-сеятель», «Танцующие пары». Ребе­нок 6—7 лет более осознанно относится к изображению формы и характера действия, а поэтому внимание каждого направля­ется на характерные особенности фигурок. Если дети получили соответствующую подготовку, то все они справятся с заданием.

Выполненные игрушки хорошо отглаживаются влажной тря­почкой, высушиваются, обжигаются в муфельной печи и рас­крашиваются гуашью в свободное от занятий время. Затем уст­раивается магазин игрушек, выставка детских работ для роди­телей.

В том случае, если в дошкольном учреждении нет Каргопольской игрушки, можно обратиться к филимоновской, которая своей яркостью всегда доставляет детям радость.

Трудно рекомендовать перечень игрушек, так как любая из них может быть использована в работе с детьми подготовитель­ной группы. Мы уже говорили о том, что эта игрушка по сравнению с другими, пожалуй, самая условная как по форме, так и по росписи. И прежде чем предлагать ее детям, воспитателю нужно подумать, как выделить особенности каждой игрушки. Так, рассматривая фигурку «Лиса с петухом», нужно отметить длинную, пластичную шею лисы с маленькой головкой, вытя­нутой мордой и острыми ушами. Окрашена лиса по-филимоновски яркими полосами. Основной цвет окраски — оранжевый. В передних лапах она держит зеленого петуха. Все это восприни­мается как образы из русской сказки «Кот, петух и лиса».

Очень забавны игрушки «Кошка с котенком», «Кот с гармо­нью», «Конь с двумя наездниками» и «Чудо-олень с ветвисты­ми рогами». Перед собой олень держит петуха, на спине у него курица, а на хвосте цыпленок. Удивительная фантазия мастера захватывает дошкольника, он увлеченно рассматривает игруш­ку. Любопытна и «Дама под зонтиком». Зонтик сделан из рас­плющенного куска глины и мягкой проволоки, а укреплен он на подставке, которую дама держит в руке.

Каждую игрушку нужно рассматривать отдельно. Так, «Конь с двумя наездниками» требует особого внимания. Тут нужно рассмотреть коня, наездников, собачку в руках у одной из фигурок, птицу и зонтик у другой. Конь расписан красными поло­сами по желтому фону, а фигурки — одна в красном, а другая в зеленом наряде. У фигурок маленькие головки с удивительны­ми головными уборами.

Среди филимоновской игрушки много и однофигурных скульптурок. В них также подмечаются характерные особенности: ко­роткие, толстые ноги, длинные, вытянутые шеи и маленькие головы у животных.

Первое знакомство с игрушкой можно провести в виде на­стольного театра, так как филимоновская игрушка по своей фантастичности и сказочности очень подходит для этого.   Нужно подготовить красиво расписанную, в стиле филимоновской рос­писи, сцену со шторой или створками, которая ставится на стол. Игрушки лежат в коробке, и дети их не видят. Воспитатель го­ворит, что из деревни Филимоново к ним приехали артисты и очень хотят с ними познакомиться. Штора отодвигается, около елочки стоит фигурка лисы. Детям предлагают придумать о ней рассказ. Воспитатель дополняет рассказ сведениями о мастерах, которые делают игрушки. Все вместе вспоминают сказку «Кот, петух и лиса». Штора задвигается, готовится новая игрушка. Для каждой игрушки свои декорации. Например, «Кошка с котен­ком» — около сказочного домика, а «Конь с наездниками» — на фоне деревенской улицы. Мелкие игрушки: коровы, бараны, петушки и куры — объединяются на одной сцене. Воспитатель руководит рассказами детей и направляет их внимание на осо­бый характер игрушек.

Преподнесенные таким интересным образом филимоновские игрушки будят фантазию детей и развивают их воображение. Они по-новому подходят к созданию игрушек; такая деталь, как зонтик, в руках одной из фигурок, дает возможность ребенку использо­вать этот прием во время лепки других фигурок. Филимоновская игрушка помогает ребенку понять, что можно очень простым способом вылепить много забавных предметов.

Воспитатель предлагает детям, взяв за основу филимоновскую игрушку, вылепить для театра такие же красивые, забав­ные игрушки. Каждый должен выбрать предмет для изображе­ния, вылепить его и расписать. Занятие начинается с того, что с детьми вновь рассматривают игрушки, останавливаясь лишь на их характерных особенностях и способах лепки.

Лепка по представлению в данном случае не проводится, так как в силу своей условности филимоновская игрушка трудна для этого вида работы. После того как игрушки выполнены и пройдут необходимую обработку (обжиг, роспись), они могут занять свое место на сцене настольного театра и на выставках детских работ.

С тверской игрушкой детей знакомят начиная со средней группы. В подготовительной группе к известному уже ассортименту иг­рушек добавляют петушка и кур.

Если присмотреться к птицам, можно увидеть, что каждая из них имеет свое оформление и особый характер. Петушок и куры стоят на подставках, гуси, лебеди и утки — без подста­вок, у гусей — красные лапы, а у лебедей и уток лапок не видно. У петуха большой красный гребешок. У кур гребешки маленькие, но сделаны очень забавно, в виде чепчиков, что делает их очень важными и смешными. У гусей, уток и лебедей хохолки разного цвета: желтые, красные, голубые. Крылья почти у всех птиц в налепах, ярко расписаны эмалью. Ритмично укра­шены спины и хвосты птиц. Ребенок 6 лет может понять характер действия каждой птицы: петушок вытянул шею и поднял голову -— он поет; уточка с гордо поднятой головой спокойно плывет со своим семейством; лебедь с желтыми и голубыми налепами на спине круто повернул шею и смотрит, нет ли какой опасности; курочка в чепчике важно стоит среди всех птиц и очень довольна собою; другая курица вытянула шейку и смотрит, как поет пе­тух; гусь вытянул шею и смотрит на солнышко.

Образное описание каждой игрушки могут сделать сами дети под руководством воспитателя. Основная задача состоит в том, чтобы научить детей видеть и подмечать эти выразительные особенности. В заключение беседы воспитатель говорит, что таких птиц можно вылепить и так же красиво украсить налепами и расписать. Птицы остаются в группе, и дети могут любоваться ими.

Тверскую игрушку лучше всего лепить из красной глины, чтобы работы детей были похожи на те, которые они рассмат­ривали, да и роспись на фоне красной обожженной глины бу­дет ярче и эффектнее выглядеть. Перед занятием игрушки уста­навливаются на подставки. Лепка начинается с вытягивания формы из овоида.

Украшения ребята могут делать по собственному замыслу, но в основу нужно брать принцип данной игрушки, т.е. налепы. Во время работы воспитатель не мешает детям проявлять свое творчество, однако внимательно следит за тем, чтобы форма была хорошо отглажена мокрой тряпкой, а налепы прочно при­креплены к поверхности изделия, что достигается примазыванием их к основе стекой или пальцем. Роспись птиц проводится гуашью после обжига.

Знакомство детей с богородской игрушкой начинается с того, что воспитатель рассказывает об этом промысле и демонстри­рует игрушки. Детей можно спросить, не помнят ли они, как называются эти игрушки и где их делают. Ответы уточняются, и воспитатель добавляет, что мастеров, которые делают такие иг­рушки, называют резчиками по дереву. В их руках липовые бру­ски превращаются в чудесные игрушки. Сначала бруски обруба­ют, потом ножом и стамесками дорабатывают форму. Детям можно показать иллюстрацию с постепенным выполнением фигурки и отметить, что процесс изготовления игрушки очень трудный, а поэтому с ними нужно обращаться бережно. После беседы де­тям дают игрушки, и они играют с ними. Для второй беседы можно отобрать игрушки на темы русских народных сказок, например «Баба Яга около избушки», «Му­жик и медведь», фигурки из сказки «Вершки и корешки» и др. Воспитатель читает отрывок из сказки, а дети должны выбрать соответствующую игрушку и продолжить сказку.

Другим вариантом может быть занятие, проведенное с ис­пользованием слайдов и видеофильмов. Детям показывают диа­позитивы, и они называют сказку и рассказывают об игрушках. Одновременно воспитатель вопросами направляет их рассказ на выделение выразительных сторон игрушек: особенности фор­мы, положения, расположения фигурок, строения орнамента. На занятиях дети учатся связывать изобразительное творчество народных мастеров с устным народным творчеством, которое помогает понять глубину образа игрушки и ее композиционные особенности.

Третье занятие посвящается игрушкам на общественные и бытовые темы: «Медведь-футболист»; «Медведь и заяц идут в школу»; «Медведь едет на самокате»; «С добрым утром» и др., которые имеются в детском саду.

Занятие начинается с того, что детям предлагают посмот­реть на игрушку и придумать маленький рассказ. Воспитатель может записать его. Подобные занятия развивают фантазию детей, творческую активность и наблюдательность, так как, для того чтобы придумать рассказ, нужно точно определить харак­тер действия, понять юмористическую сторону игрушки. Например, в игрушке «Медведь-дискобол» много забавного — медведь сто­ит на правой ноге, а левая нога приподнята. Передними лапами он держит диск. Морда медведя выражает напряжение. Но вот под действием специального приспособления фигурка резко поворачивается, диск летит в сторону. Медведь уже твердо сто­ит на двух лапах. На морде медведя — удовольствие. В игрушке «Медведь под душем» также много юмора. Мишка стоит под душем, вся его фигура вытянулась, он поднял голову, прижал к затылку уши,— он весь в ожидании предстоящего удовольствия. Под планкой, на которой установлена фигурка, раскачивают груз, и медведь постепенно оживает, он беспорядочно двигает лапа­ми, и чем сильнее раскачивается груз, тем характернее и забав­нее движения медведя.

В таком плане можно разобрать каждую фигурку, но для это­го воспитатель должен сам хорошо понять смысл каждой иг­рушки, уяснить для себя ее внешние выразительные особенно­сти и смысловое содержание.

Лепка по мотивам богородской игрушки не требует показа способов изображения. Дети должны хорошо представить форму головы и туловища медведя и то, какое положение занима­ют части фигуры во время действия механизма.

Игрушки ставят на стол, и дети могут лепить, взяв их за образец. При необходимости они подходят к игрушке и уточня­ют те детали, которые им не понятны.

Вариант занятия может быть и другим. Перед детьми ставит­ся задача: «А что же еще может делать медведь?» Такая поста­новка вопроса поможет детям самостоятельно выбрать тему, но на примере богородской игрушки они будут учиться лепить фигурку в каком-нибудь интересном и забавном положении. Они научатся работать над формой и декоративным изображением фактуры. Дети приступают к работе, а воспитатель руководит работой каждого, сохраняя индивидуальность их творческого подхода к изображению.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь