Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


АКСУМСКОЕ ЦАРСТВО В КОНЦЕ IV - НАЧАЛЕ VI В.



 

Расцвет Аксумского царства продолжается и после смерти Эзаны. Раскопки и описания очевидцев — Козь­мы, Нонноса — говорят о невиданной прежде роскоши, окружавшей аксумского царя.

Состояние страны в этот период известно нам лишь из кратких описаний римско-византийских авторов. Мно­гие из них побывали в Аксумском царстве проездом, сле­дуя через Адулис в Индию и на Цейлон. Это говорит о значении Адулиса в торговле Римской империи с Инди­ей, Цейлоном и Юго-Восточной Азией. Роль морского пути в Индию продолжала возрастать. Затяжные римско-персидские войны надолго закрывали торговый путь из Индии по Евфрату и сирийским дорогам. Путь по Красному морю и Индийскому океану был гораздо на­дежнее; кроме того, здесь римские подданные могли тор­говать с народами азиатских тропических стран без персидских и аравийских посредников. Продолжал функ­ционировать и торговый путь из Красного моря к восточноафриканскому побережью; его знает Козьма Индико-плов.

К сожалению, в IV—VI вв. не составляли «перишюв», подобных «Периплам» Агафархида и Псевдо-Арриана. Вместо них появляются подорожные, одна из которых бы­ла использована в первых параграфах «Полного описа­ния мира». В двух близких между собой греческих тек­стах подорожных 164 указан не только путь с Цейлона в Аксумское царство, но и религиозная принадлежность жителей. Народы разных стран характеризуются как христиане, «эллины» (т. е. язычники), маги (зароастрийцы); особо отмечено благочестие фисонских индийцев, которые не являются христианами, но и не поклоняют­ся идолам, как «эллины». Индийцы Малабарского побе­режья названы «христианами и эллинами» (Хριστιανοι και Ελληναις), жители «Аксомии», т. е. Аксумского цар­ства, наоборот, — «эллинами и христианами». Очевид­но, язычников среди них было больше, чем христиан.

«Аксумиты с адулитами» и тайано-сыйамо упомянуты [68] в книге Епифания «De duodecim gemmis», написанной вскоре после 394 г. 165. Религиозная принадлежность их не указана; они просто названы «индийскими народами».

Нарративные источники позволяют утверждать, что в Адулисе и Аксуме периода расцвета постоянно находи­лись иностранные купцы из Римской империи, Индии, Цейлона, Южной Аравии и о-ва Сокотра 166, который вплоть до XIX в. играл выдающуюся роль в торговле се­верной части Индийского океана.

Сами аксумские и адулисские купцы также соверша­ли заморские путешествия. В Аравии они торговали не только в портовых городах, но и во внутренних обла­стях полуострова. Среди иноземцев — жителей Награна, крупнейшего центра караванной торговли, «Книга хымьяритов» называет одного «абиссинца», Иону, который был дьяконом 167. Если учесть земляческие настроения тог­дашних купцов, то можно предположить, что Иона был главой достаточно многочисленной торговой колонии; иначе его не избрали бы дьяконом. Многочисленные на­ходки аксумских монет в Южной Аравии также свиде­тельствуют о торговых связях с Аксумом.

К IV—V вв. относится открытая недавно в Египте эфиопская надпись. Она обнаружена в Вади-Мених, на древней дороге из Береники в долину Нила, вместе с египетскими иероглифическими, греко-римскими, греко-христианскими, набатейскими и ранними арабскими над­писями 168. Автор надписи, аксумит Абреха, вероятно, прибыл морем в Беренику и отсюда караванной дорогой отправился в долину Египта.

К началу V в. относится упоминание аксумитов в письме Синезия Киренского (около 355—414 гг.), напи­санном около 410 г., незадолго до того, как Синезий за­нял кафедру епископа Птолемеиды Киренаикской. Он рассказывает о борьбе христиан с варварами (или бер­берами) где-то на юге Киренаики, по мнению исследова­телей Синезия, в оазисе Джало 169. Это — древняя и раннесредневековая [69] Авгила. Особенно восхваляется в пись­ме дьякон Фауст, который сражался голыми руками, «нагромождая» вокруг себя трупы берберов. Фауст на­зван Мελαμπυγος — «Чернозадый». Синезий, как визан­тийский эрудит, имеет в виду известный эпитет Геракла; для храброго дьякона лестно такое сравнение. Но гру­боватый эпитет уместен лишь в том случае, если Фауст действительно был чернокожим. Очевидно, так оно и было. Вряд ли киренскому жителю показался бы «чер­ным» коренной житель Авгилы.

Поэтому не кажется неожиданным само по себе ука­зание на происхождение Фауста в заключительном по­желании письма: «Тысяча успехов священникам аксумитов!» (Аυξουμιτων — в издании Миня 170, Аξωμιτων — в издании Эрше 171).

Речь идет не только об отдельной личности, но и о группе аксумитов, достаточно сильной, чтобы самостоя­тельно, хотя и в союзе с византийцами, вести борьбу с берберскими племенами в глубине их страны. Это целая община со своими священнослужителями.

Каким же образом аксумиты оказались в оазисе Во­сточной Сахары? В более позднее время, в XVI — XX вв., засвидетельствован караванный путь от берегов Нила в Барку (Киренаику) через оазисы Селима, Куфра, Джало. Это был самый восточный из транссахарских путей. Вероятно, этой дорогой с юга, из Нубии, и прибыли в Джало аксумиты. Такое предположение, высказанное Како и Лекланом, хорошо согласуется с тем, что извест­но о проникновении аксумитов в Нубию накануне V в.172.

Другие предположения не выглядят настолько прав­доподобными. Если бы эти аксумиты были рабами, они не смогли бы выступать как одна из сторон в борь­бе с берберами. Вряд ли аксумиты могут рассматривать­ся и как завоеватели: византийские и эфиопские источ­ники ничего не говорят об аксумских завоеваниях к за­паду от Нила. Да и сама вероятность такого дальнего военного похода через пески Восточной Сахары почти исключена. Остается считать, что речь может идти только [70] о торговой колонии. В таком случае обнаруживается неожиданно широкий размах внешней торговли Аксума на Африканском континенте, притом уже в начале V в.

Особую ценность представляет сообщение «Псевдо-Каллисфена» (Палладия?), который побывал в Аксумском царстве в начале V в. Он знал некоего фиваидского законоучителя-схоласта, который совершил путе­шествие в Индию. Из Фиваиды на корабле с неким «стар­цем» (священником?) законоучитель отправился в Адулис. Осмотрев город, законоучитель совершил путешест­вие в Аксум, «где пребывает царек (βασιλισχος) индийцев». Отсюда схоласт снова через Адулис отпра­вился к троглодитам, живущим у мыса Ароматов (Гвардафуй) и отсюда — через Индийский океан — в Индию, страну брахманов, т. е. в собственно Индию. Эту часть пути он совершил с «индийцами», с которыми познако­мился в Аксуме. Судя по тому, что аксумский царь на­зван «царьком индийцев» спутниками схоласта были ак­сумиты. Латинская версия «Псевдо-Каллисфена» упоми­нает аксумские корабли «а Цейлоне 173. О том же гово­рит Козьма Индикоплов (см. ниже). Сам «Псевдо-Каллисфен» также побывал в Индии, причем в путешествии его сопровождал Моисей, епископ Адулиса. Путешест­вие епископа в Индию вряд ли объясняется только любо­знательностью. Можно предполагать, что епископ наве­стил свою духовную паству, пребывавшую в Индии, скорее всего по торговым делам; может быть, Моисей рассчитывал собрать среди нее милостыню для иужд Адулисской епархии. Во всяком случае, «Псевдо-Каллисфен» дает разнообразный материал о путешествиях в Индию и на Цейлон не только египтян, но и аксумитов.

Характерно, что кроме аксумской появляется еще и Адулисская епархия. В 451 г. епископ Адулиса присут­ствовал на Халкедонском соборе 174. Это свидетельствует [71] о дальнейшем распространении христианства в Аксумском царстве. Характерно, что в сообщении «Псевдо-Каллисфена» фигурируют четыре ученых путешест­венника: он сам, два священника и законоучитель. Все они по той или иной причине оказываются в пределах Аксумского царства. Несомненно, организация христиан­ских общин в Северной Эфиопии сделала возможными поездки в эту страну не только для купцов-авантюристов но и для ученых, желающих осмотреть чужие страны.

Царь Аксума назван у «Псевдо-Каллисфена» «царь­ком». Этот термин был обычен в V— VI вв. для иност­ранных, т. е. невизантийских монархов. Например, царь нобатов Силко в VI в. называет себя «царьком нобатов и всех эфиопов» 175. Однако в билингве Эзаны «царька­ми» (βασιλισχοι) названы лишь вассальные «цари» бе­га 176; сам Эзана — «царь» и «царь царей».

Насколько часто римские подданные V в. совершали поездки в Аксумское царство, можно судить по Кодек­су Феодосия II (408-450), одна из статей которого специально касается тех, «кто путешествует к хомеритам (хымьяритам) и аксумитам» («Соdех Тheodosianus», XII, 2, 12). Харакгерно, что сперва названы хымьяриты и лишь затем аксумиты. Феофил Индус сначала посетил Южную Аравию и отсюда прибыл в Аксум Ис­точники VI в. прямо указывают, что «купцы римские прибывают во внутренние области хымьяритов, называе­мые Аузелис (Адулис) Индийский, а затем — в области индийцев и кушитов» (эфиопов) 177 и что «римские куп­цы проезжают через [землю] хымьяритов в Аксум и го­сударства индийцев» 178. Филосторгий, сочинение которо­го было закончено между 425 и 433 гг., также указыва­ет местонахождение аксумитов в зависимости от портов Южной Аравии. По его словам, аксумиты живут «на ле­вом берегу Красного моря» [на левом, если плыть к ак­сумитам в Адулис из Аданы (Адена) или Музы (Мохи); при плавании по Красному морю с севера, непосредственно из египетских гаваней или палестинской Элы (Элата), [72] Адулис и аксумиты окажутся на правом берегу мо­ря]. Чрезвычайно интересно сообщение Филосторгия о сирийцах, которые в его время якобы жили на берегах Индийского океана, к востоку от Аксумского царства. «До этих аксумитов, по направлению к востоку до Внеш­него Океана, живут сирийцы, носящие это имя и у мест­ных жителей. Александр (Македонский) вывел их из Си­рии и поселил там. Они и поныне употребляют родной язык, но под отвесными лучами солнца стали черными» 179. «Чернота» этих сирийцев говорит о смешении их с экваториальными расами; по-видимому, речь адет о христианах Кералы (Малабарское побережье Индии). Они, действительно, сирийского происхождения. Фило­сторгий отмечает распространение этих сирийцев (южно­индийских христиан) «до аксумитов», т. е. до границ Аксумского царства; по-видимому, южноиндийские хри­стиане, следы которых отмечены также на о-ве Сокотра, торговали и селились на африканских берегах. Почти наверняка их можно было встретить в Адулисе, круп­нейшей станции на. пути из сирийско-палестинского Эла-та в Южную Индию.

Наиболее ценные сведения об аксумском царстве V — начала VI в. сообщает Козьма Индикоплов 180. Он посетил Адулис и описал его достопримечательности.

Кроме Адулиса Козьма совершил путешествие в Ак­сум, где даже побывал во дворце и видел кормление жи-рафов в присутствии самого царя 181. В Аксуме он со­брал сведения о золотоносной стране Сасу в Юго-Запад­ной Эфиопии. По его свидетельству, торговые связи Ак­сумского царства простирались на юго-запад до Сасу и на северо-восток до Персии, Цейлона и государства эфталитов («белых гуннов») в Северной Индии. Козьма сообщает, что Цейлон «посещается кораблями... из Эфио­пии», а цейлонские товары «шлются в Персиду, Омиритию (Хымьяр) и Адулию (Адулис)», а также что эфиопы Аксумского царства приобретают у блеммиев изумру­ды и доставляют их в западноиндийские Баригазы и к белым гуннам. Козьма встретил в Эфиопии жителей [73] о-ва Сокотра, прибывших сюда с торговыми целями. Их епископ получал посвящение из «Персиды», т. е. они бы­ли христианами несторианского толка.

В Эфиопии Козьма нашел не только отдельных хри­стиан, но и христианские общины и церкви с епископами. Он пишет: «Среди бактров («белых») гуннов, и персов, и остальных индийцев, и персарменов (армян), и медов (мидян), и эламитов, и по всей земле Персиде нет чис­ла церквам с епископами и очень много христианских об­щин, а также множество мучеников и монахов, живущих отшельниками; равным образом в Эфиопии, и в Аксуме, и во всей стране вокруг него». О том, насколько значи­тельной была в начале и середине VI в. торговля Аксума с Персией, говорит следующий факт: в своем письме к аксумскому царю император Юстиниан настаивал, что­бы аксумиты прекратили торговлю с персами 182.

Относительное значение в эфиопской торговле замор­ских городов и стран в начале VI в. можно определить на основании перечня кораблей, собравшихся летом 525 г. в гавани Габаза. Он содержится в «Мученичест­ве Арефы» 183 и подробно проанализирован Н. В. Пигулевской 184. Из Индии прибыло 9 кораблей; впрочем, не­известно, что подразумевает «Мученичество» под «Инди­ей». 7 судов прибыло с «острова Фарсан», т. е. с о-ва аль-Фарасан аль-Кабир, где жило южноарабское христиан­ское племя Фарасан, игравшее большую роль в йемен­ской и хиджазской торговле. Из палестинской Элы (Элата), главного красноморского порта сирийско-палестинской области, прибыло 15 кораблей. Из египетских пор­тов — Клисмы, Береники — прибыло 22 корабля, из них 20 из Клисмы и только 2 из Береники; следовательно, путь из Фиваиды в Беренику и далее морем в Аравию, Эфиопию и страны Индийского океана к началу VI в. за­хирел. Первенство среди красноморских портов Егип­та перешло к Клисме, которая под именем Кульзума процветала и в следующие века. Кроме того, 7 кораблей прибыло с о-ва Иотаба (Тиран).

Эфиопские суда описывает Прокопий Кесарийский: «Их не смазывают ни смолою, ни другим чем-либо; доски [74] не сколочены между собой железными гвоздями, а свя­заны веревками» 185. Грузоподъемность таких судов бы­ла не велика, но они годились для дальних морских путе­шествий, до Индии и Цейлона включительно.

Сообщения Козьмы Индикоплова, «Псевдо-Каллисфена», Синезия, «Книги хымьяритов» (и др.) свидетель­ствуют о том, что в конце IV — начале VI в. христиан­ство достигло больших успехов в Аксумском царстве. Это не опровергает полностью мнения Болотова 186, что в V в. в Эфиопии по-прежнему господствовало язычест­во; пожалуй, большинство населения оставалось нехри­стианским, но влияние христианства непрерывно возра­стало даже на формально нехристианские круги. Царь продолжал, вероятно, исполнять традиционные обряды, но он покровительствовал церкви. Ничего не известно о преследованиях христиан в Эфиопии; наоборот, многие факты говорят о процветании христианских общин в IV—V вв. под эгидой аксумской монархии.

Вероятно, к этому времени относятся царские гроб­ницы Аксума. В их подземных помещениях встречается знак креста, однако на скромном месте. Возможно, он свидетельствует о христианской вере строителей, а не погребенных 187.

Характерно, что в этот период аксумские монеты ук­рашались знаком креста. «Этническое прозвище» на них заменено «демагогической формулой» (см. стр. 268— 269). Судя по монетам, в конце IV — начале VI в. прави­ли следующие аксумские цари: Вазеба II, МНDYS 188, Эон, Эсбаэль, Тезена, Калеб, Незана и (или) Незона. Из них Калеб, или Элла-Асбеха, царствовал в 20—30-х годах VI в., а Тезена был его отцом. На монетах Элла-Асбеха именуется Калебом (или Халебом), сыном Тезены ('υιος Θεζιενα или Θεζενα). Однако, согласно вер­сии «С» «Списков царей», непосредственным предшест­венником Калеба на аксумском престоле был Элла-Ахйава18В. «Спискам царей» известны также Калеб и Тезена 190. [75]

Несмотря на продолжающийся расцвет Аксума, его политика терпит ряд неудач. В странах, находящихся в сфере аксумского влияния,— Южной Аравии, Северной Нубии и Беджа — образуются сильные государственные объединения блеммиев, нуба и хымьяритов. В V в. блеммии-беджа и нуба усиливают натиск на римско-византийский Египет, опустошают и даже захватывают погранич­ные территории — часть Северной Нубии и район Але­бастровых гор. Особенно разрушительными были набе­ги 429 и 450 гг. Во главе блеммиев стоит царь (тиран), который, по свидетельству Олимпиодора, назначал «ар­хонтов» над отдельными племенами. Неизвестно, под­чинялся ли он хотя бы формально аксумскому царю; во всяком случае, византийцы сносились с блеммиями без посредства Аксума. В отличие от аксумитов блеммии твердо придерживаются языческих культов, в частно­сти Исиды, и не принимают христианства. Нуба также имели своих царей, независимых от Аксума; так далеко на северо-запад аксумское влияние уже не доходило. Зато они находились под политическим влиянием Визан­тии.

В Южной Аравии господство окончательно переходит к хымьяритам; в конце IV — V в. хымьяриты владели всей Южной и частично Центральной Аравией. Аксумские цари по-прежнему претендовали на гегемонию в Южной Аравии; по-видимому, некоторые хымьяритские цари признавали их власть. Так, царя Ма'дикариба («Маадкарима»), правившего в начале VI в., сирийская традиция считает христианином и ставленником Эфио­пии. Характерное утверждение содержится в том вариан­те «Послания» Симеона Бетаршамского, который приво­дит Иоанн Эфесский. По его словам, хымьяритский царь-иудей Зу-Нувас якобы писал лахмидскому царю аль-Мунзиру III: «Да будет тебе известно, что умер царь, которого поставили кушиты (аксумиты) в нашей земле; пришло зимнее время, и не смогли кушиты прийти в на­шу землю и поставить царя-христианина, как обычно» 191. Однако в самом «Послании» Симеона нет слов «как обычно» 192; вероятно, все утверждение является тенденциозным [76] преувеличением, но оно, несомненно, содер­жит рациональное зерно — факт связи Ма'дикариба с Аксумом, а может быть, зависимость. Это тем более вероят­но, что Ма'дикариб был узурпатором и должен был ис­кать поддержки извне, а вмешательство аксумитов в де­ла Южной Аравии давно стало традиционным. Впрочем, надпись Ма'дикариба ничего не говорит о его зависи­мости от Эфиопии 193.

В первой половине VI в. аксумская монархия делает последнюю попытку прочно подчинить Хымьяр. Это по­служило началом эфиопских войн в Аравии, которые за­вершились завоеванием юга полуострова персами, ги­белью Хымьяритского царства и ослаблением аксумско­го влияния на полуострове.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь