Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Иоанн Салисберийский (писатель XII в.) об Арнольде.⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19
Арнольд, оставаясь, в Париже, толковал своим слушателям на холме святой Женевьевы Священное Писание у церкви святого Ила-рия, где жил раньше вышеупомянутый Петр (Абеляр). Но у него были только бедные ученики и такие, которые открыто просили милостыни, переходя от одной двери к другой, и так влачили свое существование вместе со своим учителем... То, о чем учил Арнольд, вполне согласно с законом христианским, но не совместимо с действительной жизнью. Арнольд не щадил епископов за их скупость и постыдную наживу, так как они жили небезупречно и стремились кровью построить Церковь Божию... Святого Бернара он обвинял в суетном славолюбии и упрекал его в зависти ко всем, кто стоял выше его в науке и Церкви и не примыкал к его знамени. (Там же. С. 292—293) ЛИТЕРАТУРА 1. Геръе В. Расцвет западной теократии. М., 1916. Т. П. Ч. 2. 2. Геккертон У. Тайные общества. СПб., 1876. Ч. 1. 3. Карсавин Л. П. Очерки религиозной жизни в Италии XII— XIII веков. СПб., 1912.
ГЛАВА 10 ПОДГОТОВКА РЕФОРМАЦИИ ДЖОН УИКЛИФ И ЯН ГУС Джон Уиклиф (1320—1384 гг.) был одним из выдающихся предшественников Реформации, оказавшим большое влияние на богемских гуситов, а через них — на германских христиан. Уиклиф изучал теологию в Оксфорде, причем особое впечатление на него произвели идеи Оккама (| 1347 г.). Подобно Оккаму в Европе, Уиклиф стремился освободить Англию от господства Римского Престола, утвердить секулярную национальную власть короля и парламента и защитить общинное крестьянское хозяйство от нарождавшегося частного сельскохозяйственного предпринимательства. В борьбе с Римским Престолом Уиклиф, схоласт «реалистического» направления, отвергал таинства, тайную исповедь, отпущение грехов, почитание святых. Многие из его положений были осуждены папой Григорием XI (1377 г.) и объявлены Лондонским Синодом (1382 г.) еретическими. Уиклиф отстаивал идею социальной монархии, требовал, чтобы папа и Церковь отказались от всякого земного имущества, чтобы священники и монахи добывали средства к существованию путем ведения общинного хозяйства. Он отчасти разделял идущий еще от св. Августина и Григория VII взгляд, что государственная власть зачата в грехе, «пахнет грехом», как он выражался. Смыть с себя это пятно королевская власть сможет лишь в том случае, если будет поддерживать общинное хозяйство, которое настолько же превосходит частное, как всеобъемлющие идеи (универсалии) превосходят единичные. В этом отношении Уиклиф отстаивал идеи Платона (кроме общности жен) от критики Аристотеля. К общинному хозяйству, по мнению Уиклифа, можно было прийти исключительно путем морального воздействия на народ, но не путем восстаний и насилия. Частная собственность совместима только с добродетелью, тот же, 202 кто находится в состоянии смертного греха, не имеет права на собственность. Крестьянские вожди, подобные Джону Булю, сделали из этого вывод, что неправедные, грешные помещики и аббаты не имеют никаких прав на свои владения, и поэтому насильственное — вопреки учению Уиклифа — лишение их собственности является актом добродетели. Идеи Уиклифа не только нашли отклик в Англии, но вскоре перекинулись в Богемию, в которой реформаторские настроения совпали с национальными стремлениями чехов, так как опорой Римской Церкви в Богемии были немцы, занимавшие также ведущие места в экономике и культуре. Иероним Пражский, много путешествовавший и повсюду изучавший новейшие достижения науки и богословия, посетил также и Оксфорд и привез на родину сочинения Уиклифа. Эти сочинения много читались и обсуждались в Пражском университете, послужив теоретическим обоснованием церковного реформаторства. Почва для такого реформаторства была подготовлена пропагандой вальденсов и деятельностью таких крупных духовных лиц Католической Церкви в Богемии, как Конрад, Милич и Маттиас. Самым значительным из них был архиепископ Милич, личный секретарь Карла IV, добровольно сложивший свои архипастырские и государственные обязанности, чтобы стать народным проповедником. Он осуждал торговлю, капитал и церковную собственность, призывал священников к апостольской бедности. На него, по-видимому, оказали влияния хилиастические идеи Иоахима Флорского. Маттиас, духовник Карла IV, выступал также с требованием церковных преобразований. Различные духовные течения и стремления чехов нашли свое воплощение в лице Яна Гуса. Гус родился в 1369 г. в бедной семье. Ему с трудом удалось получить образование и поступить в Пражский университет, который он посещал с 1390 по 1396 гг., пройдя в нем все степени до звания магистра. Двумя годами позже он читал в университете теологию, в 1400 г. был рукоположен в сан священника, в 1401 г. назначен деканом философского факультета, в 1402 г. — ректором. В том же году он стал проповедником в Вифлеемской церкви, где выделился своим пламенным красноречием. Вдохновленный идеями Уиклифа, он начал призывать к церковным реформам. Его проповедь вызывала недовольство многих духовных лиц, которые обвинили его перед архиепископом в распространении еретических учений. Главными противниками Гуса оказались немецкие теологи и философы из Пражского университета. Национальная вражда совпала с расхождением в богословских и церковных вопросах. Теоретически опиравшийся на Уиклифа — поклонника 203
Платона, Ян Гус был «реалистом», немцы же защищали номинализм и в 1408 г. вынесли осуждение основным учениям Уиклифа. Гус добился ограничения немецкого влияния в университете, в ответ на что немецкие профессора и студенты покинули Прагу и основали университет в Лейпциге. Все эти события завоевали Гусу уважение и любовь чехов, они увидели в нем духовного вождя нации. В 1411 г., когда Иоанн XXIII (1410—1415 гг., антипапа) начал призывать к новому крестовому походу, Гус объявил публичный диспут на тему: «Согласно ли с прямым смыслом учения Христа, чтобы во славу Божию и для спасения христианского народа были поддерживаемы папские буллы о крестовом походе? » Диспут имел огромный успех — героем его стал Иероним Пражский наряду с Гусом. Противники Гуса пытались подвести его под обвинение в ереси, назначив диспут о сорока пяти тезисах Уиклифа, к которым присоединили шесть тезисов самого Гуса. Кардинал объявил Гусу анафему и подверг интердикту всех, кто его поддерживал. Однако в Праге большинство населения поддерживало Гуса, и лишь по требованию чешского короля Вацлава он вынужден был покинуть Прагу. В 1414 г. в Констанце, под покровительством императора Сигиз-мунда состоялся Собор для рассмотрения учения Гуса. Основным обвинением против Гуса была поддержка им идей платонизирую-щего схоластического «реализма», вслед за Уиклифом. Положение Гуса резко ухудшилось, когда из Праги пришло известие, что один из его сторонников, магистр Иаков Якубек, стал давать мирянам причастие под обоими видами. Хотя сам Гус не любил высказываться по догматическим вопросам и считал, что характер причащения мирян не играет решающей роли для их спасения, однако на Кон-станцском Соборе ему было инкриминировано также учение об обязательном причащении мирян под обоими видами. Признанный злостным еретиком, Гус был сожжен, а через год та же судьба постигла Иеронима Пражского. В ряду религиозных реформаторов Ян Гус занимает выдающееся место. Православные богословы считают его авторитетом в полемике против католицизма, протестанты — предшественником Лютера, многие католические писатели пишут о нем с величайшим уважением (например папа Пий II). Чешский народ почитает его как своего величайшего национального героя. Все это говорит о духовном богатстве и высокой нравственности Яна Гуса. Искры костров, вспыхнувших в 1415 и 1416 гг. в Констанце, зажгли гуситские войны, длившиеся с 1419 по 1436 гг. Национальные, религиозные и социальные страсти дали пищу этим войнам. В гуситском движении наметились два направления: утраквисты (от лат. sub utraque specie, под обоими видами), или каликстинцы 204 (от лат. calix, чаша), с одной стороны, и табориты — с другой. Сторонники первого направления ограничились требованием изъятия церковных земель и причастия под обоими видами (вином и хлебом), служившего символом христианского равенства между духовенством и мирянами. Табориты, объединившие вокруг себя беднейшие или радикально настроенные слои населения, требовали более полного осуществления идей Уиклифа, включая социальные реформы. Их центр находился в маленьком городке на одном из холмов вблизи Праги, которому они дали евангельское название Табор (Фавор). Здесь давали причастие народу под обоими видами; в праздничные дни в Табор стекались огромные массы паломников. Здесь проповедовали свои идеи вальденсы, беггарды и другие сектанты, подвергавшиеся преследованию в других странах. На некоторое время Табор стал центром социально-еретического движения Европы. Табор жил в состоянии восторженного воодушевления, имущество было общим, жизнь наполнялась общинным трудом, богослужениями и народными празднествами. В период военных действий табориты по образцу германских варварских племен разделились на две общины — домашнюю и военную. В этой атмосфере, насыщенной апокалиптическими настроениями, в конце 1419 г. возникло хилиастическое воодушевление; оно захватило массы, окрылило их радостными надеждами и сделало способными на крайнее самопожертвование. Беггарды (пикарды), впитавшие в себя все еретические идеи того времени, возвестили в Таборе предстоящее пришествие Христа, Который установит Тысячелетнее Царство добра и справедливости. Все мученики, погибшие за христианскую истину, воскреснут, в том числе Ян Гус и Иероним. Состояние Адама до грехопадения станет всеобщим, исчезнут государства, Церковь и схоластическая ученость, настанет век равенства и свободы. Видным проповедником этих идей стал богемский священник Мартинек Гуска, прозванный «Локисом» («Красноречивым»). Представители одного из крайних течений таборитов получили название «адамиты», так как они проповедовали многоженство и не считали нужным носить одежду. Умеренные табориты, возглавляемые Яном Жижкой, в конце 1421 г. предприняли поход против адамитов и истребили их огнем и мечом. Поводом для начал гуситских войн послужило запрещение торжественных процессий с причастием. Народ воспротивился запрещению процессий и напал на ратушу. Заседавших там городских советников стали выбрасывать через окна на улицу, где толпа убивала их на месте. Возглавлял мятежников Ян Жижка, ставший потом вождем гуситских армий. Нерешительный и мягкий король Венцель, узнав об избиении 205
советников, пришел в такое волнение, что с ним сделался удар, и через две недели он умер. Ему наследовал брат его Сигизмунд — германский император, сыгравший активную роль в деле осуждения Яна Гуса. Папский легат в марте 1420 г. начал призывать к крестовому походу против богемских еретиков. В ответ на это каликстинцы и табориты, объединившись для совместной борьбы, превратили Табор в неприступную крепость. Армия крестоносцев, насчитывавшая до ста пятидесяти тысяч человек, пять раз атаковала гуситов и каждый раз отступала с огромными потерями. В 1424 г. умер Жижка, и его место заняли Прокоп Большой и Прокоп Малый, которые предприняли ряд опустошительных походов в пограничные германские страны, каждый раз нанося поражение императорским войскам и наводя ужас на германское население. По словам народной песни того времени, «Мейсен и Саксония погублены, Силезия и Лузария в развалинах, Бавария превращена в пустыню, Австрия разорена, Моравия истощена, и Богемия перевернута вверх дном». В сражении при Таусе в 1431 г. крестоносцы потерпели окончательное поражение, после чего папа и король были вынуждены искать перемирия. После долгих обсуждений на Базельском Соборе в 1433 г. был заключен мир, известный под названием «Пражских компактов», по которым гуситы получили право получать причастие под обоими видами и вести службу на чешском языке. Каликстинцы и умеренные табориты удовлетворились достигнутым, но часть таборитов продолжала борьбу за более радикальные реформы, в частности социальные. Здесь сосредоточились все еретические элементы, не допускавшие никакого примирения с Церковью. Против восемнадцатитысячной армии еретиков выступила огромная армия из остатков крестоносцев, императорских войск и калик-стинцев. Сражение 30 мая 1434 г. у Липара (в Богемии) закончилось полным поражением еретиков, оставивших на поле боя около тринадцати тысяч убитых. Оставшиеся табориты вскоре опять взялись за оружие, но они уже не представляли серьезной угрозы. В 1457 г. из них образовалась секта богемских и моравских братьев, отличавшаяся миролюбием и высокой нравственностью. ТЕКСТЫ Из проповедей Яна Гуса. Христос запретил своим ученикам всякую мирскую власть, но слова Его были забыты с тех пор, как император Константин дал папе царство... Богатство отравило и испортило Церковь. Откуда войны, отлучения, ссоры между папами и епископами? Собаки грызутся из-за кости. Отнимите кость — мир будет восстановлен... Откуда подкуп, симония, откуда наглость духовных лиц, откуда прелюбодеяния? Все от этого яда... Как далеки эти духовные пастыри от цели, указанной Христом! Вместо того, чтобы жить в простоте и смирении, они владеют землею, они хотят подчинить себе даже королей. Кто узнает в этих прелатах, окруженных свитами рыцарей, блистающих золотом и серебром, учеников смиренного Распятого? Сколько времени им надо, чтобы забыть свою клятву? Они не могут видеть женщины без нечистых помыслов; они забывают о людях, как и о Боге. Откуда все это зло? Я трепещу, боюсь сказать, но не смею и умолчать. Я не хочу, чтобы сказали обо мне: «Горе ему! Он молчал и запятнал свои уста молчанием». Причина, источник всей этой заразы — римский двор, не только потому, что он не исполняет своего назначения, но и потому, что сам продает веру и Церковь. Народ гибнет, и мы все виноваты в его гибели, мы, обязанные вести его к жизни, а не к смерти. (Цит. по: Филиппов. С. 24, 56) |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы