Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ИЛЬИН Иван Александрович (1882—1954)
Русский политический мылслитель, религиозныш философ, публицист, общественным деятель. Доктор государственных наук, профессор юридического факультета Московского университета. Работал в Религиозно- философской академии иРусском научном институте в Берлине. Автор более 40 книг и 300 статей и очерков на русском и немецком языках по проблемам философии, правоведения и государственного строительства, истории политических учений, демократии, федерализма. 13 их числе: «Основы.1 законоведения» (1915); «Порядок или беспорядок» (1917); «О сущности правосознания» (1956); «Наши задачи» (1956); «(О) монархии и республике» (С979) и др. В России его труды стали широко публиковаться лишь в конце 19980-х гг. Анализируя современное общество и государство, И. А. Ильин доказывал, что их основ ной порок состоит в социальной неоднородности, в противопоставлении ума сердцу, а разума чувству. Силу государства он видел в его духовном авторитете и духовной сравоте. Широкий резонанс получила его работа «О сопротивлении злу силою», в которой критикуется учение Л. Н. Толстого о непротивлении злу насилием. Физическое принуждение учены)й квалифицирует как зло, которое не становится добром даже от1 того, что используется с благими намерениями. Ильин ввел в научный оборот понятие «нормальное правосознание», он доказывал, что здоровое правосознание есть не только свободное и лояльное состояние души, но и творческое состояние в духе христианства, принимающее законы, но не для того, чтобы формально проводить их в жизнь, превращая правопорядок в мертвую бюрократическую работу, а для того, чтобы оживлять отвлеченные формулы, нормы и закона. И. А. Ильин сформулировал три правил а тво рческого правосознания: первое — «соблюдай добровольно действующие законы и борись лояльно за новые, лучшие»; второе — «освободи себя внутренне посредством добровольного самообязысвания и ищи свободы1 только через закон и подчинение») третье — «пусть всякое действующее положительное право — будь то закон или полномочие, приговор или запрет, юридический обычай или повинность — будет освящено лучами, исходящими из глубины естественного правосознания». В статье «Основная задача грядущей России» И. А. Ильин писал, что после прекращения коммунистической революции основная задача русского национального спасения и нового государственного строительства будет состоять «в вылделении кверху лучших людей — людей, преданных России, национально чувствующих: государственно мыслящих, идейно-творческих, несущих народу не месть и не распад, а дух освобождения, справедливости и сверхклассового единения». Правящую элиту он называл «ведущим слоем общества». Принадлежность к ведущему слою — не привилегия, а несение трудной и ответственной обязанности перед народом. Именно поэтому правящая элита может и должна «блюсти и крепить авто- ритет государственной власти». Ильин также предупреждал об опасностях тоталитаризма и псевдолиберализма. Во-вторых, это формы взаимодействия человека и природы. 13 своих исследованиях русский историк и географ Л. Н. Гумилев убедительно до казал, что при родные богатства и климатические условия предопределяют формы жизнедеятельности людей, формируют соответствующие этносы[27]. Им представлен подробный анализ прямых и обратных связей этноса с «кормящим его ландшафтом». Ландшафт самым активным образом влияет на плотность населения, на тип градо- и домостроения. на характер и организацию поселений на способы и приемы труда, на культуру и психологию людей. 1В научную лексику ученым было введено даже специальное понятие — «пассионарность» как органичная совокупность психофизических характеристик личности, определяющая его социальную активность и влияние на окружающих и. вследствие этого, на характер всех происходящих событий. Справедливость научных выводов Л. И. Гумилева сегодня признается всеми ведущими представителями обществознания. Поэтому не должно быть иллюзий относительно того, будто бы современная научн ая и информационно-техническая революция, бурно развивающиеся процессы глобализации и мощные транснациональные торгово-экономические связи выравнивают многообразие субъективного фактора, ведут к тому, что повсеместно созрели необходимые предпосылки для прямолинейных демократических преобразований по «западным образцам». К такого рода прожектам следует относиться крайне осторожно. Осваивать лучшие мировые достижения, конечно, необходимо, без этого прогресс невозможен. Но не менее внимательно следует относиться к национальным традициям, культуре, социально-экономическим в озможностям и ментальным характеристикам народа. В противном случае управление будет не созидательным. а разрушительным, в лучшем случае малоэффективным, а значит, и бесперспективным. ГУМИЛЕВ Лев Николаевич ( 1912—1992) Крупный русский ученый, историк-этнограф, доктор исторических и географических наук, поэт, переводчик с фарси. Основоположник пассионарной теории этногенеза. Работал в Эрмитаже и в Научно- исследовательском институте географии при Ленинградском государственном университете. Автор 12 научных монографий, среди которых: «Этногенез и биосфера Земли» (1973); «В поисках вымышленного царства» (1979); «Древняя Русь и Великая степь» (1989); «Древние тюрки» (1967); «История народа хунну» (1960); «Тысячелетие вокруг Каспия» (1991) ; «Древний Тибет»; «Открытие Хаеарии» (1966); «От Руси до России» (1992) , «Этносфера. История людей и история природы» (1993). Л. Н. Гумилев настаивал на строгой научности своей теории и обосновывал свои научные выводы со всей доступной ему скрупулезностью. Он предложил комплекс оригинальных методов изучения этногенеза, заключающихся в параллельном изучении исторических сведений о климате, геологии и географии. вмещающего ландшафта, археологических и культурных источников. Масштабы монголо-татарского ига считал сильно преувеличенными и трактовал его как своеобразный военно-политический союз Руси и Золотой Орды. Китай представлял не мирным оплотом цивилизации, борющимся с захватчиками, а хищным агрессором. Большое место в его трудах занимает критика европоцентризма. Основу его исследовательского багажа составила оригинальная пасси- онарн ая теория этногенеза. с помощь ю которой Л. Н. Гумилев пытался объяснить закономерности исторического процесса. Рассматривал пас- сионарность как один из важнейших источников социальных трансформаций и появления суперэтносов. Исследовал этноландшафтное равновесие, его место и значимость в развитии этносов, народов и государств. В-третьих, это факторы экономического порядка, характеризующие не только богатство природно-производственных ресурсов, но и качество производительных сил и господствующих в стране производственных отношений, уровень освоения научно-технических достижений. Для государственно го управления экономика, уровень развития производительных сил и экономического базиса (как на мего- имакро-, так и на микроуровне) — базовая объективная реальность. Какие бы управленческие цели государством ни преследовались, а цели эти, естественно, самые разные, не учитывать состояние национальной экономики, ее готовность и способность к решению тех или иных программ недопустимо. Нельзя абстрагироваться от того, что нынешнее рыночное экономическое устройство России только лишь формируется и существенно отличается от социалистического планового хозяйства, которое еще не так давно было характерно для нашей страны. Нельзя выйти на антикризисный путь развития без концентрации ресурсов в самых перспективных производственно-техноло гических комплексах, без системы стратегического планирования, без снижения налоговой нагрузки на все виды инновационной деятельности, без увеличения! инвестиций в науку, образованиеи здравоохранение, без повышения инвестиционной привлекательности нашей страны. Разве можно рассчитывать на победу, если не позаботиться о развитии потребительского рынка, если не сопротивляться непрофессионализму топ-менеджмента, безропотно терпеть безответственность, бюрократизм и коррупцию? В-четвертых, это социальная организация общества (социальная стратификация) — один из определяющих факторов формирования, функционирования, эволюции и трансформационных изменений системы государственного и муниципального управления. Речь идет осоциодемографической структуре (пол, возраст), разделении социума по этнонациональному при знаку (расы, нации, народности), миграционных процессах (внутренних и внешних), профессионально-трудовой структуре (образование, профессия, квалификация, вид трудовой деятельности), конфессиональном составе общества. С точки зрения социально-классового (стратификационного) состава основными компонентами социальной организации общества являются его базовые элементы — социальные слои, группы и классы, нации и народности, кланы и тейпы, а также «первичные клеточки» — компании, заводы, фабрики, фирмы, акционерные объединения; предприятия торговли и быта; учреждения сферы жилищно- коммунального хозяйства; здравоохранения, образования, науки и культуры; политические( религиозные и другие общественные организации. Причем все эти компоненты существуют не порознь, а в органическом неразрывном единстве. Реализуя свои функции, они обеспечивают жизнеспосо бность общества, создают необходимые политические, экономические. духовно-нравственные и культурные условия для нормальной жизни людей. Естественно, что все это, с одной стороны, задает параметры государственного управления, а, с другой стороны, находится под самым активным управляющим воздействиемгосударственной власти и институтов гражданского общества. При этом государство исходит из того, что основой социальной организации современного цивилизованного общества являются: индивид с его широкими демократическими правами; средний класс, имеющий высокий уровень социальной зрелости; многочисленные институты гражданско го общества. Именно к такой социальной организации стремится современная Россия. Перейти к ней не так-то просто, ведь базисом социальной организации советского общества было совсем иное. Основой считался советский многонациональный народ с его особой классовой структурой (рабочий класс, колхозное крестьянство и трудовая интеллигенция). Базовой клеточкой (и это было на сам ом деле так) являлся трудовой коллектив. Трудовой коллектив был центром жизни советского человека, выступал гарантом удовлетворения его основных жизненных потребностей. Здесь люди трудились, получали материальное вознаграждение, развлекались и отдыхали, идейно и морально воспитывались, делали карьеру, получали квартиры и места в ведомственных детских садах. Во всех трудовых ячейках в обязательном порядке создавались партийные, профсоюзные, ком сомольские и другие общественные организации. Через них и с их помощью осуществлялось государственное управление. Ничего подобного сейчас нет и в принципе быть не может — другие объе ктивные условия, другаясоциальная организация общества, другой взгляд на мир. С уход ом от коллективизма появились проблемы, которые вызывают серьезную тревогу: запредельное имущественное расслоение и бедность значительной части населения; достаточно ощутимые количественно деклассированные и маргинальные слои; возрастающая социальная напряженность; межнациональные и межконфессиональные противоречия; неуправляемые миграционные процессы; право вой нигилизм; алкоголизация и преступность почти с подросткового возраста; обессмысливание многих! человеческих ценностей. Немодным становятся честный труд, самоотверженное творчеств о, созидание во имя общего блага. За это общество расплачивается демографическими провалами, нравственной! деградацией, экономической и бытовой отсталостью, а нередко и кровью, В-пятьщ разнородность национального состава и религиозно- конфессиональная принадлежность населения, национально-культурных традиций и исторического опыта народа. Чем выше сложность социума по указанным параметрам, тем сложнее им управлять.. Более того, на систему государственного управления оказывают самое активное влияние факторы далеко го исторического прошлого. Мы и сегодня вбольшей или меньшей степени ощущаем отголоски российской общинности, остатков культуры татаро-монгольского владычества, азиатской системы абсолютного, никем и ничем не ограниченного властвования с о порой на жестокость и рабскую покорность. Эти отношения распространялись на все этажи социальной пирамиды российского бытия, пр очно и надолго утвердились в образе жизни многих поколений наших соотечественников. Отсюда вековой деспотизм.боярская аристократия и опричнина при Иване Грозном, тирания Петра Великого, царские балы на фоне ходынской трагедии и «кровавые воскресенья», массовые сталинские репрессии, разгул хрущевского бюрократизма, коррупции и проявлений авторитарных методов правления сегодня. Отсюда и особые черты характера российского народа: с одной стороны, стремление к свободе, щедрость, терпение, коллективизм, готовность к самопожертвованию и тут же, с другой стороны, максимализм, крайности, жестокость, непоколебимость в отстаивании тех или иных идеологических конструкций. Все эти факторы до сих пор «работают» в полную мощь, порождая рецидивы единовластия и авторитарности, преодолеть. которые нам никак не удается. Представление о том, что только сильная власть и жестко централизованное управление могут преодолеть трудности российского бытия, многим представляется единственно верным. И с таким массовым мнением нельзя не считаться. В-шестых. ментальностъ совместно проживающих на территории страны народов.Ментальность (англ. mentality, фр. meni — склад ума, мироощущение, — глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включая и бессознательное. Это совокупность устойчивых интеллектуально-психологических установок и представлений, выражающих своеобразное видение (осознание) людьми окружающих реалий и ориентирующих их социальное поведена Для управления ментальность — объективный фактор, который самым активным образом влияет не только на состояние умонастроений, но и ценностную направленность принимаемых решений. Доминирующий менталитет обеспечивает политическую преемственность управления, социальное единство на основе утвердившихся в обществе традиций, ценностей и идеалов. В-седьмых, нельзя не учитывать и сложившееся соотношение мировой и национальной куль тур. Грамотно управлять может лишь тот, кто знает и способен учитывать общее, особенное и единичное в общественной жизни. Необходимо не только знать достижения народов, проживающих на Востоке, Западе, Севере или Юге, но и понимать, что любая культура складывается на протяжении многих веков в рамках своихособ ых естественно-«социальных координат»- Поэтому при переносе каких-либо образцов культуры на почву другой страны надо быть предельно внимательным, учитывать имеющиеся возможности и, главное, готовность, желание и способность народ а к адекватному восприятию иных культурных ценностей. В-восьмых, важное место в системе объективных детерминант государственного управления принадлежит социальной сфере сохранения, обеспечения и воспроизводства человеческой жизни, удовлетворения повседневных потребностей человека и его семьи. Если демократическое правовое государство в качестве своей главной стратегической цели заявляет обеспечение надлежащих условий для достойной жизни и всестороннего развития личности[28], то в своей управленческой деятельности оно не может не учитывать сложившуюся ситуацию в сфере социальных услуг: с точки зрения динамики демографической ситуации, достигнутого уровня развития здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, культуры быта, системы социально-пенсионного обеспечения, защиты обездоленных и инвалидов, эффективности противодействия безработице, доступности торговой сети и т.д. Как объективную данность мы должны1 учитывать, что нынешнее российское общество в основной своей массе — это общество малообеспеченных и не особенно образованных людей. В России по-прежнему нет развитого среднего класса, официально безработными числятся более 5.5 млн человек экономически активного населения. Пропасть между бедными и богатыми постоянно углубляется: ниже официального прожиточного уровня находится, по меньшей мере, 20% россиян, На долю 10% самых богатых приходится более трети совокупного общественного продукта, а на 10% беднейших — лишь 2%о. Это значит, что у значительной части наших людей нет материального достатка, позволяющего достойно питаться, нормально одеваться и обзаводиться комфо ртабельным жильем, иметь доступ к высококачествен ному об разо ванию, здравоохранению, отдыху, культуре, средствам коммуникации. Существенно осложняют) ситуацию I- екачественн гая медици на, падение престижа хорошего образования, демографический кризис, огромное количество бездомных. К этому добавляются периодические сбои коммунальных систем, плохое состояние дорог, проблемы с общественным транспортом, ухудшение окружающей среды. Следовательно. для государственного управления наиболее приоритетны крупномасштабная модернизация производства, создание новых рабочих мест, адресная социальная поддержка малоимущих. оптимизация тарифов на услуги ЖКХ, переход к образованию и здравоохранению по стандартам нового поколения, создание условий , при которых граждане могли бы самостоятельно решать свои жилищные проблемы, причем уже сейчас, а не в далеком будущем. Все социальные преобразования, как того требует Президент РФ, должны быть продуманными. рациональными и неуклонными[29], чтобы каждый рубль, направляемый в социальную сферу, производил! «социальную справедливость»[30]. Пакетом указов Президента РФ от 7 мая 2012 г. определены и кон- кретныеориентиры: обеспечить к 2018 it. увеличение продолжительности жизни в Российской Федерации до 74 лет; увеличение размера реальной заработной платы в 1,4—1,5 раза; доведение средней заработной платы педагогических и медицинских работников до средней заработной платы в соответствующем регионе; повышение средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200% от средней зар аб отнойпла ты в соответствующем регионе; воссоздание рабочей аристократии, которая должна составить не менее трети от общей численности квалифицированных работников; создание до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов ежегодно; снижение стоимости одного квадратного метра жилья на 20%о путем увеличения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса; реорганизация неэффективных образовательных учреждений. В-девятьщ для государства как ведущего субъекта социального управления в качестве объективного фактора выступает сложившаяся международная ситуация, геополитическое положение страны и ееместо в системе международных торгово-экономических и политических отношений, научного, военно-технического и культурного сотрудничества. Принимая государственные управленческие решения, нельзя не учитывать возрастающую международную конфликтность, быстрое распространение религиозно-мотивированного терроризма, обострение политической нетерпимости. Немаловажен и тот факт, что в современном мире международная поляризация проходит по линии «страны золотого миллиарда — прочие страны», нельзя не обращать внимания на процессы глобализации и появление так называемых мировых цехов, в которых сосредоточено основное производство мировой продукции конечного потребления. Успешно противостоять негативным вызовам времени невозможно, опирая сь лишь на аполо пик, собственных достижений, стремясь принизить роль других народов или жить по принципу «авось пронесет». Нужны своевременная и грамотная переналадка международных взаимодействий, качественное обновление отношений со странами постсоветского. евразийского и американского пространства на принципах уважения интересов друг друга, предсказуемости, открытости и конструктивности. Ни в коем случае нельзя решать проблемы методами нетерпимости и военно-политической конфронтации. В-десятых, глобальное социалъное многообразие. В условиях современного открытого общества большинство людей постоянно взаимодействует с теми, кто явно отличается от них с точки зрения культуры, менталитета. образованности, политического и религиозного мировоззрения. Еще несколь ко столетий назад, контакты с людьми других стран и национальностей, других религий и куль- турных установок, иного образа жизни были эпизодическими и, естественно, кардинального влияния на систему государственной власти и управления не имели. Теперь это контакты принципиально иного характера. Они многогранны и постоянны, причем как в реальном пространстве, так и в виртуальнойсреде. Сегодня миллионы пользователей Интернета без каких-либо посредников самостоятельно и очень быстро объединяются по интересам. Воздействие такого общения ощущается повсеместно и порождает новые вызовы, в том числе 13 сфере традиционно сложившегося политического плюрализма, многоконфессиональности и многонациональности. Пестрота окружающего мира и социальное многообразие заставляют людей не т олько мирно сосуществовать, но и плодотворно сотрудничать даже с теми кто на них не похож. Это, естественно, существенно затрудняет функционирование обычных государственных. адм инистративных структур) которые в стандартных условиях успешно работали на протяжении многих десятилетий. Не учитывать перечисленные факторы недальновидно. Нельзя также не понимать, что в условиях со временного глобального многообразия государство тоже должно быть многообразным, более гибким и подвижные Как видим, сущность, принципы, формы1 и методы государственного управления определяются целым комплексом детерминант объективного характера: процессами глобализации; современными особенностями геополитической и международной ситуации; почвенно- климатических условий; сложившихся естественно-общественных форм обеспечения жизнедеятельности людей; культурно-исторического наследия; системы экономических отношений; образа жизни, менталитета и особенностей духовной культуры1 народа; уровня освоения достижений научно-технического, в том числе информационного прогресса. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы