Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Направления внимания все равно остается тем же и связан
с формированием моторной программы для возможного скачка: ≪ Внимание обращено в данную точку тогда, когда готова к исполнению Глазодвигательная программа для выполнения движения Глаз в эту точку. Затраты внимания —время, необходимое для отмены прежней глазодвигательной программы и подготовки очередной ≫ [321, 31]. Некоторое время спустя Дж. Риццолатти с коллегами [341] действительно Показали, что даже если глаза, согласно инструкции, должны оставаться неподвижными (например, фиксировать заданную Точку), пространственный сдвиг внимания приводит к Активации тех систем мозга, которые задействованы в построении И осуществлении глазодвигательных программ. Французские Нейропсихологи получили сходные данные в исследовании пациента с поражением премоторной коры правого полушария [265]. Отсюда следует несколько допущений, поддающихся экспериментальной Проверке и важных с точки зрения практики. В о-п е р в ы х, когда человек должен перевести взгляд в заданную Точку, внимание обеспечивает восприятие событий в этой Точке до того, как будет совершена саккада. Следовательно, восприятие Объектов в этой точке ускоряется, даже когда перевод Взгляда еще не завершен. Во-вторых, когда осуществляется движение глаз, внимание Предшествует ему, а значит, в то же самое время не может быть Направлено куда-то еще. 248 249 Для проверки этих предположений вновь была использована Методика подсказки. Однако в исследовании, которое провели в 1985 г. Джеймс Хоффман и Баскаран Субраманиам [199], подсказка Указывала не требуемое направление сдвига внимания при поддержании Фиксации в центре экрана, но требуемое направление Саккады —пространственную позицию, в направлении которой Должно было осуществляться движение глаз. Согласно первому предположению, когда испытуемый готовится к осуществлению внешне наблюдаемого движения глаз, ≪ проигрыши ≫ и ≪ выигрыши ≫ в решении задачи обнаружения целевого стимула должны быть сходны с наблюдаемыми при ≪ скрытой ориентировке ≫ внимания по подсказке, как отмечается в работах М. Познера и его коллег. В первой серии экспериментов испытуемый Должен был решить две задачи: совершить саккаду в указан- ном направлении (из центра экрана к одной из отдаленных по-* Зиций) и обнаружить определенный зрительный стимул. Этот стимул Предъявлялся на одной из позиций на экране чуть раньше Начала внешне регистрируемого скачка глаз. Оказалось, что задача Его обнаружения решается наилучшим образом, когда место появления целевого стимула совпадает с ≪ пунктом назначения ≫ Саккады. Значит, механизмы внимания действительно задействованы В программировании, а возможно, и осуществлении саккады. А если попытаться разделить направление переключения внимания И движений глаз? Любая премоторная теория внимания предсказывает, что это невозможно. Проверяя данное предполо-* Жение в другой серии экспериментов, Дж. Хоффман и Б. Субраманиам Просили испытуемых решать задачу обнаружения целевого Стимула и совершать саккаду по звуковому сигналу всегда в направлении одной и той же позиции (например, всегда влево). Место предъявления целевого стимула могло не совпадать с этой Позицией, и на него указывала центральная подсказка (стрелка в центре экрана), верная в 75 % случаев (рис. 6.9). Например, испытуемому Следовало сместить взгляд влево, а подлежащий обнаружению Целевой стимул должен был появиться, согласно подсказке, Сверху. Результаты соответствовали предсказаниям премоторных теорий Внимания. Как и в предыдущем эксперименте, показатели Решения задачи обнаружения были наилучшими, когда стимул появлялся на той позиции, куда планировалось движение глаз. Однако при этом успешность решения данной задачи совершенно |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы