Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Охотничья тема в творчестве Михая Зичи.
Охота всегда была популярной в творчестве русских художников. Назовем лишь некоторые из картин на эту тему: Перов «Охотники на привале», Н.Рерих «Утро княжеской охоты», И.Машков «Соболиная охота», В.Васнецов «Отдых великого князя Владимира Мономаха после охоты», Н.Самокиш «Сокольник», М.Авилов «Соколиная охота». Однако, ни один из них не был так близок к трону, как Михай Зичи (1827–1906), ни у одного, даже самого знаменитого художника, не было такой возможности отражения не только парадной, но и повседневной, бытовой стороны жизни Двора и царских охот. Михай Зичи (Mihaly Zichy) родился в 1827 г. в Венгрии. Старшая ветвь рода Зичи имела графское достоинство. Рано осознав художественный талант, он настоял на данном поприще: художественное образование получил сначала в Пеште, потом в Вене, под руководством известного живописца – профессора Венской Академии художеств Фердинанда Георга Вальдмюллера. Учитель дал своему самому талантливому и любимому ученику блестящую рекомендацию, когда великая княгиня Елена Павловна искала достойного учителя рисования для своей дочери – племянницы Николая Первого. Получив эту должность, в 21 год Михай оказался в Петербурге. Преподавая живопись своей царственной ровеснице, он вошел в придворный круг и выполнял с успехом множество заказов. С этого момента его судьба оказалась связанной с Россией. Здесь же он и женился на русской девушке. Несмотря на столь успешное начало карьеры, дальнейшему ее развитию помешали сложные отношения Романовых с венграми, т. к. русские войска вступили в Венгрию для оказания помощи Австро-Венгерской монархии по подавлению анти-австрийского восстания. Оказавшись внезапно в немилости, Зичи впал в бедность и даже был вынужден какое-то время зарабатывать на жизнь полуремесленной работой «ретушера» в фотографии Венингена – одной из первых в Петербурге. Изменению в судьбе помог счастливый случай – один из тех, какими была богата биография художника. В 1852–53 гг. Зичи создал серию юмористических композиций на тему «Офицеры, занятые своим туалетом». Две из них он преподнес Царю (Николаю Первому), которые очень тому понравились. Художник был приглашен работать в Гатчину – на должность «летописца-живописца». На столь высоком посту он развил кипучую деятельность: писал портреты, занимался исторической живописью, рисовал парады, придворные церемонии, приемы послов, балы. Одновременно с работой на Двор Михай Зичи сделал прекрасные иллюстрации к «Демону» М. Ю. Лермонтова, «Бахчисарайскому фонтану» А. С. Пушкина, ему же принадлежали одни из первых иллюстраций к «Тарасу Бульбе» Н. В. Гоголя. Он и до сих пор признается одним из лучших иллюстраторов в истории русской культуры ХIХ века. С 1857 г. Зичи являлся членом Общества поощрения художеств, в котором одним из основных направлений были литографические художественные издания, выпускавшиеся массовым недорогим тиражом для демократического покупателя. Он был и постоянным посетителем пятничных рисовальных вечеров, в которых участвовали: И. К. Айвазовский, М. Клодт, И. И. Соколов и др. Возникавшие в результате произведения выставлялись в окнах художественной лавки Бегрова на Невском проспекте. Бывал он и на собраниях (по четвергам) Петербургской Артели художников, которые проходили по инициативе Крамского. Вместе с Репиным, Васнецовым и Мясоедовым он готовил сборник «Нашим детям». В 1858 г. (уже при новом императоре Александре Втором) М. Зичи получил звание академика акварельной живописи за серию работ, посвященных его коронации. В 1859 г. он был причислен к императорскому Эрмитажу со званием «живописца Его Императорского Величества». Отныне в его прямые обязанности входила фиксация событий государственного значения, военных смотров, развлечений Двора, спектаклей, охот. Эту должность он занимал и при последующих императорах: Александре Третьем и Николае Втором. К лучшим работам Зичи, как придворного живописца, относится, в частности, и «Коронационный альбом Александра Третьего» Работа при Дворе не была безоблачной: милость властителей не раз сменялась немилостью. В 1876 г. в результате дворцовых интриг он вынужден был уехать надолго за границу. В 1881 г. Зичи путешествовал по Кавказу с ученицей Репина Марией Этингер, многое делал для театра в Тифлисе, был автором декораций для «Витязя в тигровой шкуре». Об этом эпизоде его творческой биографии до сих пор с благодарностью помнят в Грузии. С 1882 г. Михай Зичи опять вернулся в Санкт-Петербург, который не покинул уже до самой смерти (хотя по воле художника его похоронили на родовом кладбище в Будапеште). По возвращении в столицу, он принял предложение Министра Двора Воронцова-Дашкова (сменившего на этом посту врага Зичи – Адлерберга) вновь стать придворным живописцем. Совершенно особенное место в многогранном творчестве художника принадлежало теме придворных охот эпохи Александра Второго. Михай Зичи как «хроникер» в течение многих лет сопровождал императора в его поездках в Лисино. Уже с 1858 г. охота стала одной из главных тем его творчества. Он создает портреты ее участников в охотничьих костюмах с непременными трофеями, рисует сцены охоты в различных угодьях и в разные времена года, фиксирует курьезные случаи и т. п. Император очень высоко ценил не только тончайшую акварельную технику автора, не знавшего соперников в этом деле, но и его замечательное чувство юмора, умение подметить забавные и даже нелепые черточки не только в повседневных, но и в самых пафосных мероприятиях: от коронации и приема иностранных послов до придворных охот. В Отделе истории русской культуры Эрмитажа хранится «Охотничий альбом» Александра Второго. Он представляет собой серию из 52 акварелей – комплект игральных карт. Каждая акварель имеет формат 90 на 55 мм – размер реальных карт. В верхней части каждой акварели изображена миниатюрная карта определенной масти и достоинства, а все поле – сценки зимней (особенно любимой императором) охоты. Сюжеты выстраиваются в ряд: от определения «стратегии» охоты до ее завершения. На первой карте (двойка бубен) великие князья Михаил и Николай Николаевичи – братья царя рассматривают карту Лисинских угодий и размечают места охоты. - Это реальный эпизод одной из январских охот 1860 г. На ряде карт можно разглядеть ныне утраченные интерьеры охотничьего дворца. На многих картах изображен граф Павел Карлович Ферзен, обер-егермейстер Двора Его Императорского Величества, который в течение 18 лет занимал должность начальника императорской охоты. Это он организовывал ее. Тематика и форма этой акварельной серии не была случайной причудой Зичи. Игра в карты была очень популярной при Дворе. Царь и его спутники часто играли в карты и в поезде по пути на охоту, и во время Лисинских охот. Карты были выполнены в единственном экземпляре, помещены в альбом, подарены М. Зичи императору и никогда не публиковались. Известно, что Зичи получил от императора 600 рублей за несколько рисунков охот, но не за карты, т. к. их он сам подарил императору. Охотничий альбом при жизни императора хранился в Кабинете Александра Второго в «Тумбе под касками № 1». Потом о его существовании забыли. Его обнаружили в 1927 г. при разборе материалов Дворцовой библиотеки и передали в Эрмитаж. В 2005 г. в Эрмитаже состоялась долгожданная выставка незаслуженно забытого придворного живописца, одного из блистательнейших акварелистов России. Знакомство с историей царских охот позволяет сделать вывод о том, что они были не только важной традицией придворной жизни, но и своего рода искусством, подчиненным особым правилам. Искусством, требующим большого числа специально подготовленных участников, массы охотничьего инвентаря, больших денежных вложений, досуга и, конечно, любви к этому непростому делу, часто связанному с риском для жизни. Императорские охоты – это яркая страница истории Лисино, учебно-опытного лесхоза Лесного института и формирования охотоведения как особой науки.
Библиографический список 1. Русская охота. Исторический очерк Николая Кутепова. – М., Белый город, 2007. 2. Алешина Л. Михай Зичи. – М., Изоискусство, 1975. 3. Несколько слов о Зичи. СПб., 1869. 4. Игральные карты в России. Каталог. СПб, 1992. 5. Царская охота с Х по ХУ11 век. М., ЭКСМО, 2008. 6. Скурлов В.В., Иванов А.Н. Поставщики Высочайшего Двора. СПб., 2002. 7. Комплекты журналов «Русская старина» и «Русский архив» конец Х1Х – начало ХХ вв.
Раздел 3 НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ АКАДЕМИИ
Н. В. Лаврентьев Храм Всемилостивейшего Спаса и происхождения честных древ Институтский пер., дом 5. корп. 1
Лесной институт был основан в 1803 г. в Царском Селе. В 1811 г. его перевели на земли бывшей Английской фермы, где он находится сейчас, преобразованный в Лесотехнический университет. В 1832 г. при институте учреждена была школа Межевщиков (Землемеров), для неё по проекту архитектора А. Д. Нелингера было построено три деревянных здания в одну линию, одно двухэтажное и два одноэтажных, позднее эти здания были объединены в одно и оно сохранились по сей день (корпус № 9). В 1834 г. по Высочайшему повелению в Лесном институте и школе Межевщиков введено преподавание Закона Божия. В связи с этим на втором этаже здания школы Межевщиков была освящена 29 июля того же года церковь во имя Всемилостивейшего Спаса и Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, епископом Ревельским Венедиктом. В 1838–1840 гг. было построено новое каменное здание Лесного института, по проекту К.А.Тона, в него перенесли церковь, которую разместили на третьем этаже по южному фасаду здания, хотя именно эта часть институтского здания была возведена ещё в 1826–1827 гг., по проекту того же Нелингера. Освящена была церковь 2 февраля 1840 г., тоже во имя Всемилостивейшего Спаса и Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, на обустройство нового храма было истрачено 5000 рублей. Иконостас в стиле ампир выполнил архитектор Колпаков. В 1848 г., по просьбе дачников Лесного, был учреждён крестный ход, совершаемый ежегодно 1 августа в храмовый праздник, к одному из прудов парка. На пруду совершали водосвятие, на котором впоследствии построили деревянную часовню - Иордань, а пруд получил название Иорданского. В январе на фронтоне главного здания, где размещалась церковь, был установлен металлический крест[12]. В 1876 г. был произведён ремонт церкви. Были заменён иконостас, иконы для него писались на пожертвования богатых дачников Лесного. Была устроена колокольня с 5 колоколами, устроенная на чердаке с особой лестницей из помещения пономарской. Церковь занимала весь третий этаж по южному фасаду, размещалась в 6 комнатах: алтарная часть, сам церковный зал, притвор, ризница, пономарская и покойницкая. С 1882 г. по 1887 г., настоятелем храма и преподавателем Закона Божия, был профессор богословия протоирей отец Дмитрий (Тихомиров), который был известным проповедником и запомнился своим подвижничеством. В 1902–1903 гг. в здании института произвели крупный ремонт, который, возможно, затронул церковь. В Центральном Государственном Историческом Архиве Санкт-Петербурга в фонде 301 сохранилось описание церкви, которое было написано в 1916 г. ученицей Коммерческого училища в Лесном А. С. Будницкой, которая состояла в Кружке изучения Лесного, при училище и, в рамках работ этого Кружка было произведено ею это описание. Частично привожу это описание: «… К великому сожалению, от старой церкви 1840 г. до нашего времени уцелело очень немного. Не говоря уже о том, что уничтожен старый иконостас, - нет старой церковной утвари, осталось чрезвычайно мало старых икон. Судя по уцелевшим остаткам старины, иконостас должен быть много интереснее нынешнего.. Внутри церковь окрашена в матово-голубой цвет. На этом фоне красиво выделяются плоские колонны, белые, облицованные, так называемым мрамором (по четыре колонны на каждой стене). Карниз, капители и двери украшены греческими орнаментами, характерными для архитектуры того времени. В противоположность мнению автора цитированной заметки (Статья из книги Историко-статестические сведения о Санкт-Петербургской епархии, Вып. 7. СПб., 1883, стр. 329-330, в которой говорится, что современный иконостас церкви является очень высокохудожественной работой - прим. Н. В. Лаврентьев), должна сказать, что иконостас не представляет из себя ничего интересного - ни по своей резьбе, ни по иконам. Скажу больше - самая малохудожественная обычная работа ремесленников, где первую роль играет позолота. Ярко-золотой - он как-то не подходит к окраске церкви. По всем вероятиям, старый иконостас был тёмно-коричневым с золотом. Об этом говорит, быть может, уцелевшая от старого времени дверь такой окраски.. В ризнице, которая примыкает к алтарю, обращают на себя внимание некоторые иконы, относящиеся, по-видимому, ко времени создания церкви. Особенно интересна икона Христа, сидящего в терновом венце, с большим крестом, склонённым на Его колени и грудь-икона, называемая «Спасом происхождения честных древ». Рядом с ней в массивной раме помещена икона Саваофа кисти неизвестного, но, по-видимому, большого художника с надписью по-гречески «Сущий». Ещё интереснее в смысле резьбы рама третьей иконы святого Митрофания. По углам вверху две скульптуры херувимов, внизу два резных ангела - один с хоругвью, другой с пальмовой ветвью в руках. Такие киоты большая редкость, и следовало бы иметь с них хорошие фотографии. Заслуживает упоминания ещё икона Распятия, где нарисованы только фигуры предстоящих - Девы Марии и апостола Иоанна, а изображение Распятого заменено большим старинным крестом из бронзы. Такие кресты имеют строго определённые пропорции, установление которых относится, вероятно, ко времени до Никона. Икона распятие - самая старая икона в церкви. Из предметов обихода укажу только на старинную чашу для причастия, евангелие, относящееся к тридцатым годам и сосуд для освящения воды (медный)»[13]. Церковь закрыли в мае 1918 г. из-за смерти настоятеля протоирея отца Михаила (Альбова). В сентябре 1922 г. в помещении церкви устроили кабинет почвоведения, прикладной механики и отдел снабжения, но всё равно в помещении бывшей церкви оставалось церковное имущество. В апреле 1923 г. помещение храма передали под клуб академии. Самими студентами был снят с фасада крест, а церковное имущество - частью передали в соседнюю церковь, скорее всего в храм Равноапостольного князя Владимира (см. № ___). Иконостас и предметы, которые, по мнению организаторов клуба, не представляли ни какой художественной ценности, розданы служителям академии на дрова. Деревянная часовня на Иорданском пруду снесена в 1924 г. До настоящего времени помещения церкви занимают различные службы, саму церковь - зал заседаний учёного совета, в остальных комнатах размещены: отдел по международным связям и проректор по учебной работе. Осенью 1994 г. на заседании Учёного совета Лесотехнической академии профессор Владимир Сергеевич Постоев (доктор технических наук, профессор кафедры сопротивления материалов) выступил с докладом о предложении восстановить кафедру богословия, преподавание Закона Божия и приход с церковью. Я считаю, что такое недопустимо, потому что во всех развитых странах церковь отделена от государства и образование является светским, а не духовным. Такая постановка вопроса может привести к возникновению национальной розни на религиозной почве, так как в академии учатся много российских и иностранных студентов с другим, не православным вероисповеданием. Но, если ввести Закон Божий как не обязательную дисциплину и читать её во внеурочные часы, то такое начинание должно только приветствоваться и поддерживаться и, я уверен в том, что все желающие смогли посещать этот предмет. 1 февраля 1995 г. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв) благословил создание прихода. Было предложено несколько вариантов восстановления церкви на территории Лесотехнической академии, в том числе и в здании бывшей метеостанции, но все проекты были отвергнуты новым митрополитом Владимиром, с целью организации церкви в её историческом месте на третьем этаже главного здания. Ректор академии профессор В. И. Онегин не приветствовал устройства церкви в её бывших помещениях. 15 апреля 2000 г. состоялось первое собрание зарождающейся общины. Благочинный нашего округа протоиерей Александр (Будников) благословил отца Михаила (Груздева), известного церковного деятеля в Лесном, на восстановление общины в Лесотехнической академии. 14 августа 2000 г. в праздник Спаса Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня состоялся первый после закрытия храма в мае 1918 г. крестный ход от церкви Иоанна Кронштадского на Лесном проспекте (см. № __), священником которого тогда являлся отец Михаил, вокруг главного здания академии, с водосвятием на Иорданском пруду, чтением акафиста и молебном, с этого года они стали регулярны.
Библиографический список 1. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. Христианская Историко-церковная энциклопедия. СПб., Изд-во: «Лики России», 2003, стр. 181. 2. Безбах С.А. Лесной. Л., 1929, стр. 59, 71-72, 77. 3. Вереха П.Н., Орлов М.М. Исторический очерк развития Санкт-Петербургского Лесного института. СПб., 1903, стр. 58, 182-183. 4. Вместо церкви - клуб.//Петроградская правда. Пг., №248, 1923. 5. Императорский Лесной институт. Личный состав, распределение учебных занятий и прочие сведения на 1911-1912 учебный год. СПб., 1912, стр. 10. 6. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Вып. 7. СПб., 1883, стр. 329-330. 7. Морозова Е., Хожаинова С. Храмы Лесного.//Лесное глазами детей. Выпуск I из серии «Лесное. История и современность»/ред. Костакова Г.И. СПб., Изд. ДДТ «Союз», 2003, стр. 138-139. 8. Отчёт о состоянии и деятельности Санкт-Петербургского Лесного института за 1887 год. СПб., 1888, стр. 57-58. 9. Отчёт о состоянии и деятельности Санкт-Петербургского Лесного института за 1905-1906 учебный год. СПб., 1907, стр. 21. 10. Отчёт о состоянии Санкт-Петербургского Лесного института за 1882 год. СПб., 1883, стр. 34-36. 11. Отчёт о состоянии Санкт-Петербургского Лесного института за 1883 год. СПб., 1884, стр. 41-43. 12. Отчёт о состоянии Санкт-Петербургского Лесного института за 1884 год. СПб., 1885, стр. 41-42. 13. Отчёт о состоянии Санкт-Петербургского Лесного института за 1885 год. СПб., 1886, стр. 47-49. 14. Санкт-Петербургские ведомости. СПб., №87, 1839. 15. Столетие Лесного института.//Всемирное обозрение (приложение к журналу Родина). СПб., № 21, 1903, стр. 127-130. 16. Фаминцын М.А. Лесотехническая академия имени С.М.Кирова.//Архитектура Ленинграда. Л., № 4, 1940, стр. 36-39. 17. Шульц С.С. Храмы Санкт-Петербурга. СПб., 1994, стр. 198. 18. Эсперов П. Высший рассадник лесохозяйственных знаний на Руси.//Живописная Россия. СПб., № 64, 1902, стр. 141-143.
Архивные материалы 1. ЦГИА СПб. Ф. 301. Оп. 1. Д. 2. 2. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 51. Д. 40. 3. ЦГИА СПб. Ф. 992. Оп. 2. Д. 68.
Раздел 4 НАУЧНЫЕ ДИНАСТИИ И ВЕЛИКИЕ ИМЕНА
Б. Г. Поповичев |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы