Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Объяснительные и конститутивные теории



Одна из целей изучения большого числа теорий международных отношений – сделать международную политику более понятной – четко определить основных игроков, структуры, институты, процессы и отдельные реалии современности. Иногда теории могут участвовать в проверке гипотез, предлагая причинно-следственные объяснения с целью выявления основных тенденций и закономерностей в международных отношениях; отсюда и утверждение, что они являются пояснительными теориями. Но почему так важно изучать международные отношения именно в таком ключе? Нужна ли вообще теориядля изучения международных отношений? Разве исследовать современные реалии не настолько важно? Вот как отвечает Халлидея на крайний вопрос:

«Во-первых, необходимо понять, какие факты являются значительными, а какие нет. Их великое множество и они не говорят сами за себя. Для любого человека, занимается ли он наукой или нет, необходим «критерий значимости». Во-вторых, любой набор фактов, даже если он рассматривается как истинный и значимый, может иметь различные толкования: дискуссия о «уроках 1930-х годов» не рассказывает нам о том, что произошло в это время, а представляет собой то, как были интерпретированы эти события. То же самое относится к концу холодной войны в 80-х годах. В-третьих, ни один человек, опять же, занимается ли он наукой или нет, не может довольствоваться одними лишь фактами: всякая социальная деятельность включает в себя нравственные вопросы, правильные и неправильные, и они по определению не могут быть решены при помощи фактов. В международном отношении такие этические вопросы широко распространены: вопросы легитимности и лояльности – следует ли подчиняться нации, более широкому сообществу (миру, космополису), либо субнациональной группе; вопросы вмешательства – является ли суверенитет высшей ценностью или же все-таки государства и прочие субъекты имеют право вмешиваться во внутренние дела стран; вопрос о правах человека, их определение и универсальность» (Halliday 1994: 25).

В этом представлении теории не являются «дополнительными опциями» или «модными аксессуарами». Они необходимы для приведения в порядок сферу международных отношений. Теории необходимы для

 

[16]

 

осмысления событий настоящего. Как утверждает Дойл (1983) в своих трудах о либеральном мире, объяснение отсутствия войны между либеральными государствами на протяжении почти двух столетий должно начаться с обсуждения того, что значит «либеральное» государство и что значит «отсутствие войн». Как утверждал Суганами (1996), объяснение того, что вызывает войну или что делает возможнымдостижение мира между обществами, будет неудовлетворительным, если оно не касается вопроса о том, как из «х» получается «у». Концептуальный анализ, являющийся по своей сути философской деятельностью, – неотъемлемая часть любой попытки объяснить или понять мировую политику.

Международные отношения включают в себя множество событий, вопросов и связей, которые огромны по своему масштабу и сбивают с толку из-засобственной многогранности. Теории могут помочь наблюдателю мыслить критически, логично и согласованно, путем сортировки этих явлений по управляемым категориям, чтобы впоследствии можно было выбрать соответствующие единицы и уровень анализа и, по возможности, определить определяющие взаимосвязи и модели поведения.

Для учёного-международника изучение теории неминуемо. В конце концов, интерпретация «реальности» всегда зависит от теоретических предположений того или иного рода. И вновь мы должны сказать, что события и вопросы, которыми занимаются международные отношения, могут быть истолкованы только при условии, что существует концептуальные рамки. Теория международных отношений предоставляет нам выбор таких структур.

Абсолютно необходим процесс оспариваниятеоретизации и, как настаивал Булл, критические, рефлексивные исследования. Гелльнер (1974: 175) задает вопрос, является ли возможным и значимым проведение различий «между миром фактов «извне» и когнитивной сферой теории, которая ретроспективно (наш курсив) упорядочивает и придает смысл фактическим данным». Если, как утверждают некоторые постструктуралисты, архимедовская точка зрения не дает объективных знаний о внешней реальности, то сам процесс отделения «теории» от «практики» или «субъекта» от «объекта» крайне проблематичен. Действительно, сам процесс использования позитивистской социальной науки для приобретения «объективного знания» может быть идеологическим. Далее, возвышаясь над деталями для получения «универсальной» истины о социальном мире, анализ может просто отражать конкретные культурные места и частные интересы и воссоздавать существующие формы власти (George and Campbell 1990).

Эти вопросы приводят нас ко второй подкатегории – конститутивной международной теории. Каждый подходит к изучению международных отношений со знанием конкретного языка, культурными установками и предубеждениями, а также конкретными жизненными переживаниями, которые влияют на понимание ими предмета. Язык, культура, религия, этническая принадлежность, класс и пол – вот некоторые из факторов, которые формируют мировоззрение. Действительно, можно понять и истолковать мир только в пределах определенной культуры

 

[17]

 

и языковой среды: это линзы, через которые мы видим мир. Одна из главных целей изучения теории заключается в том, чтобы дать нам возможность изучить эти линзы, чтобы понять, насколько сильным может быть искажениев зависимости от мировоззрения. Вот почему важно спросить, почему, например, реалисты сосредоточены на конкретных образах и обращают пристальное внимание на государства, геополитику и войну, оставаясь равнодушными к другим явлениям, таким как классовое расслоение и материальное неравенство.

Как отмечалось ранее, в теории международных отношений важнокак заниматься проблемами подходов к изучению мировой политики, так и к тому, как мы относимся к событиям, вопросам и субъектам глобальной системы. Необходимо изучить предпосылки, поскольку все формы социального анализа выдвигают перед наблюдателем важные вопросы о моральном и культурном устройстве. Важно задуматься над когнитивными интересами и нормативными допущениями, лежащими в основе исследований. Задача состоит в том, чтобы стали более очевидными все скрытые предположения, предубеждения и предрассудки о том, каков социальный и политический мир и какимон в принципе может быть. Согласно различным «критическим» точкам зрения, попытка пренебречь этими предположения либо бесполезна, либо попросту нереальна. Действительно, сторонники постструктуралистских подходов призвали к чествованию разнообразного опыта в международных отношениях, утверждая, при этом, что все подходы должны подвергаться критическому анализу, который подчеркнет их изолированность и исключительность (George and Campbell 1990). Мы могли бы воплотить это в жизнь посредством повышением информированности о многообразии образов в международных отношениях. Задача конститутивной международной теории – проведение когнитивного анализа о природе и характере мировой политики и последующее заявление о том, что эти формы знания не просто отражают мир, но и помогают его сформировать.

 

Междисциплинарные теории

 

Несмотря на то, что международные отношения изначально задумывались как отдельное направление исследований, на них всегда оказывали влияние смежные области знаний. В последнее время дисциплина формируется междисциплинарными исследованиями, которые сложно классифицировать, используя объяснительные или конституциональные теоретические подходы. Очевидно, что среди них нет ни одного нормативного или эмпирического. Лишь два направления, межнациональная политическая теория и историческая социология, являются уместными для такого большого числа теоретических дискуссий о глобальной политике сегодня, и для них были выделены отдельные главы в этом издании.

Иногда рассматриваемая как эмпирическая теория, международная политическая теория занимается целым рядом философских и исторических вопросов, которые были вызваны национальными условиями и затем перешли в международную среду. Хотя международная политическая теория и не является нормотворческой, она направлена на понимание

 

[18]

 

основ для целого ряд этических и нормативных решений в международной политике. В настоящее время такие вопросы, как теория справедливых войн, глобальная справедливость и гуманитарное вмешательство занимают центральное место в теории международных отношений. Какова основа устойчивого международного сообщества? Когда наши обязательства перед людьми из других политических кругов – и перед человечеством в целом – заменяют наши обязанности перед согражданами? Указанные темы для обсуждения содержат моральные и философские предположения, но при этом они не могут не затрагивать интересы политики. Международная политическая теория отражает предпосылки и взгляды, лежащие в основе этих вопросов. Она также напоминает нам о том, что международная мысль имеет собственную историю, заслуживающую серьёзного рассмотрения всеми учеными, которые выдвигают свои теоретические аргументы, не будучи всегда в полной мере осведомлёнными о том, откуда вообще они были взяты.

Как следует из названия, историческая социология занимается выявлением и пониманием долгосрочных закономерностей и процессов изменения в международных отношениях. К ним относятся смена структуры власти в глобальной политике, перемена формы и функций политических кругов, а также воздействие экономических мощностей на закрытые сообщества и их общины. Историческая социология также занимается вопросом, каким образом идеи создавали этические и культурные рамки международной политики с течением времени.

Как и международная политическая теория, историческая социология имеет множество разных подходов и традиций. Некоторые из них охватывают грандиозные исторические нарративы, для того, чтобы выявить уникальные отличительные черты; в то же время другие можно рассматривать как средство борьбы с «презентизмом» – при условии, что исторический контекст гарантирует учетанализом уникальных современных событий и их связи с процессами, которые могут быть растянуты десятилетия или века, а в некоторых случаях даже тысячелетия. Такие явления, как глобализация капитализма и его последствия, демократизация после «холодной войны», история государств-систем и нравственное развитие человечества, являются лишь некоторыми из тех субъектов, которымизанимались историко-социологи и которые внесли значительный вклад в развитие наших знаний о глобальной политике.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь