Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Речевая характеристика персонажа
“Кто это сказал?” Задание: предлагается несколько вырванных из контекста реплик. Определите, кому из ниже перечисленных героев они принадлежат. (д’Артаньян, Том Сойер, Тимур) -Я теперь понимаю, что это было мерзко. Но я не хотел сделать подлость, даю вам честное слово. -Мне сейчас тяжело, мне невесело. И лучше бы вы меня поймали. Исколотили, избили, чем мне из-за вас слушать…вот это. - У меня нет никаких оснований защищать этого человека. -Минутку! Здесь не храбрость нужна, а осторожность. -Да, это я. Я, которого бог послал оберегать вас. -Значит, и ты находишься под нашей охраной и защитой тоже. -А вот и оставайся с нами! Садись и слушай, и тогда тебе все будет понятно. -Чтобы ни случилось, теперь мы – молчок. А иначе мы тут же упадем мертвыми на месте. Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста. Задание : проанализируйте фрагмент диалога и продолжите его, с учетом речевых характеристик каждого из персонажей. Пример: Иа-Иа: Душераздирающее зрелище. Вот как это называется – душераздирающее зрелище. И никому нет дела! Пух: Доброе утро, Иа! Иа: Доброе утро, медвежонок Пух. Если это утро доброе. В чем я лично сомневаюсь. Пух: Почему? Что случилось? Иа: Ничего, медвежонок Пух, ничего особенного. Все же не могут. А некоторым и не приходится. Тут ничего не попишешь. Пух: Чего все не могут? Иа: Веселиться, петь, плясать и так далее. Под ореховым кустом. Пух: А-а, понятно… Под каким ореховым кустом? Иа: Под которым орешки каленые. Хоровод, веселье и тому подобное. Я не жалуюсь, но так оно и есть. (А. Милн. “Винни-Пух”. Глава шестая.) Прочитав этот фрагмент диалога, можно попытаться выяснить, какие особенности речи героев заметили дети, и чем речь одного героя отличается от речи другого. Задание можно конкретизировать, сформулировав наводящие вопросы: - как различается речь по настроению? - по величине высказывания? - какие знаки препинания у кого из героев чаще встречаются? - есть ли у них какие-то любимые слова и обороты? - какие цели высказывания чаще всего у одного и другого персонажа? Предположим, что участники упражнения справились с заданием и отметили, что Иа печален, а Пух бодр. Иа высказывается пространно, а Пух лаконично. У Иа больше всего точек, а у Пуха вопросительных знаков. Наиболее часто встречающиеся слова Пуха: “Что, почему, понятно”. А у Иа любимое слово “ничего”. Кроме того, Иа любит повторы и вводит в свою речь искаженные цитаты. Цель всех высказываний Пуха сводится к тому, чтобы что-то узнать и что-то понять. А цель высказываний Иа: констатировать факты, вывести философские умозаключения, смутить собеседника, вызвать сочувствие. После того, как анализ завершен, можно попросить участников упражнения письменно или устно продолжить диалог героев. А потом сравнить их вариант продолжения с тем, что написано у Милна в переводе Б. Заходера: Пух: Вопрос мой прост и краток, - Промолвил Носорог, - Что лучше – сорок пяток Или пяток сорок? – Увы, никто на это Ответа дать не мог! Иа: Вот-вот, правильно. Пой, пой. Трум-тум-тум-тирим-бум-бум. В лесу родилась палочка, в лесу она росла. Веселись и развлекайся. Пух: Я веселюсь. Иа: Кое-кому удается. Пух: Да что такое случилось? Иа: А разве что-нибудь случилось? Пух: Нет, но у тебя такой грустный вид. Иа: Грустный? Отчего это мне быть грустным? Сегодня же мой день рождения. Самый лучший день в году! Пух: Твой день рождения? Иа: Конечно. Разве ты не замечаешь? Посмотри на все эти подарки. Посмотри на именинный пирог! Пух: Подарки? Именинный пирог? Где? Иа: Разве ты их не видишь? Пух: Нет. Иа: Я тоже. Это шутка. Ха-ха. Пух: А сегодня правда твой день рождения? Иа: Правда. Пух: Ох! Ну, поздравляю тебя и желаю много-много счастья в этот день. Иа: И я тебя поздравляю и желаю много-много счастья в этот день, медвежонок Пух. Пух: Но ведь сегодня не мой день рождения. Иа: Нет, не твой, а мой. Пух: А ты говоришь “желаю тебе счастья в этот день”. Иа: Ну и что же? Разве ты хочешь быть несчастным в мой день рождения? Пух: А, понятно. Иа: Хватит и того, что я сам такой несчастный – без подарков, без именинного пирога, и вообще позабытый и позаброшенный, а уж если все остальные будут несчастны… Пух: Постой тут! (Убегает) Само собой разумеется, диалог, придуманный участниками упражнения, не может совпасть с авторским дословно. К этому и не нужно стремиться. Но все приближения следует отметить. Если удалось уловить общий тон и стиль разговора – замечательно. Если догадались, что Пух все-таки допытается, что случилось (неважно, что это будет в Вашем варианте) и кинется действовать – прекрасно. Может быть, участники упражнения окажутся слишком старательными и не допустят у Пуха ни одной длинной фразы, а у Иа ни одной короткой. Напишут такой диалог, где у Пуха не будет ни одной точки, а у Иа ни одного вопросительного знака. Старательность следует похвалить, но при этом нужно заметить, что подобные задания не требуют строгой формальности выполнения. Важно ухватить дух, а не букву, а дальше руководствоваться соображениями здравого смысла. Ни одно существо на свете не разговаривает одними вопросами. Но и без них вовсе тоже не обходится ни одно существо. Выполнив это упражнение, можно дальше просить развивать такие диалоги, взятые из прозаических произведений, у которых на самом деле нет продолжения. Это подведет Вас к возможности, создавать совместно с детьми инсценировки прозаических произведений. Для выполнения следующих заданий нужно придумать несколько обобщенных образов, типа “несчастная девочка-отличница”, “добрый хулиган”, “влюбленный мямлик”, “неприметная героическая личность” и т.д. А можно воспользоваться образами хорошо известных литературных героев: Мальвина, Буратино, Пьеро, Артемон[5]. Речевое поведение персонажа Задание: придумайте, что скажет каждый из персонажей в указанных ситуациях. Используем часто встречающиеся бытовые ситуации. Например, толкнули в метро, наступили на ногу, вызвали к директору и т.д. В этом задании важно проследить, чтобы речь каждого персонажа была своеобразной, отличалась от других. Нужно, чтобы в процессе чтения и анализа получившихся текстов, дети обратили на это внимание.
Речевое поведение персонажа в парных ситуациях. Задание: придумайте, что скажет один и тот же персонаж в двух различных ситуациях. - Что скажет персонаж, когда он что-то потерял, и что он скажет, когда что-то нашел; - Что скажет персонаж, когда ему пролили горячий чай на новые брюки, и что он скажет, если он пролил горячий чай на чьи-то новые брюки. Это упражнение позволяет пристальнее вглядеться в психологию каждого из героев. Поведение одного из персонажей через реплики других персонажей. Задание: предлагается конкретная ситуация, участниками которой были трое из наших персонажей. Через реплики двух из них нужно рассказать о поведении третьего. Пример: Пьеро и Буратино могут рассказывать Папе Карло о том, как пудель Артемон дрался с полицейскими бульдогами. Буратино: Вот это было представление! Просто замечательное представление! Неуклюжие бульдоги гонялись за Артемоном по всему полю, но только зря щелкали зубами. Пьеро: Это было печальное, но величественное зрелище. Артемон бился самоотверженно. Но трагедия казалась неизбежной. Клыки противника вот-вот должны были сомкнуться на горле благородного пуделя. Буратино: Так бы он и дал им вцепиться в свое горло! Он хоть и позволял девчонке завязывать бантик себе на шее, но все же не такой дурак, чтобы позволить каким-то бульдогам перегрызть себе глотку. Артемон задал жару этим тупоносым псам. Пьеро: О! Если бы я был настоящим поэтом, то описал бы этот бой в прекрасных, героических стихах, а потом посвятил бы их Мальвине! Важно понимать, что это только упражнение, которое мы выполняем для того, чтобы овладеть созданием речевых характеристик героев. Сам же прием – рассказывать о событии – применять при создании пьесы, как мы помним, не рекомендуется. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы