Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Последовательность действий при проведении физической практики
1. Определение цели 2. Создание мысленного образа 3. Создание элементарной модели действия 4. Физическая практика 5. Увеличение скорости и точности 6. Определение практического применения 7. Отработка практического применения 8. Развитие автоматизма движения 9. Усвоение и закрепление 10. Мастерство
Практика, однако, не приводит к мастерству автоматически. Мастерство достижимо лишь в том случае, когда практические занятия сопровождаются твердой решимостью довести выполнение определенного технического приема до совершенства. Убедите учеников, что только отработка техники со всей серьезностью может привести к действительному овладению ею. Не допускайте, чтобы оттачивание техники превратилось в механическую работу, при которой спортсмены обращают минимум внимания на то, что делают. Убедившись, что ученики серьезно подходят к практическим занятиям, увеличьте интенсивность тренировок. Чем больше времени и сил отдается практическим занятиям, тем более высокого уровня мастерства достигнут спортсмены. Практика, сопровождаемая твердым настроем на совершенствование, возможна только при развитой самодисциплине. Дисциплина является главной целью занятий боевыми искусствами, а практика представляет собой средство достижения этой цели. Только основанная на дисциплине практика может привести к овладению мастерством в боевых искусствах. Механически повторяемые упражнения не способствуют повышению уровня спортсмена, напротив, они влекут за собой развитие дурных привычек и превращают практические занятия в скучную и монотонную работу, вследствие чего ученики зачастую покидают школу.
Умственная практика Практические занятия будут полезны лишь в том случае, когда тренировочный процесс построен на правильном сочетании физической и умственной деятельности. Одной только физической практики далеко не достаточно, чтобы достичь высоких уровней профессионализма в боевых искусствах. Занимаясь исключительно физической практикой, вы просто устанете от того, что делаете, задолго до достижения желаемых уровней мастерства. Кроме физической практики большое место в тренировочном процессе должно отводиться и практике умственной, которая является нефизическим способом отработки техник. Умственная практика подразумевает, что спортсмен должен тщательно и в мельчайших подробностях представить себе правильное исполнение технического приема. Представьте, что вы выполняете боковой удар ногой в прыжке. Представляя момент самого прыжка! вы можете почувствовать, как дрогнули мышцы ноги и учащеннее забилось сердце. Мгновенный прилив ощущаемого вами возбуждения вызван возникающими в мозгу электрическими сигналами. Если вам удастся вызвать в сознании яркий образ выполняемого вами действия, ваш мозг активирует те мышцы, которые задействуются в реальном совершении этого действия. Это чрезвычайно эффективный способ подготовки организма к точному и уверенному проведению технического приема. Умственная практика крайне полезна и необходима при изучении новых техник. Если вы объясняете ученикам назначение движения и показываете, как правильно его выполнять, они способны будут создать точный мысленный образ того действия, которое им нужно повторить. После того как они освоят элементарное выполнение техники, с помощью умственной практики ученики смогут шлифовать и совершенствовать ее проведение. Сравнивая реальное исполнение техники с хранящимся в сознании ее мысленным образцом, ваши ученики получат возможность избавляться от нежелательных привычек и постепенно повышать свой уровень мастерства. Позже, изучая более сложные технические приемы, спортсмены смогут применять умственную практику для исправления допускаемых ошибок, развития концентрации и тренировки стратегии. Существует два способа применения умственной практики. Первый называется представлением действия и используется при изучении таких новых технических приемов, как, например, передний удар ногой. Начните с мысленного представления правильного исполнения такого удара. Представьте, что при нанесении точного удара ногой вы сохраняете идеальное равновесие и координацию. Мысленно выполняйте действие в медленном темпе, а затем постепенно наращивайте скорость и мощь движения. Пользуясь представлением действия, можно значительно повысить техническое мастерство и концентрацию при проведении приема. Второй способ называется представлением противодействия. Он используется для формирования и развития навыков самообороны и ведения поединков путем представления собственной реакции на конкретные ситуации, которые могут возникнуть на улице или ринге. Представьте, что ваш противник выполняет удар рукой или ногой в выпаде. Подумайте о том, как вы будете на него реагировать. Представьте, как вы проводите ответную комбинацию контратакующих действий, подкрепленную решимостью отразить нападение и быстрыми рефлексами. Подобные упражнения, занимающие до пяти минут, можно выполнять практически в любой обстановке. Опыт предположений о том, как могут развиваться события при противоборстве с противником, разовьет вашу уверенность в собственных силах и поможет взглянуть на тренировочный процесс с практической точки зрения. Умственную практику можно проводить до или после занятий, а также во время запланированных в тренировке перерывов. Используйте этот вид работы как можно чаще и посоветуйте ученикам ввести его в программу своих индивидуальных занятий. Упражнения, развивающие мысленное представление, способны значительно повысить мотивацию спортсменов и укрепить их уверенность в собственных силах при проведении практических занятий.
Дисциплина Боевые искусства в отсутствие дисциплины теряют свое содержание и смысл. Боевые искусства начинаются с дисциплины и сами являются дисциплиной. Без дисциплины невозможен процесс обучения. В противном случае боевые искусства могут стать опасным оружием. Знание боевых искусств так же смертоносно, как нож или пистолет. И в зависимости от того, как и когда вы им пользуетесь, оно может быть деструктивным или конструктивным. Существует два основных направления дисциплины: профилактическое и исправительное (корректирующее). Профилактическая дисциплина представляет собой позитивный процесс обучения, направленный на достижение общих и частных целей. Этот вид дисциплины соответствует добровольной и настойчивой работе каждого члена учебной группы ради овладения предлагаемыми знаниями. Профилактическая дисциплина является конечной целью любого преподавателя. Исправительная дисциплина — это процесс обнаружения и исправления нежелательного поведения. Она служит для возвращения всей группы или отдельных членов в позитивное русло обучения и является промежуточным этапом при переходе к профилактической дисциплине. В школе боевых искусств следование требованиям дисциплины должно начинаться с самого первого дня, когда ученик записывается в группу. Для этого всем новичкам необходимо ясно и четко объяснить следующие положения: 1. Чему ученик сможет научиться в школе (определение конечной цели). 2. Количественный и качественный состав учебной группы. 3. Правила, которым он обязан будет следовать. 4. Важность регулярного посещения занятий и активного участия в них. Все правила школы должны быть ясными и конкретными. Каждому новичку, записывающемуся в группу, следует выдавать отпечатанный список этих правил и школьных положений. Правила школы должны быть последовательными и в равной степени обязательными для всех учащихся. В этом же списке должны быть отражены последствия, которые повлечет за собой игнорирование или нарушение правил. Кроме всего прочего, инструктор должен располагать следующей информацией: 1. Об индивидуальных запросах каждого ученика. 2. О физических и психологических особенностях каждого ученика. Чем точнее будут ваши сведения об учащихся, тем проще будет вам определить их в ту учебную группу, которая наиболее соответствует их уровню подготовки и занятия в которой обеспечат максимально возможный рост их мастерства. Инструктор всегда должен знать, на каком уровне мастерства находится в данный момент каждый его ученик, исполнение каких технических приемов ему необходимо дорабатывать или совершенствовать и каково его личное мнение о скорости собственного прогрессирования. Обладание постоянной информацией о состоянии каждого учащегося и разработка соответственно ей планов занятий являются важнейшими факторами учебного процесса. Поддержание постоянной дисциплины в группах — это результат тщательного планирования и его практической реализации. Умение прогнозировать возможное поведение учащихся позволит вам эффективно поддерживать в учебной группе профилактическую дисциплину. Другой способ поддержания профилактической дисциплины состоит в разработке и установлении определенных критериев мастерства, необходимых для достижения в каждой группе7. Если учащиеся будут завершать очередной этап обучения или получать соответствующий более высокому рангу пояс, не освоив требуемые для этого уровня технические приемы, это пойдет только во вред всему учебному процессу. Они должны полностью отдавать себе отчет в том, что действительный прогресс возможен только при следовании Пути (До) и старательной отработке необходимых техник. С самого первого дня тренировок научите своих воспитанников мудрому правилу «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» и придерживайтесь его на протяжении всего процесса обучения. Следование этому принципу в сочетании с тщательно продуманной и приносящей ученикам удовольствие тренировочной деятельностью создает все условия для формирования благоприятной творческой атмосферы в учебной группе. В такой атмосфере учащиеся будут охотно впитывать новые знания и быстрее смогут достичь оптимального для себя уровня технического мастерства. Наконец, наиболее важным фактором для инструктора, стремящегося установить требуемую дисциплину в учебной группе, является его собственное поведение. Уровень мастерства, которого способна достичь учебная группа, неотделим от уровня мастерства и поведения преподавателя. Для своих учеников он должен быть примером не только на ринге, но и за его пределами. Поведение учащихся будет прямым следствием взаимоотношений преподавателя с группой, сложности определяемых для каждого уровня задач и регулярности достижения поставленных целей. Если учащиеся почувствуют, что преподаватель сам обладает знаниями и техниками, освоения которых от них требует, они станут воспринимать его как образец для подражания и будут стремиться приблизиться к уровню мастерства своего инструктора. Дисциплина учащихся непосредственно зависит от поведения преподавателя
Уважение Обучение боевым искусствам начинается с воспитания в учащихся уважения к традициям стиля и школы. Одним из первых проявлений уважения, с которыми знакомятся учащиеся, является выполнение поклонов. Новички обычно чувствуют себя неловко, когда им приходится кланяться флагам или старшим по рангу товарищам. Они делают это неохотно, подчиняясь обязательным для всех правилам. Однако постепенно выполнение поклонов становится привычным и естественным действием, и тогда ученик интуитивно начинает чувствовать, что без них ему чего-то не хватает. В конечном итоге, добравшись до высших ступеней мастерства, боец осознает, что в этом ритуале кроется некий более глубокий смысл. Выполняя поклон, серьезно относящийся к боевым искусствам спортсмен вступает в мысленный контакт с товарищами по группе и инструктором. Кланяясь флагам, он испытывает эмоции, отличные от тех, которые переживает при изучении ударов руками и ногами или подчинении правилам. В эти моменты он учится одной из важнейших способностей мастера боевых искусств — умению устанавливать мысленный контакт с окружающими. Он начинает ощущать те невидимые нити, которые связывают его со всем миром, и чувствует, как раздвигаются временные границы, стираются барьеры, разделяющие прошлое, настоящее и будущее. Он испытывает глубокое внутреннее понимание традиций и истории искусства и собственную неразрывную связь с ними. Этому невозможно научить, и объяснить это чрезвычайно трудно. Нужно лично испытать и почувствовать это, чтобы понять. Уважение возникает из понимания наших истинных взаимоотношений с другими и с самим собой. Уважение -это искреннее признание величайшей ценности других и нас самих. Это чувство взаимное и зависимое от ответных эмоций. Если вы не уважаете своих учеников, то и они не будут уважать вас, и ждать от них этого было бы неразумно. Чтобы установить в школе атмосферу уважительного отношения друг к другу, необходимо осознать ценность и значимость каждого из учеников, независимо от их физических данных общественного положения и любых других индивидуальных факторов, способных повлиять на формирование вашего субъективного мнения. Если кто-либо из учеников противится вашим усилиям по установлению контакта или стремится открыто выражать свое неуважение, допытайтесь отнестись к нему еще более уважительно, обращаясь как с равным. Если и это не приносит желаемого результата, проявите терпение. Истинная дружба не может возникнуть вдруг. А когда вам удастся достучаться до души ученика, на собственном примере начинайте показывать ему, что такое уважительное отношение. Уважению нельзя научить. Его нужно демонстрировать прививать. Чтобы воспитать в своих учениках чувство уважения к другим, сначала вы должны научить их следовать школьным правилам и традициям. Например, согласно одному из правил моей школы ногти на руках и ногах всех учащихся должны быть аккуратно подстрижены. Это правило способствует воспитанию уважения к другим, поскольку гарантирует, что во время тренировки никто из моих учеников не нанесет своему партнеру случайную травму. Нанести своему товарищу по группе серьезный порез при выполнении удара ногой только из-за лени, помешавшей коротко подстричь ногти, было бы проявлением к нему крайнего неуважения. Другое правило гласит, что тренировочная форма учащихся должна всегда быть чистой. Это правило учит спортсменов уважению к самим себе, требуя обращать внимание на свой внешний вид и поддерживать его в опрятности. Хотя эти правила и не вызывают автоматически чувства уважения, они представляют собой те вехи, на которые ориентируются учащиеся в построении взаимоотношений между собой. Конечно, было бы нелепо ожидать, что только лишь при соблюдении этих правил в новичке мгновенно возникнет уважение к себе и своим партнерам. А вот традиции боевых искусств являются именно теми понятиями, которые в первую очередь требуют признания и уважения. Воспитание в учениках уважения к традициям искусства — это идеальная отправная точка для развития в них чувства ответственности перед окружающими. Всех учащихся вашей школы объединяет знание того, что они занимаются общим делом — вместе изучают боевые искусства. По прошествии времени из этого осознания общности возникает дух единения. В период формирования этого общего чувства вы можете способствовать развитию взаимоуважения между учащимися, проводя групповые и индивидуальные беседы и практические занятия. Еще одним моментом, содействующим развитию самоуважения каждого ученика, является рост его технического мастерства и соответствующее этому росту восхождение по шкале разрядов. С получением каждого нового разряда спортсмен испытывает законную гордость и все большую уверенность в собственных силах, и в равной же степени повышается его самоуважение. Формирование и развитие чувства уважения — процесс долговременный. Только при полном понимании этого преподавателем и учениками они могут рассчитывать на успех. Инструктор и его воспитанники должны работать согласованно для достижения общей цели. Усилия только одной стороны не принесут желаемого результата. Это процесс взаимный. Таким образом, чтобы развить в своих учениках чувство уважения, вы должны уважать традиции преподаваемого искусства, уважать своих воспитанников и, в первую очередь, уважать самого себя. Ваши ученики интуитивно почувствуют, заслуживаете ли вы уважения. Если учащиеся будут уважать вас, вы сможете распространить это их чувство и на изучаемое искусство, и на саму жизнь за стенами спортивного зала. А когда каждый занимающийся боевыми искусствами спортсмен станет уважать свою семью, друзей и учителей, мы сможем с уверенностью смотреть в завтрашний день и быть спокойными за судьбы общества.
Часть 4. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Карта — это еще не местность.
Альфред Корзбыбский
Глава 4. Составление учебного плана
Каждый человек начинает заниматься боевыми искусствами, руководствуясь собственными причинами и мотивами. Одни стремятся завоевывать высшие титулы на соревнованиях, тогда как другие хотят развить уверенность в своих силах и обрести внутренний мир. И потому инструктор должен обладать способностью преподать своим учащимся все аспекты изучаемого искусства, учитывая вместе с тем и индивидуальные потребности каждого из своих воспитанников. Для этого необходимо иметь подробный и обстоятельный учебный план. Все, что вы преподаете ученикам, должно быть взаимосвязано и направлено на достижение ими поставленных перед собой целей. Каждый этап вашей учебной программы должен венчаться физическим и духовным прогрессом ваших воспитанников. Учебные планы в школах боевых искусств могут быть различными и не похожими один на другой. Обычно спортсмены изучают технику, осваивая навыки самообороны и проводя спарринги, развивают восприятие и дисциплину, выполняя установочные (формальные) упражнения*, и тренируют душевное равновесие медитативными практиками. Кроме этих основных дисциплин, существует и множество других, которые варьируются от школы к школе. В этой главе мы рассмотрим основные и наиболее важные аспекты учебного плана школы боевых искусств. В зависимости от требований стиля, который вы преподаете, вы можете изменять предлагаемые рекомендации таким образом, чтобы они наиболее полно отвечали выполнению поставленных перед вами задач. Планировать то, чему вы собираетесь научить своих воспитанников, очень важно для того, чтобы каждое занятие оказалось максимально гармоничным и плодотворным. Например, если в течение шестидесятиминутного урока вы намереваетесь провести разминку, отработать
* Данным термином в американской и европейской литературе по боевым искусствам принято обозначать ката и аналогичные им техники. В русскоязычной литературе чаще употребляется термин «формальные упражнения», что не многим лучше, но привычнее. (Прим. редактора.)
спарринг, выполнить установочные упражнения и изучить новые технические приемы, то время, отводимое для каждого вида деятельности, должно быть определено заранее. Многие инструкторы из собственной практики помнят, как, едва успев провести разогревающие упражнения и повторив базовые технические приемы, они обнаруживали, что сорок пять минут занятия уже позади. Конечно же, оставшихся пятнадцати минут далеко не достаточно для выполнения установочных упражнений и проведения спаррингов. С другой стороны, если отвести строго по. пятнадцать минут на каждый вид деятельности без учета тематического содержания урока, то можно превратить занятие в скучную и монотонную процедуру. Нерациональное планирование или полное отсутствие такового приведет к быстрому утомлению спортсменов и вызовет у них чувство неудовлетворенности проведенным занятием. При составлении учебного плана, кроме тем, которые вы намереваетесь рассмотреть на уроке, учитывайте и такие факторы, как чрезвычайно жаркая или холодная погода, уровень физической и психологической подготовленности ваших учеников, наличие приближающихся соревнований или экзаменов и т. д. Перечисленные и подобные им условия заставляют учащихся несколько пересмотреть свои ближайшие цели, и от вас требуется внести в учебный план соответствующие им коррективы. В этой главе мы рассмотрим широкий круг конкретных учебных тем. Основываясь на них, используя собственный опыт и экспериментируя, вы можете самостоятельно разработать множество эффективных приемов, которые значительно помогут вам в вашей преподавательской деятельности.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы