Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
О процессе познания, разуме и рассудке.
Постигать просто — означает воспринимать интеллигибельную истину, а рассуждать (постигая что-либо) означает продвинуться от одной постигнутой вещи к другой с тем, чтобы постичь интеллиги- 179
бельную истину. Поэтому ангелы, которые в соответствии со своей природой обладают совершенным познанием интеллигибельной истины, не имеют нужды продвигаться от одной постигаемой вещи к другой, но воспринимают истину просто и без умственной дискуссии, как говорит Дионисий (О Божественных Именах / Patrologia Graeca. T. 3, 868). Но человек приходит к познанию интеллигибельной истины через продвижение от одной познаваемой вещи к другой, а поэтому он именуется рассудочным. Следовательно, рассуждение (в постижении чего-либо) можно сравнивать с простым постижением в том же смысле, как движение сравнивается с покоем или процесс приобретения чего-либо — с обладанием, из каковых понятий одно присуще чему-то совершенному, а другое — несовершенному. А поскольку движение всегда идет от чего-то недвижимого и заканчивается в чем-то, находящемся в покое, то это означает, что процесс человеческого рассуждения путем выяснения и раскрытия истин идет от некоторых вещей, постигаемых просто, а именно, от первых принципов, и, двигаясь этой дорогой рассуждений, возвращается опять-таки к первым принципам или основоположениям разума, в свете которых он рассматривает то, что он нашел. (Там же. Ч. I. Вопр. 79. П. 8) 6. О влиянии небесных тел на человеческие судьбы. Возражение. Астрологи часто верно предсказывают возникновение войн и других человеческих действий, принципами которых являются интеллект и воля. Но они не были бы в состоянии сделать это посредством небесных тел, если бы эти тела не были причиной человеческих действий. Следовательно, небесные тела являются причиной человеческих действий. Ответ. Большинство людей следует своим страстям, каковые страсти являются движениями влечения чувств, а в этих движениях могут соучаствовать небесные тела; и немного таких людей, достаточно мудрых, которые сопротивляются этим страстям. Поэтому-то астрологи способны предсказывать истину во многих случаях, особенно в общем смысле. Но в отдельных случаях они не имеют этой способности, ибо ничто не препятствует человеку сопротивляться своим страстям своей свободной волей. Поэтому сами астрологи говорят, что мудрый человек сильнее звезд, поскольку он побеждает свои страсти. (Там же. Ч. I. Вопр. 115. П. 4) ЛИТЕРАТУРА 1. Св. Фома Аквинат. Сумма теологии. Вопросы 75—80. Трактат о человеке. (Русский перевод.) человеческого естества (пища, питье, одежда) и поэтому не носит характера конечной цели: скорее, сам человек является «целью» для естественных вещей, служащих ему. Искусственное богатство — деньги, — подчиненное беспорядочному и необузданному вожделению, в отличие от естественных потребностей становится объектом беспредельного желания. Но эта беспредельность иного рода, чем беспредельное желание высшего блага. Чем больше мы овладеваем высшим благом, тем больше познаем его, тем больше его любим, тем больше презираем все остальные вещи, как сказано: «ядущие меня еще будут алкать» (Прем. 24, 23). В отношении же богатства и других временных благ наблюдается обратное: когда мы овладеваем ими, мы постигаем их несовершенство и ничтожность, начинаем презирать их и искать других благ. Аналогичным образом св. Фома доказывает, что счастье или блаженство человека не состоит в чести и почете, в славе, власти, здоровье, телесных удовольствиях и вообще ни в чем тварном. Не является высшим блаженством также и само по себе благо или наслаждение души, ибо «человек не должен быть любим ради него самого, но все, что есть в человеке, должно быть любимо ради или для Бога» (Сумма. Ч. П. Вопр. 2. П. 7). Душа сама по себе, помимо конечной цели, есть лишь потенция, переходящая в действительность по мере познания Бога. Поэтому душа не может быть своей собственной конечной целью, и ее блаженство составляет то, что находится выше и вне ее. Это высшее блаженство состоит в познании Бога, что является актом интеллектуальной души. Блаженство не является актом воли, так как воля может быть направлена лишь к цели, еще не достигнутой, по достижении же цели воля успокаивается. Ввиду того что в нравственном учении св. Фомы интеллект доминирует над волей, его система получила впоследствии название «этического интеллектуализма». Примат интеллекта над волей проявляется не только в характере конечной цели, но и в самом процессе достижения этой цели: «интеллект опережает волю, так как причина движения предшествует предмету, находящемуся в движении, или как активное первенствует перед пассивным, или добро, познанное интеллектом, движет волю» (Сумма. Ч. I. Вопр. 83. П. 2). Как уже указывалось в связи с богословием св. Фомы, конечное и совершенное блаженство человека состоит в созерцании Божественной Сущности. В понятии блаженства Аквинат различает два аспекта: с одной стороны, саму конечную цель, Верховное Благо — Самого Бога, в обладании Которым человек становится блаженным, с другой стороны, достижение или наслаждение этим благом. В первом аспекте нет различий в степени блаженства, так как все обладают одним и 182 тем же Благом; однако во втором аспекте один человек может быть блаженнее другого, может в большей степени «обладать Богом», если он «лучше расположен, устроен или направлен к обладанию Им» (Сумма. Ч. П. Вопр. 5. П. 2). Для достижения блаженства от человека требуются надлежащее расположение воли и соответствующие действия: «человек достигает блаженства многими движениями дел, которые именуются заслугами» (Сумма. Ч. II. Вопр. 5. П. 7). В связи с этим необходимо ответить на возражение, основанное на некоторых текстах ап. Павла, например: «Бог вменяет праведность независимо от дел» (Рим. 4, 9). Как бы предвосхищая грядущую полемику с лютеранами, Аквинат отвечает: «Апостол говорит здесь о блаженстве упования, которое дается нам освещающей благодатью, ниспосылаемой не за счет предваряющих дел. Ибо благодать не есть предел движения, каковым пределом является конечное блаженство; она, скорее, есть принцип движения, которое направлено к блаженству» (Там же). Толкуя текст ап. Павла: «Бог производит в нас и хотение, и действие» (Фил. 2, 13), Аквинат указывает, что Бог является причиной воли по двум основаниям: во-первых, ввиду того, что воля есть сила разумной души, причина которой находится в Боге через творение; во-вторых, ввиду того, что Бог является высшим Благом и конечной целью для воли. Однако Бог движет человеческую волю не в порядке необходимости, но в соответствии с ее свободой, так как воля может следовать разным вещам: ложным мнениям, страстям, временным благам и т. д., и в этом случае она лишь удаляется от конечной цели и затрудняет достижение человеком блаженства и совершенства. Поступок является нравственно добрым, если он соответствует Закону Божию, коренящемуся в самой Божественной Сущности и постигаемому разумом, причем соответствие закону необходимо в трех аспектах: по объекту поступка, по цели и по сопровождающим обстоятельствам. Нравственное зло есть преступление против Божественного Закона со стороны воли. Зло есть, таким образом, лишь дефект воли, оно не есть нечто положительно существующее, не есть бытие, а только отсутствие положительного, долженствующего быть. Аквинат различает добродетели интеллекта как склонность разума к подобающей деятельности и собственно нравственные добродетели, в силу которых человек не только склонен поступать хорошо, но и действительно поступает хорошо. К основным добродетелям относятся мудрость, умеренность, мужество и справедливость. К ним присоединяются добродетели, вложенные Божественной благодатью: вера, надежда, любовь. 183
Этическое учение Фомы определяет собой и его теорию права. Высшим и вечным правом он считает совокупность общих Божественных Принципов правления миром — принципов, вытекающих из самой Божественной Сущности. Вечное право является источником всех производных форм права, которым подчинено творение. Как совокупность правил и норм, обеспечивающих разумное управление правящего подданными, оно обеспечивает задачу вести людей ко всеобщему благу. Аквинат различает две формы производного права: естественное право, представляющее собой как бы образ вечного права, запечатленный в интеллектуальной душе человека, и право человеческое — применение принципов естественного права к общественной и политической жизни. Свое политическое и социальное учение Аквинат изложил в труде «О правлении властителей», а также в трактате «Против язычников». Св. Фома заимствует у Аристотеля идею о человеке как политическом и общественном животном. Всякое социальное сообщество выполняет определенные функции, ставит перед собой определенные цели, вследствие чего необходимо, чтобы кто-то руководил этим обществом и вел его к цели кратчайшими и верными путями. Таким руководителем является государственная власть. «Так же корабль, — пишет Аквинат, — гонимый разными ветрами, плыл бы в самых различных направлениях и никогда не пришел бы в нужный порт, если бы не направлялся единой волей рулевого» (О правлении властителей, I, 1). Наилучшей формой власти Аквинат считает государство, сочетающее в себе начала монархическое, аристократическое и демократическое. Одностороннее преобладание одного из начал порождает тиранию, олигархию и демократию, также являющуюся одним из видов тирании. «Если же, — пишет Аквинат, — несправедливое правление осуществляется многими лицами, то это называется демократией; господство народа имеет место именно тогда, когда широкие массы благодаря своей силе и численному превосходству подавляют богатых. Тогда весь народ выступает как единый тиран» (О правлении властителей, I, 1). Св. Фома рассматривает случай, когда допустимо выступление народа против неправедного властителя. В связи с этим необходимо дать толкование известному тексту ап. Павла: «Нет власти не от Бога» (Рим. 13, 1). В соответствии с общими принципами своей философии Аквинат различает сущность власти и ее форму. Под сущностью власти, происходящей от Бога, имеется в виду сам институт государства, без которого не может существовать общество, нуждающееся в порядке и руководстве на пути к своим целям. Под формой же власти, зависящей от людей, подразумевается способ правления, конкретная структура власти. 184 Власть в этом смысле может происходить не от Бога в двух случаях: когда правитель несправедливым путем пришел к власти и когда он несправедливо правит. Это не означает, что во всех подобных случаях народ имеет право попытаться свергнуть властителя, ибо даже власть узурпатора при определенных условиях может быть легализована, а законный, но жестокий правитель может быть послан Богом с целью наказания подданных за их грехи и преступления. Во всех подобных сложных ситуациях необходим авторитет, решающий вопрос о характере власти и о правильном отношении к ней народа. Таким авторитетом является Церковь. Восстание народа против государственной власти несомненно оправдано лишь в том случае, если власть откровенно выступает против Божественных Законов и элементарных моральных принципов. Социальные взгляды Аквината утверждают общую идею иерархичности мирового порядка. «Благо рода, — утверждает Аквинат, — превышает то, что материально. Следовательно, множество родов вносит больше в благо Вселенной, чем множество особей одного рода. Поэтому совершенство Вселенной состоит не только в том, чтобы существовало много особей, но и в том, чтобы существовали вещи разного рода, а следовательно, различные степени в самих вещах» (Против язычников, II, 45). Такая иерархия имеет место в ангельском мире, имеющем девять степеней, в небесных телах, в животном мире, в структуре человеческих органов и т. д. Также и в гармоническом обществе необходим иерархический порядок: каждый человек выполняет определенную функцию в общественной жизни, и таким образом приобретается наиболее достижимое в земной жизни благо для всех. Аквинат считает город с его сословным делением наиболее совершенной формой человеческого общежития; человек, по его мнению, существо по своей природе городское. Город должен быть относительно автономной и самодовлеющей единицей, лишь умеренно пользующейся услугами купцов. Главной хозяйственно-этической категорией является у Аквината «справедливая цена», носящая объективный характер, отражающая количество и качество труда, затраченного на производство вещи. Прибыль, получаемая купцом, не должна быть самоцелью, но лишь справедливой платой за его личный труд. Аквинат резко осуждает ростовщичество: «...получать проценты на данные взаймы деньги есть само по себе несправедливость, ибо продается то, чего нет» (Сумма. Ч. П. Вопр. 77. П. 1). В целом социальное учение св. Фомы является наиболее полным выражением средневекового миросозерцания — иерархического, статического, проникнутого теократической идеей. 185 ЛИТЕРАТУРА 1. Св. Фома Аквииат. Сумма теологии. Ч. П. Трактат о конечной цели. 2. Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975. 3. Штеклъ А. История средневековой философии. М., 1912. 4. Трахтенберг О. В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М., 1957. 5. Gilson E. Le Thomisme: Introduction a la philosophie de Saint Thomas d'Aquin. P., 1986. ГЛАВА 9 ЕРЕТИЧЕСКИЕ И СЕКТАНТСКИЕ ДВИЖЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЦЕРКВИ ДО РЕФОРМАЦИИ СЕКТАНТСКИЕ ДВИЖЕНИЯ В XII-XIV вв. Возникшая на обломках распавшейся Римской империи новая Европа, еще недавно «варварская», несмотря на религиозную, культурную и хозяйственную общность, в начале II тысячелетия представляла собой необычайно подвижное общество, полное энтузиазма и грандиозных планов. Символом этой эпохи может служить «посох пилигрима-странника в той же мере, как лютня странствующего трубадура, мантия ученого монаха или конь и латы рыцаря» (Ильин В. Россия и Вселенская Церковь. 1955, 4—5. С. 23). Ученое, аскетическое, рыцарское странничества переплетались между собой, создавая непрестанное брожение, в атмосфере которого стремительно возникали богословские школы, монашеские ордена, завоевательные экспедиции, сектантские и еретические движения. Возникновению этих движений активно способствовали расцвет торговли и промышленности, появление многочисленного класса торговцев и ремесленников, объединенных в гильдии, цехи и общества, боровшихся за свою независимость с императорами, местной знатью и церковной властью. Религиозное сектантство этой эпохи по своему духу во многом предвосхитило грядущую протестантскую Реформацию. Секты одна за другой возникали в Италии, Франции, Фландрии, Германии. В Италии в XII в. возникла секта арнольдистов, названная по имени своего основателя Арнольда из Брешии. Он изучал богословие в Париже под руководством знаменитого схоласта Абеляра, усвоил свободомыслие своего учителя и отличался подобно ему большим проповедническим даром. Вернувшись на родину и став священником, он вскоре открыто выступил с проповедью, утверждая, 187 что обладание имуществом и притязание на светскую власть являются нетерпимым злом для Церкви, духовенства и монастырей. Его проповеди и крайний аскетизм его личной жизни встречали широкий отклик в народе. Дело это разбиралось на Латеранском Соборе в 1139 г. Папа Иннокентий II отстранил Арнольда от священнического служения как злостного схизматика и изгнал его из Италии. В ереси он обвинен не был, так как за это полагалось бы пожизненное заточение. Арнольд отправился в Париж к своему учителю Абеляру, также переживавшему период преследований. Тогда папа издал указ о заточении Арнольда и Абеляра в монастырь и повелел сжечь их книги. Абеляр подчинился указу, тогда как Арнольд продолжал свою пропаганду во Франции и приобрел столько приверженцев во всех слоях общества, что ни один из французских епископов не проявил желания исполнить указ папы, к негодованию св. Бернара, обличавшего Абеляра и Арнольда в ереси. Только когда Бернар убедил молодого французского короля Людовика VII принять меры против Арнольда, тот покинул Францию, направившись в Германию и Швейцарию, где также быстро приобрел широкую популярность. После смерти Иннокентия II Арнольд предпринимает шаги к примирению с Римским Престолом. «Когда Арнольд, — пишет современный ему историк, — вернулся в Италию по смерти папы Иннокентия, он обещал римской курии покаяние и подчинение и был принят вновь в лоно Церкви папой Евгением в Витербо. На него было наложено покаяние, пост, бдение и молитва в святых местах Рима, и он обещал выполнить его, сверх того он торжественно поклялся повиноваться с того времени Церкви» (Гаусрат. С. 324). Однако Арнольд недолго выдерживал послушание. В 1146 г. в Риме произошло народное восстание, сопровождавшееся террором, разграблением имущества патрициев, кардиналов, священников и изгнанием папы Евгения III. Арнольд в это время собрал вокруг себя кружок приверженцев аскетической жизни, известный как секта ломбардов, а затем стал фактически одним из предводителей политического народного движения. С его участием движение приобрело церковно-реформистский характер, что особенно воодушевило свободолюбивых римлян и привлекло на сторону восставших часть низшего духовенства. Папа Евгений III в 1148 г., после неудачного Крестового похода Конрада III и Людовика VII, вернулся из Франции в Италию и первым делом объявил Арнольда еретиком — без всякого формального суда, лишь на основании его проповедей. Республиканский Сенат Рима, вдохновляемый Арнольдом, попытался заключить союз с Конрадом III против папы. Торжественное послание сената Конраду кончилось восторженным панегириком ему: «...В Риме он должен царить, править как властелин земным шаром, подобно Юстиниану. Что принадлежит Императору, то его, что Папе — то пусть будет Папы. Таково было повеление Христа, и Петр платил подать Кесарю» (Гаусрат. С. 342). Император не откликнулся на призыв Сената, и последний был вынужден примириться с папой. Однако даже переезд папы в Лате-ранскую базилику не ослабил влияния Арнольда на население и в Сенате Рима. Исход борьбы решил договор нового императора Фридриха Барбароссы с папой, в результате которого арнольдисты остались в полном одиночестве. Новый папа Адриан IV (1154—1159 гг.) принял решительные меры и на предпасхальной неделе наложил интердикт на церкви Рима. Такая мера была впервые в истории применена к Священному городу и произвела на римлян потрясающее впечатление. Не прошло и трех дней, как верующие Рима потребовали от Сената покаяния перед папой и клятвы в верности Апостольскому Престолу. Арнольд вынужден был бежать из Рима, но вскоре был схвачен по приказанию императора Фридриха, желавшего таким образом убедить папу в своем дружеском отношении к нему. Мятеж в Риме был окончательно подавлен войсками Фридриха, прибывшего в Рим для коронования, а сам Арнольд повешен. Труп его был сожжен, и пепел выброшен в Тибр, чтобы предотвратить народное поклонение его останкам. После гибели Арнольда центр сектантского движения переместился во Францию, где в 1170 или 1173 г. возникла секта вальденсов, широко распространившаяся по Европе. Основатель секты Петр Валь-дес был богатым лионским купцом, который несмотря на отсутствие образования пожелал ознакомиться с евангельскими истинами по первоисточникам. С этой целью он поручил ученым перевести для него Библию и выдержки из сочинений Отцов Церкви, а затем с большим рвением принялся изучать их. Это изучение привело Петра Вальдеса к практическим выводам. Он избрал для себя жизнь в бедности; жене своей, не разделявшей его взглядов, он предложил часть имущества, остальное же разделил между бедными и выступил с проповедью аскетического идеала. Скоро он приобрел многочисленных приверженцев, которые называли себя «лионскими бедняками», носили особую одежду и следовали за своим вождем. В 1179 г. вальденсы послали депутацию на Латеранский Собор, чтобы испросить у папы разрешения на свою проповедь. Английс-
кий прелат Вальтер Man, принявший депутацию, высмеял невежество вальденсов и рекомендовал отказать им в папском утверждении. Эта неудача оттолкнула вальденсов от Церкви, и они вскоре попали под влияние катаров, приняв от них разделение на «совершенных» и «верующих». В начале XIII в. вальденсы были наиболее распространенной сектой в Европе, особенно сильны они были в Лангедоке (Южная Франция). Центром движения вальденсов стал город Альби, откуда пошло их название — «альбигойцы». Как мы уже упоминали, движение альбигойцев было разгромлено в результате опустошительных крестовых походов, в которых гибли вместе еретики, сектанты и даже верные католики. Во Фландрии в конце XII — начале XIII вв. сектантские движения были представлены бетонами и беггардами. Бегины были женским мирским орденом, члены которого жили в бедности, давали обет на все время совместной жизни придерживаться целомудрия и послушания, добывать пропитание для всех работой или прося подаяние, соблюдать правила гостеприимства и ухаживать за больными. Дома, в которых они жили, назывались дворами бегинок. С течением времени примеру бегинок последовали мужчины, основавшие дома беггардов. Холостые энергичные мужчины, стремившиеся к благочестивой жизни на братских началах, объединившись в рабочие общины, работали и жили сообща, изучали Библию и занимались размышлениями на религиозные темы. Подобно вальден-сам, они отличались трудолюбием, воздержанием и бережливостью, снискали себе всеобщее уважение и в особенности пользовались любовью бедных слоев населения городов Фландрии. Оседлые бегины и беггарды, подчиненные строгой дисциплине ордена, не были сектантами и пользовались всеобщей защитой Церкви и католического дворянства. Однако были и такие бегины и бег-гарды, которым оседлая жизнь казалась менее совершенной, так как общинное хозяйство все же предполагало наличие имущества, но не полный отказ от собственности. В своих странствиях они сталкивались с катарами и втягивались в антицерковное движение. Однако бегины и беггарды восприняли не столько дуалистическое манихей-ское учение, сколько пантеизм в духе Амальрика, считая себя полностью очистившимися от первородного греха, и потому отбрасывали всякие аскетические ограничения. Среди них широко распространилось также хилиастическое учение Иоахима Флорского — ожидание третьего завета и Тысячелетнего Царства Христа на земле. По учению Амальрика, Бог проникает всю природу и во всех существах действует как творческая сила. Человеческая душа есть часть Силы, сотворившей мир, а вовсе не беспомощное греховное 190 существо, как учит Церковь, и поэтому не нуждается ни в таинствах, ни в догматах, ни в церковных молитвах. Душа после смерти тела вновь возвращается к Богу, от Которого она изошла. Если человек познает свое единство с Богом, то он вообще не может быть грешным, он стоит выше закона, ему позволены всякие поступки и воззрения. Для обоснования критического учения, смешивающего Бога и творение, ставящего его вне законов морали, широко использовались известные тексты апостола Павла, направленные против ветхозаветного законничества. Учение Амальрика, которое особенно энергично проповедовал некто Ортлиб из Страсбурга, имело большой успех в Германии, распространившись вдоль Рейнского бассейна, где к середине XIII в. прочно укрепилось движение бегинов и беггардов. Инквизиция в Германии не имела той силы, как в Испании и Франции, вследствие сопротивления князей императорской и церковной власти, поэтому борьба с сектантами не была столь успешной. Однако крайние пантеисты — «братья свободного духа» и «орт-либарии» — были вынуждены в конце XIV в. перебраться из Германии в Голландию. В Италии в середине ХШ в. возникло еще одно мощное сектантское движение, известное под названием движения «апостольских братьев». Основателем его был необразованный крестьянин Гергард Сегарелли. Он принял внешний вид апостолов, как их изображали на иконах, — облачился в белую мантию, надел сандалии, отпустил бороду и длинные волосы и начал проповедь: «Покайтесь и обращайтесь к истинной вере, ибо близится Царство Небесное». Он продал все свое имущество, положил деньги в мешок, пошел на рынок и начал там свою проповедь, а когда вокруг него собрался народ, он высыпал свои деньги и воскликнул: «Пусть берет, кто хочет! » У него вскоре появились последователи, которые тоже призывали к покаянию, выступали против Церкви, ставшей слишком светской, и пророчили близкое наступление на земле Царства Божия, понимаемого ими как царство справедливости, равенства и мира. Они называли себя апостольскими братьями, жили в бедности, странствовали и проповедовали, приобретая все больше последователей. На Лионском Соборе в 1274 г. было провозглашено запрещение «диких», т. е. не разрешенных папой Григорием X (1271—1276 гг.), орденов. Последние должны были примкнуть к уже существовавшим орденам или по меньшей мере не принимать новых членов. Несмотря на запрещение Собора секта апостольских братьев продолжала расти, и в 1286 г. появилась папская булла Гонория IV ко всем епископам с требованием пресекать движение апостольских братьев. Против некоторых членов секты было возбуждено обвине- 191 ние в ереси. В 1294 г. борьбу с сектой взяли в свои руки доминиканцы. Сегарелли был арестован ив 1300 г. приговорен к сожжению. Место его занял Дольчино, который возглавил войну сектантов с крестоносцами. Дольчино, увлеченный идеями Иоахима Флорского, ожидал наступления Тысячелетнего Царства, причем вычислил, что оно наступит между 1303 и 1306 г. Император окончательно победит папу, а Бог тогда дарует земле папу-миротворца. Авторитет Дольчино возрос, когда в 1303 г. французский король Филипп Красивый, действительно, ввел своих солдат в Рим, где папа Бонифаций VIII (1294—1303 гг.) скончался, придя в отчаяние от происшедшей катастрофы. Рим после этого надолго опустел. Преемник Бонифация VIII расположил свою резиденцию в Перудже, а последующие папы — в Авиньоне. Дольчино собрал вокруг себя войско из своих сторонников и укрылся в горах. В течение 1306—1307 гг. он нанес ряд тяжелых поражений крестоносцам. Только голод и зима сломили сопротивление сектантов, и большая часть их погибла в последнем сражении. Несмотря на поражение сектантские еретические движения XII— XIV вв. оказали глубокое влияние на судьбу Католической Церкви и на психологию верующего народа. С одной стороны, эти движения убедительно доказали необходимость возрождения в Церкви древнехристианских идеалов святости, что и было совершено нищенствующими орденами; с другой стороны, сектантство XII—XIV вв. послужило дальним провозвестником и глубинной подготовкой движения Реформации. ЛИТЕРАТУРА 1. Гаусрат А. Средневековые реформаторы. СПб., 1900. Т. I. Абеляр, Арнольд. 2. Веер М. Всеобщая история социализма и социальной борьбы. М.; Л., 1927. 3. Карсавин Л. П. Очерки религиозной жизни в Италии. Валь-денсы до 1218 г. в издании Д. Н. Егорова // Журн. Мин. Нар. Про-свещ., 1911. № 8. 4. Карсавин Л. П. Очерки религиозной жизни в Италии XII— XIII вв. СПб., 1912; Он же: Отзыв о соч. А. Г. Вульфиуса «Вальден-ское движение в развитии религиозного индивидуализма» // Журн. Мин. Нар. Просвещ., 1916. № 10. Пг., 1916. ЕРЕТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ. КАТАРЫ На рубеже XII и XIII столетий города Западной и Средней Европы были полны разнообразных сект. На Балканском полуострове, в Северной и Средней Италии, во Франции, в Испании, по всему 192 бассейну реки Рейна от Эльзаса до Нидерландов, в большей части Средней Германии распространены были еретические движения, стоявшие в резкой оппозиции к Церкви и пытавшиеся создать не только новое учение, но и новые формы религиозно-общинной жизни. Уже с начала XI в. встречаются постановления различных церковных Соборов, где упоминаются катары, паторены, пифилы, текс-торы (ткачи), ломбардские бедняки, альбигойцы, павликиане, бого-милы, болгары, арнольдисты, пассажиры, гумилиаты (смиренные), коммуниаты, ортлибарии. Впоследствии к ним присоединились валь-денсы, бегины и беггарды, которые первоначально не были еретиками, но лишь требовали изучения Евангелия на родном языке, строгого выполнения евангельских заповедей, раздачи имущества бедным. Свои разнообразные названия еретические движения и секты получили по месту, где находился их центр, либо по имени наиболее выдающегося вождя, либо по характеру своей деятельности. Еретические движения этой эпохи часто объединялись под общим названием катары (совершенные или чистые). Катаризм явился как бы духовным стержнем многих религиозно-социальных движений той эпохи или, по крайней мере, оказал на них заметное влияние. Духовным источником ереси было древнее учение — манихейство, через увлечение которым в свое время прошел сам св. Августин, учение давно забытое и снова занесенное с Востока в Западную Европу. Манихейство первоначально заимствовало свои идеи из древ-неперсидской дуалистической религии, в которой бог добра и света Ормузд (в более точной транскрипции Агура-Маздао) боролся с богом зла и тьмы Ариманом. Маисе, основатель новой религии, по преданию, получил близ развалин Вавилона «откровение» от некоего «ангела». Если в персидской религии Ормузд в конечном счете побеждал Аримана, то в манихействе начала добра и зла обладали равной силой. Потерпев в свое время сокрушительный разгром, как со стороны христианства, так и со стороны персидской религии, манихейство в конце I тысячелетия вновь возродилось под видом христианской ереси. Место Аримана занял теперь диавол. Проникновение манихейства в Европу началось через Болгарию, где в середине X в. Богомил основал многочисленную секту. Богоми-лы проникли из Болгарии в Сербию и на Русь, где стали известны под именем волхвов. Православные священники в Болгарии уже в конце X в. жаловались, что богомилы проповедуют непослушание властям, проклинают богатых, поносят бояр, презирают государственных чиновников и подстрекают неимущих к бунту.
Успех катаров в народной среде основывался на том же, что привлекало народ к монашеству, на стремлении к аскетическому совер- 13- 4210
шенству. Это совершенство требовалось не от всех членов секты, а только от старейшин и руководителей, которые потому и назывались «совершенными». С другой стороны, успех катаров среди населения богатых городов Южной Франции и Италии поддерживался антиклерикальным настроением городской буржуазии, находившейся в постоянной борьбе с местным духовенством из-за управления городом и из-за податных привилегий, которые присваивали себе епископы и прелаты. Образ жизни «совершенных» составлял разительный контраст с бытом высшего католического духовенства той эпохи. Епископы и аббаты, будучи богатыми землевладельцами, мало чем отличались в жизни от светских феодалов. С каким презрением должны были относиться катары к прелатам, на которых сам папа Иннокентий II обрушивался с такими упреками: «Слепцы, немые собаки, разучившиеся лаять, симониаки, торгующие правдой, они пренебрегают предписаниями Церкви, они совмещают бенефиции и доверяют священство и духовное звание недостойным иереям и безграмотным подросткам. Отсюда надменность еретиков, отсюда пренебрежение сеньоров и народа к Богу и Церкви; прелаты в этой стране стали притчей для мирян» (Послание против архиепископа Нарбоннского). Катары, проповедуя возврат к древнехристианскому образу жизни, считали идеалом апостольскую бедность, а частную собственность и брак — злом. Это учение вытекало из их гностическо-манихейского мировоззрения, согласно которому зло воплощается во всем материальном и мирском. Катары проповедовали о любви к врагам, о запрещении присяги, заботе о бедных и больных братьях, о миролюбии, смирении и половом воздержании. Они не только не считали таинства и вообще церковные обряды и законы средством спасения, но, наоборот, видели в них препятствие к нему. Вся их позиция по отношению к Церкви, государству и их законам была резко отрицательная. Католический историк И. Делингер, один их крупнейших знатоков еретических движений Средневековья, писал: «Каждое еретическое движение, появлявшееся в Средние века... должно было бы, если бы стало у власти, произвести политический и социальный переворот. Те гностические секты, катары и альбигойцы, которые своей деятельностью собственно и вызвали суровое и неумолимое средневековое законодательство против ереси, и с которыми велась кровавая борьба... нападали на брак, семью и собственность. Если бы они победили, то результатом этого было бы всеобщее потрясение, возврат к варварству и языческая разнузданность. Всякому знатоку истории понятно, что и вальденсы с их принципиально отрицательным отношением к присяге и уголовному праву не могли иметь места в тогдашнем европейском мире». В Южной Франции катаризм, известный под названием альбигойской ереси, находил поддержку в общем народном суеверии — вере во всемогущего диавола. Вот одно из характерных проявлений этого суеверия: граф Раймунд Тулузский, главный сеньор южной Франции, воскликнул однажды в нетерпеливом ожидании своего войска: «Ну разве не ясно, что диавол — творец мира, ибо ничто в нем не делается по моему желанию! » В то же время учение катаров привлекало к себе народ тем, что избавляло его от страха ада и вечных мучений: катары рассчитывали на легкое спасение, лишь бы только перед смертью получить утешение в виде поцелуя мира от кого-либо из «совершенных», заслуживших всеобщее уважение своим строгим образом жизни и стойкостью своих убеждений во время преследований. Катары оказали сильное влияние на сектантские движения того времени, в частности на вальденсов во Франции и патаренов в Ломбардии. У ломбардских еретиков было широко поставлено школьное дело. Наиболее способные ученики отправлялись в Париж в университет, чтобы в совершенстве усвоить схоластику и риторику и с помощью приобретенных знаний успешно вести диспуты с представителями Церкви. Когда в 1209 г. император Отгон IV отправился для коронования в Рим, духовенство, находившееся в его свите, было возмущено тем, что там встречались школы, где преподавалось гностическое манихейское учение. Император Фридрих II также жаловался в 1236 г., что папа совершенно не обращает внимания на Милан, этот рассадник ереси. Катары могли существовать, пользуясь постоянной рознью между Папским Престолом, императорами, королями и городской буржуазией. Однако папы использовали все возможности для искоренения ереси — от дипломатического нажима на ее покровителей, обличительных посланий и миссионерских усилий (св. Доминик в Лангедоке) до крестовых походов и жестокостей инквизиции. В середине XIII в. катары были полностью истреблены в Южной Франции, но победа была куплена ценой полного опустошения этой цветущей области. Аналогичная участь постигла катаров и в других странах Европы. Особенно упорно сопротивлялись катары (богомилы) в Боснии. Они возрождались неоднократно после опустошительных крестовых походов, предпринимавшихся из Венгрии и Польши. Около 1400 г. катаризм был на короткое время даже объявлен в Боснии государственной религией. Только победа ислама в середине XV в. привела к исчезновению ереси: оставшиеся богомилы сменили манихейство на ислам.
ТЕКСТЫ |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы