Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Студенчество в России (XIX в.)
Студент (лат.) – ученик высшего учебного заведения – университета или академии
Жизнь университетская
Университет в России объединял учащих и учащихся, хотя две части этого сообщества определились не сразу и не одновременно. Оформление профессорской корпорации произошло за 15–20 лет, когда на смену случайным преподавателям, принятым в результате стремительной университетской реформы 1803-1805 гг., пришли их ученики, основательно подготовленные к профессорству на родине и во время стажировок за границей. Студенчество осознало себя единой общностью еще позже – в конце 1830–1840-х гг., т. к. понадобилось значительное время для преодоления сословных, национальных, интеллектуальных перегородок в собственной среде. За это время выработались неписанные нормы и обычаи, сложился своеобразный университетский стиль жизни, который передавался последующим поколениям студентов. С 1804 г. деятельность всех российских университетов регулировалась университетскими уставами. Ими определялись принципы правового положения студентов, их место в учебном процессе, внешний облик и поведение. Процесс «мундиризации» не обошел стороной и высшие учебные заведения: профессуру и студенчество. Уставами начала XIX века была введена форменная одежда студенчества, покрой и цветовое решение которой неоднократно менялось на различных этапах мундирных реформ. Из дневника 16-летнего студента Московского университета С. П. Жихарева (записки 1805–1807 гг.) можно узнать, какой была тогда парадная студенческая форма. Праздничные визиты он совершал, имея свой выезд, в синем мундире с малиновым воротником. По закону от 27 февраля 1834 г. студенты всех университетов получили темно-зеленые мундиры с темно-синими воротниками, на которых были вытканы золотые галуны. В те времена студенческое сообщество. Состоявшее из представителей дворянского сословия, обладало признаками привилегированности. – На публичные собрания, гуляния и на улице полагалось выходить при шпаге, быть застегнутым на все пуговицы мундира и крючки воротника. Выходя в город, студент был обязан надевать треуголку, введенную еще Уставом 1804 г., а форменную фуражку дозволено было носить только за городом. Приобретение комплекта форменной одежды было обязанностью самого студента, что для многих было довольно трудным делом. По университетскому Уставу студент должен был ходить с «гладким лицом» (без бороды и усов) и с короткой стрижкой. Во время торжественной церемонии зачисления в университет всем студентам выдавались правила поведения, составленные на латинском языке. Вместо присяги студенты подавали ректору правую руку. Во время посвящения в студенты им вручались шпаги – знак избранности. Шпага была важным элементом форменной одежды и профессора, и студента. Особое внимание Правительством уделялось воспитательной работе. Молодежь следовало воспитывать в духе религиозного смирения и преданности престолу. Уйти из университета казеннокоштным (по-нашему – госбюджетным) студентам можно было лишь по возвращении суммы, потраченной на его образование. Основанием для исключения из учебного заведения могла быть болезнь или полная неспособность к учению, проявившаяся у неуспевающего, оставленного на второй год. До 1810 г. существовала инспекция, следившая за исполнением правил поведения студентов в университете, домашней и личной жизни. Состояла она из профессоров и «камеральных» студентов, следивших за поведением товарищей и докладывавших о нарушениях начальству. Инспектор или чиновник по нравственной части особо интересовался своекоштными студентами – где, с кем живут, на какие средства, чем занимаются вне учебных занятий. Он ежедневно объезжал их квартиры. Но при этом студент имел право «домашней свободы», мог и не впустить проверяющего, если только тот не произносил формулу: «именем ректора и закона». Надзор за студенческой нравственностью понимался широко. – При нахождении «странности в походке и телодвижениях» студентов обязывали для их исправления посещать танцевальный класс. Там подавался пример того, как следует ходить, кланяться, «держать себя в обществе благовоспитанных людей». Взыскания накладывались за несоблюдение правил ношения форменной одежды, неисполнение приказаний, ссоры, посещение немецкого клуба (пивной? ), пьянство, неявку на лекции без уважительных причин, грубые ответы профессору, «дерзкие объяснения», несоблюдение приличий в кабинетах для занятий. Например, за курение там же следовало семидневное заключение в карцер, за карточную игру – 2 дня карцера. Интересно, сколько бы они получали за сквернословие, которым полна речь современных студентов? Заточение в карцер не всегда было достаточно изолированным, ночью к провинившимся могли проникнуть друзья с едой, выпивкой или с картами. Исключенные из университета могли по собственному желанию вернуться в университет. Если перерыв в обучении составлял не более двух лет, то зачитывались оценки курсовых испытаний. Беспрепятственно возвращались своекоштные студенты. Казенные студенты при увольнении должны были внести 300 руб. – годичная плата за обучение и 100 руб. – стоимость прислуги, дров и пр. Обучение в университете гарантировало получение высокого классного чина. С 1820 г. успешно закончившие курс обучения получали Х11 класс. Удостоенные звания кандидата, (защитившие сверх-программную письменную работу) выпускались чиновниками Х класса. Звание «студент» определяло временный статус обучающегося. К окончанию курса следовала трансформация в «действительного студента» – согласно российской системе научной аттестации это была первая ученая степень. Далее следовали – «кандидат», «магистр», «доктор». Таким образом, звание студента открывало его обладателю путь в науку и немалые перспективы в будущем.
Примечания Ярким источником для изучения жизни студентов ХIХ в., их быта и нравов являются воспоминания бывших студентов. Так дневник студента С.П.Жихарева опубликован в виде писем к родственнику – князю С. С. Барятинскому. В живых непосредственных письмах ярко рассказывалось о жизни юного, веселого, беззаботного студента, богатого, с аристократическими связями, увлекающегося театрами и балами. Университет и учеба его мало интересовали, но некоторые любопытные сведения об учебном процессе он все-таки сообщал: о табеле профессорских лекций на будущий учебный год, о впечатлениях от экзаменов, о выпускном акте. Став «действительным студентом» и получив студенческий аттестат, он сделал блестящую карьеру. Службу начал в Министерстве иностранных дел, потом был обер-прокурором московского Сената и наконец, сенатором. Близкий Жуковскому и семье Тургеневых Жихарев в молодости был членом «Арзамаса», где получил прозвище «Громобой». В воспоминаниях Е. Ф. Тимковского – автора известного «Путешествия в Китай через Монголию» описывается патриархальная простота жизни, особенно студентов казенных, т. е. получающих жалованье и живущих в университетском здании. Среди особо запомнившихся развлечений он упоминает присутствие на некоторых лекциях (в начале 19 в.) светских посетителей и особенно «прекрасных посетительниц» (студенчество было только мужского пола) на лекциях по опытной физике, русской словесности и т. п. Сами профессора стеснялись этой «парижской» моды. Для угождения прекрасным дамам они, из учтивости, должны были выбирать предметы легкие, забавные, доступные их хорошеньким головкам. Студенты были увлечены театром, прекрасно знали актеров Московской сцены, певцов и певиц. В воспоминаниях выпускника Казанского университета С.Т.Аксакова так же содержится немало штрихов их жизни студенчества первой половины ХIХ века: «Мы…, прицепив свои шпаги, целое воскресенье бегали по улицам, и как тогда это была новость, то имели удовольствие обращать на себя общее внимание и любопытство…» «Настоящая зима исключительно обратила нас к театру. Ходить часто в партер или кресла студенты были не в состоянии…, поэтому мы постоянно ходили на раек, платя за вход 25 копеек медью, (место в партере стоило рубль, в кресло – 2 руб. 50 коп ассигнациями). Спектакли начинались 6, 5 час, а класс и лекции оканчивались в 6, оставалось только добежать до театра и поместиться на задних лавках райка, с которых ничего не было видно. Предпринимались следующие меры: двое из студентов, а иногда и трое, покрупнее и посильнее, часов в 5 и ранее, отправлялись в театр, занимали по краям порожнюю лавку и не пускали на нее никого. Остальные приходили перед самым поднятием занавеса и садились на приготовленные места. Многие профессора и учителя смотрели сквозь пальцы на исчезновение некоторых из своих слушателей, а кто-то и говорил: «А что, господа, не пора ли в театр? », даже оканчивал ранее получасом свой класс». «Ставились домашние спектакли в одной из спальных комнат казенных студентов. Увлекались литературой, натуральной историей, собиранием бабочек». «Наступил 1807 г., шла решительная война с Наполеоном. Впервые учредилась милиция по России. Молодежь бросилась на военную службу и некоторые из пансионеров, особенно из своекоштных студентов, подали просьбу об увольнении их из университета для поступления в действующую армию. Казенным студентам позволено было вступить на военную службу. Многих замечательно талантливых людей лишилась наука». Из воспоминаний Д.Н.Свербеева (выпускника Московского университета): Описывая студенческое сообщество, он выделяет группу Patres conscripti, славу и красу студенчества, выделявшуюся если не изяществом форм и облачения, то духом премудрости и разума, глубиной познания. Являясь на лекции особняком, эта фаланга патрициев особенно отличалась на диспутах, часто побеждала своего товарища – магистранта, защищающего свою магистерскую или докторскую диссертацию. Кроме студентов-патрициев были еще и другие студенты, казеннокоштные. Их было около сотни, жили они в нижнем этаже университетского дома, человек по пяти в одной комнате, жили грязно, бедно и голодно. Многие из них работали серьезно, готовили себя к полезной для общественной жизни деятельности, некоторые имели драматические таланты и два раза в год разыгрывали в своем домашнем театре лучшие комедии того времени. Были еще слушатели университетских лекций из аристократических семейств. Эти вольные слушатели не сливались со студенческой массой. Они посещали лекции для того, чтобы выдержать экзамен на право производства в чин VIII класса по разрешению Сперанского от 1809 г.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы