Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ИМИДЖА
Социальная адаптация, то есть благодаря правильно избранному имиджу возможно быстрое вхождение в конкретную социальную среду, расположение к себе людей, установление с ними доброжелательных контактов. Высвечивание лучших личностно-деловых характеристик, то есть «напоказ» представить свои наиболее привлекательные качества, вызывая у людей симпатию, обращая их внимание на свои профессиональные достоинства. Затенение негативных личностных данных, то есть посредством макияжа, прически (парика), одежды, манер отвлечь взгляд людей от своих недостатков. Концентрация внимания людей на себя — другими словами, умение «светиться» невольно притягивает внимание к тому, кто излучает приятность и неординарность, а потому на него смотрят и его слушают. Расширение возрастного диапазона общения, то есть не замыкание личности в своем возрастном имидже, визуальное свидетельство современных манер общения и соблюдения моды — все это позволяет раздвинуть круг людских контактов, успешно заниматься трудовой и общественной деятельностью в разновозрастных социумах. Ценностные и технологические функции имиджа — приоритетные составляющие самопрезентации. Зная эти функции и упражняясь в их реализации самостоятельно или с помощью имиджмейкера, руководитель выстраивает свой индивидуально-личностный и профессиональный имидж. Чем заметнее проявляются в «типовом имидже» руководителя его самобытные характеристики, способствующие достижению устойчивого общительного и делового успеха, тем колоритнее предстает он перед людьми как персона, заслуживающая особого внимания. Эстетическая изысканность и индивидуальная контурность имиджа руководителя во многом помогают ему обрести ореол популярности, а потому иметь достойный рейтинг людского признания. Современная наука выделяет несколько возможных варианта имиджа, которые присущи функциональному подходу: зеркальный, текущий, желаемый, корпоративный и множественный. Рассмотрим их подробнее: 1. Зеркальный. Это имидж, свойственный нашему представлению о себе. Мы как бы смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы же мы. Обычно этот вариант имиджа более положителен, ибо психологически мы всегда выдвигаем на первое место позитив. Поэтому его минус — минимальный учет мнений со стороны. Этот имидж может определять характеристики как лидеров, так и организации. 2. Текущий. Этот вариант имиджа характерен для взгляда со стороны. Именно в этой области находит свое применение PR, поскольку недостаточная информированность, непонимание и предубеждение формируют имидж в не меньшей степени, чем реальные поступки. Это не просто взгляд внешней публики вообще, это могут быть взгляды избирателей, клиентов, журналистов и т.д. И самой важной задачей здесь становится не столько благоприятный, сколько верный, правильный тип имиджа. 3. Желаемый. Этот тип имиджа отражает то, к чему мы стремимся. Он особенно важен для новых структур, которые только создаются. О них еще никому ничего не известно, поэтому именно этот желаемый имидж и может выступать в виде единственно возможного. Мы достаточно часто встречаемся с таким подходом в описаниях и самоописаниях партий и новых общественных движений. Каждый приход нового лица в старую структуру тоже сразу увязывается с ее новым желаемым имиджем. 4. Корпоративный и множественный. Можно говорить о профессиональном имидже, которому как бы должны соответствовать представители разных профессий: идеальный продавец, идеальная учительница, идеальный рекламный агент. Секрет успеха профессионального имиджа будет напрямую зависеть от того, насколько вам удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей. Каковы же представления людей о том, как работающий в области связей с общественностью человек должен выглядеть, одеваться, общаться, выступать на презентациях, чтобы заслужить уважение людей, с которыми он имеет дело. «Хорошие манеры» в общении — это прежде всего признание, демонстрация важности личности собеседника и использование «двустороннего цикла общения». Какими бы ни были действия или ритуалы, два вышеуказанных фактора всегда присутствуют. Следовательно, если работник в области связей с общественностью игнорирует их, то он неминуемо обнаружит, что не может добиться поставленных целей. Формула общения подразумевает ответное повторение ее на другом конце линии. Если имеется повторение во внешнем виде, свойственном определенному социальному классу вашего собеседника, то между людьми может установиться более высокое взаимопонимание. Симпатии собеседников должны возникать еще до начала процесса общения. Чтобы привлечь внимание и добиться искреннего согласия со стороны группы рабочих, необходимо выглядеть идеально в их представлении и вести себя соответственно. По сути дела, для полноценного общения, необходимо вжиться в роль своего собеседника, так, например, для успешного общения с кинозвездой нужно и выглядеть немножко кинозвездой, но осторожно, чтобы она не почувствовала соперника в вашем лице. В имидже любого человека, в том числе специалиста PR, можно выделить много составляющих. На этом занятии рассмотрим визуальную и вербальную составляющую имиджа. Постарайтесь оценить, как вы выглядите со стороны, как воспринимают вас окружающие. В этом вам поможет тест М.Спиллейн. В этом тесте определяют, какие аспекты визуального имиджа вас удовлетворяют, а где вам требуется помощь. Это вы определите сами. Рядом с каждой из перечисленных ниже составляющих имиджа сделайте отметку в графе оценок.
За каждый фактор, оцененный вами «Первоклассно», начислите себе 3 очка, 2 очка — за каждый ответ «выше среднего» и по 1 очку за «средний уровень» и «помехи». Если вы оценили себя ниже среднего по какому-либо параметру, то вы не засчитываете себе ни одного очка. • Если вы набрали менее 8 очков, ваш имидж убивает вас. Вам необходимо много над ним работать. • Если вы набрали 9—12 очков, вы — человек «Середина», который мало кого обижает, но и мало что получает от людей, имеющих значение для вашей карьеры. • Если вы набрали 13—24 очка, то у вас есть перспектива, но ваш имидж противоречив: в некоторых случаях хорош, в некоторых — слаб. • Если вы набрали 25—36 очков, вы осознаете важность своего имиджа и, без сомнения, работаете над его улучшением. Возможно* некоторое преимущество вам дали родители, которые научили вас хорошим манерам и этикету и которые придавали большое значение умению аккуратно и хорошо одеваться. Другим составляющим имиджа вы научились, проявляя внимание к своему имиджу, к вопросам культуры общения и общего развития. Работа над вербальным имиджем, пожалуй, еще более сложна. Особенную трудность представляют для многих публичные выступления, с которыми часто связана профессиональная деятельность PR-специалиста. Есть люди, которые обладают природными данными ораторов. Например, когда Нельсон Мандела, будучи президентом ЮАР, совершал свой «победный тур» после 27-летнего тюремного заключения, то произвел сильное впечатление на американцев тем, что во время выступления перед Белым домом ни разу не опустил глаза, чтобы свериться с бумагами, говорил горячо и убежденно. А ведь ему уже было за 70: годы, проведенные в тюрьме, тоже не прошли даром для его здоровья. Подобные выступления всегда производят впечатление на слушателей. Психологи говорят, что это возможно только в одном случае, когда человек мысленно видит то, о чем он говорит. Его речь течет легко и непринужденно именно благодаря таким мысленным картинам. Однако этим врожденным талантом обладает сравнительно небольшое число людей. Большинству из нас необходимо учиться публичным выступлениям. Самый неудачный вариант выступления — это дословное чтение текста готового доклада, скрепленного проволочной скрепкой, чтобы не потерялась какая-нибудь страница. Нередки случаи, когда выступающий не вытаскивает скрепку, и переворачивает страницы, одну за другой. Так они свешиваются с края стола и болтаются перед глазами слушателей. А те, в свою очередь, принимаются подсчитывать перевернутые страницы, гадая, сколько еще осталось. По сравнению с этим вариантом большим шагом вперед является использование карточек размером 17,5 X 13,5 см. Пользующийся ими оратор уже не настолько прикован к месту выступления. Правда, их можно перепутать от волнения. Но человек, который выступает по таким заметкам, а не по напечатанному тексту, производит на слушателей впечатление человека более уверенного в себе. Однако даже люди, не обладающие развитым воображением, могут выработать у себя способность выступать без бумаг — этому помогает оригинальный прием — маршрутная карта выступлений. Она помогает оратору не потерять мысль и не запутаться в докладе. Пытаясь изобразить свое выступление на бумаге, вы начнете мыслить не словами, а графическими образами. Путь, по которому вам предстоит пройти (план выступления), нужно выделить цветом, чтобы он был ясно виден. Слов на этом поле должно быть маю, тогда они легко запоминаются. Остальные мысли должны быть выражены графическими образами. Этот прием полезен в двух отношениях: 1. Создавая зрительные образы для такой схемы, вы будете рисовать мысленные картинки, которые удерживаются в памяти лучше, чем слова. Эти картинки прочно врезаются в память, и вы можете обнаружить, что даже через несколько лет вы можете вспомнить содержание своего доклада. 2. Возьмите схему с собой на выступление и положите на такое место, где ее лучше будет видно. Имея под руками такую схему, вы будете меньше волноваться. Для составления подобной схемы не существует никаких жестких правил, но опыт подсказывает, что лучше придерживаться следующего: 1. Начинать надо с того, что набросать основные положения вашей речи, которые вы собираетесь раскрыть. Проиллюстрируйте эти положения собственными рисунками: годятся любые символы — и черточки и человечки, то есть все то, что имеет для вас какой-то смысл и соответствует бы картинам, которые вы держите в голове. 2. Наметьте маршрут движения. Можно сделать его стрелками, можно — дорожными знаками. Кому что удобно. 3. Все должно располагаться в одной плоскости. Схема должна оставаться единым целым. 4. Не углубляйтесь в мелкие подробности. Дайте себе волю. Больше цвета и динамичных рисунков.
Тренировочное задание Составьте маршрутную карту своего выступления на пресс-конференции по теме, которая вам более всего интересна.
Использованная литература Криксунова И. Создай свой имидж. — С-Пб. 1997. Спимейн М. Создайте свой имидж. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1996. Иорданский А.Д. Ораторам есть чему поучиться у телевизионщиков// Капитал. — 1998, 21—27 января. Jefkins F. Publik Relations. — London, 1992.
Приложение к семинару 13 ЛЕСНОЙ PR, ИЛИ СКАЗКА О ТОМ, КАК ЗАЯЦ ЛИСЕ ГУСЕЙ ЛОВИЛ Сергейчук Алина, 4-й курс В некотором царстве, в некотором государстве, в темном лесу, во дремучем бору жила старая лиса. Всю жизнь ловила она уток да гусей, которые во множестве водились на лесном озере, а к старости ноги ее ослабели, и не могла уже лисичка добывать себе пропитание. И нот однажды напала она на зайца с перебитой лапой. Обрадовалась Патрикевна, схватила серого и уже хотела загрызть, да сказал ей заяц: — Не ешь меня, кумушка, я тебе пригожусь. Если ты меня съешь — один раз сыта будешь, а оставишь мне жизнь — навсегда про голод забудешь. Удивилась лиса: — Да что ж ты, серый, сделаешь? Аль у тебя скатерть-самобранка припасена? — Самобранки у меня нет, — ответствовал заяц, — но я сделаю так, что гуси, живущие на озере, сами к тебе в рот пойдут. — Да как же ты это сотворишь? Зельем их опоишь, что ли? — Зелья мне не надо. Есть такая наука — PR. Заставляет всех добровольно делать все, что надо. Сначала надо наладить коммуникацию с целевой аудиторией, то бишь, с гусями. — Как это? — А вот как. Подарим им телевизор и станем вещать — что захотим. — Что, чтобы к нам в рот шли? — Не так открыто. Поставим цель. Что мешает тебе ловить гусей? — То, что они летают, их сильные крылья. Мы лишим их крыльев. — Но как? — Создадим в их сознании такую доминанту, что гуси сами откажутся от возможности летать. Для этого мы создадим имидж нового гуся — продвинутого и свободного — на деле же — такого, как нам надо. Нежданно-негаданно для себя получили гуси дорогой подарок: то ли из-за моря, то ли из соседнего леса пришла им гуманитарная помощь — телевизор. Подивились они, погоготали, да и начали осваивать новинку. И открылся им новый, огромный мир. Поняли гуси, что отстали они от жизни, ничего не знали, не ведали, а теперь пора начинать жить по-новому. Смотрят гусаки на экран — а там — шоу: хорошенькая гусыня поет, скачет — абсолютно голая — ощипанная! Только кое-где виднеются коротенькие, фигурно подстриженные перышки. А заяц-комментатор задорно выкрикивает: «Последний писк моды! Так одеваются птицы во всем мире!» А потом показывают ток-шоу, где два десятка ощипанных пташек весело обсуждают как давно свершившийся факт, что теперь, в эпоху свободы и сексуальной революции, ходить в длинных перьях — смешно и скучно. Через несколько дней почти все гусыни прыгали по берегу озера без перьев, а крылья гусаков были аккуратно подстрижены в замысловатую форму. Тут-то и настала для лисички сладкая жизнь! Нападет она на гуся — а тот улететь не может. Сцапает она его и скушает. А гуси и не думают, что из-за новой моды стали легкой лисьей добычей — некогда им самим поразмыслить, слушают, что им Зайка-болтай-ка с экрана скажет. А тот — рад стараться, вещает о расположении звезд да планет, что, дескать, если гуся съели — стало быть, это решило сочетание Весов и Козерога, да еще и упомянет невзначай, что у щипанного гуся карма лучше, стало быть, меньше вероятность ему быть съеденным. Идет лиса по лесу — довольная, разжиревшая. А навстречу ей — заяц, лесная знаменитость. Подскочил к Патрикевне, да и говорит: — Хорошую я тебе, кума, жизнь устроил? — Да, — отвечает, — спасибо, серенький. —- Одним-то спасибо сыт не будешь. — Да чего ж тебе надобно?! Еды? — удивилась лиса. — Так бери гусей, ешь. К тебе-то они сами побегут! — Не могу — ответствовал зайка. — Во-первых, это мне имидж испортит, а во-вторых — не ем я гусятины. Не приучен. Мне капуста нужна! Жизнь гусей приобрела бешеный темп. Они то смотрели телевизор, то выщипывали перья, то раскрашивали оголившуюся кожу красками, которые рекламировал заяц. Точнее, не рекламировал, а создавал впечатление, что эти краски — неотъемлемая часть образа жизни современного гуся, без которой не обойтись никому. Стоили краски недешево, а делал их зайка (точнее, работавшие на него гуси) из травы, глины и других подручных материалов. Зато как он их продвигал! «Супер-краска! С ней Вы будете неотразимы!», «Заяц-гусь косметике! Ты этого достойна!», «Не отстань от моды! Будь лучше всех!» У гусынь уже совсем не осталось времени, чтобы воспитывать гусят, а у гусей — чтобы добывать не только еду, но и постоянно сменяющие друг друга модные новинки. И тут заяц начал новую кампанию, сулившую принести ему невиданную доселе прибыль. По телевизору стали все чаще говорить о том, как бедные гусыни замучены заботой о гусятах, как трудно в наше время прокормить и воспитать молодое поколение. Все чаще стал мелькать образ свободной, энергичной, ощипанной и раскрашенной по последней моде гусыни, не обремененной гусятами. За ней толпами ходили гусаки, успех сопутствовал ей на каждом шагу. Она говорила: «Зачем так много гусят? Надо избавляться от яиц, пока из них еще никто не вылупился». Приблизительно в это же время на берегу озера открылась новая фирма, которой заведовал ни кто иной, как лиса. Называлась она «Гусиная ассоциация оздоровления семьи», а, по сути дела, это был просто приемный пункт, в который гуси сдавали свежеснесенные яйца, которые лиса благополучнейшим образом относила в ближайшее человеческое селение и продавала в продуктовый магазин. Сначала гуси настороженно отнеслись к новому предприятию, ведь предлагалось отдавать на съедение собственное потомство. Но им снова и снова исподволь втолковывали, что «Счастливым и полноценным может быть только запланированный гусенок!», «Избавляясь от лишних яиц, гусыня заботится о своих будущих гусятах!» и что, в конце концов, надо уважать права гусыни, а не превращать ее в машину по выращиванию гусят. Теперь у лисы и зайца всегда были не только свежая гусятина, но и яйца, и всевозможная капуста в большом количестве.
Семинар четырнадцатый. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы