Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


САБЕЙСКИЕ НАДПИСИ КОНЦА II И III вв. ОБ АКСУМЕ



 

Впервые аксумиты появились в Аравии при царе Гедаре, о котором сообщают несколько сабейских над­писей из Мариба (и геэзская надпись из Асби-Дера). В этих источниках имя Гедары дается одними соглас­ными, причем в надписи на языке геэз он назван GDR, а в надписях на сабейском языке — GDRТ. Правда, речь, [21] может быть, идет о двух разных лицах, но вероятнее всего, GDR и GDRТ — одно и то же лицо. Пиренн и Древес, например, считают возможным отнести надпи­си, упоминающие GDRТ и GDR, к одному и тому же времени — середине III в.47. Новейшее исследование Лундина и Рейкманса датирует источники, упоминаю­щие Гедару, концом II — началом III в. (см. ниже). В сабейских надписях GDRТ и его преемник названы «царем Хабашат»48, «нагаши» 49, «нагаши, царем аксумитов»50 и царем абиссинцев и аксумитов (mlk `hbst w`ksmn) 51. Ясно, что речь идет об аксумском царе. Имя GDR могло быть передано по-сабейски как GDRТ в том случае, если было воспринято по типу имен жен­ского рода, который у арабов включает и собственные мужские имена (например, Антара([т], Умейя[т], Муа-:вийа[т] и др.). В средневековых «Списках царей Аксума» встречается имя Гедур, или За-Гедур За-Ба-Нух 52. Возможно, это то же самое имя, что и GDR — GDRТ надписей, и что в основе легенды о За-Гедуре — исто­рическая личность царя GDR. Обычно это имя читают в надписях как Гадар, Гадарат; я предлагаю чтение Гедара.

Об аксумитах конца II — начала III в. мы знаем в основном по надписям их врагов — сабейских царей и князей.

Единственная надпись на языке геэз аксумского царя Гедары найдена в 1954 г. в Хавила-Ассерау (на границе Тигре и пустыни Данакиль, в районе Асби-Дера). Надпись нанесена на вотивный предмет из бронзы (скипетр в форме плуга) и выполнена архаичным эфи­опским письмом без огласовок, архаичным языком (сло­во «нагаши» в «Status constructus» написано [22] nagasуа 53 вместо классического nagasе; подобная фор­ма «Status constructus» имен на уа встречается в «эт­ническом прозвище» Эзаны — bе'еsуа вместо bе'еse). Из всех аргументов относительной древности надписи, приводимых Древесом и его последователями, достаточ­но веским является лишь архаичность шрифта. К сожа­лению, в этом отношении до сих пор не было обраще­но должного внимания на самое содержание надписи.

Она читается так: gdr ngsy `ksm tb`l mzlt l`rg wllmq. Переводить ее следует по Жамму 54: «Гедара, царь Аксума, смирился перед [богами] Аргом и Алмакахом». Из этих двух божеств Арг неизвестен, а Алмаках, наоборот, очень хорошо известен и в Эфиопии, и в Аравии. Это был национальный бог сабеев, культ которого наса­дили в древней Эфиопии (с V в. до н. э.) сабейские ко­лонисты. Скипетр найден в тайнике святилища Алмакаха вместе с предметами предаксумского периода. В эпоху расцвета Аксумского царства культ Алмакаха не был распространен. Таким образом, посвящение надписи Алмакаху является веским доказательством ее древности. Самая форма имени этого бога — LМQ, — характерна для сабейских надписей III в., например, Илшараха Йахдуба и его брата Йа'зила Баййина55. Царствование Гедары Пиренн и Древес относят при­мерно к 250 г.56. Исследование Лундина датирует эпо­ху Гедары концом II — началом III в.57. Почему же Ге­дара обратился не к аксумскому племенному богу Махрему, не к богам астрально-земледельческой триады (см. стр. 252 и сл.), а к архаичному Алмакаху, святили­ще которого сохранилось в отдаленной Хавила-Ассерау? В знак смирения перед Алмакахом Гедара жертвует святилищу бронзовый скипетр, вероятно, знак власти священного царя (см. стр. 212). Должно быть, Махрем, воплощением которого считался аксумский царь (см. [23] стр. 225 и сл.), оказался бессилен перед богом, помо­гавшим противникам царя. Гедара смирился перед Алмакахом, культ которого оставался весьма популярным в Южной Аравии и который выступал покровителем врагов царя в этой стране. Таким образом, надпись, возможно, свидетельствуег о поражении Аксума в борь­бе на юге Аравии. Все это укрепляет нас в уверенности, что Гедара — автор данной надписи и Гедара — Гадарат сабейских надписей — одно и то же лицо.

Все известия о Гедаре — Гадарате связаны с оже­сточенной борьбой за власть, которая разгорелась в Южной Аравии во второй половине II — начале III в. в связи с упадком Сабейского царства. Власть и пре­стол сабейского царя оспаривают цари соседних Хадра-маута и Катабана, владетельные князья Райдана, пле­менные вожди хымьяритов и хамданитов. В борьбу они вовлекают сначала арабов-бедуинов, затем «абиссин­цев» (hbst), которые переправились в Аравию с Афри­канского материка.

Впервые «абиссинцы» упоминаются в надписи хамданитского князя Абикариба йухаскира и его брать­ев58. Надпись составлена около 183 г. в благодарность богу Та'лабу за победы хамданитов над их врагами — хымьяритами, племенами барик и марад. Хамданиты, сторонники старой сабейской династии, совершили на­беги на земли хымьяритов; в свою очередь хымьяриты вторглись на территорию хамданитов и сабейского царя Алхана Нахфана II, но потерпели поражение. Сраже­ния происходят на юге, в районе города На'ыд. Среди всех этих стычек и набегов упоминается и «поход про­тив абиссинцев в область», название которой не сохра­нилось, после чего хамданиты соединились с арабами-бедуинами и вместе напали на хымьяритов. Эфиопы вместе с хымьяритами выступают противниками сабей­ского царя. Кровопролитность борьбы не следует пре­увеличивать: в каждом сражении убивают по одному-два человека. Размеры армий тоже невелики: хамдани­ты выставляли для участия в походе отряд в 150—200 воинов, их союзники бедуины прислали отряд в 60 человек. [24] Все это очень похоже на военные набеги и стыч­ки бедуинских племен.

О более значительных военных действиях говорит плохо сохранившаяся надпись самого Алхана Нахфа­на II 59. Вероятно, она повествует о сражениях сабеев против коалиции южноаравийских царств Хадрамаута, Катабана, княжеств Мудхайум, Радиан с «царем Хабашат»; главным полем битвы был Зу-Райдан. Войска каждой из сторон включали ополчение общин, царские отряды, отряды вассальных князей и кочевников-бедуи­нов, но главную силу коалиции, по-видимому, составля­ли «князья и вожди и общины царя Хабашат» (`qwl w`qdm w`s`b mlk hbs [t]). Как полагает Виссман, послед­нее выражение говорит об обширности эфиопских вла­дений в Южной Аравии; возможно, эфиопы уже овла­дели азиатским берегом Баб-эль-Мандебского пролива, принадлежавшим ранее хымьяритам 60.

В таком случае они должны были столкнуться с Хымьяром, который становился главным претендентом на господство в Южной Аравии. Алхан Нахфан и хадрамаутский царь Йада' 'аб Гайлан заключили союз меж­ду собой против хымьяритов 61. Совместная борьба про­тив Хымьяра привела Сабу и Аксум к союзу, который и был официально заключен около 190 г.

О нем говорят две надписи Алхана Нахфана II и его сына-соправителя Ша'ыра Автара, сохранившиеся во многих экземплярах62. Радуясь заключению союза, сабейские цари принесли богу в дар 30 статуй. Из над­писи видно, что хабашат управлялись царем по имени GDR, который жил за морем, т. е. в Эфиопии, в рези­денции под названием Зараран63.

В других надписях Гедара назван «царем аксумитов» (см. ниже). Ему принадлежит и область Аш'аран ка берегу Баб-эль-Мандебского пролива, который ока­зался в полном распоряжении Аксума. В аравийских [25] владениях находились военные отряды «абиссинцев» с их предводителями 64.

Аксумский царь был сильнейшим союзником Алхана и, следовательно, самым сильным правителем в юж­ной части Красного моря; это позволяет судить о мощи Аксума при Гедаре.

После смерти Алхана Нахфана II сабейским царем остался его сын-соправитель Ша'ыр Автар (около 190г.). При нем союз между Аксумом и Сабой был расторгнут. Причину следует видеть в возрождении мощи сабеев, их экспансии к морским берегам, остающимся в руках хымьяритов и хадрамаутцев на юге и эфиопов — на за­паде. Надписи говорят о пяти победоносных походах Ша'ыра Автара против Хадрамаута и Хабашат 65. Он завоевывает Хадрамаут (надпись СIН, 334). Но эфио­пы в то же время наступают во фланг сабейским вой­скам, пытаясь этим помочь своим хадрамаутским союз­никам. Об этом рассказывают сабейские надписи. (Конти-Россини о них не знал и поэтому говорил о «верно­сти [Гедары] до конца» союзу с хамданитами 66.) Рабиб Ахтар и Асад Ас'ад, вожди племени бакилим, сторон­ники Ша'ыра Автара, возглавили сабейское войско в районе хадрамаутского города Кана. Они успешно ве­ли боевые действия против Хадрамаута и захватили пленных. Испорченный текст неясно говорит о «войсках и притеснениях абиссинцев (в области Бакилим?), в то время как они [сабеи] воевали против Хадрамаута, пе­ред тем как была сделана эта надпись»67. О победах [26] сабеев над эфиопами не говорится ни слова. Хымьяриты выступают в союзе с сабеями 68.

К этому же времени, очевидно, относится благодар­ственная надпись одного хымьярита, посвященная богу Алмакаху, избавившему его страну от врага 69; врагом могли быть только эфиопы 70. Однако Зафар, столица Хымьяра, и Ма'афир, ключевой пункт на пути из Зафара в Мариб и Аден, были захвачены африканцами. По мнению Виссмана и Хёфнер 71, к которому присоеди­нились Жамм 72 и автор этой книги, в нашествии на Сабу и Хымьяр приняли участие не только хабашат, посе­лившиеся в Аравии, но и африканские подданные Ак­сума.

Об этом рассказывает надпись73 хымьяритского вождя Катбана Авкана. Он сражался на море и суше под командованием Ша'ыра Автара. Очевидно, на мо­ре и суше был совершен поход царя Гедары против «земли Хабашат», хабашат и аксумитов. По мнению Жамма, этот поход был совершен на Африканский кон­тинент 74. Однако правдоподобнее мнение Виссмана, пи­савшего, что военные действия велись в йеменской и асирской Тихаме75.

Затем соединенное южноарабское войско, собранное в городе На'ыд, двинулось на освобождение Зафара. Город и его окрестности были заняты «bygt wld ngsyn и экспедиционными войсками (msr) абиссинцев». Наи­более простой перевод термина bygt wld ngsyn — «Бигат или Бейгат, сын нагаши»; на этом настаивает Жамм 76. Однако другие сабеисты видят в bygt (бигат) блеммиев-бега 77.

В пользу последнего взгляда можно высказать следующее [27] соображение. Действительно, как указывает Жамм, в сабейских надписях слово wld означает отно­шения «сын отца», иногда (Саба wld Алмаках) — от­ношения, приравненные к этим. Однако слово «нагаши» заставляет предполагать не сабейскую, а эфиопскую терминологию. В языке геэз waled (мн. число — welud) означает не только «сын», но и «раб», «зависимый» 78. В недавно открытой надписи Калеба от 525 г. содер­жится выражение:  (далее отби­то) 79. Итак, народ нагаши именуется чьим-то «сыном» подобно wld надписи Катбана. Очевидно, имеются в виду «бега, подданные нагаши». Следовательно, бега были покорены Аксумом и приняли участие в его за­морских походах.

Ночью южноаравийские воины подступили к Зафару, но застать эфиопов врасплох не удалось: последние укрылись в «цитадели бога (Урр-Илан) в центре горо­да». Началась осада цитадели; на помощь к осаждав­шим подошли новые силы; эфиопский гарнизон был вы­бит из города и расположился лагерем, очевидно сое­динившись с другими отрядами. Тем временем к сабейско-хымьяритскому войску подошли новые подкрепле­ния, вместе с которыми оно (через три дня после взя­тия Зафара) совершило ночное нападение на эфиопский лагерь. Южноаравийские союзники предали аксумитов. В этом сражении эфиопы потеряли 400 воинов — срав­нительно большое число; трупы убитых африканцев были обезглавлены и подверглись поруганию. Остатки эфиопского войска укрылись в лагере, но у них кончи­лось продовольствие. На третий день после проигранной битвы эфиопы совершили неудачную вылазку, но еще через два дня, мучимые голодом, они покинули рай­он Зафара и отошли к Ма'ахыратану (вероятно, центру области Ма'ахыр). Хымьяриты же совершили набег на запад. Характерная подробность: находясь во враждеб­ной стране, аксумская армия осталась без продоволь­ствия, в то время как южноаравийские войска получали постоянную помощь населения. Намек на организацию [28] этой помощи содержится в надписи хымьяритского вождя Абикариба Ахраса 80, датируемой 207 г. 81.

Другая надпись82 говорит о походе Ша'ыра Авта-ра против захваченной эфиопами области Аш'аран в районе Баб-эль-Мандебского пролива. Затем сабейские войска выступили на север, достигли Награна и заста­вили здесь отступить хабашат, проникших, очевидно, из асирской Тихамы83. Отсюда Ша'ыр совершает поход против молодого Киндитского царства в Центральной Аравии. Среди врагов сабейского царя упоминаются и римляне («греки» — yawa[n]um). Поэтому Виссман прав, предполагая антисабейскую коалицию Хадрамау-та, киндитов и Аксума под покровительством Рима84. Она закончилась поражением союзников, усилением и территориальным расширением Сабы; однако эфиопы удержали Красноморское побережье Аравии.

Между 207 и 210 гг. Ша'ыр Автар умирает, и с ним прерывается хамданитская династия «царей Сабы и Зу-Райдана». На сабейском престоле оказывается Иасир Иухан'ым I в соправлении со своим сыном Шамиром (или Шаммаром) йухар'ышем II. После смерти отца, последовавшей около 210 г., Шамир царствует один, но престол у него оспаривают претенденты — потомки древ­ней сабейской династии Илшарах Йахдыб (или Йахдуб) II и его брат Йа'зил Баййин. Братья изгнали Шамира из Мариба и провозгласили себя «царями Сабы и Зу-Райдана».

В борьбе с ними Шамир опирался на хымьяритов, особенно на племена радиан и мудхайум и часть катабанцев, но, не достигнув успеха, обратился за помощью в Аксум. Об этом рассказывает целый ряд надписей, в том числе надпись вождей племени бакилим Раббшамса Йазида и Вахбаввама Йа'зифа 85, датируемая 213 г.86. Шамир просил помощи у хабашат против Илшараха и [29] Йа'зила, и «народы хабашат» приняли участие в войне, О том же говорит и надпись братьев-царей Сабы. Надпись Вахбаввама рассказывает, что Шамир, хымьяриты и хабашат прислали послов к братьям-царям Са­вы — Илшараху и Иа'зилу, предлагая мир и свою по­корность. Очевидно, к 213 г. военные действия прекра­тились. Следовательно, эта война аксумитов в Аравии произошла между 210 и 213 гг., ближе к последней дате.

Судя по надписям [Jа, 574, 575 (Rу, 539), 576 (Rу, 535), 577, 585, 590 и СIH, 314 + 954], в руках аксумского царя в то время находились прибрежные области Сахартан, Гумдан, Аккум (в йеменской Тихаме) и далее к югу — Аш'аран и Ма'афир с городом Саввам и сто­лица Хымьяра — Зафар. Главой аксумского государ­ства был царь Азбах ('DВН сабейских надписей). Его титул — «царь аксумитов» (mlk 'ksmn) 87.

Только помощь Аксуиа позволила Шамиру йухар'ышу II продолжить борьбу за престол 88. Судя по из­вестным пока надписям, сабеи первыми напали на эфи­опские владения в йеменской Тихаме, ближайшие к сабейскому царству89. Они совершили сюда два похода, в которых приняли участие наземные войска и флот. Здешние хабашат и подвластные им прибрежные пле­мена сахартан, гумдан, аккум, барик понесли урон; их деревни, лагеря и поля были разорены, многие убиты, другие уведены в плен. Однако сабеям не удалось, не­смотря на присутствие флота, захватить приморскую крепость Вахидат («Единственная») 90. После этого племя гумдан направило в Сабу послов с просьбой о мире. Царь Хабашат также заключил мир с сабеями. Однако Аксум удержал свои владения в йеменской Ти­хаме. Сабеи также разбили киндитов и пленили их ца­ря, затем нанесли поражение Шамиру.

Шамир, как сказано выше, призвал на помощь ак­сумского царя Азбаха; возможно, это произошло еще до начала сабейских походов против эфиопских владе­ний в Тихаме. Шамир со своими хымьяритами, царь Хадрамаута, аксумский царь и подвластные ему племена [30] Тихамы образовали коалицию против сабеев. Целью коалиции было, очевидно, сохранение существующих границ в Аравии, которой угрожала гегемония сабеев, и возведение на престол Сабы Шамира. Эфиопские вой­ска вместе с воинами сахартан напали на сабеев; дру­гой эфиопский отряд занял Награн, присоединившийся к антисабейской коалиции; хадрамаутский царь также обещал Награну помощь. Однако сабейские цари, со всех сторон окруженные врагами, поочередно их раз­громили.

В этой войне эфиопы использовали наземные войска и флот, сражались на широком фронте от Награна в современном Асире (Саудовская Аравия) до южной оконечности Аравии, посылали гарнизоны в союзные города, переходившие на их сторону 91. Как предпола­гает Виссман, только смерть Азбаха спасла сабейских царей от неизбежного поражения92. Коалиция распа­лась; эфиопы заключили с сабеями мир, о котором го­ворилось выше. Вскоре по крайней мере часть аксумских владений в Аравии перешла под власть объеди­нившихся хымьяритов и сабеев. Однако аксумские цари сохранили претензии на владычество не только над при­брежными землями, но и над всем сабейско-хымьяритским государством (см. ниже).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь