Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


К теме 4. Учение К. С. Станиславского о сверхзадаче и сквозном действии.



 

Учение о сверхзадаче и сквозном действии является основой основ актерского мастерства, но прежде всего — режиссуры.

В понятиях «сверхзадача» и «сквозное действие» заключена главная сущность всей системы Станиславского.

«Ради сверхзадачи и сквозного действия изучались все этапы программы, — говорил К.С.Станиславский, — ради них произво­дились все исследования отдельных элементов». И далее: «Сверхзадача и сквозное действие — главная жизненная суть, артерия, пульс пьесы... Сверхзадача — хотение, сквозное дейст­вие — стремление и выполнение его».

Сценическое творчество — это постановка больших задач. В сценическом искусстве все должно быть пронизано единой мыслью. Основой спектакля должна быть единая общественно-полезная мысль, то есть, основная идея произведения, которая является главным критерием в отборе основного от второсте­пенного, типичного от случайного и лишнего.

Умение находить и воплощать в сценическом искусстве идей­ную сущность К.С.Станиславский ставил во главу угла всего творческого процесса.

Сегодня в театральном и постановочном искусстве определения «сверхзадача» и «сквозное действие» широко вошли в повседнев­ный обиход, но рядом с этим существует некоторая тревога и беспокойство по поводу применения этих терминов.

«В основе теории драматургии и сценарного мастерства, — пишет известный драматург и теоретик сценарного мастерства профессор Д.Н. Аль, — порой непродуманно переносятся понятия и термины теории режиссуры, например, такие известные постулаты системы Станиславского, как «сквозное действие» и «сверхзадача» и т.п. Оторванные от своей естественной почвы, эти понятия и термины вносят в головы студентов неясность и путаницу. Четко определяя себе, что означает, скажем, сверхзадача применительно к исполнению актером данной роли в данной сценичес­кой ситуации, студенты не могут взять в толк, в чем разница между идеей сценария и его сверхзадачей.. » и т.д.

Сложившаяся ситуация требует серьезного и вдумчивого рассмотрения.

Дело в том, что наш студент, как правило, выполняет две функции: с одной стороны, он выступает в роли автора-сценариста, с другой — в роли режиссера-постановщика массового зрелища, представления, потому необходимо четко определить в чем отличие «сверхзадачи» от «идеи» и что между ними общего, как избежать путаницы и подмены одного термина другим.

Во-первых, напомним важное положение ленинской теории отражения, утверждающее, что «идея есть познание и стремле­ние (хотение) человека. Процесс познания и действия превращает абстрактные понятия в законченную объективность».

Во-вторых, не следует забывать, что Станиславский, рассмат­ривая идейную сущность драматургического материала — пьесы, вводил понятия «сверхзадача» и «сквозное действие» как режиссер и педагог, в одном случае — применительно к каждой роли, в другом — к произведению — пьесе (а точнее, к спектаклю) в целом.

Рассмотрим оба случая.

Сверхзадача.

Когда речь заходит об отдельной роли (или ролях), то под сверхзадачей разумеется главная, основная, конечная цель всех действий персонажа или, как мы говорим в рабочем обиходе, та «глубоко скрытая, тайная мечта», к которой направлены все действия персонажа, иначе говоря, та «главная, большая, единственная цель» которая организует все его отдельные поступки и действия и выстраивает их в одну сквозную линию действия. Это касается как положительных героев, так и «контрдей­ствующих». У них у каждого своя сверхзадача и своя линия сквоз­ного действия.

В данном случае нет никаких сомнений. Все просто и ясно. К этому добавляется только необходимость увлечь артиста сверхзадачей, чтобы он мог согреть ее своим эмоциональным отношением и своим темпераментом.

«Сверхзадачу надо искать не только в роли, — говорил К.С.Станиславский, — но и в душе самого артиста. Нужна сверхзадача, возбуждающая творческое воображение!

Когда же речь заходит о пьесе или сценарии, здесь нужно более четко определять и видеть различие, общее, взаимосвязь и зависимость сверхзадачи и идеи.

Режиссер, работая над пьесой, должен найти и раскрыть основную идею произведения. Нужно ли эту идею называть сверхзадачей? В этом нет никакой целесообразности. Идея есть идея и ничего более. Если исходить из посылок самого Станис­лавского, что «сверхзадача — это главная цель действующего» (в данном случае автора), то сверхзадачей автора могло быть желание написать хорошую пьесу и увидеть ее на подмостках театра, или, может быть, получить хороший гонорар. Нужно ли режиссеру докапываться до скрытой «сверхзадачи» автора, да и что практически ему это даст? Режиссеру важно извлечь из произведения идейную сущность, ту главную мысль, которую автор заложил в пьесу.

Следовательно, режиссер извлекает из произведения ИДЕЮ. Эта, извлеченная им из произведения, идея в его руках рождает нужную сверхзадачу, в основе которой лежит желание режиссера донести эту идею до зрителя, но донести не как холодную, логическую формулу, а послать ее как страстную мысль, внедрить ее в сознание зрителя!

Если мы проанализируем для примера «Иркутскую историю» А. Арбузова, то увидим, что все действия, все поступки героев пьесы направлены на то, чтобы «переделать» главную героиню Валентину, изменить ее характер, привычки, убеждения. И мы видим, что любовь Сергея так воздействует на нее, что она действительно становится другой. Таким образом, решая пробле­му — возможно ли переделать, изменить человека, Арбузов приходит к мысли, что в мире есть единственная сила, способная переделать человека — это любовь!... Тогда мы можем сформулировать идею пьесы так: «Любовь – единственная в мире сила, способная переделать человека» Только такую идею может извлечь режиссер из этой пьесы, другой там нет. Но когда идея окажется в руках режиссера и постепенно начнет превращаться в сверхзадачу, тогда она может зазвучать так «Люди, берегите любовь - это единственная в мире сила, способная пере­делать человека, сделать его лучше». И вот в руках режиссера идея автора превращается в пламенный призыв «Берегите любовь!», и весь темперамент режиссера и всего постановочного коллектива будет пропитываться этой сверхзадачей

Так мы приходим к тому, о чем говорил Станиславский, т.е., что «сверхзадача – это идея, ставшая внутренней потребностью, стремлением, пафосом художника, она предполагает эмоциональ­ное к себе отношение. Идея в сценическом зрелищном искусстве не может лежать в плоскости разума, существовать как логичес­кая категория, не захватывая всей природы человека-творца». Таким образом главная мысль произведения становится тем «зерном», из которого рождается и вырастает сверхзадача

Для режиссера важно еще одно определив свою сверхзадачу, нужно найти способ активно направить ее и внедрить в сознание зрителя и помнить, что зритель, в свою очередь, воспринимает его сверхзадачу как ИДЕЮ, как главную мысль, но не пьесы, а спектакля, представления или зрелища.

Сквозное действие

Здесь также следует отдельно рассматривать сквозное действие роли (ролей) и пьесы.

Для актера «сквозное действие» — это сумма всех поступков и действии персонажа, направленных к его главной цели, к его сверхзадаче. Сквозное действие будет той главной, «красной» нитью, которая пронизывает все его действия и поступки, связывает в единую линию все маленькие задачи отдельных кусков и направляет их к сверхзадаче.

Что же касается сквозного действия пьесы, тут следует сказать, что в период становления и развития метода действенного анализа пьесы и роли Станиславский все больше и больше сближал понятия сквозного действия и действия драматурги­ческого

Драматургическое действие, как мы знаем, вбирает в себя действия всех персонажей (как «действующих», так и «противо­действующих»), посредством которых раскрывается идейная проблематика произведения. В поступках и действиях персо­нажей проявляются не только их характеры, способствующие общему движению действия драмы. За их взаимоотношениями открываются социальные противоречия действительности, отра­женной в пьесе.

Таким образом, принято считать, что драматургическое действие включает в себя как «сквозное действие», так и «контрдействие», а сквозным действием стала называться сумма действий тех положительных героев, которые несут на себе основную идею произведения, несут и утверждают ее.

Драматургическое действие в любой пьесе развивается по фабуле, то есть через цепь основных событий, по «событийному ряду», как стали называть эту конструкцию, потому Станиславский и требовал от режиссеров и актеров в первую очередь твердого знания фабулы пьесы.

Вывод: сквозное действие — это та сторона пьесы, в которой сосредоточен смысл главного, целого. В конечном счете оно является сердцевиной, стержнем всего спектакля, который раскрывает происходящую борьбу, проходя через нее, обнажает противоречие той действительности, о которой рассказывается в произведении.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 1586; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь