Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Эдикт Фридриха II против еретиков.
Фридрих, Божией милостью император Римский, всегда священный, король Иерусалима и Сицилии, всем своим возлюбленным князьям, достопочтенным архиепископам, епископам и прочим церковным прелатам, герцогам, маркграфам, графам, баронам, наместникам, бургграфам, уполномоченным (advocatis), судьям, министе-риалам, оффициалам и всем властям по всей Империи, кои увидят настоящую грамоту, верноподданным нашим — наше благоволение и всяческое благо. 1. Порученное нам свыше попечение о королевстве и Империи, кое мы Божией милостью имеем, заставляет нас обнажить меч, сей вещественный знак власти нашей, которым мы обладаем в отличие от Церкви, на врагов веры и на искоренение еретической мерзости, дабы преследовать судом и расправой зловерных сынов ехидны, изрыгающих хулу против Бога и Церкви, терзающих как бы чрево матери; мы не потерпим, чтобы жили злодеи, соблазнительным учением которых заражается мир, а среди верных этими паршивыми овцами причиняется тягчайшая порча. 2. Посему постановляем и утверждаем, чтобы еретики, каким бы именем они ни обозначались и в каком бы месте Империи ни были осуждены Церковью и преданы светскому суду, были наказаны с надлежащим тщанием. Если же какие-либо из вышереченных, будучи схвачены, устрашенные ужасом смерти, захотели бы вернуться к единению в вере, то таковые, сообразно с каноническими постановлениями, должны быть заключены для отбывания наказания на вечные времена в темницу. 3. Далее, если какие сысканы будут еретики в городах, местечках или иных селениях Империи инквизиторами Апостольского Престола или другими ревнителями православной веры, то те, кто в данном месте обладают юрисдикцией, должны схватить этих еретиков и, схватив, держать под строгой стражей, пока их, осужденных церковным приговором, не уничтожат смертью, их, которые отвергали таинство животворящей веры. 4. Такому же наказанию постановляем предавать всех, кого враг в своем коварном лукавстве соблазняет выступать на поощрение еретических заблуждений или оказывать еретикам недозволенную защиту, ибо гнусное деяние равняет всех, кого пятнает, если только вышереченные, по увещании, не отступятся и не пожелают подумать о своем спасении. 5. Также, кто, будучи в одном месте уличен в ереси, переселится в другое, чтобы там безопаснее разливать яд своей еретической мерзости, постановляем подвергать должному возмездию, как толь- 196 ко об этом будет налицо очевидное свидетельство лиц, обращенных к вере из того же самого заблуждения, либо других лиц, которые изобличали их в ереси, что в данном случае мы охотно допускаем. 6. Также считаем необходимым приговаривать к смерти тех еретиков, кои, будучи привлечены к суду, на краю гибели отрекутся от ереси, но затем окажутся виновными в ложной клятве и будут изобличены в обманной вере, или та же болезнь сама собою вторично коснется их и поразит их; пусть лживое нечестие будет тем гибельнее самого себя, и пусть ложь не избегнет заслуженной кары. 7. Сверх того, благо жалобы и апелляции у еретиков, их последователей и их покровителей мы всецело отнимаем, желая, чтобы из пределов Алемании, где всегда существовала истинная вера, порождения еретической мерзости были искоренены всяческими мерами. 8. Далее, приняв на себя, по Божественному соизволению, тягчайшее бремя забот и занимая высочайшее место среди сынов человеческих, мы тем более благоговейною верностью обязаны Дарителю. А посему, ежели на хулителей имени нашего власть величия нашего распаляется гневом, ежели виновные в оскорблении величества отвечают нам головой, а дети их лишением наследия, то тем достойнее и справедливее вступать нам в борьбу против хулителей имени Бо-жия и разрушителей католической веры; а наследников и потомков этих еретиков, их последователей, их покровителей и их защитников до второго поколения мы нашею императорскою властью лишаем всех временных благ, общественных должностей и почестей, дабы они зачахли в постоянных воспоминаниях и скорби об отцовском преступлении, познав, что Бог ревностен и страшен в отмщении грехов отцов на детях. Но мы полагаем не исключать из предела милосердия нашего, если кто, не следуя ереси отцов, разоблачит их тайное зловерие; какое бы наказание ни постигло отцов за вину, невинные дети не подлежат лишению имущества. 9. При этом да будет всем ведомо: приор и братья Ордена Проповедников в Вюрцбурге, поставленные на защиту дела веры против еретиков в пределах Тевтонии, наши верные, а также все прочие, кто прибудет и соберется для суда над еретиками, если только кто-либо из оных не в опале, пользуются во время пути, остановки и возвращения нашею и особливою имперскою защитою, и мы желаем, чтобы они, помощью и попечением верных жителей Империи, находились в полной безопасности; поручаем их всем вам в совокупности; где бы, как бы и с кем бы из них вы ни встретились, примите их благосклонно, охраняя их самих и их людей от нападений и козней еретиков, подайте им всякий совет, проводы и помощь в пути для выполнения долга, принятого на себя перед Богом; а еретиков, коих они схватят и укажут вам, держите под заботливой стражей в пределах вашей юрисдикции, доколе они, после церковного осуждения, 197 не понесут должной кары. Ведайте, что вы будете участвовать в совершении дела, приятного Богу и похвального в глазах наших, если вместе с вышереченными братьями окажете содействие и услугу для искоренения из пределов Алемании новой неслыханной, нечестивой и мерзкой ереси. А если кто окажется небрежным и ленивым, тот будет бесполезен перед Богом, а перед нами может оказаться действительно виновным. Дан в Равенне, в лето от воплощения Господа 1232, в месяце марте, пятого индикта. (Средневековье в его памятниках. М., 1913. С. 253—255). |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы