Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


I. Вселенская церковь (параграфы 1-4)



А. Ее определение (параграфы 1-2)

Эти два параграфа показывают различие между невидимой и видимой церковью.

1. Вселенская церковь как невидимая церковь (параграф 1)

В этом параграфе есть три ключевых слова. Слово "вселенская" (лат. - католическая) означает всемирная. Когда мы говорим о вселенской церкви, то имеем в виду всемирную, а не Римско-католическую церковь, которая сама себя называет вселенской, или католической. Слово "невидимая", используемое здесь, можно очень легко понять неправильно. Заметьте, что в Вероисповедании значение данного слова определяется осторожно: "которую можно еще назвать невидимой". "Избранные" является третьим ключевым словом. Как невидимая, вселенская церковь состоит "из полного числа избранных, которые были, есть и будут составлять одно целое". Итак, данный параграф учит следующему. Во-первых, существует вселенская церковь. Во-вторых, эта вселенская церковь состоит из полного числа избранных. В-третьих, эта вселенская церковь как таковая является невидимой.

Учит ли Библия тому, что существует вселенская церковь? В Новом Завете слово "церковь" встречается 115 раз. В большинстве случаев говорится не о вселенской церкви, а о поместной церкви или церквах (2 Кор. 8:23-24; Гал. 1:2). Тем не менее, Новый Завет говорит также и о вселенской церкви (Мтф. 16:18; 1 Кор. 12:28; Еф. 1:22; 4:11-15; 5:23-25, 27, 29, 32; Кол. 1:18, 24; Евр. 12:23). Эти стихи Писания опровергают лендмаркизм и его отрицание вселенской церкви.

Учит ли Библия, что эта вселенская церковь состоит из всех избранных? Здесь важно отметить следующее. Церковь - это законченное, организованное, земное выражение народа Божия. Мы должны проводить различие между церковью как учреждением и церковью как народом Божиим. Такое различие дает нам возможность правильно понимать те стихи Нового Завета, которые часто истолковываются неправильно. В образовании церкви как учреждения и единого организма в ходе событий, сопровождавших первое пришествие Христа, заключен очень глубокий смысл. В историческом смысле церковь начала свое существование в результате земного служения Христа, Его смерти, воскресения и излияния Духа Святого. Апостолы Христа являются тем основанием, на котором Христос строит Свою церковь (Мтф. 16:18; Еф. 2:20; Евр. 12:18-24). Тот факт, что утверждение Христа: "Я создам Церковь Мою", - говорит о будущем времени, имеет большое значение. Хотя Израиль был символом церкви (Рим. 2:28-29; 1 Кор. 10:18; Гал. 6:16; Фил. 3:3) и хотя церковь является новым Израилем Божиим и исполнением пророчеств (Деян. 2:16; 15:14-18; 1 Кор. 10:11; Гал. 6:16; Еф. 2:12-19; Евр. 8:7-13), однако верно то, что церковь как учреждение и единый организм не существовала во времена Ветхого Завета. Эти истины опровергают тенденцию некоторых направлений богословия завета, которые стирают различие между церковью и Израилем в интересах детокрещения.

С другой стороны, церковь является высшей формой народа Божия на земле. Поэтому в Библии часто используются термины, которые как бы ставят знак равенства между церковью и всеми теми, кто находится в союзе со Христом. Церковь - это тело и невеста Христа (Еф. 1:22-23; 4:11-16; 5:23-27, 29, 32; Кол. 1:18, 24). Кроме того, невеста Христа будет состоять в последний день из спасенных людей всех веков (Еф. 5:27; Откр. 21:9-14; обратите внимание также на Мтф. 8:11-12; Ин. 10:14-17; Евр. 11:39-40). Таким образом, церковь будет состоять из всех искупленных. Как народ Божий, церковь действительно состоит "из полного числа избранных". Данные обстоятельства опровергают учение о диспенсациях, в котором проводится различие между церковью и Израилем и отрицается тот факт, что святые Ветхого Завета являются частью церкви.

Учит ли Библия, что эта вселенская церковь является невидимой? Если мы используем данный термин, то мы должны использовать его очень осторожно, как это делает Вероисповедание, потому что не существует невидимой церкви, которая отличалась бы от видимой. Другими словами, вселенская церковь всегда является видимым, организованным учреждением. Джон Мюррей сказал: "Нет никакого основания утверждать, что "церковь" как невидимый организм отличается от церкви видимой"1. Вселенская церковь всегда видима, даже если она является не полностью или не совершенно видимой. Вселенская церковь, о которой говорится в Послании к Ефесянам, является видимой (Еф. 1:22; 3:10, 21; 4:4, 11-13; сравните с 1 Кор. 12:28). Вселенская церковь могла подвергаться гонениям, и поэтому она должна была быть видимой (Деян. 8:1,3; 9:1-2, 31; сравните с Гал. 1:13; Фил. 3:6). Никто не может убедительно доказать, что является членом невидимой церкви, если он пренебрегает членством и общением в видимой церкви.

В каком смысле тогда церковь является невидимой? Она невидима в том смысле, что мы не можем непосредственно видеть работу Духа Святого, Который соединяет человека со Христом. Она невидима потому, что мы не можем в совершенстве знать состояние другого человека. Она невидима потому, что как единое целое она не является пока еще совершенной земной реальностью. Видимые церкви - это только несовершенные и частичные проявления невидимой церкви2.

2. Вселенская церковь как видимая церковь (параграф 2)

Вселенская церковь не является просто или совершенно невидимой. Параграф 2 учит, что она видима. В этом параграфе говорится о двух сторонах, касающихся этой видимой вселенской церкви3. Видимая церковь представлена в лице тех, кто открыто верует в Евангелие, повинуется Христу и не перечеркивает это исповедание веры основоразрушающими заблуждениями или греховным поведением (1 Кор. 1:2; Рим. 1:7-8; Деян. 11:26; Мтф. 16:18; 28:15-20; 1 Кор. 5:1-9). Связь между вселенской, видимой церковью и поместными церквами такова, что только видимые святые могут быть членами поместных церквей (Мтф. 18:15-20; Деян. 2:37-42; 4:4; 1 Кор. 5:1-9). В то время как вселенская церковь не является полностью или совершенно видимой, деятельность ее, тем не менее, очевидна. Не существует истинного христианина, который бы не исповедовал имя Христа и не повиновался бы Ему видимым образом. Любое исповедание веры, каким бы оно ни было ярким и привлекательным, опровергается нераскаянностью в какой-либо ереси или греховным образом жизни.

Б. Ее вечность (параграф 3)

Вечность вселенской, видимой церкви представлена ссылкой на определенные реалии, которые, как кажется, делают ее вечное существование невероятным или сомнительным. Эти реалии заключаются в том, что поместные церкви могут грешить (1 Кор. 1:11; 5:1; 6:6; 11:17-19; 3 Ин. 9-10) и даже отступать от Бога (Откр. 2:5; сравните с 1:20; 1 Тим. 3:14-15). Мы не должны слепо следовать примеру какой-либо церкви или ее лидеров. Мы должны бодрствовать и внимательно следить за тем, чтобы не впасть в общий грех и отступничество. Если вы любите свою церковь, то молитесь за нее, будьте бдительны в отношении греха и увещевайте находящихся во грехе.

Несмотря на все эти неприятности, которые могут приключаться с отдельными поместными церквами, вселенская церковь всегда будет продолжать свое существование видимым образом (Мтф. 16:18; 24:14; 28:20; Марк. 4:30-32; Пс. 71:16-18; Ис. 9:6-7). Как Писание, так и Вероисповедание говорят о нерушимости видимой, вселенской церкви. Христос всегда будет "иметь Свое царство в этом мире... состоящее из верующих в Него и исповедующих имя Его". Нам не надо бояться, что имя Христа и Его церковь когда-либо исчезнут, как это предсказывают атеисты или как об этом пишут писатели-романисты. Это предсказывал и Вольтер, но его дом превратился в место, где стали печатать Библии. В наших молитвах мы можем просить об исполнении Божиихобетований для нашей собственной поместной церкви. Хотя у нас нет абсолютного обетования, что наша собственная поместная церковь продолжит свое существование, однако мы точно знаем, что вселенская церковь Христа всегда будет существовать видимым образом. И Он предопределил, чтобы это происходило через поместные церкви, подобные нашей. Поэтому мы можем молиться, чтобы Он созидал Свою церковь и поражал силы сатаны через нас!

В. Кому подвластна церковь (параграф 4)

Суть параграфа 4 состоит в том, что Господь Иисус является Главой, или Начальником, вселенской церкви. Из этого следует, что папа римский ни в каком отношении не является главой церкви. Обратите внимание на план главы. Многие из тех, кто стойко и верно придерживается Вероисповедания 1689 года, сомневаются в ценности его догматизма в отношении папы римского, который описывается в нем как антихрист. Автор этой книги принадлежит к числу таковых. Это одно из тех утверждений, которые следовало бы изъять при пересмотре Вероисповедания. Это изъятие, однако, должно быть сделано не из-за ослабления нашей уверенности в том, что Римско-католическая церковь находится в состоянии отступничества или что заявления папы имеют нечестивый и еретический характер, а на основании убеждения, вытекающего из рассмотрения Писания, что данное утверждение Вероисповедания является ложным или не имеющим под собой достаточного основания4.

В Библии неоднократно говорится о том, что Христос является Главой церкви (Кол. 1:18; Еф. 4:11-16; 1:20-23; 5:23-32; 1 Кор. 12:27-28; Ин. 17:1-3; Мтф. 28:18-20; Деян. 5:31; Ин. 10:14-16). Кто-то, однако, может сказать: "Все это звучит великолепно, но как это срабатывает на практике? Христос ведь находится на небе, а не на земле. На протяжении почти двадцати столетий ни один из живущих на земле не говорил с Ним, в буквальном смысле этого слова. Что практически может означать такое руководство Христа? В чем оно выражается?" Ответ на этот вопрос очень прост. Христос осуществляет Свое руководство на земле через Своих назначенных представителей.

Святой Дух является заместителем Христа. Он послан для того, чтобы продолжать и довести до конца дело, начатое Христом (Ин. 14:16-18, 26; 15:26-27; 16:7-13; Деян. 16:6-10; 2 Кор. 3:17-18). Его апостолы - это "вселенские пастыри" церкви, и через свое свидетельство они являются ее основанием (Мтф. 16:16-18; Еф. 2:19-22; Деян. 1:20-26; Откр. 21:14). Таким образом, дело Христа, Который вознесся на небо, продолжается через их свидетельство (Деян. 5:31-32). Эти свидетели до сих пор управляют церковью Христа посредством записанного ими свидетельства, которым является Новый Завет. Дух Святой пребывает на земле, чтобы обеспечивать исполнение этого слова до скончания века.

Апостолы, вселенские пастыри церкви, были бы недовольны, если бы поместные общины верующих оказались без руководства. Здесь они следовали Христу, Который давал дары церкви. Поэтому апостолы назначали пастырей в поместных церквах (Еф. 4:11; Деян. 14:23; 13:1; 20:28; 1 Пет. 5:1; Тит. 1:5-9). Эти пастыри, которые также называются пресвитерами, епископами или учителями, имеют власть только в тех церквах, в которых они находятся, и сами подвержены ошибкам. В своих церквах, однако, они осуществляют власть Христа и управляют Его церковью.

Если верно то, что мы сказали о главенстве Христа и о земных представителях, осуществляющих Его руководство, тогда заявления и притязания папы римского являются лживыми; и также лживыми являются заявления и притязания любого человека или группы людей, которые претендуют на власть над всеми или даже несколькими поместными церквами. Истинным наместником и заместителем Христа на земле является Дух Святой, а не папа римский. Папа римский не обладает надлежащими качествами, чтобы быть апостолом. Единственная подлинная апостольская преемственность - это та, о которой говорится в писаниях Нового Завета. Единственными земными представителями власти Христа являются поместные надзиратели (епископы, или пресвитеры). Их власть ограничена поместной церковью, папа же римский незаконно претендует на всемирную власть.

II. Поместная церковь

В Вероисповедании вопрос вселенской церкви рассмотрен в параграфах 1-4. Его рассмотрение завершается утверждением, что Господь Иисус Христос является ее живой Главой. В параграфе 5 внимание концентрируется на применении вышесказанного о вселенской церкви к ее конкретному, частному проявлению, каковым является поместная церковь. После изложения мысли о том, что у Христа как Главы церкви "сосредоточена вся сила для призвания, учреждения, порядка и управления церковью", в Вероисповедании показывается, как Христос проявляет эту силу в образовании поместных церквей.

А. Повеление о ее создании (параграф 5)

Этот параграф учит, что поместная церковь берет свое начало от Иисуса Христа, ее живой и всемогущей Главы. Иисус Христос образует церковь Своей спасающей силой и Своим властным повелением. Его спасающая сила является основанием этого повеления.

1. Основание этого повеления

Первым шагом в образовании любой поместной церкви является то, что Христос мощно и действенно приводит к Себе людей, призывая их Духом Святым через Свое Слово. Это действенное призвание происходит посредством Слова, силой Духа Святого и в соответствии с Божьим намерением об избрании (Ин. 10:16, 27; 12:32; 17:2; Деян. 5:31-32; смотрите главу 10). Призыв к спасению приходит к нам в контексте и в рамках Великого Поручения (Мтф. 28:18-20). Его цель, которая изложена в 20 стихе этого отрывка Писания, состоит в том, чтобы призванные были научены соблюдать все, что Он повелел апостолам. Обратите внимание на упоминание о Великом Поручении в тексте Вероисповедания.

2. Суть этого повеления

Повеление Христа, которое Он дал Своим людям, о том, что они должны иметь общение друг с другом в конкретных церквах, - это нечто большее, чем просто еще одна из Его заповедей. Этому повелению уделено значительное место, где о Великом Поручении (особенно его третьей части, излагаемой в Вероисповедании) сказано, что оно должно обязательно выполняться. Иисус хочет, чтобы Его ученики были научены соблюдать все, что Он повелел. Как этого можно достигнуть? Через образование поместных церквей, имеющих своих учителей-пресвитеров. Иисус дает определенное повеление таким церквам в Евангелии от Матфея 18:15-20. Иисус заповедует, чтобы обиды и проступки рассматривались в церкви, повелевает церкви делать выговоры за такие проступки и в конечном счете исключать того, кто не хочет раскаяться в содеянном. Этим Он непременно заповедует существование таких поместных церквей. Цель церкви, которая изложена в данных стихах, состоит в том, чтобы научить заблуждающегося и грешащего члена заповедям Христа, призывая его к покаянию. А если необходимо, то можно использовать меры дисциплинарного воздействия.

Иисус, давая повеление поместным церквам, ставит в пример Своих апостолов. Апостол Павел, личный представитель Христа, исполнял Великое Поручение везде, куда он ни ходил, образовывая поместные церкви и назначая местных пресвитеров-учителей в этих церквах. Можно вспомнить три поучительных примера. В Листре, Иконии и Антиохии Писидийской Павел лично основал церкви и назначил там учителей из местных жителей (Деян. 14:21-23). В поселениях на острове Крит Павел также образует такие церкви, причем к их организации он привлекает Тита как своего представителя (Тит. 1:5). В Ефесе личная активность Павла была поддержана последующей работой по укреплению церкви через его представителей (1 Тим. 1:3; 3:14-16; 5:17-22).

Что представляло собой служение пресвитера (старейшины)? Все пресвитеры были официальными учителями, поставленными для того, чтобы продолжать работу, в особенности выполняя третью часть Великого Поручения. Павел же шел дальше, в другие места (1 Тим. 3:2; 5:17; Тит. 1:9-11; Еф. 4:11-13).

Основная цель поместной церкви - укрепление верующих в их послушании всем повелениям Христа. Наставление учеников Христа в том, что люди должны соблюдать все Его повеления, требует существования официально признанных пресвитеров (учителей) в поместной церкви. Если церковь существует без таких пастырей-учителей, то она не может хорошо выполнять свое предназначение. Часто говорят, что та или иная церковь хорошо проводит преподавание Слова Божия народу Божию, а другие лучше организуют музыкальное служение, общение, заботу о социальных нуждах или евангелизационную работу. Такой подход является ошибочным. Преподавание Слова - это неотъемлемая и главная функция каждой церкви (1 Тим. 3:15).

Необходимость образования новых церквей также является главной и неотъемлемой частью исполнения Великого Поручения. Часто по той или иной причине спорят о том, что церковь не может исполнить Великого Поручения. На самом же деле только церковь и может исполнить его, потому что оно предполагает и требует образования поместных церквей.

Б. Определение церковного членства (параграф 6)

Из сказанного следует вывод. Члены поместных церквей должны быть учениками Христа, присоединенными к этим церквам через крещение (Мтф. 28:18-20; Деян. 14:22-23; 1 Кор. 1:2,13-17; 1 Фес. 1:1,2-10; Деян. 2:37-42; 4:4; 5:13-14).

Ученичество, крещение и церковное членство тесно связаны друг с другом в Великом Поручении. Ученичество требует крещения, членства в церкви и подчинения пресвитеру (учителю) церкви. Церковное членство, в свою очередь, требует ученичества, которое должно проявляться в послушании Господу, послушании, проявляемом особым образом в крещении и подчинении Слову, преподаваемому в церкви. Крещение не должно отделяться от ученичества и членства в церкви5.

Следовательно, крещеные ученики, которые оставляют одну поместную церковь, решив перейти в другую, не должны легковерно или автоматически приниматься другой поместной церковью. Они должны это знать и не ожидать, что другая церковь автоматически примет их. Эти ученики должны предоставить той церкви и ее пресвитерам доказательство своего ученичества, рассказать о своем духовном опыте общения со Христом, предъявить рекомендательные письма от своей прежней церкви, продемонстрировав таким образом хорошее поведение и подчинение Господу и Его церкви (Деян. 9:26-30; Иуд. 4; Откр. 2:2,14-15).

В. Власть и авторитет поместной церкви (параграф 7)

Тема параграфа 7 - власть и авторитет, которыми обладает поместная церковь. Прежде чем приступить к раскрытию названной темы в данном параграфе, обратимся к Вероисповеданию, к рассмотрению в нем власти поместной церкви. В плане главы представлены пять пунктов, относящихся к описанию этой власти в Вероисповедании. Ее библейское обоснование содержится в двух отрывках, которые точно и определенно отражают каждый из этих пунктов (Мтф. 18:15-20; 1 Кор. 5:1-13, особенно стихи 4-5). В этих стихах говорится о том, что поместная церковь является конкретным обладателем власти. Даже поместная церковь в Коринфе со всеми ее проблемами обладала этой властью. О ее абсолютной достаточности говорит упоминание о ключах Царства Небесного в Евангелии от Матфея 16:18-19; 18:18-19. В Первом послании к Коринфянам (глава 5) об этой достаточности говорят утверждение, что сила Господа Иисуса присутствовала в их собрании (стих 4), а также повеление извергнуть развращенного из среды церкви (стихи 7 и 13). Источником этой власти является, конечно же, Сам Христос (Мтф. 18:20; 1 Кор. 5:3-5). Эта власть может особым образом проявляться даже в отлучении члена церкви (Мтф. 18:17; 1 Кор. 5:7,13), но она имеет отношение также и к поклонению Богу (Мтф. 18:20). Правила пользования этой властью ясно изложены в конкретных принципах, данных в Евангелии от Матфея 18:15-17 и в Первом послании к Коринфянам 5:4,11 (совместно с 2 Коринфянам 2:6-8).

В посланиях к семи церквам в Асии, которые записаны в Откровении во 2-й и 3-й главах, требование церковной дисциплины неоднократно подчеркивается Христом. Каждая церковь несет ответственность только за своих собственных членов и за дисциплину только в своей общине. Христос никогда не утверждает, не допускает и не подразумевает, что церкви могут осуществлять церковную дисциплину, вмешиваясь в дела другой церкви. Например, другие церкви не несут ответственности за состояние дисциплины в Лаодикии, и им не предписывается наводить там порядок6.

Пресвитериане возражают против такой независимости каждой поместной общины, подчиненной Христу, и делают это по нескольким различным причинам. Для обоснования этих причин они используют главным образом главу 15 книги Деяния Апостолов7. Доводы пресвитериан базируются по существу на двух моментах. Во-первых, собрание в Иерусалиме имело власть над многими разными поместными церквами. Это положение, конечно же, является правильным (Деян. 15:28; 16:4). Во-вторых, собрание в Иерусалиме было церковным собором, или синодом, состоявшим из пресвитеров (старейшин), которые представляли разные поместные церкви. Данное положение следует внимательно обсудить.

Хотя верно то, что пресвитеры были некоторым образом вовлечены в принятие авторитетного решения (Деян. 15:23; 16:4), однако неверно (и не может быть доказано), что это собрание состояло из пресвитеров многих церквей или даже двух церквей. Нет никакого основания утверждать, что даже Павел и Варнава были среди "апостолов и пресвитеров", которые принимали решение (Деян. 15:2, 4, 6, 22-23; 16:4). Книга Деяния Апостолов 15:2, 4 и 16:4 говорит, что Павел и Варнава не были в числе пресвитеров, о которых идет речь. Нет совершенно никакого доказательства, что кто-либо из пресвитеров других церквей, которым были объявлены принятые постановления, присутствовал там.

По многим причинам церковь в Иерусалиме имела особый, уникальный авторитет в истории искупления, которого не имела ни одна другая церковь. Следовательно, ни она, ни ее пресвитеры не могут быть примером для других, более поздних церквей.

1. Иерусалимская церковь была той церковью, где находились двенадцать апостолов. Их влияние и присутствие придавали ее официальным заявлениям огромный авторитет.

2. Это была первая церковь. Она была той церковью, которая положила начало христианству.

3. Ее руководители (даже не считая двенадцати апостолов) были учениками, которые лично и непосредственно ходили со Христом. Старейшины, такие как Иаков, единокровный брат нашего Господа, хотя и не были в числе двенадцати апостолов, однако имели авторитет, который может быть назван апостольским (Гал. 2:9; 1 Кор. 15:7).

Поэтому есть все основания полагать, что церковь в Иерусалиме пользовалась уникальным авторитетом в церкви Христа. Нетрудно найти прецедент такого авторитета. Ее руководство, возможно, включавшее многих из семидесяти учеников, посланных Христом (Лк. 10:1, 17), скоро стало своего рода христианским синедрионом. По всем вышеперечисленным причинам он имел авторитет, который можно было сравнить с авторитетом еврейского синедриона (совета, состоявшего из семидесяти старейшин Израиля), который имел власть над всеми еврейскими синагогами повсюду.

Из этого следует несколько практических выводов: высший авторитет принадлежит истинной поместной церкви, и великая привилегия состоит в том, чтобы быть ее членом и находиться под ее властью; на поместной церкви лежит серьезная ответственность не злоупотреблять своей властью; истинная поместная церковь обладает полной свободой (нет более высокого религиозного авторитета, установленного среди людей); источник силы и власти поместной церкви заключается в особом присутствии Христа.

Г. Управление поместной церковью (параграфы 8-13)

1. Определение ее руководства (параграф 8)

Суть этого параграфа заключается в том, что Христос назначил только две постоянные должности в поместных церквах: пресвитеров (старейшин) и дьяконов. Основные доказательства этого состоят в следующем. Во-первых, только две названные должности упоминаются в стихах Нового Завета, говорящих о постоянных должностях в поместной церкви (Фил. 1:1; 1 Тим. 3:1-13). Из них ясно, что не существовало никаких других должностей. Во-вторых, должность старейшины, или пресвитера, надзирателя, или епископа, и пастора, или пастыря, - это одна и та же должность (Деян. 20:17, 28; Тит. 1:5-7; 1 Пет. 5:2; 1 Тим. 3:2; Еф. 4:11). В наши дни обычно проводят различие между пастырями и старейшинами (пресвитерами, греч. presbuteros - старейшина, старший). В Деяниях 20:17,28 и в 1 Петра 5:2 пресвитерам (старейшинам) дается повеление пасти церковь, или быть пастырями. В Первом послании к Тимофею 3:2 говорится, что все пресвитеры должны быть способны учить (должны быть "учительны"). Пастыри-учителя в Послании к Ефесянам (4:11) - это пресвитеры (старейшины).

В церкви не существует трех должностей: служитель, или пастырь, пресвитер (старейшина) и дьякон. Есть только две должности: епископ-старейшина-пресвитер-пастырь и дьякон. Пастыри и старейшины - это одно и то же. В соответствии с учением Библии в церквах должны быть две должности, и они должны называться так, как определено в Библии: "старший пресвитер (старший пастырь)" или "пастырь-помощник".

Нормой является наличие нескольких старейшин (пресвитеров) в каждой поместной церкви. Об этом ясно говорят как Библия, так и Вероисповедание. Нет ни одного примера церкви в Новом Завете, которая бы имела только одного пресвитера. Повсеместно говорится о нескольких пресвитерах (Деян. 14:23; 20:17; Фил. 1:1; 1 Фес. 5:12; Тит. 1:5; Евр. 13:17; Иак. 5:14).

Следует признать, что утверждаемая здесь точка зрения в отношении равнозначности терминов "пастырь" и "старейшина" ("пресвитер") не совсем ясно выражена в Вероисповедании. В нем есть, конечно же, утверждения, которые уравнивают пастырей, пресвитеров (старейшин) и епископов. В параграфе 8 Вероисповедание говорит о "епископах, или пресвитерах", как об одной из двух постоянных должностей в церкви. Это уравнивание "служения епископа, или пресвитера", также утверждается в параграфе 9. В параграфе 11 оно распространяется и на пастырей, когда Вероисповедание говорит о "епископах, или пастырях, церквей".

Однако, чтобы быть совершенно беспристрастными, надо принять во внимание тот факт, что в параграфе 10, где рассматривается материальная поддержка пресвитеров (старейшин), используется термин "пастыри". Кроме того, в этом параграфе нигде не утверждается, что старейшины-пастыри, которых надо поддерживать в первую очередь, - это те, "которые трудятся в слове и учении". Может показаться, будто это означает, что все пастыри (здесь они отделяются от старейшин) должны поддерживаться материально. Однако, когда в следующем параграфе епископы и пастыри уравниваются в служении, то кажется, что данное понимание опровергается.

Еще одно возможное толкование этого может заключаться в том, что все старейшины (пресвитеры) должны быть проповедниками Слова и должны поэтому поддерживаться церковью. Такое понимание вполне удовлетворяет последовательное толкование данного вопроса, однако трудно увидеть его соответствие ясному учению параграфов 8 и 9, где говорится, что каждая церковь может иметь несколько старейшин (пресвитеров). Могло ли Вероисповедание учить, что каждая церковь должна иметь, как правило, несколько старейшин (пресвитеров) и материально поддерживать каждого из них? Это кажется маловероятным.

Толкование, которое кажется наиболее правдоподобным и беспристрастным при рассмотрении довольно неопределенных выражений Вероисповедания, следует из определяющего словосочетания в параграфе 10 - "в соответствии с их способностями". Это положение подтверждается приведенным в Вероисповедании местом Писания (1 Тимофею 5:17-18), используемым как доказательство. Вполне возможно, что Вероисповедание утверждает, что "в идеале" все пресвитеры (старейшины) должны иметь финансовую поддержку, но к этому можно добавить следующую мысль: все пресвитеры должны иметь финансовую поддержку в соответствии с возможностями церкви. Независимо от того, является ли это абсолютно правильным пониманием Первого послания к Тимофею 5:17-18 или нет, но оно обеспечивает последовательное и согласованное понимание утверждений Вероисповедания.

2. Назначение ее руководства (параграф 9)

Духовная предпосылка для назначения на церковную должность выражена в словах "приготовленного и исполненного Духом Святым" (Еф. 4:11; 1 Тим. 3:1-13). Церковь не имеет права назначать какого-либо человека на должность в церкви, для которой он не предназначен и не приготовлен Богом.

Есть две неотъемлемые особенности этого назначения: избрание и посвящение (рукоположение). Слово "избрание" используется здесь, однако, с большой оговоркой. В понимании современного человека избраниесодержит некоторые моменты, которые представляют собой явное уклонение от Слова Божия. Нет ни одного примера в Писании, когда два или более человек конкурировали бы друг с другом за количество голосов при избрании на церковную должность. Нет никакого основания думать, что избрание является актом проявления суверенной и автономной власти или что оно представляет собой основной источник власти в церкви. Такое представление полностью противоречит библейским понятиям. Библия не дает нам никакого права голосовать просто за того, за кого нам хочется. Термин "избрание" используется только лишь для того, чтобы кратко изложить то, что Вероисповедание подразумевает, когда говорит, что избрание на какую-либо должность в церкви должно происходить "общим церковным голосованием". Никто не может быть назначен ни на какую должность в церкви без согласия самой церкви. Пресвитеры (старейшины) церкви не могут назначить человека на должность пресвитера (старейшины) без согласия церкви. Никакая мнимая высшая власть, будь то власть епископа, церковной деноминации или папы римского, не может делать этого.

В этом заключается вывод, который следует из учения, изложенного в параграфе 7. Если Бог дал всю необходимую власть поместной церкви, чтобы сохранять тот порядок, который Он предопределил, если эта власть распространяется даже на отлучение ее членов и если отлучение может быть произведено с согласия общего церковного собрания (Мтф. 18:15-17; 1 Кор. 5:1-13), тогда совершенно ясно, что никакой служитель не может быть назначен без согласия самой общины. Дополнительное подтверждение этому мы находим в описании избрания дьяконов в главе 6 книги Деяния Апостолов. Это описание показывает, что власть церкви простирается на избрание служителей. Утверждение, записанное в книге Деяния Апостолов 14:23, также может подразумевать акт избрания. Греческое слово, использованное здесь, первоначально означало голосование при помощи поднятой руки. Лука, возможно, использовал это слово, чтобы указать на "общее церковное голосование".

Посвящение "с возложением рук пресвитеров церкви" является необходимой частью данного процесса. В Новом Завете нет определенного стиха, в котором говорилось бы о пресвитерах, возлагающих руки на людей, которые посвящались на служение пресвитера. Но есть все основания полагать, что это является правильным. Мы находим примеры, где говорится о пресвитерах, проводивших посвящение, и пресвитерах, которые посвящались на служение.

Существует поэтому библейское основание для того, чтобы люди посвящались на должность пресвитера (старейшины) при помощи возложения рук уже утвержденных ранее пресвитеров церкви. Важный смысл этого состоит в том, что никто не может быть посвящен на служение пресвитера, если старейшины церкви не могут с чистой совестью возложить руки на такого человека (1 Тим. 5:22). Церковь и ее старшие братья должны иметь согласие при назначении всякого нового служителя.

3. Краеугольный камень ее руководства: служение Словом (параграфы 10-11)

Вероисповедание, рассматривая церковное руководство, обращается к служению Слова. Церковь управляется Словом Божиим. К самой высшей постоянной должности в ней предъявляется особое требование - способность учить (1 Тим. 3:2; 5:17). Первые дьяконы были назначены, чтобы быть помощниками служителей, чтобы эта основная функция не пренебрегалась даже ради такого благородного служения, как обеспечение вдов (Деян. 6:2,4). Основной функцией церкви является возвещение Слова (1 Тим. 3:15). Следовательно, служение Словом - это краеугольный камень ее руководства.

Официальное служение Словом, осуществляемое пастырями (параграф 10)

Главной темой параграфа 10 является материальная поддержка пресвитеров (старейшин) в поместной церкви. На этом и будет сконцентрировано внимание. Такая концентрация внимания является вполне обоснованной, потому что только этот параграф в рассматриваемой главе не имеет аналогов ни в одном из предыдущих вероисповеданий, которые использовались авторами при написании данного Вероисповедания. Есть, конечно, немало тех, кто не согласен с тем, чтобы пресвитер (старейшина) в поместной церкви имел постоянное материальное обеспечение. Но такая точка зрения может иметь пагубные последствия для церкви, поэтому данный вопрос мы рассмотрим внимательнее. Библейские доказательства необходимости материальной поддержки мы находим, главным образом, в трех стихах.

Первое послание к Тимофею 5:17-18 описывает материальную поддержку как "честь". Честь здесь означает финансовую поддержку! Честь в Новом Завете часто указывает на нечто, имеющее материальную ценность (Мтф. 27:6-9; Деян. 4:34; 5:2-3; 7:16). Слово "честь" используется, когда говорится о материальном обеспечении в непосредственном контексте Первого послания к Тимофею 5:17-18 (сравните стих 3 и стихи 4-8, 16). Здесь стих 18 поддерживает утверждение стиха 17 (обратите внимание на слово "ибо"). Слова из стиха 18 мы находим в других местах Нового Завета, где говорится о необходимости материальной поддержки (1 Кор. 9:9; Мтф. 10:10; Лк. 10:7). Тогда что же такое сугубая (двойная) честь? Есть два ключа к разгадке значения этого словосочетания. Первый из них - это использование слова "честь" в стихе 3, где говорится о почитании вдовиц. Обратите внимание на связь со стихом 17. Вдовы должны быть почитаемы (в финансовом отношении). Пресвитеры (старейшины) должны быть вдвойне почитаемы (в финансовом отношении). Второй ключ к разгадке - это использование слова "вдвойне" в Новом Завете (Откр. 18:6; Мтф. 23:15). Слова "сугубая", "вдвое", "вдвойне" используются с целью образного описания обилия или полной меры. Сугубая (двойная) честь - это достаточная материальная или финансовая поддержка.

Кому следует оказывать сугубую честь? Ответ ясен: пресвитерам (старейшинам), которые управляют хорошо, но особенно тем, которые трудятся в слове и учении, публично провозглашая Слово Божие. Мысль Павла может быть проиллюстрирована посредством двух концентрических кругов. Внешний круг представляет собой всех достойно начальствующих (хорошо управляющих) пресвитеров. Внутренний круг представляет собой тех пресвитеров, которым дан дар "трудиться в слове и учении". Финансовая поддержка должна быть сосредоточена на внутреннем круге и затем распространяться на внешний круг, когда для этого есть необходимость и когда это соответствует возможностям церкви.

Послание к Галатам 6:6 описывает материальное обеспечение словом "делиться". В отношении этого стихамогут быть заданы два вопроса. Чем надо делиться? Ответ: "Всяким добром". Очевидно, что "добро", о котором говорится в 10 стихе, - это материальные благословения. Ударение на "всяком добре" указывает на щедрость от всего сердца.

С кем надо делиться этими материальными благословениями? Ими надо делиться с тем, кто проповедует Слово Божие (Рим. 2:18).

Следует подчеркнуть, что является результатом исполнения этой обязанности, о которой говорится в Послании к Галатам 6:6. Исполнение или неисполнение этой обязанности имеет великие духовные последствия (Гал. 6:7-9). Позорная и угнетающая неспособность многих евангельских церквей обеспечивать своих пастырей лежит в основе многих недостатков и бедствий, которые постигают действующую церковь Иисуса Христа. Те, кто высоко оценивает труд служителя Божия, увидят, что они сами получают благословение через этот драгоценный труд.

Первое послание к Коринфянам 9:14 описывает материальное обеспечение как "жизнь от благовествования". Здесь возникают два вопроса, и они помогут нам понять значение сказанного. Кто должен жить от благовествования? Тот, кто проповедует (торжественно возвещает) Евангелие. Каким должно быть материальное обеспечение? Оно должно быть достаточным для жизни. Это указывает на такую достаточность материальных средств, которая бы давала возможность вести достойную жизнь, что является противоположностью той недостаточности, которая превращает жизнь в медленное умирание.

Дополнительная информация может быть найдена в Евангелии от Матфея 10:10; Евангелии от Луки 10:7; Послании к Филиппийцам 4:10-20; Втором послании к Тимофею 2:4-6. Служители Евангелия должны так обеспечиваться, чтобы им не приходилось испытывать материальные нужды, которые бы отвлекали их. Первое послание Петра 5:2 показывает, что ранняя церковь была отмечена обычаем так хорошо обеспечивать своих учителей, что появились учителя, управлявшие церковью из корысти, ради извлечения материальной выгоды (1 Тим.6:5).

Несколько важных выводов могут быть сделаны на основании упомянутых библейских фактов. Первый из них состоит в том, что определенные старейшины(пресвитеры) в поместной церкви должны материально поддерживаться. В приведенных стихах не следует искать каких-либо незначительных различий в изложении рассматриваемой мысли. Библия не ограничивает материальное обеспечение каким-то небольшим, определенным кругом учителей или странствующих миссионеров. Ее определение имеет широкий охват. Первое послание к Коринфянам 9:14 говорит о "проповедующих Евангелие". Первое послание к Тимофею 5:17 - о "достойно начальствующих пресвитерах... особенно тех, которые трудятся в слове и учении", т. е. материальная поддержка должна оказываться, главным образом, тем старшим братьям, которые занимаются публичным служением Словом. Это опять подчеркивает превосходство и преимущество Слова в церкви. Следующий вывод состоит в том, что материальное обеспечение, предоставляемое церковью таким старшим братьям, должно быть щедрым и достаточным. Оно должно быть достаточным для жизни, включать в себя "всякое добро" и "сугубую честь" (1 Кор. 9:14; Гал. 6:6; 1 Тим. 5:17). Вероисповедание ясно и понятно излагает эти мысли. В нем подчеркивается, что церкви должны "делиться с ними всяким добром в соответствии с их способностями, так чтобы пастыри могли иметь достаточное обеспечение и не заниматься мирской работой и чтобы они могли также проявлять гостеприимство по отношению к другим".

Дополнительное (вспомогательное) служение Словом, осуществляемое другими членами (параграф 11)

Запрещение проповедовать тем, кто не является служителем, обычно связано с небиблейским различием между служителями и старейшинами (пресвитерами). Однако нет никакого правила или указания, которое бы запрещало любому христианину проповедовать Евангелие, когда предоставляется такая возможность. В Библии мы находим примеры того, как христиане проповедовали Слово, хотя они не были рукоположенными старейшинами (Деян. 8:5; 11:19-21; 1 Пет. 4:10-11). Существуют определенные предписания и принципы, которые требуют, чтобы такой человек избегал гордости и подчинялся церкви и ее пастырям в оценке и проявлении своих дарований (Рим. 12:3; Евр. 13:17).

4. Что входит в сферу руководства церкви (параграфы 12-13)

В этих параграфах рассматривается вопрос управления церковью, имеющий отношение к дисциплине в поместной церкви. Термин "дисциплина" требует объяснения, поскольку он не используется в этих параграфах. Библия учит, что поместная церковь - это не общественный клуб, где людей практически ничего не связывает друг с другом, и не просто место, где произносятся проповеди. Библия учит, что поместная церковь - это общество, посвятившее себя тому, чтобы учить людей соблюдать все, что повелел Христос. Она поэтому является религиозным обществом, которое характеризуется взаимной ответственностью и подотчетностью. Бог повелел церкви проявлять определенную власть и дисциплинировать своих членов, чтобы они соблюдали все повеления Христа. Он даже дал церкви власть выносить общественное порицание, делать замечания и в конечном итоге исключать тех, кто постоянно или грубо нарушает повеления Христа. Именно эта власть и эти действия обычно называются дисциплиной в поместной церкви.

Параграфы 12 и 13 концентрируют внимание на теме обязанности подчиняться дисциплине, установленной в поместной церкви. Эта дисциплина, в соответствии с Вероисповеданием, имеет отношение ко всем членам церкви и ко всем ее проблемам.

Параграф 12 говорит о том, что все верующие должны присоединиться к какой-либо поместной церкви, "где и когда у них есть такая возможность", и, присоединившись к ней, они должны подчиниться ее дисциплине. Это является естественным следствием того, о чем уже говорилось в параграфе 5. Смысл этой обязанности заключается в том, что христиане должны подчиняться руководству своих церквей. Дополнительное подтверждение этому мы находим в Первом послании к Фессалоникийцам 5:14; Втором послании к Фессалоникийцам 3:6,14-15; Первом послании к Коринфянам 5:9-13 и Послании к Евреям 13:17.

В параграфе 13 подробно рассматривается тяжкий грех против церковного руководства, который сегодня весьма распространен. Ситуация, о которой говорится в данном параграфе, следующая: бывает так, что члены церкви обижены каким-то человеком в общине. Обиженные исполнили свою обязанность, о которой говорится в Евангелии отМатфея 18:15-17. Но тот человек не удовлетворил их своим покаянием. Здесь Вероисповедание не совсем ясно выражает свою мысль. Возможно, что те люди, которые были обижены, еще не представили этого дела на рассмотрение церкви. Возможно, что они уже сделали это, но церковь еще не приняла решения, которое бы удовлетворило их. Вероисповедание считает само собой разумеющимся, что эти люди принадлежат к церкви, члены которой открыто обязались соблюдать церковную дисциплину. Вероисповедание также подразумевает, что данная церковь ведома верными пастырями, которые, однако, могут ошибаться. Вопрос, который встает перед этими людьми, может быть сформулирован так: "Что они должны теперь делать?"

Запрет, о котором говорится в этом параграфе, сообщает членам церкви о том, чего они не должны делать. Сущность запрета, изложенного в Вероисповедании, состоит в том, что не должно быть никакой анархии и никакого бунта против церковной дисциплины. Не должно быть никакого нарушения церковного порядка в виде публичных выступлений, перешептываний, кампаний по распространению писем, описывающих данный конфликт, или сплетен. Члены церкви не должны пропускать церковных собраний или воздерживаться от участия в церковных таинствах.

В этом параграфе также указывается, что должны делать члены церкви. Если они еще не сказали о происшедшем церкви, тогда им надо это сделать. Если они сказали церкви и церковь еще не отреагировала, тогда им надо положиться на Христа и ожидать дальнейшего рассмотрения этого дела в церкви. Они должны делать то, что люди в такой ситуации меньше всего склонны делать, они должны молиться. Они должны продолжать верить, что есть Тот, Кто выше пресвитеров в каждой истинной церкви, - Господь Иисус Христос, и ожидать спокойного и правильного рассмотрения дела в церкви.

В наши дни, когда ситуация, описываемая в этом параграфе, рассматривается как веское основание для разделения в церкви, учение этого параграфа является радикальным. "Что?! - кто-то может сказать. - Просто ждать? А как насчет того, что меня так сильно обидели? Вы хотите сказать, что я не имею права просто оставить эту церковь и перейти в другую?" Подобная позиция требует того, чтобы было исследовано библейское основание, на котором базируются утверждения Вероисповедания, касающиеся данной темы.

Следует помнить важность указаний, которые даются Христом в Евангелии от Матфея 18:15-17 и являются правилами нашего поведения в церкви. Принципы, которые излагаются там, подчеркиваются в Послании к Ефесянам 4:2-3, Послании к Колоссянам 3:12-15, Первом послании Иоанна 2:7-11, 18-19. Если вы любите своего брата, то не будете стремиться прекратить общение с ним. Если же это случится, то будете глубоко скорбеть об этом и сомневаться в правильности такого поступка. Если вы усердно стараетесь поддерживать единство Духа, то вы не нарушите единства церкви. Если вы имеете смирение, то вы не будете надменно и высокомерно утверждать, что ваше мнение о брате и ваше понимание Писания не имеют изъяна. Вы будете тщательно и спокойно вновь исследовать себя, если церковь воздерживается от вынесения дисциплинарного взыскания. Вы будете помнить, даже если вы и правы на этот раз, что прежде вы не смогли сразу увидеть истинное положение вещей. Поэтому вы будете проявлять снисходительность и долготерпение.

Следует помнить также о важности присутствия Христа, что будет влиять на наше поведение в церкви (Мтф. 28:20). Вероисповедание учит, что мы должны "уповать на Христа и ожидать дальнейшего рассмотрения этого дела в церкви". Пребывает ли Христос с вами? Находитесь ли вы в истинной церкви с подготовленными и компетентными пастырями? Если церковь временно отложила рассмотрение дела или даже не проявила послушания Христу, то не должна ли ваша позиция заключаться в том, чтобы молитвенно уповать на Христа, веря, что Он защитит и оправдает вас? Поспешное и необдуманное нарушение мира в церкви и резкое оставление ее ясно показывают, что вы находитесь в тисках неверия. Вы говорите этим, что Христос не присутствует в Своей церкви!

Д. Братские отношения в ней: общение поместных церквей (параграфы 14-15)

Рассматривая отношения в поместной церкви, Вероисповедание уделяет большое внимание ее обязанности поддерживать общение с другими церквами. Это подчеркивается тем, что в обоих параграфах встречаетсясловосочетание "поддерживать (поддерживающие) общение". Мы будем анализировать эти параграфы с учетом рассмотрения в них обязанности поддерживать общение церкви с другими поместными церквами.

1. Божественное повеление об этом (параграф 14а)

В основе Божественного повеления, касающегося обязанности поместных церквей поддерживать общение друг с другом, лежат любовь и единство во Христе, которые Он хочет видеть в Своем народе (Ин. 13:34-35; 17:11, 21-23; Еф. 4:11-16). Основным условием такого единства и общения является молитва друг за друга (Еф. 6:18; Пс. 121:6). Примеры этого мы находим в Писании: материальная поддержка тружеников на ниве Евангелия, которая время от времени оказывалась другими церквами (Рим. 16:1-3; 3 Ин. 8-10; 2 Ин. 5-11), совместная благотворительность, оказываемая нуждающимся святым в других церквах (Рим. 15:26; 2 Кор. 8:1-4, 16-24; 9:12-15) и частое общение с другими церквами (Кол. 2:1; 1:3, 4, 7; 4:7, 12).

2. Предопределенные ограничения этого общения (параграф 14б)

Есть немало библейских примеров общения поместных церквей, расположенных в определенном районе. Такие общения показывают как библейскую обязанность поместных церквей поддерживать общение друг с другом, так и предопределенные неизбежные ограничения этого общения. Обратите внимание на церкви в Галатии (Гал. 1:2), церкви в Иудее (Гал. 1:22) и на общение между церквами в Колоссах и Лаодикии (Кол. 4:16). Возможно, самой наглядной иллюстрацией такого общения является общение семи церквей в Малой Азии (Откр. 1:4). Ангелы этих церквей являлись, вероятно, их посланниками. Обратите внимание на взаимодействие, сотрудничество и общение при совместной отправке представителей этих церквей к Иоанну.

3. Его духовные блага (параграф 14в)

Вероисповедание говорит, что этими благами являются мир, возрастание любви и взаимное назидание. Почему общение необходимо для этого? Потому что знание друг друга и общение - необходимые условия любви и взаимного назидания, недостаток же знания друг о друге и общения порождают подозрения и разделения. Об этом говорят Первое послание Иоанна 4:1-3, Второе и Третье. Проверка должна предшествовать принятию людей в церковь (Рим. 16:1-3; 2 Кор. 9:12-15). Этому же учит и 22-я глава книги Иисуса Навина. Здесь подчеркивается мысль, высказанная выше: недостаток знания друг о друге порождает подозрения, разделения и раздоры. Общение, следствием которого являются контакты, связи и взаимопонимание, необходимо для того, чтобы избежать всяких подозрений и раздоров, которые прямо противоположны христианской любви. Поэтому общение является нашей крайне важной обязанностью.

4. Его особое преимущество: консультативные совещания (параграф 15)

Причинами для созыва таких совещаний могут быть трудности, разногласия и обиды, возникающие между церквами или в какой-то одной церкви. Библейским основанием таких совещаний является учение Писания о том, что мы должны искать совета и не считать себя мудрыми по своей собственной самонадеянности и тщеславию (Гал. 2:2; Прит. 3:5-7; 12:15; 13:10). Такие совещания также важны потому, что они помогают сохранить единство, о котором говорит Библия (Еф. 4:1-3). Но эти совещания или съезды могут носить лишь консультативный характер, в этом их ограничение. Совет в Библии не рассматривается как распоряжение, даже если он исходит от апостола (1 Кор. 7:25, 40). Послание к Евреям 13:17 приравнивает руководителей церкви к правителям, которым царь поручил управлять одной из областей своего царства. Такие правители могут советоваться друг с другом, но официально они несут ответственность только перед царем.

Об общении святых

1. Все святые, которые соединены с Иисусом Христом1, своим Главой, посредством Его Духа и веры2, хотя и не являются в связи с этим одной личностью с Ним3, однако имеют общение и участие в Его благодати, страданиях, смерти, воскресении и славе4. Будучи соединенными друг с другом в любви, они имеют участие в дарах и добродетелях друг друга5, должны надлежащим образом исполнять свои обязанности, общественные и личные, что ведет ко взаимному их благу как во внутреннем, так и во внешнем человеке6.

1. Еф. 1:4; Ин. 17:2,6; 2 Кор. 5:21; Рим. 6:8; 8:17; 8:2; 1 Кор. 6:17; 2 Пет. 1:4.

2. Еф. 3:16-17; Гал. 2:20; 2 Кор. 3:17-18.

3. 1 Кор. 8:6; Кол. 1:18-19; 1 Тим. 6:15-16; Ис. 42:8; Пс. 44:8; Евр. 1:8-9.

4. 1 Ин. 1:3; Ин. 1:16; 15:1-6; Еф. 2:4-6; Рим. 4:25; 6:1-6; Фил. 3:10; Кол. 3:3-4.

5. Ин. 13:34-35; 14:15; Еф. 4:15; 1 Пет. 4:10; Рим. 14:7-8; 1 Кор. 3:21-23; 12:7, 25-27.

6. Рим. 1:12; 12:10-13; 1 Фес. 5:11, 14; 1 Пет. 3:8; 1 Ин. 3:17-18; Гал. 6:10.

2. Святые по исповеданию обязаны поддерживать святое братское общение в поклонении Богу и в проведении других подобных духовных служений, способствующих взаимному назиданию1, а также в оказании помощи друг другу в этом мире в соответствии со своими способностями и нуждами святых2. Это общение, согласно принципам Евангелия, хотя и должно особенным образом проявляться по отношению к тем, с кем святые по исповеданию непосредственно связаны в своих семьях или церквах3, однако, когда Бог предоставляет возможность, общение должно распространяться на всю семью верующих, на всех тех, кто призывает имя Господа Иисуса на всяком месте4. Тем не менее, их общение друг с другом как святых не отнимает и не нарушает права собственности на вещи и имущество, которые имеет каждый человек5.

1. Евр. 3:12-13; 10:24-25.

2. Деян. 11:29-30; 2 Кор. 8-9; Гал. 2; Рим. 15.

3. 1 Тим. 5:8, 16; Еф. 6:4; 1 Кор. 12:27.

4. Деян. 11:29-30; 2 Кор. 8-9; Гал. 2; 6:10; Рим. 15.

5. Деян. 5:4; Еф. 4:28; Исх. 20:15.

План главы

Параграфы

1(а) I. Искупительное основание общения святых: союз со Христом

А. Осознание этого союза

1. Посредством Его Духа

2. По вере

Б. Его ограничения

В. Его охват

1(б) II. Общее определение общения

А. Его узы

Б. Его блага и преимущества

В. Его обязанности

2(а) III. Его особые проявления

А. В чем они выражаются

1. Духовное служение

2. Материальное служение

Б. Кто является участником общения

2(б) IV. Его необходимое ограничение1

Комментарии

Общение предполагает согласие и единство и указывает на определенную способность, основанную на этом согласии и единстве, делиться друг с другом. Общение и общительность наиболее полно реализуются в союзе и братстве. Союз НАТО, например, невозможен без общения, которое делает его единым. Это единство предполагает совместное участие в операциях и взаимоиспользование солдат, кораблей и самолетов.

I. Искупительное основание общения святых - союз со Христом (параграф 1а)

Общение святых, их союз - это не обычный человеческий союз, потому что святые имеют общение друг с другом через общее единение с другой Личностью - Иисусом Христом. Братья и сестры в семье находятся в союзе друг с другом, потому что у них общее происхождение (поскольку они имеют общих родителей). Их союз берет свое начало от их родителей, и они имеют родство друг с другом только благодаря им. В противоположность этому союз мужа и жены является непосредственным. Поскольку общение святых основывается на их общем союзе с Иисусом Христом, то необходимо вначале знать кое-что об этом союзе, прежде чем обсуждать общение святых. Поэтому Вероисповедание начинает данную главу с описания этого союза с Иисусом Христом. Прежде чем мы начнем разговор об этом союзе, обратимся к вопросу о том, что подразумевается под союзом с Иисусом Христом. Ответ предполагает три следующих утверждения.

1. Мы едины со Христом в плане Божием (Еф. 1:4; Ин. 17:2, 6). Планируя спасти нас, Бог отдал нас Христу как нашему Искупителю.

2. Мы едины со Христом перед законом Божиим. Ходж говорит: "Наш юридический статус определяется Его статусом и Его правами, заслугами, связями, которые являются теперь нашими, благодаря союзу с Ним" (2 Кор. 5:21; Рим. 6:8; 8:17) 2.

3. Мы едины со Христом в жизни Духа. Мы разделяем с Ним общую духовную жизнь (Рим. 8:2; 1 Кор. 6:17; 2 Пет. 1:4).

А. Осознание этого союза

Хотя избранные едины со Христом в плане Божием от вечности, однако жизненно важный и спасающий союз со Христом осуществляется только на их личном опыте через исполнение Духом Святым и проявление веры (Еф.3:16-17; Гал.2:20; 2 Кор.3:17-18). Никто фактически не является спасенным, если лично не пережил этого в своей жизни.

Б. Его ограничения

Выражение "хотя и не являются в связи с этим одной личностью с Ним" перекликается с утверждением параграфа 3 Вестминстерского вероисповедания, где говорится: "Это общение, которое святые имеют со Христом, никоим образом не делает их причастными Его Божественной субстанции или равными Христу в каком-либо отношении; утверждение того или другого является нечестием и богохульством". Сказанное было важным ограничением в семнадцатом столетии, потому что тогда различные секты толковали союз со Христом в мистическом, пантеистическом смысле. Это также является важным ограничением и в наши дни, когда широко распространены восточные религии и секты, такие как мормоны и движение "Новый век", утверждающие, что мы можем стать богами. Кроме того, даже евангельские проповедники говорят, что мы должны потерять нашу личную индивидуальность, которая отличает нас от других, и пассивно позволить Христу проявлять Свою жизнь через нас. Из этого следует, что мы должны стать безвольными существами, не имеющими собственного бытия, и интегрироваться в одну великую личность Христа. Союз со Христом не означает, что по существу или лично мы стали богами (1 Кор. 8:6; Кол. 1:18-19; 1 Тим. 6:15-16; Ис. 42:8; Пс. 44:8; Евр. 1:8-9).

В. Его охват

Все, что совершил Христос, и все, чем Он теперь обладает как наш Посредник, принадлежит нам (Еф. 2:4-6; Рим. 4:25; 6:1-6; Кол. 3:3-4). Именно этот прекрасный союз является основанием общения святых; он скрепляет его и является его главным достоинством. Если святые едины со Христом, тогда через Христа они едины друг с другом (Ин. 15:1-6).

II. Общее определение общения (параграф 1б)

А. Его узы

Истинная любовь ко Христу непосредственно включает любовь к тем, кто находится в общении с Ним. Вы не можете любить Христа и не любить Его тело, Егожену, Его невесту. Кроме того, Его новая, Его великая заповедь заключается в том, чтобы мы любили друг друга (Ин. 13:34-35). Если мы любим Его, то, несомненно, будем соблюдать Его заповеди (Ин. 14:15).

Б. Его блага и преимущества

Как члены Христа, святые не живут для самих себя, но живут для Христа и друг для друга (1 Пет. 4:10; Рим. 14:7-8; 1 Кор. 12:25-27).

В. Его обязанности

Здесь обязанности формулируются в широком и общем смысле. Мы разделяем блага влияния даров и благодать друг с другом. Существуют как участие в благах других верующих, так и обязанности по отношению к ним (Рим. 12:10-13; 1 Фес. 5:11, 14; 1 Пет. 3:8; 1 Ин. 3:17-18; Гал. 6:10; Рим. 1:12).

III. Его особые проявления (параграф 2а)

А. В чем они выражаются

Обратите внимание на выражение "святые по исповеданию". Вероисповедание рассматривает здесь более формальные, внешние проявления этого общения в видимой церкви. Вильямсон делает следующее замечание: "Вероисповедание утверждает, что обязанность "поддерживать святое братское общение в поклонении Богу" является частично следствием этого союза... Но некоторые спорят, что они могут поклоняться Богу сами по себе или, по крайней мере, не являться членами видимой церкви. Другие, кажется, не чувствуют обязанности регулярно посещать богослужения в какой-то конкретной общине в определенные часы поклонения в день Господа (воскресенье)... Тот, кто соединен со Христом, соединен также и с другими верующими. Союз со Христом обязательно влечет за собой серьезные обязательства по отношению к ним"3. Обязанности, вытекающие из нашего общения со святыми, требуют, чтобы мы регулярно пребывали с ними, особенно на публичных собраниях церкви (Евр. 10:24-25).

Современная популярная философия поощряет людей отличаться от других, быть самими собой, быть независимыми, оригинальными, единственными в своем роде. Даже в известных христианских детских песнях поется о том, что хорошо быть непохожим на других, быть не таким, как все. Библия, хотя и признает многообразие различных дарований и разных темпераментов, подчеркивает, тем не менее, нужду христиан в том, чтобы одинаково мыслить и действовать по отношению к Богу (Рим. 12:16; Фил. 2:2; 1 Пет. 3:8; 2 Кор. 13:11). Боязнь всех христиан быть одинаковыми имеет больше общего с популярной философией, чем с Библией. У нас должно быть желание действовать в гармонии и согласии с другими братьями-христианами.

Б. Кто является участником общения

Общение, как и благотворительность, начинается дома (1 Тим. 5:8,16; Еф. 6:4; 1 Кор. 12:27). Но оно не должно там и заканчиваться. Обратите внимание на библейские примеры, когда пожертвования посылались другим церквам для раздачи нуждающимся (Деян. 11:29-30; 2 Кор. 8-9; Гал. 2; Рим. 15). Если церковь стремится оказать материальную или духовную поддержку святым, живущим в других местах, то отдельный христианин не имеет права стоять в стороне и не принимать участия в этом. В соответствии со способностями каждого, все верующие должны быть заинтересованными участниками в таком деле.

IV. Его необходимое ограничение (параграф 2б)

Библия ясно говорит о греховности воровства и святости частной собственности (Деян. 5:4; Еф. 4:28; Исх. 20:15). В этой связи мы ответим на два вопроса.

Как насчет того, чтобы иметь все общее, как об этом говорится в Деяниях 2:44; 4:32? Ответ Вильямсона на данный вопрос является кратким и убедительным. Он говорит: "Во-первых, нет никакого указания на то, что подобная практика была заповедана Богом как норма жизни для верующих. Во-вторых, имеется доказательство, что право на частную собственность признавалось апостолами (Деян. 5:4). И, наконец, эта попытка иметьколлективную собственность не оказалась удачной даже в апостольской церкви (Деян. 6:1 и далее)"4.

Почему существует такое ограничение? Если мы все составляем одно целое, то почему наша собственность не является общей? Мы должны напомнить сами себе об основании нашего единства. Мы едины во Христе и через Христа. Мы не являемся одним целым непосредственно. Поэтому наша собственность сперва принадлежит Христу, и только через Него она принадлежит другим верующим. Поэтому мы не имеем права, например, требовать у нашего брата его автомобиль. Наоборот, наше отношение друг ко другу должно быть наполнено смирением и благодарностью за все, что мы получаем. Мы должны считаться с тем фактом, что собственность нашего брата принадлежит ему как управителю, которому поручено распоряжаться Божиим имением. У нас нет никаких непосредственных прав на его имущество. И мы не имеем права вмешиваться в управление тем, что доверено ему Богом.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.181 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь