Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Психологические изменения



Уверенность возникает при осознании способности защитить себя. Психологическая устойчивость, развиваемая на занятиях боевыми искусствами, благотворно воздействует и на повседневную жизнь, порождая стойкое чувство собственного достоинства.

Повышение самооценки является результатом позитивного отношения к жизни, знаний и внутренней дисциплины, которые все вместе создают структурную схему преодоления препятствий и обеспечивают убежденность в успехе.

Убежденность в том, что вы в состоянии контролировать любую ситуацию и способны обеспечить собственную безопасность, вырабатывается на занятиях боевыми искусствами.

Вера в успех появляется в результате регулярного достижения поставленных перед собой ближних и дальних целей на занятиях боевыми искусствами.



1. Понимание и уважение общечеловеческих ценностей и мнения других людей. Боевые искусства в большой степени учат уважению общечеловеческих ценностей на при­мерах системы этикета и взаимоотношений между инструк­торами и учениками. С первого дня занятий ученики учатся уважать своих преподавателей и старших товарищей, кото­рые тренируются вместе с ними. Младшие выражают свое уважение к старшим поклонами, а также кланяются, входя в спортивный зал и покидая его, отдавая тем самым дань ува­жения месту, где они получают знания. Кроме того, они учат­ся уважать саму жизнь и никогда не использовать свое мас­терство в ущерб другим, не имея на то веских причин.

2. Устойчивые привычки к работе и самодисциплине Дисциплина, как и уважение, является одним из краеу­гольных камней воспитательного процесса в боевых искус­ствах. Недисциплинированный ученик физически не в со­стоянии овладеть сложными и требующими упорного труда техническими приемами искусства. Чтобы добиться успеха, каждый боец должен настойчиво работать и постоянно сле­дить за собственной дисциплиной. Инструктор может спо­собствовать воспитанию самодисциплины ученика, помогая ему ставить перед собой цели и напряженно трудиться для их достижения.

3. Осознание себя полноправным членом семьи и общества. Люди, занимающиеся боевыми искусствами, являют­ся членами организованного сообщества, в котором они учат­ся взаимной ответственности и взаимодействию. Во многих школах ученикам вменяется в обязанность поддерживать чистоту в учебных помещениях и заботиться о сохранности тренировочного оборудования. Таким образом они практически вносят свой вклад в создание благоприятных и безопас­ных условий учебного процесса.

4. Этичное поведение, основанное на соблюдении норм нравственности и морали. Преподавание боевых ис­кусств ученикам, не осознающим важности этичного пове­дения, крайне опасно. Ученики должны понимать необходимость правильного использования своих знаний даже в тех слу­чаях самообороны, когда нанесение физического ущерба против­нику на первый взгляд может показаться оправданным. Квали­фицированный инструктор всегда объяснит своим ученикам, когда и в каких пределах допустимо применять полученные на трени­ровках знания и какое количество силы необходимо вкладывать в самооборону. Он не станет обучать тех, для кого боевые ис­кусства являются лишь инструментом насилия.

5. Интеллектуальная любознательность и стремление к продолжению образования. Боевые искусства — это вид деятельности, одинаково подходящий для людей любых возрастов и физических способностей. Составляя учебные планы, инструктор должен учитывать возможности учеников различ­ных возрастных групп. Если инструктор занимается с каж­дой возрастной группой в соответствии с возможностями и стремлениями своих учеников, он побуждает их продолжать изучение боевых искусств на протяжении всей жизни, пото­му что на каждом уровне его воспитанники будут делать новые открытия и ставить перед собой новые цели.

6. Эстетический вкус и самовыражение в искусстве. Преподавая боевые искусства, инструктор не должен забывать, что это не только система ведения боя, но и искусство. Хо­роший педагог знакомит своих учеников не только с практи­ческими, но и с эстетическими аспектами изучаемого стиля. В любом обществе представители искусств — от примитив­ных художников первобытных племен и до великих мастеров эпохи Возрождения — всегда пользовались огромным внима­нием и уважением. Каждый человек, если он хочет стать раз­носторонней и гармонично развитой личностью, должен фор­мировать в себе эстетический вкус.

7. Духовное и физическое здоровье. Духовное и физи­ческое здоровье является главным и наиболее очевидным ре­зультатом занятий боевыми искусствами. С самого первого дня тренировок ученики чувствуют себя здоровее. Они учат­ся правильно выполнять физические упражнения, тонизиро­вать организм, естественно двигаться, развивать координацию и еще многому и многому другому. Опытный инструктор, стремясь еще более укрепить здоровье своих учеников, зна­комит их с законами правильного питания, составляет инди­видуальные планы выполнения упражнений и программы силовых тренировок. По мере укрепления физического здоровья у учеников развивается уверенность в себе. Объективные знания оброете собственных физических возможностей помогают ученикам избавиться от психологического напряжения и почувствовать себя полностью здоровыми людьми. Именно это и определяется как духовное здоровье.

8. Целесообразное использование времени, включая конструктивный отдых. Занятия боевыми искусствами яв­ляются отличной формой проведения досуга, и именно в этом качестве они признаны во всем мире. Боевые искусства про­пагандируют здоровый образ жизни. Регулярное определение новых для себя целей и достижение их учит занимающихся боевыми искусствами рациональному использованию своего времени. Большинство стилей боевых искусств доступны для занятий в любом возрасте, что делает возможным посещение тренировок целыми семьями.

9. Понимание физического мира и места в нем человека. В основе боевых искусств лежат естественные движе­нии человеческого тела. Все стили базируются на глубоком изучении организма человека и управляющих им законов при­роды. Ученику можно показать его место в окружающем мире на примере объяснения природных явлений и их соотноше­ния с тренировочным процессом. Например, рассказать о мощи поды и ее способности заполнять любые формы. или о силе и гибкости бамбука.

10. Понимание взаимоотношений в человеческом сообществе. Боевыми искусствами занимаются во всем мире. Организовывая международные семинары, на которых ученики могли бы обмениваться друг с другом идеями, или проводя Соревнования между представителями различных стран, мы можем внести свою лепту в формирование истинно общечеловеческого сообщества.

Кроме перечисленных выше общевоспитательных целей боевые искусства имеют и собственные, только им присущие цели. В число их входят оттачивание мастерства, самореали­зация через самосовершенствование и развитие самого ис­кусства. Поэтому цели боевых искусств можно обозначить как следующие:

 



Физические цели

1. Оттачивание мастерства.

2. Физическое и духовное здоровье.

3. Развитие искусства.

4. Понимание физического мира и места в нем человека.

 

Психологические цели

1. Устойчивые привычки к работе и самодисциплине.

2. Осознание себя полноправным членом семьи и общества.

3. Интеллектуальная любознательность и стремление к про­должению образования.

4. Целесообразное использование времени, включая конструк­тивный отдых.

5. Понимание взаимоотношений в человеческом сообществе.

 

Общечеловеческие цели

1. Понимание и уважение общечеловеческих ценностей и мнения других людей.

2. Этичное поведение, основанное на соблюдении норм нрав­ственности и морали.

3. Эстетический вкус и самовыражение в искусстве.

4. Самореализация через самосовершенствование.

 

Ориентируясь на эти специфические и научно обоснован­ные цели, профессиональный инструктор может составить собственную полноценную и всеобъемлющую воспитательно-образовательную программу, которую затем представит на рассмотрение школам, восстановительным центрам, родитель­ским советам и своим потенциальным ученикам. Основанные на тщательных научных исследованиях, эти воспитательные цели боевых искусств полностью соответствуют целям обще­го воспитания и являются более конкретными, нежели такие неопределенные понятия, как «уверенность», «чувство собствен­ного достоинства» и т. д., часто присутствующие в програм­мах школ боевых искусств. Формулируя свои задачи на язы­ке профессиональных педагогов, инструктор сам превращает­ся в компетентного преподавателя.

Несмотря на то что некоторые из перечисленных выше це­лей на первый взгляд могут показаться абстрактными или по природе своей долговременными, процесс обучения не должен быть ориентирован исключительно на формирование физичес­ких навыков и технического мастерства. Квалифицированным Инструктором может называться только такой человек, кото­рый досконально понимает важность моральных ценностей в человеческих отношениях и в процессе выполнения учебных Программ способен обучить им своих воспитанников в не мень­шой степени, чем техническому мастерству.


 

 


Часть 2. ПРЕПОДАВАНИЕ

 

То, что податливо, всегда имеет преимущество

перед тем, что неподвижно.

В этом и состоит принцип руководства

через уступчивость,

управления через умение приспосабливаться.

Лао-Цзы



Глава 2.

Сущность преподавания

Преподавание является способом передачи знаний посред­ством комплекса определенных уроков. Преподаватель боевых искусств должен быть специалистом, способным развить в своих учениках особые физические и духовные качества. Учи­тель обязан иметь доскональные знания предмета, который он преподает. Знания преподавателя боевых искусств должны базироваться на обширном запасе теоретических сведений и личном опыте практического применения боевых искусств.

Преподавательская деятельность представляет собой неотъемлемую составную часть боевых искусств. Любое ис­кусство, лишенное квалифицированных преподавателей, обречено на вымирание. Взаимоотношениями преподавателя и ученика подпитывается сам дух боевых искусств. Своей богатой историей и культурой боевые искусства обязаны именно тому, что знания о них постоянно и непрерывно передаются от одного поколения к другому. Опытные мас­тера боевых искусств высоко ценят прочные связи между учителями и учениками.

Часто только после достижения такого уровня подготовки, который дает право на преподавание, ученик впервые всерьез задумывается о том, насколько талантлив его учитель. Только тогда он начинает осознавать, что из блестящего бойца и ве­ликолепного мастера совсем не обязательно должен получить­ся настоящий учитель. Не имея достаточного опыта во всех областях боевых искусств сложно будет научить им своих последователей. Преподаватель должен быть широко образованным и разносторонним человеком, обладающим глубокими знаниями по всем аспектам своей профессиональной деятельности, поскольку всю многовековую мудрость, накопленную в боевых искусствах, можно постичь лишь за долгие годы упорной ежедневной работы.

Пролистав рекламные объявления местных школ боевых искусств, вы можете прийти к мнению, что обязательным условием, дающим право на преподавание, являются мно­гочисленные победы в разнообразных турнирах и сорев­нованиях. В действительности, однако, решающее значе­ние имеет то, что представляет собой инструктор как личность, а не прошлые его достижения и успехи. Чтобы стать хорошим преподавателем, далеко не достаточно просто просто уметь учить. Нужно обладать талантом понимать своих учеников и способностью поддерживать с ними добрые от­ношения. Нужно иметь своего рода призвание к преподавательской деятельности и четко представлять себе цели своей работы. Не обходи м о обладать теоретическими и практическими знаниями предмета и быть профессионалом своего дела. Кроме всего прочего, важно твердо верить в то, что делаешь.

Преподавание боевых искусств подразумевает передачу ученикам знаний, обладая которыми они смогут выполнять опрёделенные физические действия, и внушение им духа искусства. К сожалению, не существует такого тайного метода или способа, который мог бы принести любому инструктору мгновенный успех. Преподавательские методики каждого инструктора о многом определяются его стилем, характером, культурой, личностными качествами и индивидуальным опытом. А это означает, что разнообразных методик может быть ровно столько же, сколько существует учителей. Однако в преподавательской деятельности есть и общие, обязательные для всех принципы, применяя которые учитель может сделать свой труд максимально эффективным.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь