Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Рассмотрим, как данная категория рассматривалась в разных литературоведческих школах.⇐ ПредыдущаяСтр 31 из 31
Интуитивизм: Критика и история литературы у К. не разделяются, поскольку последняя носит индивидуализирующий характер, представляя собой историю «художественных душ» авторов и произведений. В русском литературоведении крупнейшими представителями интуитивизма становятся Юлий Исаевич Айхенвальд и Михаил Осипович Гершензон. Каждый из них полагает, что литература не является отражением действительности, литература и есть действительность, только другая. Гершензон считает, что истории литературы не существует, нет процесса, связанного с художественным наследованием. Личность писателя свободна от истории. Важна только интуитивная характеристика писательского творчества. История литературы — своего рода силуэты творцов, зыбкие видения пишущего о литературе. Не случайно главную свою книгу Айхенвальд называет «Силуэты русских писателей», а Гершензон одну из своих работ — «Видение поэта». Поскольку историю литературы как научное знание интуитивисты отрицали, единственный способ постижения текста Гершензон видел в медленном и выразительном чтении. Экономическая критика: История литературы рассматривается с точки зрения ее экономичности. Жозеф Гу, например, исходит из предположения, что принятая в обществе денежная система гомологична всем остальным символическим системам, то есть исторический процесс абстрагирования денег — изобретение денег как обменного эквивалента, переход от металлических денег к бумажным и затем электрическим — отражает глубинный процесс эволюции символических систем (т.е., например, есть связь между репрезентативностью денег и репрезентативностью живописи и литературы, или представлениями о политической репрезентации). Поэтому в центре внимания критиков – тиражность, массовость, литературный маркетинг, библиотечная статистика, гонорар, патронаж, процессы профессионализации / люмпенизации литераторов и т.д. Утверждается не то, что все эти явления относятся к области экономики (с этим никто не спорит), а то, что их анализ эмпирически важен, так как восполняет лакуны в истории литературы и чтения, и ведет к более глубокому пониманию собственно литературных фактов. Структурализм в литературоведении, изучающий словесное искусство как такую систему, элементы которой способны к интеграции и трансформации, возник подвлиянием смежных дисциплин (в первую очередь лингвистики, семиотики, логики, этнологии) и за счётпереосмысления наследия русского ОПОЯЗа, феноменологической эстетики (см. Феноменология, P. Ингарден) и пр. В период 1930-х (Пражский лингвистический кружок) — начала 1960-х гг. С. рассматриваллитературу как коммуникативный акт с установкой на выражение, сосредоточивался на функциональныхзависимостях между элементами художественного произведения, выступающего в качестве такогоиерархически организованного системного целого, внутренние связи которого могут быть сведены кдвоичным (бинарным) отношениям, История литература – это большая система, состоящая из структурно взаимосвязанных частей. Художественное произведение они стали рассматривать как «систему отношений», где, подобно фонемам в слове, составляющие произведение элементы приобретают смысл лишь во взаимодействии. Особым вниманием у структуралистов стали пользоваться «бинарные» пары или пары– противоположности – «верх–низ», «жизнь–смерть», «свет–тьма» и т.п. Анализ художественного произведения часто сводился к отысканию в нем названных пар. Генетическая критика. школа в современном французском литературоведении. В основе методологии генетической критики - применение категорий постструктурализма (в частности, разработанной им теории «письма») к текстологии. Предметом исследования для генетической критика служат писательские рукописи и черновики, понимаемые не как подготовительный этап в создании произведения, но как автономная система, обладающая самостоятельной ценностью. Генетическая критика стремится изучать литературу на стадии её зарождения, рассматривая процесс письма - открытую, незавершённую игру вариантов - в качестве альтернативы статичному каноническому тексту. То есть литературный процесс включает в себя историю не только литературных текстов, но и их черновиков. Таким образом, имеются совершенно разные точки зрения на литературный процесс в литературоведении, но все они испытывают влияние постмодернистской чувствительности. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы