Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 12. Основные этапы развития пантомимы.



 

Лекция носит обзорный характер с целью соориентировать студентов для дальнейшей самостоятельной работы.

Задание: студенты готовят 3-минутное сообщение по основным этапам развития пантомимы. Возможна небольшая домашняя письменная работа по темам:

— пантомима в сюжетных ритуальных плясках первобытных народов,

— античная пантомима Греции и Рима,

— пантомима на Востоке (Индия, Китай),

— итальянская комедия масок Дель Арте,

— творчество Гримальди, Дебюро,

— творчество Ч. Чаплина,

— Декру и условный язык современной пантомимы,

— Марсель Марсо,

— пантомима в театрах различных направлений: театр Фиал­ки (Чехословакия), театр Томашевского (Польша), театр совре­менных советских профессиональных и самодеятельных коллекти­вов (Енгибаров, Полунин, Елизарьев, Кирюшкины, московский театр пластической драмы, ленинградская нео-фольклорная группа «Дерево»).

 

ЛИТЕРАТУРА

Авенариус Г. А. Чарльз Спенсер Чаплин. Очерк раннего творчества.— М., 1960.

Барро Ж- Л. Размышления о театре.— М., 1963.

Голубовский Б. Пластика в искусстве актера.— М., Искусство, 1975.

Кожин Ф. Дебюро — Л., 1973.

Маркова Е. В. Марсель Марсо.— Л., Искусство, 1975.

Румнев А. А. О пантомиме. Театр. Кино.— М., Искусство, 1964.

Рутберг И. Г. Пантомима Опыты в аллегории.— М., 1976.; Пантомима. Движение и образ.— М., 1981.

Славский Р. Е. Искусство пантомимы.— М., 1962.

Чаплин Ч. С. Моя биография—М., Искусство, 1966.

Тема 13. Синтетический комплекс упражнений пантомимы.

 

Задача синтетического комплекса — совместная работа раз­личных мышц и суставов. Основные упражнения на распростра­нение движения — «импульс», «волны». Координация напряжения одних мышц и расслабление других в одно и то же время. Тренировка равновесия.

Примеры упражнений: «волна» (ноги-корпус-голова).

ИП — ноги вместе, носки и пятки сомкнуты, руки свободно опираются на спинку стула, слегка согнуты в локтях.

Техника исполнения:

1 — слегка приседая с прямым корпусом, вывести колени вперед, пятки прижаты к полу;

2 — продолжать непрерывное движение коленом вперед за счет максимального поднятия пяток;

3 — колени, продолжая двигаться вперед, выводят вперед таз;

4 — таз продолжает движение вперед, увлекая за собой грудь и плечи. Голова откинута назад. Пятки поставить на пол;

5 — таз отодвинуть назад. Грудь выгнута, ноги прямые;

6 — таз продолжает отводиться, колени выводятся за счет поднятия пяток:

7 — таз начинает выдвижение вперед за счет продолжающе­гося выноса коленей. Грудь и плечи приходят в прогнутое положе­ние;

8 — аналогично 4, и далее с 5 по 8 цикл следует повторить несколько раз.

ЛИТЕРАТУРА

Рутберг И. Г. Пантомима. Первые опыты,— М., Искусство, 1972.

Тема 14. Воображаемые препятствия, среда, партнер.

Понятие о системе изображения результата воздействия воображаемых сил движением тела. Создание иллюзии инерции, тяжести, подъемной силы. Четкая прорисовка направлений дей­ствующих сил и противодействующих контрсил.

Воображаемая среда — совокупность действующих на нас внешних сил.

Общение с воображаемым партнером — логика поведения, точность оценок.

Задание для самостоятельной работы: придумать и исполнить этюд на взаимодействие человека с воображаемой средой — человек в воде, человек идет по песку, в невесомости и т. п.

Тема 15. Современный эстрадный танец.

 

— Импровизированный пластический тренинг.

— Контракции корпуса. Пресс.

— Основной джазовый шаг.

— Разучивание нескольких танцевальных композиций.

— Изучение техники степа — простейшие степовые комбина­ции.

— Свободные импровизации на предложенную музыку.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

Станиславский К- С. Собрание соч.— М., Искусство, 1955, т. 3, гл. 2 «Развитие выразительности тела».

Кох И. Э. Основы сценического движения.— Л., Искусство, 1970 Основы сценического движения. 38 уроков.— Л , 1962.

Морозова Г. Сценический бой.— М., Искусство, 1975.

Голубовский Б. Пластика в искусстве актера.— М., Искусство, 1986.

Рутберг И. Г. Пантомима. Первые опыты —М., Искусство, 1972. Пантомима.

Опыты в аллегории.— М., 1976.

Дополнительная

Авенариус Г. А. Чарльз Спенсер Чаплин Очерк раннего периода твор­чества.— М., 1960.

Барро Ж.-Л. Размышления о театре.— М., 1963.

Вахтангов Е. Б. Материалы, статьи.— М., ВТО, 1959.

Далькроз Ж. Ритм.—М, 1922.

Дмитриев Ю. Советский цирк сегодня.— М., Искусство, 1968.

Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца—Л., 1986.

Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, беседы.— М., Искусство, 1986.

Мочалов Ю. Композиция сценического пространства. М., Просвещение, 1981.

Немеровский А. Б. Пластическая выразительность актера.— М., 1988.

Румнев А. А. О пантомиме. Театр. Кино.—М., Искусство, 1964.

Рутберг И. Г. Пантомима. Опыты в Мимодраме.— М., Сов. Россия, 1981.

Рутберг И. Г. Пантомима. Движение и образ — М., 1981.

Розовский М. Режиссер зрелища,—М., Сов. Россия, 1973.

Славский Р. Е. Искусство пантомимы.— М , 1962.

Славский Р. Е. Леонид Енгибаров.— М , 1972.

Современные бальные танцы, —М., Искусство, 1981.

Таиров А. Я. Записки режиссера,—М., 1970. *

Чаплин Ч. С. Моя биография.— М., Искусство, 1966.

Шароев И. Г. Режиссер эстрады и массовых представлений.— М., ГИТИС, 1975.

Шароев И. Г. Театр народных масс.— М., ГИТИС, 1979.

Шляпин Л. Цирк любителей.— М., Искусство, 1976.

 

РЕЖИССУРА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

И ПРАЗДНИКОВ

В. Г. Шабалин, канд. пед. наук, доцент,

О. Л. Орлов, канд. пед. наук, доцент

Рабочая программа. Распределение учебного материала. Темати­ческий план. Содержание курса. Учебно-методические материалы и рекомендации. Списки рекомендуемой литературы (основной и дополнительной).

 

Сегодня все большее значение приобретают массовые праздни­ки, театрализованные концерты, документально-публицистические представления, чествования передовиков труда, торжественные ритуалы и обряды.

Организация и развитие их требует умения создать сво­еобразный «театр жизни», где объектом сценарно-режиссерской разработки и театрализации становятся реальные события, знаменательные даты, эпизоды жизни трудового коллектива.

Театрализация как творческий метод организации массовых праздников органически объединяет две важнейшие линии режис­суры: художественно-образную организацию материала и активи­зацию действия самой массы участников.

Первоначальным моментом творчества деятельности режиссера представлений и праздников является сценарий (драматургичес­кая основа), в котором объединены всевозможные компоненты (стихи, песни, танцы, пантомимы, документы, письма, выступления реальных героев и т. п.). С помощью синтеза этих материалов формируются эпизоды, из которых складывается композиционное построение театрализованного представления, праздника. Все части сценария подчинены общей идее, единой композиции, но вместе с тем каждая имеет свою законченную мысль и внутреннее развитие

Специфика сценарно-драматургического материала наклады­вает свой отпечаток на конкретную форму его воплощения, которая всегда носит форму образной театрализации.

Специализация «Режиссер театрализованных представлений и праздников» требует от выпускника не только умения создать сценарий массового действа, но и режиссерского постановочного умения организовать действие, которое в яркой театрализованной форме раскрывало бы основную идею массового представления, превращая зрителя в его участника.

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

Курс «Режиссура театрализованных представлений и празд­ников» изучается в течение 10-ти семестров (с 1-го по 5-й курс). Программа курса включает следующие разделы:

— Теорию режиссуры,

— Практические работы по режиссуре,

— Упражнения на освоение основ актерского мастерства,

— Практическую работу в художественно-творческой мастер­ской (по жанрам массовых праздников и функциональным специализациям),

— Творческую работу на учебно-производственных базах практики (постановка театрализованных представлений и празд­ников).

Теоретический материал и практическая работа распределены в учебной программе курса по степени возрастающей сложности и с учетом необходимости усвоения студентами организационно-постановочных навыков в наиболее распространенных жанрах массовых праздников и представлений. Каждый семестр является определенным этапом в овладении знаниями и навыками в области режиссуры, которые практически реализуются в постанов­ке театрализованного представления на учебно-производственной базе в конце каждого года обучения.

Весь процесс обучения по специализации направлен, с одной стороны, на овладение теоретическими основами общетеатральной режиссуры и навыками мастерства актера, с другой — на усвоение теории режиссуры массовых праздников и навыков организа­ционно-постановочной работы в их наиболее распространенных жанрах и формах.

За период обучения студенты практически знакомятся с режиссурой фольклорных гуляний, общественно-политических манифестаций, профессионально-трудовых праздников и ритуалов, праздников улиц и др. как в условиях концертных залов, так и на улице, в парках, на площадях.

В учебном процессе студенты овладевают навыками прак­тической режиссуры — от самостоятельной постановки этюда, массовой сцены, инсценированных стихов, песен, театрализован­ной подачи документального материала — до эпизода. Затем начинается работа над целостной композицией: театрализованного представления, игровой программы, обряда и т.п. Студенты практически осваивают навыки как исполнительской работы, так и работы помощника, ассистента режиссера эпизода в праздничном представлении и самостоятельной режиссуры и постановки представления.

В программе предусмотрено усвоение навыков работы режис­сера с реальными героями праздников и навыков по организации действия участников праздника.

 

ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

В конце 1-го семестра студент должен быть готов:

1. Ответить на вопрос одного из разделов теоретического курса

2. Показать исполнительскую работу в этюдах других студентов группы.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

 

I курс семестр

Теория

Тема I . Место, роль и воспитательные возможности праздника в современном обществе.

Тема 2. Система К. С. Станиславского, твор­ческое наследие В. Э. Мейерхольда, Е Б. Вахтангова — основа работы ре­жиссера массовых праздничных действий.

Тема 3. Элементы режиссерского и актер­ского мастерства.

Тема 4. Учение К. С. Станиславского о сверхзадаче и сквозном действии.

Тема 5. Действие — основное выразитель­ное средство зрелищного искусства.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь