Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Упражнения для развития выносливости



Упражнения для развития вы­носливости повышают работос­пособность дыхательной и сер­дечно-сосудистой систем и уве­личивают объем легких. При выполнении упражнений этого типа мышечные группы посто­янно удерживаются на пороге усталости, вследствие чего объем работы, который они в со­стоянии проделывать, неуклонно повышается. Развивающие выносливость упражнения подразделяются на два вида: аэробные и анаэробные. Аэробные упражнения в букваль­ном переводе означают «требующие кислород». Упражнения этого вида выполняются при постоянном снабжении орга­низма кислородом, насыщающим мышцы энергией. Приме­ром развивающих выносливость аэробных упражнений мо­жет быть бег на длинные дистанции. Анаэробными упраж­нениями называются те, для выполнения которых требуется больше кислорода, чем его может поступить в организм толь­ко при вдохе. Поэтому во время упражнений этого вида орга­низм использует запасы накопленной в нем энергии. При­мером развивающих выносливость анаэробных упражнений является прерывистая тренировка.

Вид упражнения, которое вы выполняете, практически мож­но определить по дыханию. Если во время упражнения для развития выносливости вы без труда можете поддерживать беседу, значит, это упражнение аэробное. Если же ваше ды­хание затруднено и еще долго продолжает оставаться тако­вым после прекращения выполнения упражнения, значит, вы делали анаэробное упражнение. Тренируя детей, не забывай­те, что их способность выполнять анаэробные упражнения очень ограниченна и повысится лишь при физическом возму­жании, которое начнется в период полового созревания.

а. прерывистый бег

б. бег вверх по холму или лестнице

в. бой с тенью

г. бег на длинные дистанции

д. изометрические упражнения

е. тренировка с тяжелой грушей

ж. бег по лестнице

з. спарринг

После проведения качественной разминки и выполнения общеразвивающих упражнений повышается координационная взаимосвязь мозга и тела и увеличивается скорость ответных психических и физических реакций на любой раздражитель.

 

Основные движения

В одной книге просто невозможно описать все основные движения каждого стиля боевых искусств, поскольку любой из них обладает собственной системой уникальных техничес­ких приемов. Однако мы попытаемся раскрыть некоторые базовые положения, которыми вы сможете пользоваться в своей преподавательской деятельности.

Обучая новичков основным движениям, начните с расска­за о том, какие части тела используются в первую очередь в преподаваемом вами стиле боевых искусств. Объясните, ка­кие части тела применяются главным образом для атаки, а какие — для обороны. Затем покажите, как именно правиль­но пользоваться каждой частью тела при выполнении, например, удара рукой в средний уровень, верхнего блока, переднего удара ногой и т. д.

Основные движения большинства стилей боевых искусств включают техники рук, техники ног и комбинированные тех­ники рук и ног. Для более полной демонстрации учащимся эти техники полезно будет сочетать с показом работы ног и перемещений корпуса. Существует четыре основных вида перемещений корпуса: вперед, назад, вправо и влево. На бо­лее высоких уровнях обучения эти базовые способы переме­щений корпуса можно комбинировать с выпадами, прыжками, подскоками, уклонениями, разворотами и движениями по диа­гональным направлениям.

Кроме активной работы ног научите своих воспитанников всегда сохранять правильные стойки и позиции. Только при этом условии спортсмены смогут выполнять все действия быстро и не приобретут свойственных многим новичкам привычек демонстрировать свои намерения противнику еще до начала проведения атаки.

Чтобы повысить точность выполнения атакующих техник, расскажите ученикам о наиболее уязвимых и жизненно важных точках человеческого тела. Когда спортсмен ясно пред­ставляет себе, где именно на теле находится та цель, которую ему необходимо поразить, практически любую свою атаку он сможет провести правильно. Например, вместо нанесения кругового удара ногой в верхний уровень, переднего удара ногой в средний уровень и бокового удара ногой в нижний уровень точно представляющий свою задачу спортсмен отрабатывает круговой удар ногой в висок, передний удар ногой в солнечное сплетение и боковой удар ногой в коленный сус­тав. Умение мысленно представлять себе все этапы нанесе­ния удара и направлять его в выбранную точку позволяет спортсменам значительно повысить технику исполнения изу­чаемого приема.

Спортсменов, в достаточной степени овладевших правиль­ным выполнением нескольких технических приемов, можно начинать обучать комбинированному использованию этих тех­ник. Это могут быть, например, шаг вперед расположенной сзади ногой с нанесением бокового удара ногой в ребра или шаг назад с верхним блоком левой рукой и ударом правой рукой в солнечное сплетение. Используя прогрессивный под­ход к изучению основных движений, вы позволите своим уче­никам планомерно и последовательно совершенствовать свое мастерство. Разрешите наиболее способным спортсменам изобретать собственные комбинации изученных техник - это заставит их регулярно и целенаправленно отрабатывать ос­новные движения стиля. Ваши не обделенные талантом уче­ники на личном опыте убедятся, что количество вариантов использования даже самых базовых техник поистине безгранично.

Обучение основам техник должно занимать главное место в ваших тренировочных планах. Необходимо преподносить их правильно и неторопливо и ни в коем случае не выплескивать все ваши знания сразу на ничего не подозревающих новичков. Дайте своим ученикам время спокойно разобрать­ся в каждом движении и твердо запомнить правильное его выполнение. Если вы станете уделять слишком много внима­ния устным объяснениям, то только запутаете ими своих вос­питанников. Остановитесь на ключевых моментах и предос­тавьте спортсменам самостоятельно исследовать и прочувство­вать каждое движение. Старайтесь быть проще и конкретнее в изложении любого материала.

 

Установочные упражнения

В любом стиле боевых искусств установочные упражне­ния являются его наиболее структурированным выражением. Каждое установочное упражнение обладает идеальной моде­лью выполнения. Именно к достижению этого идеала и стре­мятся спортсмены, постоянно оттачивая технику исполнения упражнения. При отработке установочного упражнения спорт­смен сначала добивается точности в выполнении каждого из составляющих его движений. Затем он сосредоточивается на совершенствовании характерных для этого упражнения от­личительных особенностях, включая скорость, мощь и чувство времени. Наконец, посредством идеального выполнения он стремится к достижению полной физической и психической гармонии. Именно в этом процессе совершенствования ин­дивидуального мастерства выполнения установочных упраж­нений проявляется истинная красота каждого стиля.

Все традиционные боевые искусства имеют собственные установочные упражнения (пумсе, ката, хюнг), сложность ко­торых возрастает по мере роста мастерства спортсменов. В эпоху возникновения и становления самих боевых искусств установочные упражнения были единственным средством передачи секретов стиля от учителя к ученику. Установочные упражнения, таким образом, представляют собой серии атакующих и оборонительных движений, следующих друг за другом в тщательно продуманном порядке и имитирующих ведение боя против воображаемого противника. Блоки, удары руками и ногами и стойки, используемые в установочных уп­ражнениях, полностью соответствуют тому уровню мастерства, на котором спортсмен находится в данный момент, и посте­пенно усложняются от одного упражнения к другому.

Занятия установочными упражнениями крайне необходи­мы, так как без полного понимания заложенного в них глу­бинного смысла практически невозможно понять общую кон­цепцию изучаемого стиля. Отрабатывая установочные упраж­нения, спортсмены развивают координацию, сосредоточенность, контроль над дыханием, равновесие, силу, гибкость, дисципли­нированность, выносливость и спокойствие духа.

Каждое установочное упражнение любого стиля боевых ис­кусств имеет собственное значение и характер. Для качествен­ного выполнения упражнения понимание его характера так же важно, как соблюдение последовательности движений. Изучая новое установочное упражнение, начните с объяснений значе­ния каждого движения и демонстрации его поэтапного выпол­нения. Когда ученики запомнят, как правильно выполнять каж­дое отдельное движение, составляющее упражнение, переходи­те к отработке всего комплекса движений в целом и повторяйте упражнение до тех пор, пока спортсмены не станут исполнять его, не задумываясь и не отвлекаясь на внешние раздражите­ли. Только на этой стадии они начнут понимать истинный смысл и значение установочного упражнения.

 
Советы для изучения нового установочного упражнения 1. Находясь в стойке готовности, спортсмен должен быть спокойным и расслабленным, но вместе с тем и полным внутренней энергии. 2. Подробно объясняйте последовательность и правильность выполнения движений. 3. Каждое движение изучайте неторопливо и тщательно. Убе­дитесь, что ученики перемещаются в нужном направлении, а кисти и ступни располагают в правильном положении. 4. При каждом движении следите за сохранением правиль­ной позы и направлением взгляда. 5. Все движения должны выполняться плавно, динамично и решительно. Между движениями мозг и тело должны быть расслабленными. 6. Научите спортсменов контролировать дыхание и издавать мощный взрывной крик (киай, кихап), где это необходимо. 7. Покажите, как комбинировать различные виды движений, присутствующие в установочном упражнении. Медленные и размеренные движения должны плавно перетекать в резкие и мощные, и наоборот. 8. Объясните спортсменам смысл каждого установочного упражнения и подчеркните необходимость при их отра­ботке представлять ситуации реального боя. 9. При выполнении установочных упражнений предложите спортсменам повернуться лицом в разных направлениях. 10. К изучению нового установочного упражнения переходите только после качественного и полного освоения предыдущих. По мере того как ваши ученики будут осваивать все бо­лее сложные установочные упражнения и совершенствовать свое мастерство, в них будет укрепляться уверенность в соб­ственных силах и формироваться стойкий боевой дух. Вмес­те с развитием несгибаемого характера придет и понима­ние того, что искусство, которое они изучают, предназначено не только для поражения противника, но несет в себе и гораздо более глубокий смысл.

 

 

Спарринг

В тренировочном процессе изучения боевых искусств су­ществует несколько видов спарринга: без контакта, с лег­ким контактом, с ограниченным контактом и с полным кон­тактом. Который из них вы выберете для практических заня­тий, зависит от вашего опыта преподавательской деятельности и поставленных перед учениками задач. Но какой бы вид спар­ринга вы ни определили для себя в качестве конечной цели, начинать следует с запланированного спарринга и уже от него постепенно переходить к спаррингу бесконтактному. На более высоких стадиях обучения в зависимости от инте­ресов учащихся можно вводить в спарринги различные сте­пени контакта.

Обучать ведению спарринга можно двумя способами: уст­раивая обусловленные или свободные спарринги. Сначала все спортсмены участвуют только в обусловленных спаррингах, и только позже, накопив определенный багаж мастерства, они могут переходить к проведению свободных спаррингов Практичёски отрабатывая заранее оговоренные атаки и контрата­ки, учащиеся постепенно постигают важность точного и кон­тролированного применения техник, используемых при веде­нии спаррингов.

Спортсмены, участвующие в обусловленном спарринге, ста­новятся лицом друг к другу и принимают боевые стойки. Ученик, исполняющий роль атакующего, проводит заранее оп­ределенный удар рукой или ногой (или комбинацию обоих ударов). Обороняющийся спортсмен также отвечает обуслов­ленным блоком и контратакующим приемом. На начальных этапах обучения все движения спортсменов, участвующих в обусловленном спарринге, должны соответствовать их уров­ню подготовки и быть тщательно отрепетированы. Позже можно будет оговаривать только атаку, предоставив защища­ющемуся спортсмену самостоятельно выбирать блоки и спо­собы контратаки. Такая методика будет способствовать развитию у новичков таких качеств, как чувство времени, спо­собность сделать правильный выбор из нескольких возмож­ных вариантов, скорость реакции и верное определение дис­танции в контролируемых обстоятельствах.  Для новичков, опасающихся спарринга из-за самой агрес­сивности его природы, обусловленный спарринг является са­мым безопасным способом преподнесения идей и стратегий этого метода обучения. Излишне отчаянных спортсменов обус­ловленный спарринг, напротив, научит контролировать свои действия.

Овладев определенным мастерством и перейдя на более высокие уровни обучения, спортсмены будут готовы к проведению свободных спаррингов. Свободные спарринги в зависимости от используемых в них стратегий можно подразделить на два вида: атакующие (предназначенные для отработки атакующих действий) и оборонительные (предполагающие проведение контратак). Сначала желательно обучать спортсменов наступательным инициативам, так как выполнить какое-либо действие проще и быстрее, чем соответствующее ему противодействие. Когда атакующие приемы в исполнении учащихся станут быстрыми и мощными, можно постепенно переходить к рассмотрению способов обороны против них и проведения эффективных контратак.

На еще более высоком уровне обучения, когда спортсмены полностью овладеют атакующими приемами, начинайте знакомить их со сложными контратакующими действиями и стра­тегиями активной обороны. Используемые на этом этапе тех­ники требуют быстрой реакции, однако они значительно эф­фективнее обычных атакующих действий. Одним из наиболее сложных видов контратакующих приемов является ловушка. Ставя ловушку, спортсмен проводит комбинацию обманных движений или ложных атак, тем самым вынуждая противни­ка выполнить требуемое от него действие. Обманные движе­ния, которыми могут быть внезапные перемещения корпуса или ног, предназначены для того, чтобы заставить противника раскрыться и провести против него результативную атаку.

Обучая спортсменов проведением обусловленных или сво­бодных спаррингов, учитывайте следующие моменты:

1. Всегда используйте предохранительное снаряжение, вклю­чая шлемы и щитки для рук, ног, груди, зубов и паха.

2. Четко и ясно объясняйте изучаемый материал, убедитесь, что учащиеся полностью понимают, что от них требуется. (Подробнее методика преподавания спаррингов описана в Главе 5.)

3. Каждый спортсмен должен в равной степени уделять вни­мание как сильным, так и слабым сторонам своего техни­ческого мастерства.

4. Все приемы должны отрабатываться с полной концентрацией внимания. Не допускайте появления автоматизма в действиях учащихся.

5. Скорость выполнения действий наращивайте постепенно. Как ни парадоксально, но чтобы уметь выполнить действие быстро, изучать его следует медленно.

6. При изучении техник последовательно переходите от прос­тых к более сложным.

7. Отрабатывайте техники с активной работой ног, чтобы с самого первого занятия спортсмены учились выполнять приемы в движении.

Очень важно, чтобы спарринги, как и все другие аспекты тренировочного процесса, были регулярной и последовательной практикой. Регулярное проведение спаррингов будет способ­ствовать развитию выносливости спортсменов и позволит им глубже понять собственные психические и физические особенности. А эти знания, в свою очередь, окажутся жизненно необходимыми для одержания победы в соревнованиях или способности защитить себя в непредвиденных ситуациях.

 

Самооборона

По сравнению с любым историческим периодом мы жи­вем в самом цивилизованном обществе. Множество законов призваны защищать нас и поддерживать порядок. Но тем не менее уровень преступности продолжает неуклонно расти. Не проходит и дня, чтобы невинные люди не пострадали от разного рода актов насилия. Видя неспособность властей справиться с преступностью, люди сами стремятся защитить себя и своих близких. Каждый человек, являясь членом общества, имеет полное право защищать себя от противозаконных посягательств на свою жизнь и здоровье.

Именно эта цель и приводит многих к занятиям боевыми искусствами. И вы как преподаватель боевых искусств обязаны сделать все от вас зависящее, чтобы такие люди могли чувствовать себя в безопасности и жить без страха за собственное будущее. Вы можете сделать это, научив их приемам самообороны, а также тому, когда и как пользоваться ими.

Существует множество самых разнообразных техник, в равной степени применимых в различных ситуациях. Исследуйте потребности каждого из своих учеников и определите, какие техники наиболее соответствуют их комплекции, силе, возрасту и физическим возможностям. Новичков в первую очередь обучите простым и эффективным действиям, которые они смо­гут легко запомнить и применить в различных обстоятельствах. Начинающим спортсменам крайне важно ощутить практическую эффективность изучаемых техник. Придя домой, они будут пытаться проверить действенность новых приемов на друзьях и родственниках. Поэтому, знакомя учеников с приемами, направленными против жизненно важных и наиболее уязвимых органов (глаза, горло, пах, нос, голени, колени), обязательно предупредите, что правильно проведенная атака может быть в высшей степени опасной для здоровья их близких.

Спортсменов, перешедших на более высокие стадии обучения, познакомьте с проведением захватов суставов и бросков. Обучать этим приемам следует медленно и постепенно, предварительно полностью добившись от спортсменов соблю­дения всех правил безопасности. Прежде чем ввести в тренировочную программу броски, научите своих воспитанников правильно падать, иначе им не избежать травм спины и шеи.

Кроме того, требуйте от спортсменов немедленно прекращать оказывать давление на сустав, как только партнер даст соот­ветствующий сигнал. Занимаясь под грамотным руководством квалифицированного инструктора, спортсмены смогут полнос­тью и безопасно для себя овладеть сложными и эффективны­ми техниками самообороны.

При преподавании способов самообороны чрезвычайно важ­но сделать акцент на том, что ни один из изученных приемов нельзя применять на практике вне тренировочного зала, если ;. на то нет веских причин. Поставьте учеников в известность о том, каким образом в вашей стране законы трактуют при­менение силы в целях самообороны.

 

Правила самообороны:

1. Уметь определять потенциально опасные ситуации.

2. Избегать опасных ситуаций. Это лучший способ самообороны.

3. Уклониться от боя, если это возможно, используя любые средства.

4. Если злоумышленник требует от вас материальные цен­ности, лучше отдайте их ему. Не рискуйте жизнью ради денег или другой собственности.

5. Активная самооборона — это последнее средство защи­тить себя. В этом случае действуйте решительно, быстро и мощно, полностью используя все свои знания и умения.

 

Психология самообороны:

1. Успокойтесь и расслабьтесь. Вы все еще живы.

2. Попытайтесь по-человечески договориться с нападающим.

3. Старайтесь не злить своего противника.

4. Попытайтесь отвлечь внимание атакующего и заставить его расслабиться и нападайте, когда он менее всего этого ожидает.

5. Ради спасения своей жизни без колебаний используйте все возможные способы самообороны.

Медитация

Естественной реакцией человека на какие-либо внешние или внутренние раздражители является волнение. Если вол­нение устранить или снизить, мозг приобретет большую самостоятельность и способность принимать верные решения. В восточных культурах для избавления от волнения и дости­жения состояния просветления издавна практиковался особый вид созерцательных упражнений, которые назывались Дзадзэн или Жоасун. В западном полушарии такие упражнения обычно называют медитацией. Медитация это состояние глубокого расслабления. И одновременно это состояние боевой готовности. Человеку несведущему такое утверждение может показаться противоречивым, однако именно в этом и заключается главный смысл медитаций. В процессе меди­тации сознание успокаивается и приходит в полную гармо­нию с окружающим миром.

Медитация является важной частью процесса изучения боевых искусств. Ее можно проводить до или после прак­тических занятий. С точки зрения психического воздей­ствия, медитация позволит учащимся повысить способность концентрироваться и более глубоко проникнуть в собственный внутренний мир. В физическом аспекте она улучшает техническое мастерство спортсменов, поскольку скорость и точность выполнения движений возрастают, когда организм расслаблен.

Занятия медитацией очень полезны и детям. Неболь­шие отрезки времени, отведенные для медитации, позволя­ют детям успокоиться перед основной тренировкой или восстановить силы после выполнения трудоемких упраж­нений. Не называя самого слова «медитация», просто пред­ложите детям удобно сесть и закрыть глаза. Этого будет достаточно — остальное возникнет само собой. Если дети начнут проявлять признаки беспокойства или отвлекать­ся, спокойно верните их к прерванной деятельности. Че­рез некоторое время вы с удивлением для себя заметите, что ваши юные воспитанники обращаются к медитации по собственной инициативе.

Для взрослых учащихся медитация имеет более серьезное значение. Хотя вы и не можете в точности объяснить им, как нужно правильно медитировать, вы способны направить усилия своих учеников в нужное русло. Традиционно меди­тацией принято заниматься сидя, однако здесь возможны ва­рианты в зависимости от индивидуальных наклонностей че­ловека. Какое бы положение вы ни выбрали, полностью рас­слабьте все тело. Если вы предпочитаете медитировать с открытыми глазами, сосредоточьтесь на точке, находящейся прямо перед вами, но не на материальном объекте.

Обратите внимание на дыхание. Следите за ритмичнос­тью вдохов и выдохов. Дышите, как обычно, через нос. Пол­ностью освободите сознание от любых конкретных мыслей. Если какая-либо случайная мысль приходит вам в голову, не обращайте на нее внимания, позвольте ей так же свободно покинуть ваш мозг. Не отторгайте ее специально. При ме­дитации сознание должно быть расслабленным.

Сначала очень трудно бывает сохранить концентрацию и свободное сознание. Поэтому постарайтесь не думать о том, каких результатов вы ждете от медитации. Большие надежды влекут за собой большие разочарования. Успех приходит в тот момент, когда вы менее всего его ожидае­те. А ключом к нему является упорная и регулярная прак­тика. При медитации ни в коем случае нельзя подгонять сознание. Оно должно быть прочным и спокойным. Меди­тация — это состояние сознания, поднимающее дух мас­теров боевых искусств.

Правильно проводимая медитация позволяет спортсменам успокоиться и обрести уверенность в своих силах. Благодаря ей они проникаются чувством внутренней гармонии. Им не грозят стрессы и психическое перенапряжение, поскольку они умеют контролировать собственные эмоции. Они со спокой­ной уверенностью встречают любые вызовы, которые бросает им жизнь.

 

Контроль дыхания

Дыхание представляет собой единственный способ насы­щения человеческого организма кислородом. Без постоянно­го притока кислорода жизнь продолжаться не может. Все происходящие в организме процессы управляются дыханием. Для боевых искусств дыхание имеет особую значимость. На­брав в легкие точно выверенное количество воздуха, можно в одно мгновение сделать тело упругим и невосприимчивым к атакам противника. При резком и внезапном выдохе проис­ходит полная концентрация энергии, все мышцы наливаются силой и действуют как единое целое.

Выдох часто сопровождается звуком, известным как киай или кихап. Хотя кихап можно принять за обычный крик, про­исхождение его иное. Кихап возникает в момент когда энергия тела заставляет мышцы затвердеть, и воздух вырывается из горла через маленькое отверстие. В результате человек издает громкий крик, зарождающийся в нижнем отделе брюшной полости. Феномен кихап можно сравнить с кипящей во­дой. Когда вода кипит в чайнике без крышки, она всего лишь тихо булькает, и не более того. Если же чайник с кипящей водой накрыть крышкой, оставив свободным только узкое от­верстие носика, воздух будет вырываться из него тонкой струйкой с пронзительным свистом.

Кихап позволяет полностью сконцентрировать психическую и физическую энергию и обрести таким образом максималь­но возможную мощь. Кихап, кроме того, помогает избавиться от собственных страхов и дает возможность психологически подавить противника.

Что еще более важно, контролируя дыхание, вы контроли­руете использование организмом его бесценных энергетичес­ких ресурсов. Естественной реакцией на недостаток кисло­рода в легких являются быстрые и судорожные вдохи. Одна­ко это не самый эффективный способ насыщения мышц кислородом. Дыша медленно и глубоко в периоды усталости, вы можете в течение продолжительного времени пополнять легкие обильными запасами кислорода. При глубоком дыха­нии кровь активнее насыщается кислородом и мышцы, следо­вательно, быстрее восстанавливают свой потенциал и рабо­тоспособность.

Кроме того, в реальном бою или в турнирной схватке реко­мендуется скрывать от противника свой режим дыхания. В противном случае опытный боец, уловив чередование произ­водимых вами вдохов и выдохов, воспользуется этим, чтобы атаковать вас на вдохе, когда вы не в состоянии будете отве­тить мгновенной контратакой.

 

Теория мощи*

Идеальным бойцом можно назвать такого человека, который в состоянии последовательно и точно наносить удары в цель с максимальной мощью и скоростью и одновременно сохранять полный физический и психологический контроль над ситуацией. И хотя в действительности очень немногие способны достичь этого идеала, работа каждого инструктора состоит в том, чтобы всеми силами содействовать своим уче­никам в решении этой задачи. Главная цель любого процесса обучения заключается в определении потенциальных способностей учеников и развития их до максимально возможных пределов. Эти пределы у каждого разные, и зависят они от индивидуальных особенностей спортсменов, однако квалифи­цированному инструктору по силам добиться от своих учени­ков полного проявления их способностей.

Помочь своим воспитанникам в достижении оптимально­го уровня мастерства вы можете путем развития их мышеч­ной силы, мышечной выносливости, гибкости, скорости, координации, точности и концентрации. Эти компоненты объеди­няются общим понятием «теория мощи». Подробно объяснив ученикам, как эти компоненты взаимосвязаны между собой в ежедневном тренировочном процессе, вы позволите спортсме­нам глубже осознать свои потенциальные возможности.

Мощью называется сила, развиваемая в течение опреде­ленного отрезка времени. В математике она определяется как произведение силы и скорости**.

 


* Автор в данном случае имеет в виду мощность, развиваемую организмом спортсмена, но выражение «мощь» выбрано как более соответствующее духу книги. (Прим. редактора.)

** Выпускники российских школ привыкли к несколько другому математичес­кому определению мощности: «Мощностью называется отношение работы к промежутку времени, в течение которого эта работа совершена». Хотя мате­матически эти выражения тождественны. (Прим. редактора.)

С точки зрения физио­логии силой и скоростью являются мышечная сила и быст­рота выполнения действий. Чтобы мощь проявлялась в про­должение некоторого периода времени, необходимо обладать выносливостью.

 
Компоненты мощи 1. Сила 2. Скорость 3. Гибкость 4. Концентрация 5. Координация 6. Точность 7. Взаимосвязь психических и физических навыков

 

 


Мышечной силой называется способность эффективно пре­одолевать сопротивление при помощи силы. Чем сильнее мышцы, тем большим двигательным потенциалом они облада­ют и тем результативнее, соответственно, оказывается их ра­бота. Самый простой и наименее трудоемкий способ разви­тия мышечной силы состоит в регулярном выполнении эле­ментарных физических упражнений, в число которых входят отжимания, качание пресса, приседания, прыжки с касани­ем коленями груди и прерывистый бег (спринт).

Тренировки с отягощением также представляют собой эффективный способ развития силы главных мышечных групп. Чтобы не утратить гибкость и повысить выносливость, на тре­нировках с отягощением при изучении боевых искусств це­лесообразнее работать с небольшим весом, но выполнять максимально возможное число повторений упражнения. Скорость и гибкость в любом стиле единоборств не менее важны, чем сила, и потому ни одно из этих качеств не должно разви­ваться в ущерб другому.

На силовых тренировках развивайте те мышцы, которые играют главную роль в изучаемом вами стиле, особенно круп­ные мышечные группы ног и торса. Интервалы между трени­ровками для каждой мышечной группы должны составлять не менее 48 часов. То есть если в понедельник вы развиваете мышцы нижних конечностей, то во вторник следует выпол­нять упражнения для мышц торса. Такие перерывы позволят восстановиться мышечным клеткам. Именно процесс восста­новления вызывает рост мышц в объеме, и не стоит преры­вать его. Достижение лучших результатов возможно только при неторопливой и целенаправленной работе.

Вместе с развитием мышечной силы будет повышаться и скорость выполнения действий. Эти процессы взаимосвязаны, однако можно развивать скорость и самостоятельно, отдельно от силовых тренировок. Скорость зависит от быстроты сокра­щений мышечных волокон. Наиболее эффективным способом повышения скорости сокращений мышечных волокон являются такие взрывные упражнения, как, например, резкий старт при забеге на спринтерскую дистанцию. Выполняя это упражнение для развития скорости, сосредоточьтесь на том, чтобы старто­вать как можно резче и стремительнее, а остальную часть забе­га проводите уже в свободном режиме. Главное — максималь­но быстро выполнить начальное движение, а затем по инерции можно пробегать еще несколько шагов, пока не иссякнет взрыв­ная энергия старта. Повторяйте это упражнение снова и сно­ва.

Параллельно с развитием скорости необходимо трениро­вать и такую ее составную часть, как реакция. Реакцию мож­но рассматривать как психическую скорость, и потому ее сле­дует развивать так же, как вы развиваете скорость физичес­кую. Наилучшим способом тренировки реакции является повторяющееся моделирование ситуаций, в которых от вас требуется выбрать и выполнить "одно" из нескольких возмож­ных действий. Причем в этом случае результаты должны быть наглядными. Например, попросите партнера спрятать за спи­ну две наручные мишени. Пусть он в произвольной последо­вательности выставляет их перед вами, а вы наносите по ним соответствующие удары руками или ногами. Результаты уда­ров — попадания или промахи — будут очевидны.

Сила и скорость являются основными компонентами мощи, однако в огромной степени на них влияют наличие или от­сутствие у спортсмена таких качеств, как гибкость, координа­ция и равновесие. Гибкость крайне важна для мастера бое­вых искусств, так как дает возможность значительно увели­чить радиус действия всех частей тела. Лишенный гибкости спортсмен заметно ограничен во всех своих движениях. Тре­нировка гибкости - процесс длительный, однако при регуляр­ном выполнении растяжений и упражнений для развития суставов уже через три месяца вы начнете замечать в себе разительные перемены. Если параллельно с растяжениями выполнять дыхательные упражнения и ежедневно в больших количествах пить воду, это благотворно скажется на разви­тии мышц, которые регулярно будут пополняться необходимы­ми им запасами кислорода.

Каждый приступающий к занятиям боевыми искусствами спортсмен на собственном опыте убеждается, что, не обладая координацией и чувством равновесия, практически невозмож­но правильно выполнить ни одну технику. Оба эти качества чрезвычайно важны для проведения быстрых комбинаций, из которых состоят спарринги, установочные упражнения и при­емы самообороны. Лучший способ повышения координации состоит в том, чтобы разучивать каждое новое движение медленно, при необходимости разделив его на несколько состав­ных элементов. Когда это движение станет для вас полнос­тью понятным и привычным, увеличивайте скорость и мощь его выполнения. При этом будет развиваться координация движений, а само выполнение действия будет становиться все более уверенным.

Изучая теорию мощи, вы заметите, что она состоит из мно­жества независимых друг от друга частей. И важно сохранить надежный баланс всех ее элементов. Какую бы громад­ную мощь вам ни удалось сконцентрировать, польза от нее будет минимальной, если вы не обладаете выверенным чув­ством времени и точностью. Вы можете нанести противнику невероятно страшный по силе удар, но если он не достигнет цели, вы просто напрасно растратите всю вложенную в него энергию.

Точное чувство времени возможно только при спокойном сознании. Когда ваш мозг спокоен, он настроен на восприя­тие жизненных ритмов всего вашего организма. А это глав­ное условие для умения определить, когда атаковать, а когда следует подождать. Точность формируется в том случае, если с самого начала занятий вы акцентируете внимание на пра­вильности выполнения каждого движения. Всегда тренируй­тесь с полной концентрацией, полностью сосредоточившись на детальном изучении каждой техники. Лучшей техникой

считается та, выполняя которую вы наносите удар по движущейся мишени.

До сих пор я говорил только о физических аспектах тео­рии мощи. Однако физические возможности представляют собой лишь часть того, что необходимо для проявления мощи. Источником настоящей, основной мощи мастера боевых ис­кусств является его дух. Сила духа — это именно то высшее качество, которое стремится обрести каждый по-настоящему преданный изучаемому стилю спортсмен. Тело представляет собой лишь инструмент, физически воплощающий проявления силы духа. Если отточить этот инструмент до совершенства, области применения его станут поистине безграничны.





Часть 5. МЕТОДИКА

 

Можно объяснить, что такое вода,

но влаги во рту от этого не прибавится.

 

Такуан



Глава 5.

Методика преподавания

Исторически сложилось так, что преподавание принято считать одновременно искусством и наукой. Рассмотрение его как искусства предполагает, что, поскольку преподавание представляет собой передачу знаний от человека к человеку, на первые места должны выдвигаться гибкость подхода, мораль­ные ценности и эмоциональное участие. В соответствии же с научной точкой зрения, преподавание является упорядочен­ным процессом и, чтобы быть успешным, оно должно подчи­няться определенным правилам и теориям.

Большинство преподавателей на собственном опыте прихо­дят к мнению, что наилучшие результаты в учебном процессе достигаются при сбалансированной комбинации этих двух под­ходов. Жесткий учебный план и требования дисциплины, смяг­ченные гибкостью преподавателя и его внимательным отноше­нием к нуждам своих учеников, создают наиболее благоприят­ную обстановку для эффективной передачи знаний. Поэтому в своей работе вы должны найти то равновесие в использова­нии этих двух подходов, которое максимально соответствовало бы вашим индивидуальным особенностям и поддержанию в школе требуемой рабочей атмосферы.

В процессе преподавания старайтесь избегать крайностей. Слишком жесткий учебный режим и завышение требования к дисциплине препятствуют проявлению инициативы со сто­роны учащихся и планомерному развитию их врожденных качеств. Бессистемные занятия, с другой стороны, не позво­ляют ученикам почувствовать себя в безопасности и не дают возможности полностью сконцентрироваться на изучаемом материале. Если вы заметите, что атмосфера на проводимых вами тренировках становится слишком жесткой или мягкой, незаметно постарайтесь вернуть ее в прежнее положение устойчивого равновесия.

В этой главе мы рассмотрим, как составить учебный план (подход к преподаванию с точки зрения науки) и как практи­чески воплотить его в ежедневном тренировочном процессе (аспект искусства в преподавании).

 

Структура учебного плана

Для того чтобы учебный процесс был эффективным, препо­даватель должен иметь тщательно разработанный учебный план, максимально пригодный для работы с учащимися раз­личного уровня подготовки. Учебный план занятий боевыми искусствами строится на основе последовательного освоения следующих тем:

1. Общеразвивающие упражнения.

2. Способы и приемы самообороны.

3. Физические аспекты искусства.

4. Развитие внутренней силы и духа.

5. Взаимодействие духа и тела.

Ниже я предлагаю вашему вниманию структурные образ­цы учебных планов, которые можно использовать как руковод­ство для составления собственных планов работы. Конечно, не каждый из перечисленных пунктов применим в изучении вашего стиля именно в том виде, в котором он представлен в таблицах, однако в своем искусстве вы непременно найдете соответствующие ему элементы. К примеру, в графе «Допол­нительная тренировочная практика» таблицы «Средний уро­вень подготовки» указана отработка ударов ногами на тяже­лой груше. Сделано это по той причине, что именно на этой стадии обучения вводится исполнение технических приемов с применением силы. Если в вашем искусстве силу принято развивать иным способом, начинайте выполнять предназна­ченные для этого упражнения на среднем уровне обучения. Проанализируйте предъявляемые к каждому уровню требова­ния с творческих позиций и, основываясь на предлагаемых планах, ищите наилучший способ преподнесения вашего вида и стиля.

Кроме общих задач и способов обучения, тренировочные планы каждого уровня должны включать в себя изучение со­ответствующих технических приемов (т. е. основных движе­ний, комбинаций, способов самообороны, проведение заплани­рованных спаррингов и т. д.). В зависимости от специфики преподаваемого искусства сгруппируйте технические приемы по сложности или общим особенностям проведения. Регулярно обновляйте свои тренировочные планы и используйте разно­образные методические приемы, и тогда проводимые вами занятия не утратят своего интереса для учащихся.

 

Начальный уровень подготовки (до 6 месяцев обучения)

Главная цель   Познакомить новых учащихся с основ­ными движениями и школьными прави­лами
Необходимое условие   Убедиться в готовности учащихся выполнять требования инструктора
Методические задачи   1. Определить главные и промежуточные цели 2. Научить спортсменов мысленно пред­ставлять себе правильное выполне­ние каждой новой техники, чтобы они могли самостоятельно оценивать соб­ственную практическую работу 3. Новые техники объяснять просто и доступно и лично демонстрировать их выполнение 4. Дать базовые знания о языке, исто­рии и традициях изучаемого стиля
Дополнительная тренировочная практика   1. У закрепленного на стене поручня (или у шведской стенки) отрабатывать гибкость и координацию 2. Проводить силовые тренировки для общего физического развития
Причины возможных неудач   1. Разочарование от недостатка физических сил 2. Разочарование от слишком быстрого медленного прогрессирования группы 3. Занятия не соответствуют ожиданиям учащегося 4. Сложности в следовании правилам школы 5. Усталость или боль
Способы решения проблем   1. Упростить методики преподавания 2. Быть гибче в общении с группой 3. Изучать приемы, применимые в реальных условиях 4. Знать индивидуальные особенности учащихся и их потребности 5. Комбинировать аэробные и анаэробные упражнения 6. Положительно оценивать старатель­ность учащихся

 

Средний уровень подготовки (от 7 месяцев до 2 лет обучения)

Главная цель Объединение отдельных движений в единое действие
Необходимое условие 1. Успешное завершение программы на­чального уровня подготовки 2. Твердое знание базовых техник
Методические задачи 1. Выполняя комбинационные упражне­ния, отрабатывать плавный переход одного движения в другое 2. В упражнениях с партнером развивать чувство времени и пространственное восприятие 3. Избавиться от лишних (паразитных) движений и четко выполнять базовые техники Вводить в тренировки элементы раз­вития скорости и силы
Дополнительная тренировочная практика 1. Тренировка с тяжелой грушей 2. Отработка ударов руками и ногами по мишени (ручные подушки и «лапы») 3. Бег зигзагом 4. Прыжки через скакалку
Причины возможных неудач 1. Травмы, вызванные перетренированностью 2. Отсутствие целей или нечеткая мо­тивация 3. Потеря личной заинтересованности, присутствовавшей на начальной стадии 4. Недостаточный прогресс в физичес­ком развитии
Способы решения проблем 1. Совершенствовать выполнение базовых техник 2. Поставить конкретные цели 3. Положительно оценивать работу учащихся 4. Обучать новым техникам постепенно 5. Использовать в тренировках упражнения для развития силы

 

Продвинутый уровень подготовки (от 2 до 3 лет обучения)

Главная цель Четкость, скорость и точность выполне­ния техник
Необходимое условие 1. Успешное завершение программы среднего уровня подготовки 2. Уверенное выполнение различных движений в единой комбинации
Методические задачи 1. Выполняя требующие реакции упраж­нения, развивать чувство своевремен­ности 2. Отрабатывать автоматическое (реф­лекторное) выполнение техник 3. Обеспечить устойчивую личную мо­тивацию, выполняя упражнения для развития навыков самообороны
Дополнительная тренировочная практика 1. Специализированные упражнения для развития скорости и реакции 2. Специализированные упражнения для развития мышечной силы
Причины возможных неудач 1. Учащиеся уже достигли поставленной для себя цели (истощение мотивации) 2. Скука из-за недостатка новых техник 3. Неспособность изучать новые техники из-за отсутствия прочных знаний базовых техник
Способы решения проблем 1. Поставить новые, более сложные цели 2. Научить создавать новые техники ком­бинированием простых приемов 3. Доводить выполнение базовых техник до совершенства 4. Повысить интенсивность силовых трени­ровок, чтобы учащиеся могли справить­ся с возрастающими физическими тре­бованиями занятий 5. Научить философски относиться к тре­нировочному процессу

 

Уровень подготовки черного пояса (свыше 3 лет обучения)

Главная цель Научить сложным понятиям и закрепить знание внутренней сути искусства
Необходимое условие 1. Успешное завершение программы продвинутого уровня подготовки 2. Сознательная и полная преданность тренировочному процессу
Методические задачи 1. Обучить сложным техникам и стратегиям 2. Предоставить учащимся достаточно времени для самопознания 3. Дать максимум информации об исто­рии, традициях и философии искусства 4. Познакомить с теорией биомеханики и основами физики 5. Научить оказывать первую помощь и проводить реанимационные проце­дуры с использованием искусствен­ного дыхания и закрытого массажа сердца
Дополнительная тренировочная практика 1. Проводить анализ видеозаписи вы­ступлений учащихся 2. С помощью вспомогательных средств обучения познакомить со сложными аспектами искусства
Причины возможных неудач 1. Ложное чувство овладения мастер­ством 2. Раннее стремление открыть собствен­ную школу боевых искусств 3. Ложные представления об обладании черным поясом 4. Неспособность выполнять требования, выдвигаемые уровнем черного пояса
Способы решения 1. Подчеркнуть значимость перехода на качественно новый уровень обучения 2. Предоставить возможность препода­вать самостоятельно 3. Настаивать на совершенствовании базовых техник 4. Развивать чувство ответственности

 

Составление поурочных планов

Имея в виду предложенную выше структуру учебного пла­на, мы можем рассмотреть принципы составления поурочного плана. Ежедневное планирование занятий крайне необходимо для эффективного воплощения в жизнь ваших замыслов. Со­ставляя план урока, в первую очередь обращайте внимание на цели, которые вы намереваетесь достичь. В произвольной фор­ме составьте список целей, решению которых будет посвяще­но занятие, и, основываясь на этих целях, продумайте, какой материал и каким образом преподнести учащимся на уроке.

Определите новые техники и подготовьте краткое описа­ние каждой из них. Выделите достаточно времени для прак­тической отработки новых техник после того, как они будут представлены группе. Не забывайте о ритме занятия. Луч­шие результаты достигаются в том случае, если периоды ак­тивной деятельности чередуются с периодами отдыха. Для установления необходимого ритма занятия можно воспользо­ваться двумя взаимодополняющими способами: интенсивную практическую деятельность прерывать частыми паузами для отдыха или проводить менее интенсивную тренировку с ред­кими перерывами на отдых. Занятия с высокой интенсивнос­тью нагрузок предпочтительны при повторении выученных ранее техник и для развития выносливости. Низкую интен­сивность тренировок рекомендуется использовать при изуче­нии новых техник, так как уставшим мышцам трудно выпол­нить требуемое от них действие, а психическая усталость негативно влияет на способность воспринимать новый мате­риал и правильно складывать отдельные движения в единую комбинацию.

Определив ритм проведения занятия и новые техники, ко­торые вы будете на нем разучивать, переходите к пошагово­му составлению плана урока, учитывая его темы, методику преподавания и количество времени, отводимое для изучения каждой темы.

 

Три стадии поурочного плана

Типичный план урока строится на основании трех стадий, обязательных для каждого занятия:

1) разминка (разогревание)

2) основная тренировка

3) заминка (остывание)

Разминка предназначена для ускорения кровообращения в организме, подготовки мышц и суставов к активной физичес­кой деятельности и повышения температуры тела. Для раз­минки желательно отводить от десяти до пятнадцати минут. (Более подробно о разминке говорилось в разделе «Общеразвивающие упражнения» Главы 4.)

Стадия основной тренировки включает в себя изучение тех­ник, стратегий и психическую подготовку. Интенсивность за­нятия и объем практической работы определите на основании физической подготовленности ваших учеников. Основная тре­нировка должна состоять из пяти важнейших элементов:

1) изучение техник и тактик

2) развитие скорости

3) развитие силы

4) развитие выносливости

5) взаимосвязь перечисленных выше качеств и психичес­кая подготовка

Техники и тактики подразумевают изучение установочных упражнений, обусловленных и свободных технических приемов, работы ног, оружия, обманных маневров, ритма, действий в различных ситуациях боя и т. д. Новые технические приемы изучайте в начале занятия, когда наиболее обострено внима­ние учащихся и над ними еще довлеет физическая усталость. Только в этом случае они смогут наиболее качественно отрабатывать новые техники.

После теоретического и практического знакомства с но­выми техниками переходите к развитию скорости, выносли­вости и силы. Над каждым из этих элементов можно работать отдельно или в сочетании с другими. Например, быст­рый старт развивает скорость и силу ног, однако не оказыва­ет практического влияния на владение техническими приема­ми. А вот выполнение максимально возможного количества прямых ударов ногой за одну минуту повышает скорость, вы­носливость и вносит значительный вклад в овладение техни­ками ударов ногой. Объясняя, как правильно выполнять уп­ражнения для развития скорости, силы и выносливости, под­черкните необходимость стремления к простоте. Самыми эффективными техниками являются базовые, которые выпол­няются по прямой траектории. Использование сложных тех­ник в качестве общеразвивающих упражнений легко может привести к травматизму.

Техник, изучение и отработка которых проводится на ста­дии основной тренировки, множество. Выберите из них те, которые максимально отвечают потребностям ваших учени­ков. Основная тренировка должна занимать подавляющую часть всего урока. Ее продолжительность составляет от 35 до 40 минут шестидесятиминутного занятия.

Последняя стадия, заминка, служит для возвращения орга­низма в то состояние, в котором он находился до трениров­ки. Между периодами интенсивной активности и относитель­ной пассивности организму для восстановления необходим непродолжительный промежуточный этап. Медленные упраж­нения на растяжение и неторопливые двигательные упраж­нения способствуют возобновлению прежней скорости кро­вообращения и помогают мышцам избавиться от накопивше­гося в них напряжения. В противном случае на следующий день в мышцах будут ощущаться боли и закрепощенность. Заминка также полезна и для того, чтобы успокоить созна­ние и вернуть его в прежнее состояние. Эта заключительная стадия тренировки должна продолжаться от 5 до 10 минут.

Составление плана урока 1. Определить главные цели 2. Отобрать для изучения новые технические приемы 3. Определить порядок и степень изучения новых техник 4. Определить ритм занятия 5. Составить план урока а. разминка б. основная тренировка — изучение техник и стратегий — развитие скорости — развитие силы — развитие выносливости — взаимосвязь физических и психических качеств в. заминка

 

 


Образец плана урока для группы начального уровня подготовки

 

1. Главные цели:

а. повысить общий уровень физической подготовки

б. познакомить с передним ударом ногой и ударом кулаком в средний уровень

в. обучить двум техникам захватов суставов в целях самообороны

 

2. Интенсивность тренировки: низкая интенсивность (для начинающих)

 

3. Содержание занятия:

а. растяжения и упражнения для общего физического развития

б. передний удар ногой, удар кулаком в средний уровень

в. основные блоки, стойки

г. техники захватов суставов

д. медитация

 

4. План:

А. Разминка (15 минут):

а. выпрыгивание из приседа (20 повторений)

б. упражнения для расслабления суставов (шеи, плеч, бедер, коленей)

в. растяжения верхней части корпуса (3 вида)

г. растяжения нижней части корпуса (5 видов)

д. отжимания (20 повторений)

е. качание пресса (20 повторений)

ж. резкий старт (5 повторений)

Б. Основная тренировка (35 минут):

а. обучить переднему удару ногой и удару кулаком в средний уровень

б. самостоятельная работа учащихся (в группе и 4 :                 индивидуально)

в. проверка выполнения переднего удара ногой и удара кулаком в средний уровень — ключевые моменты

г. проверка выполнения основных блоков и стоек (в группе)

д. обучить обороне против захвата плеча и захвата руки

е. самостоятельная работа в парах

ж. проверка применения способов самообороны — ключевые моменты

В. Заминка (10 минут):

а. медитация и мысленное представление новых техник

б. легкие растяжения

 

Процесс обучения

Чтобы ваша педагогическая деятельность была эффектив­ной, в первую очередь вы должны представлять себе техпроцессы, которые происходят в сознании учащихся каждый раз, когда вы излагаете им новый учебный материал. Понимая и используя законы, определяющие восприятие человеком ин­формации, вы сможете сделать свои методические приемы максимально результативными.

Прежде чем предложить учащимся новый материал, вы должны завладеть их вниманием. Внимание человека контро­лируется так называемыми сенсорными накопителями. Сенсорные накопители просеивают через себя всю входящую информацию, изучая ее в течение трех-пяти секунд. За этот короткий отрезок времени они определяют, заслуживает ли эта информация более пристального внимания или же она несущественна. Например, когда на оживленной улице вы ожидаете автобус, сенсорные накопители отвергают инфор­мацию о непрерывном потоке проезжающих мимо вас легко­вых автомобилей как не имеющую значения, но при прибли­жении транспортного средства больших размеров они дают мозгу команду напрячь внимание. Вот почему вы практичес­ки не замечаете легковые автомобили, но мгновенно сосредо­точиваетесь, когда в поле зрения появляется автобус или по­добный ему по размерам автомобиль.

Задача преподавателя, соответственно, состоит в том, что­бы дать ученикам такую важную информацию, которую сен­сорные накопители расценили бы как заслуживающую более пристального внимания. Анализируя информацию и предпо-лагая7 что ~за~1?ей~последует, сенсорные накопители отдают предпочтение тем сведениям, знания о которых уже хранятся в долговременной памяти (Ниссер, 1976 г.). Поэтому, чтобы завладеть вниманием учащихся, вы должны каждый раз начи­нать изложение нового материала таким образом, чтобы воз­действовать предлагаемой информацией на сенсорные нако­пители и заставить их определить сообщаемые сведения как заслуживающие внимания. Если информация, содержащаяся в вашем вступительном сообщении, будет интересной для учащихся, они с повышенным вниманием станут ждать, что за ней последует.

Завладев вниманием учащихся, продумайте, как они бу­дут обрабатывать и систематизировать входящую информа­цию. Процесс обучения является результатом взаимодействия внешнего раздражителя (информации) и обучаемого (того, кто обрабатывает и усваивает информацию).

В обработке информации выделяются следующие шаги, или этапы:

1. Восприятие раздражителя.

2. Осознание раздражителя.

3. Трансформирование раздражителя в мысленный образ.

4. Сравнение раздражителя с хранящейся в памяти информа­цией.

5. Определение места раздражителя в системе имеющихся знаний.

6. Сознательное использование раздражителя (Миллер, 1983 г.). Как только учащийся определит входящую информацию как имеющую ценность, он попытается осознать ее и — если эта информация касается физической деятельности — создать в сознании ее мысленный образ. Затем он сравнивает ее с подобной информацией, знаниями о которой уже обладает. Нако­нец, он определит место полученной информации в уже имею­щейся системе знаний и станет использовать ее в соответствующих ситуациях. Этот процесс подтверждает, насколько важно, чтобы обучение было последовательным. Если вы пре­подаете новую технику, основываясь на уже изученных ранее техниках, вашим воспитанникам будет легче обработать новую информацию, поскольку они смогут сравнить ее с уже имеющимися в памяти сведениями и правильно определить то место, которое она должна занять в общей системе накоп­ленных знаний. В противном случае, если ваши занятия ли­шены системы и вы преподаете ученикам ничем не связанные между собой техники, это значительно затруднит обработку спортсменами предлагаемой им информации и существенно замедлит их прогресс.

Качественная обработка входящей информации — процесс весьма сложный. Сразу воспринять и обработать мозг в состоянии только небольшой объем новых сведений. Поэтому для эффективной обработки информации и прочного ее ус­воения новые техники вводите по частям, предварительно разделив их на отдельные фрагменты. Если учащиеся недостаточно уверенно выполняют какую-то часть техники, значит, этот элемент был слишком велик для усвоения и обработки. Разделите его еще на несколько фрагментов и изучай­те по частям. Обучение возможно только при активном ^ взаимодействии учителя и ученика. В этом процессе обе сто­роны должны быть внимательны друг к другу.

Кроме процесса обработки информации, на обучение влия­ют и следующие факторы:

1. Индивидуальные особенности обучаемого (уровень мастер­ства, объем имеющихся знаний, степень заинтересованности в изучаемом материале).

2. Активность обучаемого (общий объем действий, совершае­мых обучаемым в процессе выполнения задания).

3. Форма изучаемого материала (визуальная, текстовая).

4. Критерий оценки (тип обработки информации) (Брэнсфорд, 1979 г.).

Планируя практические занятия, учитывайте эти факто­ры, чтобы сделать учебный процесс максимально эффектив­ным. Если у учащихся лучше развито зрительное восприятие материала, больше внимания уделяйте демонстрациям тех или иных техник. Если учащиеся не могут быстро обрабатывать г предлагаемую им информацию, несколько замедлите введение нового материала и используйте на тренировках дополнитель­ные упражнения в больших количествах. Если учащиеся ис­пытывают сложности в выполнении письменных тестов, замените их устными экзаменами или практическими контрольными проверками. Напротив, для немолодых или недостаточно развитых физически учащихся сложные практические задания целесообразно заменить, например, письменными работами по философии изучаемого искусства. Если вы не будете стремиться приспособиться к той форме обучения, которая наиболее приемлема для ваших воспитанников, они могут утратить веру в свои силы и даже вообще потерять интерес к занятиям.

Существует еще один аспект, который нельзя не учитывать при планировании учебного процесса. В 1901 году Торндайк и Вудвортс ввели такое понятие, как «восприятие обучения», из которого позже сформировалась «теория идентичных элемен­тов». Согласно этой теории, чем больше степень схожести между стимулом поставленного задания и ответной реакцией, тем легче воспринимается новая информация. Проще говоря, хранящиеся в мозгу сведения в значительной степени влияют на обучение новым, но схожим с уже имеющимися умениям. Эта теория нашла живой отклик у психологов, занимав­шихся разработкой моделей поведения человека в различных ситуациях, в результате чего были определены три типа вос­приятия обучения: позитивное, негативное и нейтральное. Позитивное восприятие имеет место в том случае, когда пред­шествующая информация помогает усвоению информации последующей. Например, если ученик достаточно уверенно выполняет удар ногой с разворотом, он легко освоит и удар ногой с разворотом в прыжке, поскольку действия, необходи­мые для выполнения этих двух техник, схожи между собой.

Негативное восприятие, напротив, наблюдается в таких ситуациях, когда имеющиеся знания мешают усвоению новой информации. Это происходит в том случае, если два схожих задания требуют различных ответных реакций. Например, вы достаточно легко сможете научить новичка выполнять хлест­кий передний удар ногой. Но когда вы попытаетесь объяс­нить ему правила проведения толчкового переднего удара ногой, он может испытать некоторые затруднения. Оба удара называются передними и требуют очень похожих внешне действий, однако ожидаемые от них результаты различны. Для выполнения хлесткого переднего удара ногой необходима ско­рость и ловкость, тогда как толчковый передний удар ногой требует мощи и общей двигательной координации. Обучая спортсменов различным, но схожим техникам, в первую очередь подчеркивайте разницу между ними, а не подобие.

Наконец, если предшествующие знания не оказывают ни­какого влияния на новую информацию, это называется нейт­ральным восприятием. Например, обучение переднему удару ногой никак не скажется на способности учащихся запом­нить правила школы. Эти две темы абсолютно не связаны между собой, и для восприятия одного задания мозгу нет не­обходимости прибегать к ревизии другого.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.193 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь