Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПРОЩЕНИЕ (Неделя сыропустная)



Теперь только несколько дней осталось до начала Поста. Уже в течение Мясопустной недели, завер­шающейся Прощеным воскресением, два дня, среда и пятница, стоят как бы отдельно, они уже совершен­но «великопостные»: в эти дни не полагается совер­шать Божественную литургию и весь порядок бого­служений имеет особенности, относящиеся к Посту. В среду на вечерне поется прекрасная стихира, привет­ствие Посту:

Возсия весна постная, цвет покаяния, очистим убо себя, братия, от вся-кия скверны, Светодавцу поюще рцем: Слава Тебе, Едине Человеколюбче.

Наступила весна Поста! Свет покаяния; очистим­ся, братия, от всякого зла, воспевая Светодавцу (Подателю Света): «Сла­ва Тебе, Едине Человеко­любче! »


Суббота Мясопустной недели посвящена памяти всех «мужей и жен подвигом поста просветившихся (спасшихся)»: святые, примеру которых мы должны следовать, учат нас трудному пути, трудному искус­ству Поста и покаяния. Мы не одни, начиная подвиг Поста: «Восхвалим собор святых Отцов! Антония Ве­ликого, Евфимия Великого и всех их собратий, прохо­дящих по жизненному пути своему, как будто сквозь райскую сладость...»

У нас есть помощники и примеры: почитаем ваш пример, святые Отцы! Вы научили нас истинному пути; благословенны вы, потому что вы поработали для Христа...

Наконец наступает последний день, обычно назы­вающийся Прощеным воскресением; но мы не долж­ны забывать его второго литургического названия: «Изгнание Адама из рая». Это название действительно подводит итог всему подготовлению к Посту. Теперь мы знаем, что человек был создан для жизни в раю, для того, чтобы знать Бога и общаться с Ним. Грех лишил человека этой блаженной жизни, и существо­вание его на земле стало изгнанием. Христос, Спаси­тель мира, отворяет двери рая' всякому, кто идет за Ним, и Церковь, показывая нам красоту Его Царства, превращает нашу жизнь в паломничество к небесному отечеству. Итак, в начале Поста мы уподобляемся Адаму.

Изгнан был Адам из рая из-за пищи (из-за вкуше­ния запрещенного плода)^ и, сидя прямо перед раем, рыдал и стонал: «Увы мне, как пострадал я, окаянный: я не соблюл одной заповеди Владыки и лишился всех благ! Рай святейший, ради меня на­сажденный и ради Евы затворенный, моли тебя и меня Создавшего, чтобы я вновь наполнился твои­ми цветами». И отвечал ему (Адаму) Спаситель:


 


20


21


Постное время светло начнем, к подвигом ду­ховным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть, постимся я коже в снедех отвсякия страсти, добродетельми наслажда-ющеся духа: в нихже со-совершающеся любовию, да сподобимся вси видети всечестную страсть Хри­ста Бога и святую Пасху, духовно радующеся.

нути, Но хощу сему спа-стися, и в познание исти­ны прийти, яко грядущего ко Мне не изгоняю вон.

«Я не хочу, чтобы погиб­ло мое создание, но я хо­чу, чтобы оно спаслось и пришло к познанию исти­ны, потому что приходя­щего ко Мне я не изгоню».

Пост освобождает нас от порабощения греху, от плена этого мира. Но в евангельском чтении послед­него воскресения говорится об условиях этого осво­бождения (Матф. 6, 14—21). Первое условие — Пост: отказаться от того, чтобы считать желания и требова­ния нашей падшей природы нормальными; усилие ос­вободить дух от диктаторской воли плоти, материи. Но для того, чтобы Пост наш был настоящим, подлин­ным, надо, чтобы он не был лицемерным, показным. Мы должны «явиться постящимися не пред людьми, но пред Отцем (Нашим), Который втайне» (Матф. 6, 18). Второе условие поста — прощение; «если вы бу­дете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Матф. 6, 15). Торжество греха, главный признак его владычества в мире — это ссоры, несогласия, разделения, ненависть. Поэтому первый пролом через крепость греха есть прощение: возвра­щение к единению, согласию, любви. Лучезарное все­прощение Самого Бога воссияет между мной и моим врагом, если я ему прощу. Простить — это значит от­вергнуть все счеты и расчеты человеческих отношений, предоставив их Христу. Прощение — настоящее втор­жение Царствия Небесного в наш грешный и падший мир.

Пост по-настоящему начинается с вечерни этого воскресения. И эту единственную по своему глубоко­му значению и такую прекрасную вечерню не служат во многих наших церквах! Однако ничто лучше этой вечерни не показывает нам настроения Великого По­ста в Православной Церкви, не вводит нас в него; нигде лучше не чувствуется ее глубокий призыв к че­ловеку.

Служба начинается как торжественная вечерня; священнослужители в светлых облачениях. Стихира на «Господи, воззвах...» (следующая после «Господи, воззвах») возвещает наступающий Пост, а за ним — приближение Пасхи!


Постное время светло на­чнем! Готовясь к духов­ным подвигам, очистим нашу душу, очистим тело. Воздержимся как от пи­щи, так и от всякой стра­сти, и насладимся духов­ными добродетелями. Да­бы, усовершенствовав­шись в любви, мы были достойны увидать страсти (страдания) Христа Бога и святую Пасху в духов­ной радости.

Потом, как обычно, следует Вход и пение «Свете Тихий...». Затем служащий священник идет на «горнее место» за престолом и возглашает вечерний Прокимен, который всегда возвещает конец одного и начало дру­гого дня. За этой вечерней Великий Прокимен возве­щает начало Поста:

Не отврати лица Твоего Не отврати лица Твоего

от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю.

от слуги Твоего, потому что я скорблю! Скоро ус­лышь меня, обрати вни­мание на душу мою и из­бавь ее.

' Вслушайтесь в особенную мелодию этого стиха, этого крика души, внезапно наполняющего церковь: «...яко скорблю», — и вы поймете исходный пункт Поста: таинственную смесь отчаяния и надежды, тьмы и света. Все приготовление теперь закончено. Я стою перед Богом, перед славой и красотой Его Царства. И я сознаю свою принадлежность к этому Царству, сознаю, что у меня нет другого дома, другой радости, ни другой цели; и я сознаю также, что я изгнан из этого Царства во тьму и печаль греха, и... «я скорб­лю»! И в конце концов я сознаю, что только Бог мо­жет помочь моей скорби, только Он может избавить и спасти мою душу. Покаяние — прежде и больше все­го— отчаянная мольба к этой божественной помощи. Прокимен повторяется пять раз. И вот Пост уже


 


22


23


наступил! Светлые облачения заменяются темными, постными, тушат яркое освещение. Когда священник или дьякон начинает вечернюю ектению, хор отвечает ему постным напевом. Первый раз читается велико­постная молитва Ефрема Сирина с земными поклона­ми. В конце службы молящиеся подходят сперва к священнику, прося прощения, потом просят прощения друг у друга. Но в то время, как происходит этот об­ряд прощения, и так как Пост начинается именно этим актом любви, единения и братства, хор поет пасхаль­ные песнопения. Нам предстоит сорокадневный путь по пустыне Поста, но в конце этого пути уже сияет свет Пасхи, свет Царства Христова.













Глава 2


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь