Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


I. Законные клятвы (параграфы 1-4)



Основное внимание при рассмотрении этих клятв обращается на их законность. Баптистское вероисповедание несколько смягчает критику, которая содержится в Вестминстерском вероисповедании и Савойской декларации, по поводу отказа многих анабаптистов давать какие-либо клятвы. В этих вероисповеданиях ясно говорится, что "отказ давать клятву, предлагаемую законной властью и касающуюся того, что хорошо и справедливо, является грехом". Баптисты удовлетворились просто повторением мысли (записанной в параграфе 2 Вестминстерского вероисповедания) о том, что "законная клятва, будучи предлагаема законной властью в подобных вопросах, должна быть произнесена". Возможно, что такое выражение мысли отражает сочувствие к анабаптистам. Понять природу этого сочувствия поможет утверждение, взятое из Баптистского вероисповедания 1644 года и включенное в параграф 3, в котором говорится: "...необдуманные, ложные и напрасные клятвы вызывают гнев Господа, и из-за них земля скорбит". По-видимому, авторы Вероисповедания, бывшие баптистами, чувствовали, что реакция анабаптистов на произнесение клятв отражала должное отвращение по отношению к злоупотреблению клятвами, которое было тогда широко распространено. Хотя авторы Вероисповедания (баптисты) симпатизировали отвращению анабаптистов к злоупотреблению клятвами, однако их Вероисповедание ясно говорит, что они не были согласны с их богословской позицией. В данном случае баптисты занимали и поныне продолжают занимать позицию реформаторского богословия.

Следующие доводы, основанные на Писании, подтверждают законность клятв и обетов.

1. Повеление не клясться именем Бога напрасно или ложно говорит об их законности (Исх. 20:7).

2. Повеление клясться только именем Бога также говорит об их законности (Втор. 6:13; 10:20).

3. Пример Самого Бога указывает на их законность (Евр. 6:13-16).

4. Пример многих святых Ветхого Завета указывает на их законность (пример Авраама, Быт. 24:3; Иакова, Быт. 47:30-31; Иосифа, Быт. 50:25; Илии, 3 Цар. 17:1; Неемии, Неем. 13:25; 5:12; Ездры, Ездр. 10:5). Все они давали клятвы.

5. Закон Моисеев требует давать клятву в определенных ситуациях (Числ. 5:19,21; 3 Цар. 8:31; Исх. 22:11).

6. Предсказания пророков указывают на их законность (Ис. 45:23; 65:16).

7. Пример Христа показывает законность клятв (Мтф. 26:62-64).

8. Пример Павла указывает на их законность (Рим. 1:9; 2 Кор. 1:23; Деян. 18:18).

Что бы ни имели в виду Христос и Иаков, говоря "не клянись вовсе" в Евангелии от Матфея 5:33-37 и Послании Иакова 5:12, они не могли учить, что давать клятву - это всегда неверно и плохо. Но о чем говорят тогда эти места Писания? Очевидно, что Послание Иакова 5:12 является только повторением учения Христа, так что нам надо просто рассмотреть Евангелие от Матфея 5:33-37. Два вопроса удачно раскрывают значение и смысл сказанного Христом.

1. Какое извращение закона Божия обличал Христос? Вильям Хендриксен ясно и точно отвечает на этот вопрос, говоря: "Из слов Иисуса, записанных в Матфея 5:34-36, вполне очевидно, что фарисеи, державшиеся традиций, поменяли ударение, так что стихи из Пятикнижия стали читаться следующим образом:

"Не клянитесь именем Моим во лжи" (Лев. 19:12).

"Если кто даст обет Господу или поклянется клятвою... то он не должен нарушать слова своего" (Числ. 30:3).

"Если дашь обет Господу, Богу твоему, немедленно исполни его" (Втор. 23:21).

Вывод: "Ты не должен нарушать своей клятвы, но должен исполнять клятвы, которые ты дал Господу".

Другими словами, согласно мнению книжников и фарисеев, а также их предшественников клятва, данная Господу, должна была соблюдаться; и, наоборот, клятва, не связанная явно с именем Господа, имела меньшее значение. Человеку не надо было быть таким добросовестным и честным в соблюдении своей клятвы. И поэтому в будничной жизни клятвы стали умножаться: люди стали клясться "небом", "землей", "Иерусалимом", а согласно Евангелию от Матфея 23:16, 18, они даже клялись "храмом" и "жертвенником". Желая произвести впечатление, такой человек, бахвалясь и давая обещания, мог произнести такую клятву. Если клятвенное заявление, которое он сделал, было ложью или он никогда и не собирался его выполнять, то это не было очень уж плохо, если только он не поклялся Господу1.

2. Что же тогда запрещает Христос, говоря: "Не клянись вовсе"? Он осуждает всякое напрасное или легкомысленное употребление имени Бога в клятвах, которое человек произносит для того, чтобы придать вес своим словам, в то время как он старается уклониться от обязанности быть абсолютно честным. Хендриксен делает следующий вывод: "То, о чем говорится в Евангелии от Матфея 5:33-37 (сравните с Посланием Иакова 5:12), является осуждением легкомысленной, нечестной, неуместной и часто лицемерной клятвы, которая используется для того, чтобы произвести впечатление и приукрасить обычный разговор. Чтобы бороться с этим злом, Иисус призывает к правдивости и верности в мыслях, словах и делах"2. Иисус здесь вообще не говорит о законной или религиозной клятве, которая дается во имя Бога. Он говорит о клятвах, в которых неправильно используется имя Бога. Следовательно, квакеры и анабаптисты, которые отказывались давать присяги или клятвы в суде на основании данного места Писания, рассматривали его полностью в отрыве от контекста. Те люди, которые делают аналогичные выводы на основании указанных стихов, также заблуждаются.

Следует извлечь важные уроки из этого искажения Писания. Остерегайтесь опасности и обмана, которые кроются в поверхностных, буквальных толкованиях Библии. Сколько ненужных страданий, вызванных внушающим доверие, однако поверхностным толкованием Писания, претерпели квакеры и другие верующие! Мы должны извлечь из этого урок и понять необходимость серьезного изучения Библии и внимательного последовательного (с объяснениями) разъяснения учения, в котором раскрываются доктрины Библии. Мы должны также глубоко понять необходимость изучения всей Библии, чтобы узнать, что она говорит по тому или иному вопросу. Один или два стиха, вырванные из контекста, могут полностью ввести вас в заблуждение. Систематизированное учение о Боге и проповеди, в которых объясняются доктрины Писания, совершенно необходимы. Нашим детям надо учить не отдельные, изолированные друг от друга стихи из Библии, а доктрины Библии, которые кратко и четко изложены в библейских катехизисах.

Один практический вопрос, не включенный в Баптистское вероисповедание, вероятно, из-за стремления к краткости, рассматривается в Вестминстерском вероисповедании и Савойской декларации. Утверждение, записанное в параграфе 4 Вестминстерского вероисповедания, звучит так: "Она [клятва] не может вести ко греху; однако, будучи данной по отношению ко всему, что не является грехом, она обязательно должна быть выполнена, даже если это повредит самому человеку. Она не должна нарушаться, даже если она дана еретикам или атеистам". Данное утверждение на первый взгляд выглядит здраво.

Оно учит нас тому, что некоторые клятвы не являются обязательными. "Она [клятва] не может вести ко греху". Почему? Потому, что человек никогда, ни при каких обстоятельствах не должен грешить! То, что вы даете кому-то слово, не оправдывает нарушения Слова Божия (Деян. 23:12). Г. И. Вильямсон говорит: "Прежде всего было бы неправильно давать такую клятву. Но было бы вдвойне неправильно исполнить ее после того, как стало ясно, что она была греховной"3. А. А. Ходж добавляет: "Грех состоит в произнесении клятвы, обязывающей совершить что-то противозаконное, а не в нарушении ее"4.

Это учит нас тому, что все клятвы, которые не обязывают вас совершить какой-либо грех, являются обязательными. Чтобы придать силу данному утверждению и проиллюстрировать его, Вероисповедание упоминает два обстоятельства, которые побуждают людей спорить о том, что их клятвы не являются обязательными. Оно учит, во-первых, что клятвы, которые приведут к негативных последствиям для нас, все равно являются обязательными (Пс. 14:4). Оно учит далее, что клятвы, данные нечестивым, также являются обязательными (Иез. 17:16-19).

II. Законные обеты

Параграф 5 суммирует мысли, изложенные в параграфах 5-7 Вестминстерского вероисповедания, посвященных обетам, в отличие от клятв. То, что данная тема рассматривается в Вероисповедании 1689 года в сокращении, не умаляет доктринальных различий между клятвами и обетами.

Но, несмотря на различие между клятвами и обетами, между ними существует взаимосвязь. В Библии естьдве особые, отличные друг от друга группы слов, которые имеют отношение соответственно к клятвам и обетам. В книге Числа 30:3 эти две группы слов используются одновременно таким образом, который предполагает их сходство по значению. Как клятвы, так и обеты являются торжественными обещаниями. И те, и другие утверждены Богом. Таким образом, многое из того, о чем говорилось прежде, относится также и к обетам. Их надо давать честно и исполнять добросовестно. В чем же тогда разница между клятвами и обетами? Обеты - это торжественные обещания, данные Господу. Клятвы - это торжественные обещания, данные не Господу, а людям, но пред Господом. Целью клятвы является подтверждение. Целью обета являются обязательство и посвящение.

О гражданских властях

1. Бог, верховный Господин и Царь всей вселенной, установил, чтобы гражданские власти подчинялись Ему и управляли людьми1 для Его собственной славы и общественного блага2. И для этой цели Он наделил их силой оружия, предназначенного для защиты и поощрения делающих добро и для наказания делающих зло3.

1. Пс. 81:1; Лк. 12:48; Рим. 13:1-6; 1 Пет. 2:13-14.

2. Быт. 6:11-13 и 9:5-6; Пс. 57:2-3; 71:14; 81:1-4; Прит. 21:15; 24:11-12; 29:14, 26; 31:5; Иез. 7:23; 45:9; Дан. 4:24; Мтф. 22:21; Рим. 13:3-4; 1 Тим. 2:2; 1 Пет. 2:14.

3. Быт. 9:6; Прит. 16:14; 19:12; 20:2; 21:15; 28:17; Деян. 25:11; Рим. 13:4; 1 Пет. 2:14.

2. Христианам позволительно принимать на себя и исполнять обязанности должностных лиц, когда они призываются к этому1. При исполнении этих обязанностей они особенно должны отстаивать справедливость и способствовать сохранению мира в соответствии со здравыми законами каждого государства, каждой республики. Поэтому для достижения этой цели они могут законно вести войну в эпоху Нового Завета на справедливых основаниях и в необходимых случаях2.

1. Исх. 22:8-9, 28-29; Книга Даниила; Книга Неемии; Прит. 14:35; 16:10, 12; 20:26, 28; 25:2; 28:15-16; 29:4, 14; 31:4-5; Рим. 13:2, 4, 6.

2. Лк. 3:14; Рим. 13:4.

3. Поскольку гражданские власти установлены Богом для достижения вышеупомянутых целей, то повиновение1 всем их законным постановлениям2 должно оказываться нами в Господе не только из-за страха наказания, но и по совести. Мы должны возносить молитвы и моления за царей и за всех начальствующих, чтобы, будучи под их властью, могли проводить жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте (честности)3.

1. Прит. 16:14-15; 19:12; 20:2; 24:21-22; 25:15; 28:2; Рим. 13:1-7; Тит. 3:1; 1 Пет. 2:13-14.

2. Дан. 1:8; 3:4-6, 16-18; 6:5-10, 22; Мтф. 22:21; Деян. 4:18-20; 5:29.

3. Иер. 29:7; 1 Тим. 2:1-4.

План главы

Параграфы

1 I. Божественное учреждение гражданских властей

А. Их положение

Б. Их цель и назначение

В. Их власть

2 II. Участие христианина в исполнении обязанностей должностного лица

А. Нравственная уместность и правильность такого участия

Б. Особая забота, которую христианин должен проявлять

В. Специфическая прерогатива властей

3 III. Подчинение верующего гражданским властям

А. Обязанность повиноваться гражданским властям

1. Основание этого повиновения

2. Мера и степень этого повиновения

3. Суть этого повиновения

4. Мотивы этого повиновения

Б. Обязанность молиться за гражданские власти

Комментарии

Удивляет ли вас, что Вероисповедание содержит главу, которая называется "О гражданских властях"? Не хотите ли вы задать вопрос: "Какое отношение политика имеет ко Христу?" Если ваша реакция такова, то я могу предположить, что вы стали жертвой воспитания в той религиозной среде, которая отступила от своих общественных обязанностей под влиянием неправильного взгляда на отделение церкви от государства. Такая позиция фактически отрицает всемогущество Бога и Его контроль над всеми сферами жизни. Ограничивать христианство духовной областью - значит в конечном счете разрушать его.

I. Божественное учреждение гражданских властей (параграф 1)

Первым и главным пунктом, который рассматривается в этом параграфе, является утверждение о том, что гражданские власти установлены Богом. Они получили свою власть от Бога. Эта истина наносит удар по самой основе фундаментального заблуждения современности. А. А. Ходж хорошо подметил: "Некоторые полагают, что права и законная власть человеческого правительства утверждаются на "согласии тех, кем оно управляет", на "волеизъявлении большинства" или на каком-то воображаемом "социальном соглашении", которое заключили друг с другом прародители рода человеческого, когда зарождалась общественная жизнь. Однако совершенно очевидно то, что Божественная воля является первопричиной всякой формы человеческого правления и обязанности повиноваться этой воле, основанной на нравственных предпосылках и являющейся главной причиной обязательного повиновения человеческому начальству"1. Как поясняет Ходж, мы проявляем послушание потому, что Бог этого желает, а не потому, что мы добровольно вверили самих себя определенным людям, которым доверили власть. Библия, говоря о правительстве, не учит теории социального договора, которой многих из нас учили в американских школах. Согласно Посланию к Римлянам 13:1-2, римские императоры были правителями, поставленными Богом, а не получили свою власть благодаря "согласию тех, кем они управляли". Теория, которая говорит, что мы повинуемся нашим властям потому, что они в конечном счете слушаются нас, не основана на Библии.

В данном параграфе приводятся три утверждения, касающихся Божественного учреждения гражданских властей.

А. Их положение

Оно описывается следующими словами: "...гражданские власти подчиняются Ему [Богу] и управляют людьми". В Послании к Римлянам 13:2, 4, 6 положение властей описывается как "Божие установление", здесь же говорится, что начальник - это "Божий слуга" и "Божий служитель". Данные описания обобщают то утверждение, кото рое содержится в Вероисповедании. Гражданские власти обязаны повиноваться Богу в вопросах управления точно так же, как мы обязаны повиноваться властям. Бог дал им всю власть, которой они обладают. "От всякого, кому дано много, много и потребуется" (Лк. 12:48).

Б. Их цель и назначение

Цель и назначение властей описываются в Вероисповедании следующим образом: "для Его собственной славы и общественного блага"; "для защиты и поощрения делающих добро и для наказания делающих зло". Обратите также внимание на утверждение, записанное в параграфе 2: "отстаивать справедливость и способствовать сохранению мира". Чему Библия учит нас в отношении особых функций и задач гражданских властей? Следующие стихи говорят об этом: Быт. 6:11-13; 9:5-6; Пс. 57:3; 71:14; 81:1-4; Прит. 21:15; 24:11-12; 29:14, 26; 31:5; Иез. 7:23; 45:9; Дан. 4:24; Мтф. 22:21; Рим. 13:3-4; 1 Тим. 2:2; 1 Пет. 2:14. Учение этих мест Писания состоит в том, что задачами гражданского правительства является отстаивание социальной и гражданской справедливости и сохранение мира путем подавления насилия и социальной несправедливости, поощрения (защиты и поддержки) тех, кто делает добро для общества и для страны в целом.

В. Их власть

Вероисповедание утверждает, говоря о власти гражданского правительства: "И для этой цели Он наделил их силой оружия". Данная фраза подтверждает, что сфера действия гражданского правительства - это гражданская сфера. Оружие не используется для того, чтобы воспитывать детей или наказывать христиан, которые не хотят раскаяться в чем-либо. Оно годится для того, чтобы пресекать действия опасных преступников и не допускать общественной несправедливости. Библия также учит, что Бог наделил власти правом применять оружие (Быт. 9:6; Прит. 16:14; 19:12; 20:2; 21:15; 28:17; Деян. 25:11; Рим. 13:4; 1 Пет. 2:14).

Вильямсон высказывает важную мысль: "Сегодня в нашей стране видна растущая тенденция, выражающаяся в стремлении отменить смертную казнь. И многие группы либеральных протестантов одобряют это на том основании, что смертная казнь не приносит пользы обществу, не исправляет преступника и не отражает гуманного учения Нового Завета. Другими словами, сегодня по различным причинам широко пропагандируется тот взгляд, что гражданскому правительству должно быть отказано в праве применять оружие для наказания зла. Такой взгляд на гражданские власти является, и это несомненно, в высшей степени небиблейским. Мы не думаем, что можно доказать, что смертная казнь не приносит пользы обществу. Мы верим, что она приносит пользу, потому что Писание говорит, что верное отправление правосудия наводит страх на делающих зло и ободряет делающих добро. Противники высшей меры наказания отрицают это, но они делают это напрасно. Возможно, верно то, что смертная казнь не меняет преступника. Но мы глубоко сомневаемся в том, что отсутствие наказания за совершение злых поступков изменяет преступника в лучшую сторону. Кроме того, мы не сомневаемся, что отсутствие должного наказания потворствует злу. Но, прежде всего, мы отрицаем, что гражданская власть обязана отражать модернистские представления о "гуманном" учении Нового Завета. Справедливость и правосудие в Новом Завете не являются более "гуманными", чем справедливость и правосудие в Ветхом Завете. Назначение гражданского правительства не задумано Богом для того, чтобы учить Новому Завету; в его обязанности входят наказание преступников и защита тех, кто делает добро. Однако мы сомневаемся в том, что программа либералов, которые выступают за отмену высшей меры наказания, является "гуманной". Мы верим, что многие преступления в наши дни совершаются потому, что проявляется слишком много небиблейской заботы о нечестивых и злых и слишком мало библейской заботы о честных и праведных"2.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь