Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Альбедиль Маргарита Федоровна



Контактная информация e-mail: [email protected]

Внедрение этнографии в школьную практику

Народы мира. Учебное пособие для нач. Школы

Ты и твой народ. Рабочая тетрадь по этнографии

Тайна куклы

Детская этикетка – это серьезно

О символическом языке вещей

Автор обращается к предметному миру, который всегда играл большую роль в традиционной индийской культуре. Вещи как знаковые средства культуры имели собственный, довольно сложный семиотический язык, который не мог не влиять на традиционные письменные тексты. С помощью вещей, как повседневных, так и ритуальных, выражали такие идеи и понятия, которые сложно или невозмож­но адекватно выразить в других кодах, в том числе и с помощью слов. Внимание к вещественным свидетельствам, запечатленным в письменных текстах, поможет глубже осмыслить и продуктивнее интерпретировать эти тексты. Символический язык вещей продемонстрирован на примере сосудов, которые на протяжении всей истории Индии сопровождали человека всю жизнь, от рождения до смерти. Ключевые слова: вещный мир, символический язык, знаковые средства, мета­форическое уподобление, жертвенные надписи, теофорные сосуды.

В вещах же, как и вообще в предметных символах, идеи и пред­ставления обретали вполне конкретную и осязаемую форму. В отли­чие от вербальных текстов они сразу и полностью воспринимались зрительно и объемно, их можно было почувствовать тактильно, пу­тем прикосновения, они вызывали разнообразные ассоциативные связи, которые не могли не отражаться в письменных памятниках.

(«Овеществлённые» идеи)

Далее речь пойдет о предметах ути­литарных, но по разным причинам получивших символическое зна­чение. Однако понять и «перевести» на современный вербальный язык символический смысл вещей, который они имели в традиционном обществе, тем более в древнем или средневековом, — задача непро­стая.

Любопытно, что тот или иной народ обычно сохранял верность выбранному виду керамики. В этой связи можно отметить, например, что археологи прослеживают движение ариев на восток по наличию так называе­мой «серой расписной керамики» [Lal 1950; Бонгард-Левин, Ильин 1969: 127–128]. На воде замешивали глину для сосуда, на воздухе его сушили, а на огне обжигали, либо открытым способом, либо в печи. Своим появлением на свет, как и формой, сосуд уподоблялся человеку.

(Сосуд как модель описания культуры)

Во всех случаях для культовых целей чаще применяли глиня­ные сосуды, чем металлические. Божество в ритуале или в храме мог представлять один сосуд или их группа [Whitehead 1921: 100– 102]. При этом сосудам нередко придавали антропоморфные черты [Thurston 1909: 330]. Подобные сосуды изготавливали, как правило, в святилищах. Процесс их изготовления завершался сакрализацией, или, точнее, своеобразным оживлением сосуда: его омывали свежей водой, натирали куркумой, охрой или сандалом, украшали листья­ ми маргозы, цветами или листьями кокосовой пальмы и т.п. Ему оказывали знаки почитания, подносили ему жертвоприношения, устраивали с ним ритуальные шествия и т.п. [Ibid.: 58–59]. Таким образом, сосуд мог выступать полноценным заместителем божества в разных видах ритуальной и храмовой практики.

(Ритуал как шифр. Процедура как ритуал: различение обыденного и ритуального.)

Количество примеров метафорического уподобления сосуда че­ловеческому телу в индийской традиции можно множить и даль­ше, но, кажется, в этом нет необходимости. Интереснее отметить, что обращение к символическому языку вещей не только позволяет полнее и глубже интерпретировать традиционные письменные тек­сты, но и попутно решать некоторые сугубо филологические зада­чи, например проследить историю развития метафоры от отождест­вляющего сближения предмета и образа в архаике к постепенному увеличению дистанции между сопоставляемыми образами, которая в лирической поэзии становится иногда настолько далекой, что ее невозможно проследить.

 

Добрый день, Маргарита Федоровна!

Обращается к Вам Михаил Юрьевич Присталов (ГБОУ СОШ №6, Петербург) как организатор предстоящей в нашей школе конференции. Мы в начале ноября этого года (2-4-го) планируем проведение Всероссийской образовательной конфы (с международным участием) по теме: «Форматы школьного образования: возможности и ограничения».

И нам было бы крайне интересно и Ваше участии (о котором ниже).

Пара слов о конфе. Мы попробуем рассмотреть форматы (репрезентации знания, коммуникации, образовательных топосов и т.д.), наиболее «активные» в современной образовательной политике. Среди участников будут руководители Школьной лиги (Е.И. Казакова), «Сириуса» (А.В. Шапошников), ВШЭ (Д.А. Александров, Н.А. Заиченко) и другие. Поскольку сам концепт образовательных форматов пребывает в очевидном кризисе, амплитуда наших участников широка: Татьяна Черниговская («Нейронаука и Образование»), «Образовательные проекты» (А.С. Русаков), А.М. Лобок, руководители школ (Павел Шмаков из Казани, Сергей Погодин из Нелидово, Максим Пратусевич из ФМЛ №239, Кирилл Медведев из «Новой школы»), социальные проекты «Ночлежка» (её основатель Григорий Свердлин) и «Антон тут рядом», режиссёры БДТ А. Демахин и Б. Потапович («Педагогическая мастерская»), музей Эрарта (богатое портфолио работы музейного пространства со школьниками), студия инфографики «Паровоз», инкубатор социальных проектов «Сами» и т.д. Будут широко представлены инновационные школы Петербурга.

Мы сформулировали основную формулу нашей конфы так: мы хотим, чтобы учителя у нас не УЗНАЛИ что-то новое, а СДЕЛАЛИ что-то новое. Мы практически отказываемся от лекционного формата в пользу интерактива (мастер-класс, тренинг, форсайт и пр.).

Но в Вашем случае, конечно, возможна и лекция.

Поскольку у Вас богатое «портфолио» идей, которые связаны (напрямую или «окольно») со школьным образованием, сложно выбрать что-то одно.

Здесь и опыт внедрения этнографии в школьную практику (кстати, современные ФГОСы предполагают создание более пластичного образовательного пространства). И рабочие тетради по этнографии (а есть ли в них задания, которые могут быть отнесены к проектам или кейсам – наиболее востребованным сегодня форматам учебной работы?) Интересна для школы и практика «овеществлённых» идей (умение показать через вещь (сосуд и т.п.) «крупную» идею и её развитие). Как и работа с символическим языком в целом, умение различать обыденное и ритуальное, праздничное и бытовое. Интересны Ваши исследования и жилищ, и кукол, и сосудов и др.

Возможно, если Вы найдёте возможность каким-либо образом поучаствовать в нашей конференции, Вы сами определите наиболее интересное для себя направление.

Буду рад ответить на вопросы и получить пожелания по формату выступления (необходимое время, необходимое оборудование и др.).

Счастливо, Михаил

 

Анна Жабрева

Авторские и этнографические куклы Анны Жабревой | ВКонтакте

http://www.nlobooks.ru/node/3710

Куклы занимают в нашей культуре особое место: безмолвные двойни­ки, они незаметно сопровождают нас всю жизнь. В детстве они погру­жают нас в чарующую стихию игры и помогают создать тот сокровен­ный мир, за пределами обыденного, когда всё вокруг кажется живым, волшебным и обещающим чудо. Самое зримое воплощение этого чуда, кукла, бескорыстно дарит нам ни с чем не сравнимые переживания беспредельных возможностей — одушевлять неживую материю.

Таинственный кукольный народец, похожий и в то же время не по­хожий на человека, подчиненный ему и властвующий над ним, не по­кидает нас и во взрослой жизни, приходя к нам то как сувенир, то как произведение искусства, то как украшение интерьера, а то как вырази­тельный образ в кукольном театре. Так куклы проживают рядом с нами всю жизнь, поворачиваясь то одним, то другим лицом. Одно из них об­ращено к заветному и волшебному миру детства, а другое напоминает о псевдожизни и о двойничестве, древнем мифологическом архетипе, таящемся в глубинах нашего подсознания.

О непостижимой магии кукол напоминает примечательная коллек­ция Анны Жабревой, выставленная в уютном читальном зале библио­теки Восточного факультета Санкт-Петербургского Государственно­го университета (иллюстрации см. во вклейке 6). Научный сотрудник Библиотеки РАН, кандидат педагогических наук, автор многих се­рьезных публикаций по истории русского костюма и нескольких под­робных библиографических указателей и списков по этой теме, Анна Жабрева и сама делает замечательных кукол, одевая их по образцам старинных русских и европейских мод. Она многократно участвовала в разных выставках, а на этот раз показала себя как увлеченный и вдум­чивый коллекционер.

Анна Жабрева собирает свою коллекцию этнографических кукол уже около десяти лет. Все началось со случайных собственных поку­пок и подарков. С тех пор любая поездка по стране или за рубежом сопровождается поисками куклы, передающей местный колорит. Ку­клы «приходят» также из сувенирных магазинов и с выставок народ­ного творчества. Новые экспонаты привозят родственники, друзья и коллеги, зараженные собирательским энтузиазмом.

Так со временем образовалась коллекция из более чем двухсот ку­кол в национальных костюмах, сделанных в период между 1950-ми и 2000-ми годами в Болгарии, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Нор­вегии, Польше, Словакии, Финляндии, Хорватии, Чехии, Швеции и других европейских странах. Советские куклы и современные изде­лия народных промыслов демонстрируют костюмы стран ближне­го зарубежья: Беларуси, Молдовы, Украины, Прибалтийских стран, Кыргызстана, Казахстана. На соседних полках в шкафах расположи­лись узнаваемые по одежде кабардинцы и грузины, таджики и узбеки, башкиры и алтайцы, татары и русские, якуты и буряты: в отличие от людей, здесь все живут дружно. Есть в коллекции и гостьи из азиатских стран: Японии, Китая, Вьетнама, Монголии.

Сейчас куклы стали особенно популярны: многие уже давно собира­ют партворки с фарфоровыми куклами, издаваемые фирмой ДеАгостини. Но куклы в народных костюмах вызывали интерес и раньше. Так, в конце XIX века была изготовлена серия кукол (около ста экземпляров) с фарфоровыми головками в костюмах разных губерний Российской империи. Эта традиция была продолжена и в Советском Союзе, где не­однократно создавались подобные серии. В 1970-1990-е годы фабрика «Ленинградская игрушка» выпускала наборы сувенирных кукол в ко­стюмах пятнадцати республик СССР.

Большие и маленькие, незаметные или эффектные, в драгоценных нарядах или ситцевых платьях, старательно выделанные или наспех сработанные, куклы столь же разнообразны, как и наш человеческий мир. Одни выполнены на фабрике, а другие сделаны кустарями. Тех­ники их исполнения так же различны, как и материал, из которого они выполнены. Среди них есть и обыкновенные пластмассовые или рези­новые пупсы, и изысканные фарфоровые красавицы, и причудливые деревянные, глиняные и соломенные куклы.

Самые старые экземпляры сделаны из целлулоида, а самые новые — из современных полимерных материалов. Одни доносят до нас ста­ринные народные традиции, как тряпичные русские куклы без лица или украинская лялька-мотанка, другие относятся к самому послед­нему времени, как, например, кукла в национальном костюме волж­ской булгарки, лицом и фигурой напоминающая Барби. Основой для «орловчанки» послужил маленький веничек — магический предмет в традиционном русском быту, а тельца португальских кукол собраны из веточек и местных газет и обмотаны шерстяными нитями. Неред­ко одинаковые материалы используются в самых разных частях света, например деревянная болванка служит основой и для русских, и для эстонских, и для китайских кукол.

Все куклы наряжены в национальные костюмы тех народов, кото­рые они представляют. Некоторые тщательно продуманы, хорошо сшиты и украшены в национальном стиле, другие же условны; они дают лишь самое общее представление о национальной одежде или обращают внимание на какую-нибудь характерную деталь костюма. В красочно-пестрой кукольной толпе сразу выделяются традиционные русские сарафаны и кокошники, испанские платья с пышными волана­ми, индийские сари, японские кимоно. Пожалуй, особенно интересны те куклы, одежда которых не только сохраняет национальные черты, но и сделана из местных материалов, как, например, киргизская кук­ла, целиком свалянная из войлока, или якутские куклы, выполненные из кожи, сукна и меха. Некоторые костюмы нельзя снять, потому что они пришиты, приклеены или даже нарисованы.

Этнографические куклы, «собравшиеся» на выставке, напомина­ют нам о непреходящей значимости национальных корней в жизни человека и о важности их осознания для истинного и глубокого меж­национального общения и взаимопостижения. В наше смутное время, когда культура переживает тектонические сдвиги, неминуемо возрас­тает роль этничности — это неизбежная реакция на пугающую не­определенность. При разрушении любой идеи, скреплявшей общество, люди в поисках успокаивающей определенности часто обращаются к этничности как к более древней и устойчивой форме структуриро­вания мира. Вот почему выставка этнографических кукол приобрета­ет в наши дни особую актуальность.

Этнографические куклы заставляют задуматься о многом, в том числе о моде, о традиционном костюме и вообще об одежде. Извест­ная пословица «по одежке встречают» когда-то имела самый прямой смысл: по одежде, особенно женской, можно было определить, из ка­кой местности женщина, замужем ли она, крестьянка или горожанка, бедна или богата и т.д.

Невозможно не подивиться разнообразию одежды у разных народов мира: одну и ту же задачу — защитить тело — каждый народ решал по-своему, изобретая разные типы костюмов из самых разных мате­риалов: шкуры, кожи, войлока, ткани, травы, птичьих перьев, рыбьей кожи. Так, в жарком и влажном климате Японии лучшим вариантом одежды оказался широкий распашной халат, а наиболее подходящим материалом — шелк, легкий, гигиеничный и холодящий тело. Кимоно (букв. «одежда») и есть шелковый халат с поясом — оби, богато декорированным и завязанным затейливым бантом. Нам может показаться странной и эстетика этого национального костюма. Если европейская одежда подчеркивала конструкцию тела и его рельефы, то японская выделяла только плечи и талию, потому что красивой считалась пло­ская и ровная фигура.

Одежда монголов прекрасно приспособлена к условиям кочевого быта. И женщины и мужчины носят одинаковые халаты — дэли из цвет­ных шерстяных, хлопчатобумажных и шелковых тканей. Халат плотно прилегает к телу и согревает поясницу, а это очень важно при частой верховой езде в условиях сурового климата. Национальные сапоги — гутулы шьют из прочной кожи или сукна на толстой, многослойной подошве; для утепления в них вкладывают войлочные чулки с выши­тыми краями, выступающими из голенища. Сапоги имеют загнутые вверх носки, чтобы было удобнее вдевать ногу в стремя. Монголки всег­да носили много украшений, дополнявших костюм: серьги, накосни- ки, массивные серебряные нагрудники с кораллами и бирюзой. Сере­бряные украшения надевали и поверх сложных «крылатых» причесок.

Индийская кукла в лиловом сари напоминает о том, что в Индии этот вид женской одежды господствует уже много веков. Удобный, экономичный и изящный туалет носят дома, на работе и на отдыхе, во всех ситуациях он украшает женщину и подчеркивает ее природ­ную красоту. В него входит 5-7 или 9-метровый кусок ткани с каймой и украшенным концом; облегающая короткая кофточка чоли и длин­ная сборчатая нижняя юбка, по цвету соответствующая полотну сари. Сари не шьют; его традиционно создавали ткач, художник, красильщик и набойщик ткани, а также вышивальщица. Известно более двенадца­ти стилей ношения сари, по которым, как по паспорту, можно узнать касту, этническую принадлежность, состоятельность женщины и т.п.

Об этом и о многом другом рассказывают этнографические куклы из коллекции Анны Жабревой. Они не предназначены для игры. Ими можно любоваться, вспоминая города и страны, откуда они приехали, рассматривать и изучать самобытные национальные костюмы и пы­таться с их помощью постичь особенности той или иной традиционной культуры, в наше время все больше предающейся забвению.

Куклы в этой коллекции не просто любовно собраны. Они потребо­вали много забот: надо было установить время их рождения, а иногда и уточнить место их изготовления. Некоторых кукол пришлось по­чистить, отреставрировать и «вылечить». Теперь каждая из них имеет свой подробный паспорт и место постоянного жительства — коллек­ция Анны Жабревой.

 

Добрый день, «Куклы Анны Жабревой»!

Обращается к Вам Михаил Присталов (ГБОУ СОШ №6, Петербург) как организатор предстоящей в нашей школе конференции. Мы в начале ноября этого года (1-3-го) планируем проведение Всероссийской образовательной конфы (с международным участием) по теме: «Форматы школьного образования: возможности и ограничения».

И нам было бы крайне интересно участии Анны Эрнестовны Жабревой (о нём ниже).

Пара слов о конфе. Мы попробуем рассмотреть форматы (репрезентации знания, коммуникации, образовательных топосов и т.д.), наиболее «активные» в современной образовательной политике. Среди участников будут руководители Школьной лиги (Е.И. Казакова), «Сириуса» (А.В. Шапошников), ВШЭ (Д.А. Александров, Н.А. Заиченко) и другие. Поскольку сам концепт образовательных форматов пребывает в очевидном кризисе, амплитуда наших участников широка: Татьяна Черниговская («Нейронаука и Образование»), «Образовательные проекты» (А.С. Русаков), А.М. Лобок, руководители школ (Павел Шмаков из Казани, Сергей Погодин из Нелидово, Максим Пратусевич из ФМЛ №239, Кирилл Медведев из «Новой школы»), социальные проекты «Ночлежка» (её основатель Григорий Свердлин) и «Антон тут рядом», режиссёры БДТ А. Демахин и Б. Потапович («Педагогическая мастерская»), музей Эрарта (яркий опыт работы музейного пространства со школьниками), студия инфографики «Паровоз», инкубатор социальных проектов «Сами» и т.д. Будут широко представлены инновационные школы Петербурга.

Мы сформулировали основную формулу нашей конфы так: мы хотим, чтобы учителя у нас не УЗНАЛИ что-то новое, а СДЕЛАЛИ что-то новое. Мы практически отказываемся от лекционного формата в пользу интерактива (мастер-класс, тренинг, форсайт и пр.).

И нам был бы очень интересен мастер-класс от Анны Жабревой.

Возможно, сопряжённый с небольшой выставкой кукол.

У нас будет доктор исторических наук Маргарита Федоровна Альбедиль, которая является одним из крупнейших специалистов России по символике кукол. Это было бы интересное соприсутствие двух столь крупных знатоков!

Если Вы найдёте возможность каким-либо образом поучаствовать в нашей конференции, буду рад ответить на вопросы и получить пожелания по формату выступления (необходимое время, необходимое оборудование и др.).

Счастливо, Михаил

 

Лига Роботов

Лига роботов – 100 секций образовательной робототехники в ... (obraz.pro/).

Лига Роботов СПБ. 20 секций робототехники в СПБ. | ВКонтакте (https://vk.com/ligarobotovspb).

 

Дарья Агапова

Культура участия: миллионы диалогов Дарья Агапова

Культура участия и «музей 2.0» Последние несколько лет на европейских и американских музейных конференциях обсуждают наступление эпохи «культуры участия» (participatory culture). Масштабы последствий этой тихой революции подчас сравнивают с теми переменами в культурном ландшафте, которые некогда принесло с со- бой изобретение книгопечатания. Сегодня речь идет о принципиальной смене модели взаимодействия культурных институтов с обществом, что, похоже, становится неизбежным в новых социальных обстоятельствах.

 

Добрый день, Дарья!

Обращается к Вам Михаил Юрьевич Присталов (ГБОУ СОШ №6, Петербург) как организатор предстоящей в нашей школе конференции. Мы в начале ноября этого года (2-4-го) планируем проведение Всероссийской образовательной конфы (с международным участием) по теме: «Форматы школьного образования: возможности и ограничения».

И нам было бы крайне интересно и Ваше участии (о котором ниже).

Возможно, Вы найдёте возможность «командироваться» на нашу конференцию? Мы можем прислать официальное приглашение от нашего Отдела Образования в нужную инстанцию.

Пара слов о конфе. Мы попробуем рассмотреть форматы (репрезентации знания, коммуникации, образовательных топосов и т.д.), наиболее «активные» в современной образовательной политике. Среди участников будут руководители Школьной лиги (Е.И. Казакова), «Сириуса» (А.В. Шапошников), ВШЭ (Д.А. Александров, Н.А. Заиченко) и другие. Поскольку сам концепт образовательных форматов пребывает в очевидном кризисе, амплитуда наших участников широка: Татьяна Черниговская («Нейронаука и Образование»), «Образовательные проекты» (А.С. Русаков), А.М. Лобок, руководители школ (Павел Шмаков из Казани, Сергей Погодин из Нелидово, Максим Пратусевич из ФМЛ №239, Кирилл Медведев из «Новой школы» и др.), социальные проекты «Ночлежка» (её основатель Григорий Свердлин) и «Антон тут рядом», режиссёры БДТ А. Демахин и Б. Потапович («Педагогическая мастерская»), музей Эрарта (богатое портфолио работы музейного пространства со школьниками), студия инфографики «Паровоз», инкубатор социальных проектов «Сами» и т.д. Будут широко представлены инновационные школы Петербурга.

Нам интересна тема «культуры участия». И замечательные «бродилки» по культурному пространству. Поскольку это совсем другое понимание устройства музея, при котором «экспонат» и «экскурсант» лишаются статуса экстерриториальности. И начинают разглядывать друг друга. Музей утрачивает свою предсказуемость (столь милую для школьного методиста). Перестаёт быть тем местом стигматизации, где многие впервые ощутили свою никчемность. А артефакт в таком музее легко уживается с хэндмейдом.

Мы сформулировали основную формулу нашей конфы так: мы хотим, чтобы учителя у нас не УЗНАЛИ что-то новое, а СДЕЛАЛИ что-то новое. Мы практически отказываемся от лекционного формата в пользу интерактива (мастер-класс, тренинг, форсайт и пр.).

И нам был бы очень интересен мастер-класс. Например (но не только), по музейным путеводителям. Но такой, когда сами учителя участвуют в создании такого путеводителя. Мы хотим, чтобы они были не дегустаторами, а – пусть скверными – поварами.

Если Вы найдёте возможность каким-либо образом поучаствовать в нашей конференции, буду рад ответить на вопросы и получить пожелания по формату выступления (необходимое время, необходимое оборудование и др.).

Счастливо, Михаил

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь