Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Уильям М. Тодд III «Достоевский как профессиональный писатель: профессия, занятие, этика».
У. Тодд рассматривает известные и не слишком известные факты биографии Достоевского, пытаясь определить, насколько применимы к Достоевскому в разные периоды его деятельности различные критерии профессионализма. В результате получается что-то вроде нового литературоведческого жанра: профессиональная биография писателя. В статье Тодда также намечена (развитая в других его работах) тема влияния экономических особенностей производства и циркуляции текста (“формата”) на поэтику. По мысли Тодда, формат “серийного” романа, т.е. романа с продолжением, выходящего по частям в нескольких номерах “толстого” журнала, явился одним из важных факторов, сформировавших стиль и сюжет Достоевского. Необходимость написать к сроку очередную порцию сказывается в скачкообразнотси сюжетов; длинные “спрессованные” сцены в замкнутых пространствах — естественный способ “выдать” к сроку необходимое количество текста, не развивая собственно сюжет (т.е. “не обещая лишнего”, “не привязывая” себя к конкретной сюжетной линии, от которой впоследствии нельзя было бы отказаться). В писательской карьере Достоевского есть один неочевидный, но тем не менее переломный момент: начиная с повести “Двойник” (1846) его персонажам начинает хватать на жизнь, а затем финансовые заботы и вовсе перестают играть в их судьбах существенную роль (“Записки из подполья”, 1864) — чего не скажешь о его первом романе “Бедные люди” (1845). В книгах, за которые Достоевского помнит весь мир, уже нет крутых поворотов сюжета, основанных на внезапной перемене материального положения (банкротство, неожиданно обнаруженное завещание, как с неба свалившееся наследство и т. п.); теперь главных героев тяготят не столько денежные проблемы, сколько моральные, идеологические и психологические. То есть в первых произведениях Достоевского волновали финансовые вопросы, и они выходили на первый план (например, в повести «Игрок»), но, начиная с сороковых, писателя волнуют духовно-нравственные вопросы. В молодости Достоевскому не давала покоя мысль о сокрушительном воздействии внешних обстоятельств; в его зрелых работах эта тема отходит на второй план, уступая место глубокому и проницательному исследованию вопросов моральной ответственности и свободы воли. Итак, Тодд называет Достоевского по-настоящему профессиональным писателем во всех смыслах этого слова и объясняет это тем, что его жизнь после ссылки была тесно связана со средствами массовой коммуникации, читательской аудиторией, общественной и благотворительной деятельностью; и что, в отличие от большинства своих героев, он крайне редко мог позволить себе не обращать внимания на финансовые трудности и пренебрегать профессиональной репутацией. На его долю выпало все, что щедро отмеряла русским писателям судьба: от тюрьмы, цензуры и неподъемных долгов — до славы, владычества над умами и относительного материального благополучия. Термин “профессиональный”, если употреблять его по отношению к литературе, включает в себя три различных значения. Во-первых, слово “профессия” может означать “призвание”. Для Державина, Карамзина, Жуковского, Батюшкова, Гоголя, Пушкина, Лермонтова — и это лишь немногие из длинного списка — художественная литература стала главным делом жизни, делом, которым они занимались больше всего и чаще всего. НО: их нельзя назвать профессионалами, поскольку профессионал – это человек, превративший призвание в основное средство к существованию, занятие, которое приносит деньги. В 1828 году вышел цензурный устав с прилагавшимся к нему “Положением о правах сочинителей”, который давал российскому литератору права, делавшие писательство занятием вполне стабильным с финансовой точки зрения. Главной же трудностью авторов и издателей были непредсказуемость, произвол и злопамятность властей — от императора до любого чиновника. Хотя перед выходом в свет все тексты подвергались цензуре, автора или издателя могли наказать и после публикации — пусть даже законы формально их защищали, — если опубликованное произведение навлекало на себя недовольство в верхах. С головой погрузившись в чтение и литературное творчество, Достоевский по-прежнему пребывает в блаженном неведении относительно материальных сторон жизни писателя. Поскольку от службы Достоевский отказался, а свою долю крохотного отцовского имения продал за тысячу рублей, единственным его источником дохода были писательские гонорары. В ранний период своего творчества Достоевский начал осваивать еще один вид профессионального писательства — журналистику; однако арест и каторга едва ли не сразу прервали эти его опыты. Хотя современники в большинстве своем не гнушались подобным заработком, Достоевский этим занятием не гордился и никогда не переиздавал свои ранние фельетоны. И все же публицистика внесла свой вклад в стиль, тематику, образность и даже сюжетные ходы его художественной прозы. Непринужденный тон фельетона давал возможность легко переходить от одной темы к другой, повышать эмоциональный накал, создавать образы и психологические портреты, полемизировать и даже исповедоваться. Поскольку журнал «Эпоха», который издавался братьями Достоевскими, обанкротился, Достоевский пытался найти возможность оплатить свои долги. Краевский, в 1840-е гг. поддерживавший его авансами, отказался взять будущий роман “Преступление и наказание” на условиях Достоевского (3000 рублей авансом и гонорар в 150 рублей за печатный лист. Эти обстоятельства вынудили Достоевского на второй крайне рискованный шаг — он обязался в течение 1866 года закончить два романа. То есть, получается, что Достоевский писал уже и для того, чтобы заработать себе на жизнь. Он стремился закончить роман в указанные сроки, что не могло не отразиться на содержании. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы