Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ТРИ ПЕРВЫЕ ГРЕЧЕСКИЕ НАДПИСИ АКСУМСКИХ ЦАРЕЙ



 

О быстром и грандиозном возвышении Аксума гово­рит Адулисская надпись, скопированная в VI в. Козьмой Индикопловом и позднее утерянная. Ее датировка до сих пор точно не установлена, и ее автор неизвестен. Дильман 22 считал автором надписи царя Зоскалеса (см. стр. 31). Друэн 23 склонен был считать ее автором легендарного царя Элла-Авда, известного только средне­вековым спискам аксумских царей. Глязер сначала (в 1890 г.) утверждал, что надпись оставил не аксумский, [14] а хымьяритский царь, но под влиянием критики ся от этого предположения и признал автором ской надписи аксумского царя, правившего после скалеса 24. Один из аргументов Глязера до сих пор заслуживает внимания: владения автора надписи обшир­нее, чем у Зоскалеса. В настоящее время Пиренн25 и Древес 26 приписывают Адулисскую надпись Сембритэсу и датируют ее началом IV в. Виссман 27 относит над­пись к промежутку времени между сведениями Птолемея и Псевдо-Арриана (конец II — начало III в.; см. ниже). Новая хронология сабейских надписей, предложенная Лундиным, изменила прежние представления о хроноло­гии раннего Аксума. Поэтому датировка надписей Адулисской и Сембритзса остается открытой. Несомненно только одно: обе надписи, составленные по-гречески, по­священные богам, появились до середины IV в., когда Аксум начал христианизироваться, а греческий язык был заменен эфиопским 28. Эти памятники раннего Аксума следует разобрать особо, обратившись к их содержа­нию.

Аксумский царь, автор Адулисской надписи, сообща­ет: «...Повелев ближайшим к моему царству народам со­хранять мир, я храбро повел войну и покорил в битвах следующие народы»: газэ (геэзы), агаме, сигвен, ауа, зингабене и ангабе — на территории Тигре; тиама (сейамо или сыйамо), атагау, калаа (кайла?) и самэне — к югу и юго-западу от Тигре. Страна самэне характеризу­ется как неприступные горы с туманами, холодом и сне­гом, лежащие по ту сторону «Нила» 29 (Такказе-Атбары), что подходит к современной области Семьен, и только к ней одной. Таким образом, даже эти племена Северной Эфиопии не отождествляются с Аксумским царством; более того, между первоначальным «царст­вом» автора надписи и областями геэзов, ауа и агаме лежат «ближайшие народы», сохранявшие «мир» или [15] нейтралитет. Все это подходит или к началу возвыше­ния Аксума, или к его возрождению после глубокого упадка, распада Аксумской державы. Естественнее пред­положить первое, тем более что в надписи нет и намека на былое могущество Аксума; наоборот, автор ее ут­верждает, что ни один царь до него не совершал подоб­ных завоеваний. Впрочем, это утверждение может отно­ситься только к походам за пределы Северной Эфиопии.

Для покорения перечисленных выше племен аксум-ский царь должен был совершить по меньшей мере три похода: на северо-восток, на юг и на юго-запад. Сле­дующий поход был направлен на северо-восточную ок­раину Нагорья; здесь были покорены народы ласине, габала (габала в пустыне Данакиль, или гамбела в Эндерта, или, можег быть, габаза-адулиты?) и заа (сахо?). Теперь Адулис — главный порт Северной Эфиопии был окружен владениями Аксума; в знак своей власти царь воздвиг Адулисский монумент.

Вслед за этими народами были покорены аталмо, ко­торых автор схолий к «Христианской топографии» на­зывает блеммиями; очевидно, это был кочевой народ, живший к северу от Адулиса. Собственно надпись гово­рит о покорении «аталмо (Άταλμο), бега (Вεγα) и всех народов, которые [обитали] рядом с ними». «Покорив из тангаитов (Тαγγαιτων) тех, которые живут до границ Египта, я снова сделал проезжей дорогу от местностей моего царства до Египта». Бега, или блеммии, были в то время главным народом Нубийской пустыни, а тангаиты, очевидно, одним из северных племен. Надпись го­ворит о покорении «всех народов» этого района, от гра­ниц Эфиопского нагорья до римских владений в Египте и Северной Нубии. Но это еще не значит, как предпола­гал Тураев, что «царство Мероэ» также подчинялось Аксуму30. Если бы действительно было так, автор Адулисской надписи непременно упомянул бы о завоевании этой крупнейшей страны или хотя бы о походе в ее пре­делы.

Шестой поход закончился покорением племен анни-не, метине и сесеа. Второе из них — метын в надписях Эзаны (см. 172, 231, 235—236). Все три племени, очевидно, обитали где-то в горах, западнее Аксума. Возможно, [16] аксумиты вторглись в их область, возвращаясь из победоносного похода против блеммиев-бега.

Седьмой поход был направлен на юго-восток, в пустыни Африканского Рога. Здесь аксумиты покорили «на­роды раусов (Рαυσον), варваров [Барбарии], живущих далеко от океанского берега, на обширных безводных равнинах и торгующих ладаном». Несомненно, речь идет о народе Сомалийской пустыни. Вместе с ними были покорены солате (Σωλατε) — приморский народ, которому царь повелел «охранять морские берега», возможно, в районе Баб-эль-Мандебского пролива. Очевидно, это предел завоеваний автора Адулисской иадписи на юго-востоке; по пути должны были покориться племена Данакильской пустыни, оазиса Аусса и Харарско-Черчерской плодородной возвышенности. Этим как будто бы закончилась экспансия раннего Аксума на африканском материке. Автор надписи с гордостью говорит, что он явился первым и единственным из царей, бывших до не­го, кто «подчинил все соседние народы: на востоке вплоть до Ладоносной земли (Сомали) и на западе вплоть до земли эфиопов (т. е. негров) и Сасу». Последняя находилась на юго-западе Эфиопии, в долине Голубого Нила. Завоевав Семьен и соседние территории к югу от Такказе, аксумский царь оказался на подступах к Сасу. Но совершил ли он сюда поход? Трудно предположить, чтобы царь отказался от описания этого предприятия, замечательного по трудности и возможным результатам: ведь Сасу была главной страной золота в Эфиопии 31. Следовательно, выражение «до Сасу» можно понимать лишь как «до стран, находящихся почти у границ Сасу», причем это «почти» упущено из хвастовства. Предлагалось и другое объяснение. Козьма Индикоплов, интересовавшийся золотоносной страной Сасу, допустил ошибку, прочтя «любезное» ему название вместо другого, близкого по начертанию. Психологически это допустимо, хотя у Козьмы не обнаружено больше ни одно й палеографической ошибки. Вместо Сасу Глязер 32 (а вслед за ним Каммерер 33 и др.) предложил читать [17] Касу, т. е. Мероитское царство. Эта поправка остается бездоказательной, хотя совсем недавно на ней настаи­вал Кируан 34.

Даже если принять эту поправку, она не дает права утверждать, что Адулисская надпись свидетельствует о завоевании Касу аксумитами. Ведь среди перечня похо­дов, совершенных автором надписи, ни словом не упо­мянут поход в Касу, который нельзя было обойти мол­чанием даже в том случае, если бы он был предпринят против небольшого и малоизвестного племени. И лишь при полной неудаче похода его описание не получило бы отражения в надписи. Следовательно, даже приняв по­правку Глязера, можно говорить лишь об установлении общих границ между Аксумом и Мероэ, очевидно, в Нубийской пустыне.

Что касается Барбарии, или Ладоносной земли, то Псевдо-Арриан относит по крайней мере часть ее к вла­дениям царя Зоскалеса. О владениях царя аксумитов в глубине Эфиопского нагорья он ничего не говорит, не будучи в этом компетентным. Часть Нубийской пусты­ни также принадлежала Зоскалесу, другая часть находи­лась под влиянием Мероэ, которое Псевдо-Арриан на­зывает «метрополией» 35; следовательно, владения Ак­сума здесь при Зоскалесе не были столь обширны, как при авторе Адулисской надписи. Но это может лишний раз свидетельствовать о том, насколько непрочной бы­ла власть Аксума (да и Мероэ) па просторах Нубийской и Сомалийской пустынь.

Все покоренные племена были обложены данью или податью.

Наконец, последний поход (или серию походов?) ав­тор Адулисской надписи совершил за морем, в Аравии. Он сообщает: «Послав флот, я покорил царей, живущих по ту сторону Эритрейского [Красного] моря, аррабитов и кинайдоколпитов... Я воевал от Левке-комэ до земли сабеев» Зб. Земля сабеев — это Сабейское царство в Юж­ной Аравии; Левке-комэ — порт в Хиджазе, у южных границ римских владений. Таким образом, и в Азии Аксумское [18] царство стало соседом Римской империи. Кинайдоколпиты (буквально «собакоголовые») — это на­селение хиджазской и асирской Тихамы (см. выше). Аррабитами, вероятно, названы не арабы-бедуины, а архабиты — одно из хымьяритских племен, обитавшее в районе Баб-эль-Мандебского пролива. Таким образом, вся Тихама — Красноморское побережье Южной и Сред­ней Аравии — и оба берега пролива оказались под конт­ролем царя аксумитов.

В итоге всех этих завоеваний создалась обширная держава, крупнейшая на Африканском континенте (пос­ле Римской империи). Аксум наряду с Римом и Ираном распространяет свое влияние на огромный Аравийский полуостров. Поэтому Тураев не очень сильно преувели­чивает, когда называет владения автора надписи «треть­ей в тогдашнем мире [державой] наряду с Римской и Парфянской» 37.

В заключение автор Адулисской надписи сообщает, что воздвигнул ее на 27-м году своего царствования. Это был выдающийся правитель. О военных талантах говорят завоевания, совершенные под его командовани­ем; часть походов была совершена лично им, в другие же он посылал доверенных лиц. В походах была захва­чена огромная добыча, часть которой царь оставлял се­бе. Дань, наложенная на покоренные народы, еще боль­ше увеличивала его богатства, власть внутри Аксума и военное могущество. Царь проявлял заботу о развитии торговли: сделал безопасным дорогу в Египет и морские пути, принес жертву «Посейдону за плавающих по морю».

Примерно к тому же времени, что и Адулисская, от­носятся еще две греческие надписи аксумских царей. Одна из них найдена в Абба-Пантелевоне, к северу от Аксума, другая — в Дакка-Махаре, на пути из Адулиса в Аксум; таким образом, обе указывают на красномор-ское направление. Первая надпись сильно испорчена; имя царя, ее оставившего, не сохранилось. Но посвяще­ние «Аресу, богу аксумитов» свидетельствует о дохри­стианском времени. В надписи говорится о каких-то со­бытиях в «стране по ту сторону моря» 38, т. е. в Аравии; [19] очевидно, была выражена благодарность Аресу-Махре-му за удачный поход в эту страну.

Другая надпись, из Дакка-Махаре, принадлежит царю Сембритэсу, который называет себя «великим ца­рем» и «царем из царей аксумитов»; он сообщает, что выбил надпись на 24-м году своего царствования 39. Дол­гий срок царствования и пышный титул указывают на возрастающую мощь и значение Аксума.

Имя Сембритэса неизвестно спискам царей. В них фигурирует лишь некий Элла-Шамера, или Элла-Шамара 40, которого Литтман пытался отождествить с Сембри-тэсом41. Однако Конти-Россини решительно возражал42. Древес нашел возможным отождествить Сембритэса с Шамиром Йухар'ышем (II или III? — см. ниже). По мнению Древеса, это совсем не трудно: оба они якобы жили примерно в одно я то же время, имена их созвуч­ны, причем имя Сембритэса он склонен считать южно­аравийским. Древес полагает, что свергнутый с престола Шамир мог найти убежище в Эфиопии и аксумские цари, союзные ему, могли сделать его наследником своего пре­стола 43. Недавно доказано, что в Южной Аравии цар­ствовало по меньшей мере три Шамира Йухар'ыша44. Это еще больше усложняет попытки синхронизировать Шамира и Сембритэса.

Можно допустить, что южноарабское имя SMR YHR'S могло быть передано по-гречески как Σεμβρυθης, но в каком документе? Такое искажение имени царя воз­можно в нарративном источнике, но невероятно в его собственной надписи, пусть даже на греческом языке (ср. передачу имени Эзаны и Калеба, или Элла-Асбехи, в надписях на камне и монетах; см. ниже). Общеистори­ческие соображения также говорят против отождествле­ния Сембритэса с Шамиром Йухар'ышем II или III45. В Южной Аравии каждый из них царствовал лет 10—20; [20] потом, по предположению Древеса, один из них бежал, в Эфиопию. Сколько времени он здесь находился при царском дворе на положении эмигранта или гостя, ска­зать невозможно. Затем он якобы наследовал аксумский престол и через 24 года царствования в Аксуме оставил надпись, где называет себя Сембритэсом. Не слишком ли много для одного человека, да еще в условиях Сабейского и Аксумского царств? Не слишком ли преста­релым был Шамир Йухар'ыш ко времени кончины Азбехи (см. ниже), чтобы взойти на иноземный аксумский престол, куда избирали здоровых и молодых царей (см. стр. 220 и сл.), и затем еще царствовать не меньше 24 лет? Все это делает отождествление Шамира Йухар­'ыша с Сембритэсом мало правдоподобным.

Древес высказал также предположение, что Адулисский монумент с надписью оставлен Сембритэсом тремя годами позже его надписи в Дакка-Махаре 46. В сущно­сти, речь идет об идентификации двух лиц, о которых известно, что они: 1) царствовали свыше 23 лет (24 и 27); 2) отмечали год своего царствования в надписях в отличие от других аксумских царей; 3) правили пример­но в одну эпоху (надписи греческие и языческие); 4) счи­тали себя весьма выдающимися правителями. Это де­лает идентификацию вероятной, но не доказанной. Пока не станут известны новые факты, вопрос об авторстве и датировке Адулисской надписи остается открытым.

Возможно, ответ на него придет из Южной Аравии. Аравийские походы автора Адулисской надписи долж­ны были найти отражение в южноаравийской эпигра­фике, фиксирующей все сколько-нибудь важные поли­тические события.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь