Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ВОСКРЕСЕНЬЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА



Каждое воскресенье Великого Поста имеет два значения. С одной стороны, каждое из них входит в тот ритм, которым выявляется духовная диалектика Поста. С другой стороны, в течение исторического развития Церкви почти каждое великопостное воскре­сенье обрело еще и второе значение. Так, в первое вос­кресенье Церковь празднует Торжество Православия, вспоминая победу над иконоборчеством и восстанов-


ление почитания икон в 843 г. в Константинополе. Связь этого празднования с Постом чисто историчес­кая: первое Торжество Православия произошло имен­но в это воскресенье. То же можно сказать о посвя­щении второго воскресенья Поста памяти святого Григория Паламы. Осуждение его врагов и оправда­ние его учения было принято Церковью в XIV столе­тии как второе Торжество Православия, и поэтому его ежегодному празднованию было посвящено вто­рое воскресенье Великого Поста. Хотя оба эти празд­нования очень важны, они сами по себе не зависят от Великого Поста как такового, и мы не будем здесь го­ворить о них отдельно. Память святого Иоанна Лест- вичника в четвертое воскресенье Поста и святой Ма­ рии Египетской в пятое воскресенье по существу име­ют гораздо больше связи с Великим Постом. В обо­их святых Церковь видит не только носителей аске­тизма, но и самый совершенный его пример: у святого Иоанна Лествичника в его писаниях, а у святой Ма­рии Египетской в ее жизни. Воспоминание этих свя­тых во второй половине Поста явно должно служить ободрению и вдохновлению верующих в их духовной борьбе в течение всего великопостного подвига. И так как об аскетизме нельзя только вспоминать, но надо применять его на деле, и так как память обоих этих святых затрагивает наш личный постный подвиг, мы поговорим об этом отдельно в последней главе.

Первое же и главное значение великопостных вос­кресений раскрывается в чтениях Апостола и Еванге­лия. Чтобы понять их порядок, надо еще раз вспом­нить первоначальную связь Поста с крещением, то есть смысл Поста как приготовления к крещению. Эти чтения действительно составляли неотъемлемую часть раннего христианского оглашения; они объясняют и как бы подытоживают приготовление оглашенных к пасхальному таинству крещения. Крещение открыва­ет вход в новую жизнь, дарованную Христом. Эта но­вая жизнь еще только возвещена и обещана оглашен­ному, и он ожидает и принимает ее верой. Он подо­бен людям Ветхого Завета, жившим верой в обещан­ное, исполнения которого сами они не увидели.

Таков смысл первого воскресенья. Упомянув всех праведников Ветхого Завета, Апостол Павел заканчи­вает словами (Евр. 11, 24—26, 32—40; 12, 2): «И все


 


70


71


сии, свидетельствованные в инре, не получили обещан­ного, потому что Бог предусмотрел о нас нет о луч­шее».

Что же что такое.-' Ответ даетс^ в Евангельском чтении первою воскресенья (Иоанн 1, 43—51): «...уви­дишь больше сего... истинно, истинно говорю вам: от­ныне будете видеть небо отверстым, и Ангелов Божи-их восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».

Это означает: вы, оглашенные, которые верите в Христа, хотите креститься, готовитесь к Пасхе, — вы увидите наступление нового времени, исполнение всех обетовании, явление Царства Небесного. Но увидите вы это, только если поверите и раскаетесь, если пере­мените свое видение жизни, если возжелаете и если примете подвиг.

Об этом нам напоминает чтение Апостола во вто­рое воскресенье (Евр. 1, 10; 2, 3): «Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть... как мы избежим (праведного воздаяния), вознерадевши о толиком спасении? »

В евангельском чтении второго воскресенья (Марк 2, 1 —12) образом этого усилия и желания яв­ляется расслабленный (парализованный), которого спускают к ногам Христа сквозь крышу дома: «Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! проща­ются тебе грехи твои».

В третье воскресенье начинается поклонение кре­сту, и мы слышим в евангельском чтении (Марк 8, 34; 9, 1): «...какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? »

С этого воскресенья в чтении Послания к Евреям начинает раскрываться смысл жертвы, которую при­нес Христос, той жертвы, которой для каждого из нас открывается вход «во внутреннейшее, за завесу», то есть во святая святых Царствия Божьего (см. третье воскресенье: к Евреям 4, 14; 5, 6; в четвертое воскре­сенье: к Евр. 6, 13—20; в пятое воскресенье: к Евр. 9, 11 —14), в то время как в Евангелии от Марка воз­вещаются вольные страсти (страдания) Христа: «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его...» (Марк 9, 17—31), — и Его Воскресение: «...и в третий день воскреснет» (Марк 10, 32—45, пя­тое воскресенье).


Приготовление к великому таинству, оглашение, /заканчивается, и решительный час, когда человек вой-*& дет и присоединится к Смерти и Воскресению Христа, ^приближается.

; В наши дни Великий Пост перестал быть временем " подготовления оглашенных к крещению, но разве мы, /хоть и крещеные и миропомазанные, не являемся ли /все еще в некотором смысле оглашенными? И разве

не следует нам возвращаться к этому состоянию каж-/дый год? Разве не отпадаем мы опять и опять от того /великого таинства, к которому мы были приобщены? .•Разве не нужно в нашей жизни, которая в сущности

есть одно постоянное отпадение от Христа и Его Цар-' ства, — это ежегодное возвращение к самым корням / нашей христианской веры?

4, ПРЕПОЛОВЕНИЕ (ПОЛОВИНА) ВЕЛИКОГО ПОСТА: КРЕСТ

Третья неделя Великого Поста называется Кресто-( поклонной. За всенощной этого дня, после Великого | Славословия, Крест торжественно выносится на сере-, дину церкви и остается там всю неделю; после каж-: дои службы совершается особое поклонение Кресту. /Надо обратить внимание на то, что о Кресте говорит-; ся во всех песнопениях этого воскресенья, но говорит-- ся не о страданиях на Кресте, а о победе и радости. С Больше того, ирмосы второго воскресного Канона взя-I; ты из пасхальной службы «Воскресения день» и весь /он является как бы парафразой пасхального Канона. Смысл всего этого ясен. Мы достигли середины Великого Поста. С одной стороны, физический и ду­ховный подвиг, если он серьезен и последователен, -: ' начинает сказываться, чувствуется усталость. Нам нужны помощь и ободрение. С другой стороны, пре­терпев эту усталость, взойдя на половину горы, мы начинаем видеть конец нашего странствования, и сия­ние пасхального света становится ярче. Великий Пост — это время нашего самораспинания, опыт, пус­кай и ограниченный, Христова призыва, который мы слышим в евангельском чтении этого дня: «Кто хочет I идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, \ и следуй за Мной» (Марк 8, 24). Но мы не можем при-


 


72


73


 


Господи, давый нам пред-варити днешний день, сед­мицу святую предсияю-щую светло, Лазарево от мертвых восстание страш­ное, сподоби рабы Твоя страхом Твоим прейти по­прище пощения все совер­шающая.

Время пощения ныне пре-половивше, начало Боже­ственного жития яве по­кажем, и в конец доброде­тельного жительства до­стигну™ тепле потщимся: яко да приимем сладость нестареемую.

нять свой крест и следовать за Христом, если не при­мем Его креста, взятого Им для нашего спасения. Спа­сает нас Его крест, а не наш. Только Его крест сооб­щает не только смысл, но и силу нашим крестам. Это и объяснено нам в Синаксарии Крестопоклонного во­скресения:

«В тот же день в третью неделю Постов мы празд­нуем поклонение Честному и животворящему кре­сту — вот по какой причине: во время сорокадневного поста мы как бы распинаем себя... и испытываем не­которую горечь, печаль и уныние, — нам предлагается Животворящий крест, освежающий и ободряющий нас; напоминая нам страдания Христа, он укрепляет и утешает нас... мы подобны тем, которые проходят долгим и трудным путем; утомленные, они видят пре­красное дерево и садятся отдохнуть в тени его лист­вы; немного отдохнувши, как будто обновленные, они продолжают свой путь; так и теперь, в постное время, среди прискорбного пути подвига, Святые Отцы водру­зили Живоносный крест, подающий прохладу и ос­вежающий нас, для того, чтобы мы могли мужествен­но и легко окончить остающийся путь... Или возьмем другой пример: когда приходит царь, то перед ним сперва появляются его знамена и скипетр, а затем и сам царь идет, радуясь и веселясь о победе, и с ним вместе веселятся и его подчиненные; так же и Господь наш Иисус Христос, который хочет показать свою по­беду над смертью и явиться во славе дня Воскресения, посылает впереди себя свой скипетр и царское зна­мя— Животворящий Крест, наполняющий нас радо­стью и приготовляющий, насколько это нам возмож­но, встретить Самого Царя и восхвалить Его победу... Все это на неделе среди святой Четыредесятницы, так как святая Четыредесятница подобна горькому источ­нику проливаемых слез сокрушения, постного подвига и уныния... Но Христос утешает нас, как странствую­щих по пустыне, до тех пор, когда Он приведет нас к духовному Иерусалиму своим Воскресением... потому что Крест называется и есть Древо Жизни, которое было посажено посреди рая; поэтому и святые Отцы водрузили его среди святого Великого Поста, напоми­ная одновременно блаженство Адама и то, как он его лишился, напоминая также, что, вкушая от этого Дре­ва, мы больше не умираем, но оживляемся...»


Итак, укрепленные и ободренные, мы вступаем во вторую половину Великого Поста. Еще одна неделя — и в четвертое воскресенье мы слышим: «Сын Челове­ческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и по убиении в третий день воскреснет» (Марк 9, 31). Теперь главное ударение, которое ставилось до сих пор на наше раскаяние и подвиг, переносится на события, произошедшие «нас ради человек и нашего ради спа­сения».

Господи, Ты дал нам предварить сегодняшний день, светло сияющий перед святой седмицей и Лазаревым страшным из мертвых восстанием, спо­доби рабов Твоих со стра­хом Твоим совершить весь остающийся путь Поста. Достигши ныне полови­ны Поста, покажем на деле начало божествен­ного образа жизни; по­стараемся с усердием окончить наш подвиг, чтобы получить нескон­чаемое блаженство.

На утрене в среду пятой недели опять читается Великий Канон Андрея Критского, но на этот раз це­ликом. Если в начале Поста этот канон служил как бы дверью, открывающей путь покаяния, теперь, в конце Поста, он звучит как итог покаяния и его завершение. Если в начале Поста мы только слушали Канон, те­перь его слова стали нашими словами, нашим плачем, нашей надеждой, а также оценкой нашего постного подвига: что мы действительно сделали за этот Пост? До чего мы дошли на пути покаяния? Потому что те­перь все, что касается нас лично, приходит к концу. Теперь мы уже следуем за учениками, «когда были они на пути в Иерусалим, и когда Иисус шел впереди их». И Иисус сказал им: «Вот мы восходим в Иеру-


 


74


75


салим, и Сын Человеческий предан будет нериосим-щенниками и книжниками, и осудит Его на смерть, и предадут Иго язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и убьют Его, и в третий день вое креснет» (Марк 10, 3? 45) Это Евангелие пятого вос­кресенья.

Тон великопостных богослужении меняется. Если в первой половине Поста Наши усилия были направ лены на собственное очищение, теперь нам открыва­ется, что это очищение не есть самоцель, оно должно было ввести нас в созерцание, уразумение и освоение Тайны Креста и Воскресения. Смысл нашего подвига открывается теперь как участие в этой тайне, к кото­рой мы так привыкли, что просто забываем об ее зна­чении. И, следуя за Ним в Иерусалим вместе с уче­никами, мы «недоумеваем и ужасаемся».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь