Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


АКСУМСКОЕ ЦАРСТВО ПРИ ЗА-ХЕКАЛЕ



 

Дальнейшие сведения об Аксумском царстве и его царе Зоскалесе (Σωσκαλης), имя которого можно отож­дествить с За-Хекале, или За-Хкале «Списков царей Аксума» 93, сообщает Псевдо-Аррианов «Перипл». Не сто­ит придавать значения сведениям «Списков» о продолжительности [31] и датах царствования За-Хекале, тем более что они содержатся лишь в некоторых списках версии «С»; в других версиях За-Хекале вообще не упомина­ется.

Согласно исследованию Пиренн и Альтхайма, «Пе-рипл» описывает события примерно 208—210 гг. или 225 г.94. Современниками Зоскалеса в Аравии Псевдо-Арриан называет Харибаэля, царя хымьяритов и сабеев, и Элеаз[ос]а, царя Хадрамаута (§ 23). Первого отож­дествляют с Кариба'илом, противником Илшараха Иахдыба II, который, возможно, царствовал в Хымьяре после Шамира йухар'ыша II и его сына Шамира Йухар'ыша III; Элеаз — это, вероятно, хадрамаутский царь Ил'ызз Иалут, также противник Илшараха. Таким обра­зом, За-Хекале мог быть современником Илшараха (о котором «Перипл» умалчивает) и преемником Азбаха. Виссман предполагает, что Зоскалес узурпировал власть в Аксуме после смерти Азбаха 95. Это предположение ос­тается бездоказательным. Учитывая предложенную Лун-диным датировку сабейских надписей (в частности, С1Н, 314 + 954) и доказанный факт царствования двух Шамиров Иухар'ышей (II и III) до Кариба'ила, можно отодвинуть начало царствования За-Хекале с 208— 210 гг. на несколько лет позднее.

Описывая племена и рынки побережья современных Эритреи и Судана, Псевдо-Арриан замечает: «Царству­ет над этими местами — от мосхофагов (район Суакина) до остальной Барбарии (Сомали) — Зоскалес, ску­пой в жизни и стремящийся к накоплению, в остальном же человек достойный и сведущий в эллинских нау­ках» 96.

Греко-египетскому купцу, каким был автор «Перип­ла», За-Хекале показался «скупым в жизни» т. е. живу­щим далеко не роскошно по сравнению с другими восточными царями. «Простоту» царского быта надо понимать относительно.

Специально для царя (За-Хекале) в Адулис приво­зили серебряные и золотые сосуды, сделанные в местном [32] стиле, очевидно, низкой пробы и малохудожественные по исполнению, из верхних одежд — аболлы и кавнаки, также не очень дорогие.

Относительная простота жизни За-Хекале по срав­нению с роскошью более поздних царей Аксума говорит о молодости аксумской монархии, о недавнем ее возвы­шении. О том же свидетельствует и наименование в «Перипле» Аксума «столицей так называемых аксуми-тов»; автор «Перипла» отнюдь не распространяет назва­ние аксумитов на другие племена, входящие в царство За-Хекале, т. е. Аксумское царство. Этого Зоскалеса (За-Хекале) «Перипл» вообще не называет аксумским царем, настолько малоизвестным было его царство. В то же время «Перипл» — первое после Птолемея гре­ко-римское сочинение, упоминающее аксумитов. Если сравнить высказывания «Перипла» об аксумитах и о Мероэ 97, то станет ясно, что Мероитское царство в начале III в. представлялось более значительным.

Интересны сведения «Перипла» о личных качествах За-Хекале. За-Хекале «стремится к накоплению»; он знал цену богатству и, вероятно, умело им пользовался. Такой царь не забывал о своих налоговых и торговых интересах и о торговых интересах своих подданных. Он или один из его предшественников сделал Адулис «офи­циально установленным рынком», что облегчало сбор торговых пошлин и монополию царя на некоторые статьи торговли, например золото и отчасти слоновую кость (см. ниже). Впрочем, Псевдо-Арриан, подробно описы­вая торговлю Эфиопии и соседних стран, упоминая мо­нополии царей Южной Аравии и пошлины Набатеи, ни слова не говорит о пошлинах и монополиях аксумских царей. Но не сообщает он и о вывозе эфиопского золо­та. Очевидно, такое умалчивание относится к недостат­кам «Перипла» 98.

Неясно, принадлежал ли аксумитам порт Авалит на севере Сомали. Превращение Адулиса в «официально установленный рынок» было выгодно не только аксум­ским царям, но и городу. Вероятно, оно являлось платой [33] за помощь аксумским царям в их политике на Эфиоп­ском нагорье и соседних равнинах, а также Аравии. Позднее адулиты были верными союзниками Аксума в создании и сохранении Аксумской державы.

За-Хекале назван «человеком, сведущим в эллин­ских науках», т. е. не чуждым греческой образованно­сти. Ни один правитель больше не характеризуется так в «Перипле». Ни один из них, вероятно, не соприкасал­ся так близко с греко-римскими купцами, как За-Хека­ле. Основой «эллинских наук» было знание греческого языка. Все дошедшие до нас надписи ранних аксумских царей, кроме одной надписи Гедары (см. выше), состав­лены по-гречески. Даже Эзана пользуется греческим языком в билингве. Еще дольше сохранялись греческие надписи на аксумских монетах. В ранней аксумской архи­тектуре и скульптуре также заметно греко-римское влия­ние 99. Налицо известное стремление аксумской монар­хии к культурному и идеологическому сближению с гре­ко-римским миром.

Фразу Псевдо-Арриана можно истолковать и следую­щим образом (в духе христианской фразеологии): За-Хекале был искусен в «эллинских», т. е. языческих, «искусствах»: мантике, магии и пр. Однако в «Перипле» не заметно христианского элемента. Поэтому такое толко­вание маловероятно.

Псевдо-Арриан говорит о За-Хекале с большим ува­жением. Купцу не нравилась расчетливость царя, но он спешит добавить, что «в остальном [За-Хекале] человек вполне достойный».

Из «Перипла» видно, как процветала при За-Хекале торговля Адулиса с Римской империей, а также с Юж­ной Аравией и Индией. Римские торговцы проникали и во внутренние районы царства. Сам Псевдо-Арриан был только в Адулисе, но знает расстояние до Колоэ и Ак­сума. Близ Аксума найдена греческая посвятительная надпись одного Аврелия и двух Антонианов, причем один из Антонианов назван святым (род. падеж — 'αγιον) 100. Судя по именам и палеографии, это римские вольноот­пущенники первой половины III в. [34]

К царствованию За-Хекале относится клад кушан-ских монет, открытый в 1940 г. в монастыре Дабра-Дам­мо (северо-восточнее Аксума). Это весьма древний хри­стианский монастырь, процветавший уже в раннем сред­невековье. Клад состоял из 104 золотых монет. Из них 5 оказались двойными золотыми динариями Вимы Кадфиза II, 5 — золотыми динариями Канишки, 88 — таки­ми же динариями Хувишки и 6 самых поздних — золо­тыми динариями Васудевы I 101. Таким образом, Хувишке принадлежало примерно 84% всех монет клада, а его преемнику — Васудеве I — лишь более 5%. Такое соот­ношение можно объяснить лишь тем, что клад был на­коплен в первые годы царствования Васудевы I, когда в обращении было еще мало монет его чеканки. Васудева вступил на престол примерно в 220 г. Наверное, все кушанские монеты были вывезены из Индии вскоре пос­ле этой даты, около 222 г. Через некоторое время деньги попали в Дабра-Даммо и были здесь спрятаны. Харак­терно, что вместе с ними не оказалось ни римских, ни персидских монет; следовательно, клад более не попол­нялся и был помещен в Дабра-Даммо вскоре после 222 г.

Вместе с монетами были найдены остатки украшен­ной золотом шкатулки, судя по описанию, типично аксумского стиля. Наверное, владельцем клада был аксумит. Должно быть, он совершил путешествие в Индию, про­дал там свои товары, а деньги, вырученные за них, при­вез домой. Почему клад оказался в Дабра-Даммо? Труд­но предположить, что около 230 г. здесь уже существо­вал христианский монастырь. Христианство в Эфиопию проникло ста годами позднее. Вероятно, на месте буду­щего монастыря уже тогда было горное языческое свя­тилище вроде тех, которые известны в Южной и Север­ной Аравии. Трудно сказать, была шкатулка с монетами принесена в дар божеству горы или же она принадлежа­ла жрецу, совершившему путешествие в Индию. Боль­шая стоимость клада говорит скорее в пользу последне­го предположения. 104 монеты на сумму 109 золотых динариев плюс драгоценная шкатулка — это целое со­стояние, на которое можно было приобрести имение средней величины.

Во всяком случае, находка кушанских монет свидетельствует [35] о торговых связях молодого Аксумского цар­ства с Индией уже в первой четверти III в.

Псевдо-Арриан упоминает индийские товары и ин­дийских купцов, приезжавших, правда, не в Адулис, а в восточноафриканские порты, расположенные южнее его. В то же время факты свидетельствуют о торговых плава­ниях аксумитов в Индию (см. стр. 70, 74). Многочис­ленные археологические находки, в том числе шкатул­ка из Дабра-Даммо, свидетельствуют о высоком разви­тии ремесел в Северной Эфиопии II—III вв. (см. стр. 137).

На побережье владения За-Хекале, по Псевдо-Арри-ану, простирались от земли мосхофагов (у современно­го Суакина) до «остальной Барбарии», возможно, до Баб-эль-Мандебского пролива. В Аравии аксумских вла­дений «Перипл» не отмечает, но в южной Тихаме царст­вует Кари'ба'ил. Неизвестно, как далеко владения За-Хе­кале простирались в глубь Африканского материка; «Перипл» вообще не знает Эфиопского нагорья далее «метрополии аксумитов».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь