Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ВЕЛИКИЙ ПОСТ: ПУТЬ К ПАСХЕ



Когда человек готовится отправиться в путь, он должен знать цель своего путешествия. Так бывает и с Постом. Пост — это главным образом духовное пу­тешествие, а цель его — Пасха, «Праздник из Празд­ников». Пост — приготовление к «совершению Пасхи, истинному откровению». Поэтому мы должны начать с того, чтобы постараться понять связь Поста с Пас­хой, так как эта связь открывает нам нечто очень су­щественное, нечто решающее во всей нашей христиан­ской вере и жизни.

Надо ли объяснять, что Пасха — это гораздо боль­ше, чем один из праздников, больше, чем ежегодное ознаменование и почитание прошлого события?

Каждый, кто испытал хотя бы раз в жизни эту единственную в мире радость пасхальной ночи, «ярче солнечного дня», понимает это. Но о чем эта радость? Почему мы можем петь во время пасхальной заутрени: «Ныне вся исполнишася (исполнилось) света, небо, и земля, и преисподняя»? В каком смысле мы «смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало»?.. На все эти вопросы один от­вет: Новая Жизнь, которая почти две тысячи лет тому назад воссияла из гроба, была дана всем верующим в Христа. Она была дана нам в день нашего крещения, когда, как говорит Апостол Павел, мы «погреблись с Христом крещением в смерть, дабы, как Христос вос­крес из мертвых... так и нам ходить в обновленной жизни». Итак, на Пасху мы празднуем Воскресение Христово как что-то, что случилось и продолжает слу­чаться с нами; потому что каждый из нас получил этот дар новой жизни, получил способность принять ее и жить ею. Дар этот радикально меняет наше отноше­ние ко всему на свете, включая смерть. Он дает нам возможность радостно утверждать: «Смерти нет! » Но,


- конечно, здесь мы еще встречаем лицом к лицу смерть,
и однажды она придет за нами. Но мы верим, что
Своей собственной смертью Христос изменил самую
сущность смерти, сделал ее переходом, пасхальным
праздником, Пасхой — переходом в Царствие Божие,
превращая величайшую из трагедий в окончательную
победу, «смертию смерть поправ» (растоптав, уничто­
жив Своей смертью смерть). Он сделал нас соучаст-

*" • винами Своего Воскресения. Вот почему в конце Пас­хальной утрени мы говорим: «Христос воскрес, и жизнь царствует! Христос воскрес, и мертвых больше нет».

Такова вера Церкви, подтвержденная и доказан­ная бесчисленным сонмом святых. И все же разве мы не видим ежедневно на собственном опыте, что мы ^ " очень редко действительно имеем эту веру, что мы * постоянно теряем и изменяем той Новой Жизни, кото­рую мы получили, как дар, и что в сущности мы жи­вем, как будто Христос не воскрес из мертвых, как будто это единственное по своему значению событие ~- • ничего не значило для нас? Все это из-за нашей сла-.•'бости, благодаря невозможности для нас жить посто­янно «верой, надеждой и любовью» на том уровне, на который Христос нас возвел, когда Он сказал: «Ищи--" -" те прежде всего Царствия Божия и правды Его» •- (Матф. 6, 33). Мы просто забываем все это, мы так

- ' ааняты, так погружены в ежедневные заботы; и оттого,

что мы забываем, мы ослабеваем. Из-за этой забывчи­вости, падений, греха наша жизнь становится опять «старой» — мелкой, темной, лишенной всякого смысла: бессмысленное путешествие к бессмысленному концу. Мы умудряемся даже забыть о смерти, и вот внезапно, среди нашей такой приятной жизни, она приходит: ужасная, неизбежная, бессмысленная. Иногда мы со-- знаем различные наши грехи и каемся в них, но мы не отдаемся той новой жизни, которую Христос открыл и даровал нам. Мы живем так, как будто Христос ни­когда не приходил. И это единственный настоящий грех, глубочайшая трагедия и грусть нашего нрми--~ вадьного христианства.

1 Если мы это поймем и признаем, только тогда мы сможем понять, что такое Пасха и почему перед ней необходим Пост. Только тогда мы сможем понять, что асе литургические традиции Церкви, весь цикл ее бого­служений существует прежде всего для того, чтобы


 


6


7


помочь нам вновь увидать и вкусить эту Новую Жизнь, от которой мы легко отходим, изменяя ей, и, покаяв­шись, вернуться к ней.

Как можно любить и желать получить то, чего мы не знаем? Как можем мы ставить выше всего на свете что-то, чего мы не знаем, радость, которую мы не вку­сили? Одним словом: как мы можем искать Царства, о котором мы не имеем понятия?

Церковное богослужение с самого начала и до сих пор есть единственный вход в это Царство, приобще­ние к Новой Жизни. Церковь открывает нам через свою богослужебную жизнь то, «чего не видел глаз, не слышало ухо и не приходило на сердце человеку... что приготовил Бог любящим Его» (I Кор. 2, 9). Пасха есть самый центр этой богослужебной жизни, ее серд­це, ее вершина, солнце, проникающее всюду своими лу­чами. Каждый год открывается дверь в сияние Цар­ства Христова, нам дается предвкушение вечной ра­дости, ожидающей нас, славы и победы, невидимо уже наполняющих всю вселенную: «Смерти нет». Все цер­ковное богослужение построено вокруг Пасхи: поэто­му литургический годовой круг, последовательность праздников и постов становится путешествием, палом­ничеством к Пасхе, к концу, который в то же время есть и начало; концу всего старого, началу новой жиз­ни, постоянный переход из мира в Царство, явившееся во Христе.

Однако старую жизнь, жизнь греха, мелочность не так-то легко побороть и изменить. Евангелие ожидает и требует от человека усилия, к которому в настоящем своем состоянии он совершенно не способен. Нас вызы­вают на бой с невидимым, зовут к цели, к новому обра­зу жизни, которая выше наших возможностей. Даже Апостолы, когда слушали учение своего Наставника, в недоумении спросили Его: «Как это возможно? » На самом деле, нелегко отказаться от мелкого идеала жизни, состоящего из ежедневных забот, изысканий средств для обеспеченного существования, удовольст­вий, всего, что так далеко от цели — совершенства: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небес­ный» (Матф. 5, 48). Мир всеми своими земными спо­собами передачи говорит нам: будьте счастливы, жи­вите беззаботно, идите широким путем. Христос в Евангелии говорит нам: идите узким путем, путем


борьбы и страдания, потому что это единственный путь к настоящему счастью. Без помощи Церкви как можем мы решиться на этот страшный выбор, как мо­жем мы раскаяться и вернуться к светлому и радост­ному обещанию, которое каждый год Церковь дает нам в день Пасхи? И вот для чего нужен Пост. Это — рука помощи, протянутая нам Церковью, школа по­каяния, которая одна может приготовить нас к тому, чтобы встретить Пасху не только как разрешение есть, пить и отдыхать, но как действительный конец старого (ветхого) в нас, как вступление в новую жизнь.

В первые века христианства главной задачей По­ста было приготовление «оглашенных», т. е. новообра­щенных христиан, к крещению, которое совершалось во время пасхальной литургии. Но даже когда Церковь редко крестит взрослых и самое учреждение «оглашен­ных» больше не существует, главное значение Поста остается тем же. Потому что, хотя мы и крещены, мы постоянно теряем и изменяем именно тому, что мы по­лучили при крещении. Вот почему Пасха есть ежегод­ное возвращение к нашему собственному крещению, тогда как Пост готовит нас к этому возвращению, к постепенному и постоянному усилию, ведущему нас к Пасхе, к конечному переходу в новую жизнь во Христе. Мы увидим, что богослужения Великого Поста до сих пор сохраняют свою отличительную черту поучения, как бы приготовления к крещению; но это не археоло­гические остатки прошлого, но что-то действительное и существенное для нас. Потому что Пост и Пасха являются каждый год для нас новым открытием и при­обретением того, что было дано нам при нашем соб­ственном умирании и воскрешении во святом кре­щении.

Путешествие, паломничество! Однако, как только мы вступаем в «светлую печаль» Поста, мы видим — далеко, далеко впереди — конец пути. Этот конец пу­ти, его цель — радость Пасхи, вход в сияние славы Царства Небесного. И то, что мы видим издалека, это предвкушение Пасхи, освещает «постную печаль», пре­вращает ее в «духовную весну». Ночь может быть долга и темна, но во все время пути нам кажется, что таинственный и сияющий свет зари освещает гори­зонт. «Не лиши нас упования нашего (надежды на­шей), Человеколюбче! »


 


8


9



















Глава 1

ПРИГОТОВЛЕНИЕ К ПОСТУ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь