Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Которая нередко отождествляется с вниманием
Рировали процессы отбора информации, которая будет допущена В кратковременную память (систему с ограниченной емкостью), А также дальнейшего структурирования этой информации и ее Повторения для перевода в долговременную память. Однако природы Контролируемых процессов данная модель не отражает, за исключением Того, что они исходят от познающего субъекта и связаны С его текущими целями и намерениями. Теми же характеристиками наделяется и так называемый центральный Исполнитель в модели рабочей памяти, предложенной Аланом Бэддели [9; 111]. Этот блок модели контролирует движение И удержание информации в различных подсистемах рабочей памяти1 (рис. 4.3) и нередко прямо соотносится с вниманием. А. Бэддели откровенен: для него ≪ центральный исполнитель ≫ — временное замещение гомункулуса — маленького человечка в мозгу, Который следит за осуществлением всех перечисленных функций. Не исключено, полагает А. Бэддели, что когда-нибудь психология Познания придет к их пониманию. Пока же, как и 100 лет Тому назад, ей больше известно об автоматических процессах и несравненно сложнее отвечать на вопросы о процессах контролируемых, Связанных с управлением познавательными актами, произвольностью И целеполаганием. Особенности процесса автоматизации Еще один важный вопрос, который до сих пор оставлен без Ответа, касается взаимопереходов между двумя классами процессов Переработки информации: как операция, которая исходно Выполнялась контролируемо, становится автоматизированной? Р.Шиффрин и В.Шнайдер [ЗЗ^попытались ответить на этот Вопрос на материале задач зрительного поиска в сменяющих друг Друга наборах объектов. Более подробный разговор о задачах зри- Подробнее см.: Общая психология / под ред. Ю. С. Братуся. —М., 2005. —Т. 2. Нуркова В. В. Память. 168 Тельного поиска предстоит в гл. 7. Здесь же ограничимся кратким Определением: обычно эти задачи состоят в том, что испытуемый Должен найти в наборе зрительных стимулов заранее заданный объект —к примеру, круг среди квадратов. Основной измеряемый Показатель —скорость поиска, выявляемая посредством регистрации Двигательной реакции испытуемого, сигнализирующей о Том, что он нашел целевой объект. Исследования показали, что обнаружение целевого стимула, Который отличается от всех остальных по физическому признаку (например, по форме или по цвету), происходит автоматически, А скорость поиска не зависит оцробщего количества стимулов. Это Явление получило название эффекта выскакивания (подробнее см. в Разд. 7.1.2): кажется, что искомый объект обнаруживает себя сам. Однако Р. Шиффрина и В. Шнайдера интересовали не стимулы, Которые выделяются из общего набора по элементарному Физическому признаку, а более сложные зрительные объекты, Требующие последовательного контролируемого перебора. Чтобы Найти такой целевой объект, испытуемому приходится обратить Внимание по очереди на каждый из предъявленных стимулов, и Чем больше стимулов содержит набор, тем дольше поиск. Так осуществляется, например, поиск заранее заданной буквы в наборе Разных букв. Р. Шиффрин и В. Шнайдер попытались получить ≪ эффект выскакивания ≫ для подобных стимулов на основе Индивидуального опыта. Это вполне возможно: так, именно благодаря Нашему прошлому опыту, а отнюдь не физическим признакам стимула, ≪ выскакивает ≫ на групповой фотографии лицо Старого знакомого. Для решения данной исследовательской задачи необходимо Было сформировать два набора стимулов с неизменными функциональными Ролями; стимулы из первого набора всегда выступали Только в роли целевых, а из второго —всегда только в роли Отвлекающих. Такие условия получили название постоянного картирования В противовес условиям переменного картирования, когда |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы