Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Литературоведение и «традиционные» науки. Литературный текст и возможности его рассмотрения с использование методологий экономики, социологии, биологии и т.д.



Наука о литературе связана с такими дисциплинами, как история, языкознание, философия, логика, психология, фольклор, этнография, искусствоведение. Художественные произведения появляются в определенных исторических условиях, у них всегда отражаются особенности времени Литературовед должен знать историю, чтобы понять то или иное литературное явление Литературоведы изучают архивные материалы, мемуары, письма, чтобы глубже понять события, атмосферу эпохи, биография художника.Литературоведение взаимодействует с языкознанием Художественные произведения являются материалом для лингвистических исследований Языковеды расшифровывают знаковые системы прошлого Литературоведение, изучая особенности языков, как кими написаны произведения, не может обойтись без помощи лингвистики Изучение языка позволяет глубже понять специфику художественной литературы. На развитие литературы и литературоведения влияет философия: рационализм - философская основа классицизма, сенсуализм - философская основа сентиментализма, позитивизм - философская основа реализма и натурализма На литературе XIX-XX вв сказалось влияние экзистенциализма, фрейдизма, интуитивизма. В результате скрещивания наук появились, например, такие науки как биопоэтика и экокритика (далее – билет про них). Кроме того, в литературоведении активно используется методология таких наук, как экономика и социология (привести в пример Бурдье и экономическую критику). Таким образом, литературоведение не может развиваться вне связи с другими науками. Это позволяет раскрыть разные аспекты текста, дать наиболее полную, адекватную интерпретацию.

35. Рассмотрение категории Автор в различных литературоведческих школах. Функции автора по отношению к литературному произведению в различных теоретико-литературных направлениях (на примере трех).

Функция автора по отношению к литературному произведению неоднозначна. Казалось бы, все просто: автор – создатель произведения, какие могут быть еще вопросы? Но взгляд на эту проблему исследователей, литературоведов различных школ совсем неодинаков, кое-где, даже противоположный. Рассмотрим, какую роль отводят автору в различных литературоведческих школах.

Ролан Барт в своем текстовом анализе жестоко поступает по отношению к автору. Он практически изгоняет его из текста. По мнению Барта, автор перестает являться таковым, когда текст полностью закончен. Текст перестает принадлежать ему, он уже не его собственность, он живет своей жизнью. Большую роль в проживании текста Барт отдает скорее не автору, а читателю, в сознании которого текст обретает определенный смысл.

Против принадлежности текста автору выступает и явление цитации. По словам Барта, любой человек находится под влиянием каких-либо культурных и исторических ценностей, даже если «не прочитал ни одной книги». Поэтому о какой собственности может идти речь, если текст – это собрание цитат, уже когда-то сказанного, написанного… По своей природе любой текст – это интертекст, а значит он не может быть уникальным порождением сознания писателя, потому что в нем почти все чужое.

Другое дело – произведение. Оно в какой-то мере принадлежит писателю, как некий продукт, который он создал, составил. «Произведение можно определить, как то, что сказал автор», - говорит Барт. Правда, то, что он сказал, уже было много раз сказано до него, поэтому право собственности сомнительно, но в любом случае, это его продукт, в отличие от текста. «Текст – это то, что сказалось, вне зависимости от воли автора». Это некое бессознательное, так же принадлежащее автору, как птице принадлежит ветка, на которой она сидит.

Новая экономическая критика совсем по-другому смотрит на фигуру писателя. Это нестандартный, непривычный для нас взгляд. Автор понимается не как Творец, создатель произведения, а как профессионал, зарабатывающий писательством себе на жизнь. Это занятие уже не соотносимо с высоким названием «творчество», его скорее можно назвать «ремесло». Признаки такого писателя-профессионала связаны со сферой экономикой, самый главный признак – зарабатывание денег писательством. Помимо этого, можно выделить такие признаки, как умение написать побольше, чтобы ему больше заплатили, умение написать так, чтобы заинтересовать читателя, чтобы его произведение читали, ждали новой главы (если оно выходит в журнале), способность применять полученные жизненные навыки в писательском ремесле, способность оказаться в нужное время, в нужном месте.

Новая экономическая критика считает, что экономические факторы формируют фигуру писателя. Например, тот же Достоевский был вынужден писать быстро, чтобы успевать к выходу номера журнала, это повлияло на его поэтику. На объем произведений повлияло то, что ему нужны были деньги, чем больше напишешь – тем больше заплатят. Поэтому многие сцены у Достоевского растянуты и неестественно длинны. Поэтому мы иногда находим несоответствия в его произведениях.

Нетрудно догадаться, что в феминизме фигура писателя ограничена гендерным признаком. Не писатель, но писательница. По мнению феминисток именно женщина должна взять в руки писательский рупор, и это формирует особенности текста. Писательница должна писать для женщин и о женщинах, круг тем формируется именно женскими проблемами, стиль письма должен быть тоже женским – импульсивным, эмоциональным (к сожалению, иногда он оказывается просто беспорядочным).

Гендерный признак влияет на особенности текста. Женщина должна открывать в произведениях сугубо женский взгляд на мир, показать другим женщинам, как прекрасны они, рассказать о том, что не нужно бояться себя, своего естества, своей чувственности. И если Ролан Барт изгоняет из текста автора, то феминистки пытаются изгнать из текста автора-мужчину. Они говорят о том, что мужчина не может и не должен писать о женщинах, у мужчин совершенно неправильный взгляд на них. Мужчина должен писать о мужчинах, а женщина должна писать о женщинах, каждый со своей позиции. Таким образом, взгляд на фигуру автора в этой школе формируется в зависимости от гендерного признака.

36. Рассмотрение категории Литературный текст, произведение в различных литературоведческих школах. Разнообразие способов изучения литературного произведения (на примере трех).

Привести в пример: текстовый анализ Барта, мотивный анализ Гаспарова, формальная школа Шкловского.

37. Рассмотрение категории Читатель в различных литературоведческих школах. Проблема функционирования читателя, читательского отношения к тексту в различных теоретико-литературных направлениях (на примере трех).

Особое место в литературоведении занимает не только категория автора, но и читателя. Текст, как принято считать в теории литературы, обладает коммуникативной природой, где в диалогические отношения вступают, в первую очередь, представители вышеозначенных категорий. Так, читатель возводится в ранг сотворца; далеко не случайно в трудах М. Бахтина есть точка зрения о читателе как о носителе «формирующей активности». Рассмотрим, как данная категория репрезентируются в различных литературоведческих школах XX века.

Например, представители школы рецептивной эстетики (или школы реакции читателя), Яусс и Изер, подчеркивали факт читательского присутствия в каждом художественном тексте. Иначе говоря, именно читатель как воспринимающий субъект создает смысл того или иного произведения. Процесс рецепции, или восприятия текста прямым образом зависит от эстетического опыта и горизонта ожидания читателя. В сознании последнего, когда он непосредственно воспринимает творение литературы, возникают значимые ассоциации, связанные с прочитанным ранее. Любой текст, по мнению Яусса и Изера, включает в себя литературный интертекст, что способствует актуализации реминисценций в памяти читателя. Опираясь на свой эстетический опыт, на знание о том, как схожие сюжетные схемы реализовывались в произведениях предшественников, читатель предъявляет определенные требования к художественному тексту. Эти требования и составляют структуру читательского горизонта ожиданий, который напрямую связан с литературным опытом воспринимающего субъекта.

Таким образом, мы видим, что в школе рецептивной эстетики категория читателя занимает центральное место. Чтение и восприятие художественного произведения зависит от эстетического опыта и горизонта ожиданий адресата текста. Именно поэтому произведение может порождать множество интерпретаций: каждый читатель привнесет что-то свое.

Об интертекстуальной природе текста пишет и Ролан Барт, который также не умаляет роль читателя в интерпретации. Чтение, по Барту, - это наделение текста значением, что представляется возможным благодаря раскрытию его цитатной природы, всех культурных смыслов, которые включает в себя рассматриваемый продукт литературного творчества. Очень точно переданы идеи Барта в следующей цитате: «Читать – значит желать произведение, желать превратиться в него, это значит отказаться от всякой попытки продублировать произведение на любом другом языке помимо языка самого произведения: единственная, навеки данная форма комментария, на которую способен читатель как таковой, - это подражание». Подражание, которое составляет суть чтения, с точки зрения Барта, можно рассматривать как попытку «вжиться» в текст, чтобы открыть все вынесенные в подтекст смысл, и даже самому встать на место автора.

Читатель должен признавать множественность значений текста; чтение напоминает игру в пазлы, цель которого – собрать целую картинку. Текст – это совокупность «голосов», или кодов, которые читателю необходимо выявить и понять: культурный код, герменевтический, символический, семический и проайретический (событийный).

Таким образом, в концепции Барта также уделяется большое внимание фигуре читателя и проблеме читательского восприятия. Текстовый анализ предполагает раскрытие культурных смыслов, кодов художественного текста, что происходит благодаря «вживанию» читателя в литературное творение. Так, последний как бы занимает место автора и получает доступ к «Книге культуры».

О роли эстетического опыта читателя упоминают и представители школы нового историзма. По мнению Эткинда, каждый художественный текст вбирает в себя читательский опыт писателя. Именно поэтому многие сюжетные схемы, образы, характеры в новом, казалось бы, произведении, очень часто узнаваемы. Каждый текст представляет собой реминисцентно-аллюзийный пласт. Таким образом, по Эткинду, писатель, автор того или иного произведения сам является читателем других текстов, поэтому он не может писать в отрыве от творчества предшественников. Вот почему интерпретация так напоминает археологические раскопки, где предметом нашего интереса также является прошлое.

Кроме того, по мнению новых истористов, нельзя оставлять без внимания и исторический фон, принадлежность художественного произведения той или иной эпохе, поскольку все это не может не оказать существенного влияния на текст. Работа читателя – это прежде всего выявление специфики исторического контекста. «По отношению к историям автора и читателя, текст работает как оптический прибор вроде телескопа - возможно, текстоскоп. Через текст с его историей видна история как таковая, иногда обобщенно, иногда в мелочах», - пишет Эткинд.

Таким образом, новые истористы полагают, что текст не равен самому себе, задача читателя – обращение к контексту.

Итак, в большинстве литературоведческих школ признается активная роль читателя, который участвует в порождении смысла художественного текста. Последний подчинен главной цели – оказанию воздействия на своего адресата. Адресатом, или воспринимающим субъектом, и становится читатель, получающий право наделять художественное произведение смыслом, что изначально является прерогативой автора.

38. Рассмотрение категории Литературный процесс в различных литературоведческих школах (на примере трех). Термином "литературный процесс", отмечает В. Хализев, "обозначается литературная жизнь определенной страны и эпохи (во всей совокупности ее явлений и фактов) и, во-вторых, многовековой развитие литературы в глобальном, всемирном масштабе. Литературный процесс во втором смысле слова составляет предмет сравнительно-исторического литературоведения ".


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь