Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Упражнение на развитие полетности голоса.



Сообщите информацию «Рыбак рыбака видит издалека» соседу по парте; одногруппнику, сидящему на другом ряду напротив, на последней парте; людям, находящимся в коридоре; представьте, что человек, к которому вы обращаетесь, находится на другом берегу реки, в лесу.

3. Артикуляционная разминка:

Произнесите отчётливо следующие сочетания звуков и слов:

Цок - цок - цок - цок - цок,

Цып - цып - цып - цып - цып,

Цыц - цыц - цыц - цыц - цыц,

....Цап - цап - цап - цап - цап.       

Пирожки, лужки, дружки,

Кружки, ложки и стожки,

Фляжка, ножка, нож, лачужка,

Ёж, чертёж, багаж, пичужка.

Оч - оч - оч. Наступила ночь.

Ча - ча - ча. Горит в комнате свеча.

Чу - чу- чу. Погасили мы свечу.

 

Невербальное общение

Попросите соседа по парте с помощью невербальных средств что-нибудь сделать для вас.

5. Орфоэпический минимум:

Произнесите правильно приведенные ниже слова, запишите их значения. Проверьте правильность произношения по словарям:

безнадежный, одновременный, одноименный, острие, местоименный, камбала, звонит, торты.

Психотехника речи:

Упражнения для укрепления мышц горла, снятия напряжения:
М-И-И-И-И-И-И-И. В этом упражнении первая нота должна звучать так же, как и в предыдущем. Для исполнения последующих нот необходимо немного открыть рот, следя, однако, чтобы не появилось какое-либо напряжение. Звук «И» во время пения не должен отличаться от обычного разговорного как в слове «улитка».

Артикуляционная разминка:

1. Произнесите скороговорку, соблюдая вопросительную, отрицательную и утвердительную интонацию (работа в паре):

– Клюв у китов?

- Не у китов.

- Клюв у котов?

- Не у котов.

- Клюв у орлов.

- Клюв у орлов.

2. Произнесите скороговорку в выбранном вами темпе речи, тембре и высоте голоса:

У фонтана

Витя, Вова, Ваня,

Фима, Федя, Фаня,

Вика, Ева, Веня,

Тимофей и Феня.

 Невербальное общение:

Поздоровайтесь, используя невербальные средства с другом, с преподавателем, с ректором, с родителями, с однокурсниками.


Психотехника речи.

1. Упражнения для укрепления мышц горла, снятия напряжения:

М- И-Э-А-О-У-О-А-Э-И. Когда вы почувствует контроль над буквой " И", переходите к этому упражнению. Все гласные должны быть исполнены одинаковым звуком — звонко, без хрипа и продыха. Необходимо постоянно чувствовать точку концентрации звука на верхних передних зубах.

2. Артикуляционная разминка:

Произнесите следующие «весёлые» скороговорки на автоматизацию звука «ф» в выбранном вами темпе речи, тембре и высоте голоса:

На фото - фота. У Федота фагот. У феи эфа. У Фени фен. У Фимы мифы. У финна фен и финики. Конфеты - фее, конфетти - Тимофею. На фото у Наф-Нафа Ниф-Ниф и Нуф-Нуф. У кафе Фома, у Фомы кофе. У Фимы финики, у Фани фантики. Фаина - Фаня, а Ефим - Фима.

3. Невербальное общение:

Улыбнитесь так, чтобы было понятно, что вы очень счастливы, гневаетесь, довольны собой.

 

 

Психотехника речи:

 

1. Упражнения для укрепления мышц горла, снятия напряжения:

 Сделайте быстрый вдох носом. Одновременно опустите гортань, как во время зевка и откройте ноздри. На выдохе споем одну ноту на согласную " М". Гортань остается внизу. Нижняя челюсть опущена так, что зубы не касаются друг друга. Язык лежит свободно. Губы сомкнуты, но не напряжены. Ноздри открыты. Вы должны добиться удержания долгого ровного звука. Вибрация, легкое подрагивание ощущается в области носа, переносицы, щек, подбородка. Эпицентр вибрации находится на передних верхних зубах. Старайтесь не допускать гнусавого призвука. Не тянитесь к ноте снизу, атакуйте сверху, как бы нажимая на воображаемую клавишу. В противном случае нота получится несколько заниженной, или будет присутствовать ощущение, что вы " подъезжаете" к ноте, не точно интонируя. Начинать это упражнение надо с любой удобной вам ноты, находящейся в середине диапазона, и постепенно повышать и понижать тон. Оставайтесь в низком и среднем регистре.

2. Артикуляционная разминка:

Произнесите скороговорку с максимально возможными вариантами интонации:

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Произнесите «нетушку» в выбранном вами темпе речи, тембре и высоте голоса:

Нет абрикоса, кокоса, редиса,

Палтуса, уксуса, кваса и риса.

Компаса нет, баркаса и троса,

Термоса, пресса, индуса-матроса,

 Баса нет, вкуса, веса и спроса,

 Нет интереса, нет и вопроса.

3. Невербальное общение:

Как с помощью невербальных средств вы сможете показать человеку, находящемуся в группе друзей, что ему нужно выйти?

Психотехника речи:

1. Развитие динамического диапазона голоса.

Колокола. Попробуйте имитировать голосом звучание большого колокола: бом-м-м!.. бом-м-м! бом-м-м! »

Короткий удар гласной О на удобной для вас низкой ноте и долгое гудение на звуке М. Следите за тем, чтобы оба звука не «заваливались» назад, а звучали бы в передней позиции, на губах

А теперь перебросьте звук в верхний регистр - зазвонили малые колокола, образуя веселый перезвон: «бим-бим-биммм… бым-бим-биммм… бим-бим-биммм…»

Звук должен свободно возникать на кончиках губ, без мышечного напряжения на удобной для вас высокой ноте

Объедините звучание всех ваших колоколов в среднем тоне: баммм… баммм/… баммм…».

Положите одну руку на грудь, а другую на темя, контролируя оба резонатора, которые должны звучать одновременно. При верной позиции звука должна ощущаться сильная вибрация в области носовой пазухи, зубов, губ.

1. Развитие звукового диапазона.

Прочтите отрывок из стихотворения С. Маршака «Книжка про книжки».

У Скворцова

Гришки

Жили-были

Книжки -

Грязные,

Лохматые,

Рваные,

Горбатые,

Без конца

И без начала,

Переплеты,

Как мочала,

На листах

Каракули

Книжки

Горько

Плакали.

Распределите звуковое нарастание в соответствии с нарастание по смыслу. Повышайте звук от строчки к строчке постепенно, по полутонам, не стремитесь непременно забраться на самые верха; как только появится напряжение, отступите по тону назад и затем снова продолжайте равномерное повышение. Зато понижение пусть будет активным, тремя резкими ступенями.

Книжки

   горько

          плакали!

Чистоговорки:

Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури турка, трубку; не клюй, курка, крупку.

Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон.

Скороговорки:

Рапортовал, да недорапортовал, стал дорапортовывать – зарапортовался.    

Психотехника речи:

1. Правильно произнесите твёрдый звук «С» в прямых слогах:

СА - СА - СА

СО - СО - СО

СУ - СУ - СУ

СЫ - СЫ - СЫ

СТА - СТО - СТУ - СТЫ

СКА - СКО - СКУ

СВА - СВО

 

2. Произнесите «нетушку» в выбранном вами темпе речи, тембре и высоте голоса:

Нет абрикоса, кокоса, редиса,        Термоса, пресса, индуса-матроса,

Палтуса, уксуса, кваса и риса.      Баса нет, вкуса, веса и спроса,

Компаса нет, баркаса и троса,       Нет интереса, нет и вопроса.

 

 

Речевая разминка

 

1. Правильно произнесите мягкий звук «С» в прямых слогах:

СИ - СИ - СИ

СЁ - СЁ - СЁ

СЯ - СЯ - СЯ

СЮ - СЮ - СЮ

СЕ - СЕ - СЕ

СЬ - СЬ - СЬ

2. Произнесите поэзу в выбранном вами темпе речи, тембре и высоте голоса:

Красавица Сара

Причесала гусара.

Причесала Сара

Усатого гусара.

 

Контрольные работы

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания, тесты идентификации, опрос, тесты на соответствие, тесты с заданиями на группировку информации, тесты с заданиями установления последовательности, тесты на дополнение, тесты с заданиями на исключение лишнего, тесты перекрестного выбора, классификация, ранжирование

2 уровень сложности: реферат, структурирование проблемы

3 уровень сложности: эссе, курсовая работа, проект

ФУНКЦИЯ Ф06ПедБ-10 (Организация учебного материала по профилю).

ЗАДАЧА Ф03ПедБ-10/02 (Владеть различными жанрами официальной и неофициальной устной монологической речи)

ЗАДАНИЕ Имитационные упражнения

УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ (1)

ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ

В жизни каждого человека бывают ситуации, когда ему необходимо представиться или представить кого-то (родственника, знакомого, коллегу) или прорекламировать какой-нибудь предмет, увиденный фильм, спектакль, прочитанную книгу и т.п. Представьте себя в предложенных ситуациях и по приведенной схеме подготовьте рассказ-выступление. (использованы следующие источники: Тимошенко Т.Е. Риторика. Практикум. М., 2009; Стернин И.А. Практическая риторика. М., 2007; Купина Н.А. Риторика в играх и упражнениях. М., 2004.)

ОПИСАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ЕГО УСПЕШНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ

Изучите предлагаемые схемы. Подберите подходящие психологические и логические аргументы. Подберите конкретные жизненные примеры. Будьте искренни в своем рассказе. Ищите нестандартные ходы, старайтесь сохранить индивидуальность. Следите за речью. Избегайте слов-паразитов и нелитературной лексики. Следите за жестикуляцией и степенью эмоциональности.

Задания

1. Ситуация самопредставления, саморекламы (при устройстве на работу, при деловой встрече, в творческом конкурсе, знакомстве с новыми людьми, ученическим классом и т.п.) По приведенной схеме представьте себя в студенческой аудитории.

1) Обращение к аудитории. 2) Представление (ФИО – по ситуации). 3) Место жительства и учебы. 4) Место рождения. 5) Характер. 6) Любимое. 7) Нелюбимое. 8) Сильные стороны характера. 9) Слабости. 10) Интересные истории. 11) Хобби. 12) Планы на будущее. 13) Пожелание 14) Завершение выступления.

2. Ситуация представления

Ситуация № 1

Представьте гостя, приехавшего в Ваше учебное заведение из другой страны на научную студенческую конференцию.

а) представьте гостя по имени, отчеству, фамилии (по ситуации); б) где он работает (учится), чем занимается в профессиональной деятельности; в) откуда прибыл гость; г) что связывает человека с Вашим вузом; д) кратко сказать о его качествах и достижениях; е) поблагодарите гостя за то, что он пришел к вам; ж) объявите тему его доклада/выступления; з) предоставьте слово гостю.

Ситуация 2

Поговорите со своим соседом по столу и представьте его группе. Постарайтесь представить его в самом лучшем свете.

3. Ситуация выступления с похвальным словом

Выступите с похвальным словом в адрес: а) старейшего преподавателя Ващего университета; б) Вашего любимого учителя; в) Вашего учебного заведения; г) Ваших родителей на юбилее из свадьбы

4. Ситуация устной оценки какого-либо выступления (жанр « отклик на выступление »)

Этот навык необходим при оценке устного выступления ваших сокурсников на занятии, при оценке доклада на студенческой конференции, в публичных спорах.

1. Содержание: а) формулировка тезиса выступления (тема + новое о теме); б) композиция (вступление, основная часть, заключение); в) логичность; г) доступность; д) конкретность; е) соблюдение регламента; ж) пожелания оратору.

2. Исполнительская манера: а) заинтересованность в теме и слушателях; б) уверенность; в) контакт с аудиторией; г) жесты и мимика (уместность, естественность); д) пожелания оратору.

3. Речь: а) артикуляционная четкость; б) интонация (диапазон высоты, темпа, громкости); в) используются ли паузы, логические ударения; г) орфоэпические, речевые и грамматические ошибки; д) пожелания оратору.

5 Ситуация защиты своего мнения, своей точки зрения:

а) определитесь в терминах, т.е. поясните, как Вы понимаете употребляемые Вами термины, конкретизируйте многозначные слова или отвлеченные понятия; б) приведите причину (-ы), почему Ваше положение верно; в) приведите опровержение, т.е. доказательство от противного; г) приведите сравнение (поясните мысль сравнением иди уподоблением); д) приведите пример из Вашей жизни, или жизни знакомых, или жизни известного лица; е) приведите свидетельство, т.е. какой-нибудь афоризм или слова авторитетного лица.

6. Прорекламируйте какой-либо товар, услугу.

а) назовите предмет, товар, услугу; б) по возможности покажите предмет; в) расскажите о его назначении, устройстве, для чего он; г) назовите его преимущества; д) назовите выгоды от его приобретения; е) расскажите о тех, кто хорошо отзывается об этом товаре, успешно пользуется им; ж) закончите призывом, советом, рекомендацией.

Используйте слова с положительной оценкой; говорите эмоционально и дружелюбно.

7. Сделайте устную аннотацию книги, которую Вы только что прочитали.

Книгу (название) написал писатель ……………. В книге рассказывается о событиях, которые происходят (где, когда). Главными героями книги являются …………. С героями книги происходит много событий: они ………………….. (перечисляются наиболее интересные события). Читать эту книгу (очень интересно, полезно, необходимо и т.д.).

8. Сделайте устную аннотацию понравившегося Вам фильма по предложенной модели:

Фильм (название) посвящен ……….. (проблеме, событиям). Действие фильма происходит в ………… (место, время). Главными героями фильма являются …………….., которых играют актеры ………………. Герои фильма ………… (участвуют в событиях, происходящих в ……………, переживают множество приключений …………….. и т.д.). Фильм смотрится ………… (с неослабевающим вниманием, с большим интересом и т.п.). Фильм снят на киностудии ……………… режиссером ………………...

 

9. Проанализируйте представленное определение счастья: «Определим счастье как благосостояние, соединенное с добродетелью, или довольство своей жизнью, или как приятнейший образ жизни, соединенный с безопасностью, или как избыток имущества и рабов в соединении с возможностью охранять их и пользоваться ими. Ведь, можно сазать, все люди согласны признать счастьем одну или несколько из этих вещей» (Аристотель).

Вы работаете учителем в филологическом классе университетского лицея. Ваша задача – убедить школьников в целесообразности предложенного Вами определения счастья. Вступите в диалог во своими учениками. (Присутствующие должны перевоплотиться в аудиторию школьников)

 

ФУНКЦИЯ Ф06ПедБ-10 (Организация учебного материала по профилю).

ЗАДАЧА Ф03ПедБ-10/02 (Владеть различными жанрами официальной и неофициальной устной монологической речи)

ЗАДАНИЕ Реферат

УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ (2)

ОПИСАНИЕ ЗАДАНИ

Проанализируйте приведенный материал к теме реферата «Культура речи учителя». Составьте свой план темы. Напишите реферат.

Речевая культура в современном понимании – это область лингвистики и риторики, которая изучает осознанную речевую деятельность по созданию целенаправленной и целесообразной этически корректной. Это диалогичность, как отношение к «другому» как к ценности и полагая диалог как основной инструмент культуры. Это понимание как процесс и результат, как стремление к нему; « понимание присоединяет человека к культуре и находит в ней свою опору» (БрудныйА.А.). Познание как компонент культуры диалогично, потому что предполагает внутренний диалог в процессе движения от незнания к неполному знанию, а затем – к относительно полному. Одним из важнейших понятий, передающих сущность культуры и являющихся механизмом осуществления ее преемственности, является память, фиксирующая факты, события и достижения культуры, сохраняет ее и обеспечивает движение вперед. Все эти разрозненные первоначально смыслы требуют упорядочивания. Поэтому обязательной принадлежностью культуры является структурирование. Педагог выступает в роли не только носителя культуры, но и проводника, который постоянно пользуется механизмами культуры: отбором лучшего, организацией диалога с учащимися и их диалога с явлениями культуры. Все свойства, характерные для культуры в целом прослеживаются и в культуре речи как ее составной части. Культура речи педагога охватывает все компоненты речевой деятельности и их составляющие. Определенные нормы существуют для всех компонентов культуры и проявляются они, прежде всего, как нормы общения: когнитивная (восприятие других и их понимание), аффективная (отношение к другому), поведенческая (выбор поведения в конкретной ситуации). Наиболее значимыми нормами общения являются этические и коммуникативные, вытекающие из законов оптимального, гармоничного, эффективного общения.

Коммуникативные и этические нормы представляют собой конкретные правила, помогающие осуществить оптимальное общение, т.е. такое взаимодействие, которое создает наилучшие условия для выработки и реализации не противоречащих друг другу коммуникативных целей всех партнеров по общению, для создания благоприятного эмоционального климата вследствие преодоления различного рода барьеров, для максимального раскрытия личности каждого. Эти нормы очень тесно взаимосвязаны, дифференцирование только условно, это механизмы, помогающие согласовать все стороны общения. Этические нормы определяют систему защиты нравственных ценностей в каждой культуре, и регулирует формы проявления их в речи. Коммуникативные нормы обеспечивают выбор средств общения, контакта и достижения всех целей коммуникации и действуют на всех этапах речевой деятельности, определяя целенаправленность и целесообразность. Коммуникативными нормами общего характера, определяющими весь процесс коммуникации, являются принципы:

- кооперации - обязательность установки на сотрудничество, регулирование речевого поведения;

 - целесообразности - в основе лежат этические нормы, регулирующие выбор этически корректных средств для достижения целей общения;

- гармоничности - наличие баланса между информативностью и эмоциональностью, между информационным и фактическим общением;

 - структурирования – вычленение и расположение всех смысловых частей, логических связей;

Культура создания и восприятия текстов предполагает, что информация не подается и не воспринимается изолированно от другой информации и от окружающего мира, а существует в определенном контексте – заранее заданном «смысловом поле» (Ю.М.Лотман).

 

ФУНКЦИЯ Ф06ПедБ-10 (Организация учебного материала по профилю).

ЗАДАЧА Ф03ПедБ-10/02 (Владеть различными жанрами официальной и неофициальной устной монологической речи)

ЗАДАНИЕ Риторический анализ текста

УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ (2)

ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ

Прочитайте текст. Сформулируйте тезис и выделите аргументы.

«Сегодня все прогрессивное человечество тщательно следит за своим весом и внешним видом. Успех сопутствует тем, кто хорошо разбирается в потребностях организма и полезных свойствах различных продуктов, умело сочетая самые простые и доступные. Возьмите, например, сельдь – традиционную для России еду. Уже более ста лет эта замечательная по своим вкусовым качествам жирная рыба привозится к нам из Норвегии. Норвежская сельдь – это великолепный источник витаминов А, Д, В12. Она богата полезными и крайне необходимыми для здоровья жирными кислотами Омега-3. Эти кислоты, советуют врачи, должны обязательно присутствовать в пище всех, кто борется с лишним весом. Поэтому в любой разгрузочный рацион можно включать норвежскую сельдь. И бояться рыбьего жира совсем не стоит. Даже в самой жирной норвежской сельди содержится гораздо меньше калорий, чем, например, в нежирной корейке, а пользы от содержащейся в ней жирных кислот Омега-3 во много раз больше. Они повышают защиту организма от различных хронических заболеваний, улучшают состояние кожи, волос и ногтей. А еще жирные кислоты Омега-3 являются обязательным компонентом для полноценного умственного развития и роста наших детей. Поэтому не забыайте почаще давать вашему ребенку кусочек норвежской сельди с хлебом» (АИФ).

 

Краткий словарь терминов

АББРЕВИАТУРА (итал.), сокращение, употребительное в устной речи, например, вуз (выс­шее учебное заведение).

АБРАКАДАБРА (греч.), непонят­ный набор слов, бессмыслица.

АД ЛИБИТУМ (лат.), по желанию, на выбор, свободно, т.е. такая ма­нера речи, когда оратор свободно пользуется всеми ее богатствами.

АКЦЕНТ (лат.), ударение в слове, во фразе, выделение какой-нибудь части речи, обращение внимания аудитории.

АЛЛЕГОРИЯ (греч.), иносказание, выражение отвлеченного понятия при помощи конкретного образа, например, в баснях: Лиса — «хит­рость». Волк — «жадность».

АЛЛИТЕРАЦИЯ (лат.), повторе­ние одинаковых или похожих зву­ков, например, «Мой милый маг, моя Мария» (В. Брюсов).

АЛОГИЗМ (греч.), нелогичность речи, высказывания.

АМПЛИФИКАЦИЯ (лат.), нако­пление нескольких сходных опре­делений, усиливающих характери­стику явления (личности), напри­мер, «он храбрый, отважный, мужественный человек».

АМПЛУА (франц.), роль, род занятий, для оратора — та особен­ность облика, которую он берет на себя перед аудиторией, выступая, например, «как товарищ», «как ментор», «как руководитель», «как критик», «как судья» и пр.

АНАГРАММА (греч.), перестанов­ка букв в слове для образования другого слова, например, «топор — ропот», «куб — бук», «сук — суп— зуб».

АНАДИПЛОСИС - (греч.), стили­стическая фигура, смысл которой в том, что отрезок речи начинает­ся словами, которыми заканчива­ется предыдущий, например, «Го­лова болит, мало можется. Мало можется, нездоровится» (народ, песня).

АНАКОЛУФ (греч.), стилистичес­кая фигура, состоящая в наруше­нии грамматической или логичес­кой правильности речи, например, «Признаюсь, удивился, как дуби­ной, пардон, по лбу». Здесь грубо­вато-алогичный и напыщенный подтекст прямой речи создает до­полнительный колорит самого пер­сонажа.

АНАФОРА (греч.), повторение в начале фраз одних и тех же звуков, например, «Али я тебя холю? Али ешь овса не вволю» (А.С. Пушкин). Противоположный оборот называ­ется «эпифора», повторение конеч­ных частей фраз.

АНТИТЕЗА (греч.), противопос­тавление понятий, схем, точек зрения, событий и пр., например, «Кто был ничем, тот станет всем.».

 АНТОНИМЫ (греч.), слова, имеющие противоположное значение, например, «твердый — мягкий», «дорого — дешево», «болезнь — здо­ровье», «большой — маленький»

АНТОНОМАЗИЯ (греч.), замена имен собственных на нарицатель­ные (или наоборот), например: «Крез» — «богач», «Геркулес» — «сильный», «силач», «Цицерон» — «красноречивый», «оратор».

АПОСТРОФА (греч.), ораторский прием (фигура), представляющая собой обращение к лицу отсутст­вующему, как к присутствующему, или к неодушевленному предмету, как к одушевленному, например, «Ветер, ветер, ты могуч...».

АРТИКУЛЯЦИЯ (лат.), работа ор-" ганов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок), необхо­димая для произнесения опреде­ленного звука, слова.

АСИНДЕТОН (греч.), бессоюзие, стилистическая фигура, заклю­чающаяся в опущении союзов для усиления речи, например, «при­шел, увидел, победил», «не сидел, не стоял, не лежал, даже не бегал». Противоположная фигура — «полисиндетон».

АТТИЦИЗМ (греч.), утонченность и образность речи, свойственная жителям Аттики (в Древней Гре­ции) в период ее наибольшего рас- цвета. Отсюда выражение «ат­тическая соль» — тонкая насмеш­ка, образная острота, желательная в любом ораторском выступлении.

ГРАССИРОВАТЬ (франц.). невыговаривание звука «р», непривыч­ное для русской речи произнесе­ние его картаво, «картавить».

ДЕКЛАМАЦИЯ (лат.), упраж­нение в ораторском произ­ношении, искусство выразитель­ного чтения (речи) вслух, а, мо­жет быть, и малосодержательная, напыщенная речь, выступление оратора и пр.

ДИАЛОГ (греч.), беседа между дву­мя лицами, основная форма ора­торской деятельности при ответах на вопросы.

ДИГРЕССИЯ (лат.), отступление, отклонение от темы выступления.

ДИКЦИЯ (лат.), произношение, манера, с которой оратор произ­носит звуки, слоги, словам фразы в ходе выступления.

ИДИОМА (греч.), словосоче­тание, свойственное данному языку, например, «бить баклуши», «спустя рукава», «попасть впросак».

ИМПРОВИЗИРОВАТЬ (итал.), произносить речь без видимой под­готовки, как правило, опираясь на свой предыдущий ораторский опыт.

ИНВЕКТИВА (лат.), речь с бра­нью, с оскорблениями в чей-ни­будь адрес.

ИНВЕРСИЯ (лат.), перестановка слов в предложении с целью из­менить оттенки смысла фразы, на­пример, «Завтра лекция в шесть часов» и «Завтра лекция часов в шесть». В первом примере — время начала фиксировано, во втором — оно приблизительно.

ИНТОНАЦИЯ (лаг.), тон речи, повышение и понижение голоса оратора (для выражения просьбы, гнева, жалости, усталости, радос­ти и пр.).

ИРОНИЯ (греч.), тонкая скрытая насмешка, в стилистике — рече­вой оборот, в котором слова противоречат смыслу, например, «Отколе, умная, бредешь ты, го­лова? » — слова Лисы, обращенные к Ослу (И.А. Крылов).

КАКОФОНИЯ (греч.), звучание, неприятное для слуха, иногда может использоваться для исправления ошибок в речи оратора с учетом недостатков, выявленных в примерах какофо­нии, по принципу: «Так делать не нужно! ».

КАЛАМБУР (франц.), игра слов, основанная на их сходном звуча­нии, например: «Осип охрип, а Архип осип».

КАТАХРЕЗА (или катахрезис) (греч.), соединение противоречи­вых или несовместимых понятий, например: «красные чернила», «ужасно обрадовался».

 КЛАУЗУЛА (лат.), конец речевого отрезка, звуковой или стилисти­ческой форме которого оратор при­дает особо важное значение, исхо­дя из собственных творческих за­мыслов, желая придать клаузуле наиболее эффектную форму.

КОНТАМИНАЦИЯ (лат.); вклю­чение подробностей одного собы­тия в изложение другого, «лири­ческое отступление» от основной темы выступления.

КОНТРАДИКЦИЯ (лат.), проти­воречие в суждении, противоре­чивое высказывание, противоречие вообще.

КОПИРОВАТЬ (лат.), подражать, стараться не отступить от образца, сделать копию (копия — запас, множество).

КУЛЬМИНАЦИЯ (лат, ), наиболее напряженный момент речи, срав­нения, доказательства, связанный с ее содержанием, с логикой из­ложения.

ЛАКОНИЗМ (греч.), краткое и четкое выражение своих мыс­лей, что (по преданию) умели де­лать жители Лаконии (Спарта).

ЛЕКИФ (лат.), термин Марка Тул­лия Цицерона для обозначения любых приемов, способствующих украшению речи (анафора, рито­рический вопрос и др.). В перво­начальном смысле — небольшой изящный сосуд (флакончик) для благовоний (розового масла).

ЛЕКСИКОН (греч.), словарь, за­пас слов, которым владеет отдель­ный человек; принято считать, что для туриста нужно знание около полутора тысяч слов на языке стра­ны пребывания, для чтения газеты — до 4—5 тыс. слов, для чтения ху­дожественной литературы — до 10 тыс. и более. Если средний словарь со­держит в себе около 100 тыс. слов, то мало читающий человек опери­рует, как правило, в повседневной жизни примерно двумя-четырьмя процентами лексикона.

ЛИТОТА (литотес) (греч.), оборот речи, обратный гиперболе — пре­уменьшение значения явления, события и пр.. например: «мальчик-с-пальчик», «корова ростом с козу».

ЛОГОГРИФ (греч.), игра, в ходе которой получается несколько слов при перестановке или при выбра­сывании отдельных букв из данного слова, например: «крона, Рона, она, на».

ЛОГОПАТИЯ (греч.), пороки ре­чи, например, заикание, шепеля­вость, картавость и пр.

 ЛОГОПЕДИЯ (греч.), наука и при­емы для исправления логопатии.

 МАНЕРА (франц.), отличи­тельная черта стиля оратора, его особенности при говорении, умение держаться на трибуне.

МЕДИТАТИВНАЯ (лат.) речь, речь, способствующая раздумию, раз­мышлениям, например, у А.С. Пуш­кина: «Брожу ли я вдоль улиц шум­ных...»

МЕТАБАЗИС (лат.), софистиче­ский прием в споре, связанный с отклонением от обсуждаемого во­проса и подменой его другим во­просом (тезисом), например: «В огороде бузина, а в Киеве — дядь-ко» (как принято говорить в таких случаях).

МЕТАЛЕПСИС (лат.), перенос значения слова по части на целое, например: «Как десять жатв про­шло, взята пространная Троя» (т.е. по слову «жатва» подразумевается «лето», а по «лету» -- целый «год»). Следовательно, нужно понимать: «Как десять лет прошло, взята про­странная Троя». Но первый вари­ант оригинальнее по стилю, в нем использован реже встречающийся оборот.

МЕТАФОРА (греч.), всякое ино­сказание, употребление слова или выражения в переносном смысле по сходству или по контрасту, на­пример: «говор волн», «восковая келья» (улей). Метафора наиболее часто используется в ораторской деятельности.

МЕТОНИМИЯ (греч.), оборот речи (троп), основанный на заме­не одного слова другим при обыг­рывании смежности двух понятий. Например: «лес поет» (вместо — «поют птицы в лесу»), «читать Пушкина» («читать произведения А.С. Пушкина»).

МОНОЛОГ (греч.), речь одного лица, выступление оратора пред аудиторией, процесс речи одного человека, непрерывное выступле­ние по данной теме.

МУЛЬТИЛОГ (греч.), беседа меж­ду несколькими людьми, группо­вое обсуждение проблемы, круго­вое высказывание по теме (тези­су), выявление различных точек зрения.

НЮАНС (франц.), оттенок, едва заметный переход в ин­тонациях, в темпе, в тембре и т.п., который может быть заметен по­нимающему человеку, сведущему в риторике, специалисту.

НЮАНСИРОВАТЬ (франц.), от­тенять деталями, делать в речи едва заметные переходы, отступления, пояснения, ценимые знатоками, оттачивать тончайшие особеннос­ти (детали).

ОКСИМОРОН (греч. - остро-умно-глупое), стилистический оборот, состоящий в подчеркнутом соединении противоположностей, несоединимых слов, например, «Живой труп» — Л.Н. Толстого, «Жар холодных чисел» — А. Блок. Его можно сравнить с катахрезой.

ОМОНИМЫ (греч.), слова с оди­наковым звучанием, но разным значением, например, «коса» (для сенокоса) и «коса» (из волос).

ОМОФОНЫ (греч.), слова с оди­наковым звучанием, но с разным написанием и разным значением, например, «плот» и «плод».

ОРАТОР (лат.), умеющий говорить «красно», влияющий на аудито­рию, умеющий убедить ее. ОРИС (лат.), рот. От этого слова происходят слова «оратор», «ора­торский», «оранта» и др.

ОРФОЭПИЯ (греч.), образцовое литературное произношение, изу­чение правил и практики правиль­ного произношения.

ПАРАДИГМА (греч. — пример, образец), в языкознании — система форм одного слова по при­сущим ему категориям, образец типа склонения или спряжения, например, «я хочу», но «мы хотим» или «я могу», но «мы можем». ПАРАЛЛЕЛИЗМ, сходное распо­ложение двух действий, двух сю­жетов, например, «В синем море волны плещут, В синем небе звезды блещут» (А.С, Пушкин).

ПАРАЛОГИЗМ (греч.), ложное умозаключение в результате не­преднамеренной логической ошибки, случайное (досадное) наруше­ние законов мышления.

ПАРИРОВАТЬ (франц.), отражать доводы противника при обсужде­нии проблемы, при ответах на воп­росы. Для успешного решения такой задачи нужно заранее опре­делять возможные выпады против­ника и готовить наиболее удачные ответы.

ПАРАНОМАЗИЯ (греч.), стилис­тическая фигура обыгрывания не­скольких созвучных слов, но раз­ных по значению, например: «Он не глух, а глуп», «Ты сер, а я, при­ятель, сед».

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (франц.), деле­ние фразы на самые краткие от­резки, отделяемые голосом, пау­зами друг от друга, например: «И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» (П.Г. Антокольский). Каждое слово становится отдельным предло­жением.

ПАССАЖ (франц.), отдельное яр­кое место в тексте, в речи.

ПАРАФРАЗА (греч.), адаптация, сокращенное изложение больших худ. произведений.

ПЕРИФРАЗ (греч.), передача смысла другими словами, замена прямого названия описанием для большей наглядности, эмоцио­нальности, точности, например: вместо «он пошел к себе домой» (фраза безликая) лучше сказать: «старик поплелся в свою каморку» (конечно, с учетом ее реального содержания).

ПЛЕОНАЗМ (греч.), многословие, стилистический прием, содержа­щий однозначные и как бы излиш­ние слова, например: «темный

мрак», «я плачу и проливаю сле­зы», «во саду ли, в огороде», «трой­ка мчится, тройка скачет».

ПОЛЕМИКА (греч.), спор в печа­ти, на собрании по проблеме, по теме, по вопросу между двумя или несколькими ораторами.

ПОЛИСИНДЕТОН (греч.), многосоюзие, т.е. стремление к мно­гократному использованию сою­зов, например, у А.С. Пушкина: «И пращ, и стрела, и лукавый кин­жал...» Противоположное значение — Асиндетон.

ПРОКЛИТИКА (греч.), безударное слово, стоящее перед ударным, например, в словах «подо мною» — первое слово не несет на себе уда­рения и является «проклитикой», второе слово находится под ударе­нием. Противоположное слово — Энкликтика.

РЕЗОНЕР (франц.), человек, любящий вести длинные речи, рассуждения, преимущественно нравоучительного характера, гово­рить нудно и неинтересно.

РЕПЛИКА (франц.), краткое воз­ражение, быстрый ответ, замеча­ние с места по ходу выступления оратора.

РЕФРЕН (франц.), повторяющая­ся несколько раз мысль, фраза, строчка, стремление вернуться к чему-нибудь.

РЕЧЬ, речевая деятельность, сред­ство общения между людьми, ре­зультат этой деятельности (произ­ведения).

РИТМ (греч.), чередование более быстрых и более медленных мест в

ораторской речи. Скорость форму­лирования отдельной мысли, абза­ца, доказательства, примера — это темп. Как правило, в риторике ис­пользуется термин «темпо-ритм». У опытного оратора темпо-ритм бы­вает индивидуальным, харак­терным для него.

РИТОРИКА (греч.), теория крас­норечия, наука об ораторском ис­кусстве.

СИМПЛОКА (греч.), стилисти­ческая фигура повторения, со­стоящая в том, что два отрезка ре­чи имеют сходные начала и окон­чания, например, «Или ты меня не знал, или я тебя не знал».

СИНЕКДОХА (греч.), стилистиче­ский оборот использования части (меньшего) вместо целого (боль­шего, или наоборот), например, «пропала моя головушка» вместо «я пропал» или «защита требует оп­равдания подсудимого» вместо «за­щитник требует...» или «к нему и птица не летит, и зверь не идет» вместо «птицы» и «звери».

СИНОНИМЫ (греч.), слова, раз­ные по звучанию, но близкие по значению, например, базар, ры­нок, ярмарка.

СКАНДИРОВАТЬ (лат.), громко и отчетливо произносить слово, сло­ва, фразы, разделяя их на слоги, можно использовать как трени­ровочное упражнение для совер­шенствования техники ораторской речи.

СОЛЕЦИЗМ (греч.), неправиль­ный языковый оборот, не нару­шающий смысла высказывания, иногда используется для создания стилистического эффекта, характе­ристики действующего лица, на­пример, «Сколько время? ». С точ­ки зрения норм литературного рус­ского языка так сказать нельзя, нужно: «Который час? ». Следова­тельно, данный пример характе­ризует малую риторическую куль­туру говорящего.

СОФИЗМ (греч.), умышленно ложное построение умозаключе­ния, основанное на двусмыслен­ности понятий, на выхватывании отдельных сторон рассматривае­мого явления. Случайная, непре­думышленная логическая ошибка — паралогизм.

СОФИСТ (греч.), оратор, поль­зующийся софистикой, не стре­мящийся к постижению истины.

СОФИСТИКА (греч.), рассужде­ние, основанное на преднамерен­ном нарушении законов логики (употребление софизмов}.

 СТИЛЬ (лат.), совокупность основ­ных отличительных особенностей в манерах, в приемах, в логике оратора во время его выступления. С античных времен в стиле раз­личаются два основных направле­ния: а) аттическое, характерное точным, сжатым и кратким изло­жением вопроса, и б) азианичес­кое, предполагающее рассказ под­робный, с отклонениями, афо­ризмами, намерение не столько сообщить, сколько — взволновать. В крайних случаях аттическое направ­ление вырождалось в сухой, блед­ный, нудный пересказ, а азиани­ческое — в краснобайство и болтов­ню без элементарного плана и смысла, в разговоры «ни о чем». Плиний Младший предпочитал «сме­шанный стиль». Очевидно, что в наше время следует избегать любых риторических крайностей при выра­ботке своего собственного стиля. Сторонники аттического стиля (в литературе еще встречается термин «аттикизм») считали азианизм «порчей» классического греческого стиля под «азиатским влиянием».

СРАВНЕНИЕ, ораторский прием, слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета (яв­ления, события, персонажа и пр.) другому, одной ситуации — дру­гой, нередко связывающее их сло­вами «как», «как будто», «вроде» и т.п. Например, «он работает, как негр», «был голодный, как волк», «устал, как собака», «избит, слов­но солома».

СХОЛАСТИКА (лат.), абстрактные бесплодные рассуждения, фор­мальные высказывания, ото­рванные от жизни, в ораторской практике — сухое, неинтересное выступление лектора.

СЮЖЕТ (франц.), совокупность явлений, фактов, характеров, ко­торые в сумме своей могут быть темой для выступления оратора, послужить основной для подго­товки плана для выступления.

ТАВТОЛОГИЯ (греч.), соче­тание и повторение одних и тех же близких по смыслу слов. Иног­да используется как ораторский прием для объяснения трудного доказательства, сложного тео­ретического материала в надежде на то, что аудитория лучше усвоит излагаемое.

ТЕЗИС (греч.), положение, ут­верждение, которое ритор или ора­тор намерен доказать, защитить или опровергнуть.

ТЕМП, см. Ритм.

ТЕХНИКА РЕЧИ, совокупность приемов, применяемых в ходе уст­ного выступления, практическое владение этими приемами.

ТИРАДА (франц.), часть речи, длинная фраза, произнесенная в приподнятом тоне, яркая реплика, запоминающееся место в вы­ступлении.

ТОН (греч.), степень напряжен­ности голоса оратора, его оттенки и особенности, присущие только данному человеку.

ТОПИКА (греч.), общее место в речи, избитое место в системе до­казательств. В риторике Древнего Мира — учение о разработке общих закономерностей, основных поло­жений при подготовке выступле­ния, общих приемов подхода к теме. Этим термином называется один из логических трактатов Аристотеля.

ТРАКТОВАТЬ (лат.), толковать, обсуждать, излагать тему, вопрос, проблему, тезис.

ТРОП (греч.), слово или фраза в переносном значении, например, метафора, синекдоха, аллегория, гипербола, литота и др.

ТАКТ (лат.), твердо установ­ленное основание, на кото­ром строятся доказательство, рас­суждение, теория.

ФАКТОР (лат.), причина, движу­щая сила, лежащая в основе со­бытия, явления, ставшая сюжетом для оратора.

ФИГУРА (лат.), необычайный обо­рот речи, усиливающий ее эмо­циональное воздействие, напри­мер, инверсия, анафора, анаколуф и др.

ФИЛИППИКА (греч.), серия об­личительных гневных речей Де­мосфена против царя Македонии Филиппа, позднее — любая гнев­ная речь, направленная против известной личности.

ФОНЕТИКА (греч.), наука, изу­чающая звуковую сторону языка. ФРАЗА (греч.), законченный обо­рот речи, предложение, из суммы которых состоит публичное вы­ступление оратора.

ФРАЗЕРСТВО, пустословие, бол­товня, пристрастие к громким, но бессодержательным словам, фра­зам, выражениям.

ХРИЯ - нравоучение, выражение нравоучения посредством специальной организованной фра­зы, например, «Живи, поминая смерть» (Персии), превратившееся в знаменитое латинское выражение «мементо мори» («помни о смерти»). М.В. Ломоносов различал многие стороны использования хрии в речи (см. Руководство..., § 254 и след.).

ЭВФЕМИЗМ (греч.), упот­ребление выражения более мягкого вместо грубого или не­пристойного, например, «не со­чиняйте», «не выдумывайте» вме­сто «не врите».

ЭВФОНИЯ (греч, ), благозвучие речи, отсутствие в ней грубых слов, выражений, неприличных словосо­четаний

ЭВФУИЗМ (англ.), напыщен­ность, вычурность речи, жеман­ный, манерный стиль выступления.

ЭКЗЕГЕЗА (греч.), толкование трудных малопонятных фраз, тек­стов, сокрытых мыслей.

 ЭКСКУРС (лат.), отступление от главной темы выступления, осве­щение второстепенного вопроса, вопросов.

ЭКСПРЕССИЯ (лат.), выразитель­ность в самом широком смысле, живость и яркость выступления.

ЭКСПРОМТ (лат.), короткая речь, произнесенная без видимой подготовки, вдруг, внезапно, т.е. экспромтом.

ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ (лат.), рас­пространение определенных по­нятий, относящихся к одной об­ласти знаний (одному отрезку вре­мени), на другую область (время).

ЭЛЛИПС(ИС) (греч.), стилисти­ческая фигура, опущение слов, которые могут легко подразуме­ваться в речи, например, «я — до­мой» вместо «я пойду домой».

ЭЛОКВЕНЦИЯ (лат.), красноре­чие, само ораторское искусство. Сейчас этот термин употребляется довольно редко, ранее — посто­янно.

ЭЛОКУЦИЯ (лат.), учение о стилях: высоком, низком и сред­нем, о том, как подойти к форми­рованию такого стиля.

ЭМФАЗА (греч.), напряжение речи с целью ее большей экспрессии, оптимальное использование в выступлении риторических приемов.

ЭНКЛИТИКА (греч.), слово, ут­ратившее собственное ударение, стоящее позади ударного слова, к которому оно примыкает, образуя с ним единое целое, например, ча­стица «то» в выражениях: «мой-то, тот-то» или, например, в выраже­нии: «куда же вы? ». Противополож­ное явление — Проклитика.

ЭПИСТРОФА (греч.), риторичес­кая фигура, состоящая из повто­рения одного и того же слова, со­четания слов, оборота. Использо­вание этой фигуры требует от оратора осторожности.

ЭПИТЕТ (греч.), определение, которое прибавляется к названию предмета (лица) с целью подчерк­нуть его наиболее характерные свойства (особенности), например,

«шелковые кудри», «чистое поле», «парус одинокий».

ЭПИФОРА (греч.), совпадение конечных частей нескольких фраз, строк, например, рифмы. Фигура, обратная эпифоре, — анафора.

ЭРИСТИКА (греч.), искусство ве­сти спор, заниматься полемикой, энергично и эффективно от­стаивать свою точку зрения.

ЯЗЫК, важнейшее средство человеческого общения, нераз­рывно связанное с мышлением, реализуется и существует в речи. Можно говорить о языке А.С. Пуш­кина, о языке И.Л. Андроникова, о языке конкретного оратора или ритора.

 

Культура речи

Л.И. Скворцов: " Культура речи - владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и др.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи" . В лингвистической литературе традиционно принято говорить о двух ступенях освоения литературного языка: 1) правильности речи и 2) речевом мастерстве. Культура речи предполагает достаточно высокий уровень общей культуры человека, культуру его мышления, знание языка.

ОРФОЭПИЯ

Ударение и произношение

базИроваться принуждённый
газопровОд принЯть
агронОмия прИнял
баловАть принялА
баловАться прИняли
валовОй принялИсь
валОм валить принялсЯ
не балУйся присовокупИть
балУет придАное
балУется прогУл
балУю прОдали
балУюсь прожИвший
без бАнта прожИл
с бАнтом прОжил
агЕнт прожилА
агЕнтство прОжили
взрЫвчатое вещество прОжит
взЯто прожитА
взЯть прожИть
взялА премирОванный
взятА премировАть
гравирОванный предвосхИтить
гравировАть предложИть
арАхис предпринЯв
граждАнство предпринЯвший
аристокрАтия предпринЯть
бронировАть предпрИнял
бронИровать места предпринялА
бронЯ (обшивка) предпрИняло
брОня (на билеты) предпринятА
гротЕсковый предпрИняты
грунтовАя дорога прецедЕнт
вручАт мизЕрный
вручИм мИзерный
вручИт никчёмный
врученА мимикрИя
вручённый плодонОсит
бряцАть (оружием) плодоносИть
включИт плодонОсят
включИшь оксЮморон
блокИровать млекопитАющее
алфавИт плЕсневеть
бидОн плЕсневеет
апартАменты пиццерИя
апартамЕнты повремЕнный
анАлог новорождённый
вОгнутый повторИм
ворожЕя повторИт
гололЕдица повторИть
апокАлипсис орфография повторенА
апострОф повторЮ
воспринЯть повторЯт
воспрИнял морИт
воспринялА морИть
боЯзнь полиграфИя
втрИдорога пОлис (не полюс)
втрИдешева опломбировАть
бУнгало опорожнИть
гУсеница помИнки
бутИк омоложЕние
афЕра опОшлил
на вЫборах опОшлить
вЫборы опОшлишь
вЫзов опошлЕние
вЫзовов понЯть
вЫзовы пОнял
вЫздоровеем понялА
вЫздоровеет пОняли
вЫздоровею пОнят
бытиЕ понятА
вЫчерпать воду пОнято
аэропОрт поскользнУлся
до аэропОрта мотивИрованный
безврЕменье оптОвый
безнадёжный С похорОн
безУмолчный на похоронАх
безУдержный пОхороны
герб опЕка
нет гербА подбодрИт
гербОв подбодрИть
гЕрбовый освЕдомить
гербЫ освЕдомиться
вероисповЕдание осведомлённый
генЕзис осуждённый
гЕнезис осЕдлость
беспрецедЕнтный отгУл
вЕчеря отгУлы
бюрокрАтия Отзыв (рецензия)
завИдно отзЫв (депутата)
зАговор Отрочество
зАгнутый пулОвер
завсегдАтай откУпорить
заверЕние мУскулистый
заимообрАзно (не: взаимообразно) мусоропровОд
закУпорка мытАрство
закУпоривать мышлЕние
запИл (таблетку) меблирОванные комнаты
зАпил (начал пить) незаконнорождённый
запилА незлобИвый
запломбирОванный перспектИва
запломбировАть перенесённый
запИть перчИть
заплЕсневелый перчУ
заплЕсневеть некролОг
звонИм мЕльком
звонИт непочАтый
звонЯт национальные меньшИнства
зАпер меньшинствО
заперлА несказАнно
дверь запертА неуставнЫе отношения
заперЕть нефтепровОд
занЯв недвИжимость
занЯть недоумЕнный
зАнял недУг
занялА одноврЕменный
зАняли одноимённый
занятОй (человек) сгибАться
зАнятый (дом) свёкла
задАбривать по средАм (день недели)
зАдал по срЕдам (питательная среда)
задалА срЕдства
зАдали нет сирОт
задАть сиротА
задОбрить сирОты (мн.ч.)
знАмение слИвовый
рожкИ склад
рожкОв о макаронных изделия на склАдах
квартАл (во всех значениях) соболЕзнование
камбалА сОгнутый
кАмбала сОвестливый
кАтарсис работать столярОм
каталОг буду столярОм
каучУк стенА
кАшлянуть стенАм
избаловАть стенАми
изложИть вин. стЕну
Издавна мн. стЕны
издрЕвле табурЕт
красИвый углубИт
красИвей углубИть
красИвее углубИться
кремЕнь углублённое изучение
клАла углублённый
либИдо углублЮ
класть увлЕчься
кладовАя увлечётся
кладёт тамОжня
клОнит хаОс
клонИть хАос
клОнишь хвОя
Иконопись увЕдомить
клонЮ увЕдомлен
лифт увЕдомлена
в лИфте увЕдомленный
корЫсть увЕдомлены
кОлледж трубопровОд
коклЮш украИнский
лОкоть украИнец
лОктем хозЯева
конкурентоспосОбный говорить с хозЯевами
компрометИровать упрОчение
ломОта С тОртами
компетЕнтный О тОртах
компетЕнция тОрты
констатИровать уполномОчивать
костюмирОванный умЕрший
инцидЕнт ходАтайствовать
исконИ усугубИл
исповЕдание усугубИла
Исподволь усугубИт
испекУ усугубИть
испечёт левая тУфля жмет
Исстари тУфля
истЕкший год доволен своими тУфлями
истёкший кровью О тУфлях
исчЕрпать доводы без тУфель
кулинАрия щекОлда
кУхонный экспЕрт
паблИсити экспЕртная комиссия
назвалА еретИк
назвАный брат единоврЕменный
назвАть давнИшний
мАркетинг дАйджест
партЕр жалюзИ
налОженный платёж (не наложный) двубОртный
мальчикОвый двузнАчный
облегчИм двуспАльный
облегчИт двуствОрчатый
облегчИть двусторОнний
облегчЕние жгут
облегчённый двуязЫчный
мАнит дремОта
манИть дипломИрованный
намЕрение диспансЕр
наперчИть договОр
ободрИт договорённость
ободрИть дОгмат
манёвр доведённый
манЯщий дороговИзна
мАнят допризЫвник
пАмятовать донЕльзя
пАмятуя доскА
пАсквиль на дОску
насмехАться из досОк
обеспЕчение досУг
обетовАнный дуршлАг (не: друшлаг)
начАв духовнИк
начАвший дерматИн
начАвший К деньгАм
нАчал деньгАми
началА С деньгАми
нАчало О деньгАх
началсЯ дЕньги
начатА дЕтям
нАчато жечь
нАчатый ждалА
начАть ждать
озлОбленный джИнсовая (ткань)
прАвы (вы прАвы) жжешь
приговОр жжёт
прибЫвший цыгАн
прИбыл цЕнтнер
прибЫть юрискОнсульт
призЫв (в т.ч. на воинскую Ясли
призывнИк из Яслей
приобретЕние В Яслях
принУдить чЕрпать воду
принуждённый черпАть знания

 

Словарный минимум

Иностранные слова

аббревиатура коалиция одиозный
бартер инаугурация мюзикл
баллотироваться инвестиции мюсли
банальный коррупция сакральный
банкомат корректив сакраментальный
абонент корректный санкция
абонемент корпоративный саммит
вандализм кортеж скрупулезный
гастарбайтер локальный скотч
автобан инкриминировать синекура
авторитарный коллапс синдром
ваххабиты коллаж скетч
арбитраж коллизия спикер
грант коллоквиум спичрайтер
брифинг инкогнито спонсор
брокер колосс стагнация
брутальный имидж суггестивность
брэнд конверсия сублимация
визави импичмент субсидия
визажист компромисс статус
бизнес коммивояжёр стрейчинг
визуальный компиляция суицид
виртуальный импонировать супермаркет
биржа коммуникация сертификат
аккредитовать коммюнике секвестр
блиц консалтинг секьюрити
вип консолидация сейшн
глобализация констатировать сюрреализм
блокбастер консенсус фаворит
виньетка конфиденциальный харизма
акме конфессия тариф
акмеологический анализ концепция факс
акмеология инсинуации фактор
альтруизм космополит хайтек
альтернатива инсталляция фан-клуб
альянс инстанция фамильярность
бижутерия инфантильный фантом
акциз интроверт фаст-фуд
вице интеграция фатализм
ангажировать интернет фатальный
ангажемент индифферентность урбанизация
амбивалентность индексация трансферт
амбиция инцидент трансцендентальный
анахронизм лояльный тривиальный
априори истеблишмент триллер
анимация ксенофобия фронтальный
волонтер кулуары хиромантия
апокалипсис кутюрье филантроп
апологет легитимный фикция
бомонд иерархия тинэйджер
анонс лексикон фискальный
анфас идефикс хит
антиподы ляпсус фитнес
амфитеатр паблик рилейшнз форзац
антураж маргинал фолиант
вотум маргиналии холокост
боевик парасейлинг унитарный
аперитив парафирование унификация
апеллировать паритет толерантность
апелляция маркетинг холдинг
бодибилдинг маржинальный топ
андеграунд панк хоспис
аншлаг пандус тост
вояж масс медиа утрировать
аскетизм обструкция фурор
ассертивность патронат утилитарный
аура патронаж фуникулёр
аутотренинг натурализация телекинез
аутсайдер мажоритарный тюнинг
афера прайм-тайм эвристика
аудитор приватный эристика
бьеннале провайдер экзистенциализм
вербальный промоутер экзистенциальный
вернисаж промоушен элита
вердикт профан эксклюзивный
беллетристика профанация экскурс
бельэтаж профи экспансивный
геопатогенный продюсер экспансия
геноцид орфоэпия экстравагантный
бенуар ортодокс экстраверт
гендерный презумпция экстралингвистический
беспрецедентный презентация экстремальный
бестселлер прерогатива эксцесс
вестерн пресс релиз эйфория
вето прет-апорте электорат
равиолей префектура экшн
раритет прецедент эмансипация
ратификация плагиат эпатаж
риэлтер мигранты эпатировать
резюме олигарх эскорт
релаксация олигархия этика
рейтинг милитаризм этикет
релевантный мимикрия дайджест
репатриант мистификация дриблинг
репатриация оксюморон ди-джей
реноме плебисцит дивиденд
ремейк пиетет диаспора
респондент плюрализм дизайн
рефлексия моветон дилер
реферат мониторинг диссидент
рефери монография дистрибьютор
референт нонсенс доминировать
референдум популизм доу-джонса индекс
квази ностальгия дьюти-фри-шоп
карт-бланш постскриптум де-факто
картридж постфактум де-юре
кворум ноу-хау дебаты
лапидарный нотабене деградация
кампания подиум дезавуировать
кантри психодилический декларативный
камуфляж осмология делегимитазация
канцероген нувориш демагогия
кастинг охлократия депортация
катарсис офис дефиле
катаклизм муниципалитет дефиниция
крупье офсайт дефолт
креативный оффшорный джихад
креатура ньюсмейкер цивильный
кредитор перипетии шариат
кредо пертурбации шансонье
ликвидный менталитет шлягер
лимит менторский шовинизм
лимитировать пентхауз шоп
клонирование пентхаус шоу
кинология менеджмент шоумен
китч менеджер шезлонг
икебана метрдотель шейпинг
кич медитация  
лоббировать меценат  

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 625; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.204 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь