Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лекция 2. Основы мастерства публичного выступления



I. Особенности публичной монологической речи

Устная монологическая публичная речь предполагает особую организацию общения, а именно непосредственное наличие коллектива слушателей-собеседников. Количественные и качественные признаки массового адресата играют немаловажную роль. Происходит непосредственное восприятие как речи говорящего, так и реального облика говорящего (голос, мимика, жесты и пр.).

К монологическим формам публичной речи можно отнести всякого рода высказывания (пропаганду), ораторскую речь (например, выступления политика), художественные монологи: публичное чтение стихов, актерских монологов, поздравительных тостов. Рассмотрим каждую из форм в отдельности.

1) Пропагандистское выступление относится к публицистическому стилю и имеет призывный характер. Пропаганда обычно направлена на определенные цели: возбудить в слушателях желание следовать за выступающим, поэтому авторское «я», которое в ней проявляется, все равно представляет собой собирательный образ, так как высказывания обычно делаются не только от лица лидера, но и всей партии. Могут присутствовать восклицательные предложения

2) Ораторская речь – это не просто выступление, а демонстрация умения автора владеть языком, не просто способность донести информацию до слушателя, а сделать это красиво, заинтересовать людей. Ораторская речь должна быть достаточно эмоциональной, но и в то же время четкой. Оратор не должен отвлекаться на дополнительные моменты. От автора речи требуются высокий уровень подготовки и умение общаться со всей аудиторией сразу и с каждым человеком в отдельности. Ораторское искусство имеет глубокие корни и уходит ими в глубокую древность, в античную Грецию, где умение говорить было первоочередным для каждого человека, особенно политика, военного или философа, поэтому современным ораторам есть на что ориентироваться и у кого поучиться.

3) Чтение стихов. Он обладает всеми признаками публичной речи, кроме проявления автора. Эта особенность присуща всем лирическим произведениям. Причем стихотворение может читать сам автор. Это особый вид публичного выступления, так как это художественная речь. Если мы говорим об эмоциональности в ораторской речи, то здесь она должна быть на порядок выше и к ней добавляется выразительность подобной речи. Она значительно сложнее для произнесения, чем все предыдущие, и требует эмоционального напряжения.

4) Что касается чтения монолога актером, то ему присущи все черты чтения стихов с некоторыми отличиями, а именно: актер изображает другого человека и демонстрирует не свои чувства, а его. И главное – актерский монолог может быть как в стихах, так и в прозе. Но в его арсенале множество невербальных средств общения, которыми, например, не может воспользоваться оратор.

5) Поздравительная речь (тост) и панихидная речь. Они во многом схожи, так как говорятся обычно для какой-либо аудитории, но главным героем речи является один человек, причем в речи отсутствует авторское «я», если это, конечно, не выражение личных чувств.

     II. Структура публичной монологической речи

Публичная монологическая речь имеет определенную структуру.

В античной риторике был разработан алгоритм подготовки публичного выступления – так называемый риторический канон.

Это универсальный алгоритм мыслеречевой деятельности, состоящий из трех основних и двух вспомогательных этапов:

1. Инвенция (изобретение) – разработка содержания речи.

2. Диспозиция (расположение) – нахождение оптимальной композиции, в том числе оптимального выстраивания аргументов.

3. Элокуция (выражение) – нахождение оптимального словесного выражения.

4. Мемория (память) – учение о технике запоминания подготовленной речи.

5. Акцио (произнесение) – учение об артистическом произнесении речи с использованием возможностей голоса, мисики и жестов.

Рассмотрим эти этапы подробно.

1. Инвенция

Это создание замысла, построение аргументации на основе замысла; обнаружение проблемы, определение предмета мысли. На этом этапе говорящий создаёт общий план будущей речи, обдумывает предмет, о котором собирается говорить, вычленяет самое важное в теме, осуществляет подбор и систематизацию материалов, выбирает способы доказательств.

Теоретической базой является знание:

а) законов логики;

б) так называемых общих мест, или топов (своеобразных смысловых моделейдля получения нового знания).

Изобретение включает: 1) анализ проблемной ситуации, определение предмета речи и создание темы высказывания; 2) развертывание темы, нахождение, отбор и согласование аргументов.

Проблемная ситуация, с анализа которой начинается изобретение, включает: 1) аудиторию; 2) проблему и предмет речи, которые подлежат обсуждению; 3) самого ритора с его знаниями, способностями, опытом и риторической подготовкой.

Проблемой высказывания называется реальная трудность, противоречие, конфликт, в разрешении которых заинтересована аудитория и к рассмотрению которых обращается ритор. Существенной особенностью проблемы как объекта риторического высказывания является ее принципиальная разрешимость силами или, по крайней мере, участием аудитории, к которой обращается ритор. Аудитория должна быть заинтересована в проблеме, способна и готова к ее решению.

Необходимо различать понятия «Тема» и «Тезис» выступления. Тема шире тезиса. Тезис – это аспект темы. Например, тема – «Наркотики». Тезисы – 1) Наркотики – зло. 2) Способы борьбы с наркотической зависимостью и др.

Правильно сформулированная тема отвечает следующим основным требованиям.

1. Тема представляет собой по возможности простое и завершенное предложение.

2. Тема должна быть краткой и легко воспроизводимой.

3. Тема должна быть понятной как аудитории, так и самому ритору. Поэтому при формулировке темы следует избегать необычных слов, специальных терминов или слов с неопределенным значением.

4. Тема должна быть приемлемой для аудитории. Поэтому при ее формулировке следует избегать резких, оскорбительных и нелитературных слов и оборотов

5. Тема должна быть интересной и актуальной. Поэтому ритор, формулируя тему, стремится привлечь к ней внимание и интерес аудитории.

6. Формулировка темы должна быть проблемной.

Требования к тезису:

1) Тезис должен быть сформулирован конкретно и точно.\

2) Тезис должен оставаться неизменным на протяжении всй речи.

Для того, чтобы развить идею, используются смысловые модели, или топы, или «общие места»: род, вид, часть, целое, определение, сходства, различия, причина, следствие, сравнение. Совокупность «общих мест» - топика – отражает общие законы мышления или смысловой модели, по которой любой ритор или оратор творит речь. Топика позволяет без напряжения разработать любую идею.

Например, тему «Социальной роль интеллигенции» можно развить с помощью таких топов, как определение. Предмет речи очень просто можно определить через ближайшие родовые и видовые отличия, часть и целое, причина и др.

На этом же этапе продумываются способы доказательства защищаемых положений.

Под аргументацией понимается процесс приведения доказательств, объяснений, источников в систему для обоснования какой-либо мысли перед слушателями или собеседником. Требования к аргументации:

1) Должны быть доказательными положениями (часто мнение выдается за аргумент, напр.: Демократия – самая лучшая форма государства)

2) Аргументы не должны зависеть от тезиса, иначе – «порочный круг» (ср.: Снотворное усыпляет, потому что оказывает снотворное действие)

3) Не должно быть «загадочных» ссылок (типа Опросы показали, что…)

4) Не должны быть иррациональными

5) Аргументация — это система утверждений, иерархически связаных друг с другом;

6) Ааргументация — это процесс, следовательно, нужно расположить утверждения, аргменты в определенной продуманной последовательности.

То, что приводимые аргументы образуют систему и расположены в определенной последовательности, должно быть очевидно не только говорящему, но и слушателям. Таким образом, задача оратора состоит не только в предложении некой системы аргументов в защиту некоторой идеи, но и в обеспечении ее понятности, доступности аудитории.

Для достижения целей аргументации необходимо пользоваться по возможности наиболее сильными аргументами. Сила аргумента — понятие относительное, так как зависит от ситуации, эмоционально-психического состояния слушателей и многих других факторов — пола, возраста, профессиональной подготовки аудитории и т.д. Однако можно выделить ряд типовых аргументов, которые считаются сильными в большинстве аудиторий. К таким аргументам обычно относят: научные аксиомы, положения законов и официальных документов, законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально, заключения экспертов, ссылки на признанные авторитеты, цитаты из авторитетных источников, показания очевидцев, статистические данные.

Оптимальным числом аргументов при доказательстве тезиса считается число «три».

Способы аргументации

Существуют различные классификации способов аргументации. Обобщая их, можно говорить о следующих способах.

I. Нисходящая и восходящая аргументация

2.Односторонняя и двусторонняя аргументация.

3. Индуктивная и дедуктивная аргументация

4. Опровергающая и поддерживающая аргументация

II. Этап диспозиции ( расположения ) включает:

а) учение о прямой и обратной хрии;

б) принципы расположення материала в описании, повестваовании, рассуждении.

На этом этапе говорящий думает о порядке расположения мыслей в речи, составляет план, размышляет о том, как начать и закончить речь.

Диспозиция предполагает перегруппировку идей и их построение в том порядке, в каком они бы выполнили главную задачу речи. В виду линейности речи выделяется следующая структура:

1) введение;

2) предложение;

3) повествование;

4) подтверждение;

5) опровержение;

6) заключение.

III. Этап элокуции (словесного выражения, речевого оформления текста)

Выражение включает:

а) учение о тропах и фигурах;

б) учение о функцуиоанльных стилях и речевых жанрах.

Этап, на котором оратор выражает собственные мысли в конкретных словах и предложениях, заботится не только о правильности, ясности, уместности использования языковых единиц, но и украшает речь. Важен отбор слов и словосочетаний; смысловой, семантический, стилистический, звуковой отбор слов. Здесь же осуществляется выбор тропов и фигур речи (образные средства для выражения смысла речи – «цветы красноречия»).

Виды тропов и фигур:

   Прежде всего это метафора (перенос по сходству) и метонимия (перенос по соположенности)

Другие виды:

1) Олицетворение (одушевление) – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека (чаще всего используется при описании природы).

2) Аллегория (иносказание, аллюзия – «намек») – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. Используется в баснях, былинах сказках.

3) Антономасия (переименование) – употребление известного имени собственного в значении нарицательного.

4) Эпитет – образное определение предмета или действия.

5) Гипербола – преувеличение размеров, силы, красоты.

6) Литота (простота) – обратная гипербола, образ. выражение, намеренно преуменьшающее размер, силу, красоту.

7) Мейозис (то же, что и литота) – фигура речи, преуменьшающая свойства, степень чего-либо.

8) Парафраза (пересказ) – описательный оборот, который употребляется вместо какого-либо слова, предмета речи.

9) Дисфемизм – троп, состоящий в замене нормативного, естественного слова на более вульгарное, фамильярное слово.

10) Эвфемизм – вежливое, смягчающее обозначение чего-либо.

11) Катахреза – троп, связанный с употреблением слов в значении, им не принадлежащим, часто выступает как гиперболическая метафора.

12) Каламбур (игра слов) – использование разных значений одного и того же слова или двух одинаково звучащих слов.

13) Оксюморон – это фигура речи, состоящая в соединении двух антонимов (слов противоположных по значению), когда рождается новое смысловое единство (красноречивое молчание, живой труп).

14) Анафора – фигура речи, состоящая в повторении начального слова в каждом предложении

15) Ирония и парадокс как риторические средства.              

Виды иронии и средства получения иронии:

1) антифраз – употребление слова в противоположном значении

2) парадокс – утверждение, противоречивое на первый взгляд здравому смыслу, но в глубине своей несущее более глубокий смысл

3) гипаллаг – рокировка слов в устойчивых словосочетаниях

4) антомакласис – группа тропов, основанная на многозначности слов, приводит к количественному эффекту

5) каламбур – как проекция нового слова на старое и возникновение при этом переклички смыслов

-     полисемия – многозначность слов

-     омонимия – близкие значения одного и того же слова

-     омофония – звуковое сходство слов

IV этап – мемо́ рио (лат. memorio – запоминание) – запоминание речи и подготовка к её произнесению. На этом этапе оратор готовит текст к произнесению, подбирает вспомогательные приёмы, запоминает текст и репетирует.

 V этап – а́ кцио (лат. actio – произнесение) – произнесение речи. На последнем этапе оратор вступает в контакт со слушателями, применяет все подготовленные приёмы, разыгрывает речь, используя мимику, жесты, телодвижения, устанавливает и поддерживает контакт со слушателями.

 

Практическое занятие 1


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь